The 10 reference contexts in paper T. Belova M., E. Medvedeva V., L. Saramotina Kh., I. Savelievа V., Т. Белова М., Е. Медведева В., Л. Сарамотина Х., И. Савельева В. (2016) “«ЯЗЫК» В СОВРЕМЕННОЙ НАИВНОЙ КАРТИНЕ МИРА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МОЛОДЕЖНОЙ ГРУППЫ // «LANGUAGE» IN THE MODERN YOUTH'S NAÏVE PICTURE OF THE WORLD” / spz:neicon:vestnik-k:y:2013:i:2:p:178-183

  1. Start
    1484
    Prefix
    Одним из актуальных направлений лингвистических исследований в последнее время становится исследование метаязыкового сознания рядовых носителей языка с целью выявления отраженных в нем особенностей представления о таком сложном явлении как язык. «Язык становится как бы двойником homo sapiens. Он проникает внутрь человека. Он формирует его сознание»
    Exact
    [2, с. 12]
    Suffix
    . Являясь главным предметом лингвистики, термин «язык» имеет множество определений, которые варьируются в зависимости от аспекта исследования. Общеизвестно, что не только лингвисты (ученые) обладают активной рефлексией по отношению к языку.
    (check this in PDF content)

  2. Start
    2420
    Prefix
    Апресян, наивная или обыденная картина мира «представляет отраженные в естественном языке способы восприятия и концептуализации мира, когда основные компоненты языка складываются в единую систему взглядов, своего рода коллективную философию, которая навязывается в качестве обязательной всем носителям языка»
    Exact
    [1, с. 39]
    Suffix
    . Исследование взаимодействия обыденного (наивного) и научного познания уже давно представляет интерес в разных областях знания и нашло свое отражение в трудах таких ученых, как И. Кант, Э. Гуссерль, А.
    (check this in PDF content)

  3. Start
    2924
    Prefix
    Выготский и др., которые отмечают тесную взаимосвязь наивного и научного, так как именно наивное восходит к научному, в то же время являясь конкретным, житейским, практически ориентированным его преломлением. Обыденное знание «неотделимо от нашей телесности, языка и социальной истории»
    Exact
    [8]
    Suffix
    . Под обыденным сознанием понимается практическое сознание людей, выходящее за рамки любой узко специализированной профессиональной области и являющееся основой повседневной познавательной деятельности.
    (check this in PDF content)

  4. Start
    3666
    Prefix
    Исследователи признают, что свойства обыденного сознания часто относительны и не всегда противоположны научному сознанию. Логичность, четкость, относительная завершенность, например, в первом случае могут быть выражены в меньшей степени. «Открытость, глобальность, незавершенность роднит его с научным познанием»
    Exact
    [10, с. 416]
    Suffix
    . Обыденные знания не только рациональны, но и иррациональны, основаны не только на логическом восприятии мира, но и на мифологическом. Обыденные представления – «ближе к вере, нежели к знанию» [5, с. 46].
    (check this in PDF content)

  5. Start
    3857
    Prefix
    «Открытость, глобальность, незавершенность роднит его с научным познанием» [10, с. 416]. Обыденные знания не только рациональны, но и иррациональны, основаны не только на логическом восприятии мира, но и на мифологическом. Обыденные представления – «ближе к вере, нежели к знанию»
    Exact
    [5, с. 46]
    Suffix
    . Как справедливо отмечает Н. Д. Голев, «для индивидуального обыденного метаязыкового сознания характерно некоторое упрощение сложных причинноследственных связей; в этом упрощении можно легко обнаружить замену объективной диалектики на односторонние представления.
    (check this in PDF content)

  6. Start
    4338
    Prefix
    Многие из них, будучи поддержаны школьными установками, многократно повторяются, и на этой основе в массовом метаязыковом сознании формируются устойчивые стереотипы, многие из которых по праву могут быть названы лингвистическими легендами или мифами»
    Exact
    [3]
    Suffix
    . Многие «мифы» обыденного сознания, включая мифологические представления метаязыкового обыденного сознания, описаны исследователями (В. Б. Кашкин, Н. Д. Голев, Н. Б. Лебедева, Л. Г. Ким, М. Р. Шумарина и др.
    (check this in PDF content)

  7. Start
    4872
    Prefix
    Наряду с другими явлениями окружающей действительности язык занимает важное место в наивной картине мира, а, следовательно, и в обыденном сознании. Он отражает для человека окружающий его мир, культуру, созданную человеком, хранит культуру для человека и передает ее от человека к человеку, от родителей к детям
    Exact
    [9]
    Suffix
    . В данной статье сделана попытка описания обыденных представлений о языке внутри однородной социально-возрастной группы (студентов 1 – 3 курса КемГУ). Участникам эксперимента (студентам филологического, социально-психологического, экономического, физического и биологического факультетов) было предложено ответить на вопросы анкеты, разработанной профессором В.
    (check this in PDF content)

  8. Start
    6490
    Prefix
    Размышления над вопросами об языке наших респондентов, как представляется, можно посчитать своеобразным актом коммуникации (к тому же многие суждения сопровождались метаязыковыми «вкраплениями» и пояснениями). Можно предположить, что именно своеобразие адресанта может составить «наибольшую ценность сообщения»
    Exact
    [6, с. 281]
    Suffix
    . Реальность составляет оппозиция «общее» – «индивидуальное». Антиномические отношения «общего» и «индивидуального» обусловлены онтологией языка. Язык служит средством общения между всеми членами лингвистической общности.
    (check this in PDF content)

  9. Start
    7023
    Prefix
    Индивидуальное, следовательно, не может быть сведено к социальному. Индивидуализация существует «в пределах стандартизованной модели языка, отражающей общие для конкретного говорящего коллектива представления о языковом устройстве и функционировании»
    Exact
    [7, с. 55]
    Suffix
    . Примечательно то, что высказываниях участников эксперимента, представляющих молодежную субкультуру, «общее» нередко преобладает над «индивидуальным». Так, размышляя о языке, большинство респондентов выделяют инструментальную функцию языка и его связь с общением: «Язык – это средство (способ) общения (коммуникации), передачи информации; функция, способность человека для передачи информаци
    (check this in PDF content)

  10. Start
    18268
    Prefix
    Голев), заключающемся в обучении орфографии исключительно по правилам. У познающего субъекта формируется представление о языке как «некоей системе правил, не допускающих вариантной интерпретации»
    Exact
    [4, с. 388]
    Suffix
    . Так, по мнению респондентов, язык изучают из следующих соображений: 1) чтобы речь была грамотной и понятной, чтобы избежать речевых, грамматических и других ошибок; 2) чтобы сделать свою лексику более правильной и красивой (РФ – чтобы сделать речь грамотной); 3) чтобы правильно его употреблять, чтобы человеческая речь была грамотная.
    (check this in PDF content)