The 11 reference contexts in paper M. Chertykova D., М. Чертыкова Д. (2016) “СЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ГЛАГОЛА САҒЫН «ДУМАТЬ» В ХАКАССКОМ ЯЗЫКЕ // SEMANTIC STRUCTURE OF THE VERB САҒЫН «TO THINK» IN THE KHAKASS LANGUAGE” / spz:neicon:vestnik-k:y:2014:i:1:p:161-165

  1. Start
    1891
    Prefix
    «Типичные элементы ближайшего контекста слова функционально связаны с внутренними компонентами его значения, поэтому наличие в контексте слова определенных позиций как бы сигнализирует о наличии в его значении определенных семантических признаков»
    Exact
    [6, с. 101]
    Suffix
    . Одним из основных типов связей между словами является полисемия – специфическое для лексикосемантического уровня проявление вариантности языковых единиц. «Полисемия – это ряд семантических вариантов слова, соотнесенных с одной лексемой, которая по отношению к ним выступает как инвариант» [6, с. 100].
    (check this in PDF content)

  2. Start
    2175
    Prefix
    Одним из основных типов связей между словами является полисемия – специфическое для лексикосемантического уровня проявление вариантности языковых единиц. «Полисемия – это ряд семантических вариантов слова, соотнесенных с одной лексемой, которая по отношению к ним выступает как инвариант»
    Exact
    [6, с. 100]
    Suffix
    . Семантическая структура слова представляет собой совокупность лексико-семантических вариантов (далее ЛСВ) многозначного слова. Поскольку рассматриваемый нами глагол сағын «думать» является частотным и многозначным, вначале хотелось бы определить его статус в системе ЛСГ глаголов мыслительной деятельности.
    (check this in PDF content)

  3. Start
    2814
    Prefix
    На вопрос о глаголах мышления впервые обратил внимание Н. К. Дмитриев, который описывал татарские глаголы, передающие идеи мышления, восприятия и ощущения, предварительно называя данную группу глаголов логико-психологической
    Exact
    [3, с. 577]
    Suffix
    . А. А. Кретов в своей статье «Принципы выделения ядра лексико-семантической системы», обобщая мнения исследователей, предлагает следующие критерии слов ядра лексико-семантической группы (далее ЛСГ): простота морфологического состава, широкая сочетаемость, большая психологическая важность для носителей языка, исконность, широта значения, стилистическая нейтральность, устойчивость, многозначно
    (check this in PDF content)

  4. Start
    3332
    Prefix
    слов ядра лексико-семантической группы (далее ЛСГ): простота морфологического состава, широкая сочетаемость, большая психологическая важность для носителей языка, исконность, широта значения, стилистическая нейтральность, устойчивость, многозначность. Автор отмечает, что все признаки так или иначе связаны с частотностью и продуктивностью, которые и являются важнейшими признаками ядерных слов
    Exact
    [4, с. 88]
    Suffix
    . А. М. Кузнецов, называя те же основные признаки, характерные для базовых лексем, добавляет еще, что они «не должны быть недавними заимствованиями» и «значение лексемы не может быть уже какого-либо другого слова группы» [5, с. 77].
    (check this in PDF content)

  5. Start
    3544
    Prefix
    Кузнецов, называя те же основные признаки, характерные для базовых лексем, добавляет еще, что они «не должны быть недавними заимствованиями» и «значение лексемы не может быть уже какого-либо другого слова группы»
    Exact
    [5, с. 77]
    Suffix
    . Считаем, что перечисленные здесь признаки характерны для глагола сағын «думать», который является выразителем общей категориально-лексической семы глаголов, обозначающих интеллектуальный процесс.
    (check this in PDF content)

  6. Start
    4785
    Prefix
    , таких как: 1) «динамичность» (они всегда обозначают переход от отсутствия пропозиции к ее наличию или последовательный переход от одной пропозиции к другой в сознании говорящего); 2) новизна пропозиции, вводимой глаголами мысли (причем пропозиция является новой, прежде всего, для самого субъекта); 3) неконтролируемость результата мыслительной деятельности; 4) актуальность глаголов мысли
    Exact
    [1, с. 42]
    Suffix
    . Хакасско-русский словарь дает такое толкование глаголу сағынарға /сағын/: 1) думать, мыслить; 2) думать, полагать, считать; 3) думать, собираться, намереваться; 4) думать, заботиться, беспокоиться о ком-л., чем-л.; 5) тосковать, скучать по кому-л., чемул. [8, с. 427].
    (check this in PDF content)

  7. Start
    5058
    Prefix
    Хакасско-русский словарь дает такое толкование глаголу сағынарға /сағын/: 1) думать, мыслить; 2) думать, полагать, считать; 3) думать, собираться, намереваться; 4) думать, заботиться, беспокоиться о ком-л., чем-л.; 5) тосковать, скучать по кому-л., чемул.
    Exact
    [8, с. 427]
    Suffix
    . В алтайском языке, самом близком к хакасскому языку по тюркской языковой классификационной системе, ведущее место среди глаголов интеллектуальной деятельности занимает глагол санан «думать». «Этот глагол образован от имени санаа «мысль, ум, сознание».
    (check this in PDF content)

  8. Start
    5668
    Prefix
    слово включает в себя именную основу как формально, так и семантически, в то же время отличается семантическим компонентом, который выражен семантическим формантом, представляющим дифференцирующую часть глагольной основы. Таковым является аффикс -н, который исторически считается показателем возвратного залога, однако в данном случае он выступает в функции словообразовательного аффикса»
    Exact
    [7, с. 37]
    Suffix
    . В шорском языке, как и в алтайском, значение «думать» выражает глагол санан, а глагол сагын обозначает «тосковать, скучать». Глагол сана в хакасском языке обозначает: «1) считать, подсчитывать кого-л., что-л.; 2) вычислять; 3) признать кого-л. что-л., считать кемл., чем-л., кого-л., что-л.» [8, с. 443].
    (check this in PDF content)

  9. Start
    5967
    Prefix
    В шорском языке, как и в алтайском, значение «думать» выражает глагол санан, а глагол сагын обозначает «тосковать, скучать». Глагол сана в хакасском языке обозначает: «1) считать, подсчитывать кого-л., что-л.; 2) вычислять; 3) признать кого-л. что-л., считать кемл., чем-л., кого-л., что-л.»
    Exact
    [8, с. 443]
    Suffix
    . Здесь мы наблюдаем исторический сдвиг семантической нагрузки между этими глаголами в близких тюркских языках. Н. К. Дмитриев по этому поводу пишет: «В монгольском языке корень санаху значит «думать», «считать».
    (check this in PDF content)

  10. Start
    6560
    Prefix
    Автор отмечает также, что из всех значений алтайского глагола сана в татарском языке сохранилось только одно «счет», отсюда глаголы со значением «считать». И тем самым «отразилось известное положение: от более конкретного к более отвлеченному»
    Exact
    [2, с. 577]
    Suffix
    . В древнетюркском словаре зафиксирован глагол saq – думать, считать, принимать что-л. bardi ęränqonuq / körüpqutqasaqar ушли [те] мужи, [которые] / считают счастьем принять гостя (МК I 85) [3, с. 486].
    (check this in PDF content)

  11. Start
    6765
    Prefix
    В древнетюркском словаре зафиксирован глагол saq – думать, считать, принимать что-л. bardi ęränqonuq / körüpqutqasaqar ушли [те] мужи, [которые] / считают счастьем принять гостя (МК I 85)
    Exact
    [3, с. 486]
    Suffix
    . Как видим, семантика хакасского глагола сағын «думать» соответствует древнетюркскому первоисточнику. Возможно, аффикс возвратного залога -ын – это результат исторической деривации. Нами собран материал (около 500 карточек) по функционированию рассматриваемого глагола в художественной литературе и публицистике.
    (check this in PDF content)