The 38 reference contexts in paper R. Simonyants P., Р. Симоньянц П. (2016) “Проблемы инженерного образования и их решение с участием промышленности // Problems of engineering education and their decision involving industry” / spz:neicon:technomag:y:2014:i:3:p:394-419

  1. Start
    1179
    Prefix
    В тот кризисный период престиж инженерных специальностей резко упал. В машиностроительных отраслях в результате мощного оттока наиболее квалифицированных и активных специалистов возник дефицит кадров
    Exact
    [1]
    Suffix
    Молодые инженеры выбирали те предприятия и сферы деятельности, которые могли дать им лучшее материальное обеспечение, лучшие перспективы и престижность. Вузы, как правило, сохранили свой кадровый потенциал, но сократился приток молодёжи.
    (check this in PDF content)

  2. Start
    2368
    Prefix
    Но ситуация в образовании в целом ещё вызывает озабоченность. Обострилась проблема качественного набора студентов на первый курс, влекущая за собой серьёзные, порой непреодолимые трудности последующего их обучения в университете
    Exact
    [2]
    Suffix
    . Обо всех этих проблемах отечественной инженерной школы хорошо известно, о них много пишут. В то же время, некоторые ведущие инженерные вузы России, такие, как, например, МГТУ им. Н.Э. Баумана, проявили устойчивость к разрушающему воздействию кризиса.
    (check this in PDF content)

  3. Start
    2680
    Prefix
    В то же время, некоторые ведущие инженерные вузы России, такие, как, например, МГТУ им. Н.Э. Баумана, проявили устойчивость к разрушающему воздействию кризиса. Здесь удалось сохранить высокое качество подготовки
    Exact
    [3]
    Suffix
    , [4], [20], [21]. На различных творческих состязаниях студенты, как и прежде, успешно конкурируют со своими ровесниками из самых престижных университетов мира. Компетентность выпускников отвечает высоким требованиям научнопроизводственной сферы.
    (check this in PDF content)

  4. Start
    2685
    Prefix
    В то же время, некоторые ведущие инженерные вузы России, такие, как, например, МГТУ им. Н.Э. Баумана, проявили устойчивость к разрушающему воздействию кризиса. Здесь удалось сохранить высокое качество подготовки [3],
    Exact
    [4]
    Suffix
    , [20], [21]. На различных творческих состязаниях студенты, как и прежде, успешно конкурируют со своими ровесниками из самых престижных университетов мира. Компетентность выпускников отвечает высоким требованиям научнопроизводственной сферы.
    (check this in PDF content)

  5. Start
    2690
    Prefix
    В то же время, некоторые ведущие инженерные вузы России, такие, как, например, МГТУ им. Н.Э. Баумана, проявили устойчивость к разрушающему воздействию кризиса. Здесь удалось сохранить высокое качество подготовки [3], [4],
    Exact
    [20]
    Suffix
    , [21]. На различных творческих состязаниях студенты, как и прежде, успешно конкурируют со своими ровесниками из самых престижных университетов мира. Компетентность выпускников отвечает высоким требованиям научнопроизводственной сферы.
    (check this in PDF content)

  6. Start
    2696
    Prefix
    В то же время, некоторые ведущие инженерные вузы России, такие, как, например, МГТУ им. Н.Э. Баумана, проявили устойчивость к разрушающему воздействию кризиса. Здесь удалось сохранить высокое качество подготовки [3], [4], [20],
    Exact
    [21]
    Suffix
    . На различных творческих состязаниях студенты, как и прежде, успешно конкурируют со своими ровесниками из самых престижных университетов мира. Компетентность выпускников отвечает высоким требованиям научнопроизводственной сферы.
    (check this in PDF content)

  7. Start
    3057
    Prefix
    Компетентность выпускников отвечает высоким требованиям научнопроизводственной сферы. На рынке труда они востребованы и высоко оцениваются отечественными и зарубежными работодателями
    Exact
    [4]
    Suffix
    , [5]. Но этот опыт эффективной образовательной деятельности, к сожалению, не достаточно известен. О проблемах развития зарубежных инженерных школ известно также мало. Активно внедряются образовательные технологии США.
    (check this in PDF content)

  8. Start
    3063
    Prefix
    Компетентность выпускников отвечает высоким требованиям научнопроизводственной сферы. На рынке труда они востребованы и высоко оцениваются отечественными и зарубежными работодателями [4],
    Exact
    [5]
    Suffix
    . Но этот опыт эффективной образовательной деятельности, к сожалению, не достаточно известен. О проблемах развития зарубежных инженерных школ известно также мало. Активно внедряются образовательные технологии США.
    (check this in PDF content)

  9. Start
    3752
    Prefix
    Истинное состояние современного инженерного образования в мире иное. Более объективно оно отражено в Первом Всемирном докладе ЮНЕСКО по инженерным наукам, которое было опубликованном в 2010 году
    Exact
    [6]
    Suffix
    . Доклад составлен на основе материалов исследований в разных странах мира, предоставленных более чем 120 международными экспертами. В докладе констатируется: наблюдающаяся во всём мире нехватка инженеров представляет угрозу развитию общества.
    (check this in PDF content)

  10. Start
    5996
    Prefix
    В его работе приняли участие представители ведущих школ мира, китайских и международных аэрокосмических предприятий и китайского правительства. Выступали профессора США, Англии, Швеции, Франции, Японии, Китая и Гонконга
    Exact
    [7]
    Suffix
    . Председатель оргкомитета профессор Shuiting Ding любезно пригласил и автора настоящей статьи принять участие в работе форума и выступить с докладом. Публикаций по материалам выступлений не было, но поскольку доклады представляют большой интерес, автор считает необходимым изложить свои впечатления как участника форума.
    (check this in PDF content)

  11. Start
    10466
    Prefix
    Некоторые черты европейского инженерного образования. Во Франции проблему модернизации инженерного аэрокосмического образования решают, опираясь, в частности, на созданную в 1998 г. международную сеть «Pegasus»
    Exact
    [8]
    Suffix
    – партнёрское объединение передовых аэрокосмических университетов Европы. Преследуемая цель – создание европейской системы инженерного образования, адаптированной к требованиям аэрокосмической промышленности.
    (check this in PDF content)

  12. Start
    12035
    Prefix
    Картину современного состояния европейской инженерной школы можно дополнить фактами, получившими известность благодаря международному научно-практическому семинару, который проходил в Праге 7 – 11 ноября 2011г.
    Exact
    [9]
    Suffix
    . Был представлен передовой опыт инженерной подготовки в университетах Европы с участием промышленности. В списке участников семинара: ректоры, проректоры, деканы, заведующие кафедрами технических университетов.
    (check this in PDF content)

  13. Start
    12807
    Prefix
    Координационную деятельность в этой сфере осуществляет ряд международных неправительственных организаций. Одна из них – SEFI: Европейское общество инженерного образования (создано в 1973 году в Бельгии
    Exact
    [10]
    Suffix
    ). На семинаре его представлял член Административного Совета, профессор Ladislav Musilek. Другая неправительственная организация Европы IFEES: Международная федерация обществ инженерного образования [11].
    (check this in PDF content)

  14. Start
    13011
    Prefix
    На семинаре его представлял член Административного Совета, профессор Ladislav Musilek. Другая неправительственная организация Европы IFEES: Международная федерация обществ инженерного образования
    Exact
    [11]
    Suffix
    . Она объединяет заинтересованных участников образовательного процесса в целях распространения новых подходов и организации лучших практик. Его представлял Президент Лиссабонского технического университета, Президент IFEES, профессор Jose Carlos Quadrado (Португалия).
    (check this in PDF content)

  15. Start
    13745
    Prefix
    В частности, Чешский технический университет (CTU, Прага) в области образования и научных исследований осуществляет сотрудничество с предприятиями оборонной промышленности. Об этом в своём докладе сообщил профессор CTU Vladimir Marik.
    Exact
    [9]
    Suffix
    О проблемах инженерного образования США на форуме в Китае [7] (Пекин, 2012) говорили представители трёх американских университетов: заведующий кафедрой аэрокосмической техники в Университете штата Айова, профессор Tom I-P.
    (check this in PDF content)

  16. Start
    13812
    Prefix
    В частности, Чешский технический университет (CTU, Прага) в области образования и научных исследований осуществляет сотрудничество с предприятиями оборонной промышленности. Об этом в своём докладе сообщил профессор CTU Vladimir Marik. [9] О проблемах инженерного образования США на форуме в Китае
    Exact
    [7]
    Suffix
    (Пекин, 2012) говорили представители трёх американских университетов: заведующий кафедрой аэрокосмической техники в Университете штата Айова, профессор Tom I-P. Shih (University of Purdue); директор Инженерного Центра Государственного Университета штата Огайо, профессор Meyer Jacques Benzakein (Ohio State University) и консультант Массачусетского технологического института (Mass
    (check this in PDF content)

  17. Start
    18732
    Prefix
    Поэтому промышленность выступает с настоятельным требованием перемен в системе инженерного образования. Сейчас инженерные школы Северной Америки, Европы, Африки, Азии, и Австралии приступили к созданию международной сети по разработке новых технологий инженерного образования  «Инициатива CDIO»
    Exact
    [9]
    Suffix
    . Концепция CDIO: следует разработать комплексную программу реформирования инженерного образования путем восстановления надлежащего баланса между практикой проектирования и знаниями естественных наук.
    (check this in PDF content)

  18. Start
    21083
    Prefix
    Этот метод был положен в основу построения инженерного образования многими университетами мира. Одним из первых последователей «русского метода» стал Массачусетский технологический институт США
    Exact
    [24, с. 6-10]
    Suffix
    . МГТУ им. Н.Э.Баумана, неуклонно следуя традиции, непрерывно совершенствует и развивает эту технологию. Ведущие инженерные вузы России свои образовательные технологии также ориентируют на практику студентов в промышленности.
    (check this in PDF content)

  19. Start
    22946
    Prefix
    При этом в зарубежных организациях создаются базовые кафедры МФТИ, например, в компании Intel и почти во всех крупных IT-компаниях. Об этом в своём интервью говорил ректор МФТИ член-корреспондент РАН, профессор Н.Н. Кудрявцев
    Exact
    [25]
    Suffix
    . Он отметил также, что компании конструктивно сотрудничают с МФТИ. Например, компания «1С», активно участвуя в образовательном процессе, для младшего курса факультета инноваций и высоких технологий выделила в Москве 2 тысячи квадратных метров и открыла на факультете кафедру дискретной математики.
    (check this in PDF content)

  20. Start
    23724
    Prefix
    Системный кризис, охвативший инженерное образование всего мира, не мог обойти стороной Россию, к тому же испытавшую в 90-ые годы минувшего века разгром экономики. И если в начале нынешнего века повсюду приступили к реформированию высшей школы, российские вузы боролись за выживание
    Exact
    [1]
    Suffix
    . И то, что российской инженерной школе удалось сохранить себя, свидетельствует о том, что заложенные в ней принципиальные основы обладают тотальной устойчивостью и большим «запасом прочности».
    (check this in PDF content)

  21. Start
    24327
    Prefix
    Передовые вузы это делают первыми, сохраняя традиционные принципы и неразрывную связь с промышленностью. Чтобы промышленность могла иметь соответствующий ресурс кадров к тому времени, когда ситуация в экономике начнет выправляться, модернизация инженерного образования должна идти с опережением
    Exact
    [12]
    Suffix
    . В некоторых вузах образовательный процесс удалось своевременно адаптировать к реальным условиям существования возрождающейся промышленности и теперь с участием самих предприятий создаются уникальные системы инженерного образования.
    (check this in PDF content)

  22. Start
    25031
    Prefix
    Об актуальности инновационных изменений в системе инженерного образования говорилось на Международном семинаре по вопросам инноваций и реформирования инженерного образования (Москва, МИСиС, 26 – 27 сентября 2011)
    Exact
    [12]
    Suffix
    . Заинтересованность в присоединении к Инициативе CDIO проявили некоторые университеты России. К участию в них в большей мере стремится молодое поколение преподавателей, аспиранты, студенты. Их привлекает долгосрочное международное сотрудничество с ведущими инженерными школами.
    (check this in PDF content)

  23. Start
    26148
    Prefix
    МАИ в октябре 2012 года вступил не только в сетевой проект CDIO, но и в другой сетевой проект «Pegasus», который объединяет большинство авиационных университетов Европы. Участие МАИ в этих проектах направлено на интенсификацию взаимных обменов студентами и на расширение академических связей в научной сфере
    Exact
    [13]
    Suffix
    . К образовательным программам необходимо предъявлять такие требования, которые обеспечивают развитие у него способности размышлять, действовать, принимать решения. Опыт последних десятилетий показал, что активные формы обучения, такие как деловые игры, тренинги и т.д. значительно эффективнее традиционной формы лекционно-семинарских занятий [12].
    (check this in PDF content)

  24. Start
    26505
    Prefix
    К образовательным программам необходимо предъявлять такие требования, которые обеспечивают развитие у него способности размышлять, действовать, принимать решения. Опыт последних десятилетий показал, что активные формы обучения, такие как деловые игры, тренинги и т.д. значительно эффективнее традиционной формы лекционно-семинарских занятий
    Exact
    [12]
    Suffix
    . Выстраивать учебный процесс на основе постоянной активизации деятельности студентов позволяет, как отмечается в работе [14], использование стандартов CDIO. При этом моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, трансформируя учебную работу студента в профессиональную деятельность специалиста.
    (check this in PDF content)

  25. Start
    26638
    Prefix
    Опыт последних десятилетий показал, что активные формы обучения, такие как деловые игры, тренинги и т.д. значительно эффективнее традиционной формы лекционно-семинарских занятий [12]. Выстраивать учебный процесс на основе постоянной активизации деятельности студентов позволяет, как отмечается в работе
    Exact
    [14]
    Suffix
    , использование стандартов CDIO. При этом моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, трансформируя учебную работу студента в профессиональную деятельность специалиста. Инженерное образование с участием промышленности.
    (check this in PDF content)

  26. Start
    27406
    Prefix
    Подобные структуры существуют, как отмечалось выше, и в ряде зарубежных университетов. На состоявшемся в ноябре 2011 года в Праге международном научно-практическом семинаре «Передовой опыт инженерной подготовки в университетах Европы с участием промышленности»
    Exact
    [9]
    Suffix
    выступил ректор МИРЭА профессор А.С. Сигов. В докладе А.С. Сигова была изложена применяемая в МИРЭА система инженерной подготовки. Основа этой системы – интегрированный комплекс «вуз, базовая кафедра, базовое предприятие».
    (check this in PDF content)

  27. Start
    28363
    Prefix
    В период 1956 – 1985 г.г. было создано 5 факультетов, которые располагаются на территории базовых предприятий наукоёмких отраслей промышленности. До 1987 года подготовка инженеров строилась по вечерней форме обучения, затем – по дневной форме с непрерывной научно-производственной практикой (ННПП)
    Exact
    [15]
    Suffix
    . В настоящее время все пять факультетов, которые условно называют «отраслевыми», успешно функционируют, обеспечивая базовые предприятия хорошо подготовленными инженерами по ряду актуальных специальностей [16] – [21].
    (check this in PDF content)

  28. Start
    28594
    Prefix
    В настоящее время все пять факультетов, которые условно называют «отраслевыми», успешно функционируют, обеспечивая базовые предприятия хорошо подготовленными инженерами по ряду актуальных специальностей
    Exact
    [16]
    Suffix
    – [21]. Три отраслевых факультета расположены в ближнем Подмосковье. В Реутове при ОАО «ВПК «НПО машиностроения» работает факультет «Аэрокосмический» (АК), которым со дня основания руководит кандидат технических наук, доцент Р.
    (check this in PDF content)

  29. Start
    28600
    Prefix
    В настоящее время все пять факультетов, которые условно называют «отраслевыми», успешно функционируют, обеспечивая базовые предприятия хорошо подготовленными инженерами по ряду актуальных специальностей [16] –
    Exact
    [21]
    Suffix
    . Три отраслевых факультета расположены в ближнем Подмосковье. В Реутове при ОАО «ВПК «НПО машиностроения» работает факультет «Аэрокосмический» (АК), которым со дня основания руководит кандидат технических наук, доцент Р.
    (check this in PDF content)

  30. Start
    30591
    Prefix
    Набор на 1-й курс производится в 5 групп (план приёма 89 студентов). На отраслевых факультетах практика организуется иначе, чем на обычных факультетах. На АК практика распределена на весь период обучения студента и проводится непрерывно
    Exact
    [18]
    Suffix
    . В рамках ННПП ведущими специалистами предприятия тематическими циклами проводятся проблемные лекции-беседы и практикумы по приобретаемой специальности. В подразделениях предприятия студенты стажируются, в том числе и с оформлением на должность инженера.
    (check this in PDF content)

  31. Start
    31505
    Prefix
    Баумана, работающим на базе корпорации. При этом обеспечивается преемственность не только научно-технических знаний и опыта, но и, в определённой мере, передача этических и эстетических профессионально значимых ценностей
    Exact
    [26]
    Suffix
    . Важно, что кадровый дефицит предприятия, как отмечают авторы работы [26], удовлетворяется не только по числу подготовленных факультетом инженеров, но и по уровню их квалификации. Известно, что выпускник вуза, подготовленный без привязки к конкретному месту работы, создавать новую стоимость начинает, как правило, через год - два, пройдя профессиональную «доводку» у
    (check this in PDF content)

  32. Start
    31586
    Prefix
    При этом обеспечивается преемственность не только научно-технических знаний и опыта, но и, в определённой мере, передача этических и эстетических профессионально значимых ценностей [26]. Важно, что кадровый дефицит предприятия, как отмечают авторы работы
    Exact
    [26]
    Suffix
    , удовлетворяется не только по числу подготовленных факультетом инженеров, но и по уровню их квалификации. Известно, что выпускник вуза, подготовленный без привязки к конкретному месту работы, создавать новую стоимость начинает, как правило, через год - два, пройдя профессиональную «доводку» уже на предприятии и получив необходимую сумму профессиональных компетен
    (check this in PDF content)

  33. Start
    33168
    Prefix
    Баумана, в том числе и личного опыта 29-летнего периода руководства факультетом АК, сформулировал следующие принципы построения интеграционной системы инженерного образования с «погружением» студентов в профессиональную среду, надлежащее выполнение которых обеспечивает высокую эффективность
    Exact
    [5]
    Suffix
    : 1. Подготовка инженеров планируется на основе долгосрочного договора университета с передовым промышленным предприятием в соответствии с программой развития отрасли. 2. По объёмам учебной работы и по времени практика равномерно распределена и проводится непрерывно весь период обучения студента в университете.
    (check this in PDF content)

  34. Start
    35744
    Prefix
    факультета получают хорошую теоретическую подготовку и опыт практической работы по специальности, что позволяет им сразу после получения диплома включиться в деятельность предприятия, с высокой эффективностью творчески трудиться и быстро достигать успехов в профессиональной и научной карьере. Это заключение подкрепляется многочисленными примерами
    Exact
    [5]
    Suffix
    , [17], [22], [23], [26]. В успехе обсуждаемой здесь интеграционной системы инженерного образования главная роль принадлежит коллективу предприятия, тем научным сотрудникам и инженерам, которые и составляют «питательную среду» для формирования настоящего профессионализма.
    (check this in PDF content)

  35. Start
    35749
    Prefix
    факультета получают хорошую теоретическую подготовку и опыт практической работы по специальности, что позволяет им сразу после получения диплома включиться в деятельность предприятия, с высокой эффективностью творчески трудиться и быстро достигать успехов в профессиональной и научной карьере. Это заключение подкрепляется многочисленными примерами [5],
    Exact
    [17]
    Suffix
    , [22], [23], [26]. В успехе обсуждаемой здесь интеграционной системы инженерного образования главная роль принадлежит коллективу предприятия, тем научным сотрудникам и инженерам, которые и составляют «питательную среду» для формирования настоящего профессионализма.
    (check this in PDF content)

  36. Start
    35755
    Prefix
    получают хорошую теоретическую подготовку и опыт практической работы по специальности, что позволяет им сразу после получения диплома включиться в деятельность предприятия, с высокой эффективностью творчески трудиться и быстро достигать успехов в профессиональной и научной карьере. Это заключение подкрепляется многочисленными примерами [5], [17],
    Exact
    [22]
    Suffix
    , [23], [26]. В успехе обсуждаемой здесь интеграционной системы инженерного образования главная роль принадлежит коллективу предприятия, тем научным сотрудникам и инженерам, которые и составляют «питательную среду» для формирования настоящего профессионализма.
    (check this in PDF content)

  37. Start
    35761
    Prefix
    получают хорошую теоретическую подготовку и опыт практической работы по специальности, что позволяет им сразу после получения диплома включиться в деятельность предприятия, с высокой эффективностью творчески трудиться и быстро достигать успехов в профессиональной и научной карьере. Это заключение подкрепляется многочисленными примерами [5], [17], [22],
    Exact
    [23]
    Suffix
    , [26]. В успехе обсуждаемой здесь интеграционной системы инженерного образования главная роль принадлежит коллективу предприятия, тем научным сотрудникам и инженерам, которые и составляют «питательную среду» для формирования настоящего профессионализма.
    (check this in PDF content)

  38. Start
    35767
    Prefix
    хорошую теоретическую подготовку и опыт практической работы по специальности, что позволяет им сразу после получения диплома включиться в деятельность предприятия, с высокой эффективностью творчески трудиться и быстро достигать успехов в профессиональной и научной карьере. Это заключение подкрепляется многочисленными примерами [5], [17], [22], [23],
    Exact
    [26]
    Suffix
    . В успехе обсуждаемой здесь интеграционной системы инженерного образования главная роль принадлежит коллективу предприятия, тем научным сотрудникам и инженерам, которые и составляют «питательную среду» для формирования настоящего профессионализма.
    (check this in PDF content)