The 20 reference contexts in paper O. Khlebnikova V., О. Хлебникова В. (2016) “КЛАССИФИКАЦИЯ ЖАНРОВ ФИЛОСОФСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ // GENRE CLASSIFICATION OF PHILOSOPHICAL LITERATURE” / spz:neicon:vestnik-k:y:2013:i:4:p:201-207

  1. Start
    1770
    Prefix
    В подобном контексте философия также должна восприниматься, прежде всего, как особая «литературная», письменная традиция знания. Эту неизбежность очень удачно выразил Ж.-Ф. Лиотар, заявивший, что «после Сократа, философствовать – это писать»
    Exact
    [7, с. 99]
    Suffix
    . В случае нашего обращения к данной традиции перед нами, помимо прочего, встанет необходимость осмысления жанровой принадлежности огромной совокупности произведений и текстов (понятие «жанр» тут следует интерпретировать как своего рода «форму письма»).
    (check this in PDF content)

  2. Start
    3501
    Prefix
    Тем не менее, следует обратить внимание на тот факт, что одни из первых попыток «литературного» философствования, одни из первых попыток создания письменного философского текста были осуществлены именно в этом виде. Хотя уже Платон полностью разводит поэзию и философию. По его мнению, «поэт... должен творить мифы, а не рассуждения»
    Exact
    [13, с. 11]
    Suffix
    , вызывая тем самым чувство эстетического наслаждения в благодарных слушателях, в то время как философ должен стремиться к полному «освобождению души от общения с телом» [13, с. 15] с тем, чтобы она могла совершить «восхождение в область умопостигаемого» [11, с. 298].
    (check this in PDF content)

  3. Start
    3665
    Prefix
    По его мнению, «поэт... должен творить мифы, а не рассуждения» [13, с. 11], вызывая тем самым чувство эстетического наслаждения в благодарных слушателях, в то время как философ должен стремиться к полному «освобождению души от общения с телом»
    Exact
    [13, с. 15]
    Suffix
    с тем, чтобы она могла совершить «восхождение в область умопостигаемого» [11, с. 298]. А. Ф. Лосев, рассуждая об общем онтологизме античной философии (теме, «посторонней» для нас в глобальной перспективе, но интересной в силу сделанных исследователем выводов), с изрядным удивлением констатирует то обстоятельство, что она во многом тождественна античной эстетике, но при этом «очень часто п
    (check this in PDF content)

  4. Start
    3745
    Prefix
    По его мнению, «поэт... должен творить мифы, а не рассуждения» [13, с. 11], вызывая тем самым чувство эстетического наслаждения в благодарных слушателях, в то время как философ должен стремиться к полному «освобождению души от общения с телом» [13, с. 15] с тем, чтобы она могла совершить «восхождение в область умопостигаемого»
    Exact
    [11, с. 298]
    Suffix
    . А. Ф. Лосев, рассуждая об общем онтологизме античной философии (теме, «посторонней» для нас в глобальной перспективе, но интересной в силу сделанных исследователем выводов), с изрядным удивлением констатирует то обстоятельство, что она во многом тождественна античной эстетике, но при этом «очень часто принимает форму аритмологизма» [8, с. 509 – 510].
    (check this in PDF content)

  5. Start
    4066
    Prefix
    Лосев, рассуждая об общем онтологизме античной философии (теме, «посторонней» для нас в глобальной перспективе, но интересной в силу сделанных исследователем выводов), с изрядным удивлением констатирует то обстоятельство, что она во многом тождественна античной эстетике, но при этом «очень часто принимает форму аритмологизма»
    Exact
    [8, с. 509 – 510]
    Suffix
    . И все-таки, по-видимому, первоначально поэзия и философия в пределах античной культуры находились в рамках какого-то единого смыслового пространства упоминания. Не случайно современные исследователи античной литературы рассматривают развитие жанра философской поэзии в данную эпоху в качестве этапа становления поэтического жанра вообще [16]. 202 | Вестник КемГУ 2013 No 4 (56) Т. 1 Вероятно
    (check this in PDF content)

  6. Start
    4391
    Prefix
    И все-таки, по-видимому, первоначально поэзия и философия в пределах античной культуры находились в рамках какого-то единого смыслового пространства упоминания. Не случайно современные исследователи античной литературы рассматривают развитие жанра философской поэзии в данную эпоху в качестве этапа становления поэтического жанра вообще
    Exact
    [16]
    Suffix
    . 202 | Вестник КемГУ 2013 No 4 (56) Т. 1 Вероятно, что логика озвученного Аристотелем представления о поэзии («Так как нам свойственны по природе подражание, и гармония, и ритм..., то люди, одаренные с детства особенной склонностью к этому, создали поэзию» [2, с. 1068]) вначале распространялась по самой своей сути и на философию, в том смысле, что философию следовало бы рассматривать з
    (check this in PDF content)

  7. Start
    4640
    Prefix
    рассматривают развитие жанра философской поэзии в данную эпоху в качестве этапа становления поэтического жанра вообще [16]. 202 | Вестник КемГУ 2013 No 4 (56) Т. 1 Вероятно, что логика озвученного Аристотелем представления о поэзии («Так как нам свойственны по природе подражание, и гармония, и ритм..., то люди, одаренные с детства особенной склонностью к этому, создали поэзию»
    Exact
    [2, с. 1068]
    Suffix
    ) вначале распространялась по самой своей сути и на философию, в том смысле, что философию следовало бы рассматривать здесь в качестве основанного на естественных способностях человека искусства, в момент выражения отчасти родственного поэтическому [14, с. 40 – 41].
    (check this in PDF content)

  8. Start
    4876
    Prefix
    по природе подражание, и гармония, и ритм..., то люди, одаренные с детства особенной склонностью к этому, создали поэзию» [2, с. 1068]) вначале распространялась по самой своей сути и на философию, в том смысле, что философию следовало бы рассматривать здесь в качестве основанного на естественных способностях человека искусства, в момент выражения отчасти родственного поэтическому
    Exact
    [14, с. 40 – 41]
    Suffix
    . В целом, в отношении характеристик жанра философской поэмы можно высказать следующие соображения: а) само использование данного жанра для выражения того или иного философского содержания автоматически привносит в это содержание некую риторическую составляющую повышенной концентрации, заставляя читателя соответствующей поэмы реагировать не только на ее манифестации, но и на мир ее метафоричес
    (check this in PDF content)

  9. Start
    6838
    Prefix
    Общая композиция диалога построена таким образом, чтобы, не давая окончательных, готовых ответов, его автор мог подтолкнуть читателя к размышлениям на заданную тему и к поиску собственных ответов на те или иные вопросы. Как можно видеть, в композиции диалога реализована идея «сократического» метода майевтики
    Exact
    [6, с. 37]
    Suffix
    . Безусловно, одним из родоначальников исследуемого жанра может считаться Платон. А. Ф. Лосев и А. А. Тахо-Годи, отмечая этот факт, предлагали рассматривать его диалоги в качестве своего рода «драм мысли».
    (check this in PDF content)

  10. Start
    7390
    Prefix
    Бывает драматизм сюжетной завязки, драматизм ситуации, а бывает внутренний драматизм борющихся идей, противоположных убеждений, отчаянно защищаемых спорящими сторонами. У Платона мы находим все оттенки в градациях драматически напряженного действия, внешнего и внутреннего»
    Exact
    [9, с. 95]
    Suffix
    . И далее: «Платоновские диалоги очень часто построены по принципу сценического агона. Только этот агон может быть разной степени напряженности, в зависимости от характера соперничества участников диалога» [9, с. 101].
    (check this in PDF content)

  11. Start
    7589
    Prefix
    И далее: «Платоновские диалоги очень часто построены по принципу сценического агона. Только этот агон может быть разной степени напряженности, в зависимости от характера соперничества участников диалога»
    Exact
    [9, с. 101]
    Suffix
    . П. Адо задается вопросом о том, почему Платон все-таки написал свои диалоги при том, что он, безусловно, отдавал предпочтение устному философскому дискурсу перед письменным. По его мнению, платоновские диалоги следует рассматривать как «пропагандистские сочинения, обладающие всей привлекательностью литературного произведения, но призванные обратить читателя к философии» [1, с. 85].
    (check this in PDF content)

  12. Start
    7946
    Prefix
    По его мнению, платоновские диалоги следует рассматривать как «пропагандистские сочинения, обладающие всей привлекательностью литературного произведения, но призванные обратить читателя к философии»
    Exact
    [1, с. 85]
    Suffix
    . Следовательно, основной задачей Платона в его литературных изысканиях была своего рода «реклама» самой идеи рационального мышления с целью воспитания в максимально широком круге людей способности к «измерению» и «определению» во всякой сфере деятельности.
    (check this in PDF content)

  13. Start
    11334
    Prefix
    переход во многом был обусловлен осознанием невозможности автоматического, непроизвольного повторения «пути» Платона и последующими поисками новых форм распространения философского знания: речь идет о появлении в Лицее преподавания готовой философии как совокупности особой информации в противовес «сократической» беседе, приобщающей участников к соответствующему (философствующему) состоянию
    Exact
    [9, с. 204]
    Suffix
    . С течением времени данный жанр превратился, во-первых, в одну из наиболее значимых литературных конфигураций философского знания, а, вовторых, в своего рода мерило способности того или иного философа оставаться самим собой (здесь подразумевается усиливающаяся в наши дни тенденция рассматривать факт написания философом монологического трактата в качестве показателя его «профессионального» рос
    (check this in PDF content)

  14. Start
    12952
    Prefix
    При этом по сравнению с монологическим трактатом статья обычно отличается либо большей схематичностью в изложении материала, либо определенной лаконичностью выражений, либо стремлением ограничиться каким-то конкретным сегментом перспективы возможного видения соответствующей проблемы
    Exact
    [15, с. 70 – 71]
    Suffix
    . Если же говорить об обстоятельствах появления первых философских статей как произведений особого жанра, то следует заметить, что данное событие произошло несколько позже широкого распространения жанра философского монологического трактата, хотя и было, по логике вещей, связано с ним (ведь в философских статьях, как и в трактатах, мы, по существу, имеем дело с разновидностью монолога, с вари
    (check this in PDF content)

  15. Start
    14490
    Prefix
    собой явление, выходящее далеко за пределы литературы, одну из основных составляющих нашего восприятия реальности», и о том, что рассказ может принимать самые различные формы – «от семейных традиций, обмена репликами за столом о том, что было сделано утором, до журналистской информации или труда по истории», – постоянно «привязывая» нас к определенным участкам действительности
    Exact
    [5, с. 30]
    Suffix
    . И, в этом смысле, статья как особая философская литературная конфигурация является той первичной структурой, в которую сейчас с наибольшей очевидностью и отчетливостью воплощается философское восприятие реальности. 5.
    (check this in PDF content)

  16. Start
    18093
    Prefix
    Барт в предисловии к первому изданию своих «Мифологий», вышедшему в 1957 году: «Мои очерки, писавшиеся из месяца в месяц, не претендуют на органическое развитие: их взаимная связь – в настойчивом повторении одного и того же»
    Exact
    [3, с. 56]
    Suffix
    . В определенном отношении, философские очерки как таковые могут быть рассмотрены в качестве подборки вполне самостоятельных эссе, объединенных, однако, по какомулибо значимому признаку. Также следует заметить, что философские очерки по своей структуре являются зачастую своего рода интеллектуальным дневником.
    (check this in PDF content)

  17. Start
    19118
    Prefix
    тот факт, что тематика философских очерков, как правило, распространяется на достаточно широкий спектр проблем, имеющих, в большей степени, общечеловеческую и социальную, а не узкоспециализированную профессионально – философскую направленность. В этом смысле, очерки очень часто оказываются по сравнению с другими философскими жанрами «ближе всего к практическим делам и чувствам людей»
    Exact
    [4, с. 351]
    Suffix
    . Что же касается нижней хронологической границы появления и широкого распространения данного жанра, то можно видеть, что это событие, наряду с распространением жанров статьи и эссе, имело место с началом эпохи Возрождения и затем периода Нового времени. 7.
    (check this in PDF content)

  18. Start
    22853
    Prefix
    Причем, понятие «мудрость» здесь следует понимать двояким образом: а) мудрость есть «последнее» проявление житейского опыта, квинтэссенция эмпирической адекватности событиям, способность видеть в повседневном и обыденном скрытые системообразующие связи; б) мудрость есть «одно из самых прекрасных на свете благ»
    Exact
    [12, с. 114]
    Suffix
    , заключающееся в понимании «правильного порядка созерцания красоты», который (порядок), в свою очередь, состоит в рассмотрении самой природы совершенства мира, совершенства, не знающего «ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения» [12, с. 121].
    (check this in PDF content)

  19. Start
    23084
    Prefix
    , способность видеть в повседневном и обыденном скрытые системообразующие связи; б) мудрость есть «одно из самых прекрасных на свете благ» [12, с. 114], заключающееся в понимании «правильного порядка созерцания красоты», который (порядок), в свою очередь, состоит в рассмотрении самой природы совершенства мира, совершенства, не знающего «ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения»
    Exact
    [12, с. 121]
    Suffix
    . В этом отношении, мудрость является желанным, но практически недостижимым интеллектуальным образцом, стремление к которому, однако, представляет собой обязательное, неотъемлемое свойство всякого мыслящего индивидуума.
    (check this in PDF content)

  20. Start
    30050
    Prefix
    на подразумеваемую декларацию свободы потенциального читателя – слушателя, соучаствовать автору – лектору как в разворачивании декларируемого содержания той или иной лекции, так и в продлении многозначительного молчания, заполняющего хронологические разрывы. Таким образом, следует отметить, что сам перечень существующих в философской традиции литературных жанров достаточно обширен
    Exact
    [10]
    Suffix
    , что формирование и развитие жанровых особенностей философской литературы происходило в течение всего периода ее наличного бытия, и что процесс этого развития не может считаться окончательно завершенным и по настоящий момент.
    (check this in PDF content)