The 22 references with contexts in paper Pavel Shenderey E., Evgeniy Shenderey E., Iraida Romanova N., Павел Шендерей Эдуардовия, Евгений Шендерей Эдуардович, Ираида Романова Николаевна (2015) “РАЗВИТИЕИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙКОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВВЫСШИХУЧЕБНЫХЗАВЕДЕНИЙНА ОСНОВЕМЕЖПРЕДМЕТНОГОПОДХОДАКОБУЧЕНИЮ // DEVELOPMENT OF RESEARCH COMPETENCE OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS ON THE BASIS OF INTER-SUBJECT APPROACH TO TRAINING” / spz:neicon:statecon:y:2015:i:1:p:34-43

1
Шендерей П.Э. Развитие исследовательской компетенции студентов в системе спецкурсов по единой проблеме: монография, Саратов: Научная книга, 2004. – 100 с.
Total in-text references: 8
  1. In-text reference with the coordinate start=3064
    Prefix
    -технического характера состоит в возникновении у студента познавательной потребности рассмотрения факта, явления, процесса с точки зрения знаний из разных предметов, когда студент убеждается в недостаточности знаний из одного предмета для проведения исследования. На этой основе у студентов возникает познавательная активность и познавательный интерес к общим для разных предметов вопросам
    Exact
    [1]
    Suffix
    . Создание условий для возникновения познавательной потребности является необходимым звеном в управлении научно-исследовательской работой. В связи с этим следует более подробно рассмотреть психолого-педагогические предпосылки проектирования системы спецкурсов по единой проблеме.

  2. In-text reference with the coordinate start=3656
    Prefix
    Психолого-педагогические предпосылки проектирования исследовательской работы студентов Психологическое обоснование активизации познавательной деятельности студентов на основе межпредметных связей опирается на следующие концепции
    Exact
    [1]
    Suffix
    : – ассоциативная теория; – теория мышления, как процессы решения задач путём переноса и обобщения; – теория поэтапного формирования умственных действий, опора на те или иные психологические механизмы познавательной деятельности определяется такими задачами исследования как: формирование систем понятий, обобщённых умений; специфических межпредметных приёмов учебной работы.

  3. In-text reference with the coordinate start=15397
    Prefix
    Для полноценного процесса профессионализации выпускника необходимо осуществление органичной связи между этими этапами [14]. Вопросы, связанные с профессиональной направленностью личности, рассматривались в ряде исследований,
    Exact
    [15, 16, 1]
    Suffix
    . Так, формированию профессиональной направленности личности студентов на пропедевтическом этапе профессиональной подготовки посвящено диссертационное исследование А.Я. Ярославовой [17]. К компонентам профессиональной направленности она относит: мотивационный, процессуально-деятельностный и волевой блоки, связанные между собой.

  4. In-text reference with the coordinate start=18309
    Prefix
    Группа отрицательных личностных качеств, которые мешают работе по мнению работников ВАЗа, включает: лень, нерешительность, шаблонность мышления, грубость, черствость, эгоизм, иждивенчество, непорядочность, ожидание указаний сверху. Эксперты к этим негативным качествам добавляют разбухшее самомнение, жадность, инертность мышления и деятельности, слепое преклонение перед авторитетами
    Exact
    [1, 20]
    Suffix
    . По нашему мнению, такой перечень качеств характерной в той или иной мере для специалистов любого профиля, а также и для студентов. Цель Склонность Интерес Мотивы деятельности Потребность Рис. 1.

  5. In-text reference with the coordinate start=19248
    Prefix
    Большое внимание в педагогических исследованиях уделяется вопросам формирования профессионального мышления, выделению ведущих, обобщенных функциональных характеристик профессиональной деятельности специалистов технического профиля, а также определенную соответствующие им инженерно-технических способностей
    Exact
    [1]
    Suffix
    . Отмечая творческий характер работы специалиста, следует выделить такое необходимое качество, как стремление к самосовершенствованию, творческому росту, профессиональному саморазвитию. Следуя концепции В.

  6. In-text reference with the coordinate start=20050
    Prefix
    В процессе творческого саморазвития личности специалиста особенно большое значение приобретает владение студентами приёмами умственной деятельности и навыками самообразования, которые развиваются в процессе приобщения студентов к самостоятельному исследованию
    Exact
    [1]
    Suffix
    . Процесс формирования познавательной самостоятельности возможен только при наличии желания, готовности студента. Повышение познавательной активности и самостоятельности студентов наиболее эффективно реализуется в процессе проблемного обучения.

  7. In-text reference with the coordinate start=23770
    Prefix
    Известно, что при проектировании любой педагогической системы важным составным элементом является выбор системообразующего фактора, на основе которого должны быть “перестроены“ все компоненты педагогической системы. Системообразующим фактором здесь выступают принципы обучения
    Exact
    [1]
    Suffix
    . В нашем диссертационном исследовании таким фактором выступает принцип межпредметных связей. Включение принципа межпредметности, на котором мы опираемся при решении поставленных задач исследования, придает качественную специфику всем компонентам учебно-познавательной деятельности студентов: – ощутимо проявляется единство общих и конкретно предметных целей обучения; – интерес к смежным пред

  8. In-text reference with the coordinate start=28121
    Prefix
    Ганелиным, который под системностью знаний понимал «взаимосвязанные знания не только в пределах одного предмета, но и в пределах определенного цикла предметов. Подлинная система, а следовательно, подлинная сознательность знаний невозможна без установления межпредметных преемственных знаний»
    Exact
    [1, 23]
    Suffix
    . 4. Принцип профессиональной направленности обучения предполагает использование межпредметных связей в практической деятельности студентов; при решении задач, проведении лабораторных работ, практических заданий, которые носят как правило, комплексный характер и побуждают к применению знаний по разным предметам одновременно.

3
Потребность самосовершенствования в области исследовательской компетенции Когнитивный компонент Определяет образовательную основу для формирования умений исследовательского труда. Действенно-операционный компонент Определяет составные элементы процесса педагогического исследования 1. Умение изучать, анализировать, прогнозировать результаты исследовательской деятельности. 2. Умение анализировать результаты собственной деятельности 3. Умение проводить опытно-экспериментальную работу Уровни (высокий, средний, низкий) Методика выявления уровней исследовательской компетенции Рис. 6. Модель исследовательской компетенции специалиста 3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1989.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=5823
    Prefix
    Интеграция информации содержания с формированием обобщённых моделей, повышающих возможности творческой познавательной деятельности, процессы установления и усвоения связей в мышлении и познании впервые получили обоснование в ассоциативной теории. Понятие ассоциации, подчёркивал А. Н. Леонтьев «отражает бесспорную психологическую реальность»
    Exact
    [3]
    Suffix
    . В учениях И.М. Сеченова и И.П. Павлова ассоциации рассматривались как механизм обеспечения системного характера аналитико-синтетической деятельности головного мозга и мыслительной деятельности человека.

4
Батышев С.Я. Профессионально-политехническая подготовка учащихся – ключевая проблема педагогической науки // Советская педагогика 1984. – No 4. – С. 11.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=13045
    Prefix
    С поступлением в среднее специальное учебное заведение для молодого человека практически заканчивается период выбора профессии, от курса к курсу идет процесс корректировки. Это сложный процесс. Необходимо формировать в студенте умение «видеть», то есть воспринимать окружающую среду, действительность под знаком своей профессии
    Exact
    [4]
    Suffix
    . Анализ психолого-педагогической литературы позволяет заключить, что сущностью профессиональной направленности является избирательная активность личности в ее отношении к профессии. Это есть стержневое качество, внутренняя позиция личности, как система ее мотивов, отождествляемая с интересами, целями, потребностями.

5
Батьканова Н.И. Профессионально-педагогическая направленность обучения элементарной геометрии студентов педвуза Автореф. ... дис. к.п.н. – Саранск, 1994. – 18 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=13684
    Prefix
    Профессиональная направленность личности позволяет определить ее место в конкретном виде труда, форму и степень участия в нем, взаимосвязь, установившуюся с другими субъектами данной трудовой деятельности
    Exact
    [5–7]
    Suffix
    . В психологии отмечается, что профессиональная направленность имеет свою структуру [8–11]. Ее исходным параметром является потребность в соответствующей деятельности. На основе потребности формируются мотивы деятельности, определяющие содержание, цели и характер деятельности.

6
Гальперин П.Я. Теоретические основы инноваций в педагогике. – М., 1991. – 326 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=13684
    Prefix
    Профессиональная направленность личности позволяет определить ее место в конкретном виде труда, форму и степень участия в нем, взаимосвязь, установившуюся с другими субъектами данной трудовой деятельности
    Exact
    [5–7]
    Suffix
    . В психологии отмечается, что профессиональная направленность имеет свою структуру [8–11]. Ее исходным параметром является потребность в соответствующей деятельности. На основе потребности формируются мотивы деятельности, определяющие содержание, цели и характер деятельности.

7
Гуторов Г.С. Вопросы профессиональной направленности преподавания общеобразовательных предметов в средних профтехучилищах. – М.: Высшая школа, 1977. – 112 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=13684
    Prefix
    Профессиональная направленность личности позволяет определить ее место в конкретном виде труда, форму и степень участия в нем, взаимосвязь, установившуюся с другими субъектами данной трудовой деятельности
    Exact
    [5–7]
    Suffix
    . В психологии отмечается, что профессиональная направленность имеет свою структуру [8–11]. Ее исходным параметром является потребность в соответствующей деятельности. На основе потребности формируются мотивы деятельности, определяющие содержание, цели и характер деятельности.

8
Вербицкий А.А. Психологопедагогические особенности контекстного обучения. – М.: Знание, 1987
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=13766
    Prefix
    Профессиональная направленность личности позволяет определить ее место в конкретном виде труда, форму и степень участия в нем, взаимосвязь, установившуюся с другими субъектами данной трудовой деятельности [5–7]. В психологии отмечается, что профессиональная направленность имеет свою структуру
    Exact
    [8–11]
    Suffix
    . Ее исходным параметром является потребность в соответствующей деятельности. На основе потребности формируются мотивы деятельности, определяющие содержание, цели и характер деятельности. Мотивы формируют интерес, направленный на тот или иной объект.

9
Кузнецов В.М. педагогические и психологические проблемы учебного процесса // Вестник высшей школы, 1985. – No 3. – С.16–18.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=13766
    Prefix
    Профессиональная направленность личности позволяет определить ее место в конкретном виде труда, форму и степень участия в нем, взаимосвязь, установившуюся с другими субъектами данной трудовой деятельности [5–7]. В психологии отмечается, что профессиональная направленность имеет свою структуру
    Exact
    [8–11]
    Suffix
    . Ее исходным параметром является потребность в соответствующей деятельности. На основе потребности формируются мотивы деятельности, определяющие содержание, цели и характер деятельности. Мотивы формируют интерес, направленный на тот или иной объект.

10
Основы педагогики и психологии высшеё школы \ Под ред. А.В. Петровского М.: МГУ, 1986.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=13766
    Prefix
    Профессиональная направленность личности позволяет определить ее место в конкретном виде труда, форму и степень участия в нем, взаимосвязь, установившуюся с другими субъектами данной трудовой деятельности [5–7]. В психологии отмечается, что профессиональная направленность имеет свою структуру
    Exact
    [8–11]
    Suffix
    . Ее исходным параметром является потребность в соответствующей деятельности. На основе потребности формируются мотивы деятельности, определяющие содержание, цели и характер деятельности. Мотивы формируют интерес, направленный на тот или иной объект.

11
Решетова З.А. Психологическая основа профессионального обучения. – М.: МГУ, 1985.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=13766
    Prefix
    Профессиональная направленность личности позволяет определить ее место в конкретном виде труда, форму и степень участия в нем, взаимосвязь, установившуюся с другими субъектами данной трудовой деятельности [5–7]. В психологии отмечается, что профессиональная направленность имеет свою структуру
    Exact
    [8–11]
    Suffix
    . Ее исходным параметром является потребность в соответствующей деятельности. На основе потребности формируются мотивы деятельности, определяющие содержание, цели и характер деятельности. Мотивы формируют интерес, направленный на тот или иной объект.

12
Лихачёв В.Т. Воспитательные аспекты обучения. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=14096
    Prefix
    На основе потребности формируются мотивы деятельности, определяющие содержание, цели и характер деятельности. Мотивы формируют интерес, направленный на тот или иной объект. На основе устойчивого интереса выбирается склонность, которая стимулирует развитие способностей
    Exact
    [12]
    Suffix
    . В итоге складывается цель профессионально устремленного человека – идеал, который выступает в форме знаний, принципов, убеждений, чувств, состояния, оценки (рис. 1). Профессиональная направленность личности студента формируется постепенно, вместе с развитием интересов, воли, нравственности, расширением общеобразовательного кругозора, развитием ценностных ориентаций и характеризуется взаимоде

13
Куровский Б.Н. Педагогические условия политехнической направленности профессиональной подготовки школьников. – М., 1986. – 126 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=14510
    Prefix
    Профессиональная направленность личности студента формируется постепенно, вместе с развитием интересов, воли, нравственности, расширением общеобразовательного кругозора, развитием ценностных ориентаций и характеризуется взаимодействием названных компонентов
    Exact
    [13]
    Suffix
    . Процесс формирования личности, ее социализации и, следовательно, профессионализации охватывает несколько периодов: профориентация, профподготовка, профадаптация. Все эти периоды взаимосвязаны.

14
Костенко И.П. Для будущих инженеров – производственников // Вестник высшей школы. 1984. – No 2. – С. 22–23.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=15295
    Prefix
    Таким образом период обучения заключает в себе профподготовку с ее подготовительным этапом и подготовительный этап профадаптации. Для полноценного процесса профессионализации выпускника необходимо осуществление органичной связи между этими этапами
    Exact
    [14]
    Suffix
    . Вопросы, связанные с профессиональной направленностью личности, рассматривались в ряде исследований, [15, 16, 1]. Так, формированию профессиональной направленности личности студентов на пропедевтическом этапе профессиональной подготовки посвящено диссертационное исследование А.

15
Марквард К.Г. Вопросы научной организации учебного процесса в техническом вузе. – М.: Знание, 1971. – С. 48.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=15397
    Prefix
    Для полноценного процесса профессионализации выпускника необходимо осуществление органичной связи между этими этапами [14]. Вопросы, связанные с профессиональной направленностью личности, рассматривались в ряде исследований,
    Exact
    [15, 16, 1]
    Suffix
    . Так, формированию профессиональной направленности личности студентов на пропедевтическом этапе профессиональной подготовки посвящено диссертационное исследование А.Я. Ярославовой [17]. К компонентам профессиональной направленности она относит: мотивационный, процессуально-деятельностный и волевой блоки, связанные между собой.

16
Батышев С.Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации. – М.: Педагогика, 1978. – 223 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=15397
    Prefix
    Для полноценного процесса профессионализации выпускника необходимо осуществление органичной связи между этими этапами [14]. Вопросы, связанные с профессиональной направленностью личности, рассматривались в ряде исследований,
    Exact
    [15, 16, 1]
    Suffix
    . Так, формированию профессиональной направленности личности студентов на пропедевтическом этапе профессиональной подготовки посвящено диссертационное исследование А.Я. Ярославовой [17]. К компонентам профессиональной направленности она относит: мотивационный, процессуально-деятельностный и волевой блоки, связанные между собой.

17
Ярославова А.А. Формирование профессиональной направленности студентов на производственном этапе вузовской подготовки. Дис. ... к.п.н. – Екатеринбург, 1992.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=15580
    Prefix
    Вопросы, связанные с профессиональной направленностью личности, рассматривались в ряде исследований, [15, 16, 1]. Так, формированию профессиональной направленности личности студентов на пропедевтическом этапе профессиональной подготовки посвящено диссертационное исследование А.Я. Ярославовой
    Exact
    [17]
    Suffix
    . К компонентам профессиональной направленности она относит: мотивационный, процессуально-деятельностный и волевой блоки, связанные между собой. Мотивационный блок включает потребности, мотивы, интересы, убеждения, цели, ценностные ориентации.

18
Осоргин Е.Я. Учебно-методическая работа в средней профессиональной школе. – Самара, 1997. – 106 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=16582
    Prefix
    , научно-исследовательская и общественно-полезная работа студентов) и блока условий (профессиональный интерес, познавательные профессиональные потребности, профессионально значимые мотивы учебной деятельности, ценностные ориентации), а также блок собственно средств (профессионализация обучения; исследовательский подход к учебной деятельности студентов). В работе Е.Л. Осоргина
    Exact
    [18]
    Suffix
    профессиональная направленность имеет социальный оттенок. Он выделяет следующие составляющие профессиональной направленности специалиста: мотивы (намерения, интересы, склонности, идеалы и др.), ценностные ориентации (смысл труда, заработная плата, благосостояние, карьера, социальное положение и др.), профессиональную позицию (отношение к профессии, установки, ожидани

19
Кустов Ю.А., Осоргин Е.Л., Гусев В.А. Преемственность учения в системе школа – профтехучилище – колледж – ВУЗ – производство. – Самара, 1999. – С. 252.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=17493
    Prefix
    Так, в исследовании, проведенном под руководством Ю.А. Кустова среди молодых работников ВАЗа, была выявлена следующая последовательность значимости качеств, которыми должен обладать современный работник и предприниматель
    Exact
    [19]
    Suffix
    : самостоятельность, деловитость, образованность, организаторские способности, целеустремленность, трудолюбие, настойчивость, коммуникабельность, дальновидность, смелость в принятии решений, порядочность, чувство меры и долга, пунктуальность.

20
Ризаева Л.С., Кустов Ю.А. Межпредметные связи в обучении студентов – один из путей реализации принципа преемственности // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в ВУЗе на основе межпредметных связей. – Тольятти, 1976. – С. 9–13.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=18309
    Prefix
    Группа отрицательных личностных качеств, которые мешают работе по мнению работников ВАЗа, включает: лень, нерешительность, шаблонность мышления, грубость, черствость, эгоизм, иждивенчество, непорядочность, ожидание указаний сверху. Эксперты к этим негативным качествам добавляют разбухшее самомнение, жадность, инертность мышления и деятельности, слепое преклонение перед авторитетами
    Exact
    [1, 20]
    Suffix
    . По нашему мнению, такой перечень качеств характерной в той или иной мере для специалистов любого профиля, а также и для студентов. Цель Склонность Интерес Мотивы деятельности Потребность Рис. 1.

21
Безрукова В.С. Педагогика: учебник для инженерно-педагогических специальностей. – Екатеринбург: Изд-во Свердловского инж. пед. института, 1993. – С. 20.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=18755
    Prefix
    Структура профессиональной направленности личности Мотивы Ценностные ориентации Социально-профессиональный статус Профессиональная позиция Профессиональная направленность специалиста Рис. 2. Структура профессиональной направленности специалиста В.С. Безрукова
    Exact
    [21]
    Suffix
    выделяет следующие специфические профессиональные качества: профессиональная самостоятельность, мобильность, коллективизм, профессионализм, ответственность, социальная мобильность, индивидуальность.

22
Лихачёв В.Т. Воспитательные аспекты обучения. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=24924
    Prefix
    Таким образом, в результате межпредметных связей вырабатывается магистральная педагогическая линия, общая тенденция, стратегия действий, где межпредметные связи выступают как «принцип конструирования дидактической системы»
    Exact
    [22]
    Suffix
    . Реализация принципа межпредметных связей в нашем диссертационном исследовании неразрывно связана с идеей интеграции естественнонаучных и технических знаний в профессиональной подготовке специалистов технического ВУЗа.

23
Ганелин Ш.И. История педагогики и современность. – Л., 1970.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=28121
    Prefix
    Ганелиным, который под системностью знаний понимал «взаимосвязанные знания не только в пределах одного предмета, но и в пределах определенного цикла предметов. Подлинная система, а следовательно, подлинная сознательность знаний невозможна без установления межпредметных преемственных знаний»
    Exact
    [1, 23]
    Suffix
    . 4. Принцип профессиональной направленности обучения предполагает использование межпредметных связей в практической деятельности студентов; при решении задач, проведении лабораторных работ, практических заданий, которые носят как правило, комплексный характер и побуждают к применению знаний по разным предметам одновременно.