The 9 references with contexts in paper A. Dorofeev A., А. Дорофеев А. (2016) “Контрольные вопросы и задания к главе университетского учебника по инженерным дисциплинам // Advancement Questions and Tasks to a Chapter of the University Engineering Textbook” / spz:neicon:technomag:y:2015:i:6:p:500-512

1
Дорофеев А.А. Учебная литература по инженерным дисциплинам: системная дидактика, методика и практика проектирования. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012. (Сер. Педагогика в техническом университете).
Total in-text references: 5
  1. In-text reference with the coordinate start=1729
    Prefix
    для краткости – учебник остается основным инструментом современных образовательных технологий, в том числе, предусматривающих большую долю самостоятельного изучения нового материала. Структура университетского учебника по инженерным дисциплинам по определению отражает структуру программы дисциплины, чаще всего для современных учебников – блочно-модульную
    Exact
    [1]
    Suffix
    с формулировкой цели изучения как совокупности приобретенных компонентов профессиональной компетентности. При этом структуру образовательной деятельности, а, следовательно, и требования к освоению всех фрагментов и учебного знания в целом, задает когнитивный процесс, реализуемый по выбранной образовательной технологии, включающей ресурсы и график (упорядоченная последова

  2. In-text reference with the coordinate start=2834
    Prefix
    Баумана 500 Дидактическое качество учебника, а, следовательно, и успешность достижения образовательных целей, в значительной мере зависит от характеристик КИМ и КДМ, методика разработки которых рассматривалась в немногих работах и только на уровне подходов
    Exact
    [1, 2]
    Suffix
    . Современные достижения педагогики позволяют предложить вариант такой методики, основанной на представлении учебника как инструмента деятельностных субъект-субъектных образовательных технологий со структурированным представлением учебных целей [3, 4].

  3. In-text reference with the coordinate start=3898
    Prefix
    В состав главы – комплексной дидактической единицы входят несколько системно связанных атрибутивных дидактических единиц, как правило, не более 5...6, часть из которых, 3...4, являются базовыми и должны быть предварительно освоены студентом при изучении других дисциплин учебного плана
    Exact
    [1, 2]
    Suffix
    . Например, для направления «Двигатели летательных аппаратов» базовыми дисциплинами являются физика, химия, теоретическая механика, газовая и термодинамика, выступающие еще и в качестве инструментальных дисциплин, которые, как и математика и информатика, должны быть освоены до уровня навыков.

  4. In-text reference with the coordinate start=10020
    Prefix
    При этом, чем больше объем этой системы, тем больших интеллектуальных ресурсов требуется для вписывание туда нового знания, что может и не проявиться, если усвоенные ранее знания должным образом системно структурированы не только по логике предметной области, но и согласно гармоничным личности «человеческим правилам»
    Exact
    [1, 5]
    Suffix
    . Сохранив двумерное представление образовательных целей по категории знаний и уровню деятельности при их реализации, принятое в [4], можем также сгруппировать вопросы и задания к главе по трем уровнями сложности, модифицируя их с учетом особенностей именно вопросов к главе учебника как интегральной дидактической единице (модулю).

  5. In-text reference with the coordinate start=19722
    Prefix
    артикулируя модель) и прогнозировать протекание образовательного процесса с тем, чтобы, предупреждая ожидаемые трудности, обеспечить устойчивый прогресс освоения знаний и развития личности. Таким образом, реализуется организационно-методическая функция текущего или промежуточного контроля. При этом должны учитываться особенности инженерных дисциплин
    Exact
    [1]
    Suffix
    , которые заключаются в том, что приобретаемые при их изучении компетентности имеют значение и как промежуточные, инструментальные по отношению к последующим дисциплинам учебного плана, и как итоговые, выходные – необходимые компоненты профессиональной инженерной компетентности, включая метазнания, «инструменты мышления», творческую компоненту, субъектное формирова

2
Дорофеев А.А. Дидактическая обусловленность структуры блочно-модульного учебника // Высшее образование в России. 2013. No 11. С. 90-94.
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=2834
    Prefix
    Баумана 500 Дидактическое качество учебника, а, следовательно, и успешность достижения образовательных целей, в значительной мере зависит от характеристик КИМ и КДМ, методика разработки которых рассматривалась в немногих работах и только на уровне подходов
    Exact
    [1, 2]
    Suffix
    . Современные достижения педагогики позволяют предложить вариант такой методики, основанной на представлении учебника как инструмента деятельностных субъект-субъектных образовательных технологий со структурированным представлением учебных целей [3, 4].

  2. In-text reference with the coordinate start=3898
    Prefix
    В состав главы – комплексной дидактической единицы входят несколько системно связанных атрибутивных дидактических единиц, как правило, не более 5...6, часть из которых, 3...4, являются базовыми и должны быть предварительно освоены студентом при изучении других дисциплин учебного плана
    Exact
    [1, 2]
    Suffix
    . Например, для направления «Двигатели летательных аппаратов» базовыми дисциплинами являются физика, химия, теоретическая механика, газовая и термодинамика, выступающие еще и в качестве инструментальных дисциплин, которые, как и математика и информатика, должны быть освоены до уровня навыков.

  3. In-text reference with the coordinate start=5994
    Prefix
    Баумана 501 дополняющие картину фрагмента предметной области и углубляющие понимание сущности изучаемого процесса, и дающие основу ориентировочной деятельности по раскрытию проблемных вопросов. Минимальной дидактической единицей – дидактическим байтом
    Exact
    [2]
    Suffix
    – будем называть фрагмент усваиваемого в рамках главы учебного знания (информации), являющийся дидактической единицей или её составной частью, при том что этот фрагмент логически и семантически целостен и характеризует существенные свойства факта, явления, процесса или элемента объекта, который соответствует «охватывающей» дидактической единице, т.е. сложно

3
Цветков Ю.Б. Особенности проектирования учебных целей дисциплин инженерных образовательных программ // Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн . 2015. No 3. С. 331-344. DOI: 10.7463/0315.0761285
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=3102
    Prefix
    Современные достижения педагогики позволяют предложить вариант такой методики, основанной на представлении учебника как инструмента деятельностных субъект-субъектных образовательных технологий со структурированным представлением учебных целей
    Exact
    [3, 4]
    Suffix
    . Дидактические функции и содержание главы Глава в составе учебника отражает содержательно сложную или комплексную, интеграционную дидактическую единицу учебного знания – модуль или тему в понятиях программы дисциплины с предметно-конкретным контентом в контексте учебного плана направления подготовки.

  2. In-text reference with the coordinate start=7186
    Prefix
    байтов содержательно целостную часть главы учебника, содержащую совокупность существенных признаков изучаемого объекта (предмета, процесса, закономерности, фактов и др.), необходимую и достаточную для идентификации этой части как фрагмента целого – учебного материала и изучаемого объекта, осваиваемых на заданном программой дисциплины деятельностном уровне
    Exact
    [3, 4]
    Suffix
    . Состав новых атрибутивных дидактических единиц, входящих в главу как интегрирующую знания комплексную дидактическую единицу, в сочетании с требованиями к деятельностному освоению каждой из них позволяет предложить методику педагогического проектирования контрольных вопросов и заданий к главам: от формулирования педагогических (образовательных – обучени

4
Дорофеев А.А., Ирьянов Н.Я. Компетентностно-целевой анализ контрольнодиагностических материалов для вступительных испытаний в магистратуру // Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн . 2015. No 5. DOI: 10.7463/0515.0773999
Total in-text references: 6
  1. In-text reference with the coordinate start=3102
    Prefix
    Современные достижения педагогики позволяют предложить вариант такой методики, основанной на представлении учебника как инструмента деятельностных субъект-субъектных образовательных технологий со структурированным представлением учебных целей
    Exact
    [3, 4]
    Suffix
    . Дидактические функции и содержание главы Глава в составе учебника отражает содержательно сложную или комплексную, интеграционную дидактическую единицу учебного знания – модуль или тему в понятиях программы дисциплины с предметно-конкретным контентом в контексте учебного плана направления подготовки.

  2. In-text reference with the coordinate start=7186
    Prefix
    байтов содержательно целостную часть главы учебника, содержащую совокупность существенных признаков изучаемого объекта (предмета, процесса, закономерности, фактов и др.), необходимую и достаточную для идентификации этой части как фрагмента целого – учебного материала и изучаемого объекта, осваиваемых на заданном программой дисциплины деятельностном уровне
    Exact
    [3, 4]
    Suffix
    . Состав новых атрибутивных дидактических единиц, входящих в главу как интегрирующую знания комплексную дидактическую единицу, в сочетании с требованиями к деятельностному освоению каждой из них позволяет предложить методику педагогического проектирования контрольных вопросов и заданий к главам: от формулирования педагогических (образовательных – обучени

  3. In-text reference with the coordinate start=10169
    Prefix
    туда нового знания, что может и не проявиться, если усвоенные ранее знания должным образом системно структурированы не только по логике предметной области, но и согласно гармоничным личности «человеческим правилам»[1, 5]. Сохранив двумерное представление образовательных целей по категории знаний и уровню деятельности при их реализации, принятое в
    Exact
    [4]
    Suffix
    , можем также сгруппировать вопросы и задания к главе по трем уровнями сложности, модифицируя их с учетом особенностей именно вопросов к главе учебника как интегральной дидактической единице (модулю).

  4. In-text reference with the coordinate start=24771
    Prefix
    3-го уровня сложности, т.е. 1 или 2, ведется по результатам выполнения заданий на умение: применять законы и формулы, типовые алгоритмы для решения типовых задач; интерпретировать факты, взаимосвязи, выраженные текстом или графически (когнитивные карты), вынося оценочные суждения и представляя результаты вербально или графически
    Exact
    [4]
    Suffix
    . При этом каждой дидактической единице может соответствовать 1 или 2 вопроса, т.е. вопросов на выявление достижения образовательных целей 2-го уровня сложности в КДМ главы будет от 2 до 4.

  5. In-text reference with the coordinate start=25719
    Prefix
    Ведущая роль теоретических знаний в предметной и когнитивной (метазнания) компонентах освоения инженерных дисциплин [5] обусловливает формулировку заданий этого уровня в виде кейс-задачи
    Exact
    [4]
    Suffix
    из предметной или межпредметной (междисциплинарной) области, требующей декодирования с вычленением противоречия между уже имеющимися у студента ЗУН и неопределенными в них отношениями, которое является ключевым для разрешения проблемной ситуации с необходимым синтезом субъективно нового знания.

  6. In-text reference with the coordinate start=27360
    Prefix
    Для этого требуется, чтобы содержание задания опиралось на освоенное понятийно-проблемное междисциплинарное (трансдисциплинарное) пространство, но в деятельностном отношении выходило бы за сферу комбинации известных алгоритмов, приемов и способов. Примеры таких заданий приведены в работах
    Exact
    [4, 5, 9]
    Suffix
    . В спроектированных согласно перечисленным требованиям КДМ критериальная валидность состоит в согласовании заданного и необходимого для выполнения задания уровней деятельности, в которой реализуются, проявляются знания, осваиваемые при изучении данной дидактической единицы.

5
Добряков А.А., Печников В.П. Высшие психические функции и функциональная структура гуманизированного образовательного стандарта (модели, методология, примеры): учеб. пособие. М.: Логос, 2001. 334 с.
Total in-text references: 5
  1. In-text reference with the coordinate start=10020
    Prefix
    При этом, чем больше объем этой системы, тем больших интеллектуальных ресурсов требуется для вписывание туда нового знания, что может и не проявиться, если усвоенные ранее знания должным образом системно структурированы не только по логике предметной области, но и согласно гармоничным личности «человеческим правилам»
    Exact
    [1, 5]
    Suffix
    . Сохранив двумерное представление образовательных целей по категории знаний и уровню деятельности при их реализации, принятое в [4], можем также сгруппировать вопросы и задания к главе по трем уровнями сложности, модифицируя их с учетом особенностей именно вопросов к главе учебника как интегральной дидактической единице (модулю).

  2. In-text reference with the coordinate start=20372
    Prefix
    инженерной компетентности, включая метазнания, «инструменты мышления», творческую компоненту, субъектное формирования рефлексии гармонии и красоты технического решения, значимости нравственной компоненты в инженерных критериях эффективности и базовую для инженера учебно-образовательную компетентность или компетентность самообразования и развития
    Exact
    [5]
    Suffix
    . Синтез контрольно-диагностических материалов (КДМ) Перечисленные функции в их полноте образуют совокупность требований и условий, свойственную генеральным контрольным методикам, например, в порядке оценки квалификационной работы, дипломного проекта, или, пусть и в меньшей мере, тестовым методам контроля успеваемости [8].

  3. In-text reference with the coordinate start=25643
    Prefix
    и комбинации транслируемых знаний и действий диагностируется по итогам выполнения одного или двух заданий (вопросов), в которых формулируется проблемная ситуация, которую требуется разрешить (2 или 4 в КДМ для главы). Ведущая роль теоретических знаний в предметной и когнитивной (метазнания) компонентах освоения инженерных дисциплин
    Exact
    [5]
    Suffix
    обусловливает формулировку заданий этого уровня в виде кейс-задачи [4] из предметной или межпредметной (междисциплинарной) области, требующей декодирования с вычленением противоречия между уже имеющимися у студента ЗУН и неопределенными в них отношениями, которое является ключевым для разрешения проблемной ситуации с необходимым синтезом субъек

  4. In-text reference with the coordinate start=27044
    Prefix
    способствует возникновению стремления к самостоятельному поиску, креативной генерации поисковых альтернатив и их оцениванию путем мобилизации имеющихся ЗУН и неформального личного способа мышления как зарождающегося инженерного стиля деятельности с подключением к пространству технико-экономических критериев эстетических, экологических и моральных оценок
    Exact
    [5]
    Suffix
    . Для этого требуется, чтобы содержание задания опиралось на освоенное понятийно-проблемное междисциплинарное (трансдисциплинарное) пространство, но в деятельностном отношении выходило бы за сферу комбинации известных алгоритмов, приемов и способов.

  5. In-text reference with the coordinate start=27360
    Prefix
    Для этого требуется, чтобы содержание задания опиралось на освоенное понятийно-проблемное междисциплинарное (трансдисциплинарное) пространство, но в деятельностном отношении выходило бы за сферу комбинации известных алгоритмов, приемов и способов. Примеры таких заданий приведены в работах
    Exact
    [4, 5, 9]
    Suffix
    . В спроектированных согласно перечисленным требованиям КДМ критериальная валидность состоит в согласовании заданного и необходимого для выполнения задания уровней деятельности, в которой реализуются, проявляются знания, осваиваемые при изучении данной дидактической единицы.

6
Матвиенко Ю.А. Использование самоконтроля учебной деятельности студентов экономических специальностей в процессе психолого-педагогической подготовки с целью повышения качества усвоения знаний // Молодой ученый. 2013. No 5. С. 744748.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=12853
    Prefix
    , развитие у студентов умений самостоятельно управлять учебной деятельностью на основе самоконтроля, сущность чего состоит в реализации внутренней рациональной и/или неартикулируемой корректирующей обратной связи, относится к базовым задачам учебно-образовательной компетентности, необходимой и при обучении в вузе, и в будущей инженерной деятельности. Согласно
    Exact
    [6]
    Suffix
    , деятельность самоконтроля можно представить как поступательно-возвратную итерационную последовательность: самопроверки, самооценивания, включая самоанализ собственных возможностей, воспринятых и понятых мотивов, принятых целей и взятых на себя обязанностей, собственного поведения, эмоциональных реакций (проявление качеств личности в рефлексии).

7
Кулиш Н.В. Самоопределение студентов при контроле знаний в личностно ориентированном обучении // Письма в Эмиссия.Оффлайн. 2011. No 10. Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2011/1656.htm (дата обращения 06.05.2015).
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=13649
    Prefix
    этом умственная нравственно оцениваемая и эмоционально окрашенная деятельность связана со сравнением себя, своих достижений с нормативами, которые существуют в социуме, членом которого ощущает себя студент или мнение которого о себе признает личностно значимым. Это способствует самосовершенствованию личности и предусматривает её обязательное самоопределение
    Exact
    [7]
    Suffix
    , под которым, в рамках статьи, не претендуя на общность, будем подразумевать формирование, признание личностно ценным следование собственной субъективной социально координированной системе ориентиров в оценке собственных действий, не подпадающих под официальные нормативы (не заданы эталонные ответы, не приведена мера, т.е. измерения не предписаны, и не дана методика о

  2. In-text reference with the coordinate start=14863
    Prefix
    При этом самоконтроль и контроль активного ведущего субъекта образовательного процесса дополняют друг друга, что должно учитываться при проектировании заданий. Следуя и конкретизируя положения работы
    Exact
    [7]
    Suffix
    , сформулируем требования к комплексу КДМ (вопросов и заданий) к главе, исходя из целесообразности обеспечения самоопределения студентов, полагая, что наряду с текстом (текстовая форма программирующей деятельности) образовательный процесс может формироваться и корректироваться так называемым педагогическим сопровождением: деятельностью по созданию и р

8
Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. Учебная книга. 3-е изд., доп. М.: Центр тестирования, 2002. 240 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=20721
    Prefix
    Синтез контрольно-диагностических материалов (КДМ) Перечисленные функции в их полноте образуют совокупность требований и условий, свойственную генеральным контрольным методикам, например, в порядке оценки квалификационной работы, дипломного проекта, или, пусть и в меньшей мере, тестовым методам контроля успеваемости
    Exact
    [8]
    Suffix
    . Однако и генеральные методики, и тестовые технологии не могут быть применены непосредственно для контроля успешности освоения главы учебника как в связи с частным, промежуточным характером контролируемых образовательных целей, так и потому, что в основу закладывается самоконтроль, задающий субъектность исполнительской и контрольной деятельности и субъективно

9
Дорофеев А.А. Основы теории тепловых ракетных двигателей. Теория, расчет и проектирование: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2014. 571 с. Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана 510
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=27360
    Prefix
    Для этого требуется, чтобы содержание задания опиралось на освоенное понятийно-проблемное междисциплинарное (трансдисциплинарное) пространство, но в деятельностном отношении выходило бы за сферу комбинации известных алгоритмов, приемов и способов. Примеры таких заданий приведены в работах
    Exact
    [4, 5, 9]
    Suffix
    . В спроектированных согласно перечисленным требованиям КДМ критериальная валидность состоит в согласовании заданного и необходимого для выполнения задания уровней деятельности, в которой реализуются, проявляются знания, осваиваемые при изучении данной дидактической единицы.

  2. In-text reference with the coordinate start=30822
    Prefix
    Изложенные в настоящей статье научные основания и собственно методика проектирования КДМ к главе учебника, прошли апробацию при разработке функционально полного комплекса КИМ и КДМ, представленного в порядке возрастания методического качества в трех изданиях учебника
    Exact
    [9]
    Suffix
    . Однако в настоящей статье не рассмотрены вопросы оптимизации состава и характеристик компонентов контрольных материалов, что позволяет отнести настоящую научно-методическую, практическую работу также и к разряду постановочных, задающих, формулирующих актуальную педагогическую проблему с известной научной и практической ценностью.