The 11 reference contexts in paper A. Rolgayzer A., А. Рольгайзер А. (2016) “КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИРОДНОГО МИРА (НА ПРИМЕРЕ КОНЦЕПТОВ ‘ЗВЕЗДА’ И ‘ÉTOILE’) // CONCEPTUAL RESEARCHES OF THE NATURAL WORLD (THE CASE OF CONCEPTS 'STAR' AND ‘ÉTOILE’)” / spz:neicon:vestnik-k:y:2013:i:4:p:169-174

  1. Start
    1616
    Prefix
    Апресяна «каждый естественный язык отражает определенный способ восприятия и организации (концептуализации) мира. Выражаемые в нем значения складываются в некую единую систему взглядов, своего рода коллективную философию, которая навязывается в качестве обязательной всем носителям языка»
    Exact
    [1, с. 350]
    Suffix
    . Этническая (или национальная) концептуальная картина мира отражает общечеловеческие и этноспецифические характеристики, которые могут быть определены с помощью специальных методов концептуального анализа.
    (check this in PDF content)

  2. Start
    1923
    Prefix
    Этническая (или национальная) концептуальная картина мира отражает общечеловеческие и этноспецифические характеристики, которые могут быть определены с помощью специальных методов концептуального анализа. Концепты природного мира относятся к классу базовых концептов, «составляющих фундамент языка и всей картины мира»
    Exact
    [5, с. 96]
    Suffix
    . В современной лингвистике прослеживается особый интерес к проблеме отражения природных концептов. Так, к исследованию концептов природного мира обращались: Н. М. Чудакова (2005), Э. Ф. Хамитова (2008), А.
    (check this in PDF content)

  3. Start
    5042
    Prefix
    Первоначальное развитие концептуальной структуры предполагает развитие образов на основе внутренней формы слова-репрезентанта концепта, то есть образные признаки концепта – следующий этап переосмысления мотивирующего признака»
    Exact
    [6, с. 141]
    Suffix
    . Понятийные признаки выявляются «путём описания лексического значения слова-репрезентанта концепта посредством определения его семантических компонентов, описание синонимического ряда лексемы-репрезентанта концепта» [7, с. 17].
    (check this in PDF content)

  4. Start
    5258
    Prefix
    Понятийные признаки выявляются «путём описания лексического значения слова-репрезентанта концепта посредством определения его семантических компонентов, описание синонимического ряда лексемы-репрезентанта концепта»
    Exact
    [7, с. 17]
    Suffix
    . К группе базовых признаков относятся также особые категориальные признаки, «связанные с мотивирующим признаком и признаками, актуализированными в словарных дефинициях, родовидовыми отношениями» [5, с. 114] и оценочные признаки.
    (check this in PDF content)

  5. Start
    5453
    Prefix
    К группе базовых признаков относятся также особые категориальные признаки, «связанные с мотивирующим признаком и признаками, актуализированными в словарных дефинициях, родовидовыми отношениями»
    Exact
    [5, с. 114]
    Suffix
    и оценочные признаки. Мотивирующие признаки концептов звезда и étoile полностью совпадают. Как отмечает П. Я. Черных, лексемы звѣзда и звѣздьный фиксируются в др.-рус. языке начиная с XI века.
    (check this in PDF content)

  6. Start
    5781
    Prefix
    Черных, лексемы звѣзда и звѣздьный фиксируются в др.-рус. языке начиная с XI века. Однако само слово звезда восходит к индоевропейскому *g’huoigu – «светать», «светить», «сияние», от которого образовано общеславянское *zvezda
    Exact
    [9, с. 319]
    Suffix
    . Согласно словарю Le Trésor de la Langue Française, слово étoile появилось во французском в XVI веке в результате фонетических изменений от лат. stella (XII век «esteile», XIV век «estoille»).
    (check this in PDF content)

  7. Start
    6229
    Prefix
    Этимологически оно связано с рум. stea, итал. stella, пров. estela, кат. estel, исп. estrella, порт. estrela. По мнению Ж. Пикош (Dictionnaire étymologique du français), слово «étoile» образовалось от двух инд.евр. основ *stel- и *ster-
    Exact
    [11, с. 196]
    Suffix
    . В свою очередь, Ю. Покорный (Indogermanisches etymologisches Wörterbuch) указывает на образование лат. stella от праиндоевроп. корня *stēr-, прослеживая следующие этимологические связи: нем. stern (звезда, светило), греч. ἀστήρ, -έρος (звезда, светило), а также (ὠπ-)ὀπ-: (ἀ)στεροπή, ἀστραπή (проблеск, зарница), στέροψ (сверкающий), (ἀ)στράπτω (сверкать, блестеть).
    (check this in PDF content)

  8. Start
    11061
    Prefix
    étoile представлена категориями времени сутоки сезонов года (Таня любила звезды – и утренние, и вечерние, и большие летние звезды, горящие низко в небе, и осенние, когда они уже высоки и их очень много. Фраерман. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви). Время «порождено восприятием изменений в мире. Его основной источник – космическое время – смена времен дня и сезонов года»
    Exact
    [2, с. 51]
    Suffix
    . Время появления звезд на небе может быть актуализировано в зависимости от времени суток. Самым частотным темпоральным признаком, характеризующимпоявления звезд на небе является ‘ночь’ (Помню его потрясающие вопли, призывания, дикое эхо гор, отвечавшее этим заклинаниям, и таинственную, прекрасную ночь с тысячами ярких звезд, раскинувшуюся над величественными горами, полными дикой прелести.
    (check this in PDF content)

  9. Start
    11947
    Prefix
    Далее рассмотрим образный компонент концептов звезда и étoile. По мнению И. А. Стернина, «образный компонент представляет собой базовый образ универсального предметного кода, кодирующий соответствующий концепт как единицу мышления»
    Exact
    [8, с. 100]
    Suffix
    . Образная составляющая концепта представлена группой признаков, выделенных на основе метафорического или метонимического переносов, которые образует фундамент концептуальной системы. Благодаря метафоре в языковых средствах запечатлевается все то национально-культурное богатство, которое накапливается в процессе исторического развития общества.
    (check this in PDF content)

  10. Start
    16373
    Prefix
    мир состоит из предметов, созданных природой, и артефактов (рукотворных предметов), созданных человеком для обеспечения своей трудовой деятельности, обустройства повседневной жизни и являющихся составной частью культуры. Так, М. В. Пименова отмечает, что «предметный код связан с окультуренной человеком сферой внешнего и внутреннего миров» и «формируется признаками артефактов и имущества»
    Exact
    [5, с. 137]
    Suffix
    . В Библии сказано: «И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды» (Ветхий завет. Бытие). В сознании носителей русского языка концепт звезда осознается как рукотворный предмет (Кажется, совсем еще недавно у себя, в Болгарии, в Родопских горах, мы вместе с Юлией точно так же вглядывались в ночное небо, ища рукотворную
    (check this in PDF content)

  11. Start
    19131
    Prefix
    Человеку с древних времен свойственно одушевление предметного мира, это неотъемлемая часть мифологического сознания. По мнению В. С. Мухиной, «сегодня в языке и в образных системах человеческого сознания мы находим оценочное отношение к вещи как обладающей или не обладающей душой»
    Exact
    [4]
    Suffix
    . В рамках данной работы к образным признакам живой природы мы относим: витальные (признаки, свойственные для всех живых организмов), вегетативные, зооморфные, соматические и антропоморфные признаки.
    (check this in PDF content)