The 9 references with contexts in paper Oksana Kuchmayeva V., Olga Petrjakova L., Оксана Кучмаева Викторовна, Ольга Петрякова Леонидовна (2016) “МАСШТАБЫ И РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СТОЛИЦЕ: ВОЗМОЖНОСТИ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ // THE SCALE AND PREVALENCE OF INCLUSIVE EDUCATION FOR MINORS IN MOSCOW: THE POSSIBILITIES FOR QUANTITATIVE ASSESSMENT” / spz:neicon:statecon:y:2014:i:5:p:145-151

1
Вестник Мэра и Правительства Москвы. – No 35. – 22.06.2010. Закон об Образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в г. Москве. Закон г. Москвы от
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=4667
    Prefix
    полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах. В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может быть временным или постоянным
    Exact
    [1]
    Suffix
    . Достоверной и полной официальной статистики о численности детей с ОВЗ не существует. Внутренний учет различных ведомств, в ведении которых находится предоставление помощи детям с нарушениями здоровья (здравоохранение, образование, социальное обслуживание), опирается на различные критерии.

3
Доклад «О положении детей в г. Москве». – М., 2011.
Total in-text references: 5
  1. In-text reference with the coordinate start=7344
    Prefix
    Из числа детей-инвалидов 3047 обучаются в дошкольных учреждениях, 5715 – в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, 7901 – в общеобразовательных школах, 1615 – в системе среднего профессионального образования, 3212 получают образование на дому.
    Exact
    [3]
    Suffix
    . Таким образом, в сумме приведенные цифры составляют 21 490 человек, что значительно превышает цифру в 18 тыс. детей-инвалидов, указанную в той же аналитической записке выше [4]. Вместе с тем, по данным доклада «О положении детей в г.

  2. In-text reference with the coordinate start=7643
    Prefix
    Таким образом, в сумме приведенные цифры составляют 21 490 человек, что значительно превышает цифру в 18 тыс. детей-инвалидов, указанную в той же аналитической записке выше [4]. Вместе с тем, по данным доклада «О положении детей в г. Москве» за 2010г., в столице проживает от 24, 8 тыс. до 27,9 тыс. детей-инвалидов
    Exact
    [3]
    Suffix
    . Соответственно, если сопоставить эти два источника официальной информации, то получится, что от 6 до 10 тыс. детей-инвалидов не охвачены образовательными услугами, включая тех, кто по возрасту еще не приступил к обучению, либо уже его закончил.

  3. In-text reference with the coordinate start=9580
    Prefix
    Дошкольное образование Осветить динамику развития всех видов дошкольных учреждений не представляется возможным, так как данные о них в статистической отчетности отсутствуют. Так, в докладе «О положении детей в г. Москве» содержится информация
    Exact
    [3]
    Suffix
    , что в 2010 г. в городе действовали 1140 групп кратковременного пребывания детей, в том числе и для детей, имеющих ОВЗ, и 309 центров игровой поддержки, которые также часто посещают дети с серьезными проблемами здоровья, но, к сожалению, данные об их работе в статистической отчетности отсутствуют.

  4. In-text reference with the coordinate start=11547
    Prefix
    коррекционных образовательных учреждений (СКОУ) включает 28 специальных (коррекционных) общеобразовательных школ-интернатов, 25 специальных (коррекционных) общеобразовательных школ (их число не изменилось с 2006 г.), 14 школ надомного обучения (в 2006 г. их было 13), 5 санаторных школ-интернатов (в 2006 г. – 3), 4 санаторно-лесных школ (с 2006 г. их число не изменилось)
    Exact
    [3]
    Suffix
    . В коррекционных общеобразовательных учреждениях обучалось в 2010/11 учебном годом 11 690 детей (по сравнению с 2005/06 учебным годом их численность уменьшилась на 3,2%), из них лишь 522 ребенка-инвалида проживали в семьях, остальные были на интернатном обучении [8].

  5. In-text reference with the coordinate start=13031
    Prefix
    Эта форма обучения, несмотря на созвучие в названиях, существенно отличается от просто надомного обучения, при котором ребенок вообще не посещает какое-либо образовательное учреждение. В Москве функционирует 14 таких школ
    Exact
    [3]
    Suffix
    . Они используют как групповые формы обучения (например, занятия музыкой, физкультурой), так и индивидуальные, если по каким-либо причинам ребенок не может заниматься с группой. В 2010 г. в столице индивидуально на дому по специальным программам обучались 3352 детей, из них около половины (1931) – дети-инвалиды [10].

4
Информация о реализации Закона города Москвы от 28 апреля 2010 года No 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Total in-text references: 4
  1. In-text reference with the coordinate start=7083
    Prefix
    Так, по данным аналитической записки Правительства Москвы (апрель 2011 г.), в 2010 г. количество детей с ОВЗ, обучающихся и воспитывающихся в системе образования, составляло свыше 50 тыс. (в 2009 г. их было примерно столько же, в 2008 г. на 16%, а в 2007 г. на 19% меньше, чем в 2010 г.), более 18 тыс. из них детиинвалиды
    Exact
    [4]
    Suffix
    . Из числа детей-инвалидов 3047 обучаются в дошкольных учреждениях, 5715 – в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, 7901 – в общеобразовательных школах, 1615 – в системе среднего профессионального образования, 3212 получают образование на дому. [3].

  2. In-text reference with the coordinate start=7513
    Prefix
    учреждениях, 5715 – в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, 7901 – в общеобразовательных школах, 1615 – в системе среднего профессионального образования, 3212 получают образование на дому. [3]. Таким образом, в сумме приведенные цифры составляют 21 490 человек, что значительно превышает цифру в 18 тыс. детей-инвалидов, указанную в той же аналитической записке выше
    Exact
    [4]
    Suffix
    . Вместе с тем, по данным доклада «О положении детей в г. Москве» за 2010г., в столице проживает от 24, 8 тыс. до 27,9 тыс. детей-инвалидов [3]. Соответственно, если сопоставить эти два источника официальной информации, то получится, что от 6 до 10 тыс. детей-инвалидов не охвачены образовательными услугами, включая тех, кто по возрасту еще не приступил к обучению, либо уже его закончил.

  3. In-text reference with the coordinate start=9353
    Prefix
    Социальное включение в образовательный процесс детей с особыми потребностями в Москве осуществляется учреждениями как школьного, так и дошкольного образования. Инклюзивная сеть учреждений в 2010 г. включала 84 детских сада, 12 центров развития ребенка, 1 начальную школу-детский сад, 59 школ, 22 центра образования, 14 школ здоровья
    Exact
    [4]
    Suffix
    . 4. Дошкольное образование Осветить динамику развития всех видов дошкольных учреждений не представляется возможным, так как данные о них в статистической отчетности отсутствуют. Так, в докладе «О положении детей в г.

  4. In-text reference with the coordinate start=10328
    Prefix
    До 2009 г. численность таких детей, посещающих ДОУ, проследить невозможно, поскольку показатели в отчетности отсутствовали. Однако, по другим данным, различные дошкольные учреждения посещают 27 тыс. детей с ОВЗ до 7 лет
    Exact
    [4]
    Suffix
    . Если судить по данным доклада «О положении детей в г. Москве», всего лишь 41,8% детей-инвалидов в возрасте до 7 лет включены в программы дошкольного образования (с учетом пользующихся услугами служб ранней помощи, лекотек, групп кратковременного пребывания, психолого-медико-социальные центров).

5
Кучмаева О.В., Петрякова О.Л., И.Ф. Дементьева, Г.В. Сабитова, А.Б. Синельников. Проблема доступности среднего образования для несовершеннолетних лиц с ограниченными возможностями здоровья в г. Москве. ФГНУ ИСВ РАО, 2012. – 208 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=16103
    Prefix
    Москве было проведено комплексное исследование с целью детальной характеристики доступности образовательных услуг для различных категорий детей с ОВЗ, оценки удовлетворенности имеющимися возможностями получения образовательных услуг, выявления основных барьеров и определения перспектив развития инклюзивного образования
    Exact
    [5]
    Suffix
    . Выводы исследования построены на данных выборочных опросов родителей детей в возрасте от 3 до 18 лет имеющих (506 человек) и не имеющих ОВЗ (309 человек), экспертного опроса специалистов (69 человек), фокусгрупп (6).

7
Официальный сайт Департамента образования г. Москвы Режим доступа: URL: http://www.educom. ru/ru/offi cial/detail/?ID=24953
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=13711
    Prefix
    Для детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья, реализуются программы дистанционного основного и дополнительного образования. В 2011 году создано 357 дополнительных мест для обучения с помощью дистанционных технологий (всего на сегодня функционирует 1157 мест)
    Exact
    [7]
    Suffix
    . В настоящее время в России на государственном уровне уделяется значительное внимание дистанционному образованию. Не умаляя его значения для детей, которые по ряду причин вообще не могут посещать хотя бы часть занятий в образовательном учреждении, следует отметить, что оно не предполагает полноценного включения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в учебный процесс.

  2. In-text reference with the coordinate start=24112
    Prefix
    Если опираться на результаты мировых исследований, опубликованных ЮНИСЕФ – в среднем в мире около 2,5% детей имеют существенные нарушения и еще около 8% имеют трудности с «поведением или (и) обучением»
    Exact
    [7]
    Suffix
    – то получим, что в столице около 120 тыс. детей с ОВЗ. При таких расхождениях в оценках сложно четко планировать развитие сети инклюзивного образования. Детей с ОВЗ, лишенных права получать образование, не посещающих какое-либо образовательное учреждение, крайне трудно выявить.

8
Сайты общественной организации «Дорога в мир». Режим доступа. URL: http:// www.dorogavmir.ru, URL: http:// www.russia-speciallife.org
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=11804
    Prefix
    В коррекционных общеобразовательных учреждениях обучалось в 2010/11 учебном годом 11 690 детей (по сравнению с 2005/06 учебным годом их численность уменьшилась на 3,2%), из них лишь 522 ребенка-инвалида проживали в семьях, остальные были на интернатном обучении
    Exact
    [8]
    Suffix
    . С одной стороны, выбор родителями именно коррекционных образовательных учреждений как определяющей формы обучения во многих случаях бывает вынужденным, так как они не решаются оспаривать рекомендации ПМПК, но, с другой – в настоящее время эта форма обучения может дать некоторым детям наибольший образовательный и социализационный эффект на определенном этапе коррекции.

9
Статистическая форма No 85-К «Сведения о деятельности дошкольного образовательного учреждения» и статистическая форма 85-н «Тип и вид дошкольных образовательных учреждений».
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=3221
    Prefix
    бы как «другие», означает «изменение отношения и под ходов людей, организаций и ассоциаций, с тем, чтобы они могли полностью и равноправно участвовать в жизни своего общества и вносить свой вклад в его жизнь и культуру. Инклюзивное общество – это общество, ко торое уважает и ценит отличия одних от других и ак тивно борется с дискриминацией и предубеждениями в политике и подходах»
    Exact
    [9]
    Suffix
    . Инклюзивное образование представляет набор ценностей, принципов и методов, на правленных на обеспечение целевого, эффективного и качественного образова ния для всех учащихся, в рамках которого в первую очередь принимается во вни мание разнообразие условий обучения и образовательных потребностей не только детейинвалидов, детей с ОВЗ, но и всех учащихся.

  2. In-text reference with the coordinate start=5203
    Prefix
    В настоящее время, по сути, статус ребенка с ОВЗ определяется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК). В системе Статистика и математические методы в экономике государственной статистической отчетности России также имеются данные о численности детей с ОВЗ
    Exact
    [9;10]
    Suffix
    , однако это данные только о тех детях, которые включены в образовательный процесс и охвачены образовательными услугами в отдельных видах учреждений. Подобная неполнота информации заставляет в ряде случаев при анализе ситуации в сфере доступности образовательных услуг для детей с нарушениями здоровья, нуждающихся в создании специальных условий при получении образования, пользоваться данными о

  3. In-text reference with the coordinate start=9989
    Prefix
    пребывания детей, в том числе и для детей, имеющих ОВЗ, и 309 центров игровой поддержки, которые также часто посещают дети с серьезными проблемами здоровья, но, к сожалению, данные об их работе в статистической отчетности отсутствуют. По данным официальной статистики, в целом различными формами дошкольного обучения в 2010 г. были охвачены около 9,6 тыс. детей с ОВЗ
    Exact
    [9]
    Suffix
    , в 2009г. их насчитывалось 8,6 тыс. До 2009 г. численность таких детей, посещающих ДОУ, проследить невозможно, поскольку показатели в отчетности отсутствовали. Однако, по другим данным, различные дошкольные учреждения посещают 27 тыс. детей с ОВЗ до 7 лет [4].

10
Статистическая форма No 76РИК «Сведения об учреждениях, реализующих программы общего образования».
Total in-text references: 4
  1. In-text reference with the coordinate start=5203
    Prefix
    В настоящее время, по сути, статус ребенка с ОВЗ определяется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК). В системе Статистика и математические методы в экономике государственной статистической отчетности России также имеются данные о численности детей с ОВЗ
    Exact
    [9;10]
    Suffix
    , однако это данные только о тех детях, которые включены в образовательный процесс и охвачены образовательными услугами в отдельных видах учреждений. Подобная неполнота информации заставляет в ряде случаев при анализе ситуации в сфере доступности образовательных услуг для детей с нарушениями здоровья, нуждающихся в создании специальных условий при получении образования, пользоваться данными о

  2. In-text reference with the coordinate start=7911
    Prefix
    Соответственно, если сопоставить эти два источника официальной информации, то получится, что от 6 до 10 тыс. детей-инвалидов не охвачены образовательными услугами, включая тех, кто по возрасту еще не приступил к обучению, либо уже его закончил. Если опираться на официальную статистику
    Exact
    [10]
    Suffix
    , то в 2010 г. в учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в общеобразовательных учреждениях и школах-интернатах, в кадетских учреждениях обучались 5890 детейинвалидов, на дому – 1931 ребенокинвалид.

  3. In-text reference with the coordinate start=12468
    Prefix
    При сложных поражениях, без достаточного медико-психолого-педагогического сопровождения, без соответствующих образовательных методик такие дети в обычной средней школе учиться не могут, чувствуют свою несостоятельность, что нередко сопровождается негативным отношением к ним как сверстников, так и педагогов. В обычных школах обучалось 3035 детей с ОВЗ
    Exact
    [10]
    Suffix
    (в 2009 г. их насчитывалось 2721). К сожалению, достоверной информации об инклюзивном обучении детей с ОВЗ в более ранний период времени не имеется – эта графа появилась в статистической отчетности лишь в 2009 г.

  4. In-text reference with the coordinate start=13329
    Prefix
    Они используют как групповые формы обучения (например, занятия музыкой, физкультурой), так и индивидуальные, если по каким-либо причинам ребенок не может заниматься с группой. В 2010 г. в столице индивидуально на дому по специальным программам обучались 3352 детей, из них около половины (1931) – дети-инвалиды
    Exact
    [10]
    Suffix
    . Эти показатели остаются достаточно стабильным на протяжении последних пяти лет. Для детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья, реализуются программы дистанционного основного и дополнительного образования.

11
Статистическая форма No 1 (профтех) «Сведения о наличии и движении контингента учащихся и численности обученных по договорам в образовательных учреждениях, реализующих программу начального профессионального образования».
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=14895
    Prefix
    Согласно материалам доклада «О положении детей в городе Москве», в целом в системе профессионального образования Департамента образования города Москвы в 2010 г. обучались 3279 детей с ОВЗ, в том числе 1487 детей-инвалидов. Однако по данным статистической отчетности
    Exact
    [11]
    Suffix
    , Статистика и математические методы в экономике насчитывается лишь 1864 ребенка с ОВЗ, обучающегося в системе начального профессионального образования, а сведений о детях-инвалидах из отчетности почерпнуть невозможно.