The 14 reference contexts in paper A. Domnikov S., V. Belous V., А. Домников С., В. Белоус В. (2016) “Рациональное упорядочение модулей учебного курса // Rational orderliness of study course modules” / spz:neicon:technomag:y:2014:i:5:p:192-205

  1. Start
    2304
    Prefix
    Государственная регистрация No042 00025. 821112ISSN 1994-0408 э л е к т р о н н ы й н а у ч н о - т е х н и ч е с к и й ж у р н а л НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ МГТУ ИМ. Н. Э. БАУМАНА бесплатных СДО, среди которых лидирующие позиции по числу инсталляций и количеству пользователей занимают системы Moodle, Sakai, BlackBoard, Atutor и др.
    Exact
    [1]
    Suffix
    . Во всех современных системах дистанционного обучения принята концепция так называемого модульного обучения. Это значит, что содержание учебных курсов и программ состоит из автономных и относительно замкнутых блоков учебного материала, именуемых модулями.
    (check this in PDF content)

  2. Start
    3623
    Prefix
    На ней, в частности, базируется система дистанционного образования БИГОР (База и генератор образовательных ресурсов), которая активно применяется в учебном процессе некоторых российских учебных заведений
    Exact
    [8]
    Suffix
    . На модульной парадигме основывается и стандарт SCORM (Sharable Content Object Reference Model), который можно считать стандартом де-факто для современных инициатив в области электронного образования [1,9].
    (check this in PDF content)

  3. Start
    3827
    Prefix
    На модульной парадигме основывается и стандарт SCORM (Sharable Content Object Reference Model), который можно считать стандартом де-факто для современных инициатив в области электронного образования
    Exact
    [1,9]
    Suffix
    . Это основанный на языке XML набор спецификаций и описаний, содержащих требования к структурированию и организации учебного материала в системе дистанционного обучения. SCORM позволяет обеспечить совместимость учебных модулей и возможность их многократного использования в составе различных учебных курсов.
    (check this in PDF content)

  4. Start
    4433
    Prefix
    В многочисленных публикациях отечественных и иностранных авторов обсуждалась задача формирования модульного состава учебного курса. Для ее решения были предложены различные методы дискретной математики, теории графов и искусственного интеллекта: семантические сети, онтологии и др.
    Exact
    [4,5,6]
    Suffix
    . Намного менее глубоко исследована важная проблема рационального упорядочения модулей учебного курса. Традиционные учебные материалы: лекционные курсы и печатные учебные пособия предлагают линейную или псевдолинейную организация учебного материала, когда разделы (лекции, главы или параграфы) расположены таким образом, что отсутствуют ссылки на предшествующие разделы или число таких
    (check this in PDF content)

  5. Start
    6591
    Prefix
    Требуется найти наилучшее приближение графа или матрицы в некотором фиксированном классе структур. Чаще всего аппроксимантами служат различные порядковые структуры: линейные, частичные или древесные упорядочения множества вершин графа или его фактор-множестве
    Exact
    [3,11]
    Suffix
    . Задача рационального упорядочения модулей учебного курса является частным случаем этой постановки. Более точно, будем считать, что информация об электронном учебном курсе задана в виде ориентированного графа G=(X,D), где – множество модулей учебного курса, а – множество дуг.
    (check this in PDF content)

  6. Start
    7752
    Prefix
    Если этот носитель является ациклическим графом, то построение линейного порядка согласованного с G (иногда называется топологической сортировкой графа) имеет несколько эффективных способов решения, например алгоритмы Кана, Тарьяна, Демукрона и др.
    Exact
    [2]
    Suffix
    . Если граф G=(X,D) имеет ориентированные циклы (контуры) , то построение линейного упорядочения, полностью согласованного с исходной структурой, становится невозможным. Легко видеть, что при любой линейной ранжировке вершин графа в нем будут дуги, которые нарушают заданное упорядочение.
    (check this in PDF content)

  7. Start
    8178
    Prefix
    Легко видеть, что при любой линейной ранжировке вершин графа в нем будут дуги, которые нарушают заданное упорядочение. В исследованиях по теории принятия решений рассматриваются разнообразные модели, позволяющие преодолеть это противоречие
    Exact
    [3]
    Suffix
    . Основной корпус предложений основан на приведении графа к ациклическому виду. Для этого, например, можно найти и удалить минимальное число дуг, которые принадлежат всем контурам графа. Это популярная в дискретной математике задача, которая нашла множество полезных приложений в различных областях техники, например задача рационального размещения тестовых модулей в программах или схемах.
    (check this in PDF content)

  8. Start
    9572
    Prefix
    Чем больше сумма набранных очков, тем более высокое место в результирующем упорядочении занимает данная вершина. Структуры, которые задаются графами со взвешенными дугами, допускают множество более изощренных способов решения задачи рационального упорядочения. Так, в
    Exact
    [2]
    Suffix
    обсуждаются модели, в которых для расчета числовых оценок значимости вершин применяется аппарат теории нечетких множеств, математической статистики, анализа данных и др. Особенности задачи упорядочения модулей Упомянутые методы рационального упорядочения успешно применяются для решения многих прикладных задач системного анализа, анализа данных, планирования бизнеспроцессов.
    (check this in PDF content)

  9. Start
    12592
    Prefix
    Интерпретация структуры электронного курса как бинарного отношения на множестве модулей позволяет использовать для решения задачи упорядочения развитый аппарат принятия решений. В исследованиях по теории принятия решений бинарные отношения классифицируются в зависимости от выполнимости некоторых априорных свойств. В
    Exact
    [11]
    Suffix
    приведен подробный перечень, который включает в себя как хорошо известные свойства симметричности и линейность, так и редкие атрибуты, описывающие нестандартные модели рационального выбора, например псевдотранзитивность и интервальная полнота.
    (check this in PDF content)

  10. Start
    13230
    Prefix
    Бинарное отношение P рефлексивно, если . Известно, что отношения данного типа являются неоднородными и в них можно выделить подотношения, задающие как доминирование, так и безразличие элементов
    Exact
    [11]
    Suffix
    . Более точно. Обозначим P-1 – отношение, которое называется обратным (двойственным) для P, то есть . Пусть – симметричная часть отношения P, а – асимметричная часть.
    (check this in PDF content)

  11. Start
    13643
    Prefix
    Тогда пара (P * , P s ) называется структурой доминирования-безразличия на множестве X. Подотношение P * обладает свойством асимметричности, а подотношение Ps рефлексивно и симметрично, то есть представляет собой отношение толерантности
    Exact
    [11]
    Suffix
    . Симметричная и ассиметричная части бинарного отношения P описывают подмножества базового множества X с принципиально отличными внутренними связями. Подотношение P* представляет собой некоторый «эскиз упорядочения», который может быть развит до полноценного порядка перестройкой внутренних связей или реализацией дополнительной экспертизы.
    (check this in PDF content)

  12. Start
    14732
    Prefix
    Хорошей иллюстрацией приведенного тезиса являются экспертные предпочтения, которые кроме рефлексивности обладают и свойством транзитивности, то есть для них справедливо соотношение . В теории принятия решений рефлексивные и транзитивные отношения называются квазипорядками
    Exact
    [2]
    Suffix
    . Симметричная часть P s квазипорядка представляет собой отношение эквивалентности α, которое разбивает носитель X на непересекающиеся классы . Эквивалентность α индуцирует на X фактор-отношение P/α, которое задается следующим образом , где , а X и Z – классы разбиения, порожденные эквивалентностью α.
    (check this in PDF content)

  13. Start
    16225
    Prefix
    Максимальный по включению элементов предкласс M называется классом толерантности. Всякий элемент содержится в некотором классе, то есть система классов толерантности образует покрытие носителя X бинарного отношения толерантности P
    Exact
    [11]
    Suffix
    . Рис. 2. Отношение и классы толерантности На рис. 2 показан пример простого отношения толерантности на множестве из пяти элементов. Классы этого отношения обведены сплошными линиями, а рефлексивные дуги опущены для упрощения рисунка.
    (check this in PDF content)

  14. Start
    20099
    Prefix
    Ссылочные структуры создаются на более объективных основаниях, свободных от условностей и допущений любой процедуры экспертного опроса. Для их анализа могут быть применены классические методы порядковой аппроксимации, глубоко развитые в теории принятия решений и рационального выбора
    Exact
    [11]
    Suffix
    . Более точно, пусть множество модулей, а структура электронного курса задана в виде графа G=(X,D), в котором вершины представляют модули, в дуга соединяет вершину x с вершиной y тогда и только тогда, когда существует гиперссылка из модуля y на модуль x.
    (check this in PDF content)