The 25 reference contexts in paper S. An A., O. Belinova A., С. Ан А., О. Белинова А. (2016) “КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТИ КАК ФИЛОСОФСКОЙ КАТЕГОРИИ // CONCEPTUALIZATION OF VALUE AS A PHILOSOPHICAL CATEGORY” / spz:neicon:vestnik-k:y:2014:i:2:p:230-234

  1. Start
    2461
    Prefix
    Поляризация ценностей ставит человека в положение выбора жизненных установок. С. А. Ан справедливо замечает: «Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, выражают иные, по сравнению с наукой, аспекты окружающей действительности»
    Exact
    [1, с. 38]
    Suffix
    . В последние десятилетия в научной среде наблюдается повышенный интерес к исследованию феноменов и явлений общественной жизни сквозь призму аксиологического подхода. Однако существуют некоторые проблемы, связанные с его применением.
    (check this in PDF content)

  2. Start
    3342
    Prefix
    проследить логику онтологического и гносеологического обоснования предмета данного исследования, выявить наиболее существенные его черты, что является важным моментом в раскрытии сущностного содержания категории ценности. Аксиология (от греч. axia – ценность и logos – учение) – сравнительно молодое направление философской научной мысли. Ее определяют как учение о ценностях
    Exact
    [13, с. 12]
    Suffix
    . В орбиту ее предметной области входит понятие ценности. Интерпретации термина «ценность» весьма многообразны. Наши современники характеризуют ценности: 1) особый сплав значений, определяющих вещественно-предметные свойства явлений и в то же время выражающих практическое и эмоциональное отношение к ним человека [11, с. 10]; 2) ценностное отношение, которое «порождается субъектно-объектной
    (check this in PDF content)

  3. Start
    3641
    Prefix
    Наши современники характеризуют ценности: 1) особый сплав значений, определяющих вещественно-предметные свойства явлений и в то же время выражающих практическое и эмоциональное отношение к ним человека
    Exact
    [11, с. 10]
    Suffix
    ; 2) ценностное отношение, которое «порождается субъектно-объектной связью» как «специфическим философским и собственно философским описанием поведения и деятельности людей» [6, с. 51]; 3) идеал, выходящий и выводящий за пределы наличной данности, что позволяет понять не просто надиндивидуальность, но также надличность ценностей [8, с. 15 – 26]; 4) явления действительности (факты идеальн
    (check this in PDF content)

  4. Start
    3815
    Prefix
    Наши современники характеризуют ценности: 1) особый сплав значений, определяющих вещественно-предметные свойства явлений и в то же время выражающих практическое и эмоциональное отношение к ним человека [11, с. 10]; 2) ценностное отношение, которое «порождается субъектно-объектной связью» как «специфическим философским и собственно философским описанием поведения и деятельности людей»
    Exact
    [6, с. 51]
    Suffix
    ; 3) идеал, выходящий и выводящий за пределы наличной данности, что позволяет понять не просто надиндивидуальность, но также надличность ценностей [8, с. 15 – 26]; 4) явления действительности (факты идеального и материального мира), имеющие то или иное значение для общества, его групп или отдельных людей [5, с. 20]; 5) то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему мо
    (check this in PDF content)

  5. Start
    3960
    Prefix
    и эмоциональное отношение к ним человека [11, с. 10]; 2) ценностное отношение, которое «порождается субъектно-объектной связью» как «специфическим философским и собственно философским описанием поведения и деятельности людей» [6, с. 51]; 3) идеал, выходящий и выводящий за пределы наличной данности, что позволяет понять не просто надиндивидуальность, но также надличность ценностей
    Exact
    [8, с. 15 – 26]
    Suffix
    ; 4) явления действительности (факты идеального и материального мира), имеющие то или иное значение для общества, его групп или отдельных людей [5, с. 20]; 5) то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением [13, с. 507]; 6) личностное социальное и культурное значение определенных явлений дей
    (check this in PDF content)

  6. Start
    4106
    Prefix
    и собственно философским описанием поведения и деятельности людей» [6, с. 51]; 3) идеал, выходящий и выводящий за пределы наличной данности, что позволяет понять не просто надиндивидуальность, но также надличность ценностей [8, с. 15 – 26]; 4) явления действительности (факты идеального и материального мира), имеющие то или иное значение для общества, его групп или отдельных людей
    Exact
    [5, с. 20]
    Suffix
    ; 5) то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением [13, с. 507]; 6) личностное социальное и культурное значение определенных явлений действительности, «...ценности образуют неотъемлемый компонент нормативной (нематериальной) культуры любого общества и являют собой такие представления о желаемо
    (check this in PDF content)

  7. Start
    4251
    Prefix
    понять не просто надиндивидуальность, но также надличность ценностей [8, с. 15 – 26]; 4) явления действительности (факты идеального и материального мира), имеющие то или иное значение для общества, его групп или отдельных людей [5, с. 20]; 5) то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением
    Exact
    [13, с. 507]
    Suffix
    ; 6) личностное социальное и культурное значение определенных явлений действительности, «...ценности образуют неотъемлемый компонент нормативной (нематериальной) культуры любого общества и являют собой такие представления о желаемом, которые влияют на сознательно осуществляемый человеком выбор того или иного типа поведения» [7, с. 6].
    (check this in PDF content)

  8. Start
    4566
    Prefix
    , относиться с уважением, признанием, почтением [13, с. 507]; 6) личностное социальное и культурное значение определенных явлений действительности, «...ценности образуют неотъемлемый компонент нормативной (нематериальной) культуры любого общества и являют собой такие представления о желаемом, которые влияют на сознательно осуществляемый человеком выбор того или иного типа поведения»
    Exact
    [7, с. 6]
    Suffix
    . Несмотря на достаточно позднее формирование самого понятия «ценность», феномен значимости и оценки присутствовал в философии со времен ее становления. В мировых философских изысканиях различных эпох (античность, средневековье, ВозрождеФИЛОСОФИЯ ние, Просвещение) ценностное мировоззрение формировалось в контексте разработки проблем этики и эстетики, посредством чего выявлялись и утверждались
    (check this in PDF content)

  9. Start
    5090
    Prefix
    В мировых философских изысканиях различных эпох (античность, средневековье, ВозрождеФИЛОСОФИЯ ние, Просвещение) ценностное мировоззрение формировалось в контексте разработки проблем этики и эстетики, посредством чего выявлялись и утверждались духовные ориентиры личной и общественной жизни
    Exact
    [2, с. 9]
    Suffix
    . Нам представляется необходимым рассмотреть эту ретроспекцию более подробно. В античной философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы.
    (check this in PDF content)

  10. Start
    6764
    Prefix
    Лейбниц, Т. Гоббс). В это время обоснование ценностей происходит посредством рациональности. Феномен ценности представлялся «результатом активности субъекта, обусловленной разумно-волевыми факторами»
    Exact
    [2, с. 16]
    Suffix
    . Интенсивное развитие интереса к ценностям наблюдается в конце XVIII века. По всей видимости, это было связано с пересмотром традиционного обоснования этики, характерного для античности и средних веков и предполагавшего тождество бытия и блага.
    (check this in PDF content)

  11. Start
    7850
    Prefix
    в целые философские дисциплины: логику, где мышление в общеобязательной форме стремится к достижению своей цели – обладанию истиной; этику, где воля стремится к своей цели быть доброй; эстетику, где чувство стремится к овладению красотой. В контексте философии истории категорию «ценность» Кант тесно связывает с понятием культуры, которая «собственно состоит в общественной ценности человека»
    Exact
    [2, с. 20]
    Suffix
    . Логически продолжил предметную направленность философии ценностей Г. В. Ф. Гегель, который категорию ценности тесно связывает с политэкономией, правом, культурой, социумом. В своей «Философии права» он соотносит ценность с вещью, которая имеет реальные количественные (знак) и качественные (форма) характеристики.
    (check this in PDF content)

  12. Start
    8489
    Prefix
    Эта вещь должна иметь значение или «годность» относительно потребностей субъекта и соизмеряться с другими потребностями вание ценностей из небытия переносится в мир идеально-материальных сущностей. Ценность по Гегелю есть «...всеобщность вещи, простая определенность которой проистекает из ее частного характера»
    Exact
    [4, с. 119]
    Suffix
    . Однако ценность не тождественна вещи, а представляет некую абстракцию, цель которой соотнести «годность» разных по форме вещей. Следует отметить, что в философии Гегеля понятия ценности и стоимости слабо дифференцируются: «Ценность вещи может быть очень различной в отношении к потребности, но если мы хотим выразить не специфическую, а абстрактную сторону ценности, то это будут деньги.
    (check this in PDF content)

  13. Start
    9062
    Prefix
    Деньги служат представителем всех вещей, но так как они не представляют собой саму потребность, а служат лишь ее знаком, они сами в свою очередь управляются специфической ценностью, которую они в качестве абстрактного только выражают»
    Exact
    [4, с. 119 – 120]
    Suffix
    . Несмотря на существенный интерес к проблеме ценности, Гегель все еще не рассматривает ее как самостоятельную категорию. Развернутое учение о ценностях впервые дал в 60-е годы XIX в. немецкий философ Р.
    (check this in PDF content)

  14. Start
    9902
    Prefix
    Выше представленная ретроспекция обоснования проблемы ценности позволяет дополнить утвердившуюся точку зрения, которая выделяет в истории развития аксиологии три периода: предклассический (1860 – 80-е годы), классический (1890 – 1920-е годы), постклассический (с 1930-х годов по настоящее время)
    Exact
    [5, с. 20]
    Suffix
    и раздвинуть рамки предклассического периода до эпохи античной философии. В классическом периоде развития аксиологии можно выделить несколько философских подходов к проблеме ценностей. В основу классификации положены взгляды, предложенные русским философом Н.
    (check this in PDF content)

  15. Start
    10160
    Prefix
    В классическом периоде развития аксиологии можно выделить несколько философских подходов к проблеме ценностей. В основу классификации положены взгляды, предложенные русским философом Н. О. Лосским
    Exact
    [9, с. 6 – 7]
    Suffix
    и историком немецкой аксиологии А. Мессером [6, с. 23]. Для первого направления (подхода) характерно утверждение о том, что источник ценностей – биопсихологические потребности человека. Н. О. Лосский называет это направление «психологизмом» [9, с. 6].
    (check this in PDF content)

  16. Start
    10218
    Prefix
    В классическом периоде развития аксиологии можно выделить несколько философских подходов к проблеме ценностей. В основу классификации положены взгляды, предложенные русским философом Н. О. Лосским [9, с. 6 – 7] и историком немецкой аксиологии А. Мессером
    Exact
    [6, с. 23]
    Suffix
    . Для первого направления (подхода) характерно утверждение о том, что источник ценностей – биопсихологические потребности человека. Н. О. Лосский называет это направление «психологизмом» [9, с. 6].
    (check this in PDF content)

  17. Start
    10408
    Prefix
    Мессером [6, с. 23]. Для первого направления (подхода) характерно утверждение о том, что источник ценностей – биопсихологические потребности человека. Н. О. Лосский называет это направление «психологизмом»
    Exact
    [9,
    Suffix
    . В нем утверждается, что всякий предмет имеет ценность лишь постольку, поскольку он вызывает в душевной жизни субъекта некоторые индивидуальнопсихологические переживания (удовольствие, желание, ценности).
    (check this in PDF content)

  18. Start
    11276
    Prefix
    яркий представитель «психологизма» Х. фон Эренфельс в своей теории определяет, что «ценность объекта есть желаемость (begehrbarkeit) его субъектом; что же касается возможности возникновения желания, она существует в том случае, если как можно более наглядное, живое, полное представление вия, более высоко лежащее на шкале (удовольствие – неудовольствие), чем представление о небытии объекта»
    Exact
    [9, с. 6 – 7]
    Suffix
    . Таким образом, ценность объекта – это его желаемость, относительная приятность. Другой представить австрийской психологической школы И. Крейбиг утверждает, что «ценность есть значение, которое имеет для субъекта содержание ощущения или мысли благодаря связанным с ним непосредственно или ассоциативно чувствам, действительным или хотя бы существующим в виде расположения; чувства эти связаны
    (check this in PDF content)

  19. Start
    11700
    Prefix
    Крейбиг утверждает, что «ценность есть значение, которое имеет для субъекта содержание ощущения или мысли благодаря связанным с ним непосредственно или ассоциативно чувствам, действительным или хотя бы существующим в виде расположения; чувства эти связаны с содействием психической деятельности или угнетением ее»
    Exact
    [9, с. 7]
    Suffix
    . Все эти утверждения возводят ценности в ранг субъективных категорий, связанных с переживаниями конкретной личности, и отрицают их абсолютность. Ценности, с точки зрения австрийской психологической школы, являются производными от желаемости и полезности для конкретного субъекта.
    (check this in PDF content)

  20. Start
    12590
    Prefix
    В его теории ценности рассматриваются как надвременные, внеисторические нормы и принципы, которые не только служат критерием «существенного» при оценке конкретных явлений, но и определяют специфику человеческой деятельности как таковой
    Exact
    [3, с. 391]
    Suffix
    . Анализ философских работ Виндельбанда позволяет обнаружить некую тождественность ценностей и норм. Нормы образуют общий план всех функций культуры и основу всякого отдельного осуществления ценностей, а последние, в свою очередь, управляют не только нравственными действиями; они также лежат в основе теоретической и эстетической деятельности.
    (check this in PDF content)

  21. Start
    13955
    Prefix
    Однако, по мнению философа, всякая оценка предполагает в качестве своего собственного мерила определенную цель и имеет смысл и значение только для того, кто признает эту цель, т. е. представляет на определенное содержание познания»
    Exact
    [3, с. 37]
    Suffix
    . Исходя из этого, в структуре оценки явления можно выделить два элемента: 1) создание представлений (суждений) об оцениваемом объекте; 2) наличие цели, посредством которой оценивающее сознание сможет это явление оценить.
    (check this in PDF content)

  22. Start
    14612
    Prefix
    Это делает необходимым воспользоваться историей развития человеческой культуры в целях выяснения закономерного возникновения оценок во всей их совокупности и познания законов, по которым совершаются эти оценки. Несколько дальше от Лотце и ближе к Канту взгляды Г. Риккерта, разрабатывавшего учение о ценностях как основы теории истинного знания и нравственного действия
    Exact
    [12, с. 17 – 18]
    Suffix
    . В основе науки, согласно Риккерту, лежит воля сверхиндивидуального субъекта, которая стремится к истине. Воля, «хотящая естествознания», или воля «хотящая истории», есть, с его точки зрения, необходимое признание безусловного обязательных сверхэмпирических ценностей.
    (check this in PDF content)

  23. Start
    17513
    Prefix
    Восприятие же ценностей возможно не теоретически, а посредством эмоциональных интенциональных функций, в основе которых лежит желание или замысел, что выводит ценностный аспект мира из индивидуально-психических переживаний в личностные или общественно значимые. Один из крупнейших зарубежных философов XX века Н. Гартман полагал, что ценности – «это сущности»
    Exact
    [10, с. 99]
    Suffix
    . Раскрыть их природу Н. Гартман считал невозможным. Ценности – неизменные и идеальные образования по ту сторону реального бытия, имеющие идеальное «в себе бытие» и являющиеся условиями того, что нечто реальное является вообще ценным.
    (check this in PDF content)

  24. Start
    18333
    Prefix
    мировоззрения» и впервые в истории аксиологической мысли продемонстрировал закономерность строения всеохватывающего мировоззрение человека ценностного осмысления им мира, выделяя логические, эстетические, этические, метафизические, а также жизненные и культурные ценности. Он создал «...первую систему ценностей, выведенную с удивительной точностью и законченностью умелого архитектора мысли»
    Exact
    [14, с. 30]
    Suffix
    . Действующий субъект сталкивается с ценностями непосредственно в переживаниях, которые суть его собственные хотения (воля). Мюнстенберг различает ценности различного порядка: – ценности-переживания или личностные ценности, которые имеют условный, относительный характер; – внеличностные ценности (наука, право и т. д.) – имеют безусловный абсолютный характер.
    (check this in PDF content)

  25. Start
    20839
    Prefix
    Ценность не существует сама по себе, а причастна к чему-нибудь или к кому-нибудь, т. е. к носителю ценности. Ценность у Штерна приобретает оттенок значения, но значение есть относительное понятие, выражающееся в следующей логике: А имеет значение для В, лишь это В придает А значение
    Exact
    [10, с. 99]
    Suffix
    . Это В означает «ценностную цель». Если В – ценностная цель для носителя ценности А, но со своей стороны также есть носитель ценности, то это в дальнейшем должно дать ценностную цель С, от которой В получает свое ценностное значение.
    (check this in PDF content)