The 35 reference contexts in paper L. Starikova S., Л. Старикова С. (2016) “МОТИВ ЧУДА В ЦИКЛЕ В. ШАЛАМОВА «ВОСКРЕШЕНИЕ ЛИСТВЕННИЦЫ» // MOTIF OF THE MIRACLE IN THE CYCLE «THE RESURRECTION OF THE LARCH» BY VARLAM SHALAMOV” / spz:neicon:vestnik-k:y:2013:i:4:p:180-184

  1. Start
    2166
    Prefix
    Открывающие и завершающие цикл рассказы, что характерно для циклов Шаламова, являются лирико-символическими, о чем говорит И. Сухих: «Структурно, композиционно начала всех пяти шаламовских книг однотипны: впереди стоит лирическая новелла-эпиграф с ключевым, символическим мотивом»
    Exact
    [5, с. 216]
    Suffix
    . В рассматриваемом цикле одним из таких мотивов является мотив чуда, который наиболее ярко представлен в двух первых рассказах – «Тропа» и «Графит», а также в трех последних: «Водопад», «Укрощая огонь», «Воскрешение лиственницы».
    (check this in PDF content)

  2. Start
    3001
    Prefix
    Лосев рассматривает чудо в символическом плане, а П. А. Флоренский в религиозном. Также исследователь выделяет три уровня чуда: «чудо как социальное и историческое явление; теистическое чудо; индивидуальное чудо»
    Exact
    [1, с. 279 – 290]
    Suffix
    . Согласно данной классификации у Шаламова восприятие чуда во всех случаях является индивидуальным, личностным. Всем явлениям, которым в «Воскрешении лиственницы» приписывается категория чуда, есть реальное объяснение.
    (check this in PDF content)

  3. Start
    3590
    Prefix
    Но также Колыма – ад, в который ее превратила государственная система; ад, где иногда свершаются чудеса. В рассказе «Золотая медаль» мотив чуда сплетается с темой творчества и проявляется в нем: «Рассказ – это повод для волшебства, это предмет колдовства, живая, еще не умершая вещь, видевшая героя»
    Exact
    [7, с. 739]
    Suffix
    . Деятельность героя как поэта связывается с чем-то невероятным: таинство создания поэзии должно оставаться тайной одинокого поэта, рождающего стихи в природном пространстве, не нарушенном другими людьми.
    (check this in PDF content)

  4. Start
    4070
    Prefix
    Созданная им тропа и гармония могут быть уничтожена от одного следа сапога чужого человека, даже без его личного присутствия, что делает творчество еще более хрупким явлением. И «С той поры на этой тропе стихи не писались»
    Exact
    [7, с. 106]
    Suffix
    . Будет другая, на которой они будут писаться, но именно этот путь, этот способ, эта тропа – уже закрыты для поэта. И потом даже о самой этой музе – об этой тропе – герой пытался, но не смог написать стихотворения.
    (check this in PDF content)

  5. Start
    4421
    Prefix
    И потом даже о самой этой музе – об этой тропе – герой пытался, но не смог написать стихотворения. Таким образом, в «Тропе» чудо разрушается, но в последнем рассказе цикла «Воскрешение лиственницы» автор доказывает, что «чудо воскрешения не может не быть»
    Exact
    [7, с. 277]
    Suffix
    . В начале цикла автор идет от чуда к смерти, а в завершении цикла – от смерти к чуду жизни. Его возможность творчества воскресла, когда он вернулся на континент, он опять может творить, как и ветка лиственницы чудесным образом оживает в Москве.
    (check this in PDF content)

  6. Start
    5012
    Prefix
    Я же эмпирически устаноВестник КемГУ 2013 No 4 (56) Т. 1 | 181 вил и многократно проверял, что чувства человека располагаются в постоянном порядке, воскресая и умирая, возвращаясь и снова уходя»
    Exact
    [4, с. 159]
    Suffix
    . Данная тема – воскрешения – была важна для автора в период написания этого цикла, соответственно и мотив чуда тоже имел большую значимость и реализовался в переходе от смерти к жизни, от невозможности творчества к поэтическому вдохновению.
    (check this in PDF content)

  7. Start
    5624
    Prefix
    Тресиддера лиственнице дается следующее определение: «Дерево, имеющее наиболее твердую и прочную древесину (многие здания в Венеции стоят на сваях, сделанных из лиственницы), символ бессмертия. Лиственница считается Древом Мира у народов Сибири и может использоваться в траурных церемониях как символ возрождения»
    Exact
    [6]
    Suffix
    . Н. В. Ганущак, рассматривая образы-символы в творчестве Шаламова, считает, что лиственница – «символ памяти, смерти и возрождения, тления и стойкости» [2], то есть образ, включающий противоречивые понятия одновременно.
    (check this in PDF content)

  8. Start
    5771
    Prefix
    Лиственница считается Древом Мира у народов Сибири и может использоваться в траурных церемониях как символ возрождения» [6]. Н. В. Ганущак, рассматривая образы-символы в творчестве Шаламова, считает, что лиственница – «символ памяти, смерти и возрождения, тления и стойкости»
    Exact
    [2]
    Suffix
    , то есть образ, включающий противоречивые понятия одновременно. Можем заметить, что образ лиственницы у Шаламова берет основы в традиционном восприятии данного символа как символа бессмертия, вечности, нетленности, стойкости, который основан на ее реальных природных свойствах.
    (check this in PDF content)

  9. Start
    7271
    Prefix
    Подтверждение восприятию символа лиственницы как чуда оживления находим уже во втором рассказе цикла «Графит»: «Раненое тело лиственницы подобно явленной иконе – какой-нибудь Богородице Чукотской, Девы Марии Колымской, ожидающей чуда, являющей чудо»
    Exact
    [7, с. 108]
    Suffix
    . Такое сравнение основано на реальном образе: «Цифра, условная метка выводится на свежем затесе, на источающей сок свежей ране дерева, дерева источающего смолу, как слезы» [7, с. 108], а слезы дерева становятся мироточением.
    (check this in PDF content)

  10. Start
    7440
    Prefix
    чуда оживления находим уже во втором рассказе цикла «Графит»: «Раненое тело лиственницы подобно явленной иконе – какой-нибудь Богородице Чукотской, Девы Марии Колымской, ожидающей чуда, являющей чудо» [7, с. 108]. Такое сравнение основано на реальном образе: «Цифра, условная метка выводится на свежем затесе, на источающей сок свежей ране дерева, дерева источающего смолу, как слезы»
    Exact
    [7, с. 108]
    Suffix
    , а слезы дерева становятся мироточением. Если лиственница – символ памяти и чуда, то цикл «Воскрешение лиственницы» – отражение возрождения этих понятий в человеке, его веры в чудо, его сил вспомнить и сохранить увиденное.
    (check this in PDF content)

  11. Start
    7796
    Prefix
    Если лиственница – символ памяти и чуда, то цикл «Воскрешение лиственницы» – отражение возрождения этих понятий в человеке, его веры в чудо, его сил вспомнить и сохранить увиденное. В рассказе «Боль» фотография жены стала для Шелгунова иконой, спасая его, помогая ему жить дальше, «фотография пряталась среди икон и сама была иконой»
    Exact
    [7, с. 172]
    Suffix
    . Параллель между воскресшей лиственницей, ее воплощением в «Графите» в образе иконы святой Девы Марии и фотографиейвоспоминанием о жене, которое помогает жить герою, дает нам возможность говорить о мотиве памяти в рассказе «Боль».
    (check this in PDF content)

  12. Start
    9003
    Prefix
    Но графит, углерод, сжатый под высочайшим давлением в течение миллионов лет и превращенный если не в каменный уголь, то в бриллиант или в то, что дороже бриллианта, в карандаш, в графит, который может записать все, что знал и видел... Большее чудо, чем алмаз, хотя химическая природа и графита и алмаза – одна»
    Exact
    [7, с. 107 – 108]
    Suffix
    . Связь уже упомянутых мотивов является круговой в данном цикле. Чудо, связанное с творчеством, которое происходит посредством графитного карандаша, сделанного из лиственницы (вместе карандаш и лиственница хранят память), переходящей границы живого и мертвого в процессе воскрешения, приходит к мотиву воскрешения, тем самым замыкая последовательность в кольцо, возвращаясь к мотиву чуда.
    (check this in PDF content)

  13. Start
    9808
    Prefix
    В рассказе новый старший воспитатель лагеря решил кормить дополнительной едой не лучшие бригады, а те, где собраны доходяги, которые не могли работать. Он верит, что если «раздать остатки пищи самым слабым, самым голодным, у них, дескать, и совесть проснется»
    Exact
    [7, с. 116]
    Suffix
    . И этот человек кажется доходягам волшебником, они смотрят на него с благоговением. «А нам кисель казался сладким, отменно сладким, казался чудом, и каждый вспоминал, что сахар еще есть на белом свете и даже попадает в арестантский котел.
    (check this in PDF content)

  14. Start
    10050
    Prefix
    И этот человек кажется доходягам волшебником, они смотрят на него с благоговением. «А нам кисель казался сладким, отменно сладким, казался чудом, и каждый вспоминал, что сахар еще есть на белом свете и даже попадает в арестантский котел. Что за волшебник»
    Exact
    [7, с. 115]
    Suffix
    , они «продолжали есть, не желая расставаться с чудом» [7, с. 117]. И этот чудесный прием пищи дал одному сектанту силы на самоубийство. «Эта была та порция каши, которой недоставало моему напарнику, чтобы решиться умереть, – иногда человеку надо спешить, чтобы не потерять волю на смерть» [7, с. 118 – 119].
    (check this in PDF content)

  15. Start
    10112
    Prefix
    «А нам кисель казался сладким, отменно сладким, казался чудом, и каждый вспоминал, что сахар еще есть на белом свете и даже попадает в арестантский котел. Что за волшебник» [7, с. 115], они «продолжали есть, не желая расставаться с чудом»
    Exact
    [7, с. 117]
    Suffix
    . И этот чудесный прием пищи дал одному сектанту силы на самоубийство. «Эта была та порция каши, которой недоставало моему напарнику, чтобы решиться умереть, – иногда человеку надо спешить, чтобы не потерять волю на смерть» [7, с. 118 – 119].
    (check this in PDF content)

  16. Start
    10329
    Prefix
    И этот чудесный прием пищи дал одному сектанту силы на самоубийство. «Эта была та порция каши, которой недоставало моему напарнику, чтобы решиться умереть, – иногда человеку надо спешить, чтобы не потерять волю на смерть»
    Exact
    [7, с. 118 – 119]
    Suffix
    . И его смерть описывается как сознательный путь к освобождению из ада: «сектант встал и пошел мимо конвоира в туман, в небо» [7, с. 117]. В этом рассказе автором поднимается вопрос о воле человека, его собственных силах решать что-либо.
    (check this in PDF content)

  17. Start
    10505
    Prefix
    «Эта была та порция каши, которой недоставало моему напарнику, чтобы решиться умереть, – иногда человеку надо спешить, чтобы не потерять волю на смерть» [7, с. 118 – 119]. И его смерть описывается как сознательный путь к освобождению из ада: «сектант встал и пошел мимо конвоира в туман, в небо»
    Exact
    [7, с. 117]
    Suffix
    . В этом рассказе автором поднимается вопрос о воле человека, его собственных силах решать что-либо. И здесь ярко показана неразрешимая взаимосвязь еды и физических сил с волей и духовной силой: на Колыме физические недуги ведут к растлению, к падению человека, который, может быть, сохранил бы себя, если бы государство дало ему возможность сохранить свое тело и быть хотя бы сытым.
    (check this in PDF content)

  18. Start
    11289
    Prefix
    Интересно в этом рассказе отделение героя от других людей, он не признает себя человеком, считая себя более близким природе, нежели людям. «Дорога, по которой ходили автомашины и люди, легла с другой стороны пригорка, повыше по горному склону»
    Exact
    [7, с. 105]
    Suffix
    ; «А на третье лето по моей тропе прошел человек» [7, с. 106]. Именно через три недели в лагере у человека пропадало благородство и желание поделиться едой с товарищем. К тому же в рассказе «Воскрешение лиственницы» используется сказочный зачин с этим числом: «Проходит три дня и три ночи...» [7, с. 277], что усиливает чудесность оживления ветки лиственницы.
    (check this in PDF content)

  19. Start
    11345
    Prefix
    Интересно в этом рассказе отделение героя от других людей, он не признает себя человеком, считая себя более близким природе, нежели людям. «Дорога, по которой ходили автомашины и люди, легла с другой стороны пригорка, повыше по горному склону» [7, с. 105]; «А на третье лето по моей тропе прошел человек»
    Exact
    [7, с. 106]
    Suffix
    . Именно через три недели в лагере у человека пропадало благородство и желание поделиться едой с товарищем. К тому же в рассказе «Воскрешение лиственницы» используется сказочный зачин с этим числом: «Проходит три дня и три ночи...» [7, с. 277], что усиливает чудесность оживления ветки лиственницы.
    (check this in PDF content)

  20. Start
    11561
    Prefix
    Именно через три недели в лагере у человека пропадало благородство и желание поделиться едой с товарищем. К тому же в рассказе «Воскрешение лиственницы» используется сказочный зачин с этим числом: «Проходит три дня и три ночи...»
    Exact
    [7, с. 277]
    Suffix
    , что усиливает чудесность оживления ветки лиственницы. У нее уже не кора, а кожа – «В жесткой деревянной коже открылись и выступили явственно на свет новые, молодые, живые ярко-зеленые иглы свежей хвои» [7, с. 277], она все ближе и ближе к живому человеку.
    (check this in PDF content)

  21. Start
    11755
    Prefix
    К тому же в рассказе «Воскрешение лиственницы» используется сказочный зачин с этим числом: «Проходит три дня и три ночи...» [7, с. 277], что усиливает чудесность оживления ветки лиственницы. У нее уже не кора, а кожа – «В жесткой деревянной коже открылись и выступили явственно на свет новые, молодые, живые ярко-зеленые иглы свежей хвои»
    Exact
    [7, с. 277]
    Suffix
    , она все ближе и ближе к живому человеку. Представлен мотив чуда и в лагерной медицине, которая сама по себе является из ряда вон выходящим явлением. Лечить доходивших людей, чтобы опять отправить их на смерть.
    (check this in PDF content)

  22. Start
    12196
    Prefix
    Например, доктор без образования, который лечил всех «только марганцовкой и йодом» и видимо вылечивал, а скорее всего, оставлял больных для смерти, но ведь до заключенных все равно никому нет дела. Е. Гинзбург в «Крутом маршруте» лагерные больницы называет страной чудес
    Exact
    [3]
    Suffix
    . Но лично героя медицина, а вернее возможность работать фельдшером, спасает от вероятного исхода (как и героиню «Крутого маршрута», выжившую благодаря полученным в лагере медицинским навыкам). Рассказ «Экзамен» описывает переход рассказчика из мира смерти в возможный мир спасения.
    (check this in PDF content)

  23. Start
    12523
    Prefix
    Но лично героя медицина, а вернее возможность работать фельдшером, спасает от вероятного исхода (как и героиню «Крутого маршрута», выжившую благодаря полученным в лагере медицинским навыкам). Рассказ «Экзамен» описывает переход рассказчика из мира смерти в возможный мир спасения. Он сдал экзамен на фельдшера, ему повезло, «слепая животная воля к выбору»
    Exact
    [7, с. 191]
    Suffix
    помогла ему принять «Звериное решение звериного прыжка, чтобы выбраться в царство человека» [7, с. 192]. Он проходит обратный путь от зверя к человеку, который дается не каждому. В этом ему помог Бойченко, принимавший экзамен по химии (Попался хороший человек и не побоялся проявить человечность (чудо), и у героя возродилась надежда дожить до окончания срока).
    (check this in PDF content)

  24. Start
    12621
    Prefix
    Рассказ «Экзамен» описывает переход рассказчика из мира смерти в возможный мир спасения. Он сдал экзамен на фельдшера, ему повезло, «слепая животная воля к выбору» [7, с. 191] помогла ему принять «Звериное решение звериного прыжка, чтобы выбраться в царство человека»
    Exact
    [7, с. 192]
    Suffix
    . Он проходит обратный путь от зверя к человеку, который дается не каждому. В этом ему помог Бойченко, принимавший экзамен по химии (Попался хороший человек и не побоялся проявить человечность (чудо), и у героя возродилась надежда дожить до окончания срока).
    (check this in PDF content)

  25. Start
    13114
    Prefix
    Рассказчик на все вопросы отвечал «Не знаю», но вот поворотный момент в судьбе героя, удача повернулась к нему, и случилось чудо – Бойченко ставит ему три и дает путевку в жизнь. «Колесо лагерной машины влекло меня к жизни, и жадно хотелось верить, что колесо не остановится никогда»
    Exact
    [7, с. 192 – 193]
    Suffix
    . Дорога лагеря – дорога смерти, но само движение времени – жизнь. Ведь и сам Шаламов, как и его героиня из рассказа «Золотая медаль», дождался 1953 года, смерти Сталина, которая воспринимается в качестве чудесного избавления, и своего возвращения к нормальной жизни и воскрешения души.
    (check this in PDF content)

  26. Start
    15412
    Prefix
    Несмотря на противоречивость всех процессов и пространств в цикле, в «Водопаде» происходит соединение природы и цивилизации: «Лед прикрывает собойкамень русла, становится похожимнацемент взлетнойдорожкиаэродрома»
    Exact
    [7, с. 271]
    Suffix
    , что мы наблюдали и в метафорах первого рассказа: «ландыш... лежит, как рухнувший телеграфный столб» («Тропа») [7, с. 105]. Ручей олицетворяет жизненный путь человека с началом, полным надежд и желания борьбы, полета, сопротивления.
    (check this in PDF content)

  27. Start
    15531
    Prefix
    Несмотря на противоречивость всех процессов и пространств в цикле, в «Водопаде» происходит соединение природы и цивилизации: «Лед прикрывает собойкамень русла, становится похожимнацемент взлетнойдорожкиаэродрома» [7, с. 271], что мы наблюдали и в метафорах первого рассказа: «ландыш... лежит, как рухнувший телеграфный столб» («Тропа»)
    Exact
    [7, с. 105]
    Suffix
    . Ручей олицетворяет жизненный путь человека с началом, полным надежд и желания борьбы, полета, сопротивления. Но по мере продвижения его к руслу большой сильной реки он смиряется перед силой воздуха, не дающего ему взлететь, и перед силой большой реки.
    (check this in PDF content)

  28. Start
    16715
    Prefix
    Там, где создаются стихи, грань между мертвым и живым пересекается: «Лиственница жива, лиственница бессмертна, это чудо воскрешения не может не быть – ведь лиственница поставлена в банку сводой в годовщину смерти на Колыме мужа хозяйки, поэта»
    Exact
    [7, с. 277]
    Suffix
    . «В ветке разбужены иные, тайные силы» [7, с. 277]. Подключается понятие тайны, которое и должно быть приложено к чудесным событиям. Духовные силы памяти воскресили мертвую ветку через трое суток.
    (check this in PDF content)

  29. Start
    16764
    Prefix
    Там, где создаются стихи, грань между мертвым и живым пересекается: «Лиственница жива, лиственница бессмертна, это чудо воскрешения не может не быть – ведь лиственница поставлена в банку сводой в годовщину смерти на Колыме мужа хозяйки, поэта» [7, с. 277]. «В ветке разбужены иные, тайные силы»
    Exact
    [7, с. 277]
    Suffix
    . Подключается понятие тайны, которое и должно быть приложено к чудесным событиям. Духовные силы памяти воскресили мертвую ветку через трое суток. И «лиственница живет где-то на Севере, чтобы видеть, чтобы кричать, что ничего не изменилось в России – ни судьбы, ни человеческая злоба, ни равнодушие» [7, с. 278], как все похоже: судьба Натальи Шереметьевой-Долгоруковой и судьбы сотни людей
    (check this in PDF content)

  30. Start
    17047
    Prefix
    Духовные силы памяти воскресили мертвую ветку через трое суток. И «лиственница живет где-то на Севере, чтобы видеть, чтобы кричать, что ничего не изменилось в России – ни судьбы, ни человеческая злоба, ни равнодушие»
    Exact
    [7, с. 278]
    Suffix
    , как все похоже: судьба Натальи Шереметьевой-Долгоруковой и судьбы сотни людей 1937 года, а между ними – 300 лет, которые прожила лиственница. Но она воскресает из мертвых ради памяти обо всех погибших на Колыме.
    (check this in PDF content)

  31. Start
    17379
    Prefix
    Но она воскресает из мертвых ради памяти обо всех погибших на Колыме. На Колыме нет запаха, огромные чудо-цветы не пахнут коротким летом, но «только лиственница наполняет леса смутным скипидарным запахом»
    Exact
    [7, с. 279]
    Suffix
    . И это – «запах победы», то есть лиственница своим чудесным воскрешением побеждает все содеянное теми, кто создал лагеря, она сохраняет память, не дает все забыть о том, что было правильно и неправильно.
    (check this in PDF content)

  32. Start
    17613
    Prefix
    И это – «запах победы», то есть лиственница своим чудесным воскрешением побеждает все содеянное теми, кто создал лагеря, она сохраняет память, не дает все забыть о том, что было правильно и неправильно. «Это – дерево познания добра и зла»
    Exact
    [7, с. 279]
    Suffix
    . Это – мера, по Шаламова, человечности; только в ХХ веке дошли до концлагерей, и в ХХ веке эти категории нужно измерять уже другими параметрами. В Москве она запахла Колымой, «люди Москвы будут трогать руками эту шершавую, неприхотливую жесткую ветку, будут глядеть наее ослепительно зеленую хвою, ее возрождение, воскрешение, будут вдыхать ее запах – не как память о прошлом, но как живую
    (check this in PDF content)

  33. Start
    17984
    Prefix
    В Москве она запахла Колымой, «люди Москвы будут трогать руками эту шершавую, неприхотливую жесткую ветку, будут глядеть наее ослепительно зеленую хвою, ее возрождение, воскрешение, будут вдыхать ее запах – не как память о прошлом, но как живую жизнь»
    Exact
    [7, с. 280]
    Suffix
    . Эта память о трагических событиях станет живой, и ее будут хранить в своей жизни все люди, иначе забвение может толкнуть многих на повтор ужасов прошлого. Стоит подчеркнуть, что рассказ «Воскрешение лиственницы» воплощает в себе итог авторского замысла и включает в себя основную мысль цикла, его назначение: память о прошлом должна дать новую «живую жизнь».
    (check this in PDF content)

  34. Start
    18565
    Prefix
    Доказательством того, что мотив чуда является циклообразующим, служит его присутствие в ключевых рассказах, часть из которых освящена в данной статье. Приведем для наглядности первые предложения первого и последнего рассказов: «В тайге у меня была тропа чудесная» («Тропа»)
    Exact
    [7, с. 105]
    Suffix
    и «Мы суеверны. Мы требуем чуда» («Воскрешение лиственницы») [7, с. 277]. В «Тропе» чудо теряется, «тропа чудесная», волшебная, была «безнадежно испорчена»: чудо здесь – возможность самого творчества, душевного движения писателя.
    (check this in PDF content)

  35. Start
    18639
    Prefix
    Приведем для наглядности первые предложения первого и последнего рассказов: «В тайге у меня была тропа чудесная» («Тропа») [7, с. 105] и «Мы суеверны. Мы требуем чуда» («Воскрешение лиственницы»)
    Exact
    [7, с. 277]
    Suffix
    . В «Тропе» чудо теряется, «тропа чудесная», волшебная, была «безнадежно испорчена»: чудо здесь – возможность самого творчества, душевного движения писателя. «Воскрешение лиственницы» (1966) написано на год раньше, чем «Тропа» (1967), где чудо уничтожается.
    (check this in PDF content)