The 21 reference contexts in paper K. Sinegubova V., К. Синегубова В. (2016) “СПЕЦИФИКА ИНИЦИАЦИИ В МОНОДРАМЕ Е. ГРИШКОВЦА «КАК Я СЪЕЛ СОБАКУ» // SPECIFICITY OF INITIATION IN E. GRISHKOVETS’S MONODRAMA «HOW I ATE A DOG»” / spz:neicon:vestnik-k:y:2014:i:3:p:181-184

  1. Start
    2257
    Prefix
    Гришковца «Как я съел собаку» соотносится с фразеологизмом «съесть собаку», который в словарях трактуется следующим образом: «иметь, приобрести большой опыт, навык, основательные знания в чем-либо»
    Exact
    [5, с. 467]
    Suffix
    , «хорошо разбираться, быть особенно искусным, сведущим в чемлибо» [6, с. 390]. Перед нами действительно рассказ об определенном жизненном опыте, герой Гришковца рассказывает о своей службе на флоте, которую можно понимать как своеобразную инициацию – обряд перехода юноши из группы детей в группу взрослых мужчин.
    (check this in PDF content)

  2. Start
    2332
    Prefix
    Гришковца «Как я съел собаку» соотносится с фразеологизмом «съесть собаку», который в словарях трактуется следующим образом: «иметь, приобрести большой опыт, навык, основательные знания в чем-либо» [5, с. 467], «хорошо разбираться, быть особенно искусным, сведущим в чемлибо»
    Exact
    [6, с. 390]
    Suffix
    . Перед нами действительно рассказ об определенном жизненном опыте, герой Гришковца рассказывает о своей службе на флоте, которую можно понимать как своеобразную инициацию – обряд перехода юноши из группы детей в группу взрослых мужчин.
    (check this in PDF content)

  3. Start
    2858
    Prefix
    Мелетинскому, «этот переход включает физические испытания на выносливость, мучительную посвятительную операцию и овладение основами племенной мудрости в форме мифов, инсценируемых перед посвящаемым. Инициация включает также временную смерть и контакт с духами, открывающий путь для... рождения в новом качестве»
    Exact
    [3, с. 226]
    Suffix
    . В монодраме Е. Гришковца служба в армии выполняет функцию возрастной инициации, будучи связана с совершеннолетием и традиционно воспринимаемая как способ превращения мальчика в мужчину. Это не единственное совпадение: служба в армии, как ее изображает Гришковец, не только включает тяжелую работу, голод, разлуку с родными, изоляцию на острове Русском, но также усвоение издавна сложившейся т
    (check this in PDF content)

  4. Start
    3394
    Prefix
    Это не единственное совпадение: служба в армии, как ее изображает Гришковец, не только включает тяжелую работу, голод, разлуку с родными, изоляцию на острове Русском, но также усвоение издавна сложившейся традиции и участие в предельно ритуализованных действиях: «там, на Русском острове (во, название), все было – ритуал. Все было продумано, и во всем была видна традиция. Издавна. Всегда!»
    Exact
    [1, с. 179]
    Suffix
    . В традиции укоренены бессмысленные внешне действия: перессык («самое грандиозное действо»), стихи на фотографиях, часто непонятные самим пишущим, подготовка к возвращению домой, дембельский альбом, который составляется с большим усердием и который потом никому не интересно рассматривать.
    (check this in PDF content)

  5. Start
    3841
    Prefix
    »), стихи на фотографиях, часто непонятные самим пишущим, подготовка к возвращению домой, дембельский альбом, который составляется с большим усердием и который потом никому не интересно рассматривать. Бессмысленность действий, которые постоянно совершают герой и его товарищи по службе, позволяют воспринимать армию как антимир, где «предметы могут иметь совершенно иное предназначение»
    Exact
    [1, с. 192]
    Suffix
    : посуда нужна не для того, чтобы из нее есть, а для того, чтобы ее мыть. Палуба нужна не для того, чтобы по ней ходить, а для того, чтобы ее мыть. Удивляясь поначалу столь странному назначению предметов, герой со временем сам начинает видеть, что палуба помыта плохо, и делает замечание более молодым матросам.
    (check this in PDF content)

  6. Start
    4530
    Prefix
    Гришковца дистанцирован от собственной службы, он рассказывает о том, что имело место быть в прошлом, и именно эта дистанция со всей очевидностью выявляет пустоту и бессмысленность армейских ритуалов: «Мы делали очень много всякой фигни»
    Exact
    [1, с. 187]
    Suffix
    . Инициация предполагает, что пребывание в антимире и участие в ритуалах преображает человека, наделяет его новым опытом и новыми способностями, которые не могут быть получены никаким другим путем.
    (check this in PDF content)

  7. Start
    5369
    Prefix
    Каждый молодой матрос, в том числе и герой, рассчитывает, что служба изменит его, поднимет его статус: «Он же надеялся, что Родина ему будет благодарна. Что все будут смотреть на него, как когда-то я смотрел на тех людей, выходящих из кинотеатра. В смысле, уважать будут, будут любить»
    Exact
    [1, с. 191]
    Suffix
    . Излишне говорить, что надежды эти не оправдались. В результате инициации человек должен стать полноценным членом общества взрослых: ребенок символически умирает, а вместо него появляется взрослый, в данном случае – всеми уважаемый и любимый человек.
    (check this in PDF content)

  8. Start
    5975
    Prefix
    процесс инициации не завершен: ребенок умирает («Мама, меня нет», – хочет написать герой в письме, имея в виду, что он изменился, и того мальчика, которого помнит его мама, больше не существует), а взрослый не появляется. Выхода из «мира мертвых», который представляет собой армия, не происходит. М. Липовецкий говорит о травме, оставившей «незарастающую зону смерти внутри героя»
    Exact
    [2, с. 132]
    Suffix
    . Действительным результатом службы в армии становится социальное отчуждение – явление прямо противоположное предполагаемому результату инициации. Герой, вернувшись домой, не знает как жить. Всю жизнь он жил ожиданием будущего или страхом перед будущим: «И жизнь была раньше какая?
    (check this in PDF content)

  9. Start
    6547
    Prefix
    Потом ожидание армии, от которой никуда не деться, потом, на службе, постоянная мысль о доме.... В смысле, вся жизнь была накануне чего-то.... А...а...а теперь все,... впереди никаких канунов.... Живи и живи..., а не хочется..., а как....»
    Exact
    [1, с. 196]
    Suffix
    . Здесь имеет смысл обратить внимание на два момента: герою не хочется жить, и герой не знает, как жить. Апатия, подавленное состояние, неспособность радоваться являются результатом того, что личность разрушается, происходит символическое умирание, но отсутствует символическое воскрешение.
    (check this in PDF content)

  10. Start
    7410
    Prefix
    Хотя, конечно, ничего не попишешь... оно все так... конечно. Да! Да, да, да, я и сам так думаю... Не стоит... это ведь... Я бы не стал так однозначно... Я же не настаиваю... Это уж – как хотите....»
    Exact
    [1, с. 200]
    Suffix
    . В этом фрагменте отсутствует предмет разговора, мы можем предположить, что речь идет о полученном в армии опыте или какой-то его части. Более четко проявлена позиция рассказчика, который в чем-то соглашается с невидимым оппонентом («да, я и сам так думаю...»), но в то же время пытается сказать и свое слово, скорректировать оценку, которую, судя по всему, высказывает его воображаемый собесед
    (check this in PDF content)

  11. Start
    8954
    Prefix
    Однако все, что связано с культурой, носит ритуальный, симулятивный характер: «Я помню, как эти ребята, родившиеся где-то в Ферганской долине, шли в строю с нами и пели... громко...: Россия, любимая моя, Поля родные, березки, тополя...»
    Exact
    [1, с. 186]
    Suffix
    . Уроженцы Ферганской долины поют о мире, который не знают, потому что ни их малая родина, ни остров, где проходит их служба, не соотносятся с песенным, идеализированным образом России. Для рассказчика очевидно, что «наказание искусством» (многократный просмотр фильма «Жестокий романс») гораздо тяжелее переносится людьми, принадлежащими к другой культуре: «Ну, мы-то еще ладно, но каково было у
    (check this in PDF content)

  12. Start
    9391
    Prefix
    Для рассказчика очевидно, что «наказание искусством» (многократный просмотр фильма «Жестокий романс») гораздо тяжелее переносится людьми, принадлежащими к другой культуре: «Ну, мы-то еще ладно, но каково было узбекам или ну... другим ребятам? Для кого Волга – не матушка-река»
    Exact
    [1, с. 186]
    Suffix
    . В связи с проблемой утраты культурной идентичности особую роль играет центральный эпизод с поеданием собаки. Кореец, Коля И., убивает собаку, потому что хочет всех «обрадовать корейским блюдом...», объединив таким образом людей.
    (check this in PDF content)

  13. Start
    9929
    Prefix
    Коля И. является гражданином Советского Союза, у него корейская фамилия и комично сочетающееся с ней русское имя, он вынужден продолжать приобщение к русским традициям, но не может познакомить людей со своей культурой, которую знает очень хорошо: «собаку он зарезал по всем правилам»
    Exact
    [1, с. 194]
    Suffix
    Только рассказчик соглашается разделить трапезу, и мы полагаем, что это ключевой момент. Не только потому, что данная ситуация вынесена в заглавие пьесы, но и потому, что герой, который в армии теряет свою индивидуальность и сливается с массой, именно в этот момент совершает осознанный выбор и ведет себя не как все.
    (check this in PDF content)

  14. Start
    11139
    Prefix
    Бабушка и ребенок – это ключевые фигуры детства, от которого в армии окончательно приходится отказаться. Для матроса круг близких людей – это мама ("Тока мама никогда не предаст, тока мама, ... тока мамочка..."
    Exact
    [1, с. 185]
    Suffix
    ), девушка, которая не дождалась своего моряка и вышла замуж за студента, товарищи, чьи фотографии хранятся потом в дембельском альбоме, но бабушка уже не актуальна, она не упоминается никем из матросов.
    (check this in PDF content)

  15. Start
    11846
    Prefix
    Она идет, отдергивает одеяло и гладит тебя по спине, а у бабушки рука шершавая – ты весь извиваешься. Ведь у тебя такая спина..., такая спина..., и руки такие, и весь ты такой..., сам понимаешь – красивый то есть, все родственники восхищаются....»
    Exact
    [1, с. 183]
    Suffix
    . Образ бабушки связан с атмосферой любви, покоя, в которой блаженствует маленький герой. Этот момент можно противопоставить другому пробуждению, рано утром, перед школой, когда родители даже не посмотрели на ангельское личико своего сына, «просто свет включили и ушли».
    (check this in PDF content)

  16. Start
    12367
    Prefix
    Также бабушка появляется в момент, когда отправляют в первый класс «еще не школьника, еще... маленького такого мальчика». Бабушка плачет, и эти слезы совпадают с эмоциями взрослого рассказчика: «Я не могу смотреть, как ведут в школу 1 сентября первоклассников. Это просто ужасное зрелище»
    Exact
    [1, с. 177]
    Suffix
    . Начало учебы в школе оценивается негативно, поскольку ребенок попадает в мир, где его никто не любит и где он должен подчиняться жестким требованиям. Многочисленные параллели, которые Гришковец проводит между школой и армией, показывают, что школа – это начало нивелирования личности и уничтожения индивидуальности.
    (check this in PDF content)

  17. Start
    13237
    Prefix
    – это девочка, ребенок: «Может быть, сейчас какаянибудь девочка, устав от рыданий, всхлипывая, толькотолько задремала, а до этого они с папой, с фонариком, обшарили все дворы, сараи, опросили и обзвонили всех знакомых – где любимая собачка. Завтра поиски продолжатся, будут написаны детской рукой объявления, а над кроваткой долго еще будет висеть фотография щеночка с ленточкой на шее»
    Exact
    [1, с. 194]
    Suffix
    . Не имея возможности видеть настоящего хозяина собаки, герой конструирует образы, основываясь на собственном опыте, на своих детских переживаниях и впечатлениях. Поедая собаку, герой очень отчетливо, с подробностями, представляет себе образы, связанные с детством.
    (check this in PDF content)

  18. Start
    14148
    Prefix
    Согласно представлениям многих народов, попадая в мир мертвых, герой не должен есть тамошнюю пищу: «приобщившись к еде, назначенной для мертвецов, пришелец окончательно приобщается к миру умерших»
    Exact
    [4, с. 67]
    Suffix
    . В данном случае, собака – это и есть потусторонняя пища, неприемлемая для живых. Если рассматривать службу в армии как пребывание в мире мертвых, то герой совершает ошибку (поешь – останешься в этом мире навсегда).
    (check this in PDF content)

  19. Start
    14602
    Prefix
    Он съедает собственное детство, окончательно уничтожая себя маленького, но не ощущает какой-то судьбоносности этого момента: «Ел, пытался ощутить бунт в себе, а мне... было вкусно. Коля вкусно приготовил. Я думал, до последнего, что не смогу есть, а смог. И с аппетитом»
    Exact
    [1, с. 194]
    Suffix
    . Герой совершает действие, которого в детстве совершить не мог бы, и при этом поражается тому, что не чувствует никакого внутреннего сопротивления. Момент поедания собаки, который автором осознается как ключевой (вынесен в заглавие), героем не особо ощущается.
    (check this in PDF content)

  20. Start
    15087
    Prefix
    Поэтому в финале этот эпизод встраивается в длинный перечень абсурдных ритуальных действий, из которых и состояла служба: «Меня благодарили за все. И за то, что меня так сильно..., за то, что я писал в море, за японского летчика, за все три года..., за собаку..., за все»
    Exact
    [1, с. 198]
    Suffix
    . Необходимо отметить, что герой в данном случае не равен рассказчику, это несовпадение подчеркивается в начале пьесы: «Я расскажу о человеке, которого уже нет...» [1, с. 170]. Герой, который служил на Тихоокеанском флоте и съел собаку, не равен рассказчику, который утверждает, что не смог бы съесть собаку.
    (check this in PDF content)

  21. Start
    15245
    Prefix
    И за то, что меня так сильно..., за то, что я писал в море, за японского летчика, за все три года..., за собаку..., за все» [1, с. 198]. Необходимо отметить, что герой в данном случае не равен рассказчику, это несовпадение подчеркивается в начале пьесы: «Я расскажу о человеке, которого уже нет...»
    Exact
    [1, с. 170]
    Suffix
    . Герой, который служил на Тихоокеанском флоте и съел собаку, не равен рассказчику, который утверждает, что не смог бы съесть собаку. Герой, который приобретает некий опыт в ходе предельно ритуализованной службы в армии, не сохраняется, он меняется настолько, что становится в прямом смысле слова другим человеком.
    (check this in PDF content)