The 25 reference contexts in paper A. Ananenkov E., A. Shumov V., G. Slukin P., I. Fedorov B., S. Nefedov I., V. Kochkin A., V. Skosyrev N., А. Ананенков Е., А. Шумов В., В. Кочкин А., В. Скосырев Н., Г. Слукин П., И. Федоров Б., С. Нефедов И. (2016) “Пути создания радиооптического комплекса контроля воздушного и наземного пространства для диспетчерских служб региональных аэропортов // Ways to Create the Radio-Optical Airspace and Surface Control System for Dispatch Services of Regional Airports” / spz:neicon:technomag:y:2015:i:1:p:301-324

  1. Start
    1882
    Prefix
    Ключевые слова: аэронавигация, диспетчерская служба, оптико-электронные системы, РЛС, сверхширокополосные сигналы Введение В настоящее время в мире идет активный поиск будущего облика комплексов аппаратуры для информационного обеспечения диспетчерских служб региональных аэропортов и аэродромов малой авиации
    Exact
    [1]
    Suffix
    . Обусловлено это общей тенденцией интенсификации движения воздушного транспорта и особенно малой авиации, а также экономическими причинами по снижению стоимости информационно-диспетчерской системы региональных аэропортов по сравнению с крупными аэропортами.
    (check this in PDF content)

  2. Start
    2954
    Prefix
    При этом в качестве основного информационного технического средства, обеспечивающего PBN, рассматриваются глобальные навигационные спутниковые системы. Повсеместное использование PBN планируется обеспечить за счет принципиальной перестройки всей сети информационных средств, обеспечивающих выполнение функций навигации и наблюдения к 2020 г.
    Exact
    [1, 2]
    Suffix
    . С внедрением PBN нормой станет проведение полетов воздушных судов (ВС) на основе зональной навигации и переход от выполнения полетов по принципу «на/от антенны навигационного средства» к полётам по координатам (будут использоваться 2D, 3D и 4D траектории полета).
    (check this in PDF content)

  3. Start
    3533
    Prefix
    При внедрении PBN область использования первичных обзорных радиолокационных средств будет значительно сокращаться путем их замены средствами совместного (кооперативного) наблюдения. ИКАО планируются следующие технические средства для построения перспективных систем наблюдения
    Exact
    [2, 3]
    Suffix
    , которые обеспечат своевременное предоставление информации о местоположении ВС и других объектов соответствующим потребителям – службам организации воздушного движения и авиационным пользователям в аэродромной зоне: – для диспетчерского обслуживания подхода ВС – первичные и вторичные радиолокационные средства, широкозонные системы мультилатерации (Wide Area Multi
    (check this in PDF content)

  4. Start
    5825
    Prefix
    тенденций, однако необходимость их развития и интеграции с глобальной системой аэронавигации требует предложения и реализации технических решений, которые в перспективе смогут обеспечить сопряжение этих систем. Для крупных аэропортов совокупность планируемых решений по информационному обеспечению диспетчерских систем на сегодняшний день технически является в целом достаточной
    Exact
    [5]
    Suffix
    . Используемые и разрабатываемые системы частично дублируют друг друга, обеспечивая достаточный уровень безопасности воздушного движения при работе аэропорта в штатном режиме. Существенно иное положение в российском сегменте региональной и малой авиации.
    (check this in PDF content)

  5. Start
    6728
    Prefix
    Перспективным решением здесь должен явиться переход от диспетчерского к полетноинформационному обслуживанию, основывающемся на использовании концепции так называемых «Удаленных вышек»
    Exact
    [4]
    Suffix
    , оснащенных автоматизированными многофункциональными системы наблюдения и контроля за ВС и наземным движением и обеспечивающих управление воздушным движением в зоне аэропорта удаленной диспетчерской службой.
    (check this in PDF content)

  6. Start
    7116
    Prefix
    4], оснащенных автоматизированными многофункциональными системы наблюдения и контроля за ВС и наземным движением и обеспечивающих управление воздушным движением в зоне аэропорта удаленной диспетчерской службой. В настоящее время идет активный поиск будущего облика комплексов аппаратуры для информационного обеспечения региональных аэропортов и аэродромов малой авиации
    Exact
    [6-8]
    Suffix
    . Наиболее универсальными и всепогодными информационными датчиками для них являются радиолокаторы различного назначения. В крупных аэропортах в качестве основных информационных датчиков [9, 10] применяются радиолокаторы нескольких типов.
    (check this in PDF content)

  7. Start
    7320
    Prefix
    В настоящее время идет активный поиск будущего облика комплексов аппаратуры для информационного обеспечения региональных аэропортов и аэродромов малой авиации [6-8]. Наиболее универсальными и всепогодными информационными датчиками для них являются радиолокаторы различного назначения. В крупных аэропортах в качестве основных информационных датчиков
    Exact
    [9, 10]
    Suffix
    применяются радиолокаторы нескольких типов. Это, в первую очередь, РЛС ОЛП, РЛС контроля воздушного пространства в зоне аэропорта (ОРЛ-А) и РЛС контроля посадки (ПРЛ). Для обеспечения контроля воздушного движения в зоне аэропорта и проведения посадки ВС требуется точное определение трёх координат ВС: азимута, угла места и дальности.
    (check this in PDF content)

  8. Start
    8412
    Prefix
    Опираясь на то, что большинство ВС оснащено современным навигационным оборудованием, включающим средства глобального позиционирования, ряд зарубежных фирм предлагает на региональных аэродромах применять в качестве информационных датчиков только оптико-электронные системы наблюдения (ОЭСН)
    Exact
    [4]
    Suffix
    . На такую систему возлагаются функции контроля и управление взлетом и посадкой самолетов, контроля движения по взлётно-посадочным полосам (ВПП) и рулёжным дорожкам (РД), а также контроля обстановки на летном поле аэропорта.
    (check this in PDF content)

  9. Start
    9005
    Prefix
    В настоящее время направление ОЭСН активно развивается такими ведущими мировыми производителями аэронавигационных систем, как SAAB (Швеция), Frequentis AG (Австрия), Searige (Канада). В качестве примера реализации перспективной оптико-электронной системы рассмотрим систему SmartVision фирмы Frequentis
    Exact
    [4]
    Suffix
    . Система SmartVision состоит из оптико-электронных датчиков видимого и ИКдиапазонов, скомплексированных с лазерным дальномером. В состав средств наблюдения системы входят обзорная сканирующая ИК-система дальнего ИК-диапазона (основные характеристики сведены в табл. 1) и поворотная многоспектральная камера с лазерным дальномером (основные характеристики камеры сведены в табл. 2).
    (check this in PDF content)

  10. Start
    11223
    Prefix
    Баумана разработан новый тип радиолокационно-оптического комплекса для применения в качестве основного информационного датчика в диспетчерских службах региональных аэродромов и аэродромов малой авиации
    Exact
    [7, 8, 11]
    Suffix
    . В данном комплексе впервые в аэродромных РЛС совместно применяются две ветви технологии сверхширокополосных сигналов ‒ технология сверхкороткоимпульсной радиолокации (СКИРЛ) и технология широкополосных сигналов с внутриимпульсной модуляцией и комплексирование с оптико-электронными системами.
    (check this in PDF content)

  11. Start
    12190
    Prefix
    2 м) и угловым координатам; ‒ достоверное обнаружение малоразмерных, малоподвижных и неподвижных объектов на фоне интенсивных отражений от подстилающей поверхности и гидрометеоров; ‒ реализация режима видения в радио, видимом и инфракрасном диапазонах длин волн. 1 Первичные обзорные радиолокаторы Первичные обзорные радиолокаторы (ПОРЛ) в соответствии с нормативными документами ИКАО
    Exact
    [3]
    Suffix
    используются для наблюдения на маршрутах средней дальности, наблюдения в районе аэродрома, при заходе на посадку и наблюдения за наземным движением и классифицируются как: Посадочный радиолокатор В соответствии с российскими нормативными документами [9, 10] посадочный радиолокатор (ПРЛ) – радиолокатор сантиметрового диапазона длин волн (3 см) ПРЛ должен обеспечи
    (check this in PDF content)

  12. Start
    12459
    Prefix
    обзорные радиолокаторы Первичные обзорные радиолокаторы (ПОРЛ) в соответствии с нормативными документами ИКАО [3] используются для наблюдения на маршрутах средней дальности, наблюдения в районе аэродрома, при заходе на посадку и наблюдения за наземным движением и классифицируются как: Посадочный радиолокатор В соответствии с российскими нормативными документами
    Exact
    [9, 10]
    Suffix
    посадочный радиолокатор (ПРЛ) – радиолокатор сантиметрового диапазона длин волн (3 см) ПРЛ должен обеспечивать выдачу на диспетчерские пункты УВД радиолокационной информации о местонахождении ВС относительно линии курса и глиссады с достаточно высокой точностью, однако данный тип аэродромных радиолокаторов в настоящее время постепенно выводится из эксплуатации как в России, т
    (check this in PDF content)

  13. Start
    13192
    Prefix
    Обзорный радиолокатор аэродромный Основное назначение обзорного радиолокатора аэродромного (ОРЛ-А) – обнаружение и определение координат ВС в воздушном пространстве района аэродрома. Зона действия ОРЛ-А при использовании в аэродромных АС УВД в соответствии с российскими нормативными документами
    Exact
    [9, 10]
    Suffix
    – от 2 до 160 км, максимальная высота - 6 км (при нулевых углах закрытия, вероятности обнаружения не хуже 0,8 для ВС с эффективной отражающей поверхностью 15 м 2 ) . Период обновления радиолокационной информации – не более 6 с, спектральный диапазон - дециметровый (23 см или 10 см).
    (check this in PDF content)

  14. Start
    14822
    Prefix
    С учетом необходимости контролировать движение на поверхности аэропорта зона действия нормами ИКАО по высоте ограничена 100 м с целью свести к минимуму влияние воздушного движения. В соответствии с российскими нормативными документами РЛС ОЛП
    Exact
    [9, 10]
    Suffix
    , работающая в спектральном диапазоне длин волн от 0,8 до 3,2 см (как правило используются 8 мм РЛС), должна обеспечивать обнаружение ВС и транспортных средств с эффективной отражающей поверхностью не менее 1 м 2 , находящихся на ВПП или РД с искусственным покрытием, с вероятностью не хуже 0,9 при вероятности ложных тревог по собственным шумам приемника не более 10-6.
    (check this in PDF content)

  15. Start
    20144
    Prefix
    Так, например, существующие системы глобального позиционирования с аппаратурой дифференциального режима (например, ЛККС-А2000) обеспечивают пилотов высокоточной навигационной информацией с точностью по трём координатам на уровне 1 м. Контроль за ВД частично переходит в область применения систем автоматического зависимого кооперативного наблюдения (АЗН-В ADS-B)
    Exact
    [3]
    Suffix
    , уже внедрённых рядом авиакомпаний и обязательных в ближайшей перспективе. АЗН-В ADS-B представляет собой прием наземными/воздушными средствами радиовещательной передачи с борта ВС данных о его местоположении (широте и долготе), абсолютной высоте, скорости, опознавательном индексе и другой информации, полученной от бортовых систем.
    (check this in PDF content)

  16. Start
    27770
    Prefix
    Двухкоординатная РЛС при этом является источником целеуказания и измеряет азимутальный угол ВС и наклонную дальность достаточно точно (порядка 0,5 градуса и не хуже 0,5 м соответственно), а также дает значение скорости ВС. Рис.9. Пример движения ВС по глиссаде
    Exact
    [13]
    Suffix
    Учитывая, что высота и скорость захода на посадку ВС могут изменяться в широких пределах [12, 13] (даже для одного типа ВС она может изменяться более, чем на 40% , например, для ТУ-154Б ‒ 235 ... 380 км/час [12]), зона неопределенности положения ВС относительно точки захвата глиссады может достигать существенных величин.
    (check this in PDF content)

  17. Start
    27863
    Prefix
    Двухкоординатная РЛС при этом является источником целеуказания и измеряет азимутальный угол ВС и наклонную дальность достаточно точно (порядка 0,5 градуса и не хуже 0,5 м соответственно), а также дает значение скорости ВС. Рис.9. Пример движения ВС по глиссаде [13] Учитывая, что высота и скорость захода на посадку ВС могут изменяться в широких пределах
    Exact
    [12, 13]
    Suffix
    (даже для одного типа ВС она может изменяться более, чем на 40% , например, для ТУ-154Б ‒ 235 ... 380 км/час [12]), зона неопределенности положения ВС относительно точки захвата глиссады может достигать существенных величин.
    (check this in PDF content)

  18. Start
    27976
    Prefix
    Пример движения ВС по глиссаде [13] Учитывая, что высота и скорость захода на посадку ВС могут изменяться в широких пределах [12, 13] (даже для одного типа ВС она может изменяться более, чем на 40% , например, для ТУ-154Б ‒ 235 ... 380 км/час
    Exact
    [12]
    Suffix
    ), зона неопределенности положения ВС относительно точки захвата глиссады может достигать существенных величин. Можно предположить, что в реальных условиях на ОЛС может быть возложена функция допоиска ВС в секторе по азимуту порядка 3 градусов (зона ошибок РЛС) и секторе по углу места порядка 7° ... 10°.
    (check this in PDF content)

  19. Start
    30835
    Prefix
    Учитывая сильную зависимость функционирования оптических средств обнаружения от погодных условий, в условиях выпадающих осадков ослабление оптического сигнала на дальности L определяется как
    Exact
    [14]
    Suffix
    : 0,74exp0,21 JL   , (2) где J ‒ интенсивность осадков, мм/час. Согласно нормам [15] при видимости меньше 2000 м и в ночных условиях ВС должно осуществлять посадку и взлет с включенными посадочными фарами, а во время полета в ночных условиях должны быть включены проблесковые и габаритные огни ВС.
    (check this in PDF content)

  20. Start
    30929
    Prefix
    Учитывая сильную зависимость функционирования оптических средств обнаружения от погодных условий, в условиях выпадающих осадков ослабление оптического сигнала на дальности L определяется как [14]: 0,74exp0,21 JL   , (2) где J ‒ интенсивность осадков, мм/час. Согласно нормам
    Exact
    [15]
    Suffix
    при видимости меньше 2000 м и в ночных условиях ВС должно осуществлять посадку и взлет с включенными посадочными фарами, а во время полета в ночных условиях должны быть включены проблесковые и габаритные огни ВС.
    (check this in PDF content)

  21. Start
    33784
    Prefix
    Проведенные оценки показывают существенные ограничения по дальности функционирования ОЭС в сложных метеоусловиях в автономном режиме и дают пределы работоспособности некомплексированных информационных ОЭС (например, разрабатываемых систем удаленного диспетчирования SmartVision фирмы Frequentis AG
    Exact
    [4]
    Suffix
    ). 5 Разрешающая способность радиооптического комплекса Д-РЛК Применение технологии СКИРЛ [16] и методов селекции движущихся целей без использования эффекта Доплера [17, 18] позволяет обеспечить высокодетальный контроль обстановки на летном поле аэродрома.
    (check this in PDF content)

  22. Start
    33877
    Prefix
    показывают существенные ограничения по дальности функционирования ОЭС в сложных метеоусловиях в автономном режиме и дают пределы работоспособности некомплексированных информационных ОЭС (например, разрабатываемых систем удаленного диспетчирования SmartVision фирмы Frequentis AG [4]). 5 Разрешающая способность радиооптического комплекса Д-РЛК Применение технологии СКИРЛ
    Exact
    [16]
    Suffix
    и методов селекции движущихся целей без использования эффекта Доплера [17, 18] позволяет обеспечить высокодетальный контроль обстановки на летном поле аэродрома. Высокая разрешающая способность по дальности и контрастность радиолокационного изображения позволяет обнаруживать человека на летном поле аэродрома.
    (check this in PDF content)

  23. Start
    33958
    Prefix
    сложных метеоусловиях в автономном режиме и дают пределы работоспособности некомплексированных информационных ОЭС (например, разрабатываемых систем удаленного диспетчирования SmartVision фирмы Frequentis AG [4]). 5 Разрешающая способность радиооптического комплекса Д-РЛК Применение технологии СКИРЛ [16] и методов селекции движущихся целей без использования эффекта Доплера
    Exact
    [17, 18]
    Suffix
    позволяет обеспечить высокодетальный контроль обстановки на летном поле аэродрома. Высокая разрешающая способность по дальности и контрастность радиолокационного изображения позволяет обнаруживать человека на летном поле аэродрома.
    (check this in PDF content)

  24. Start
    39289
    Prefix
    Следовательно, Д-РЛК в режиме комплексирования работы радиолокационного и оптико-электронного каналов превосходит требования к РЛС ОЛП по обеим угловым координатам на порядок (менее 1,8 м по сравнению с 15 м). Применение новых технологий в радиолокации
    Exact
    [6, 19]
    Suffix
    и комплексирование с оптикоэлектронными средствами [7, 8, 11] позволило спроектировать в НИИ РЭТ МГТУ им. Н.Э. Баумана принципиально новый радиолокационно-оптический комплекс, который обладает характеристиками, приведенными в табл. 4.
    (check this in PDF content)

  25. Start
    39349
    Prefix
    Следовательно, Д-РЛК в режиме комплексирования работы радиолокационного и оптико-электронного каналов превосходит требования к РЛС ОЛП по обеим угловым координатам на порядок (менее 1,8 м по сравнению с 15 м). Применение новых технологий в радиолокации [6, 19] и комплексирование с оптикоэлектронными средствами
    Exact
    [7, 8, 11]
    Suffix
    позволило спроектировать в НИИ РЭТ МГТУ им. Н.Э. Баумана принципиально новый радиолокационно-оптический комплекс, который обладает характеристиками, приведенными в табл. 4. Таблица 4. Основные технические характеристики Д-РЛК Технические характеристики Значение РЛС темп обзора пространства, сек 1 зона обзора по азимуту, град 360 диапазон частот, см 3 импульсная мощность, кВт, не ме
    (check this in PDF content)