The 29 reference contexts in paper E. Nemolot V., Е. Немолот В. (2016) “ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ // ALUE-ORIENTED AND SEMANTIC COMPONENTS IN AN EDUCATION PSYCHOLOGIST’S ACTIVITY” / spz:neicon:vestnik-k:y:2013:i:1:p:134-140

  1. Start
    2031
    Prefix
    Среди основных положений данной концепции, объясняющих причины, оказывающих влияние на психическое развитие личности профессионала, обращает на себя внимание следующее: психологические новообразования, возникающие у человека, производны от интериоризации исходной формы его деятельности
    Exact
    [9]
    Suffix
    . Системная организация процесса усвоения опыта и трансформации его в качества, дальнейшая экстериоризация, направленная на преобразования окружения, сложна, динамична, непрерывна. Роль сознания в данном случае заключается в периодических рефлексивных «срезах», нацеленных на осмысление конкретного периода или события, его оценивание, селективной значимости.
    (check this in PDF content)

  2. Start
    3097
    Prefix
    Выготский назвал разрыв между академической и прикладной сторонами науки с первостепенной значимостью последней. Теоретическая психология переживает испытание практикой, которая заставляет перестраивать всю методологию науки
    Exact
    [7, с. 386 – 389]
    Suffix
    . Другой причиной называют раздробление психологии на отдельные направления и школы. Среди причин кризиса указывают на отсутствие содержательной конструктивной коммуникации между представителями разных направлений и школ.
    (check this in PDF content)

  3. Start
    3546
    Prefix
    Мазилов выделяет также отсутствие единого подхода; противопоставление академической и прикладной психологии; разрыв между научной психологией и техниками самопознания; различие между западной и восточной психологиями
    Exact
    [15]
    Suffix
    . С ним солидарен А. В. Юревич, который также среди причин называет отсутствие единой науки; раскол между исследовательской и практической психологией; конкуренция между научной и ненаучной системами знания [19].
    (check this in PDF content)

  4. Start
    3738
    Prefix
    С ним солидарен А. В. Юревич, который также среди причин называет отсутствие единой науки; раскол между исследовательской и практической психологией; конкуренция между научной и ненаучной системами знания
    Exact
    [19]
    Suffix
    . По нашему мнению от отсутствия истины как наиважнейшей ценности науки, а также наличия многозначности в результатах исследования и обтекаемости выводов принижается значение полезности профессиональной деятельности психолога и страдает его профессиональная репутация.
    (check this in PDF content)

  5. Start
    4842
    Prefix
    Она заключается в том, что образование пока Вестник135 КемГУ 2013 No 1 (53) | не выполняет свою главную задачу – «развивать в людях глобальное сознание, помочь преодолеть еще присущие многим людям разрушительные индивидуалистические интересы, объединить людей прекрасным идеалом мирной, достойной, творчески целеустремленной, свободной и солидарной общей жизни на нашей Земле»
    Exact
    [5, с. 259]
    Suffix
    . Особенности профессиональной деятельности психолога, такие как многофункциональность или неопределенность функциональных обязанностей специалиста, осложняют продвижение к результату деятельности.
    (check this in PDF content)

  6. Start
    7094
    Prefix
    Психологическое здоровье – это «динамическая совокупность психических свойств индивида, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение личности своей жизненной задачи»
    Exact
    [10, с. 458]
    Suffix
    . По мнению авторов И. А. Свиридовой, А. В. Серого и М. С. Яницкого, индикаторами психологического здоровья личности выступают ее ценностные ориентации, а также «качество и направленность переживания человеком смысла жизненной ситуации» [18, с. 190 – 197].
    (check this in PDF content)

  7. Start
    7331
    Prefix
    Серого и М. С. Яницкого, индикаторами психологического здоровья личности выступают ее ценностные ориентации, а также «качество и направленность переживания человеком смысла жизненной ситуации»
    Exact
    [18, с. 190 – 197]
    Suffix
    . Авторы предлагают вариант разрешения дилеммы между ценностями адаптации в деятельности и ценностью преобразовательной деятельности, затрагиваемой также Л. В. Баевой [4, с. 21]. Мы согласны с авторами данной статьи, что осознание личностного смысла профессиональной деятельности, своего места в ней в периодических актуальных временных срезах позволяет сохранять баланс между адаптационной и ценн
    (check this in PDF content)

  8. Start
    7509
    Prefix
    Яницкого, индикаторами психологического здоровья личности выступают ее ценностные ориентации, а также «качество и направленность переживания человеком смысла жизненной ситуации» [18, с. 190 – 197]. Авторы предлагают вариант разрешения дилеммы между ценностями адаптации в деятельности и ценностью преобразовательной деятельности, затрагиваемой также Л. В. Баевой
    Exact
    [4, с. 21]
    Suffix
    . Мы согласны с авторами данной статьи, что осознание личностного смысла профессиональной деятельности, своего места в ней в периодических актуальных временных срезах позволяет сохранять баланс между адаптационной и ценностносмысловой составляющими профессиональной деятельности, таким образом поддерживая достаточный уровень личного психологического здоровья, позволяющего решать как личные, так и
    (check this in PDF content)

  9. Start
    9880
    Prefix
    Гуревич отмечает, что в современной психологической литературе понятие ценности употребляется в различных значениях: как новая идея, выступающая в качестве индивидуального или социального ориентира; как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение; как культурно-исторический стандарт; как тип «достойного поведения» или конкретный стиль жизни
    Exact
    [8, с. 40 – 41]
    Suffix
    . Природа человека изначально задумана как созидающая ценности. По мнению Ш. Бюллер, жизнь человека имеет направленность или цель, и эта цель – придать жизни смысл. Согласно концепции Ш. Бюллер осуществление смысла является конечной целью человеческого существования.
    (check this in PDF content)

  10. Start
    10718
    Prefix
    Штерна потенциально возможная реальность конструируется посредством смысловой составляющей, инструментом которой выступает активная деятельность субъекта. Согласно мнению А. Н. Леонтьева личностный смысл является одной из образующих системы индивидуального сознания, создающий его пристрастность
    Exact
    [14, с. 156]
    Suffix
    . Л. С. Выготский включает личностный смысл в план сознания, «непосредственно выражающий изначально заключенные в самой природе человека внутренние движущие им силы» [14, с. 153]. Смысл, как правило, встроен в «смысловую вертикаль личности», гибко реагирующую на реалии её внутреннего и внешнего мира.
    (check this in PDF content)

  11. Start
    10886
    Prefix
    Леонтьева личностный смысл является одной из образующих системы индивидуального сознания, создающий его пристрастность [14, с. 156]. Л. С. Выготский включает личностный смысл в план сознания, «непосредственно выражающий изначально заключенные в самой природе человека внутренние движущие им силы»
    Exact
    [14, с. 153]
    Suffix
    . Смысл, как правило, встроен в «смысловую вертикаль личности», гибко реагирующую на реалии её внутреннего и внешнего мира. Именно связующее начало смысловой иерархии обеспечивает развитие человека, поскольку выполняет регуляторную функцию.
    (check this in PDF content)

  12. Start
    11834
    Prefix
    Ценностные ориентации – важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т. д.)
    Exact
    [6, с. 596]
    Suffix
    . Ценностные ориентации представляют собой «особые психологические образования, всегда составляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов» [24, с. 29].
    (check this in PDF content)

  13. Start
    12021
    Prefix
    и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т. д.) [6, с. 596]. Ценностные ориентации представляют собой «особые психологические образования, всегда составляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов»
    Exact
    [24, с. 29]
    Suffix
    . По мнению М. С. Яницкого, ценности личности составляют подсистему системы его «образа мира», иерархический принцип построения которых является важнейшей характеристикой системы ценностных ориентаций.
    (check this in PDF content)

  14. Start
    12460
    Prefix
    Структурированность ценностных ориентаций позволяет им быть полифункциональными, так как они выступают регуляторами активности личности, вынося окончательное решение в вопросах определения собственной позиции, выражении своей точки зрения, оценки чеголибо
    Exact
    [24, с. 29 – 31]
    Suffix
    . Ценностно-смысловые ориентации – это не только отношение человека к определенным ценностям, но выражение его профессиональной позиции в деятельности. В отличие от смыслов ценностные ориентации осознаваемы, смыслы же могут и не осознаваться, так как, по мнению А.
    (check this in PDF content)

  15. Start
    12827
    Prefix
    В отличие от смыслов ценностные ориентации осознаваемы, смыслы же могут и не осознаваться, так как, по мнению А. В. Серого, они «не видимы и не осязаемы, надстоят над материальными отнесениями и представляют собой метаотношения»
    Exact
    [20, с. 32]
    Suffix
    . Рассматривая ценности относительно профессиональной деятельности, Е. И. Головаха выделяет три группы ценностей: реализующиеся в профессиональной деятельности, реализующиеся вне профессиональной деятельности, реализующиеся за счет профессиональной деятельности.
    (check this in PDF content)

  16. Start
    15455
    Prefix
    ретроспектива, перспектива; 3) содержание и условия профессионального труда; 4) социальная позиция профессии по отношению к другим социальным группам и категориям в общей системе классов, групп и категорий; 5) личностный образец данной профессии; 6) профессиональная этика и обычаи, характерные для данной профессии, регулирующие профессиональную деятельность и стиль жизни её представителей
    Exact
    [13, с. 75]
    Suffix
    . Данные ценности-нормы способны выступать в качестве факторов, обуславливающих формирование ценностно-смысловой иерархии личности, влияющих на отношение к профессии и её выбор, а также на Вестник137 КемГУ 2013 No 1 (53) | формирование целеполагания личности специалиста в профессиональной деятельности.
    (check this in PDF content)

  17. Start
    18130
    Prefix
    Юровский выделяет три этапа социализации: на первом этапе индивид осваивает нормы и систему социальных отношений первичной социальной группы; на втором этапе происходит развитие социальных связей и аспектов, взаимосвязанных с ними социальных ролей, статуса; на третьем этапе происходит духовное обогащение личности, развитие способностей и индивидуального опыта
    Exact
    [22]
    Suffix
    . А. В. Серый, отмечая факт осмысленности отношения к своей профессиональной деятельности психологов-практиков, отмечает, что если посредством профессиональной деятельности личностные смыслы «проясняются, закрепляются и корректируются», то их осознание способствует личностному и профессиональному развитию специалиста в данной области.
    (check this in PDF content)

  18. Start
    18648
    Prefix
    «Необходимо отметить, что процесс функционирования системы личностных смыслов и профессиональная деятельность взаимодетерминированы и в комплексе обусловливают целостный процесс личностного развития профессионала»
    Exact
    [19]
    Suffix
    . Данное утверждение обращает наше внимание на то, что в процессе профессиональной деятельности происходит формирование профессионала, сопровождающееся появлением психических и психологических новообразований, способствующих более эффективному выполнению данной деятельности.
    (check this in PDF content)

  19. Start
    21412
    Prefix
    Благодаря многократному повторению, укрепляются и, так сказать, кристаллизуются в определенных профессиональных проявлениях те черты, которые наиболее характерны для данного индивидуума и которые заставили его остановиться именно на этой профессии, в то время как все остальное отходит на задний план, становится малозаметным»
    Exact
    [2]
    Suffix
    . Важность личностных предпосылок к профессиональной деятельности психолога образования отмечают М. К. Тутушкина и Н. В. Лукьянченко. Не всегда и не все личностные особенности развиваются до профессионально важных качеств.
    (check this in PDF content)

  20. Start
    21806
    Prefix
    Профессионально важные качества – это «любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность её выполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности»
    Exact
    [23, с. 432]
    Suffix
    . Ценности, приобретающие особую значимость для психолога образования на данном этапе, условно назовем «прагматическими». Это те значимые составляющие профессиональной деятельности, на основе которых возможно развитие более сложных ценностно-смысловых образований.
    (check this in PDF content)

  21. Start
    22400
    Prefix
    Для практического психолога образования предпосылками развития профессионально важных качеств служат внимание к людям, эмпатия, коммуникабельность, независимость, креативность, флексибильность, социальный интеллект, позитивная «Я-концепция», рефлексивность, а также способность не терять собственную индивидуальность при столкновении с иным опытом клиента
    Exact
    [24, с. 168]
    Suffix
    . По нашему мнению в данный список можно добавить способность преодолевать ситуации неопределённости, устанавливать контакты с разными категориями людей (возрастными, профессиональными), наличие предпосылок к развитию мотивации помощи, способность к кропотливой работе.
    (check this in PDF content)

  22. Start
    22879
    Prefix
    Особым значением для начинающего специалиста обладает наличие высшего образования по специальности «Психология в образовании». Наличие вышеперечисленных качеств обуславливает формирование у студентов «профессиональной системы ценностей»
    Exact
    [24, с. 171]
    Suffix
    . Смысловой составляющей данного уровня выступает желание овладеть профессией, научиться помогать другим людям и себе решать психологические проблемы. Сформированность ценностно-смысловой сферы специалиста на данном уровне позволяет ему справляться с такими задачами, как разработка психодиагностических и психокоррекционных программ, осуществление психологического просвещения, профилактики и
    (check this in PDF content)

  23. Start
    24659
    Prefix
    Петровского этот уровень и следующий за ним «информационный» уровень соответствует, согласно нашим представлениям, стадии индивидуализации. Индивидуализация – процесс формирования индивидуальности человека. Индивидуальность – неповторимость, уникальность свойств человека
    Exact
    [21, с. 148]
    Suffix
    . На данном этапе происходит дальнейшее накопление знаний и трансформация их в профессиональный опыт, это способствует формированию профессионально важных качеств, профессиональной компетентности, профессионализма, индивидуального стиля профессиональной деятельности.
    (check this in PDF content)

  24. Start
    25284
    Prefix
    Смысловой составляющей выступает стремление приобрести индивидуальность, простроить перспективу для профессионального и карьерного роста, повысить профессиональный статус, престиж своей профессии, стать профессионалом в данной сфере. Престиж рассматривается психологами и социологами как ценность профессиональной деятельности, способная оказывать «влияние на привлекательность профессии»
    Exact
    [13, с. 103]
    Suffix
    . Функционирование психолога на данном уровне происходит в направлении решения таких задач, как внесение предложений по усовершенствованию методов проведения различных мероприятий, проводимых психологической службой образовательного учреждения, выявление механизмов и закономерностей целостного формирования личности.
    (check this in PDF content)

  25. Start
    26847
    Prefix
    Понятие «ценностно-ориентационное единство» является характеристикой сплоченности в теории деятельностного Вестник139 КемГУ 2013 No 1 (53) | опосредствования межличностных отношений личности в группе А. В. Петровского. «Сплоченность» по А. В. Петровскому – это «мера общности взглядов, позиций, ценностных ориентаций участников групповой деятельности относительно самой этой деятельности»
    Exact
    [6, с. 467]
    Suffix
    . «Коммуникативный» уровень формирования профессиональных ценностных ориентаций личности актуализирует проблемы её индивидуализации, решая которые в целом специалист достигает баланса во взаимоотношениях с профессиональным сообществом.
    (check this in PDF content)

  26. Start
    27270
    Prefix
    Так в процессе адаптации к профессиональному сообществу, по мнению В. В. Абраменковой, учитывается мера «вклада» индивида в группу, на этой основе происходит символическое разделение на «своих» и «чужих»
    Exact
    [17, с. 239]
    Suffix
    . Смысловой составляющей является достижение осознания своего места в профессиональной деятельности и профессиональном сообществе, а также своих профессиональных возможностей. Задачи, решаемые на данном уровне посредством функционирования, – это участие в проведении экспертной оценки прогнозов психологического климата ученического и педагогического коллективов, формирование эффективной корп
    (check this in PDF content)

  27. Start
    29867
    Prefix
    Зиятдинова познавательно-творческая активность проявляется в повышении уровня квалификации, в наличии творческой составляющей профессиональной деятельности. Социальное творчество, по его мнению, есть выражение социальной и личностной зрелости, и характеризует субъекта деятельности
    Exact
    [11, с. 146]
    Suffix
    . В. А. Иванов отмечает, что ценность деятельности для личности заключается в возможности самовыражения, применения своих творческих способностей. «Лишь в границах деятельности определенного субъекта любые реальности – действительные и воображаемые – выстраиваются в смысловой ряд, в иерархию ценностей, в актуальный жизненный мир, запечатлевающий неповторимость судьбы этого субъекта» [
    (check this in PDF content)

  28. Start
    30245
    Prefix
    «Лишь в границах деятельности определенного субъекта любые реальности – действительные и воображаемые – выстраиваются в смысловой ряд, в иерархию ценностей, в актуальный жизненный мир, запечатлевающий неповторимость судьбы этого субъекта»
    Exact
    [12, с. 152]
    Suffix
    . К. А. Абульханова-Славская считает, что далеко не любая деятельность может выступать в качестве условий для самовыражения личности и не любая личность реализует свои способности в деятельности.
    (check this in PDF content)

  29. Start
    30623
    Prefix
    Лишь сочетание множества факторов, формирующих систему мотивов, могут способствовать самовыражению и самореализации личности в деятельности. В этом случае деятельность приобретает характер ценности
    Exact
    [1, с. 153]
    Suffix
    . Ценный опыт, качества личности, сформированные профессиональные качества, приобретая статус ценностей, встраиваются в его динамичную структуру ценностно-смысловой иерархии. Внешние ценности связаны с внешними объектами и благами, выбор внутренних ценностей обращает человека внутрь себя, к рефлексии своего внутреннего содержания и возможности его преобразования.
    (check this in PDF content)