The 14 references with contexts in paper A. Shumov V., А. Шумов В. (2016) “Анализ целевых направлений развития технических средств наблюдения глобальной аэронавигационной системы // Analysing the Target Surveillance Technology Development Trends of the Global Air Navigation System” / spz:neicon:radiovega:y:2015:i:5:p:16-36

1
Глобальный aэронавигационный план на 2013-2028 гг. Международная организация гражданской авиации. Монреаль. 2013. 147 с.
Total in-text references: 8
  1. In-text reference with the coordinate start=1963
    Prefix
    : аэронавигация, траектория, радиолокация, диспетчерский пункт, система наблюдения Введение Глобальный аэронавигационный план ИКАО на 2013-2028 гг. определяет концепцию развития мировой аэронавигационной системы, а также содержит указания о технологиях наземных и бортовых радиоэлектронных средств следующего поколения, которые будут использоваться во всем мире
    Exact
    [1]
    Suffix
    . В соответствии с Глобальным аэронавигационным планом ИКАО рядом государств – членов ИКАО реализуются программы совершенствования их аэронавигационных систем. Основную роль на мировой арене здесь играют программы SESAR в Европе и NextGen в США.

  2. In-text reference with the coordinate start=6543
    Prefix
    Навигация, основанная на характеристиках ИКАО сосредоточила свои усилия на разработке и внедрении навигации, основанной на характеристиках (PBN), производства полетов в режиме непрерывного снижения (CDO), производства полетов в режиме постоянного набора высоты (ССО) и на оптимизации использования ВПП на основе установления очередности (AMAN/DMAN)
    Exact
    [1]
    Suffix
    . Достигнутый прогресс в части заходов на посадку по PBN ИКАО призвала государства внедрять схемы захода на посадку по PBN с использованием требуемых навигационных характеристик (RNP) с вертикальным наведением (APV) с применением спутниковой системы функционального дополнения (SBAS) или с барометрической вертикальной навигацией (Baro-VNAV).

  3. In-text reference with the coordinate start=7707
    Prefix
    Навигация, основанная на характеристиках (PBN): Маршрутное, океаническое и удаленное континентальное воздушное пространство. Маршрутное, континентальное воздушное пространство. Воздушное пространство районов аэродромов: прибытие и вылет. Заход на посадку
    Exact
    [1]
    Suffix
    Для выполнения полетов по маршруту будет использоваться RNP 2 ‒ в океаническом и удаленном воздушном пространстве, а также RNP 1 ‒ в континентальном воздушном пространстве. Предполагается, что развитие PBN будет включать вылеты по RNP AR (санкционируемые требуемые характеристики) и новые варианты А-RNP, в том числе управление временем прибытия в аэродромном

  4. In-text reference with the coordinate start=10811
    Prefix
    Однако влияние ионосферы создает трудности для обеспечения SBAS точных заходов на посадку в экваториальных регионах при использовании одночастотной GPS. Рис. 5. Навигация: инструменты реализации, функциональные возможности (обычные средства – PBN, спутниковые средства ‒ точный заход на посадку)
    Exact
    [1]
    Suffix
    В Российской Федерации эксплуатируется основанная на GPS и ГЛОНАСС система GBAS CAT I, а в некоторых аэропортах ряда государств – основанная на GPS. В настоящее время эксплуатационную проверку проходят SARPS для GBAS САТ II/III.

  5. In-text reference with the coordinate start=16930
    Prefix
    вместо экономически невыгодного вращающегося (радиолокационного) оборудования; ‒ кооперативное зависимое наблюдение ‒ основано на предоставлении воздушным судном своего местоположения, высоты, позывного и других параметров посредством линии передачи данных, и полностью зависящего от работы систем воздушного судна; ‒ наблюдение «воздух – воздух»: на основе ADS-BIn/Out. По плану ИКАО
    Exact
    [1]
    Suffix
    совместное наблюдение будет осуществляться в основном на основе имеющихся в настоящее время технических средств с использованием полос радиочастот 1030/1090 МГц (ВОРЛ, режима S, WAM и ADS-B) (рис. 7).

  6. In-text reference with the coordinate start=17223
    Prefix
    По плану ИКАО [1] совместное наблюдение будет осуществляться в основном на основе имеющихся в настоящее время технических средств с использованием полос радиочастот 1030/1090 МГц (ВОРЛ, режима S, WAM и ADS-B) (рис. 7). Рис. 7. Наблюдение с помощью наземных средств
    Exact
    [1]
    Suffix
    Сильно возрастет значение бортового компонента системы наблюдения, планируется постепенная передача функций, выполняемых наземным оборудованием, бортовым системам. Произойдет активное развертывание систем совместного наблюдения: ADS-B, MLAT, WAM.

  7. In-text reference with the coordinate start=18185
    Prefix
    Процессы планирования ОрВД, совместного принятия решений и выполнения тактических операций будут всегда основываться на использовании самых последних и наиболее точных данных о траектории. Каждое воздушное судно станет элементом сети SWIM с полномасштабной интеграцией бортовых систем (рис. 8). Рис. 8. Общесистемное управление информацией (SWIM)
    Exact
    [1]
    Suffix
    Ожидается, что в распоряжение органов ОВД поступят мультистатические первичные обзорные радиолокаторы (МПОРЛ), а их развертывание обеспечит получение значительной экономии. Планируются к активному внедрению дистанционно управляемые аэродромные диспетчерские пункты, использующие средства дистанционного визуального наблюдения.

  8. In-text reference with the coordinate start=24883
    Prefix
    ; – для целей аэродромного диспетчерского обслуживания – первичный радиолокатор, средства мультилатерации и ADS-B, а также другие системы наблюдения (датчики миллиметрового диапазона, видеосистемы и др.). Здесь важно понимать, что количество первичных радиолокаторов в соответствии с Глобальным aэронавигационным планом ИКАО на 2013–2028 гг. планируется резко сократить
    Exact
    [1]
    Suffix
    . Для организации наземного движения транспорта на аэродроме будет использоваться концепция A-SMGCS. Важнейшей функцией системы A-SMGCS является осуществление наблюдения за ВС на поверхности аэродрома, включая начальный и заключительный этапы полета, при этом должна быть обеспечена идентификация и установление местоположения всех участников движения с требуемой

2
ЭТАП ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОЕКТА SESAR. Отчет D1: Структура воздушного транспорта. Текущая ситуация. DLM-0602-001-03-00. SESAR Consortium 2006. 105 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3046
    Prefix
    аэронавигационные службы и системы недостаточно интегрированы и базируются на технологиях, работающих на пределах своих возможностей) и с целью удовлетворения постоянно растущего спроса на воздушные перевозки участники европейской системы ОрВД пришли к сотрудничеству в рамках программы SESAR (Single European Sky ATM Research ‒ Исследование системы ОрВД Единого европейского неба)
    Exact
    [2-4]
    Suffix
    . Долгосрочная цель программы состоит в том, чтобы разработать систему ОрВД нового поколения, способную обеспечить безопасность и пропускную способность воздушного транспорта на последующие 30 лет.

3
Этап определения проекта SESAR Отчет D3: Целевая концепция ОрВД DLM-0612001-02-00 SESAR Consortium 2007.
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=3046
    Prefix
    аэронавигационные службы и системы недостаточно интегрированы и базируются на технологиях, работающих на пределах своих возможностей) и с целью удовлетворения постоянно растущего спроса на воздушные перевозки участники европейской системы ОрВД пришли к сотрудничеству в рамках программы SESAR (Single European Sky ATM Research ‒ Исследование системы ОрВД Единого европейского неба)
    Exact
    [2-4]
    Suffix
    . Долгосрочная цель программы состоит в том, чтобы разработать систему ОрВД нового поколения, способную обеспечить безопасность и пропускную способность воздушного транспорта на последующие 30 лет.

  2. In-text reference with the coordinate start=4428
    Prefix
    Воздушные трассы строго привязаны к наземным средствам, так как при этом традиционном способе навигации воздушное судно осуществляет навигацию посредством пролета над наземным средством либо же по пересечению траектории (рис. 1а) [6]. а) б) в) Рис. 1. Навигация: традиционная (а), RNAV (б), RNP (в)
    Exact
    [3]
    Suffix
    Следующим за традиционным способом навигации стал метод зональной навигации RNAV, который позволяет воздушному судну осуществлять навигацию по любой горизонтальной траектории полета как в пределах зон действия наземных средств, так и в пределах допустимых точностных характеристик бортовых навигационных средств, либо при их совместном использовании.

  3. In-text reference with the coordinate start=16010
    Prefix
    информацию о местоположении воздушных судов прямо зависит минимальное расстояние, которое должно выдерживаться между воздушными судами (т. е. нормы эшелонирования), и следовательно, эффективность использования участка воздушного пространства [12]. 2.1. Планы развития средств наблюдения Программа SESAR после 2020 года выделяет четыре основных принципа наблюдения
    Exact
    [3]
    Suffix
    : ‒ независимое не кооперативное наблюдение с помощью первичных радиолокаторов (PSR) ‒ будет продолжать использоваться, как необходимо для обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности, а также обнаружения ВС с выключенным транспондером или неопознанных транспортных средств. ‒ кооперативное независимое наблюдение, которое обеспечивает основной способ наблюдения в

4
SESAR Master Plan D5. DLM-0710-001-02-00 SESAR Consortium 2008. 123 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3046
    Prefix
    аэронавигационные службы и системы недостаточно интегрированы и базируются на технологиях, работающих на пределах своих возможностей) и с целью удовлетворения постоянно растущего спроса на воздушные перевозки участники европейской системы ОрВД пришли к сотрудничеству в рамках программы SESAR (Single European Sky ATM Research ‒ Исследование системы ОрВД Единого европейского неба)
    Exact
    [2-4]
    Suffix
    . Долгосрочная цель программы состоит в том, чтобы разработать систему ОрВД нового поколения, способную обеспечить безопасность и пропускную способность воздушного транспорта на последующие 30 лет.

6
Правила аэронавигационного обслуживания. Международная организация гражданской авиации. Монреаль: ИКАО. 2007. 481 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=4328
    Prefix
    Воздушные трассы строго привязаны к наземным средствам, так как при этом традиционном способе навигации воздушное судно осуществляет навигацию посредством пролета над наземным средством либо же по пересечению траектории (рис. 1а)
    Exact
    [6]
    Suffix
    . а) б) в) Рис. 1. Навигация: традиционная (а), RNAV (б), RNP (в) [3] Следующим за традиционным способом навигации стал метод зональной навигации RNAV, который позволяет воздушному судну осуществлять навигацию по любой горизонтальной траектории полета как в пределах зон действия наземных средств, так и в пределах допустимых точностных характеристик бортовых навигационных сре

7
Руководство по навигации, основанной на характеристиках (PBN). Международная организация гражданской авиации. Монреаль. 2013. 444 с.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=5705
    Prefix
    Мониторинг эксплуатационных характеристик и выдача предупреждений на борту ВС указывают на нахождение ВС в заданных точностных пределах. На рис. 2 представлены варианты применения навигационной спецификации по этапам полета. Рис. 2. Применение навигационной спецификации по этапам полета
    Exact
    [7]
    Suffix
    Основное различие систем заключается в том, что в RNP в отличие от RNAV есть требование осуществлять контроль за выдерживанием характеристик и выдавать предупреждения. Применение спецификаций зональной навигации резко улучшило навигационную обстановку в аэродромной зоне (рис. 3).

  2. In-text reference with the coordinate start=9968
    Prefix
    Разрешение на использование четырехмерных маршрутов будет применяться в отношении определенного времени (например, в течение 30 мин.). 1.4. Планируемые технические средства реализации PBN GNSS является основным техническим средством, наличие которого обеспечило возможность разработки PBN (рис. 5)
    Exact
    [7]
    Suffix
    . SBAS, основанная на использовании GPS, имеется в Северной Америке (WAAS), Европе (EGNOS) и Японии (MSAS), в ближайшее время она будет использоваться в Индии (GAGAN) и России (SDCM). На данный момент (преимущественно в Северной Америке) внедрено несколько тысяч схем захода на посадку с использованием SBAS.

8
Липин А.В. Внедрение зональной авиации в России. Режим доступа: http://www.atminst.ru/up_files/doklad_9.pdf (дата обращения 20.11.2014).
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=6137
    Prefix
    Применение спецификаций зональной навигации резко улучшило навигационную обстановку в аэродромной зоне (рис. 3). Рис. 3. Траектории захода на посадку в аэропорту Чикаго: слева ‒ с применением традиционных средств навигации, справа ‒ с применением RNP1
    Exact
    [8]
    Suffix
    1.2. Навигация, основанная на характеристиках ИКАО сосредоточила свои усилия на разработке и внедрении навигации, основанной на характеристиках (PBN), производства полетов в режиме непрерывного снижения (CDO), производства полетов в режиме постоянного набора высоты (ССО) и на оптимизации использования ВПП на основе установления очередности (AMAN/DMAN) [1].

9
Опыт разработки схем для применения процедур PBN // Доклад. Режим доступа: http://www.atminst.ru/up_files/doklad_rozeinzon%20_%20pbn_seminar%2024-09-13.pdf (дата обращения 20.11.2014).
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=12555
    Prefix
    Переход к операциям, основанным на GNSS, приведет к выводу из эксплуатации традиционных навигационных средств (VOR, NDB/ADF). 1.5. Навигационное поле России Основу навигационного поля Российской Федерации при полетах по маршрутам составляют приводные радиостанции (NDB)
    Exact
    [9]
    Suffix
    . Кроме того, навигация осуществляется с помощью всенаправленных азимутальных ОВЧ-радиомаяков VOR и всенаправленных ультравысокочастотных радиомаяков дальномерных DME, которые, как правило, установлены на совмещенных позициях в районе аэродрома.

  2. In-text reference with the coordinate start=13900
    Prefix
    Кроме этого, системами ILS оснащены аэропорты федерального значения и ряд крупных аэропортов. В настоящее время использование DME/DME для процедур RNAV в Российской Федерации пока не используется
    Exact
    [9]
    Suffix
    . Предполагается в ближайшее время установить необходимое количество DME для использования метода DME/DME в аэропортах Московской воздушной зоны (Домодедово, Шереметьево, Внуково) и ряде других крупных международных аэропортах (рис. 6).

10
Бобряков В., Мутовкин В. Управление воздушным движением: Какая АС нужна России? Режим доступа: http://gov.itcnews.com/reviews/index.shtml?2008/09/05/316444_2 (дата обращения 20.11.2014).
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=14272
    Prefix
    Предполагается в ближайшее время установить необходимое количество DME для использования метода DME/DME в аэропортах Московской воздушной зоны (Домодедово, Шереметьево, Внуково) и ряде других крупных международных аэропортах (рис. 6). Рис. 6. Траектории полетов в Московской воздушной зоне (80 минут наблюдения)
    Exact
    [10]
    Suffix
    В соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09 ноября 2010 года No 242 утверждены следующие типы RNP для маршрутов зональной навигации [11]: RNP‐10 ‐для полетов воздушных судов по трассам зональной навигации над акваторией Северного Ледовитого океана и других открытых вод, где Российская Федерация ответственна за ОрВД, а также трассам,

11
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации No 242. от 09.11.2010 «Об утверждении типов требуемых навигационных характеристик для маршрутов зональной навигации» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.12.2010 No19144) // "Российская газета". No283. 15.12.2010.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=14441
    Prefix
    Траектории полетов в Московской воздушной зоне (80 минут наблюдения) [10] В соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09 ноября 2010 года No 242 утверждены следующие типы RNP для маршрутов зональной навигации
    Exact
    [11]
    Suffix
    : RNP‐10 ‐для полетов воздушных судов по трассам зональной навигации над акваторией Северного Ледовитого океана и других открытых вод, где Российская Федерация ответственна за ОрВД, а также трассам, расположенным в удаленных континентальных районах со слаборазвитой инфраструктурой ОрВД на базе навигации, основанной на применении автономной бортовой системы навигации

12
Руководство по авиационному наблюдению. Международная организация гражданской авиации. Монреаль: ИКАО. 2012. 336 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=15883
    Prefix
    От способности точно определять, отслеживать и обновлять информацию о местоположении воздушных судов прямо зависит минимальное расстояние, которое должно выдерживаться между воздушными судами (т. е. нормы эшелонирования), и следовательно, эффективность использования участка воздушного пространства
    Exact
    [12]
    Suffix
    . 2.1. Планы развития средств наблюдения Программа SESAR после 2020 года выделяет четыре основных принципа наблюдения [3]: ‒ независимое не кооперативное наблюдение с помощью первичных радиолокаторов (PSR) ‒ будет продолжать использоваться, как необходимо для обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности, а также обнаружения ВС с выключенным транспондером и

13
Руководство по полетам и потокам движения: информация для совместного использования воздушного пространства (FF-ICE). Международная организация гражданской авиации. Монреаль: ИКАО. 2012. 172 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=17565
    Prefix
    Наблюдение с помощью наземных средств [1] Сильно возрастет значение бортового компонента системы наблюдения, планируется постепенная передача функций, выполняемых наземным оборудованием, бортовым системам. Произойдет активное развертывание систем совместного наблюдения: ADS-B, MLAT, WAM. Начинают появляться первые системы общесистемного управления информацией – SWIM
    Exact
    [13]
    Suffix
    : все элементы сети ОрВД в необходимых масштабах будут обмениваться информацией о траекториях, начиная с этапа разработки траекторий, а затем в ходе полета и реализации мероприятий после его завершения.

14
Руководство по усовершенствованным системам управления наземным движением и контроля за ним (A-SMGCS). Международная организация гражданской авиации. Монреаль: ИКАО. 2004. 100 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=19137
    Prefix
    Планируется, что объем использования первичных радиолокаторов будет постепенно уменьшаться, поскольку они будут заменяться средствами совместного (кооперативного) наблюдения. 2.2. Аэропортовое наземное движение Усовершенствованная система управления и контроля за наземным движением ASMGCS
    Exact
    [14]
    Suffix
    обеспечивает наблюдение и выдачу предупреждений о движении как воздушных судов, так и наземных транспортных средств на территории аэродрома, тем самым повышая уровень безопасности на любом аэродроме.

15
Сайт компании Frequentis. Режим доступа: www.frequentis.com (дата обращения 20.11.2014). Radiooptics of the Bauman MSTU, 2015, no. 05, pp. 128–136.
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=21519
    Prefix
    Системы синтетического видения в видимом и инфракрасном диапазонах спектра могут обеспечить возможность работы в круглосуточном режиме в широком диапазоне погодных условий. Здесь следует понимать, что тем не менее имеются серьезные ограничения по применению таких систем в условиях интенсивного дождя, снега, тумана
    Exact
    [15]
    Suffix
    . Рис. 9. Схема применения RTC [15] Впервые в мире реализация RTC началась в 2011 году в Швеции. В системе дистанционно управляемого аэродромного диспетчерского обслуживания «SAAB Remote Tower System» используется множество камер высокого разрешения, микрофонов, сигнальных огней и метеорологических сенсоров, установленных у взлетно-посадочной полосы.

  2. In-text reference with the coordinate start=21552
    Prefix
    Системы синтетического видения в видимом и инфракрасном диапазонах спектра могут обеспечить возможность работы в круглосуточном режиме в широком диапазоне погодных условий. Здесь следует понимать, что тем не менее имеются серьезные ограничения по применению таких систем в условиях интенсивного дождя, снега, тумана [15]. Рис. 9. Схема применения RTC
    Exact
    [15]
    Suffix
    Впервые в мире реализация RTC началась в 2011 году в Швеции. В системе дистанционно управляемого аэродромного диспетчерского обслуживания «SAAB Remote Tower System» используется множество камер высокого разрешения, микрофонов, сигнальных огней и метеорологических сенсоров, установленных у взлетно-посадочной полосы.

  3. In-text reference with the coordinate start=22482
    Prefix
    Воздушное движение в аэропортах Sundsvall и Örnsköldsvik управляется из совместного Центра дистанционного управления диспетчерским пунктом вышки, расположенного в Аэропорту Sundsvall. Рис. 10. Состав оборудования RTC
    Exact
    [15]
    Suffix
    Известно, что большой объем подобных разработок осуществляется в других государствах и регионах ИКАО, в частности в США, Канаде и Австралии. При наличии некоторых различий общие концепции в целом совместимы с европейскими на основе разрабатываемого под эгидой ИКАО глобального подхода к вопросу о дистанционном управлении аэродромным диспетчерским обслуживанием.