The 64 reference contexts in paper A. Lityagina V., А. Литягина В. (2016) “РОЛЬ СВЕТСКОЙ ШКОЛЫ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ГОРОЖАН ЗАПАДНОЙ СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ ХХ ВВ. // THE ROLE OF SECULAR SCHOOL IN EVERYDAY LIFE OF CITIZENS IN WESTERN SIBERIA IN THE SECOND HALF OF THE 19TH – EARLY 20TH CENTURY” / spz:neicon:vestnik-k:y:2014:i:1:p:26-34

  1. Start
    5803
    Prefix
    О том, как настороженно, неодобрительно тяга некоторых представителей молодого поколения к книгам и знаниям воспринималась людьми зрелого возраста в 50-х гг. XIX в., показывает в своих воспоминаниях тюменский купец Н. М. Чукмалдин
    Exact
    [48, с. 101]
    Suffix
    . Из другого источника также видно, что образование и грамотность встречалось со стороны старшего безграмотного и малограмотного населения враждебно. Так, ученики томских воскресных школ нередко вынуждены были ходить в школу тайком от своих хозяев-работодателей.
    (check this in PDF content)

  2. Start
    6787
    Prefix
    спросил юношу, почему же они с товарищем записались в школу, если знали, что хозяин будет противиться, был получен ответ: «В то воскресенье я с товарищем С. пошел к знакомому, чтобы под вечер идти всем вместе посмотреть на войнишку, да по дороге ... узнали, что в Томске есть школа, где и большим можно учиться грамоте по воскресеньям, мы пошли с ним и записались, а хозяин этого не знал»
    Exact
    [5, с. 96 – 97]
    Suffix
    . Принципиальную важность просвещения в условиях сибирской окраины прекрасно понимали представители «думающей» Сибири, основатели так называемого областнического общественно-политического движения Н.
    (check this in PDF content)

  3. Start
    7169
    Prefix
    Принципиальную важность просвещения в условиях сибирской окраины прекрасно понимали представители «думающей» Сибири, основатели так называемого областнического общественно-политического движения Н. М. Ядринцев, Г. Н. Потанин и другие. Одно из зол, по их мнению, которое тяготело над краем – это «отсутствие местной интеллигенции, могущей встать на защиту интересов обездоленной родины»
    Exact
    [39, с. 161]
    Suffix
    . Действительно, Сибири был необходим культурный подъем, чтобы преодолеть свое полуколониальное положение в составе России, поэтому нужно было менять отношение к знаниям и образованию в широких кругах населения, создавать условия для роста численности местной интеллигенции.
    (check this in PDF content)

  4. Start
    8193
    Prefix
    Начальное образование давали «народные училища» – 1 и 2-классные с 3-х и 5-летним курсом обучения. Также действовали городские школы, которые являлись формой неполного среднего образования, преимущественно 3-классные, с 6-летним курсом обучения, реже – 3 и 4-летние
    Exact
    [31, с. 536]
    Suffix
    . Среднее образование было представлено классическими гимназиями, мужскими (с 8-летним сроком обучения) и женскими (с 7-летним сроком обучения), а также реальными училищами (только мужскими) со сроком обучения 7 лет.
    (check this in PDF content)

  5. Start
    8588
    Prefix
    Неполное среднее образование давали мужские и женские прогимназии со сроком обучения 4 либо 6 лет. В 1870 г. открылась мужская гимназия в Омске; в Томске и Тюмени были учреждены реальные училища
    Exact
    [49, с. 23]
    Suffix
    . По Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. в Томске 64 %, а в остальных уездных и заштатных городах Томской губернии в среднем 37 % городских детей в возрасте от 5 до 19 лет социализировались через учебные заведения разных типов [32, с. 17].
    (check this in PDF content)

  6. Start
    8835
    Prefix
    По Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. в Томске 64 %, а в остальных уездных и заштатных городах Томской губернии в среднем 37 % городских детей в возрасте от 5 до 19 лет социализировались через учебные заведения разных типов
    Exact
    [32, с. 17]
    Suffix
    . В Тобольске в 1850 г. насчитывалось 10 светских школ, больше, чем в любом другом сибирском городе этого времени [49, с. 235]. Однако к 1903 г. Тобольск утрачивает это первенство по числу учебных заведений, там их остаётся всего 9 для детей и 2 воскресные школы для взрослых [43, с. 1].
    (check this in PDF content)

  7. Start
    8956
    Prefix
    По Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. в Томске 64 %, а в остальных уездных и заштатных городах Томской губернии в среднем 37 % городских детей в возрасте от 5 до 19 лет социализировались через учебные заведения разных типов [32, с. 17]. В Тобольске в 1850 г. насчитывалось 10 светских школ, больше, чем в любом другом сибирском городе этого времени
    Exact
    [49, с. 235]
    Suffix
    . Однако к 1903 г. Тобольск утрачивает это первенство по числу учебных заведений, там их остаётся всего 9 для детей и 2 воскресные школы для взрослых [43, с. 1]. В целом в городах Тобольской губернии в начале 1900-х гг. насчитывается 47 учебных заведений начального неполного и полного среднего образования [43, с. 1 – 7].
    (check this in PDF content)

  8. Start
    9106
    Prefix
    В Тобольске в 1850 г. насчитывалось 10 светских школ, больше, чем в любом другом сибирском городе этого времени [49, с. 235]. Однако к 1903 г. Тобольск утрачивает это первенство по числу учебных заведений, там их остаётся всего 9 для детей и 2 воскресные школы для взрослых
    Exact
    [43, с. 1]
    Suffix
    . В целом в городах Тобольской губернии в начале 1900-х гг. насчитывается 47 учебных заведений начального неполного и полного среднего образования [43, с. 1 – 7]. Школа притягивала к себе молодое поколение, детей из самых разных семей, даже из таких, где родители были весьма далеки от идей просвещения и неодобрительно относились к обучению в школах.
    (check this in PDF content)

  9. Start
    9250
    Prefix
    Тобольск утрачивает это первенство по числу учебных заведений, там их остаётся всего 9 для детей и 2 воскресные школы для взрослых [43, с. 1]. В целом в городах Тобольской губернии в начале 1900-х гг. насчитывается 47 учебных заведений начального неполного и полного среднего образования
    Exact
    [43, с. 1 – 7]
    Suffix
    . Школа притягивала к себе молодое поколение, детей из самых разных семей, даже из таких, где родители были весьма далеки от идей просвещения и неодобрительно относились к обучению в школах. Так, выходец из мещанского сословия П.
    (check this in PDF content)

  10. Start
    9773
    Prefix
    Его отец, бедный ремесленник-башмачник, и мать, старообрядка, были сторонниками минимального обучения грамоте на дому. Однако, писал П. Ф. Кочнев, в 9 лет ему «вдруг» тоже захотелось учиться в школе, куда ходили некоторые соседские ребята
    Exact
    [34, с. 45]
    Suffix
    . Родители ему не запретили, и он стал ходить на уроки. Качество обучения в уездных и приходских училищах оставляло желать лучшего. Об этом свидетельствуют и ревизии учебного начальства. В декабре 1874 г. директор училищ Тобольской губернии провел проверку некоторых подведомственных ему школ и выявил множество недостатков и в преподавании, и в материальном состоянии учебных заведений.
    (check this in PDF content)

  11. Start
    10430
    Prefix
    В 1876 г. генерал-губернатор Западной Сибири в своем отчете докладывал царю о недостаточном количестве учителей. «Обычно они оставляют школы, находя более выгодные должности в других учреждениях»
    Exact
    [14, л. 620 – 621]
    Suffix
    . – Писал он. Генерал-губернатор напоминал о том, что он ещё в 1875 г. ходатайствовал об учреждении в Омске учительского института и писал об открытии мужской гимназии в Омске, о подготовке к открытию реального училища в Томске, женских прогимназий в Омске и в Барнауле [14, л. 622].
    (check this in PDF content)

  12. Start
    10734
    Prefix
    Генерал-губернатор напоминал о том, что он ещё в 1875 г. ходатайствовал об учреждении в Омске учительского института и писал об открытии мужской гимназии в Омске, о подготовке к открытию реального училища в Томске, женских прогимназий в Омске и в Барнауле
    Exact
    [14, л. 622]
    Suffix
    . Ревизия директора училищ Тобольской губернии также показала слабое преподавание арифметики в уездном, которую вел «растерянный», как выразился директор в отчете, учитель, недостатки в преподавании чтения и арифметики в мужском приходском училище г.
    (check this in PDF content)

  13. Start
    11256
    Prefix
    Старшее отделение этого училища было размещено в двух комнатах, а учитель один, который должен одновременно вести в обеих комнатах. Директор рекомендовал снести стену, разделяющую эти комнаты. Были и другие замечания по качеству и обеспечению процесса обучения в осмотренных училищах
    Exact
    [20, л. 7 – 15 об.]
    Suffix
    . О слабости преподавания в начальных школах отзывается и мемуарист П. Ф. Кочнев: «Учили плохо, уроков не задавали и не спрашивали по неделе и более» [34, с. 55]. Анализируя состояние сферы образования в г.
    (check this in PDF content)

  14. Start
    11414
    Prefix
    Были и другие замечания по качеству и обеспечению процесса обучения в осмотренных училищах [20, л. 7 – 15 об.]. О слабости преподавания в начальных школах отзывается и мемуарист П. Ф. Кочнев: «Учили плохо, уроков не задавали и не спрашивали по неделе и более»
    Exact
    [34, с. 55]
    Suffix
    . Анализируя состояние сферы образования в г. Каинске, исследователь Г. А. Ноздрин отмечал трудности работы учебных заведений в этом городе: нехватку учителей, низкий уровень их собственной грамотности, недостаток материального обеспечения школ, холодные помещения [36, с. 162].
    (check this in PDF content)

  15. Start
    11671
    Prefix
    Каинске, исследователь Г. А. Ноздрин отмечал трудности работы учебных заведений в этом городе: нехватку учителей, низкий уровень их собственной грамотности, недостаток материального обеспечения школ, холодные помещения
    Exact
    [36, с. 162]
    Suffix
    . Редкостью в те годы являлось окончание полного курса обучения в учебных заведениях учениками. Так, в Бийске с 1880 по 1889 гг. полный курс прогимназии закончили лишь 8,4 % от всего количества поступивших, а в городском училище – около 3 % [44, с. 341].
    (check this in PDF content)

  16. Start
    11906
    Prefix
    Редкостью в те годы являлось окончание полного курса обучения в учебных заведениях учениками. Так, в Бийске с 1880 по 1889 гг. полный курс прогимназии закончили лишь 8,4 % от всего количества поступивших, а в городском училище – около 3 %
    Exact
    [44, с. 341]
    Suffix
    . Как справедливо отмечал А. В. Старцев, причиной большого отсева, помимо слабой материальной базы школ и недостаточной подготовленности учителей, являлся сугубо утилитарный подход тогдашнего общества к просвещению [44, с. 341 – 342].
    (check this in PDF content)

  17. Start
    12115
    Prefix
    Как справедливо отмечал А. В. Старцев, причиной большого отсева, помимо слабой материальной базы школ и недостаточной подготовленности учителей, являлся сугубо утилитарный подход тогдашнего общества к просвещению
    Exact
    [44, с. 341 – 342]
    Suffix
    . Многие родители сознательно ограничивали обучение своих детей уровнем знаний элементарного счета, письма и чтения, считая, что всё остальное знать необязательно, а может, даже и вредно. И всё же светские школы являлись в этот период важными центрами образования и культуры, значимыми для всего городского общества.
    (check this in PDF content)

  18. Start
    12861
    Prefix
    В этот день отслужили литургию, затем состоялся крестный ход в здание училища, там зачитали акт об открытии 2-го класса. Учитель В. Агуров произнес проникновенную речь, обращённую ко всем, кто поддерживал развитие просвещения в городе, а также к ученикам с добрым напутствием
    Exact
    [44, с. 339]
    Suffix
    . Для учеников посещение школ было важным делом, о чём свидетельствуют мемуары. Из записок П. Ф. Кочнева видно, что школа навсегда осталась в памяти человека, и с добрыми, и с плохими сторонами обучения своего времени.
    (check this in PDF content)

  19. Start
    13252
    Prefix
    Мемуарист, как нам представляется, с удовольствием написал о том, как успешно он стал учиться в школе, получать хорошие оценки, когда у него, наконец, появились необходимые учебники по школьным предметам
    Exact
    [34, с. 58 – 59]
    Suffix
    . Учебные заведения находились в центре формирования социальной среды, приобщая к знаниям молодое поколение и влияя на родителей учеников, старшую генерацию, в целом, на горожан. Это происходило как в рамках обычной учебной деятельности, так и на внеклассных мероприятиях.
    (check this in PDF content)

  20. Start
    13954
    Prefix
    В школах организовывались дополнительные занятия, нацеленные на духовное развитие личности. Так, уже в начале 60-х гг. педагоги Тобольской гимназии выступили с инициативой проведения публичных лекций
    Exact
    [17]
    Suffix
    . По сути, это были просветительские мероприятия для учеников и их родителей. В Томске ещё до учреждения общества друзей начального образования по инициативе П. И. Макушина с 1875 г. началось проведение 2 раза в неделю литературных вечеров, на которых читались сочинения по разным отраслям знаний [30, с. 137].
    (check this in PDF content)

  21. Start
    14230
    Prefix
    В Томске ещё до учреждения общества друзей начального образования по инициативе П. И. Макушина с 1875 г. началось проведение 2 раза в неделю литературных вечеров, на которых читались сочинения по разным отраслям знаний
    Exact
    [30, с. 137]
    Suffix
    . Вечера были платными, сборы с них шли на приобретение учебных пособий. В 1886 г. состоялся популярный в Томске праздник – публичный акт уездного и приходских училищ. Участникам праздника было сообщено о состоянии городских школ.
    (check this in PDF content)

  22. Start
    14599
    Prefix
    Участникам праздника было сообщено о состоянии городских школ. На празднике вручили награды лучшим учащимся школ. Всего наградили 83 ученика. В конце акта было устроено чаепитие для 170 учеников, окончивших курс в этом году
    Exact
    [30, с. 141]
    Suffix
    . В повседневной жизни горожан светские школы становились неотъемлемым элементом в системе институтов, удовлетворяющих духовные потребности горожан в участии в общественной жизни, в праздновании различных событий, памятных дат и чествовании великих гостей.
    (check this in PDF content)

  23. Start
    15210
    Prefix
    Учебные заведения являлись одним из общественных институтов, который непосредственно участвовал в приеме высоких гостей и общении с ними. В 1868 г. Западно-Сибирский регион посетил великий князь Владимир Александрович. В Тюмени встречать князя собрались тысячи людей, как вспоминал современник
    Exact
    [34, с. 61]
    Suffix
    . В Тобольске великий гость побывал, помимо прочих культурных и общественных центров, в Мариинской женской школе, а также в губернской гимназии. В гимназии великий князь осмотрел кабинеты, школьные коллекции и библиотеку, портреты благотворителей.
    (check this in PDF content)

  24. Start
    15807
    Prefix
    гостю были представлены лица от городского общества, пожелавшие увековечить в памяти города посещение Его Высочества пожертвованием капитала 300 руб. серебром на открытие при уездном училище ремесленного класса с наименованием его «Владимирским». Высокий гость также побывал в тюремном замке, Воспитательном доме, городской больнице, в общественном саду, находящемся при памятнике Ермаку
    Exact
    [25, с. 125 – 126]
    Suffix
    . 27 июня князь Владимир Александрович отправился из Барнаула в Бийск. В Бийске князь посетил церковь, училище, покатался на лодке по реке Бия [33, с. 43, 46]. В Томске князь принял делегации из Восточной Сибири, побывал также и в мужской и женской гимназиях [33, с. 60 – 66].
    (check this in PDF content)

  25. Start
    16099
    Prefix
    в тюремном замке, Воспитательном доме, городской больнице, в общественном саду, находящемся при памятнике Ермаку [25, с. 125 – 126]. 27 июня князь Владимир Александрович отправился из Барнаула в Бийск. В Бийске князь посетил церковь, училище, покатался на лодке по реке Бия [33, с. 43, 46]. В Томске князь принял делегации из Восточной Сибири, побывал также и в мужской и женской гимназиях
    Exact
    [33, с. 60 – 66]
    Suffix
    . Посещение г. Сургута будущим императором Николаем Александровичем Романовым 8 июля 1891 г. явилось колоссальным по масштабу событием для этого маленького городка. Наследник престола прибыл к пристани на пароходе по Оби; здесь его встречали тобольский губернатор, духовенство, учащиеся местного городского училища и церковно-приходской школы.
    (check this in PDF content)

  26. Start
    16531
    Prefix
    Наследник престола прибыл к пристани на пароходе по Оби; здесь его встречали тобольский губернатор, духовенство, учащиеся местного городского училища и церковно-приходской школы. «Народ выходил и ждал по нескольку дней, чтобы взглянуть хотя бы на пароход, на котором следовал цесаревич»
    Exact
    [38, с. 14]
    Suffix
    . В 1913 г. города отметили юбилей 300-летия Дома Романовых. Это, конечно же, был большой, санкционированный государством, с пропагандистским смыслом праздник, возвеличивающий власть. Были проведены церковные службы в честь этого события, торжественные акты и обеды.
    (check this in PDF content)

  27. Start
    17360
    Prefix
    Барнаульская дума постановила присвоить наименование «В память 300-летия Дома Романовых» строящемуся школьному зданию в Нагорной части города; на Демидовской площади в память 300-летия разбить «спортивный сквер» для катка в зимнее время с каменным павильоном внутри него; учредить девять стипендий в местных учебных заведениях
    Exact
    [11, л. 74]
    Suffix
    . Директор Новониколаевского реального училища 15 марта 1913 г. докладывал о том, что в помещении училища такое празднование было организовано совместно с женской гимназией и частным мужским училищем II разряда. 20 февраля состоялась торжественная всенощная со служением панихиды по всем в Бозе почивающим членам Царствующего Дома Романовых. 21 февраля – торжественное богослужение и молебст
    (check this in PDF content)

  28. Start
    17892
    Prefix
    и частным мужским училищем II разряда. 20 февраля состоялась торжественная всенощная со служением панихиды по всем в Бозе почивающим членам Царствующего Дома Романовых. 21 февраля – торжественное богослужение и молебствие с возглашением многолетия благополучно царствующему государю и всему Дому. Затем состоялся торжественный акт и вечером были организованы картины из оперы «Жизнь за царя»
    Exact
    [21, л. 149]
    Suffix
    . Все эти события свидетельствуют, что в широких массах сохранялся монархический настрой. Монархия во главе с царем принималась как ценность, и это было, пожалуй, важнейшим моментом в традиционной повседневной культуре местного населения.
    (check this in PDF content)

  29. Start
    18711
    Prefix
    В Омске торжества проходили несколько дней, начались 4 декабря в здании женской гимназии с костюмированного бала с живыми картинами, взятыми из жизни «храброй казачьей дружины Ермака и сопровождавшимся пением»
    Exact
    [6, No 1, с. 6]
    Suffix
    . Сбор с этого очень многолюдного вечера предназначался для образования фонда стипендий в честь 300-летия присоединения Сибири. В 1887 г. в Тобольске проходило торжество, связанное с 300-летием города.
    (check this in PDF content)

  30. Start
    19115
    Prefix
    Был разработан порядок празднования юбилея города, от духовных до светских мероприятий. Епархиальным преосвященным 28 мая 1887 г. был утвержден порядок богослужений и крестного хода, проведенных со 2 по 4 июня
    Exact
    [27, л. 7]
    Suffix
    . Процессии и крестный ход совершались по строго разработанному плану. Шествие направлялось из собора к часовне в память Александра II. Участие принимали все учебные заведения города, городское общество, все духовное и светское начальство и прочие чины, депутации от других городов. 3 июня организовывалось бесплатное народное гуляние на Нагорной площади в саду у памятника Ермаку.
    (check this in PDF content)

  31. Start
    19632
    Prefix
    заведения города, городское общество, все духовное и светское начальство и прочие чины, депутации от других городов. 3 июня организовывалось бесплатное народное гуляние на Нагорной площади в саду у памятника Ермаку. На ней были установлены различные увеселительные устройства, как, например, мачта для лазания с призами, а также приезжими артистами предлагалось развлекательное представление
    Exact
    [27, л. 5 об.]
    Suffix
    Учебные заведения городов становились непременным участником подобных мероприятий и одним из институтов в повседневной жизни, способных удовлетворить потребности горожан в приобщении к светским городским мероприятиям.
    (check this in PDF content)

  32. Start
    20347
    Prefix
    народного просвещения распорядилось освободить учащихся от занятий 12 декабря, организовать их присутствие при богослужении и молебствии «с произнесением вечной памяти в Бозе почивающему монарху и многолетия ныне благополучно царствующему государю». Рекомендовалось также после церковной службы собрать учеников в стенах заведения для выслушивания соответствующей празднованию речи
    Exact
    [19, л. 4 – 5]
    Suffix
    . При проведении вышеперечисленных мероприятий учебные заведения становились центрами идеологического воздействия самодержавия на молодое поколение, проводниками монархических и религиозных идей.
    (check this in PDF content)

  33. Start
    20695
    Prefix
    При проведении вышеперечисленных мероприятий учебные заведения становились центрами идеологического воздействия самодержавия на молодое поколение, проводниками монархических и религиозных идей. В воспоминаниях П. Ф. Кочнева описывается подготовка учителей и учеников в уездном училище к встрече проезжавшего через Тюмень Великого князя Владимира Александровича
    Exact
    [34, с. 60 – 61]
    Suffix
    . Этот и другие источники свидетельствуют о том, что, конечно же, власть видела школу как опору как традиционных ценностей, как центр их воспроизводства и трансляции, поэтому воспитание в монархическом и религиозном духе реализовывалось через участие учеников в праздновании важных государственных событий, юбилейных для самодержавия и страны дат, проведении торжественных актов и т. п.
    (check this in PDF content)

  34. Start
    21674
    Prefix
    Много способствовало оживлению праздника пение пансионеров и чтение в лицах басен и детских стихотворений Крылова, Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других, а также разгадывание на премии шарад и ребусов. Елку посетили много городских священников с семействами, начальница женского духовного училища, г. Еренёв и другие, привезшие детям в подарок массу конфет»
    Exact
    [40]
    Suffix
    . Повседневная жизнь горожан этого времени была уже немыслима без проведения общественных праздников, связанных со светской культурой и просвещением. И именно учебные заведения выполняли ведущую роль в удовлетворении таких духовных потребностей горожан.
    (check this in PDF content)

  35. Start
    23343
    Prefix
    Публики собралось более 2 тыс. чел. 30 мая комиссия народных чтений устроила бесплатное литературномузыкальное утро в зале публичной библиотеки. На нем председатель комиссии Н. В. Борзов прочитал биографию поэта, отрывки из его произведений, были исполнены арии из опер. Утро посетило, в основном, «простонародье», около 500 человек
    Exact
    [24, л. 4 – 7]
    Suffix
    . В Бийске празднование началось с церковной литургии с участием всего городского духовенства и двух хоров певчих. Затем все направились в сад при архиерейском доме. Вначале торжественных выступлений школьный инспектор («наблюдающий над городскими училищами») зачитал биографию великого поэта с перечислением в хронологическом порядке его лучших произведений.
    (check this in PDF content)

  36. Start
    25064
    Prefix
    14 ноября торжественном акте в Тобольской Мариинской женской школе, где, помимо учениц и учителей, присутствовали представители городских сословий, родители и родственники обучавшихся девочек. На торжественном собрании учителем Н. А. Лыткиным был прочтен реферат «О пользе преподавания естественных наук в учебных заведениях и о влиянии их на бытовые условия будущих отцов и матерей»
    Exact
    [45, c. 10]
    Suffix
    . Школьные праздники становятся заметным событием для представителей различных городских слоев, создают особую атмосферу сопричастности людей к знаниям и почтение перед ними. Описание школьного праздника в Томске в 80-х гг.
    (check this in PDF content)

  37. Start
    25451
    Prefix
    Описание школьного праздника в Томске в 80-х гг. XIX в. современником тех лет показывает, что просвещение объединяло людей «разных состояний и званий», и праздник этот с лозунгом «Ни одного неграмотного!» был массовым, «хорошим и светлым»
    Exact
    [47, с. 171]
    Suffix
    . Повседневные потребности горожан в образовании приводят к активизации деятельности городских дум по созданию системы всеобщего обучения в начале ХХ в. Движение за широкую грамотность, развернувшееся в городах и земствах страны, нашло отклик и в правительстве.
    (check this in PDF content)

  38. Start
    26850
    Prefix
    В Томске, Барнауле, Новониколаевске думы отпускали свыше половины всех требуемых расходов. Велики были бюджетные затраты Новониколаевска: в 1908 г. город тратил на 9 начальных школ 80,4 % средств по отношению к общей сумме затрат
    Exact
    [12, л. 230 об.]
    Suffix
    . Больше средств в абсолютном отношении выделял Томск, который на 27 приходских училищ отпускал 52,730 тыс. руб. или 60 % всех расходов на эти школы [4, с. 126]. Думы в этот период постоянно возбуждали ходатайства перед правительством о материальной помощи из казны.
    (check this in PDF content)

  39. Start
    27010
    Prefix
    Велики были бюджетные затраты Новониколаевска: в 1908 г. город тратил на 9 начальных школ 80,4 % средств по отношению к общей сумме затрат [12, л. 230 об.]. Больше средств в абсолютном отношении выделял Томск, который на 27 приходских училищ отпускал 52,730 тыс. руб. или 60 % всех расходов на эти школы
    Exact
    [4, с. 126]
    Suffix
    . Думы в этот период постоянно возбуждали ходатайства перед правительством о материальной помощи из казны. Потребность в скорейшем открытии новых учебных заведений требовала огромных затрат. За пределами школы оставалось множество детей.
    (check this in PDF content)

  40. Start
    27349
    Prefix
    Потребность в скорейшем открытии новых учебных заведений требовала огромных затрат. За пределами школы оставалось множество детей. В Новониколаевске в 1908 г. свыше 35 % детей младшего школьного возраста не имели возможность учиться, а в Томске – 23,8 %
    Exact
    [4, с. 127 – 129]
    Suffix
    . Не лучше обстояли дела и во многих других городах. Необходимо отметить, что в мелких городах деятельность дум по развитию просвещения не носила активного, приоритетного характера. Развитие образовательной сферы в Колывани, Кузнецке, Мариинске, Каинске, Березове, Сургуте, Тюкалинске, Ялуторовске, Туринске полностью зависело от местных купцов.
    (check this in PDF content)

  41. Start
    27888
    Prefix
    В Барнауле в 1907 г. было возбуждено ходатайство о правительственной ссуде на строительство каменного здания городского четырёхклассного училища, 3 сентября 1909 г. оно было построено и произошло его освящение
    Exact
    [9, л. 64 об.]
    Suffix
    . Активно шло строительство школ в Томске. К 1912 г. здесь было 34 начальных школы, к 1914 г. – уже 37 [26, с. 49, 51]. Их количество возросло к 1916 г., было построено еще несколько начальных учебных заведений; кроме того, имелись частные начальные школы.
    (check this in PDF content)

  42. Start
    28852
    Prefix
    В Бийске в 1910 г. было установлено, что «172 девочки школьного возраста совершенно остаются за порогом начальной школы». Для всех желающих обучаться мальчиков в возрасте от 8 до 11 лет мест было достаточно. Было решено открыть 2 новых женских приходских училища
    Exact
    [7, л. 82 об.]
    Suffix
    . В Новониколаевске городское управление при помощи казны стремилось выстроить учебные школьные здания. Чиновники, оценив проекты зданий, нашли их слишком «роскошными», т. к. предполагалось устроить в школах удобные коридоры и рекреационные залы.
    (check this in PDF content)

  43. Start
    29354
    Prefix
    Проекты, по мнению думы, не предполагали излишней роскоши, а лишь стремились соответствовать элементарным требованиям гигиены. Однако правительство выделило гораздо меньшую сумму на создание новых школ
    Exact
    [2]
    Suffix
    . Накануне войны город располагал около 50 начальными учебными заведениями. В Тобольской губернии на 10 городов к 1912 г. имелось всего 44 начальных училища [28]. Образовательная сфера здесь развивалась значительно хуже.
    (check this in PDF content)

  44. Start
    29510
    Prefix
    Однако правительство выделило гораздо меньшую сумму на создание новых школ [2]. Накануне войны город располагал около 50 начальными учебными заведениями. В Тобольской губернии на 10 городов к 1912 г. имелось всего 44 начальных училища
    Exact
    [28]
    Suffix
    . Образовательная сфера здесь развивалась значительно хуже. Если до середины XIX в. Тобольск как столица Сибири выделялся во всем в лучшую сторону, то в рассматриваемый период это первенство было утрачено, а центром просвещения становится Томск.
    (check this in PDF content)

  45. Start
    30175
    Prefix
    Кроме того, действовали несколько церковно-приходских школ, еврейское училище, лютеранская и меннонитская школы, магометанское мектебе и медресе, русскотатарское училище, что отражало национально-культурные и конфессиональные потребности в образовании отдельных слоев населения города
    Exact
    [1, c. 123]
    Suffix
    . Рост муниципальных ассигнований на образование свидетельствует о том, что эта сфера стала приоритетной в деятельности дум. Повседневная жизнь горожан была уже немыслима без необходимого количества учебных заведений, которые бы удовлетворяли потребности всех горожан, нуждающихся в образовании.
    (check this in PDF content)

  46. Start
    31040
    Prefix
    В предвоенный период города осуществляли большие затраты на общегосударственные нужды. Так, в Томске бюджетные ассигнования на военные нужды стали серьёзным препятствием для полного осуществления программы всеобщего обучения
    Exact
    [37, с. 6]
    Suffix
    . Некоторые городские районы вообще не имели ни одной школы. Множество проблем в сфере образования оставалось накануне войны и в других западносибирских городах, например, в Омске. Здесь на 25070 жителей Атаманского хутора не было ни одной школы, как, впрочем, и больницы [46, с. 67].
    (check this in PDF content)

  47. Start
    31299
    Prefix
    Множество проблем в сфере образования оставалось накануне войны и в других западносибирских городах, например, в Омске. Здесь на 25070 жителей Атаманского хутора не было ни одной школы, как, впрочем, и больницы
    Exact
    [46, с. 67]
    Suffix
    . Большую роль в развитии образования играли созданные при думах училищные комиссии. В них избирались гласные, блюстители учебных заведений, представители учительского персонала. Одни и те же деятели могли входить в состав комиссий по многу лет.
    (check this in PDF content)

  48. Start
    32490
    Prefix
    В Барнауле на заседании думы председатель училищной комиссии доложил о том, что учителя приходских училищ получают оклад, не соответствующий «ни жизненным потребностям, ни тому высокому труду, который выполняет учитель народной школы». Гласные постановили увеличить оклад учителям на 170 руб., при условии, если город получит пособие из казны на всеобщее обучение
    Exact
    [8, л. 290 – 290 об.]
    Suffix
    . Накануне войны во многих городах обсуждался вопрос о прибавке учителям жалованья за выслугу лет. Гласные рассматривали вопрос о помощи бедным ученикам, освобождение их от платы за учёбу, о выделении им бесплатных учебников и т. д.
    (check this in PDF content)

  49. Start
    32985
    Prefix
    Так, новониколаевская училищная комиссия, рассмотрев списки беднейших учеников, доложила думе о «поражающей бедности среди учащихся», выразив при этом удивление «сравнительно безуклонной посещаемости школ учениками». Комиссия убедила думу выдать 500 руб. в помощь ученикам из бедных семей
    Exact
    [12, л. 230 об.]
    Suffix
    . Как справедливо отмечает Л. А. Дашкевич, «роль школы в общественной и культурной жизни провинции того времени не ограничивалась привлечением к очагу знаний все большего числа жителей» [29, с. 36 – 37].
    (check this in PDF content)

  50. Start
    33167
    Prefix
    Комиссия убедила думу выдать 500 руб. в помощь ученикам из бедных семей [12, л. 230 об.]. Как справедливо отмечает Л. А. Дашкевич, «роль школы в общественной и культурной жизни провинции того времени не ограничивалась привлечением к очагу знаний все большего числа жителей»
    Exact
    [29, с. 36 – 37]
    Suffix
    . Автор, изучив школы в социокультурной среде уральского города конца XVIII – первой половины XIX в., пришла к выводу, что в дореформенной глубинке государственные учебные заведения были не только «рассадниками» знаний, но и «культурными гнездами», оказывавшими гуманизирующее влияние на все слои общества.
    (check this in PDF content)

  51. Start
    34023
    Prefix
    В 1900 г. из Барнаульского реального училища поступила просьба разрешить устроить для учеников чтение в доступном для них изложении о жизни и деятельности великого русского полководца А. В. Суворова по случаю столетия со дня его кончины. Чтение с теневыми картинами было устроено на праздник Святой Пасхи
    Exact
    [20, л. 27, 29, 31]
    Suffix
    . Директор Тобольской гимназии также просил разрешения устроить литературно-музыкальный вечер с танцами и угощением учеников чаем, холодными закусками и конфетами за счет попечителя Н. И. Давыдовского.
    (check this in PDF content)

  52. Start
    34817
    Prefix
    В 1902 г. отмечался 25-летний юбилей ЗападноСибирского отдела Русского географического общества. 26 октября все учебные заведения Омска были освобождены от занятий и учащиеся города приняли участие в торжествах
    Exact
    [15, л. 63]
    Suffix
    . В 1910 г. западносибирские общественные организации организовали юбилейное чествование известного врача Н. И. Пирогова. В этом же году прошли вечера памяти Л. Н. Толстого [42]. В 1911 г. было сразу несколько знаменательных событий, которые отмечались торжествами.
    (check this in PDF content)

  53. Start
    34993
    Prefix
    г. отмечался 25-летний юбилей ЗападноСибирского отдела Русского географического общества. 26 октября все учебные заведения Омска были освобождены от занятий и учащиеся города приняли участие в торжествах [15, л. 63]. В 1910 г. западносибирские общественные организации организовали юбилейное чествование известного врача Н. И. Пирогова. В этом же году прошли вечера памяти Л. Н. Толстого
    Exact
    [42]
    Suffix
    . В 1911 г. было сразу несколько знаменательных событий, которые отмечались торжествами. Состоялось чествование памяти В. Г. Белинского. 19 февраля в честь 50-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости во многих городах состоялись церковные молебны и литургии, торжественные акты в учебных заведениях, концерты, раздача учащимся различных юбилейных изданий [16; 22, л. 16].
    (check this in PDF content)

  54. Start
    35342
    Prefix
    Белинского. 19 февраля в честь 50-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости во многих городах состоялись церковные молебны и литургии, торжественные акты в учебных заведениях, концерты, раздача учащимся различных юбилейных изданий
    Exact
    [16; 22, л. 16]
    Suffix
    . В 1912 г. отмечался столетний юбилей Отечественной войны. Училищная комиссия г. Омска высказалась за отпуск 300 руб. городских средств для приобретения брошюр и их раздачи учащимся, 200 руб. на устройство торжественного акта.
    (check this in PDF content)

  55. Start
    35676
    Prefix
    Омска высказалась за отпуск 300 руб. городских средств для приобретения брошюр и их раздачи учащимся, 200 руб. на устройство торжественного акта. Некоторым городским училищам было присвоено наименование «В память 100-летия Отечественной войны 1812 г.»
    Exact
    [13, л. 25, 31]
    Suffix
    . В 1915 г. прошло чествование 100-летия со дня рождения М. В. Лермонтова. Праздновали по традиционной программе: чтение стихов, раздача книг и подарков, присвоение отдельным учебным заведениям имя М.
    (check this in PDF content)

  56. Start
    35894
    Prefix
    В 1915 г. прошло чествование 100-летия со дня рождения М. В. Лермонтова. Праздновали по традиционной программе: чтение стихов, раздача книг и подарков, присвоение отдельным учебным заведениям имя М. Ю. Лермонтова
    Exact
    [13, л. 25, 3]
    Suffix
    . В учебных заведениях организовывались экскурсии, походы и прогулки по городским достопримечательностям, по промышленным предприятиям. Снаряжались и экспедиции с учащимися за пределы города (на Телецкое озеро, путешествия по рекам и т. д.) [44, с. 346].
    (check this in PDF content)

  57. Start
    36129
    Prefix
    В учебных заведениях организовывались экскурсии, походы и прогулки по городским достопримечательностям, по промышленным предприятиям. Снаряжались и экспедиции с учащимися за пределы города (на Телецкое озеро, путешествия по рекам и т. д.)
    Exact
    [44, с. 346]
    Suffix
    . В Тобольской губернии с учениками старших классов проводились прогулки на пароходе в окрестностях Тюмени, во время прогулок организовывались игры в мяч, городски, кегли, катание на лодках [23, с. 127].
    (check this in PDF content)

  58. Start
    36311
    Prefix
    Снаряжались и экспедиции с учащимися за пределы города (на Телецкое озеро, путешествия по рекам и т. д.) [44, с. 346]. В Тобольской губернии с учениками старших классов проводились прогулки на пароходе в окрестностях Тюмени, во время прогулок организовывались игры в мяч, городски, кегли, катание на лодках
    Exact
    [23, с. 127]
    Suffix
    . Большую роль в реализации всех полезных функций школы играла личность учителя. В Бийске, например, горожане уважали преподавателя истории и географии В. Н. Пепеляева, за его образованность и преданность труду, великолепные уроки, которые он проводил.
    (check this in PDF content)

  59. Start
    36675
    Prefix
    Пепеляева, за его образованность и преданность труду, великолепные уроки, которые он проводил. В 1912 г. он был избран депутатом II Государственной Думы, в 1914 г. участвовал в работе I Всероссийского съезда учителей
    Exact
    [3, с. 231]
    Suffix
    . Высоким профессиональным уровнем обладали учителя Александровского реального училища в Тюмени [49, с. 237]. О значении уровня и качеств учителя отзывались современники: «Деятельность школ зависит от преподавателей: хороши последние – и школы удовлетворяют вполне своему назначению» [41, с. 154].
    (check this in PDF content)

  60. Start
    36775
    Prefix
    В 1912 г. он был избран депутатом II Государственной Думы, в 1914 г. участвовал в работе I Всероссийского съезда учителей [3, с. 231]. Высоким профессиональным уровнем обладали учителя Александровского реального училища в Тюмени
    Exact
    [49, с. 237]
    Suffix
    . О значении уровня и качеств учителя отзывались современники: «Деятельность школ зависит от преподавателей: хороши последние – и школы удовлетворяют вполне своему назначению» [41, с. 154]. В начале ХХ в. некоторые учебные заведения начинают выполнять новые функции, востребованные потребностями повседневной жизни части горожан.
    (check this in PDF content)

  61. Start
    36952
    Prefix
    Высоким профессиональным уровнем обладали учителя Александровского реального училища в Тюмени [49, с. 237]. О значении уровня и качеств учителя отзывались современники: «Деятельность школ зависит от преподавателей: хороши последние – и школы удовлетворяют вполне своему назначению»
    Exact
    [41, с. 154]
    Suffix
    . В начале ХХ в. некоторые учебные заведения начинают выполнять новые функции, востребованные потребностями повседневной жизни части горожан. Речь идет о политизации школ. Часть учащихся была связана с подпольным комитетом РСДРП [49, с. 90].
    (check this in PDF content)

  62. Start
    37170
    Prefix
    В начале ХХ в. некоторые учебные заведения начинают выполнять новые функции, востребованные потребностями повседневной жизни части горожан. Речь идет о политизации школ. Часть учащихся была связана с подпольным комитетом РСДРП
    Exact
    [49, с. 90]
    Suffix
    . Известны забастовки учащихся, носившие политический характер. 7 января 1906 г. учащиеся реального училища в Барнауле, в октябре 1906 г. учащиеся того же училища и женской гимназии участвовали в организованной забастовке вместе с рабочими в память о жертвах октябрьского погрома 1905 г. в Томске [49, с. 90].
    (check this in PDF content)

  63. Start
    37459
    Prefix
    Известны забастовки учащихся, носившие политический характер. 7 января 1906 г. учащиеся реального училища в Барнауле, в октябре 1906 г. учащиеся того же училища и женской гимназии участвовали в организованной забастовке вместе с рабочими в память о жертвах октябрьского погрома 1905 г. в Томске
    Exact
    [49, с. 90]
    Suffix
    . Некоторые учителя стремились на своих занятиях ввести учащихся в курс происходивших в стране политических событий [49, с. 91]. Таким образом, в рассматриваемый период у горожан Западной Сибири отчетливо растут потребности в получении образования, в посещении городских светских школ.
    (check this in PDF content)

  64. Start
    37574
    Prefix
    политический характер. 7 января 1906 г. учащиеся реального училища в Барнауле, в октябре 1906 г. учащиеся того же училища и женской гимназии участвовали в организованной забастовке вместе с рабочими в память о жертвах октябрьского погрома 1905 г. в Томске [49, с. 90]. Некоторые учителя стремились на своих занятиях ввести учащихся в курс происходивших в стране политических событий
    Exact
    [49, с. 91]
    Suffix
    . Таким образом, в рассматриваемый период у горожан Западной Сибири отчетливо растут потребности в получении образования, в посещении городских светских школ. В соответствии с этими потребностями власти и общественность стремились увеличить количество учебных заведений, их число росло, однако до конца так и не покрыло потребности всех горожан в них.
    (check this in PDF content)