The 110 reference contexts in paper V. Kimeev M., В. Кимеев М. (2016) “ПРОБЛЕМА ЭТНОГЕНЕЗА ШОРЦЕВ // PROBLEM OF SHORS’ ETHNOGENESIS” / spz:neicon:vestnik-k:y:2014:i:3:p:54-66

  1. Start
    1475
    Prefix
    Введение В историко-этнографической литературе утвердилось мнение, что современные шорцы - тюркизированные потомки древних кетов, самодийцев и угров. Первые гипотезы о родстве этнолокальных групп предков шорцев (абинцев и бирюсинцев) с соседними телеутами были высказаны участниками Первой академической экспедиции
    Exact
    [26, с. 166 - 172]
    Suffix
    . Начиная с середины XIX в. в начале лингвистами, а затем историками, этнографами и антропологами неоднократно предпринимались попытки выявить «дотюркские» компоненты предков шорцев, используя в качестве сравнительного материала случайно отмеченные ими элементы культуры у отдельных шорских этнолокальных групп.
    (check this in PDF content)

  2. Start
    2299
    Prefix
    В подтверждение своей гипотезы он отмечал енисейскую топонимику в верховьях реки Томи, особенности антропологических признаков и умение шорцев, как и «кетоязычных аринов», добывать и обрабатывать железную руду при их оседлом образе жизни в отличие от соседних тюрок
    Exact
    [58, с. 94]
    Suffix
    . Подобной же точки зрения придерживался тюрколог Н. А. Аристов, отнесший шорцев вместе с другими группами северных алтайцев к «отюреченным енисейцам и самоедам» [11, с. 69]. Среди современников В.
    (check this in PDF content)

  3. Start
    2459
    Prefix
    топонимику в верховьях реки Томи, особенности антропологических признаков и умение шорцев, как и «кетоязычных аринов», добывать и обрабатывать железную руду при их оседлом образе жизни в отличие от соседних тюрок [58, с. 94]. Подобной же точки зрения придерживался тюрколог Н. А. Аристов, отнесший шорцев вместе с другими группами северных алтайцев к «отюреченным енисейцам и самоедам»
    Exact
    [11, с. 69]
    Suffix
    . Среди современников В. В. Радлова в конце XIX в. было распространено и другое мнение. Так, миссионер В. Вербицкий полагал, что «черневые татары» (куда он включал и предков шорцев) по происхождению или «финские племена, но слились с народностью монгольской» [24, с. 10] или «чудские финские племена, к которым впоследствии примешались и тюркские элементы».
    (check this in PDF content)

  4. Start
    2712
    Prefix
    Радлова в конце XIX в. было распространено и другое мнение. Так, миссионер В. Вербицкий полагал, что «черневые татары» (куда он включал и предков шорцев) по происхождению или «финские племена, но слились с народностью монгольской»
    Exact
    [24, с. 10]
    Suffix
    или «чудские финские племена, к которым впоследствии примешались и тюркские элементы». «Финским племенем» называли черневых татар (включая и предков шорцев) географы-путешественники и сотрудники РГО, обратившие внимание на их отличительную внешность и одежду [6, с. 290; 66, с. 94].
    (check this in PDF content)

  5. Start
    3110
    Prefix
    «Финским племенем» называли черневых татар (включая и предков шорцев) географы-путешественники и сотрудники РГО, обратившие внимание на их отличительную внешность и одежду [6, с. 290; 66, с. 94]. Этнограф В. Г. Богораз считал шорцев реликтовым остатком древней культуры пеших охотников - потомков отюреченных палеоазиатов
    Exact
    [13, с. 42]
    Suffix
    . Ленинградский этнограф С. В. Иванов сближал рисунки на шорских бубнах и берестяной утвари из музейных коллекций по шорцам с подобными изображениями у хакасов и телеутов. В то же время орнамент на предметах утвари, одежде (халаты, пояса и рукавицы) шорцев, по мнению автора, аналогичен орнаменту южных хантов, манси, нарымских селькупов и особенно кумандинцев, и был выделен им в единый тип [3
    (check this in PDF content)

  6. Start
    3470
    Prefix
    В то же время орнамент на предметах утвари, одежде (халаты, пояса и рукавицы) шорцев, по мнению автора, аналогичен орнаменту южных хантов, манси, нарымских селькупов и особенно кумандинцев, и был выделен им в единый тип
    Exact
    [35, с. 372]
    Suffix
    . Скульптура шорцев (деревянные лошади, лодки с веслами, культовые куклы покровителей охоты из музейных собраний) имеет много общего с подобными изображениями у кумандинцев, челканцев, тубаларов.
    (check this in PDF content)

  7. Start
    3877
    Prefix
    Культовая маска «кочо», употребляемая у некоторых групп шорцев и кумандинцев, сходна по форме с хантыйскими берестяными масками, а изображение на шорских бубнах человека, едущего на санях, аналогично изображению на селькупских бубнах
    Exact
    [34, с. 672]
    Suffix
    . Томский этнограф Н. В. Лукина, исследовавшая материальную культуру восточной группы хантов, отмечала наличие у них целого ряда общих культовых явлений в охоте и рыболовстве с народами Южной Сибири, в том числе с шорцами [46, с. 263].
    (check this in PDF content)

  8. Start
    4084
    Prefix
    Лукина, исследовавшая материальную культуру восточной группы хантов, отмечала наличие у них целого ряда общих культовых явлений в охоте и рыболовстве с народами Южной Сибири, в том числе с шорцами
    Exact
    [46, с. 263]
    Suffix
    . В связи с развернувшейся с середины XX в. разработкой вопросов этногенеза народов Южной Сибири неоднократно высказывались весьма спорные предположения о кыргызском (хакасском) и телеутском происхождении некоторых групп шорцев [62, с. 220; 57, с. 86].
    (check this in PDF content)

  9. Start
    4996
    Prefix
    В результате разделения шорцев на отдельные роды, расселения их по Кузнецкой тайге и контактов с различными другими «народностями» у переселенцев оформились их лингвистические и антропологические локальные особенности
    Exact
    [67, с. 83]
    Suffix
    . Антропологи и генетики, не вдаваясь в суть степени этничности и единства шорского этноса, рассматривали вопросы этногенеза шорцев весьма своеобразно. Согласно авторитетному А. И. Ярхо шорцы вместе с другими народностями хакасской языковой группы имеют енисейско-остяцкое (т. е. кетское) происхождение [68, с. 15], что сближало его предположение с гипотезой В.
    (check this in PDF content)

  10. Start
    5286
    Prefix
    Антропологи и генетики, не вдаваясь в суть степени этничности и единства шорского этноса, рассматривали вопросы этногенеза шорцев весьма своеобразно. Согласно авторитетному А. И. Ярхо шорцы вместе с другими народностями хакасской языковой группы имеют енисейско-остяцкое (т. е. кетское) происхождение
    Exact
    [68, с. 15]
    Suffix
    , что сближало его предположение с гипотезой В. В. Радлова. Другой известный московский антрополог В. П. Алексеев, изучая краниологический материал (16 черепов) из поздних погребений на якобы «шорских» кладбищах в бассейне реки Таштып, пришел к выводу, что шорцы оформились на основе этнических групп эпохи бронзы, населявших лесные районы Северного Алтая и «говоривших на самодийских и угорских я
    (check this in PDF content)

  11. Start
    5819
    Prefix
    погребений на якобы «шорских» кладбищах в бассейне реки Таштып, пришел к выводу, что шорцы оформились на основе этнических групп эпохи бронзы, населявших лесные районы Северного Алтая и «говоривших на самодийских и угорских языках». Тюркизация, как он полагал, не сопровождалась изменением физического типа предков шорцев, что являлось результатом культурных, а не брачных контактов их с тюрками
    Exact
    [8, с. 86]
    Suffix
    . Примечательно, что сопоставление краниологических показателей среднемрасской группы шорцев с данными по другим народам Южной Сибири позволило антропологу А. Р. Киму утверждать о наибольшем сходстве шорцев с бачатскими телеутами и о существенном отличии от верхнеабаканских хакасов [39, с. 192].
    (check this in PDF content)

  12. Start
    6084
    Prefix
    Примечательно, что сопоставление краниологических показателей среднемрасской группы шорцев с данными по другим народам Южной Сибири позволило антропологу А. Р. Киму утверждать о наибольшем сходстве шорцев с бачатскими телеутами и о существенном отличии от верхнеабаканских хакасов
    Exact
    [39, с. 192]
    Suffix
    . Много общего находила в антропологии шорцев с ненцами и хантами генетик Л. О. Битадзе [12, с. 264]. Весьма любопытны, но расплывчаты мало пригодные для раскрытия этногенеза шорцев исследования современных кемеровских генетиков.
    (check this in PDF content)

  13. Start
    6173
    Prefix
    Киму утверждать о наибольшем сходстве шорцев с бачатскими телеутами и о существенном отличии от верхнеабаканских хакасов [39, с. 192]. Много общего находила в антропологии шорцев с ненцами и хантами генетик Л. О. Битадзе
    Exact
    [12, с. 264]
    Suffix
    . Весьма любопытны, но расплывчаты мало пригодные для раскрытия этногенеза шорцев исследования современных кемеровских генетиков. Так, ими утверждается, что за три последних поколения «...произошло изменение популяционно-генетической структуры» и отмечается «...рост генетического разнообразия, при снижении уровня инбридинга».
    (check this in PDF content)

  14. Start
    6781
    Prefix
    Неясным остается, каким образом при проведении анализа шорских фамилий (список которых до сих пор никем точно не исследован и не опубликован) выявились некие тенденции, которые к тому же подтвердились «...в результатах исследования полиморфизма в шорской популяции (?) по данным анализа истинных генетических маркеров»
    Exact
    [45, с. 143]
    Suffix
    . Неясным остаётся также, почему некие «горные шорцы Кемеровской области» и абаканские шорцы Республики Хакасии «...демонстрируют одно из самых небольших генетических расстояний друг относительно друга», хотя это противоречит выводам антропологов А.
    (check this in PDF content)

  15. Start
    7851
    Prefix
    сходство орнамента глиняных сосудов городища и берестяной посуды шорцев из фондов музея, а также вышивки ромбовидным узором шорских женских платьев, узоров на керамике городища и археологических памятниках Томского Приобья. Однотипность жилищ, комплексное, неспециализированное хозяйство шорцев и хантов также, по мнению У. Э. Эрдниева, указывают на их этногенетические связи в прошлом
    Exact
    [65, с. 63]
    Suffix
    . Много ценных выводов дало изучение этнонимики и топонимики Горной Шории. Так, согласно опубликованной А. П. Дульзоном карте топонимов на территории современной Горной Шории самодийские названия наиболее распространены по реке Кондоме, а кетские – по Мрассу, Томи и верховьям Абакана.
    (check this in PDF content)

  16. Start
    8269
    Prefix
    Дульзоном карте топонимов на территории современной Горной Шории самодийские названия наиболее распространены по реке Кондоме, а кетские – по Мрассу, Томи и верховьям Абакана. Тюркский пласт, как полагал А. П. Дульзон, наслоился в результате постепенной ассимиляции древнего кетосамодийского населения по всей территории Горной Шории
    Exact
    [29, с. 78]
    Suffix
    . Хакасский археолог Л. Р. Кызласов, напротив, считал эти топонимы Горной Шории угорскими, а население, проживавшее по рекам Мрассу и Абакану – отюреченными в VI – X вв. остатками древней угорской общности [44, с. 70 - 126].
    (check this in PDF content)

  17. Start
    8481
    Prefix
    Хакасский археолог Л. Р. Кызласов, напротив, считал эти топонимы Горной Шории угорскими, а население, проживавшее по рекам Мрассу и Абакану – отюреченными в VI – X вв. остатками древней угорской общности
    Exact
    [44, с. 70 - 126]
    Suffix
    . Краевед-геолог Г. П. Старков считает гидроним шор/тор угорским и переводит его как «озеро». Весьма сомнительными выглядят «выявленные» автором сходства саамских и шорских бубнов, эстонского (шире финского) музыкального инструмента «варган», названий божества удмуртов «кереметь» и шорцев «кёрмёс», кетского эпонима «ольгыт/ульгет» с именем шорского фольклорного богатыря Ольгудека.
    (check this in PDF content)

  18. Start
    9186
    Prefix
    И уже совсем нелепым выглядят сравнения якобы тибето-бирманских этнонимов с формантов – чин, например «тибетского племени писачи» с гидронимом Песачсан в бассейне реки Кондома, или «тибето-бирманских» этнонимов качин, куки-чин с шорским этнонимом кечин и даже шорской фамилией Паучинов
    Exact
    [60, с. 128]
    Suffix
    . Наибольшее признание в конце XX в. получили гипотезы лингвистов А. П. Дульзона, А. М. Абдрахманова, А. А. Бонюхова и Э. Ф. Чиспиякова, которые выделяли четыре субстратных пласта топонимов Горной Шории: южносамодийский, кетский, тюрко-монгольский и русский.
    (check this in PDF content)

  19. Start
    9794
    Prefix
    Шорцы, по их общему мнению, - «дорусская народность, пришедшая «откуда-то со стороны в места своего нынешнего обитания, где она стала проживать совместно с находившимися здесь «с древних времен» кетскими и южносамодийскими племенами. Причем переселенцы количественно не превышали кетские и южносамодийские племена, так как не сохранилось двойных названий подобно русско-шорским дублетам
    Exact
    [14, с. 152 - 155; 3, с. 159]
    Suffix
    . Новокузнецкий лингвист Г. В. Косточаков бассейн реки Мрассу называет основной кетской территорией в Шории в древности. В низовьях Кондомы он выделяет только бассейн рек Амзас, Азас, двух Казасов, Таз, а верховьях – рек Базас, Сайзак, тузас.
    (check this in PDF content)

  20. Start
    10439
    Prefix
    В верховьях Томи, также основной территории расселения древних кетов, кетскими по происхождению он считает все ее правые притоки – Кунзас, Амзас, Бельсу, Уса, Тутуяс и все левые притоки до устья Мрассу – Майзас, Калиас, Кийзас и др. Потомков древних кетов он предлагает искать среди родоплеменных названий (эпонимов) современных мрасских шорцев
    Exact
    [43, с. 64]
    Suffix
    . Он также первым сделал попытку сделать этимологию шорских фамилий [42, с. 11]. На самодийском материале пытался выяснить происхождение отдельных групп шорцев этнограф В. И. Васильев. Он сопоставил шорский эпоним cайин с северосамодийским cойта у тундровых энцев и с южносамодийским cойён, предположив, что с приходом тюрок на Северный Алтай (IX в.) «южносамодийский» род шор раскололся и ч
    (check this in PDF content)

  21. Start
    10511
    Prefix
    расселения древних кетов, кетскими по происхождению он считает все ее правые притоки – Кунзас, Амзас, Бельсу, Уса, Тутуяс и все левые притоки до устья Мрассу – Майзас, Калиас, Кийзас и др. Потомков древних кетов он предлагает искать среди родоплеменных названий (эпонимов) современных мрасских шорцев [43, с. 64]. Он также первым сделал попытку сделать этимологию шорских фамилий
    Exact
    [42, с. 11]
    Suffix
    . На самодийском материале пытался выяснить происхождение отдельных групп шорцев этнограф В. И. Васильев. Он сопоставил шорский эпоним cайин с северосамодийским cойта у тундровых энцев и с южносамодийским cойён, предположив, что с приходом тюрок на Северный Алтай (IX в.) «южносамодийский» род шор раскололся и частично откочевал в Саяны, а оттуда на север, где вошел в состав энцев.
    (check this in PDF content)

  22. Start
    11406
    Prefix
    Косточаков предполагает, что тюркюты-теле принесли на Кондому кондомский диалект современного шорского языка, проникнув в Шорию тремя путями: с Алтая через «Спасский коридор», из абаканских степей через Июс, Ортон и Кабырзу, а также с низовьев Кондомы через Шорский хребет
    Exact
    [43, с. 65]
    Suffix
    . Если обобщить все эти многочисленные гипотезы о происхождении шорцев, то складывается причудливая и несколько расплывчатая картина. К кетским элементам причисляют топонимику в бассейне Мрассу и Томи, некоторые приемы охоты и охотничье снаряжение, формы шорских бубнов, ряд лексических особенностей шорского языка, обычай захоронения детей на деревьях и в пнях, элементы культа медведя, почи
    (check this in PDF content)

  23. Start
    15886
    Prefix
    Под влиянием Мрасского отделения Алтайской православной духовной миссии и семей русских приискателей «бергалов» к началу ХХ в. здесь стали строить избы-пятистенки и амбары, пользоваться железной и глиняной утварью, носить одежду фабричного производства
    Exact
    [22, с. 159]
    Suffix
    . В праздничной одежде мужчин появился сюртук, шелковый кушак, бархатный картуз, высокие сапоги с красными отворотами и кисточками. Большинство местного населения к началу ХХ в. приняло христианство, что коренным образом изменило их мировоззрение.
    (check this in PDF content)

  24. Start
    17012
    Prefix
    Месторасположение ставки паштыка Ближне-Каргинской волости в документах не отмечено, но основная часть населения волости располагалась в XVII – XVIII вв. по реке Ортон - правому притока реки Мрассу, а в XIX в. - в улусе Сосновая Гора (Тозас) и в улусе Казас на правом берегу низовьев Мрассу
    Exact
    [25, с. 244]
    Suffix
    . Часть семей сеока танг-карга по данным С. К. Патканова отселилась еще в XVIII – XIX вв. в улус Усть-Танчульский верховьев Абакана. В списке населенных мест Томской губернии на 1911 г. Ближне-Каргинская волость уже не числилась [50, с. 278].
    (check this in PDF content)

  25. Start
    17238
    Prefix
    Часть семей сеока танг-карга по данным С. К. Патканова отселилась еще в XVIII – XIX вв. в улус Усть-Танчульский верховьев Абакана. В списке населенных мест Томской губернии на 1911 г. Ближне-Каргинская волость уже не числилась
    Exact
    [50, с. 278]
    Suffix
    . Ясачные Дальне-Каргинской волости жили смешанно с тёлями сёока челей Мрасско-Елейской волости, а Ближне-Каргинской - с тёлями сёоков челей, чедибер и аба Мрасско-Елейской, Мрасско-Бежбояковой и Едеевой волостей низовьев Мрассу [23, с. 176].
    (check this in PDF content)

  26. Start
    17465
    Prefix
    Ясачные Дальне-Каргинской волости жили смешанно с тёлями сёока челей Мрасско-Елейской волости, а Ближне-Каргинской - с тёлями сёоков челей, чедибер и аба Мрасско-Елейской, Мрасско-Бежбояковой и Едеевой волостей низовьев Мрассу
    Exact
    [23, с. 176]
    Suffix
    . Значительная часть сёоков таг-карга и сугкарга в XIX в. обитала по рекам Таштып и Есь – притокам верховьев Абакана, где они составляли Дальне- и Ближне-Каргинские административные роды Степной думы соединенных разнородных племен Минусинского уезда [56, с. 261].
    (check this in PDF content)

  27. Start
    17707
    Prefix
    Значительная часть сёоков таг-карга и сугкарга в XIX в. обитала по рекам Таштып и Есь – притокам верховьев Абакана, где они составляли Дальне- и Ближне-Каргинские административные роды Степной думы соединенных разнородных племен Минусинского уезда
    Exact
    [56, с. 261]
    Suffix
    . В настоящее время потомки этих переселенцев помнят о своей прежней родине на Мрассу, но осознают себя уже частью хакасского этноса. К мрасским каргинцам относят себя фамилии Отургашевы, Мортаевы, Кирсановы, Кадымаевы.
    (check this in PDF content)

  28. Start
    18937
    Prefix
    Косточаков считает среднемрасский род карга древнекетского происхождения. Вместе с другими мрасскими родами - кобый, кызай, кый, кечин сеок карга восходит к древнему кетскому этнониму, существовавшему в нескольких фонетических вариантах – кыйо // койо // коб (кыб)
    Exact
    [43, с. 66]
    Suffix
    . Родовые охотничьи угодья и древняя родовая территории мрасских каргинцев находились у горы ШорТайга и по реке Теренсу в верховьях Томи, для ближней охоты использовалась тайга вблизи их родовой горы Патын по водоразделу Мрассу и Абакана [52, с. 134; 53, с. 115 - 116].
    (check this in PDF content)

  29. Start
    19767
    Prefix
    Минусинску Красноярской губернии», и также что «...водяные Карга живут ныне по рекам Тея, Есь, а прежде жили у хребта Колим на берегу Мрассу. Горные Карга, живущие теперь по рекам Бур, Таштып и Есь, жили раньше у хребта Кара-Таг на берегу Мрассу»
    Exact
    [37, с. 272]
    Suffix
    . Еще в одном предании сообщается: «Против хребта Колим, на другой стороне Мрасса есть еще одна гора, называемая Кара-Таг. Собственно, имя Кара-Таг носят еще две горы, это – горы, у которых жили предки горных каргинцев.
    (check this in PDF content)

  30. Start
    20858
    Prefix
    Предками их были два брата, которые, деля перья орла, рассорили и разошлись: один брат сделался водяным каргинцем, а другой – горным каргинцем. Потомки братьев этих каргинцев и теперь живут по Кабир-Сугу и Мрассу»
    Exact
    [56, с. 261 – 262]
    Suffix
    . Н. П. Дыренкова записала в улусе Карчит на реке Анзас подобную легенду, только там сообщается о трех братьях: «Прежде три брата на реке Мрассу жили. Три брата (там живут), крылья лебедя не могли разделить, спорили между собой, поссорясь, разошлись.
    (check this in PDF content)

  31. Start
    21310
    Prefix
    Три брата (там живут), крылья лебедя не могли разделить, спорили между собой, поссорясь, разошлись. Три брата на три стороны разошлись. Один из них – водяной Карга, один из них – горный Карга, один из них – саин Карга. (Так) жить стали»
    Exact
    [32, с. 309]
    Suffix
    . Все эти легенды, подкрепленные данными этнографии, как, например, употреблением абаканцамискотоводами при молениях родовой горе Патын в качестве жертвы характерной для таежных шорцев растительной пищи и рыбы, а не мяса домашних животных, позволили Л.
    (check this in PDF content)

  32. Start
    21623
    Prefix
    Все эти легенды, подкрепленные данными этнографии, как, например, употреблением абаканцамискотоводами при молениях родовой горе Патын в качестве жертвы характерной для таежных шорцев растительной пищи и рыбы, а не мяса домашних животных, позволили Л. П. Потапову утверждать о шорском происхождении сёоков таг-кар и суг-карга
    Exact
    [56, с. 264 – 265]
    Suffix
    . Однако существует противоположное, тоже основанное на материалах фольклора, мнение о «бирюсинском» и «кыргызском» происхождении каргинцев. По легенде, записанной В. Я. Бутанаевым от сагайца Карсе Боргоякова аила Халар следует, что «подразделение каргинцев – Суг-Харгазы (Ближне-Каргинский род) является исконно «кыргызским родом».
    (check this in PDF content)

  33. Start
    22116
    Prefix
    Бутанаевым от сагайца Карсе Боргоякова аила Халар следует, что «подразделение каргинцев – Суг-Харгазы (Ближне-Каргинский род) является исконно «кыргызским родом». Другая группа каргинцев – Таг-Харгазы (Дальне-Каргинский род) своей прародиной считал долину Мрассу, где находилась их родовая гора Харатаг, давшая название роду Харга»
    Exact
    [18, с. 71]
    Suffix
    . Родовой горой Карадаг являлась также и для мрасского сёока кызай, обитавшего в устье реки Пызас. Вероятно, все эти предания в какой-то мере отражают события, связанные с миграциями каргинцев, однако в них нигде не говорится о принадлежности этих сёоков к шорцам, сагайцам или бельтирам.
    (check this in PDF content)

  34. Start
    22870
    Prefix
    Родство каргинцам соседнего сёока сайин подтверждается легендой о трех братьях, записанной Н. П. Дыренковой: водяном карга, горном карга и сайин карга, которые, поссорившись, покинули родные места в долине Мрассу и «на три стороны разошлись»
    Exact
    [32, с. 309]
    Suffix
    . Потомки этого «шорского», по Л. П. Потапову, сёока cайин до сих пор сохранились среди хакасов [56, с. 395]. Примечательно, что последнее обстоятельство, а также легенды, лично записанные у хакасов, позволили этнографу В.
    (check this in PDF content)

  35. Start
    22971
    Prefix
    Дыренковой: водяном карга, горном карга и сайин карга, которые, поссорившись, покинули родные места в долине Мрассу и «на три стороны разошлись» [32, с. 309]. Потомки этого «шорского», по Л. П. Потапову, сёока cайин до сих пор сохранились среди хакасов
    Exact
    [56, с. 395]
    Suffix
    . Примечательно, что последнее обстоятельство, а также легенды, лично записанные у хакасов, позволили этнографу В. Я. Бутанаеву назвать сайин – сёоком местного древнехакасского происхождения [18, с. 70].
    (check this in PDF content)

  36. Start
    23168
    Prefix
    Потапову, сёока cайин до сих пор сохранились среди хакасов [56, с. 395]. Примечательно, что последнее обстоятельство, а также легенды, лично записанные у хакасов, позволили этнографу В. Я. Бутанаеву назвать сайин – сёоком местного древнехакасского происхождения
    Exact
    [18, с. 70]
    Suffix
    . Не вдаваясь в полемику, можно утверждать, что большинство сайинцев все же отселилось в верховья Абакана, и называть этот род «шорским» нет никаких оснований, так как только отдельные оставшиеся семьи могли вместе с каргинцами войти в состав формирующегося шорского этноса.
    (check this in PDF content)

  37. Start
    23616
    Prefix
    Подтверждением тому может служить факт полного отсутствия потомков – фамилий этого сёока среди современных шорцев. А значит и рассуждения о наличии в родовом составе народов Саяно-Алтая «самодийского сёока сайин»
    Exact
    [21, с. 140]
    Suffix
    могут быть справедливы только в отношении хакасов. Третий сёок челей, входивший в состав среднемрасской этнолокальной группы, зафиксирован всеми исследователями как в низовья Мрассу, так и в среднем течении Кондомы.
    (check this in PDF content)

  38. Start
    23913
    Prefix
    Третий сёок челей, входивший в состав среднемрасской этнолокальной группы, зафиксирован всеми исследователями как в низовья Мрассу, так и в среднем течении Кондомы. Юрты паштыка МрасскоЕлейской волости находились в улусе Ордагыаал (Узун-арга или Средней Челей)
    Exact
    [25, с. 244]
    Suffix
    . Юрты паштыка другой Кондомо-Елейской волости находились в низовьях левого притока Кондомы - реке Антроп. Такой характер расселения челейцев наблюдался с XVII в., исключая нижнемрасских, которые проникли сюда, по утверждению Л.
    (check this in PDF content)

  39. Start
    24179
    Prefix
    Юрты паштыка другой Кондомо-Елейской волости находились в низовьях левого притока Кондомы - реке Антроп. Такой характер расселения челейцев наблюдался с XVII в., исключая нижнемрасских, которые проникли сюда, по утверждению Л. П. Потапова, в середине XVII в.
    Exact
    [57, с. 140]
    Suffix
    . Действительно, на карте С. Ремезова Елейская волость нанесена в среднем течении Мрассу и по реке Кондома [17, с. 53]. Из хакасской легенды следует, что челейцы верховьев Томи переселились из Сагайской степи [15, с. 157].
    (check this in PDF content)

  40. Start
    24286
    Prefix
    Такой характер расселения челейцев наблюдался с XVII в., исключая нижнемрасских, которые проникли сюда, по утверждению Л. П. Потапова, в середине XVII в. [57, с. 140]. Действительно, на карте С. Ремезова Елейская волость нанесена в среднем течении Мрассу и по реке Кондома
    Exact
    [17, с. 53]
    Suffix
    . Из хакасской легенды следует, что челейцы верховьев Томи переселились из Сагайской степи [15, с. 157]. Л. П. Потапов считал сёок челей телеутским по происхождению [57, с. 140]. В подтверждение своей гипотезы он отмечал сходство «многих» элементов духовной культуры телеутов и кондомских челейцев, а также факт наличия «телеутских Кучуковых юрт» на реке Томи ниже современного г.
    (check this in PDF content)

  41. Start
    24380
    Prefix
    Действительно, на карте С. Ремезова Елейская волость нанесена в среднем течении Мрассу и по реке Кондома [17, с. 53]. Из хакасской легенды следует, что челейцы верховьев Томи переселились из Сагайской степи
    Exact
    [15, с. 157]
    Suffix
    . Л. П. Потапов считал сёок челей телеутским по происхождению [57, с. 140]. В подтверждение своей гипотезы он отмечал сходство «многих» элементов духовной культуры телеутов и кондомских челейцев, а также факт наличия «телеутских Кучуковых юрт» на реке Томи ниже современного г.
    (check this in PDF content)

  42. Start
    24449
    Prefix
    Ремезова Елейская волость нанесена в среднем течении Мрассу и по реке Кондома [17, с. 53]. Из хакасской легенды следует, что челейцы верховьев Томи переселились из Сагайской степи [15, с. 157]. Л. П. Потапов считал сёок челей телеутским по происхождению
    Exact
    [57, с. 140]
    Suffix
    . В подтверждение своей гипотезы он отмечал сходство «многих» элементов духовной культуры телеутов и кондомских челейцев, а также факт наличия «телеутских Кучуковых юрт» на реке Томи ниже современного г.
    (check this in PDF content)

  43. Start
    26131
    Prefix
    Более того, родители некоторых представителей этих шести шорских фамилий ранее также были записаны кумандинцами. В своих дневниках этнограф Н. П. Дыренкова также утверждала, что «земли по Антропу всегда считались чуждыми шорцам»
    Exact
    [33]
    Suffix
    . Кабырзинская группа включала сёоки кобый и кызай и занимала долину реки Мрассу от улуса Сага до устья Кабырзы, а также вверх по реке Кабырзе до самых верховьев. Местные жители говорили на особом кабырзинском говоре мрасского диалекта и имели некоторые отличительные внешние признаки.
    (check this in PDF content)

  44. Start
    26650
    Prefix
    Занимались охотой, рыболовством и лишь некоторые семьи кызайцев – пчеловодством и скотоводством. До начала ХХ в. в жилище преобладали традиционные ИСТОРИЯ юрты и одаги. У мужчин-охотников на голове был повязан платок
    Exact
    [25, с. 242]
    Suffix
    . Это родовое название есть во всех известных списках родового состава шорцев. Сёок кобый в середине XIX в. составлял отдельную Кивийскую или Кобыйскую волость (45 различных фамилий), аилы которой располагались по реке Кабырза и ее притокам.
    (check this in PDF content)

  45. Start
    27927
    Prefix
    Промысловая территория находилась, как и у сёока кызай для большой, дальней охоты, в верховьях Томи и по ее притокам – Козугол, Тузак-суг, Кый-суг, Кызыл-аш, а для ближней охоты - по правому притоку Кабырзы – реке Сензас. Отдельные кобыйцы промышляли на территории своих родственников сёока кызай
    Exact
    [53, с. 134]
    Suffix
    . По сообщению нашего информатора Шулбаева Петра Ептисовича, 1905 г. рождения, шорца из поселка Анчуль, основные охотничьи угодья сёока хобый находились в истоках Абакана по Абаканскому хребту.
    (check this in PDF content)

  46. Start
    28681
    Prefix
    В это время в составе Мрасских волостей числилась Кобинская волость (Коба – по другим документам), платившая дань енисейским кыргызам. Однако уже с 1629 г. от населения этой волости начинает регулярно поступать ясак также и в Кузнецкий острог
    Exact
    [28, с. 115]
    Suffix
    . Под названием Кавинской эта волость отмечена на карте С. Ремезова в верховьях Мрассу, против устья ее притока Пызас. В XVIII в. местоположение волости осталось прежним, но название поменялось на Кивинскую или Ковинскую.
    (check this in PDF content)

  47. Start
    29132
    Prefix
    Георги относил «Кобанское колено» к бирюсинцам, кочевавшим «в прежние времена по реке Бирюсе», откочевавших вначале в верховьях Кондомы, а к концу ХVIII в. – в верховьях Абакана «возле качинцев»
    Exact
    [26, с. 171]
    Suffix
    . П. С. Паллас прежнее местожительство абаканских кобыйцев - «кобынское поколение, состоящее из 53 луков» – определяет в горах, где они занимались исключительно охотой, а после переселения в степные долины реки Абакан освоили также полукочевое скотоводство [48, с. 507].
    (check this in PDF content)

  48. Start
    29388
    Prefix
    Паллас прежнее местожительство абаканских кобыйцев - «кобынское поколение, состоящее из 53 луков» – определяет в горах, где они занимались исключительно охотой, а после переселения в степные долины реки Абакан освоили также полукочевое скотоводство
    Exact
    [48, с. 507]
    Suffix
    . Е. Пестерев более конкретно пишет, что представители «Кабинской волости» перекочевали на реку Абакан с «...Мрассы реки и из других мест Кузнецкого уезда» в середине XVIII в. [51, с. 9]. Так, например, о кобыйцах П.
    (check this in PDF content)

  49. Start
    29563
    Prefix
    кобынское поколение, состоящее из 53 луков» – определяет в горах, где они занимались исключительно охотой, а после переселения в степные долины реки Абакан освоили также полукочевое скотоводство [48, с. 507]. Е. Пестерев более конкретно пишет, что представители «Кабинской волости» перекочевали на реку Абакан с «...Мрассы реки и из других мест Кузнецкого уезда» в середине XVIII в.
    Exact
    [51, с. 9]
    Suffix
    . Так, например, о кобыйцах П. С. Паллас сообщает, что жили они раньше в горах и занимались «звероловством», а после переселения на реки Томь и Абакан «...разбогатели скотом, не покидая при этом и промыслов».
    (check this in PDF content)

  50. Start
    29992
    Prefix
    Из жилищ ими использовались жердчатые юрты, покрытые сшитыми вместе берестяными пластинами и «бараньим войлоком». Остальные «поколения» к «хлебопашеству не имеют способного случаю и скотом очень скудны» и «все их пропитание состоит из диких кореньев»
    Exact
    [48, с. 515]
    Suffix
    . Исторические документы XVII – начала XVIII вв. подтверждают переселение ясачных Кивинской волости в верховья Абакана к енисейским кыргызам, где, видимо, уже обитала какая-то часть их сородичей.
    (check this in PDF content)

  51. Start
    30358
    Prefix
    Исторические документы XVII – начала XVIII вв. подтверждают переселение ясачных Кивинской волости в верховья Абакана к енисейским кыргызам, где, видимо, уже обитала какая-то часть их сородичей. После разграничения Томской и Енисейской губерний в 1836 г. постепенно стала происходить ассимиляция абаканских хобый сагайцами в составе Сагайской степной думы Минусинского округа
    Exact
    [18, с. 72]
    Suffix
    . Эти сообщения, связанные с распадом сёока кобый на мрасскую (кабырзинскую) и абаканскую части, нашли отражение в шорском фольклоре [32, с. 305]. Во время экспедиции 1985 г. встреченные мною в поселках Таштып, Матур и Анчуль большинство представителей сёока хобый осознавали себя уже частью хакасского народа.
    (check this in PDF content)

  52. Start
    30492
    Prefix
    После разграничения Томской и Енисейской губерний в 1836 г. постепенно стала происходить ассимиляция абаканских хобый сагайцами в составе Сагайской степной думы Минусинского округа [18, с. 72]. Эти сообщения, связанные с распадом сёока кобый на мрасскую (кабырзинскую) и абаканскую части, нашли отражение в шорском фольклоре
    Exact
    [32, с. 305]
    Suffix
    . Во время экспедиции 1985 г. встреченные мною в поселках Таштып, Матур и Анчуль большинство представителей сёока хобый осознавали себя уже частью хакасского народа. О сёоке кобый существует ряд различных преданий.
    (check this in PDF content)

  53. Start
    31328
    Prefix
    Приблизительно в середине XVII в. (по легенде 250 лет назад) из-за гибели посевов начался сильный голод, и многие кобыйцы отселились в Абаканскую долину на реку Таштып, где стали называться «сагай-кижи»
    Exact
    [10]
    Suffix
    . Тесные родственные связи с мрасскими сородичами абаканские кобыйцы сохраняли вплоть до разделения Томской и Енисейской губерний в 1836 г. По легенде, записанной Н. П. Дыренковой в 1920-е годы в поселке Анчуль, предками сёока хобый были Алаш и Параш, вышедшие из горы Ордо [32, с. 311].
    (check this in PDF content)

  54. Start
    31579
    Prefix
    Тесные родственные связи с мрасскими сородичами абаканские кобыйцы сохраняли вплоть до разделения Томской и Енисейской губерний в 1836 г. По легенде, записанной Н. П. Дыренковой в 1920-е годы в поселке Анчуль, предками сёока хобый были Алаш и Параш, вышедшие из горы Ордо
    Exact
    [32, с. 311]
    Suffix
    . Местонахождение этой горы-прародительницы неизвестно. Л. П. Потаповым в разное время было записано несколько легенд, в которых говорится о «шорском» (конкретно – мрасском) происхождении сёока кобый.
    (check this in PDF content)

  55. Start
    31999
    Prefix
    В одной из них их предками называются два брата Тебир-криш и Кола-криш, жившие оседло в устье реки Таяс, левого притока Кабырзы. Они занимались земледелием и передали эти навыки соседним кызайцам, от которых сами заимствовали секрет добывания огня
    Exact
    [52, с. 165]
    Suffix
    . В другом предании, записанным у Кабонга Боргоякова, абаканского кобыйца, говорится, что их прародиной является река Мрассу в Кузнецкой тайге [53, с. 110]. Свое предположение о «шорском» происхождении кобыйцев Л.
    (check this in PDF content)

  56. Start
    32144
    Prefix
    Они занимались земледелием и передали эти навыки соседним кызайцам, от которых сами заимствовали секрет добывания огня [52, с. 165]. В другом предании, записанным у Кабонга Боргоякова, абаканского кобыйца, говорится, что их прародиной является река Мрассу в Кузнецкой тайге
    Exact
    [53, с. 110]
    Suffix
    . Свое предположение о «шорском» происхождении кобыйцев Л. П. Потапов подкрепляет рядом этнографических материалов и исторических документов о переселении части ясачных Кивинской (Кобыйской) волости c реки Мрассу на реку Абакан [56, с. 130; 53, с. 112].
    (check this in PDF content)

  57. Start
    32601
    Prefix
    Потапов подкрепляет рядом этнографических материалов и исторических документов о переселении части ясачных Кивинской (Кобыйской) волости c реки Мрассу на реку Абакан [56, с. 130; 53, с. 112]. По его мнению, отселение «бирюсинцев-скотоводов» с реки Абакан на реку Кабырза было невозможно из-за отсутствия в тайге удобных пастбищ для скота
    Exact
    [56, с. 258]
    Suffix
    . Вслед за Г. Е. Грум-Гржимайло, он сравнил название Кивинской волости с этнонимом древних теле «Киби», предполагая его древнетюркское происхождение [27, с. 247; 55, с. 493]. Антрополог В. П. Алексеев, обследовавший несколько черепов из старых могил абаканских кобыйцев, пришел к выводу, что тюркизация последних могла происходить только путем культурных, а не брачных контактов, так как кобыйцы
    (check this in PDF content)

  58. Start
    33058
    Prefix
    Алексеев, обследовавший несколько черепов из старых могил абаканских кобыйцев, пришел к выводу, что тюркизация последних могла происходить только путем культурных, а не брачных контактов, так как кобыйцы сохранили в чистоте уральский расовый тип, характерный для самодийских и уральских народов
    Exact
    [8, с. 100]
    Suffix
    . Б. О. Долгих вообще полагал, что сёок кобый «сравнительно молодое образование и, возможно, «отделился от какого-либо основного рода или переселился откуда-то со стороны» незадолго до появления русских в верховьях Томи [28, с. 111].
    (check this in PDF content)

  59. Start
    33268
    Prefix
    Долгих вообще полагал, что сёок кобый «сравнительно молодое образование и, возможно, «отделился от какого-либо основного рода или переселился откуда-то со стороны» незадолго до появления русских в верховьях Томи
    Exact
    [28, с. 111]
    Suffix
    . О таких переселениях повествует легенда, по которой предком кобыйцев был Хобый Алас, живший некоторое время в устье реки Матур после побега из Джунгарии при угоне кыргызов в 1703 г., а потом переселившийся в долину реки Таштып.
    (check this in PDF content)

  60. Start
    33672
    Prefix
    Часть образованного им сёока откочевала затем на реку Кабырза и составила Кивинский род Кузнецкого округа. Всех бирюсинцев вместе с сёоком хобый В. Я. Бутанаев называет потомками общего покровителя из народа Кыргыз
    Exact
    [18, с. 68]
    Suffix
    . Сомнительным в этой легенде, пожалуй, является время переселения сёока кобый на Кабырзу – после «угона в 1703 г. енисейских кыргызов». Дело в том, что Кивинская волость была в составе Мрасских волостей еще в начале XVII в., хотя, возможно, такие угоны могли быть и до 1703 г.
    (check this in PDF content)

  61. Start
    34115
    Prefix
    В. Г. Карцов поместил Кивинскую волость в районе максимального сближения верховьев рек Абакан и Мрассу и утверждал о возможности свободного переселения части сёока кобый по долинам этих двух рек
    Exact
    [36, с. 151]
    Suffix
    . О существовании постоянных торговых путей, соединявших долину Мрассу с долиной Абакана, неоднократно упоминалось в литературе [48, с. 514; 7, с. 110]. По этому пути Улуг-Чол перевозились товары, перегонялся скот из Абаканских степей к реке Бия, проходили военные отряды кыргызов и джунгар для сбора ясака с кыштымских волостей и набегов на Кузнецкий острог.
    (check this in PDF content)

  62. Start
    35855
    Prefix
    Сёок кызай составлял в XIX в. отдельную Кызыльскую волость, которая под различными названиями (в XVII в. – Кызылкарга, в XVIII в. - Карга-кызыл, Кызылкаргинская, Кызылгаева, Кызылкаинская) всегда располагалась в районе устьев рек Пызас и Кабырза
    Exact
    [1]
    Suffix
    . Ставка паштыка этой волости находилась в улусе Усть-Кабырза, где проживало большинство сородичей, остальные в улусах Усть-Пызас, Нижне-Кызайский, Карчит, Улун-Гол. После 1912 г. эти улусы отошли в состав Кабырзинского общества Мрасской волости, впоследствии в Усть-Кабырзинский сельсовет, а с 2006 г. – в УстьКабырзинское сельское поселение.
    (check this in PDF content)

  63. Start
    37047
    Prefix
    В отношении происхождения сёока кызай в этнографической литературе высказывались различные противоречивые гипотезы. Л. П. Потапов, опираясь на записанную им в 1934 г. легенду, где прародиной сеока называется устье реки Кабырзы, утверждал о шорском происхождении этого сёока
    Exact
    [56, с. 267]
    Suffix
    . Охотничьи угодья сёока кызай находились, согласно Л. П. Потапову, также в «Шории», в местности «Шортайга», в верховьях Томи и по ее притокам Кайтырыг, Палыгтыг, Шор-суг, а также в местности «Сарыгтайга» по реке Тюльбер, а кедровники – в верховьях рек Саим, Порлуг и на горе Кара-таг [52, с. 134 – 135].
    (check this in PDF content)

  64. Start
    37322
    Prefix
    Потапову, также в «Шории», в местности «Шортайга», в верховьях Томи и по ее притокам Кайтырыг, Палыгтыг, Шор-суг, а также в местности «Сарыгтайга» по реке Тюльбер, а кедровники – в верховьях рек Саим, Порлуг и на горе Кара-таг
    Exact
    [52, с. 134 – 135]
    Suffix
    . Н. П. Дыренкова, напротив, называет сёок кызай «пришлым из сагайских степей» [32]. Позднее этнограф В. Я. Бутанаев высказал аналогичную гипотезу, в подтверждение которой использовал материалы исторического фольклора.
    (check this in PDF content)

  65. Start
    37414
    Prefix
    Потапову, также в «Шории», в местности «Шортайга», в верховьях Томи и по ее притокам Кайтырыг, Палыгтыг, Шор-суг, а также в местности «Сарыгтайга» по реке Тюльбер, а кедровники – в верховьях рек Саим, Порлуг и на горе Кара-таг [52, с. 134 – 135]. Н. П. Дыренкова, напротив, называет сёок кызай «пришлым из сагайских степей»
    Exact
    [32]
    Suffix
    . Позднее этнограф В. Я. Бутанаев высказал аналогичную гипотезу, в подтверждение которой использовал материалы исторического фольклора. По записанной им у хакасов легенде сёок хызыл-хая получил свое название от родовой горы Хызыл хая (Красная скала) в верховьях Томи, где в древности жили два брата: Хызыл-хая и Хобый алас.
    (check this in PDF content)

  66. Start
    38180
    Prefix
    Спустя некоторое время часть сёока кызай отселилась в верховья Таштыпа и Большой Еси, где вошла в состав сагайцев-хакасов и стала именоваться кызыл-гая, оставшаяся часть образовала самостоятельную Кызыльскую волость Кузнецкого уезда
    Exact
    [18, с. 71]
    Suffix
    . В другой работе указанного автора предком сёока хызыл-хая «считался один мальчик, выросший в пещере этой родовой горы» (Хызыл хая) [19, с. 58]. Не исключено, что эти легенды в какой-то мере отражают реальные события, происходившие задолго до появления русских.
    (check this in PDF content)

  67. Start
    38310
    Prefix
    Спустя некоторое время часть сёока кызай отселилась в верховья Таштыпа и Большой Еси, где вошла в состав сагайцев-хакасов и стала именоваться кызыл-гая, оставшаяся часть образовала самостоятельную Кызыльскую волость Кузнецкого уезда [18, с. 71]. В другой работе указанного автора предком сёока хызыл-хая «считался один мальчик, выросший в пещере этой родовой горы» (Хызыл хая)
    Exact
    [19, с. 58]
    Suffix
    . Не исключено, что эти легенды в какой-то мере отражают реальные события, происходившие задолго до появления русских. Формирование сёока кызай вполне могло происходить в верховьях Томи на его древней промысловой территории.
    (check this in PDF content)

  68. Start
    38617
    Prefix
    Формирование сёока кызай вполне могло происходить в верховьях Томи на его древней промысловой территории. Отсюда по какимто причинам он переселился в верховья Мрассу, где долго не мог поделить землю с сёоком кый (кой)
    Exact
    [52, с. 165]
    Suffix
    . Отсутствие свободных угодий вынуждало людей охотиться на своей прежней промысловой территории в верховьях Томи. Отдельные семьи кызайцев из-за голода откочевали к р. Таштыпу на освободившиеся земли после ухода кыргызов.
    (check this in PDF content)

  69. Start
    39066
    Prefix
    Пызасская группа объединяла сёоки таеш или узут-шор, чорал и кечин, обитавшие по реке Пызас в местности Чегорал, а также в верховьях Мрассу в районе устья реки Бугзас. Здесь был распространен особый переходный говор и проявлялись своеобразные антропологические признаки
    Exact
    [68, с. 15]
    Suffix
    . Преобладало комплексное хозяйство (охота, земледелие, пчеловодство, рыболовство, собирательство). Скотоводство из-за отсутствия удобных пастбищ и традиционных навыков было незначительным. Отдельные предприимчивые торговцы стали обзаводиться жильем, одеждой, утварью на манер русских крестьян [7, с. 195].
    (check this in PDF content)

  70. Start
    39358
    Prefix
    Скотоводство из-за отсутствия удобных пастбищ и традиционных навыков было незначительным. Отдельные предприимчивые торговцы стали обзаводиться жильем, одеждой, утварью на манер русских крестьян
    Exact
    [7, с. 195]
    Suffix
    . Шорский сёок чегорал, упоминающийся в списке А. В. Адрианова, в начале XX в. стал именоваться чорал, а его две фамилии Ачеловы и Тенешевы встречаются сейчас, кроме города Таштагола и поселков Шерегеш и Спасск, в деревнях Кызыл-Шорской и Усть-Кобырзинской сельской территории.
    (check this in PDF content)

  71. Start
    39934
    Prefix
    В. Адрианов, посетивший в 1881 г. эти места, заметил, что представители сёока узют-шор скрывали свое самоназвание, так как «узют» обозначает покойницкую кость и что «Таяши ...они же и Узут-Шорву»
    Exact
    [7, с. 195]
    Suffix
    . Все это позволяет нам предполагать что представители сёока узют-шор на рубеже XX столетия сменили свое прежнее название и стали причислять себя к сёоку таеш. Территория расселения сёока узют-шор и таеш по сравнению с XIX в. сейчас значительно расширилась, и кроме реки Пызас, его потомки проживают в г.
    (check this in PDF content)

  72. Start
    40691
    Prefix
    Усть-Кабырзинского сельского поселения) и причисляли уже себя к сёоку таеш. Кроме шорцев, сёок таеш зафиксирован в Сагайской степи в составе Изушерского рода в форме таяс (20 различных фамилий с подразделениями: ах-таяс – белый таяс и хара-таяс – черный таяс
    Exact
    [20, с. 60]
    Suffix
    . О происхождении хакасской части сёока таеш существует легенда, записанная впервые Н. Ф. Катановым [38, с. 117] и впоследствии неоднократно опубликованная в других работах [54, с. 124; 50, с. 133].
    (check this in PDF content)

  73. Start
    40794
    Prefix
    Кроме шорцев, сёок таеш зафиксирован в Сагайской степи в составе Изушерского рода в форме таяс (20 различных фамилий с подразделениями: ах-таяс – белый таяс и хара-таяс – черный таяс [20, с. 60]. О происхождении хакасской части сёока таеш существует легенда, записанная впервые Н. Ф. Катановым
    Exact
    [38, с. 117]
    Suffix
    и впоследствии неоднократно опубликованная в других работах [54, с. 124; 50, с. 133]. Согласно этой легенде три брата из рода таяс – Кок-Тос, Маныс и Анийн жили в лесу. Боясь нападения соседних саянцев, они обратились к князю бельтиров Ептису с просьбой о покровительстве.
    (check this in PDF content)

  74. Start
    41245
    Prefix
    Он переселил их поближе к себе в верховья Монока. Произошло это не ранее середины XVIII в., так как именно тогда, в восьми верстах к югу от устья реки Аскиз, князя Ептиса встретил на своем пути академик П. С. Паллас
    Exact
    [48, с. 497]
    Suffix
    . Опираясь на эту легенду и архивные материалы, Л. П. Потапов, К. М. Патачаков и В. Я. Бутанаев считают хакасский сеок таяс частью шорского сеока таеш, откочевавшего с реки Пызас, куда впадает река Онзас с притоком Таяш Кузнецкой тайги [56, с. 268; 49, с. 133; 19, с. 60; 20, с. 20].
    (check this in PDF content)

  75. Start
    41600
    Prefix
    Бутанаев считают хакасский сеок таяс частью шорского сеока таеш, откочевавшего с реки Пызас, куда впадает река Онзас с притоком Таяш Кузнецкой тайги [56, с. 268; 49, с. 133; 19, с. 60; 20, с. 20]. Это подтверждается и картой С. Ремезова, на которой в этих местах обозначены юрты «Тазаши»
    Exact
    [17, с. 52]
    Suffix
    , хотя в ясачных списках XVII – XVIII вв. такой волости не числилось. Лингвист М. Н. Боргояков, напротив, называет его кыргызским и «всегда обитавшим на реке Пызас». В подтверждение им используется исторический документ, где говорится о разгроме в 1704 г. отрядом казаков во главе с П.
    (check this in PDF content)

  76. Start
    41931
    Prefix
    Боргояков, напротив, называет его кыргызским и «всегда обитавшим на реке Пызас». В подтверждение им используется исторический документ, где говорится о разгроме в 1704 г. отрядом казаков во главе с П. Собанским и Ф. Сорокиным нескольких кыргызских юрт на реке Пызас
    Exact
    [16, с. 129]
    Suffix
    . Действительно, такое событие имело место, но оно было связано с бегством части енисейских кыргызов от принудительного переселения в Джунгарию [41, с. 76]. Беглые кыргызы скрывались не только на реке Пызас, но также и в волостях вдоль торгового пути Улуг-Чол, соединявшего Абаканские степи с Алтаем [7, с. 110].
    (check this in PDF content)

  77. Start
    42073
    Prefix
    Сорокиным нескольких кыргызских юрт на реке Пызас [16, с. 129]. Действительно, такое событие имело место, но оно было связано с бегством части енисейских кыргызов от принудительного переселения в Джунгарию
    Exact
    [41, с. 76]
    Suffix
    . Беглые кыргызы скрывались не только на реке Пызас, но также и в волостях вдоль торгового пути Улуг-Чол, соединявшего Абаканские степи с Алтаем [7, с. 110]. Можно предположить, что в начале XVIII в. произошло включение части сбежавших от джунгар кыргызов в Мрасско-Изушерскую и Карачерскую волости.
    (check this in PDF content)

  78. Start
    42210
    Prefix
    Действительно, такое событие имело место, но оно было связано с бегством части енисейских кыргызов от принудительного переселения в Джунгарию [41, с. 76]. Беглые кыргызы скрывались не только на реке Пызас, но также и в волостях вдоль торгового пути Улуг-Чол, соединявшего Абаканские степи с Алтаем
    Exact
    [7, с. 110]
    Suffix
    . Можно предположить, что в начале XVIII в. произошло включение части сбежавших от джунгар кыргызов в Мрасско-Изушерскую и Карачерскую волости. Вполне вероятно, эти кыргызы могли быть из рода таеш, так как их охотничьи территории вплоть до начала XX в. были в верховьях Абакана и Лебеди.
    (check this in PDF content)

  79. Start
    42691
    Prefix
    Третий сёок кечен из Пызасской этнолокальной группы, составлявший до 1635 г. самостоятельную Киченскую волость, а затем вошедший в состав Мрасско-Изушерской, был одним из самых малочисленных родов, обитавших в верховьях Мрассу
    Exact
    [28, с. 107]
    Suffix
    . После 1912 г. основная часть потомков сёока кечин составила Киченское общество Мрасской волости, а с образованием Горно-Шорского национального района вошла в Чилису-Анзасский сельсовет, а с 2006 г. - в Усть-Кабырзинское сельское поселение.
    (check this in PDF content)

  80. Start
    43493
    Prefix
    Возможно, что последние – отделившаяся часть семей Пашевых сёока ак-шор. Произойти это могло не ранее середины XIX в., так как фамилия Башевых числилась в 1832 г. только в составе Карачерского рода
    Exact
    [2]
    Suffix
    . В настоящее время потомки этого сёока – семьи Башевых и Шипеевых – широко расселились по Таштагольскому району и проживают, кроме реки Пызас и верховьев Мрассу, в г. Таштагол, п.г.т. Шерегеш и Спасск, а также в населенных пунктах Усть-Кобырзинского сельского поселения.
    (check this in PDF content)

  81. Start
    43976
    Prefix
    Шерегеш и Спасск, а также в населенных пунктах Усть-Кобырзинского сельского поселения. Сформировался сёок кечин, скорее всего, еще задолго до прихода русских в верховья Мрассу, где находилась его родовая гора Тенгри-тау и где осталась большая часть его потомков
    Exact
    [53, с. 134]
    Suffix
    . Верхнемрасская группа состояла из одного сёока кый (кой), семьи которого широко расселились в небольших аилах верховьев Мрассу и ее притоков – Колзасу, Узасу, Кыйзасу и отличались особым верхнемрасским говором.
    (check this in PDF content)

  82. Start
    44690
    Prefix
    Этот эпоним кый название встречается во всех списках родового состава шорцев. Кроме того, в списке В. В. Радлова и Н. П. Дыренковой числятся дополнительно сёоки койы и кой, которые Л. П. Потапов считает различными вариантами одного и того же эпонима кый или кой
    Exact
    [52, с. 17]
    Suffix
    . Сёок кый (кой) в конце XIX в. составлял отдельную Кийскую или Койскую волость, располагавшуюся в верховьях Мрассу и по ее притоку Кыйзас, где находилась ставка паштыка. Другая часть сёока под названием хый (13 различных фамилий) расселялась по рекам Таштып, Тея, Есь, Сея, Анчуль, Большой и Малый Сыр и входила там с XVIII в. в Кийский (Койский, Кийско-Кивинский или прости Кивинский) адми
    (check this in PDF content)

  83. Start
    45848
    Prefix
    рекам Бугзасс и Кабырза в Чилису-Анзасском и Усть-Кабырзинском сельсоветах, частично в поселках Мрассу и Камзас УстьКолзасского сельсовета (сейчас Усть-Кабырзинское и Кызыл-шорское сельские поселения). Отдельные семьи потомков кыйцев живут в г. Таштагол и п.г.т. Спасск. Первые сведения о сёоке кый (Кувинской и Кизинской волости по реке Мрассу) дают русские исторические документы 1629 г.
    Exact
    [48, с. 408]
    Suffix
    . На карте С. Ремезова в тех же местах обозначена Кавинская волость. В XVIII в. сёок кый частично обитал в верховьях Мрассу и составлял Кивинскую волость [56, с. 132], частично – в верховьях Абакана, где образовал «Каинское поколение бирюсинцев» [48, с. 507, 515; 26, с. 171; 51, с. 9].
    (check this in PDF content)

  84. Start
    46000
    Prefix
    Первые сведения о сёоке кый (Кувинской и Кизинской волости по реке Мрассу) дают русские исторические документы 1629 г. [48, с. 408]. На карте С. Ремезова в тех же местах обозначена Кавинская волость. В XVIII в. сёок кый частично обитал в верховьях Мрассу и составлял Кивинскую волость
    Exact
    [56, с. 132]
    Suffix
    , частично – в верховьях Абакана, где образовал «Каинское поколение бирюсинцев» [48, с. 507, 515; 26, с. 171; 51, с. 9]. О происхождении сёока кый сведения противоречивы. Б. О. Долгих считал его молодым образованием, переселившимся «со стороны» в верховья Мрассу вместе с другими «бирюсинцами»: сёоками кобый, кызай, карга [28, с. 111].
    (check this in PDF content)

  85. Start
    46323
    Prefix
    О происхождении сёока кый сведения противоречивы. Б. О. Долгих считал его молодым образованием, переселившимся «со стороны» в верховья Мрассу вместе с другими «бирюсинцами»: сёоками кобый, кызай, карга
    Exact
    [28, с. 111]
    Suffix
    . Л. П. Потапов, опираясь на записанную им легенду о переселении сёока кый с реки Мрассу на реки Абакан, Таштып, Матур, напротив, принимал его за коренной «шорский» сеок [53, с. 121]. Очевидно, формирование сёока кый, как и предыдущего – кобый, происходило до прихода русских в пределах своей древней охотничьей территории в верховьях Абакана, по рекам Итыл, Тардаш, Кызас.
    (check this in PDF content)

  86. Start
    46493
    Prefix
    Долгих считал его молодым образованием, переселившимся «со стороны» в верховья Мрассу вместе с другими «бирюсинцами»: сёоками кобый, кызай, карга [28, с. 111]. Л. П. Потапов, опираясь на записанную им легенду о переселении сёока кый с реки Мрассу на реки Абакан, Таштып, Матур, напротив, принимал его за коренной «шорский» сеок
    Exact
    [53, с. 121]
    Suffix
    . Очевидно, формирование сёока кый, как и предыдущего – кобый, происходило до прихода русских в пределах своей древней охотничьей территории в верховьях Абакана, по рекам Итыл, Тардаш, Кызас. Впоследствии кыйцы расселились в верховьях Мрассу и по левым притокам верховьев Абакана и свободно могли мигрировать друг к другу.
    (check this in PDF content)

  87. Start
    46876
    Prefix
    Впоследствии кыйцы расселились в верховьях Мрассу и по левым притокам верховьев Абакана и свободно могли мигрировать друг к другу. Название сёока, согласно Н. М. Боргоякову, происходит от гидронима Хый (река Кия)
    Exact
    [15, с. 142]
    Suffix
    , который, по А. П. Дульзону, является кетским по происхождению [30, с. 250]. Однако, все это сомнительно, так как сёок кый, по крайней мере с XVII в., жил на многие сотни километров к югу от реки Кии и не имел там никогда охотничьих угодий.
    (check this in PDF content)

  88. Start
    46950
    Prefix
    Впоследствии кыйцы расселились в верховьях Мрассу и по левым притокам верховьев Абакана и свободно могли мигрировать друг к другу. Название сёока, согласно Н. М. Боргоякову, происходит от гидронима Хый (река Кия) [15, с. 142], который, по А. П. Дульзону, является кетским по происхождению
    Exact
    [30, с. 250]
    Suffix
    . Однако, все это сомнительно, так как сёок кый, по крайней мере с XVII в., жил на многие сотни километров к югу от реки Кии и не имел там никогда охотничьих угодий. В то же время сёок располагался в долинах рек Кыйзас (Хыйзас по хакасски) и Матур, по водоразделу которых возвышалась родовая гора Пустаг [19, с. 58].
    (check this in PDF content)

  89. Start
    47232
    Prefix
    Однако, все это сомнительно, так как сёок кый, по крайней мере с XVII в., жил на многие сотни километров к югу от реки Кии и не имел там никогда охотничьих угодий. В то же время сёок располагался в долинах рек Кыйзас (Хыйзас по хакасски) и Матур, по водоразделу которых возвышалась родовая гора Пустаг
    Exact
    [19, с. 58]
    Suffix
    . Вполне правильнее будет увязать эпоним кый с гидронимом Кыйзас и считать его кетским по этногенезу, учитывая, что окончание зас аналогично кетскому слову сас или сес, - река [19, с. 58; 20, с. 18].
    (check this in PDF content)

  90. Start
    47553
    Prefix
    Вполне правильнее будет увязать эпоним кый с гидронимом Кыйзас и считать его кетским по этногенезу, учитывая, что окончание зас аналогично кетскому слову сас или сес, - река [19, с. 58; 20, с. 18]. Лингвист Г. В. Косточаков считает, что все шорские этнонимы на Мрассу (Кобый, Кызай, Кый, Кечин, Карга) кетского происхождения
    Exact
    [43, с. 66]
    Suffix
    . БИРЮСИНЦЫ кондомские подразделялись на две локальные группы. Верхнекондомская в конце XIX в. состояла из сёоков ак-шор, кара-шор, сары-шор, челей, расселявшихся от верховьев реки Кондомы до с.
    (check this in PDF content)

  91. Start
    47817
    Prefix
    Верхнекондомская в конце XIX в. состояла из сёоков ак-шор, кара-шор, сары-шор, челей, расселявшихся от верховьев реки Кондомы до с. Кондомского. Их объединял особый верхнекондомский говор кондомского диалекта
    Exact
    [63]
    Suffix
    , общность форм хозяйства: охота, ручное земледелие и пчеловодство, рыболовство и сбор кедрового ореха [64, с. 21]. Среди них было значительно влияние русской материальной культуры и христианства со стороны приискателей Спасска и миссионеров.
    (check this in PDF content)

  92. Start
    47917
    Prefix
    Верхнекондомская в конце XIX в. состояла из сёоков ак-шор, кара-шор, сары-шор, челей, расселявшихся от верховьев реки Кондомы до с. Кондомского. Их объединял особый верхнекондомский говор кондомского диалекта [63], общность форм хозяйства: охота, ручное земледелие и пчеловодство, рыболовство и сбор кедрового ореха
    Exact
    [64, с. 21]
    Suffix
    . Среди них было значительно влияние русской материальной культуры и христианства со стороны приискателей Спасска и миссионеров. Л. П. Потапов предлагал включить в состав основного рода шор - сёок кызыл-шор, представителей которого – семью Тепчегешевых – он встретил в начале 1930-х годов на реках Колзас и Узас – левых притоках верховьев Мрассу (бывший Усть-Колзасский сельсовет).
    (check this in PDF content)

  93. Start
    48388
    Prefix
    Потапов предлагал включить в состав основного рода шор - сёок кызыл-шор, представителей которого – семью Тепчегешевых – он встретил в начале 1930-х годов на реках Колзас и Узас – левых притоках верховьев Мрассу (бывший Усть-Колзасский сельсовет). Им же сообщалось, что этот сёок имел спорные с челканцами охотничьи угодья в верховьях Абакана, по его притоку Кара-cуг
    Exact
    [52, с. 134]
    Suffix
    . По данным Н. П. Дыренковой Тепчегешевы проживали где-то в те же годы еще и в верховьях Кондомы в Кызыл-Шорском сельсовете, а отдельными семьями – в Усть-Кабырзинском сельсовете [32]. По нашим полевым материалам следует, что большинство Тепчегешевых в настоящее время проживает в населенных пунктах Кызыл-Шорского и Кабырзинского сельских поселений, то есть там, где когда-то обитал сёок сары
    (check this in PDF content)

  94. Start
    48561
    Prefix
    Им же сообщалось, что этот сёок имел спорные с челканцами охотничьи угодья в верховьях Абакана, по его притоку Кара-cуг [52, с. 134]. По данным Н. П. Дыренковой Тепчегешевы проживали где-то в те же годы еще и в верховьях Кондомы в Кызыл-Шорском сельсовете, а отдельными семьями – в Усть-Кабырзинском сельсовете
    Exact
    [32]
    Suffix
    . По нашим полевым материалам следует, что большинство Тепчегешевых в настоящее время проживает в населенных пунктах Кызыл-Шорского и Кабырзинского сельских поселений, то есть там, где когда-то обитал сёок сары-шор.
    (check this in PDF content)

  95. Start
    50763
    Prefix
    Н. П. Дыренковой в улусе Акколь, что в верховьях Томи, чуть ниже устья реки Мрассу, была записана легенда о набегах воинственного «народца Шот» и столкновениях его с родами кызай, кобый, кый, таеш
    Exact
    [32, с. 309]
    Suffix
    . Исходя из текста легенды, можно предполагать степное происхождение этого народа, хотя сама Н. П. Дыренкова не определяла его этническую принадлежность. Позднее Л. П. Потапов сравнил название «Шот» с этнонимом чода или чоды – самодийской родоплеменной группы, растворившейся среди карагасов, тувинцев-тоджинцев, кумандинцев и тубаларов [56, с. 493].
    (check this in PDF content)

  96. Start
    51092
    Prefix
    Дыренкова не определяла его этническую принадлежность. Позднее Л. П. Потапов сравнил название «Шот» с этнонимом чода или чоды – самодийской родоплеменной группы, растворившейся среди карагасов, тувинцев-тоджинцев, кумандинцев и тубаларов
    Exact
    [56, с. 493]
    Suffix
    . Как бы продолжая развивать гипотезу о самодийском происхождении сёока шор, этнограф В. И. Васильев сопоставил шорский эпоним чор (шор) с северосамодийским чор у ненцев [21, с. 155 - 156]. Свою точку зрения высказал исследователь этнографии хакасов В.
    (check this in PDF content)

  97. Start
    51261
    Prefix
    Потапов сравнил название «Шот» с этнонимом чода или чоды – самодийской родоплеменной группы, растворившейся среди карагасов, тувинцев-тоджинцев, кумандинцев и тубаларов [56, с. 493]. Как бы продолжая развивать гипотезу о самодийском происхождении сёока шор, этнограф В. И. Васильев сопоставил шорский эпоним чор (шор) с северосамодийским чор у ненцев
    Exact
    [21, с. 155 - 156]
    Suffix
    . Свою точку зрения высказал исследователь этнографии хакасов В. Я. Бутанаев, который считает, что «шот» – это шорское произношение русского термина «чудь». Хакасы термином шот или чуут, чоот называют народ Ах-хорат, т. е. «белоглазый», который согласно историческим преданиям проживал в долине Среднего Енисея.
    (check this in PDF content)

  98. Start
    52073
    Prefix
    Для сравнения им выбраны слова: кирг. чор – «низкий раб», чору - «служанка»; кераим. чора – «работник»; тув. чура – «раб», «рабыня», «невольник», «холоп», «слуга»; узбек. чури – «рабыня»; уйг. чори – «рабыня, пленница». Все эти слова, как полагал Э. Ф. Чиспияков, восходят к одному иранскому корню
    Exact
    [63, с. 37]
    Suffix
    . Со времен А. Н. Аристова существует мнение, что этноним шор исходит от названия реки Шора – левого притока Томи (ныне – территория Хакасии) [11, с. 69; 15, с. 143]. Интересен и тот факт, что в верховьях реки Шоры есть гора Шор-тайга.
    (check this in PDF content)

  99. Start
    52721
    Prefix
    наиболее смешанная в этническом и этноязыковом отношении, состояла из потомков сёоков аба, себи, тарткын, кереш, которые к началу ХХ в. под сильным влиянием русских уже утратили многие элементы традиционной культуры. Отдельные семьи в улусах Томазак (Мыски) и Тагдыаал (Осинники) занимаясь торговлей и скупкой мехов, меда, ореха, наживали большие состояния и имели крестовые двухэтажные дома
    Exact
    [7, с. 174]
    Suffix
    . Жители улуса Абинцы (потомки абинцев XVII – XVIII вв.) вместе с русскими из соседних деревень занимались извозом – доставкой по Томи, Мрассу и Кондоме на лодкахдолбленках муки и других грузов на прииски и в отдаленные улусы.
    (check this in PDF content)

  100. Start
    53172
    Prefix
    Основным занятием большинства шорцев нижнекондомских улусов под влиянием русских крестьян стало пашенное земледелие, стойловое скотоводство и пчеловодство. Только некоторые бедные мелкие семьи продолжали существовать за счет охоты, рыболовства и собирательства
    Exact
    [64, с. 631]
    Suffix
    . Местные мужчины почти все носили одежду русского типа: фабричные шаровары, сатиновую рубаху, суконное пальто, картуз или фетровую шляпу, кожаные сапоги, зимой – овчинную шубу и шапку. Женщины шили платья из покупной материи и халаты из черного сукна.
    (check this in PDF content)

  101. Start
    53797
    Prefix
    Этническое окружение русских крестьян и особенно Кузедеевский стан Алтайской православной духовной миссии привели к быстрой этнокультурной ассимиляции большинства населения низовьев Кондомы. Мундыбашская группа состояла преимущественно из представителей сёоков калар и чедибер, которые имели особый говор
    Exact
    [63, с. 39]
    Suffix
    . Основой их хозяйства были охота, земледелие и отчасти пчеловодство. Скотоводство и рыболовство у жителей небольших аилов долины Мундыбаша были развиты очень слабо [5, с. 936]. Проживали каларцы в бревенчатых юртах, мужчины одевались в домотканые халаты, штаны, а женщины носили платья, из обуви те и другие использовали кожаные сапоги.
    (check this in PDF content)

  102. Start
    53956
    Prefix
    Мундыбашская группа состояла преимущественно из представителей сёоков калар и чедибер, которые имели особый говор [63, с. 39]. Основой их хозяйства были охота, земледелие и отчасти пчеловодство. Скотоводство и рыболовство у жителей небольших аилов долины Мундыбаша были развиты очень слабо
    Exact
    [5, с. 936]
    Suffix
    . Проживали каларцы в бревенчатых юртах, мужчины одевались в домотканые халаты, штаны, а женщины носили платья, из обуви те и другие использовали кожаные сапоги. В настоящее время потомки этой группы – тёли – проживают в населенных пунктах Каларского сельского и Мундыбашского городского поселений.
    (check this in PDF content)

  103. Start
    54636
    Prefix
    Старков, переводя этноним чедибер/четтибер/ йеттибер с древнетюркского как «семь волков», сравнивает его с самодийским йоты/юты/чоду + финальный формант пер и предполагает, что это название «легендарного народа рудокопов и металлургов – чуди»
    Exact
    [60, с. 130]
    Suffix
    . Антропская группа состояла из сёоков челей и чедибер, включая отдельные кумандинские семьи. Все они вследствие длительного совместного проживания имели особый антропский говор. У чедиберов главным источников жизнеобеспечения в конце XIX в. была охота, у челейцев – пчеловодство [24, с. 75].
    (check this in PDF content)

  104. Start
    54907
    Prefix
    Антропская группа состояла из сёоков челей и чедибер, включая отдельные кумандинские семьи. Все они вследствие длительного совместного проживания имели особый антропский говор. У чедиберов главным источников жизнеобеспечения в конце XIX в. была охота, у челейцев – пчеловодство
    Exact
    [24, с. 75]
    Suffix
    . Земледелие не обеспечивало потребностей, и мука дополнительно закупалась на Спасском прииске у кумандинцев и русских торговцев. Местные жилища были разнообразны – от русских изб до срубных юрт с засыпанной землей жердчатой крышей [22, с. 145].
    (check this in PDF content)

  105. Start
    55125
    Prefix
    Земледелие не обеспечивало потребностей, и мука дополнительно закупалась на Спасском прииске у кумандинцев и русских торговцев. Местные жилища были разнообразны – от русских изб до срубных юрт с засыпанной землей жердчатой крышей
    Exact
    [22, с. 145]
    Suffix
    . Близкое соседство с кумандинцами привело к заимствованию у последних некоторых элементов одежды: вязаных носков, кушаков с вышитыми на них геометрическими узорами [10]. Влияние Кондомского отделения Алтайской православной духовной миссии привело к постепенному изменению мировоззрения и обрядов у населения.
    (check this in PDF content)

  106. Start
    55288
    Prefix
    Местные жилища были разнообразны – от русских изб до срубных юрт с засыпанной землей жердчатой крышей [22, с. 145]. Близкое соседство с кумандинцами привело к заимствованию у последних некоторых элементов одежды: вязаных носков, кушаков с вышитыми на них геометрическими узорами
    Exact
    [10]
    Suffix
    . Влияние Кондомского отделения Алтайской православной духовной миссии привело к постепенному изменению мировоззрения и обрядов у населения. Юрты паштыка Кондомо-Елейской волости в XIX в. находились, как уже отмечалось, в низовьях левого притока Кондомы - реке Антроп.
    (check this in PDF content)

  107. Start
    55906
    Prefix
    Шерегеш и Спасск, а также в населенных пунктах КызылШорского и Коуринского сельских поселений. Нижнемрасская группа имела особый говор, ставший основой современного шорского литературного языка
    Exact
    [63]
    Suffix
    . Состояла она из потомков сёоков аба, челей, тарткын, которые имели своеобразный антропологический тип, «резко отличающийся от монголоидного» [63, с. 348]. Население нижнемрасских улусов Красный яр, Мыски было социально неоднородным.
    (check this in PDF content)

  108. Start
    56044
    Prefix
    Нижнемрасская группа имела особый говор, ставший основой современного шорского литературного языка [63]. Состояла она из потомков сёоков аба, челей, тарткын, которые имели своеобразный антропологический тип, «резко отличающийся от монголоидного»
    Exact
    [63, с. 348]
    Suffix
    . Население нижнемрасских улусов Красный яр, Мыски было социально неоднородным. Значительная часть семей занималась скупкой ореха и пушнины у верховских шорцев с перепродажей товара по завышенным ценам на рынках Сибири, отчего и получила кличку «садыгчеларэ», т. е. «торгаши».
    (check this in PDF content)

  109. Start
    56391
    Prefix
    Значительная часть семей занималась скупкой ореха и пушнины у верховских шорцев с перепродажей товара по завышенным ценам на рынках Сибири, отчего и получила кличку «садыгчеларэ», т. е. «торгаши». Высокоразвиты были скотоводство и рыболовство, имевшие к началу ХХ в. товарный характер
    Exact
    [64, с. 25]
    Suffix
    . Основным жилищем были русские избы, у богатых – крестовые дома. Бревенчатые юрты использовались только летом у бедняков. Потомками нижнемрасских и верхнетомских челейцев являются шорские семьи Акуляковых, Акушаковых, Апанаевых, Бекреневых, Мижаковых, Мойнаковых, Мойтаковых, Чульджановых, проживающие в поселках Чувашка, Подобасс, Безруковсково Мысковского городского поселения, а также в гг.
    (check this in PDF content)

  110. Start
    57515
    Prefix
    Кузнецкие инородцы были прикреплены по месту проживания, что улучшило систему учета и сбор налогов. В то же время возникла межэтническая напряженность, особенно в населенных пунктах с преобладанием русского населения
    Exact
    [59, с. 140]
    Suffix
    . В советский период в границах Горно-Шорского национального завершился процесс этногенеза шорцев, хотя многие десятилетия продолжался процесс локализации прежних этнотерриториальных групп в границах образованных сельских советов.
    (check this in PDF content)