The 37 reference contexts in paper A. Baturin P., А. Батурин П. (2016) “ВЛАСТЬ И ПОДДАННЫЕ: ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЧИНЕНИЯХ ФРАНЦУЗСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XVI В. // POWER AND SUBJECTS: THE PROBLEM OF INTERACTION IN THE WORKS OF FRENCH POLITICAL WRITERS OF THE 16TH CENTURY” / spz:neicon:vestnik-k:y:2013:i:2:p:16-21

  1. Start
    1540
    Prefix
    С одной стороны, как считают современные исследователи, особую актуальность представляет изучение истории исторических знаний именно XVI – XVII вв., с другой – прежде всего Франция и Англия в данный период времени определяли интеллектуальное движение, созидавшее историческую дисциплину и предопределившее институциональное оформление исторической науки в Европе
    Exact
    [3, с. 20 – 21]
    Suffix
    . Для Франции, как и для большинства западноевропейских стран, переход от Средневековья к Новому времени ознаменовался радикальными переменами во всех сферах жизни – в экономической, социальной, политической, культурной.
    (check this in PDF content)

  2. Start
    4106
    Prefix
    При этом, как подчеркивает М. А. Барг, «Один из уроков истории гуманисты видели в том, что она демонстрирует превратности судьбы и учит людей безропотно принимать капризы Фортуны, делающей земное счастье зыбким»
    Exact
    [2, с. 120 – 121]
    Suffix
    . С этих позиций они и обращались к описанию исторических событий. Наиболее точное определение места истории как основания для построения политических максим, мы находим у Бодена, который отмечал: «Главная задача истории – служить политике.
    (check this in PDF content)

  3. Start
    4454
    Prefix
    Наиболее точное определение места истории как основания для построения политических максим, мы находим у Бодена, который отмечал: «Главная задача истории – служить политике. Она должна помочь нам понять сущность и функцию государства, его нужды и его структуру, причины его расцвета и его падения»
    Exact
    [4, с. 19]
    Suffix
    . Относительно формы государственного устройства мнения писателей практически совпадали. В основе их концепции государства лежит учение о суверенитете, т. е. особой власти, которая присуща всякому государству.
    (check this in PDF content)

  4. Start
    5759
    Prefix
    Эту форму государства он считает соответствующей самой природе, усматривая во всех ее проявлениях единоначалие: «одно солнце среди звезд», «единый Бог – повелитель и творец всего мира», «один вожак в стаде овец», «один главный журавль, ведущий клин журавлей»
    Exact
    [4, с. 242]
    Suffix
    . При этом он различает три формы монархии: 1) патриархальная деспотия в азиатском смысле; 2) «монархия, покоящаяся на законе», в которой подданные повинуются законам своего государства, а государь повинуется законам природы, и естественная свобода и имущество подданных защищены и безопасны; 3) тирания, представляющая собой извращенную форму монархии, где правитель-тиран злоупотребляет сво
    (check this in PDF content)

  5. Start
    6197
    Prefix
    в азиатском смысле; 2) «монархия, покоящаяся на законе», в которой подданные повинуются законам своего государства, а государь повинуется законам природы, и естественная свобода и имущество подданных защищены и безопасны; 3) тирания, представляющая собой извращенную форму монархии, где правитель-тиран злоупотребляет своими суверенными правами, обращаясь со своими подданными как с рабами
    Exact
    [4, с. 178 – 179, 190 – 192]
    Suffix
    . Переход от одной формы правления к другой, по мнению Бодена, происходит по-разному: в одних случаях мирно, в других насильственным путем. Так он пишет: «замечено, что королевство почти всегда плавно, без насилия переходит в тиранию, аристократия – в олигархию, демократия – в охлократию.
    (check this in PDF content)

  6. Start
    6584
    Prefix
    Так он пишет: «замечено, что королевство почти всегда плавно, без насилия переходит в тиранию, аристократия – в олигархию, демократия – в охлократию. Но переход от тирании к народной форме правления всегда насильственный, так как тиранов убивают»
    Exact
    [4, с. 193]
    Suffix
    . Автор считает тиранию и народовластие «двумя крайностями». Обращаясь к опыту истории, он подчеркивает: «Когда восставшие опрокидывают правительство, устанавливается народное правление. Народ, возвративший себе свою свободу, дает себя убаюкать речами своих ораторов еще до того, как воспользуется свободой, которую он завоевал.
    (check this in PDF content)

  7. Start
    7012
    Prefix
    Народ, возвративший себе свою свободу, дает себя убаюкать речами своих ораторов еще до того, как воспользуется свободой, которую он завоевал. В целом случается, что плебс бессознательно устремляется от убийства тиранов к другой крайности, т. е. к народной власти»
    Exact
    [4, с. 193 – 194]
    Suffix
    . Насилие всегда порождает насилие, – утверждает Боден, ибо «природой заложено то, что никто насильно и безропотно не повинуется насилию даже тогда, приказы являются справедливыми. Все хотят быть лидерами, но никто не хочет повиноваться» [4, с. 194].
    (check this in PDF content)

  8. Start
    7248
    Prefix
    Насилие всегда порождает насилие, – утверждает Боден, ибо «природой заложено то, что никто насильно и безропотно не повинуется насилию даже тогда, приказы являются справедливыми. Все хотят быть лидерами, но никто не хочет повиноваться»
    Exact
    [4, с. 194]
    Suffix
    . Тирания, по мнению Бодена, не может быть вечной, «она может быть опрокинута внутренней силой, так как все боятся и ненавидят одного человека, а он, в свою очередь, боится и ненавидит всех и каждого».
    (check this in PDF content)

  9. Start
    8425
    Prefix
    Особенности и основные достоинства этого государственного устройства зависят от породивших его обычаев. И все же я держусь того мнения, что жаждать власти немногих в государстве, где правит народ, или стремиться в монархическом государстве к иному виду правления – это преступление и безумие»
    Exact
    [8, с. 223]
    Suffix
    . В отличие от мыслителей, о которых шла речь выше, Агриппа де Обинье не пытается анализировать различные формы правления и рассуждать о том, какая является наилучшей. Для него важна не сама форма правления и власти, а личность правителя, прежде всего – личность короля Франции.
    (check this in PDF content)

  10. Start
    9780
    Prefix
    На это отвечу, что в такой спешке нужды нет и времени на все достаточно. Скажу еще, что короли и государи становятся более сильными и внушают больший страх своим врагам, когда они действуют, руководствуясь советами своих подданных»
    Exact
    [5, с. 210]
    Suffix
    . Здесь, как мы видим, Коммин отказывает королю в абсолютном и непререкаемом праве любыми способами решать свои и государственные финансовые проблемы. Агриппа де Обинье среди качеств, какими должен обладать король, также выделяет такие, как «забота о людях и почтительность к богам», «умение трудиться и разумно хозяйствовать», «твердость и справедливость» [1, с. 134 – 135].
    (check this in PDF content)

  11. Start
    10114
    Prefix
    Агриппа де Обинье среди качеств, какими должен обладать король, также выделяет такие, как «забота о людях и почтительность к богам», «умение трудиться и разумно хозяйствовать», «твердость и справедливость»
    Exact
    [1, с. 134 – 135]
    Suffix
    . В целом писатель выступает не против абсолютизма как формы правления, а против чрезмерной централизации власти в руках одного человека, против произвола и несправедливости, которые проявились, по его мнению, в отношении к гугенотам и провинциальному дворянству в целом.
    (check this in PDF content)

  12. Start
    11085
    Prefix
    Все писатели едины в том, что любая власть должна опираться прежде всего на законы, которые «необходимы и при монархии, и при народных формах правления, и при аристократических, законы являются столь же разнообразными, как и формы правления», как подчеркивал Боден
    Exact
    [4, с. 35]
    Suffix
    . Боден, перечисляя права верховной власти: право законодательства, объявление войны и мира, назначение высших должностных лиц, верховного суда, чеканки монеты и установления общих мер и весов для всего государства, введения и сбора налогов, особо выделяет ее право карать и миловать в тех случаях, когда сам закон не предоставляет возможности для помилования или смягчения наказания.
    (check this in PDF content)

  13. Start
    11655
    Prefix
    «Этими функциями, – пишет он, – в хорошо организованном государстве никогда не наделяются магистры, потому что в вопросах жизни и смерти не должно быть давления необходимости или случая, данная сфера является священной только для правителей»
    Exact
    [4, с. 152]
    Suffix
    . Здесь Боден по сути выразил целую программу развивающегося абсолютизма. Большое место в сочинениях французских мыслителей переходной эпохи занимают рассуждения о характере и принципах взаимодействия между властью и подданными.
    (check this in PDF content)

  14. Start
    12272
    Prefix
    Так Филипп де Коммин считает, что в мире, разделенном на противоположности, неизбежны противостояние и борьба: «как эти раздоры, так и все, что Господь создал и предназначил в противовес каждому государству и почти каждому человеку, о чем я говорил, необходимо в этом мире»
    Exact
    [5, с. 207]
    Suffix
    . Полагая, что зло естественно, как и добро, Коммин находит возможным, если не искоренить его, то, по крайней мере, уменьшить. Главными же средствами борьбы со злом, по его мнению, являются знания и «страх перед божественным воздаянием».
    (check this in PDF content)

  15. Start
    12813
    Prefix
    «Ведь когда государь или другой человек, какое бы положение он ни занимал, имеет силу и власть над другими и хорошо образован, многое повидав и прочитав, то от этого он или становится лучше, или портится: ибо дурные люди портятся от многознания, а хорошие становятся лучше. Однако, надо полагать, что знание скорее улучшает людей, нежели портит»
    Exact
    [5, с. 207]
    Suffix
    . И далее: «Я наблюдал много примеров того, как могущественные особы избегали дурных поступков благодаря знанию, а также страху перед божественным воздаянием, о котором они имеют лучшее представление, чем люди невежественные, ничего не видевшие и не читавшие» [5, с. 208].
    (check this in PDF content)

  16. Start
    13058
    Prefix
    И далее: «Я наблюдал много примеров того, как могущественные особы избегали дурных поступков благодаря знанию, а также страху перед божественным воздаянием, о котором они имеют лучшее представление, чем люди невежественные, ничего не видевшие и не читавшие»
    Exact
    [5, с. 208]
    Suffix
    . В рассуждениях Коммина о зле и насилии, царящих в мире, явно преобладает пессимистическое начало. Обращаясь к истории, в том числе к истории современной ему Франции, он делает следующий вывод: «Так что следует заключить, что ни природный рассудок, ни наш ум, ни страх перед Богом, ни любовь к ближнему не предохраняют нас от насилий по отношению к другим и от захвата чужого имущества всеми в
    (check this in PDF content)

  17. Start
    13751
    Prefix
    О раздорах же среди слабых я вовсе не говорю, поскольку над ними стоят сильные, которые иногда расправляются с враждующими (и обычно их жертвами становятся те, кто прав), прибегая к изгнаниям, запретам и широким конфискациям»
    Exact
    [5, с. 208]
    Suffix
    . Особо опасны и внушают страх, как считает Коммин, жестокость и невежество государей, от которых зависит благополучие или злосчастие их подданных. «Ведь если государь могущественен и у него много солдат, благодаря которым он получает сколько угодно денег, чтобы оплачивать их и расходоваться на свои собственные прихоти, не думая об общественных нуждах, и если он в своих безумных и опасных за
    (check this in PDF content)

  18. Start
    14326
    Prefix
    денег, чтобы оплачивать их и расходоваться на свои собственные прихоти, не думая об общественных нуждах, и если он в своих безумных и опасных затеях и тратах совсем не желает ограничить себя, даже если все, кого это затрагивает, его предостерегают, ничего, правда, не добиваясь или, что еще хуже, навлекая на себя его гнев, то кто же сможет тогда помочь, если господь не придет на помощь?»
    Exact
    [5, с. 208]
    Suffix
    . Коммин считает, что в окружающем мире царит произвол и право сильного. По его мнению, «могущественные люди» силой вершат все, что угодно, «и карают они под видом правосудия, имея под рукой людей соответствующих профессий, готовых к их услугам, которые из греха простительного сделают грех смертный, а если не окажется законных оснований для этого, то найдут причину, чтобы не выслушивать сторо
    (check this in PDF content)

  19. Start
    14862
    Prefix
    соответствующих профессий, готовых к их услугам, которые из греха простительного сделают грех смертный, а если не окажется законных оснований для этого, то найдут причину, чтобы не выслушивать сторон и свидетелей, дабы дольше держать обвиняемого и ввести его в разорительные расходы, а тем временем разузнать, не желает ли кто-нибудь принести жалобу на задержанного, которого хотят погубить»
    Exact
    [5, с. 209]
    Suffix
    . Произвол и насилие имеют место, по мнению Коммина, и во взаимоотношениях между сеньорами и их вассалами: «В отношении тех, кто достаточно силен и состоит в вассальной зависимости от них, они действуют прямо.
    (check this in PDF content)

  20. Start
    15214
    Prefix
    Произвол и насилие имеют место, по мнению Коммина, и во взаимоотношениях между сеньорами и их вассалами: «В отношении тех, кто достаточно силен и состоит в вассальной зависимости от них, они действуют прямо. Скажут ему: «Ты не повинуешься и нарушаешь оммаж, который принес мне» и, затем, если могут, – а за ними такое дело не станет, – отнимут силой его имущество и пустят по миру»
    Exact
    [5, с. 209]
    Suffix
    . В данной ситуации может выжить только сильнейший: «если же их сосед силен и отважен, они дают ему жить спокойно, но коли слаб, то не знает, куда и деться, ибо они заявят, что он якобы поддерживает их врагов, или просто запустят своих солдат в его земли, или перекупят чью-нибудь тяжбу с ним, или поддержат против него его соседа и предоставят последнему людей, или же найдут другой способ ег
    (check this in PDF content)

  21. Start
    15578
    Prefix
    может выжить только сильнейший: «если же их сосед силен и отважен, они дают ему жить спокойно, но коли слаб, то не знает, куда и деться, ибо они заявят, что он якобы поддерживает их врагов, или просто запустят своих солдат в его земли, или перекупят чью-нибудь тяжбу с ним, или поддержат против него его соседа и предоставят последнему людей, или же найдут другой способ его разорить»
    Exact
    [5, с. 209]
    Suffix
    . Несправедливый правитель, пользуясь своим положением и властью, может, по мнению Коммина, «ради возвышения своих людей, отрешить от должности даже тех из своих подданных, кто верно служил их предшественникам.
    (check this in PDF content)

  22. Start
    15992
    Prefix
    Служителей церкви они ссорят из-за бенефициев, чтобы взыскать средства для обогащения кого-либо..., знатных людей они вынуждают вести постоянные расходы и принимать на себя различные тяготы по причине войн, которые ведут из прихоти»
    Exact
    [5, с. 209]
    Suffix
    . Особо страдает от бесчинств и насилия со стороны сильных мира сего простой народ. «Своему народу они по большей части ничего не оставляют; взимая налоги в гораздо больших размерах, чем следует, они, кроме того, совсем не наводят порядка в снабжении своих войск, и солдаты бродят по стране, ничего не платя и совершая другие злодеяния и бесчинства..» [5, с. 209 – 210].
    (check this in PDF content)

  23. Start
    16365
    Prefix
    «Своему народу они по большей части ничего не оставляют; взимая налоги в гораздо больших размерах, чем следует, они, кроме того, совсем не наводят порядка в снабжении своих войск, и солдаты бродят по стране, ничего не платя и совершая другие злодеяния и бесчинства..»
    Exact
    [5, с. 209 – 210]
    Suffix
    . Как и кто может положить конец несправедливости, злу и насилию? Ответ Коммина однозначен: «помочь в этом может только мудрый король». Причем сделать это он может так же прибегая к насилию, но насилию вынужденному.
    (check this in PDF content)

  24. Start
    17010
    Prefix
    «Но есть также и народы, которые оскорбляют своих сеньоров, не повинуются им и не оказывают помощи в их нуждах, а когда видят, что они в затруднении, то, вместо того, чтобы помочь, выказывают презрение или восстают и бунтуют, нанося оскорбления и нарушая клятву верности, которую они дали»
    Exact
    [5, с. 212]
    Suffix
    . В своих рассуждениях о неизбежности насилия со стороны властей в ситуации существующего неравенства и несправедливости, царящих в мире, Коммин был не одинок. Практически у всех политических писателей XVI столетия мы встречаемся с подобными выводами.
    (check this in PDF content)

  25. Start
    17856
    Prefix
    Ошибки, совершенные королями, я сужу более снисходительно, ибо со страхом думаю о тяжком бремени, лежащем на властителях, – и далее делает вывод – мы обязаны повиноваться и покоряться всякому без исключения государю, так как он имеет на это бесспорное право... Так будем же ради порядка и спокойствия в государстве терпеливо сносить недостойных меж нами»
    Exact
    [8, с. 8]
    Suffix
    . Жан Боден также признавал принуждение и насилия как объективную реальность, связывая ее, как и Монтень, с «несовершенством человека и человеческого общества». Так, подразделяя функции государственной власти на высшие (утверждение законов, решение вопросов о войне и мире и т. п.) и низшие (гражданские дела), Боден пишет: «низшие виды деятельности основаны на силе принуждения, высшие – на
    (check this in PDF content)

  26. Start
    18643
    Prefix
    Изначально дикие и свирепые, как звери, люди должны удерживаться от жестокости и грабежа солдатской рукой. Другой способ управления опирается на силу закона и справедливости, последний же – на общественное мнение и страх перед Богом»
    Exact
    [4, с. 258]
    Suffix
    . В приведенных рассуждениях о власти писателигуманисты не шли далее осторожной критики произвола и несправедливости со стороны неких абстрактных «правителей» и «сильных мира сего». Их пугали всякие перемены, способные привести к нарушению стабильности и мира в обществе.
    (check this in PDF content)

  27. Start
    19230
    Prefix
    Например, Мишель Монтень выступает противником всяких изменений и нововведений в политическом строе, считая, что они нарушают естественный порядок, сложившийся веками, и ведут к гражданским войнам и насилию: «Я разочарован во всяких новшествах, в каком бы обличье они нам ни являлись, и имею все основания для этого, ибо видел, сколь гибельные последствия они вызывают»
    Exact
    [7, с. 146]
    Suffix
    . Здесь, вместе с тем, следует отметить, что отрицание «новшеств» носит у Монтеня не принципиальный, а конкретный характер, что было навеяно событиями гражданских войн во Франции. Он признает, что не всегда следует сопротивляться нововведениям: «Бывает, однако и так, что судьба ставит нас в настолько тяжелое положение, что законам приходится несколько потесниться и кое в чем уступить.
    (check this in PDF content)

  28. Start
    19789
    Prefix
    И если, сопротивляясь возрастанию нового, стремящегося насильственно пробить себе путь, держать себя всегда и во всем в узде и строго соблюдать установленные правила, то подобное самоотречение неправильно и опасно»
    Exact
    [7, с. 150]
    Suffix
    . Политическая позиция Агриппы де Обинье перед лицом несправедливости и насилия была иной. Она была во много определена его принадлежностью к гугенотской партии и последовательной борьбой с усиливающемся французским абсолютизмом.
    (check this in PDF content)

  29. Start
    20668
    Prefix
    Главную причину всех бед он видит в кровопролитной и разорительной гражданской войне, спровоцированной недальновидной и эгоистической политикой властей. «Мать Родина скорбит, видя, как враждуют ее дети, ослепленные яростью, терзают они ее священное тело»
    Exact
    [1, с. 90]
    Suffix
    . Повинными в страданиях народа автор сочинения считает папу, короля Карла IX, Екатерину Медичи, Католическую Лигу и иезуитов. Ему претит всякое насилие и несправедливость, которые особенно проявились в событиях Варфоломеевской ночи.
    (check this in PDF content)

  30. Start
    20988
    Prefix
    Ему претит всякое насилие и несправедливость, которые особенно проявились в событиях Варфоломеевской ночи. Он пишет, что люди, запятнавшие себя кровью Варфоломеевской ночи, уже «не люди, но адские чудовища»
    Exact
    [1, с. 123]
    Suffix
    . Французскую абсолютную монархию он называет не иначе как «тирания». Тиранией по форме и содержанию он считает деятельность католической церкви и иезуитов, оправдывая и восхваляя прежние выступления против них альбигойцев, гуситов и прочих «защитников истинной веры».
    (check this in PDF content)

  31. Start
    21717
    Prefix
    В них он видит виновников тяжелого положения в стране, они во многом являются источником зла и насилия: «И знать французская, на их поддавшись козни, Вступила на стезю междоусобной розни, С отвагой у дворян и ярость возросла, И стал высокий род подобьем ремесла. Привычно меж собой вступать в бои дворянам, Властитель их долги оплатит чистоганом»
    Exact
    [1, с. 90 – 91]
    Suffix
    . Де Обинье не видит справедливого правосудия в государстве, что приводит к частому несоблюдению законов и прав граждан: «Вот судьи каковы, так банда их живет, Губители людей, губителей оплот. Се лжесвидетелей, клеветников опора, Защита сводника, укрытие для вора.
    (check this in PDF content)

  32. Start
    22042
    Prefix
    Де Обинье не видит справедливого правосудия в государстве, что приводит к частому несоблюдению законов и прав граждан: «Вот судьи каковы, так банда их живет, Губители людей, губителей оплот. Се лжесвидетелей, клеветников опора, Защита сводника, укрытие для вора. У них в продаже все: душа и голова, И власть, и приговор, и знанья, и слова»
    Exact
    [1, с. 181]
    Suffix
    . Наиболее действенным средством против несправедливости, насилия и произвола церкви и властей Агриппа де Обинье считает то же насилие, но уже со стороны народа (гугенотов) и, в конечном итоге, со стороны высшего судии – Бога: «Кто прячется, бежит от божьего суда?
    (check this in PDF content)

  33. Start
    22331
    Prefix
    Наиболее действенным средством против несправедливости, насилия и произвола церкви и властей Агриппа де Обинье считает то же насилие, но уже со стороны народа (гугенотов) и, в конечном итоге, со стороны высшего судии – Бога: «Кто прячется, бежит от божьего суда? Теперь вам, Каины, не скрыться никуда!»
    Exact
    [1, с. 371]
    Suffix
    . Позиция де Обинье относительно того, что несправедливость, зло, предательство должны быть наказуемы (пусть даже теми же средствами), нашла свое отражение в оправдании им убийства Генриха IV, которого он считал сначала своим другом и соратником по оружию, а затем предателем и изменником вере.
    (check this in PDF content)

  34. Start
    23287
    Prefix
    Но кто займется расследованием деяний великих государей и государынь, их могущественных советников и губернаторов провинций, необузданных городов, не повинующихся своему сеньору? А если расследование проведено, то кто обратится к судье? И кто примет это во внимание и будет судить? Кто накажет их?»
    Exact
    [5, с. 213]
    Suffix
    . Все зло, творимое несправедливостью и насилием, проистекает от неверия в Бога, в неотвратимость наказания, – постоянно повторяет Коммин: «Разве нашелся бы такой, кто пожелал бы напрасно, незаслуженно предать кого-либо смерти, или незаконно держать в тюрьме, или отнимать у одних, дабы обогащать других (а это самое обычное занятие), или бесчестно поступать по отношению к своим родственник
    (check this in PDF content)

  35. Start
    24056
    Prefix
    Таким образом, если бы у людей была твердая вера и они верили бы в то, что заповедует нам Бог и церковь под страхом проклятия, и сознавали бы, что жизнь их столь кратка, а муки ада столь ужасны, бесконечны и беспрестанны, то были бы они такими, каковы они есть? Следует заключить, что нет и что все зло идет от отсутствия веры»
    Exact
    [5, с. 214]
    Suffix
    . В данном случае рассуждения Филиппа де Коммина о правилах и нормах взаимоотношения между властью и подданными во многом созвучны со взглядами его соотечественника Бодена. Это, в частности, касается утверждения о том, что главным коррелятором поведения, как правителя, так и его подданных, главным сдерживающим фактором от несправедливости и насилия с обеих сторон, является прочная вера и стр
    (check this in PDF content)

  36. Start
    24627
    Prefix
    «Безнравственность отступает под натиском одного лишь религиозного страха и не сдерживается страхом перед судом, разве судьи, законы, власть могут остановить правителя, если он не сдерживается страхом перед Богом?»
    Exact
    [4, с. 258]
    Suffix
    , – замечает Боден. Таким образом, в заключение разговора о взглядах французских политических писателей XVII столетия на власть, ее задачи, формы и методы деятельности, следует заключить, что авторы рассмотренных сочинений не видели большой разницы между различными формами правления.
    (check this in PDF content)

  37. Start
    25641
    Prefix
    касаясь политических идей Филиппа де Коммина, вполне вписываются в общую социальную мысль того времени, которая «была ориентирована на стабильность сущего и основную задачу, стоящую перед обществом, видела в обеспечении его устойчивости и неизменности путем предотвращения перемен, раздоров и войн. Путь к этой цели проходил через нравственное совершенствование всех членов общества»
    Exact
    [6, с. 402 – 403]
    Suffix
    .
    (check this in PDF content)