The 14 references with contexts in paper E. Mamedova B., M. Batiushin M., Е. Мамедова Б., М. Батюшин М. (2015) “Школа «Здоровая почка» как основа реализации образовательной стратегии у больных нефрологического профиля // School «Healthy kidney» as basis for implementation of educational strategies in patients with nephrological profile” / spz:neicon:nefr:y:2015:i:5:p:68-71

1
Смирнов АВ, Добронравов ВА, Каюков ИГ и др. Хроническая болезнь почек: основные принципы скрининга, диагностики, профилактики и подходы к лечению. Национальные рекомендации. Нефрология 2012;16(1):89–115 [Smirnov AV, Dobronravov VA, Kajukov IG i dr. Hronicheskaja bolezn’ pochek: osnovnye principy skrininga, diagnostiki, profilaktiki i podhody k lecheniju. Nacional’nye rekomendacii. Nefrologija 2012;16(1):89–115]
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=2382
    Prefix
    E-mail: batjushin-m@rambler.ru На рубеже XX и XXI веков мировое сообщество столкнулось с глобальной проблемой, имеющей не только медицинское, но и огромное социальноэкономическое значение – пандемией хронических неинфекционных болезней, которые ежегодно уносят миллионы жизней, приводят к тяжелым осложнениям, связанным с потерей трудоспособности и необходимостью высокозатратного лечения
    Exact
    [1, 2]
    Suffix
    . По данным экспертов ВОЗ, обучение пациентов должно рассматриваться как необходимая часть программ лечения хронических заболеваний. Это утверждение хорошо иллюстрируют успехи в терапии сахарного диабета [3–5].

  2. In-text reference with the coordinate start=5255
    Prefix
    О важности составляющих здорового образа жизни, имеющих прямое отношение к здоровью почек, необходимо информировать не только пациентов, но и все население, используя различные средства и ресурсы (центры здоровья, лекции и семинары для населения, популярные печатные издания, радио, телевидение, интернет)
    Exact
    [1]
    Suffix
    . Немаловажным является тот факт, что использование образовательных программ имеет, помимо медицинского, и социально-экономическое значение, что способствует лучшей адаптации пациентов с хронической патологией и ведет к снижению прямых и косвенных расходов на лечение [9,10].

2
Агранович НВ, Тимофеева ТА, Козаченко ОА, Соловьева НБ. Оценка экономических потерь от инвалидности и преждевременной смертности больных с ХПН в Ставропольском крае. Российская академия медицинских наук. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья 2006; 4: 108-112. [Agranovich NV, Timofeeva TA, Kozachenko OA, Solov’eva NB. Assessment of economic losses from disability and premature mortality of patients with ESRD in the Stavropol region. Bjulleten’ Nacional’nogo nauchnoissledovatel’skogo instituta obshhestvennogo zdorov’ja 2006; 4: 108-112.]
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=2382
    Prefix
    E-mail: batjushin-m@rambler.ru На рубеже XX и XXI веков мировое сообщество столкнулось с глобальной проблемой, имеющей не только медицинское, но и огромное социальноэкономическое значение – пандемией хронических неинфекционных болезней, которые ежегодно уносят миллионы жизней, приводят к тяжелым осложнениям, связанным с потерей трудоспособности и необходимостью высокозатратного лечения
    Exact
    [1, 2]
    Suffix
    . По данным экспертов ВОЗ, обучение пациентов должно рассматриваться как необходимая часть программ лечения хронических заболеваний. Это утверждение хорошо иллюстрируют успехи в терапии сахарного диабета [3–5].

3
Боровкова НЮ, Боровков НН, Хорькина ЮА и др. Школа пациента как важный фактор повышения приверженности к лечению у больных ренопаренхиматозной артериальной гипертензией. Клин нефрол 2011; (2): 40-44 [Borovkova NJu, Borovkov NN, Hor’kina JuA et al. Patient education as an important factor in improving adherence to treatment in patients renourishment arterial hypertension. Klin nefrol 2011; (2): 40-44]
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=2604
    Prefix
    По данным экспертов ВОЗ, обучение пациентов должно рассматриваться как необходимая часть программ лечения хронических заболеваний. Это утверждение хорошо иллюстрируют успехи в терапии сахарного диабета
    Exact
    [3–5]
    Suffix
    . Обучение при данной патологии является многофакторным терапевтическим воздействием, которое выходит за пределы простого информирования больных об особенностях течения заболевания, формирования у них навыков по регулярному самоконтролю гликемии и постоянному приему предписанных медикаментозных средств.

  2. In-text reference with the coordinate start=4106
    Prefix
    При подведении итогов программы АРГУС-2 была подчеркнута необходимость коррекции существующих образовательных программ пациентов, направленных на улучшение их приверженности лечению и контролю АД
    Exact
    [3]
    Suffix
    . Распространенность хронической болезни почек (ХБП) сопоставима с такими социально значимыми заболеваниями, как гипертоническая болезнь и сахарный диабет, а также ожирение и метаболический синдром.

4
Дедов ИИ, Суркова ЕВ, Майоров АЮ. Терапевтическое обучение больных сахарным диабетом. Реафарм, М., 2004 [Dedov II, Surkova EV, Majorov AJu. Therapeutic education of patients with diabetes mellitus. Reafarm, M., 2004]
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=2604
    Prefix
    По данным экспертов ВОЗ, обучение пациентов должно рассматриваться как необходимая часть программ лечения хронических заболеваний. Это утверждение хорошо иллюстрируют успехи в терапии сахарного диабета
    Exact
    [3–5]
    Suffix
    . Обучение при данной патологии является многофакторным терапевтическим воздействием, которое выходит за пределы простого информирования больных об особенностях течения заболевания, формирования у них навыков по регулярному самоконтролю гликемии и постоянному приему предписанных медикаментозных средств.

5
World Health Organization (WHO)/International Society of Hypertension (ISH) statement on management of hypertension. J Hypertens 2003; 21: 1983-1992
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=2604
    Prefix
    По данным экспертов ВОЗ, обучение пациентов должно рассматриваться как необходимая часть программ лечения хронических заболеваний. Это утверждение хорошо иллюстрируют успехи в терапии сахарного диабета
    Exact
    [3–5]
    Suffix
    . Обучение при данной патологии является многофакторным терапевтическим воздействием, которое выходит за пределы простого информирования больных об особенностях течения заболевания, формирования у них навыков по регулярному самоконтролю гликемии и постоянному приему предписанных медикаментозных средств.

6
Майоров АЮ, Суркова ЕВ, Мотивилин ОГ и др. Обучение больных диабетом: синтез доказательной медицины и психологического подхода. Сахарный диабет, 2011;(1): 46-50 [Majorov AJu, Surkova EV, Motivilin OG et al. Training diabetes patients: synthesis of evidence-based medicine and psychological approach. Saharnyj diabet, 2011;(1): 46-50 ]
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3151
    Prefix
    Достаточно отметить тот факт, что пациенты, ни разу не участвовавшие в обучении, имеют в четыре раза больший риск развития осложнений по сравнению с теми, кто проходил обучение в какой-либо форме
    Exact
    [6,7]
    Suffix
    . Крупный отечественный проект АРГУС-2 (Улучшение контроля артериальной гипертонии у лиц с высоким риском развития сердечно-сосудистых осложнений) наглядно показал актуальность проблемы взаимодействия врача и пациента, направленного на достижение адекватного контроля артериального давления (АД) [8].

7
Nicolucci A, Cavaliere D, Scorpiglione N et al. A comprehencive assessment of the avoidabity of long-term cjmplications of diabetes: a case-control study. Diabetes Care, 1996; (19): 927-933
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3151
    Prefix
    Достаточно отметить тот факт, что пациенты, ни разу не участвовавшие в обучении, имеют в четыре раза больший риск развития осложнений по сравнению с теми, кто проходил обучение в какой-либо форме
    Exact
    [6,7]
    Suffix
    . Крупный отечественный проект АРГУС-2 (Улучшение контроля артериальной гипертонии у лиц с высоким риском развития сердечно-сосудистых осложнений) наглядно показал актуальность проблемы взаимодействия врача и пациента, направленного на достижение адекватного контроля артериального давления (АД) [8].

8
Кобалава ЖД, Котовская ЮВ, Старостина ЕГ. Проблемы взаимодействия врача и пациента и контроль артериальной гипертонии в России. Основные результаты Российской научно-практической программы АРГУС-2. Кардиология 2007; (3): 3–47 [Kobalava ZhD, Kotovskaja JuV, Starostina EG. Problems of interaction between the doctor and the patient and control of arterial hypertension in Russia. The main results of the Russian scientific-practical program ARGUS-2. Kardiologija 2007; (3): 3–47 ]
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3461
    Prefix
    Крупный отечественный проект АРГУС-2 (Улучшение контроля артериальной гипертонии у лиц с высоким риском развития сердечно-сосудистых осложнений) наглядно показал актуальность проблемы взаимодействия врача и пациента, направленного на достижение адекватного контроля артериального давления (АД)
    Exact
    [8]
    Suffix
    . Реальная частота достижения «целевого» уровня АД у больных с эссенциальной артериальной гипертензией (АГ) по результатам этого исследования не превысила 24,4 %. В числе основных причин, препятствующих росту показателя, врачи назвали не только низкую приверженность пациентов к антигипертензивной терапии, но и недостаточные знания больных как об АГ, так и об ее осложнениях.

9
Конради АО, Соболева АВ, Максимова ТА и др. Обучение больных гипертонической болезнью – бессмысленная трата времени или реальный инструмент в повышении качества контроля заболевания? Consilium-medicum. Артериальная гипертензия 2002; 8 (6) [Konradi AO, Soboleva AV, Maksimova TA et al. Training in hypertensive patients – a waste of time or a real tool in improving the quality of disease control? Consiliummedicum. Arterial’naja gipertenzija 2002; 8 (6)]
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=5555
    Prefix
    Немаловажным является тот факт, что использование образовательных программ имеет, помимо медицинского, и социально-экономическое значение, что способствует лучшей адаптации пациентов с хронической патологией и ведет к снижению прямых и косвенных расходов на лечение
    Exact
    [9,10]
    Suffix
    . Интерес к обучению пациентов на сегодняшний день не угасает [10–13]. Врачу-нефрологу недостаточно осуществлять только диагностические и лечебные мероприятия при ведении пациента с почечной патологией, при нефрологических отделениях и центрах должны создаваться школы для обучения пациентов [14].

10
Явгильдина АМ. Роль образовательных программ для пациентов с хроническими заболеваниями. Мед вестн Башкортостана 2011; 1(6): 110-112 [Javgil’dina AM. The role of educational programmes for patients with chronic diseases. Med vestn Bashkortostana, 2011; 1(6): 110-112 ]
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=5555
    Prefix
    Немаловажным является тот факт, что использование образовательных программ имеет, помимо медицинского, и социально-экономическое значение, что способствует лучшей адаптации пациентов с хронической патологией и ведет к снижению прямых и косвенных расходов на лечение
    Exact
    [9,10]
    Suffix
    . Интерес к обучению пациентов на сегодняшний день не угасает [10–13]. Врачу-нефрологу недостаточно осуществлять только диагностические и лечебные мероприятия при ведении пациента с почечной патологией, при нефрологических отделениях и центрах должны создаваться школы для обучения пациентов [14].

  2. In-text reference with the coordinate start=5630
    Prefix
    Немаловажным является тот факт, что использование образовательных программ имеет, помимо медицинского, и социально-экономическое значение, что способствует лучшей адаптации пациентов с хронической патологией и ведет к снижению прямых и косвенных расходов на лечение [9,10]. Интерес к обучению пациентов на сегодняшний день не угасает
    Exact
    [10–13]
    Suffix
    . Врачу-нефрологу недостаточно осуществлять только диагностические и лечебные мероприятия при ведении пациента с почечной патологией, при нефрологических отделениях и центрах должны создаваться школы для обучения пациентов [14].

11
Cantillon P, Stewart B, Haeck K et al. Simulated patient programmes in Europe: collegiality or separate development? Med Teach 2010; Vol. 32 (3): 106-110
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=5630
    Prefix
    Немаловажным является тот факт, что использование образовательных программ имеет, помимо медицинского, и социально-экономическое значение, что способствует лучшей адаптации пациентов с хронической патологией и ведет к снижению прямых и косвенных расходов на лечение [9,10]. Интерес к обучению пациентов на сегодняшний день не угасает
    Exact
    [10–13]
    Suffix
    . Врачу-нефрологу недостаточно осуществлять только диагностические и лечебные мероприятия при ведении пациента с почечной патологией, при нефрологических отделениях и центрах должны создаваться школы для обучения пациентов [14].

12
Pellise F, Sell P. Patient information and education with modern media: the Spine Society of Europe Patient Line. Eur Spine 2009; Vol. 18 (3): 395-401
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=5630
    Prefix
    Немаловажным является тот факт, что использование образовательных программ имеет, помимо медицинского, и социально-экономическое значение, что способствует лучшей адаптации пациентов с хронической патологией и ведет к снижению прямых и косвенных расходов на лечение [9,10]. Интерес к обучению пациентов на сегодняшний день не угасает
    Exact
    [10–13]
    Suffix
    . Врачу-нефрологу недостаточно осуществлять только диагностические и лечебные мероприятия при ведении пациента с почечной патологией, при нефрологических отделениях и центрах должны создаваться школы для обучения пациентов [14].

13
Mook WN, Gorter SL, De Grave WS et al. Professionalism beyond medical school: an educational continuum? Eur J Intern Med 2009; Vol. 20 (8): 148-152
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=5630
    Prefix
    Немаловажным является тот факт, что использование образовательных программ имеет, помимо медицинского, и социально-экономическое значение, что способствует лучшей адаптации пациентов с хронической патологией и ведет к снижению прямых и косвенных расходов на лечение [9,10]. Интерес к обучению пациентов на сегодняшний день не угасает
    Exact
    [10–13]
    Suffix
    . Врачу-нефрологу недостаточно осуществлять только диагностические и лечебные мероприятия при ведении пациента с почечной патологией, при нефрологических отделениях и центрах должны создаваться школы для обучения пациентов [14].

14
Батюшин ММ, Павлова ЕБ. Как жить с болезнью почек? Феникс, Ростов н/Д, 2014; 124. [Batiushin MM, Pavlova EB. How to live with kidney disease? Feniks, Rostov n/D, 2014; 124.] Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=5872
    Prefix
    Врачу-нефрологу недостаточно осуществлять только диагностические и лечебные мероприятия при ведении пациента с почечной патологией, при нефрологических отделениях и центрах должны создаваться школы для обучения пациентов
    Exact
    [14]
    Suffix
    . История школы «Здоровая почка» берет свое начало с 2002 года, когда на базе нефрологического отделения областной клинической больницы No1 г. Ростова-на-Дону прошло ее первое заседание, она стала одной из первых обучающих специализированных площадок для больных с заболеваниями почек в России.

  2. In-text reference with the coordinate start=14219
    Prefix
    Разработаны, написаны и уже неоднократно переизданы пособия для пациентов с заболеваниями почек: «Как жить с болезнью почек?» (авторы: М.М. Батюшин, Е.Б. Павлова) и «Если у вас болезнь почек» (автор: М.М. Батюшин)
    Exact
    [14]
    Suffix
    . Сегодня, имея за плечами большой опыт работы, хочется отметить, что данная форма работы с пациентом показала свою высокую эффективность и позволила сформировать образовательное пространство, в котором получают знания по проблеме все желающие независимо от пола, возраста и места жительства.