The 25 reference contexts in paper A. Shumov V., А. Шумов В. (2016) “Анализ целевых направлений развития технических средств наблюдения глобальной аэронавигационной системы // Analysing the Target Surveillance Technology Development Trends of the Global Air Navigation System” / spz:neicon:radiovega:y:2015:i:5:p:16-36

  1. Start
    1963
    Prefix
    : аэронавигация, траектория, радиолокация, диспетчерский пункт, система наблюдения Введение Глобальный аэронавигационный план ИКАО на 2013-2028 гг. определяет концепцию развития мировой аэронавигационной системы, а также содержит указания о технологиях наземных и бортовых радиоэлектронных средств следующего поколения, которые будут использоваться во всем мире
    Exact
    [1]
    Suffix
    . В соответствии с Глобальным аэронавигационным планом ИКАО рядом государств – членов ИКАО реализуются программы совершенствования их аэронавигационных систем. Основную роль на мировой арене здесь играют программы SESAR в Европе и NextGen в США.
    (check this in PDF content)

  2. Start
    3046
    Prefix
    аэронавигационные службы и системы недостаточно интегрированы и базируются на технологиях, работающих на пределах своих возможностей) и с целью удовлетворения постоянно растущего спроса на воздушные перевозки участники европейской системы ОрВД пришли к сотрудничеству в рамках программы SESAR (Single European Sky ATM Research ‒ Исследование системы ОрВД Единого европейского неба)
    Exact
    [2-4]
    Suffix
    . Долгосрочная цель программы состоит в том, чтобы разработать систему ОрВД нового поколения, способную обеспечить безопасность и пропускную способность воздушного транспорта на последующие 30 лет.
    (check this in PDF content)

  3. Start
    4328
    Prefix
    Воздушные трассы строго привязаны к наземным средствам, так как при этом традиционном способе навигации воздушное судно осуществляет навигацию посредством пролета над наземным средством либо же по пересечению траектории (рис. 1а)
    Exact
    [6]
    Suffix
    . а) б) в) Рис. 1. Навигация: традиционная (а), RNAV (б), RNP (в) [3] Следующим за традиционным способом навигации стал метод зональной навигации RNAV, который позволяет воздушному судну осуществлять навигацию по любой горизонтальной траектории полета как в пределах зон действия наземных средств, так и в пределах допустимых точностных характеристик бортовых навигационных сре
    (check this in PDF content)

  4. Start
    4428
    Prefix
    Воздушные трассы строго привязаны к наземным средствам, так как при этом традиционном способе навигации воздушное судно осуществляет навигацию посредством пролета над наземным средством либо же по пересечению траектории (рис. 1а) [6]. а) б) в) Рис. 1. Навигация: традиционная (а), RNAV (б), RNP (в)
    Exact
    [3]
    Suffix
    Следующим за традиционным способом навигации стал метод зональной навигации RNAV, который позволяет воздушному судну осуществлять навигацию по любой горизонтальной траектории полета как в пределах зон действия наземных средств, так и в пределах допустимых точностных характеристик бортовых навигационных средств, либо при их совместном использовании.
    (check this in PDF content)

  5. Start
    5705
    Prefix
    Мониторинг эксплуатационных характеристик и выдача предупреждений на борту ВС указывают на нахождение ВС в заданных точностных пределах. На рис. 2 представлены варианты применения навигационной спецификации по этапам полета. Рис. 2. Применение навигационной спецификации по этапам полета
    Exact
    [7]
    Suffix
    Основное различие систем заключается в том, что в RNP в отличие от RNAV есть требование осуществлять контроль за выдерживанием характеристик и выдавать предупреждения. Применение спецификаций зональной навигации резко улучшило навигационную обстановку в аэродромной зоне (рис. 3).
    (check this in PDF content)

  6. Start
    6137
    Prefix
    Применение спецификаций зональной навигации резко улучшило навигационную обстановку в аэродромной зоне (рис. 3). Рис. 3. Траектории захода на посадку в аэропорту Чикаго: слева ‒ с применением традиционных средств навигации, справа ‒ с применением RNP1
    Exact
    [8]
    Suffix
    1.2. Навигация, основанная на характеристиках ИКАО сосредоточила свои усилия на разработке и внедрении навигации, основанной на характеристиках (PBN), производства полетов в режиме непрерывного снижения (CDO), производства полетов в режиме постоянного набора высоты (ССО) и на оптимизации использования ВПП на основе установления очередности (AMAN/DMAN) [1].
    (check this in PDF content)

  7. Start
    6543
    Prefix
    Навигация, основанная на характеристиках ИКАО сосредоточила свои усилия на разработке и внедрении навигации, основанной на характеристиках (PBN), производства полетов в режиме непрерывного снижения (CDO), производства полетов в режиме постоянного набора высоты (ССО) и на оптимизации использования ВПП на основе установления очередности (AMAN/DMAN)
    Exact
    [1]
    Suffix
    . Достигнутый прогресс в части заходов на посадку по PBN ИКАО призвала государства внедрять схемы захода на посадку по PBN с использованием требуемых навигационных характеристик (RNP) с вертикальным наведением (APV) с применением спутниковой системы функционального дополнения (SBAS) или с барометрической вертикальной навигацией (Baro-VNAV).
    (check this in PDF content)

  8. Start
    7707
    Prefix
    Навигация, основанная на характеристиках (PBN): Маршрутное, океаническое и удаленное континентальное воздушное пространство. Маршрутное, континентальное воздушное пространство. Воздушное пространство районов аэродромов: прибытие и вылет. Заход на посадку
    Exact
    [1]
    Suffix
    Для выполнения полетов по маршруту будет использоваться RNP 2 ‒ в океаническом и удаленном воздушном пространстве, а также RNP 1 ‒ в континентальном воздушном пространстве. Предполагается, что развитие PBN будет включать вылеты по RNP AR (санкционируемые требуемые характеристики) и новые варианты А-RNP, в том числе управление временем прибытия в аэродромном
    (check this in PDF content)

  9. Start
    9968
    Prefix
    Разрешение на использование четырехмерных маршрутов будет применяться в отношении определенного времени (например, в течение 30 мин.). 1.4. Планируемые технические средства реализации PBN GNSS является основным техническим средством, наличие которого обеспечило возможность разработки PBN (рис. 5)
    Exact
    [7]
    Suffix
    . SBAS, основанная на использовании GPS, имеется в Северной Америке (WAAS), Европе (EGNOS) и Японии (MSAS), в ближайшее время она будет использоваться в Индии (GAGAN) и России (SDCM). На данный момент (преимущественно в Северной Америке) внедрено несколько тысяч схем захода на посадку с использованием SBAS.
    (check this in PDF content)

  10. Start
    10811
    Prefix
    Однако влияние ионосферы создает трудности для обеспечения SBAS точных заходов на посадку в экваториальных регионах при использовании одночастотной GPS. Рис. 5. Навигация: инструменты реализации, функциональные возможности (обычные средства – PBN, спутниковые средства ‒ точный заход на посадку)
    Exact
    [1]
    Suffix
    В Российской Федерации эксплуатируется основанная на GPS и ГЛОНАСС система GBAS CAT I, а в некоторых аэропортах ряда государств – основанная на GPS. В настоящее время эксплуатационную проверку проходят SARPS для GBAS САТ II/III.
    (check this in PDF content)

  11. Start
    12555
    Prefix
    Переход к операциям, основанным на GNSS, приведет к выводу из эксплуатации традиционных навигационных средств (VOR, NDB/ADF). 1.5. Навигационное поле России Основу навигационного поля Российской Федерации при полетах по маршрутам составляют приводные радиостанции (NDB)
    Exact
    [9]
    Suffix
    . Кроме того, навигация осуществляется с помощью всенаправленных азимутальных ОВЧ-радиомаяков VOR и всенаправленных ультравысокочастотных радиомаяков дальномерных DME, которые, как правило, установлены на совмещенных позициях в районе аэродрома.
    (check this in PDF content)

  12. Start
    13900
    Prefix
    Кроме этого, системами ILS оснащены аэропорты федерального значения и ряд крупных аэропортов. В настоящее время использование DME/DME для процедур RNAV в Российской Федерации пока не используется
    Exact
    [9]
    Suffix
    . Предполагается в ближайшее время установить необходимое количество DME для использования метода DME/DME в аэропортах Московской воздушной зоны (Домодедово, Шереметьево, Внуково) и ряде других крупных международных аэропортах (рис. 6).
    (check this in PDF content)

  13. Start
    14272
    Prefix
    Предполагается в ближайшее время установить необходимое количество DME для использования метода DME/DME в аэропортах Московской воздушной зоны (Домодедово, Шереметьево, Внуково) и ряде других крупных международных аэропортах (рис. 6). Рис. 6. Траектории полетов в Московской воздушной зоне (80 минут наблюдения)
    Exact
    [10]
    Suffix
    В соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09 ноября 2010 года No 242 утверждены следующие типы RNP для маршрутов зональной навигации [11]: RNP‐10 ‐для полетов воздушных судов по трассам зональной навигации над акваторией Северного Ледовитого океана и других открытых вод, где Российская Федерация ответственна за ОрВД, а также трассам,
    (check this in PDF content)

  14. Start
    14441
    Prefix
    Траектории полетов в Московской воздушной зоне (80 минут наблюдения) [10] В соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09 ноября 2010 года No 242 утверждены следующие типы RNP для маршрутов зональной навигации
    Exact
    [11]
    Suffix
    : RNP‐10 ‐для полетов воздушных судов по трассам зональной навигации над акваторией Северного Ледовитого океана и других открытых вод, где Российская Федерация ответственна за ОрВД, а также трассам, расположенным в удаленных континентальных районах со слаборазвитой инфраструктурой ОрВД на базе навигации, основанной на применении автономной бортовой системы навигации
    (check this in PDF content)

  15. Start
    15883
    Prefix
    От способности точно определять, отслеживать и обновлять информацию о местоположении воздушных судов прямо зависит минимальное расстояние, которое должно выдерживаться между воздушными судами (т. е. нормы эшелонирования), и следовательно, эффективность использования участка воздушного пространства
    Exact
    [12]
    Suffix
    . 2.1. Планы развития средств наблюдения Программа SESAR после 2020 года выделяет четыре основных принципа наблюдения [3]: ‒ независимое не кооперативное наблюдение с помощью первичных радиолокаторов (PSR) ‒ будет продолжать использоваться, как необходимо для обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности, а также обнаружения ВС с выключенным транспондером и
    (check this in PDF content)

  16. Start
    16010
    Prefix
    информацию о местоположении воздушных судов прямо зависит минимальное расстояние, которое должно выдерживаться между воздушными судами (т. е. нормы эшелонирования), и следовательно, эффективность использования участка воздушного пространства [12]. 2.1. Планы развития средств наблюдения Программа SESAR после 2020 года выделяет четыре основных принципа наблюдения
    Exact
    [3]
    Suffix
    : ‒ независимое не кооперативное наблюдение с помощью первичных радиолокаторов (PSR) ‒ будет продолжать использоваться, как необходимо для обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности, а также обнаружения ВС с выключенным транспондером или неопознанных транспортных средств. ‒ кооперативное независимое наблюдение, которое обеспечивает основной способ наблюдения в
    (check this in PDF content)

  17. Start
    16930
    Prefix
    вместо экономически невыгодного вращающегося (радиолокационного) оборудования; ‒ кооперативное зависимое наблюдение ‒ основано на предоставлении воздушным судном своего местоположения, высоты, позывного и других параметров посредством линии передачи данных, и полностью зависящего от работы систем воздушного судна; ‒ наблюдение «воздух – воздух»: на основе ADS-BIn/Out. По плану ИКАО
    Exact
    [1]
    Suffix
    совместное наблюдение будет осуществляться в основном на основе имеющихся в настоящее время технических средств с использованием полос радиочастот 1030/1090 МГц (ВОРЛ, режима S, WAM и ADS-B) (рис. 7).
    (check this in PDF content)

  18. Start
    17223
    Prefix
    По плану ИКАО [1] совместное наблюдение будет осуществляться в основном на основе имеющихся в настоящее время технических средств с использованием полос радиочастот 1030/1090 МГц (ВОРЛ, режима S, WAM и ADS-B) (рис. 7). Рис. 7. Наблюдение с помощью наземных средств
    Exact
    [1]
    Suffix
    Сильно возрастет значение бортового компонента системы наблюдения, планируется постепенная передача функций, выполняемых наземным оборудованием, бортовым системам. Произойдет активное развертывание систем совместного наблюдения: ADS-B, MLAT, WAM.
    (check this in PDF content)

  19. Start
    17565
    Prefix
    Наблюдение с помощью наземных средств [1] Сильно возрастет значение бортового компонента системы наблюдения, планируется постепенная передача функций, выполняемых наземным оборудованием, бортовым системам. Произойдет активное развертывание систем совместного наблюдения: ADS-B, MLAT, WAM. Начинают появляться первые системы общесистемного управления информацией – SWIM
    Exact
    [13]
    Suffix
    : все элементы сети ОрВД в необходимых масштабах будут обмениваться информацией о траекториях, начиная с этапа разработки траекторий, а затем в ходе полета и реализации мероприятий после его завершения.
    (check this in PDF content)

  20. Start
    18185
    Prefix
    Процессы планирования ОрВД, совместного принятия решений и выполнения тактических операций будут всегда основываться на использовании самых последних и наиболее точных данных о траектории. Каждое воздушное судно станет элементом сети SWIM с полномасштабной интеграцией бортовых систем (рис. 8). Рис. 8. Общесистемное управление информацией (SWIM)
    Exact
    [1]
    Suffix
    Ожидается, что в распоряжение органов ОВД поступят мультистатические первичные обзорные радиолокаторы (МПОРЛ), а их развертывание обеспечит получение значительной экономии. Планируются к активному внедрению дистанционно управляемые аэродромные диспетчерские пункты, использующие средства дистанционного визуального наблюдения.
    (check this in PDF content)

  21. Start
    19137
    Prefix
    Планируется, что объем использования первичных радиолокаторов будет постепенно уменьшаться, поскольку они будут заменяться средствами совместного (кооперативного) наблюдения. 2.2. Аэропортовое наземное движение Усовершенствованная система управления и контроля за наземным движением ASMGCS
    Exact
    [14]
    Suffix
    обеспечивает наблюдение и выдачу предупреждений о движении как воздушных судов, так и наземных транспортных средств на территории аэродрома, тем самым повышая уровень безопасности на любом аэродроме.
    (check this in PDF content)

  22. Start
    21519
    Prefix
    Системы синтетического видения в видимом и инфракрасном диапазонах спектра могут обеспечить возможность работы в круглосуточном режиме в широком диапазоне погодных условий. Здесь следует понимать, что тем не менее имеются серьезные ограничения по применению таких систем в условиях интенсивного дождя, снега, тумана
    Exact
    [15]
    Suffix
    . Рис. 9. Схема применения RTC [15] Впервые в мире реализация RTC началась в 2011 году в Швеции. В системе дистанционно управляемого аэродромного диспетчерского обслуживания «SAAB Remote Tower System» используется множество камер высокого разрешения, микрофонов, сигнальных огней и метеорологических сенсоров, установленных у взлетно-посадочной полосы.
    (check this in PDF content)

  23. Start
    21552
    Prefix
    Системы синтетического видения в видимом и инфракрасном диапазонах спектра могут обеспечить возможность работы в круглосуточном режиме в широком диапазоне погодных условий. Здесь следует понимать, что тем не менее имеются серьезные ограничения по применению таких систем в условиях интенсивного дождя, снега, тумана [15]. Рис. 9. Схема применения RTC
    Exact
    [15]
    Suffix
    Впервые в мире реализация RTC началась в 2011 году в Швеции. В системе дистанционно управляемого аэродромного диспетчерского обслуживания «SAAB Remote Tower System» используется множество камер высокого разрешения, микрофонов, сигнальных огней и метеорологических сенсоров, установленных у взлетно-посадочной полосы.
    (check this in PDF content)

  24. Start
    22482
    Prefix
    Воздушное движение в аэропортах Sundsvall и Örnsköldsvik управляется из совместного Центра дистанционного управления диспетчерским пунктом вышки, расположенного в Аэропорту Sundsvall. Рис. 10. Состав оборудования RTC
    Exact
    [15]
    Suffix
    Известно, что большой объем подобных разработок осуществляется в других государствах и регионах ИКАО, в частности в США, Канаде и Австралии. При наличии некоторых различий общие концепции в целом совместимы с европейскими на основе разрабатываемого под эгидой ИКАО глобального подхода к вопросу о дистанционном управлении аэродромным диспетчерским обслуживанием.
    (check this in PDF content)

  25. Start
    24883
    Prefix
    ; – для целей аэродромного диспетчерского обслуживания – первичный радиолокатор, средства мультилатерации и ADS-B, а также другие системы наблюдения (датчики миллиметрового диапазона, видеосистемы и др.). Здесь важно понимать, что количество первичных радиолокаторов в соответствии с Глобальным aэронавигационным планом ИКАО на 2013–2028 гг. планируется резко сократить
    Exact
    [1]
    Suffix
    . Для организации наземного движения транспорта на аэродроме будет использоваться концепция A-SMGCS. Важнейшей функцией системы A-SMGCS является осуществление наблюдения за ВС на поверхности аэродрома, включая начальный и заключительный этапы полета, при этом должна быть обеспечена идентификация и установление местоположения всех участников движения с требуемой
    (check this in PDF content)