The 17 reference contexts in paper V. Medyushko A., В. Медюшко А. (2016) “СРАВНИТЕЛЬНЫЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО ДОМА // COMPARATIVE NEUROPSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF HIGHER MENTAL FUNCTIONS OBSERVED IN PRIMARY SCHOOL PUPILS BROUGHT UP IN FAMILIES AND IN ORPHANAGES” / spz:neicon:vestnik-k:y:2013:i:4:p:92-97

  1. Start
    2177
    Prefix
    В последнее время все больше отмечается случаев различных отклонений в детском развитии, причинами которых являются помимо биологических факторов, влияние неблагоприятных социокультурных условий. Так, Н. К. Корсакова отмечает, что неблагоприятная среда, в которой находиться ребенок, может приводить к несформированности отдельных функциональных систем психики ребенка
    Exact
    [8, с. 7]
    Suffix
    . Ранняя социальная запущенность приводит не только к функциональным, но и к функционально-органическим нарушениям, меняющим путь психического развития ребенка [3, с. 25]. Механизмом этих изменений является дефицит когнитивных стимулов и действие хронического стресса.
    (check this in PDF content)

  2. Start
    2335
    Prefix
    Корсакова отмечает, что неблагоприятная среда, в которой находиться ребенок, может приводить к несформированности отдельных функциональных систем психики ребенка [8, с. 7]. Ранняя социальная запущенность приводит не только к функциональным, но и к функционально-органическим нарушениям, меняющим путь психического развития ребенка
    Exact
    [3, с. 25]
    Suffix
    . Механизмом этих изменений является дефицит когнитивных стимулов и действие хронического стресса. Отсюда следует, что чем раньше будут проводиться коррекционные мероприятия, тем существенней повысится успеваемость ребенка и быстрее начнут происходить метаболические изменения мозга.
    (check this in PDF content)

  3. Start
    3047
    Prefix
    На психическое развитие воспитанников детских домов влияет время поступления. Так, MacLean указывает на то, что чем раньше ребенок попадает в условия депривации (детский дом), тем больший урон наносится психическому развитию ребенка
    Exact
    [14, c. 860]
    Suffix
    . На задержку в статико-моторном и речевом развитии у дошкольников, воспитывающихся в детском доме, указывает Т. Н. Осипенко [11, с. 135]. По ее данным 81,2 % таких детей могут быть отнесены в группу риска по нейропсихологическим и неврологическим показателям.
    (check this in PDF content)

  4. Start
    3177
    Prefix
    Так, MacLean указывает на то, что чем раньше ребенок попадает в условия депривации (детский дом), тем больший урон наносится психическому развитию ребенка [14, c. 860]. На задержку в статико-моторном и речевом развитии у дошкольников, воспитывающихся в детском доме, указывает Т. Н. Осипенко
    Exact
    [11, с. 135]
    Suffix
    . По ее данным 81,2 % таких детей могут быть отнесены в группу риска по нейропсихологическим и неврологическим показателям. Можно предположить, что дети из детского дома, даже без неврологических отклонений, все-таки будут иметь специфические особенности в состоянии высших психических функций.
    (check this in PDF content)

  5. Start
    3595
    Prefix
    Можно предположить, что дети из детского дома, даже без неврологических отклонений, все-таки будут иметь специфические особенности в состоянии высших психических функций. Согласно мнению Л. С. Выготского эти функции имеют социальную природу, а условия жизни в детском доме создают специфическую социальную ситуацию развития
    Exact
    [6]
    Suffix
    . Цель исследования – изучение особенностей высших психических функций младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома. Гипотеза исследования, заключается в том, что младшие школьники, воспитывающиеся в детском доме, обладают менее сформированными высшими психическими функциями по сравнению со сверстниками, живущими в семье.
    (check this in PDF content)

  6. Start
    4266
    Prefix
    В наиболее неблагоприятном положении оказываются функции с более длительным периодом формирования в онтогенезе, а именно функции программирования и контроля произвольных форм деятельностии левополушарные функции. Влияние социально-экономических, экологических и климатографических условий на функциональную зрелость мозговых структур у дошкольников изучалось в работе В. М. Полякова
    Exact
    [12, c. 9]
    Suffix
    . В исследовании В. М. Полякова отмечалось, что сельская популяция детей характеризовалась более развитыми правополушарными функциями и дефицитом слухоречевых функций. В методологическую основу данного исследования включены: учение Л.
    (check this in PDF content)

  7. Start
    4511
    Prefix
    Полякова отмечалось, что сельская популяция детей характеризовалась более развитыми правополушарными функциями и дефицитом слухоречевых функций. В методологическую основу данного исследования включены: учение Л. С. Выготского
    Exact
    [5]
    Suffix
    о социальном генезе высших психических функций, учение А. Р. Лурии [1] о высших корковых функциях человека, концептуальные положения нейропсихологии детского возраста Т. В. Ахутиной [9]. В нашем исследовании приняли участие 40 младших школьников, воспитывающихся в родных семьях и 40 детей, воспитывающихся в детских домах г.
    (check this in PDF content)

  8. Start
    4625
    Prefix
    Полякова отмечалось, что сельская популяция детей характеризовалась более развитыми правополушарными функциями и дефицитом слухоречевых функций. В методологическую основу данного исследования включены: учение Л. С. Выготского [5] о социальном генезе высших психических функций, учение А. Р. Лурии
    Exact
    [1]
    Suffix
    о высших корковых функциях человека, концептуальные положения нейропсихологии детского возраста Т. В. Ахутиной [9]. В нашем исследовании приняли участие 40 младших школьников, воспитывающихся в родных семьях и 40 детей, воспитывающихся в детских домах г.
    (check this in PDF content)

  9. Start
    4733
    Prefix
    Выготского [5] о социальном генезе высших психических функций, учение А. Р. Лурии [1] о высших корковых функциях человека, концептуальные положения нейропсихологии детского возраста Т. В. Ахутиной
    Exact
    [9]
    Suffix
    . В нашем исследовании приняли участие 40 младших школьников, воспитывающихся в родных семьях и 40 детей, воспитывающихся в детских домах г. Абакан. Всего было обследовано 80 детей в возрасте 7 – 8 лет.
    (check this in PDF content)

  10. Start
    5272
    Prefix
    При изучении состояния высших психических функций у младших школьников, проживающих в детском доме и в семье, использовались методы нейропсихологического обследования, разработанные А. Р. Лурией
    Exact
    [9]
    Suffix
    и адаптированные в лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова [4]. Статистическая обработка данных производилась с использованием описательной статистики,t – критерий Стьюдента.
    (check this in PDF content)

  11. Start
    5365
    Prefix
    При изучении состояния высших психических функций у младших школьников, проживающих в детском доме и в семье, использовались методы нейропсихологического обследования, разработанные А. Р. Лурией [9] и адаптированные в лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова
    Exact
    [4]
    Suffix
    . Статистическая обработка данных производилась с использованием описательной статистики,t – критерий Стьюдента. Использовался статистический пакет программ SPSSforWindows 17. Анализ функций III блока мозга обнаружил различия между сравниваемыми группами (табл. 1).
    (check this in PDF content)

  12. Start
    5779
    Prefix
    Анализ функций III блока мозга обнаружил различия между сравниваемыми группами (табл. 1). Согласно взглядам А. Р. Лурии этот блок связан с обеспечением функций программирования и произвольной регуляции деятельности, а также серийной организации движений
    Exact
    [10]
    Suffix
    . Функции программирования и контроля произвольных форм деятельности являются не сформированными в младшем школьном возрасте, однако этот период является сензитивным для их формирования [7]. Младшие школьники, воспитывающиеся в семье, имеют более высокий уровень произвольной регуляции деятельности (табл. 1), они лучше подчиняют свои действия речевой инструкции и удерживают программу, удач
    (check this in PDF content)

  13. Start
    5952
    Prefix
    Лурии этот блок связан с обеспечением функций программирования и произвольной регуляции деятельности, а также серийной организации движений [10]. Функции программирования и контроля произвольных форм деятельности являются не сформированными в младшем школьном возрасте, однако этот период является сензитивным для их формирования
    Exact
    [7]
    Suffix
    . Младшие школьники, воспитывающиеся в семье, имеют более высокий уровень произвольной регуляции деятельности (табл. 1), они лучше подчиняют свои действия речевой инструкции и удерживают программу, удачнее оттормаживают более простые непосредственные реакции (проба «реакция выбора»).
    (check this in PDF content)

  14. Start
    8554
    Prefix
    младших школьников, воспитывающихся родителями, характеризуется большей самостоятельностью, смысловой адекватностью, при пересказе текста, они воспроизводят больше смысловых единиц, сохраняя при этом их правильную последовательность и используя необходимые связующие звенья. Успешность выполнения пересказа текста детьми, воспитывающимися родителями, может указывать на правополушарные трудности
    Exact
    [4]
    Suffix
    . Опираясь на специфику выполнения проб на динамический праксис, графомоторную и реципрокную координацию, можно сделать выводо состоянии функций серийной организации движений у младших школьников, воспитывающихся в неодинаковых социокультурных условиях.
    (check this in PDF content)

  15. Start
    12129
    Prefix
    Дефицит социокультурных влияний не препятствует развитию праксиса пользы пальцев, а вот стимулирующее влияние среды приводит к смещению развития в сторону вербальных функций и кинестетические, по-видимому, не успевают сформироваться в полной мере
    Exact
    [13, с. 73]
    Suffix
    . Анализ обработки слуховой невербальной информации показывает, что она успешнее у детей, воспитывающихся в семье. Детям из детского дома труднее дается как оценка ритмов, так и воспроизведение ритмического рисунка по образцу (табл. 2).
    (check this in PDF content)

  16. Start
    16445
    Prefix
    В нейропсихологическом исследовании Т. А. Фотековой 82 учащихся 1 – 3 класса, также отмечается, что узнавание недорисованных изображений вызывает наибольшие трудности для всех младших школьников
    Exact
    [13, с. 76]
    Suffix
    . При этом в нашем исследовании успешность детдомовских детей в опознании недорисованных изображений выше (р < 0,05). А вот узнавание изображений, наложенных друг на друга и выделение контурного изображения, отделив его от посторонних элементов фона младшие школьники, воспитывающиеся в детском доме, узнают хуже сверстников из семей.
    (check this in PDF content)

  17. Start
    17410
    Prefix
    57 3,02 0,062~ Вербально-перцептивные ошибки 1,20 1,72 0,038~ По данным Т. В. Ахутиной и Н. М. Пылаевой способность к узнаванию перечеркнутых и наложенных изображений в большей мере обусловлена левополушарными функциями, а незавершенных изображений – правополушарными
    Exact
    [2]
    Suffix
    . Младшие школьники, живущие в семье, демонстрируют более сформированные левополушарные возможности и некоторую слабость правого полушария, а дети из детского дома наоборот. Условия проживания младших школьников влияют и на способность к обработке полимодальной (зрительно-пространственной) информации.
    (check this in PDF content)