The 14 reference contexts in paper I. Pleteneva F., N. Emelyanova R., И. Плетенева Ф., Н. Емельянова Р. (2016) “ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЬНИЦ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССАХ ЖЕНСКИХ ГИМНАЗИЙ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. // TRAINING TEACHERS IN TEACHING CLASSES OF RUSSIAN GIRLS' SCHOOLS IN THE SECOND HALF OF THE 19TH CENTURY” / spz:neicon:vestnik-k:y:2014:i:1:p:58-61

  1. Start
    3681
    Prefix
    По окончании общего курса гимназии (семи классов) выпускницы имели право преподавать в народной школе. Однако, “Положение” 1870 г. не раскрывало содержания деятельности педагогических классов, а наметило основные направления их деятельности
    Exact
    [3, с. 1620 – 1629]
    Suffix
    . Новое “Положение о педагогических классах” (“Учебный план”) 1874 г. носило более конкретный характер. Оно содержало учебный план с набором определенных предметов. В “Положении” были выделены общеобязательные (общеобразовательные) и специальные предметы, виды практической подготовки, больше времени рекомендовано было отводить на педагогическую подготовку (3 часа вместо двух по “Положе
    (check this in PDF content)

  2. Start
    4484
    Prefix
    носили ограниченный характер: по общеобязательным предметам они представляли собой методические рекомендации к программному материалу начальной школы, по специальным – “разучивание” учебника для мужских гимназий. “Положение” не содержало официальных программ по предметам, а также четких указаний на организацию педагогического процесса. Ничего не было сказано об итоговых испытаниях
    Exact
    [4, с. 105 – 106]
    Suffix
    . Недостатки, имевшие место в “Положении” 1874 г., обусловили разработку нового документа, позволившего усовершенствовать деятельность педагогических классов. В 1899 г. был создан “Учебный план и программы учебных предметов для VIII дополнительного класса женских гимназий Московского учебного округа”, который стал основой организации педагогического процесса в 8-х классах женских гимнази
    (check this in PDF content)

  3. Start
    4923
    Prefix
    В 1899 г. был создан “Учебный план и программы учебных предметов для VIII дополнительного класса женских гимназий Московского учебного округа”, который стал основой организации педагогического процесса в 8-х классах женских гимназий во многих учебных округах вплоть до революции 1917 г.
    Exact
    [6, с. 71]
    Suffix
    . Помимо перечня изучаемых предметов, “Учебный план” 1899 г. содержал подробВестник59 КемГУ 2014 No 1 (57) Т. 2 | ные программы по всем предметам (общеобразовательным и специальным) с методическими указаниями и рекомендациями для преподавателей, списки литературы (основной и дополнительный), условия приема в педагогический класс, требования к организации педагогического процесса, вводил итого
    (check this in PDF content)

  4. Start
    5327
    Prefix
    изучаемых предметов, “Учебный план” 1899 г. содержал подробВестник59 КемГУ 2014 No 1 (57) Т. 2 | ные программы по всем предметам (общеобразовательным и специальным) с методическими указаниями и рекомендациями для преподавателей, списки литературы (основной и дополнительный), условия приема в педагогический класс, требования к организации педагогического процесса, вводил итоговые испытания
    Exact
    [5]
    Suffix
    . Данный “Учебный план”, как и предыдущий, допускал и более подробную разработку занятий педагогическими советами с учетом местных условий. Согласно “Положению” 1874 г. и “Учебному плану” 1899 г., ученицы изучали общеобязательные предметы и один (или два) специальных, избранных по собственному желанию.
    (check this in PDF content)

  5. Start
    5681
    Prefix
    Согласно “Положению” 1874 г. и “Учебному плану” 1899 г., ученицы изучали общеобязательные предметы и один (или два) специальных, избранных по собственному желанию. В соответствии с данными документами, число уроков в неделю было следующим
    Exact
    [5, с. 4]
    Suffix
    (таблица). Таблица Число уроков в неделю А. Предметы общеобязательные Закон Божий с краткой его методикой. 2 Педагогика. 3 Методика начального обучения русскому языку. 3 Арифметика с методикой начального обучения арифметике. 3 Б.
    (check this in PDF content)

  6. Start
    6263
    Prefix
    Русская словесность. 3 Математика (алгебра и геометрия). 3 История. 3 География с ее методикой. 3 Французский язык. 3 Немецкий язык. 3 Из таблицы видно, что теоретическая нагрузка обучающихся была небольшой: 14 часов при одном специальном предмете и 17 часов при двух. Она не превышала 40 – 50 % учебного времени. Остальное учебное время использовалось на педагогическую практику
    Exact
    [6, с. 68]
    Suffix
    . Подготовку в педагогических классах (70 – 90-е гг. XIX в.) в связи с местными условиями рассмотрим на примере 1-й Омской и Елецкой женских гимназий. Педагогический класс 1-й Омской женской гимназии возглавлял выдающийся русский педагог, последователь К.
    (check this in PDF content)

  7. Start
    6641
    Prefix
    Педагогический класс 1-й Омской женской гимназии возглавлял выдающийся русский педагог, последователь К. Д. Ушинского, К. В. Ельницкий. Занятия делились на теоретические и практические. Теоретические занятия заключали в себя 5 видов
    Exact
    [1, с. 120 – 129]
    Suffix
    . 1. Изучение педагогики с использованием методов частично-поискового, рассказа (с составлением конспекта), самостоятельной работы с книгой, написанием урочных сочинений на определенные темы. 2. Устное изложение на уроках педагогики самостоятельно подготовленных статей педагогического содержания, что носило название метода устного реферирования. 3.
    (check this in PDF content)

  8. Start
    7798
    Prefix
    В Елецкой женской гимназии, помимо названных предметов, в учебном плане педагогического класса присутствовал отдельный “Арифметический курс общий”, что говорило не только о важности данного предмета для начальной школы, но и о том, что курс дополнен в соответствии с целями и задачами педагогического класса
    Exact
    [7]
    Suffix
    . Изучение общих и специального предметов осуществлялось следующим образом: ученицы подготавливали к урокам разделы учебного предмета и выполняли соответствующие им упражнения. После изложения содержания подготовленного раздела ученица излагала то, как она “проработала бы” этот раздел на предполагаемом уроке.
    (check this in PDF content)

  9. Start
    9724
    Prefix
    Ельницкого был следующий: “Требуется, чтобы... каждая ученица, окончившая педагогический класс, знала изученные предметы в такой степени, в какой знает их... учительница, несколько лет добросовестно преподававшая в учебном заведении эти предметы”
    Exact
    [1, с. 127]
    Suffix
    . Из цитаты видно, что требования и уровень подготовки выпускниц были высокими. 60 | Вестник КемГУ 2014 No 1 (57) Т. 2 Практические занятия имели 4 основные разновидности [1, с. 130 – 137]. 1.
    (check this in PDF content)

  10. Start
    9908
    Prefix
    чтобы... каждая ученица, окончившая педагогический класс, знала изученные предметы в такой степени, в какой знает их... учительница, несколько лет добросовестно преподававшая в учебном заведении эти предметы” [1, с. 127]. Из цитаты видно, что требования и уровень подготовки выпускниц были высокими. 60 | Вестник КемГУ 2014 No 1 (57) Т. 2 Практические занятия имели 4 основные разновидности
    Exact
    [1, с. 130 – 137]
    Suffix
    . 1. Посещение уроков в младших классах и составление конспектов этих уроков. Составлялись два конспекта: один – по специальному предмету, другой – по какому-либо из общеобязательных. В конспекте ученица излагала содержание урока, а также приемы и методы, которые применял учитель.
    (check this in PDF content)

  11. Start
    11685
    Prefix
    Составленные характеристики (подробной – двух девочек и общей – класса) разбирались на конференциях. Ученицы Елецкой женской гимназии, кроме того, посещали приюты для сирот, где обучали детей грамоте, вязанию, вышиванию
    Exact
    [2, с. 84]
    Suffix
    . 4. Педагогические конференции. Для разбора пробных уроков, конспектов, характеристик еженедельно собиралась педагогическая конференция. На конференции присутствовали: председательствующий (директор или заведующий учебной частью), начальница гимназии, преподаватель педагогики, руководители, учительницы и надзирательницы.
    (check this in PDF content)

  12. Start
    13147
    Prefix
    По окончании испытаний педагогический совет, принимая во внимание все виды работ учениц, исполненные в течение года, и отметки, полученные на окончательных испытаниях, определял педагогическую квалификацию, которой достойна та или иная выпускница (домашняя наставница или домашняя учительница)
    Exact
    [1, с. 137 – 138]
    Suffix
    . В Елецкой женской гимназии выставлялись отметки в течение года по нескольким спискам: 1) “Успехи в учебной деятельности” (содержал перечень учебных предметов); 2) “Отчет о практических занятиях” (содержал перечень дисциплин, по которым проводились практические занятия); 3) “Список для производства специальных испытаний”, к которым относились: специальные предметы, поведение, посещен
    (check this in PDF content)

  13. Start
    14349
    Prefix
    В Елецкой гимназии, кроме этого, существовала специальная Комиссия VIII дополнительного класса. На основании доклада Комиссии на каждую ученицу составлялся протокол, где был зафиксирован уровень успеваемости ученицы за год, включая итоговые испытания
    Exact
    [8]
    Suffix
    . На основании протокола присваивалась педагогическая квалификация. По окончании педагогического класса выпускницы направлялись на службу в учебные заведения (женские прогимназии, младшие классы женских гимназий, сельские школы) или занимались воспитанием детей в частных домах, что также являлось разновидностью государственной службы [9].
    (check this in PDF content)

  14. Start
    14662
    Prefix
    По окончании педагогического класса выпускницы направлялись на службу в учебные заведения (женские прогимназии, младшие классы женских гимназий, сельские школы) или занимались воспитанием детей в частных домах, что также являлось разновидностью государственной службы
    Exact
    [9]
    Suffix
    . Несмотря на недостатки в законодательстве, процесс обучения в педагогических классах был организован на высоком уровне благодаря инициативе педагогических коллективов гимназий. Используемые в процессе обучения формы и методы способствовали формированию профессионально значимых качеств и развитию творческих способностей обучающихся.
    (check this in PDF content)