The 19 references with contexts in paper Arkadiy Sokolov V., Аркадий Соколов Васильевич (2017) “Библиопсихология и ноосфера // Bibliopsychology and Noosphere” / spz:neicon:bibliotekovedenie:y:2017:i:4:p:378-385

1
Рубакин А.Н. Рубакин (Лоцман книжного моря). Москва : Молодая гвардия, 1967. 175 с.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=4489
    Prefix
    книг и брошюр, суммарный тираж которых превзошел 20 млн экз.; неутомимый книгочей, освоивший за свою жизнь 200 тыс. книг (невероятно!), страстный биб- лиофил, собравший две громадные библиотеки — одна, петербургская (80 тыс. томов), была подарена в 1907 г. Всероссийской лиге образования; вторая, заграничная (почти 100 тыс. томов), завещана Государственной библиотеке СССР им. В.И. Ленина1
    Exact
    [1]
    Suffix
    ; педагог-разработчик 15 тыс. индивидуальных программ для самообразования (более 20 тыс. читателей-корреспондентов). Титаническая деятельность Н.А. Рубакина раскрыта и проанализирована в многочисленных монографиях, статьях, диссертациях библиотековедов и психологов, биб- лиографоведов, психолингвистов и педагогов, где представлены главные направления его научных исследований, а именно: социол

  2. In-text reference with the coordinate start=32018
    Prefix
    Рубакина писал о «характерной черте» своего отца: «Он не любил покупать книги. Но и продавать книги он не терпел, у него была какаято уверенность в том, что книга не должна быть предметом купли-продажи, а только предметом распространения и чтения»
    Exact
    [1, с. 55—56]
    Suffix
    . 2 Объект (объем) библиопсихологии Н.А. Рубакин определял так: 1) процессы создавания ценностей печатного, рукописного и устного слова; 2) процессы их циркуляции в социальной среде; 3) процессы их утилизации [3, с. 26].

2
Рубакин Н.А. Библиологическая психология. Москва : Академический Проект : Трикста, 2006. 800 с.
Total in-text references: 7
  1. In-text reference with the coordinate start=6299
    Prefix
    Но пока что огромное большинство человечества не понимает самого процесса книжного влияния, который состоит вовсе не в передаче содержания, а в его возбуждении в читателях и слушателях. Библиологическая психология изучает человека в процессе чтения и слушания чужой речи»
    Exact
    [2, с. 38]
    Suffix
    . Н.А. Рубакин уподобляет библиолога «натуралисту», который изучает читателя, автора или иной «психофизический организм» по его внешним реакциям, причинами которых является «всякая книга, всякая ее фраза, всякое слово этой фразы» [3, с. 21].

  2. In-text reference with the coordinate start=7498
    Prefix
    Краткое введение в библиологическую психологию»; в 1977 г. издательство «Книга» выпустило труд Н.А. Рубакина, но с купюрами [3]. Наиболее полное и хорошо комментированное издание «Библиологической психологии» вышло в 2006 г.
    Exact
    [2]
    Suffix
    . Педагогически адаптированный вариант издания 1977 г. содержится в хрестоматии [4, с. 242—341]. Действительно, оказывается, что легендарный книгочей в своей теории подразумевает под книгой «всякое произведение слова — будь то слово печатное, рукописное или устное» [3, с. 22].

  3. In-text reference with the coordinate start=8134
    Prefix
    Библиопсихологию автор определил как «психологию книжного дела в процессе его эволюции и диссолюции, то есть развития и упадка, в связи с условиями окружающей социальной среды — места и времени»
    Exact
    [2, с. 40]
    Suffix
    . В соответствии с принятым им метафорическим пониманием книги, Н.А. Рубакин трактовал книжное дело как «совокупность трудовых процессов производства, круговращения и потребления ценностей печатного, рукописного и устного слова»; в это понятие он включал также такие социально-коммуникационные явления, как «произведения драматического искусства, музыки, живописи и вообще пластики (до “выразит

  4. In-text reference with the coordinate start=12258
    Prefix
    Поэтому вместо дезориентирующего «библио» желательно использовать более точный термин, чтобы «осовременить» тексты классика. Оценим альтернативы. Есть предложение отождествить библиопсихологию с «психосемантической (психо-семиобиологической) гносеологией»
    Exact
    [2, с. 9]
    Suffix
    . Это предложение неудачно, потому что оно акцентирует познавательный процесс и вуалирует коммуникацию. Соблазнительно заменить «библио» общенаучной категорией «информация», что раскрывает выход на информационную культуру личности [5] и общение, опосредованное компьютером, включая проблему «Психология и Интернет» [6].

  5. In-text reference with the coordinate start=24697
    Prefix
    Смыслы, которые писатель, исходя из личной мнемы, вкладывает в свое произведение, а оратор — в свою речь, воспроизводятся читателями или слушателями, исходя из их собственных мнем, и совпадение их невозможно, поскольку каждый человек имеет свою оригинальную мнему. Отсюда следует: «Сколько у книги читателей, столько у нее и содержаний»
    Exact
    [2, с. 106]
    Suffix
    . В самом деле, мысль рождается в голове живого человека и ее нельзя пересадить в голову другого человека без потери и искажения смысла. Третий закон. Источниками формирования мнемы являются: наследственность; социальная среда, или коллективный опыт человечества; личный опыт индивида.

  6. In-text reference with the coordinate start=25979
    Prefix
    Эмоциями определяются такие интеллектуальные процессы, как внимание, воображение, запоминание, интерес, а также волевые процессы — стремления, желания, хотения. Следовательно, эмоциональный элемент играет в коммуникации первенствующую роль, а интеллектуальный и волевой — вторичны
    Exact
    [2, с. 142—143]
    Suffix
    . Пятый закон. Воздействие книги на читателя зависит от близости мнемы автора и мнемы читателя, поскольку литературное произведение оказывает наиболее сильное действие на того читателя, психическая организация которого наиболее сходна с психической организацией автора этого произведения [2, с. 279].

  7. In-text reference with the coordinate start=26280
    Prefix
    Воздействие книги на читателя зависит от близости мнемы автора и мнемы читателя, поскольку литературное произведение оказывает наиболее сильное действие на того читателя, психическая организация которого наиболее сходна с психической организацией автора этого произведения
    Exact
    [2, с. 279]
    Suffix
    . Перечисленные законы не имеют ограничений по времени или месту, а действуют в любую эпоху и в любой стране. Они являются выраженными в биологической и психологической терминологии общечеловеческими законами смысловой коммуникации.

3
Рубакин Н.А. Психология читателя и книги. Москва : Книга, 1977. 264 с.
Total in-text references: 9
  1. In-text reference with the coordinate start=6537
    Prefix
    Рубакин уподобляет библиолога «натуралисту», который изучает читателя, автора или иной «психофизический организм» по его внешним реакциям, причинами которых является «всякая книга, всякая ее фраза, всякое слово этой фразы»
    Exact
    [3, с. 21]
    Suffix
    . Отсюда постоянно декларируемая автором «тесная связь» библиопсихологии с современными теориями нейрофизиологов и лингвистов, с рефлексологией В.М. Бехтерева и И.П. Павлова, а также стремление реформировать науку о литературе и вообще о книжном деле в одну из отраслей точного знания.

  2. In-text reference with the coordinate start=7402
    Prefix
    Основные положения учения впервые были опубликованы на русском языке в авторской редакции в 1929 г. под названием «Психология читателя и книги. Краткое введение в библиологическую психологию»; в 1977 г. издательство «Книга» выпустило труд Н.А. Рубакина, но с купюрами
    Exact
    [3]
    Suffix
    . Наиболее полное и хорошо комментированное издание «Библиологической психологии» вышло в 2006 г. [2]. Педагогически адаптированный вариант издания 1977 г. содержится в хрестоматии [4, с. 242—341].

  3. In-text reference with the coordinate start=7764
    Prefix
    Педагогически адаптированный вариант издания 1977 г. содержится в хрестоматии [4, с. 242—341]. Действительно, оказывается, что легендарный книгочей в своей теории подразумевает под книгой «всякое произведение слова — будь то слово печатное, рукописное или устное»
    Exact
    [3, с. 22]
    Suffix
    . Ясно, что текст на мониторе компьютера для широко мыслящего Н.А. Рубакина является «книгой», в то время как догматики-библионигилисты такого поворота мысли не допускают. Библиопсихологию автор определил как «психологию книжного дела в процессе его эволюции и диссолюции, то есть развития и упадка, в связи с условиями окружающей социальной среды — места и времени» [2, с. 40].

  4. In-text reference with the coordinate start=8684
    Prefix
    и потребления ценностей печатного, рукописного и устного слова»; в это понятие он включал также такие социально-коммуникационные явления, как «произведения драматического искусства, музыки, живописи и вообще пластики (до “выразительного человека” включительно), пение и мелодекламация, фотография и кинематография, психология литературы и литературная жизнь, лингвистика и филология»
    Exact
    [3, с. 25]
    Suffix
    . Нельзя не заметить, что содержание книжного дела отнюдь не исчерпывается социальной коммуникацией, ибо включает многочисленные творческие процессы. Н.А. Рубакин их перечисляет: «...1) творчество языка, все формы этого творчества; 2) новые литературные формы, в которых творчество языка воплощается; 3) творчество материальных субстратов (книг, брошюр, листков, писем и др. рукописей); 4) творч

  5. In-text reference with the coordinate start=9521
    Prefix
    материальных субстратов (книг, брошюр, листков, писем и др. рукописей); 4) творчество идей, чувств, стремлений в процессе чтения и слушания, потому что весь процесс читательства — процесс творческий; 5) творчество новых форм жизни, социальной и индивидуальной, под влиянием чтения и слушания; 6) процесс создавания читательства и читателей и процесс превращения некоторых из них в писателей»
    Exact
    [3, с. 28]
    Suffix
    . В итоге объектами изучения библиопсихологии становятся все интеллектуальные процессы, происходящие в сознании личности и в общественном сознании вместе с их природно-биологической основой. Возникают вопросы.

  6. In-text reference with the coordinate start=10155
    Prefix
    Почему работниками книжного дела Н.А. Рубакин объявил «как автора, так и читателя, как наборщиков, так и редакторов, как переплетчиков, так и книгопродавцов, и рассказчиков, и декламаторов, и рецензентов и т. д.»
    Exact
    [3, с. 28]
    Suffix
    , т. е. всех без исключения членов человеческого общества? Ответ прост. Объектом библиопсихологии Н.А. Рубакина является не книжная отрасль индустриальной цивилизации, как представляется поверхностному взгляду2, а духовная сфера человека и человечества в целом, включающая рациональные, эмоциональные, волевые процессы, традиционно изучаемые психологией, и процессы коммуникации и творчества, из

  7. In-text reference with the coordinate start=11109
    Prefix
    этих закономерностей он советует «собрать, систематизировать, использовать, во-первых, данные естествознания и математики, во-вторых, данные гуманитарных (общественных, философских, исторических) наук, в-третьих, данные филологии и лингвистики, в-четвертых, данные библиографии и библиологии, в-пятых, — различных прикладных наук, наконец, в-шестых, — всех отраслей современной психологии»
    Exact
    [3, с. 39]
    Suffix
    . Таким образом, библио- психология интерпретируется Н.А. Рубакиным как обобщающая метатеория, выявляющая основные закономерности коммуникации и творчества в духовной сфере человека и человечества.

  8. In-text reference with the coordinate start=29484
    Prefix
    Не будем останавливаться на других актуальных рекомендациях, затронутых Н.А. Рубакиным, например, «прежде, чем исследовать какой-либо объект книжного дела, необходимо исследовать самого исследователя»
    Exact
    [3, с. 87]
    Suffix
    или три ступени библиопсихологического исследования книги, непосредственно смыкающиеся с аналитической философией Л. Витгенштейна (1889—1951) и Б. Рассела (1872—1970) [18]. Завершим разговор о библиопсихологии уточнением ее объекта и сакраментальным вопросом: как ее теперь называть?

  9. In-text reference with the coordinate start=32235
    Prefix
    Но и продавать книги он не терпел, у него была какаято уверенность в том, что книга не должна быть предметом купли-продажи, а только предметом распространения и чтения» [1, с. 55—56]. 2 Объект (объем) библиопсихологии Н.А. Рубакин определял так: 1) процессы создавания ценностей печатного, рукописного и устного слова; 2) процессы их циркуляции в социальной среде; 3) процессы их утилизации
    Exact
    [3, с. 26]
    Suffix
    . Говоря современным языком, имеются в виду творчество и коммуникация. 3 Уместно отметить, что в 1919—1920 гг. в условиях гражданской войны и разрухи Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов переиздал 22 научно-популярные книжки Н.

4
Рубакин Николай Александрович : хрестоматия / авт.-сост. В.А. Бородина, С.М. Бородин. Москва : РШБА, 2014. 424 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7580
    Prefix
    Рубакина, но с купюрами [3]. Наиболее полное и хорошо комментированное издание «Библиологической психологии» вышло в 2006 г. [2]. Педагогически адаптированный вариант издания 1977 г. содержится в хрестоматии
    Exact
    [4, с. 242—341]
    Suffix
    . Действительно, оказывается, что легендарный книгочей в своей теории подразумевает под книгой «всякое произведение слова — будь то слово печатное, рукописное или устное» [3, с. 22]. Ясно, что текст на мониторе компьютера для широко мыслящего Н.

5
Гендина Н.И., Косолапова Е.В. Основы информационной культуры школьника : учеб.-метод. комплекс. Москва : РШБА, 2014. 208 с.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=12499
    Prefix
    Это предложение неудачно, потому что оно акцентирует познавательный процесс и вуалирует коммуникацию. Соблазнительно заменить «библио» общенаучной категорией «информация», что раскрывает выход на информационную культуру личности
    Exact
    [5]
    Suffix
    и общение, опосредованное компьютером, включая проблему «Психология и Интернет» [6]. Но здесь книжное дело заслоняется информационной деятельностью. Наконец, почему бы не использовать термин «ноокоммуникация» для обозначения смыслового (семантического, духовного, психического) общения между разумными людьми, и тогда библиопсихологию логично переименовать в «ноокоммуникалогию».

  2. In-text reference with the coordinate start=24162
    Prefix
    Теперь чтение и слушание чужой речи понимаются как «мнематические явления», представляющие собой «чрезвычайно сложный психический процесс воспроизведения реальности под влиянием раздражений, идущих к нам от букв и звуковой речи, от слов и фраз и вообще от текста»
    Exact
    [5, с. 97]
    Suffix
    . «Мнематический» подход используется и в остальных основных законах. Второй закон. Слова, фраза, книга суть не передатчики, а возбудители психических переживаний в каждой индивидуальной мнеме. Смыслы, которые писатель, исходя из личной мнемы, вкладывает в свое произведение, а оратор — в свою речь, воспроизводятся читателями или слушателями, исходя из их собственных мнем, и совпадение их невоз

6
Войскунский А.Е. Психология и Интернет. Москва : Акрополь, 2010. 439 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=12580
    Prefix
    Соблазнительно заменить «библио» общенаучной категорией «информация», что раскрывает выход на информационную культуру личности [5] и общение, опосредованное компьютером, включая проблему «Психология и Интернет»
    Exact
    [6]
    Suffix
    . Но здесь книжное дело заслоняется информационной деятельностью. Наконец, почему бы не использовать термин «ноокоммуникация» для обозначения смыслового (семантического, духовного, психического) общения между разумными людьми, и тогда библиопсихологию логично переименовать в «ноокоммуникалогию».

7
Буданцев Ю.П. Очерки ноокоммуникологии : (Массовая коммуникация в ноосфере). Москва : Изд-во МНЭПУ, 1995. 179 с.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=12992
    Prefix
    Наконец, почему бы не использовать термин «ноокоммуникация» для обозначения смыслового (семантического, духовного, психического) общения между разумными людьми, и тогда библиопсихологию логично переименовать в «ноокоммуникалогию». Тем более, что последний термин уже получил хождение: Ю.П. Буданцев в 1995 г. опубликовал пособие для журналистов
    Exact
    [7]
    Suffix
    , а 15 лет спустя Г.Н. ШвецоваВодка подготовила солидное научно-практическое исследование, где метатеория социальной информатики именуется ноокоммуникологией [8, с. 324]. Главное достоинство последней альтернативы заключается в том, что она создает возможность для интегрирования метатеоретической библиопсихологии Н.

  2. In-text reference with the coordinate start=31426
    Prefix
    Дефиниция ее может выглядеть так: ноокоммуникология — обобщающая метатеория, выявляющая основные закономерности смысловой коммуникации в духовной сфере человека и человечества. Достоинство этого определения видится в том, что в отличие от определений Ю.П. Буданцева
    Exact
    [7]
    Suffix
    и Г.Н. Швецовой-Водки [8], оно не ограничивает объект ноокоммуникологии массовой информацией или даже социальной информацией, а распространяет его на духовную сферу человека и человечества, которая по существу и является ноосферой.

8
Швецова-Водка Г.Н. Документ в свете ноокоммуникологии : науч.-практ. пособие. Москва : Литера, 2010. 384 с.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=13154
    Prefix
    Буданцев в 1995 г. опубликовал пособие для журналистов [7], а 15 лет спустя Г.Н. ШвецоваВодка подготовила солидное научно-практическое исследование, где метатеория социальной информатики именуется ноокоммуникологией
    Exact
    [8, с. 324]
    Suffix
    . Главное достоинство последней альтернативы заключается в том, что она создает возможность для интегрирования метатеоретической библиопсихологии Н.А. Рубакина и учения о ноосфере В.И. Вернадского.

  2. In-text reference with the coordinate start=31450
    Prefix
    Дефиниция ее может выглядеть так: ноокоммуникология — обобщающая метатеория, выявляющая основные закономерности смысловой коммуникации в духовной сфере человека и человечества. Достоинство этого определения видится в том, что в отличие от определений Ю.П. Буданцева [7] и Г.Н. Швецовой-Водки
    Exact
    [8]
    Suffix
    , оно не ограничивает объект ноокоммуникологии массовой информацией или даже социальной информацией, а распространяет его на духовную сферу человека и человечества, которая по существу и является ноосферой.

9
Соколов А.В. Библиофутурология: предмет и метод // Библиотековедение. 2015. No 6. С. 23—29.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=13417
    Prefix
    Главное достоинство последней альтернативы заключается в том, что она создает возможность для интегрирования метатеоретической библиопсихологии Н.А. Рубакина и учения о ноосфере В.И. Вернадского. Этот синтез имеет решающее значение для библиофутурологии
    Exact
    [9]
    Suffix
    , ибо гарантирует существование библиотечно-биб- лиографического института в грядущем ноосферном обществе. Для того, чтобы удостовериться в продуктивности подобной научной ассоциации, обратимся к определению возможного места биб- лиопсихологии в учении о ноосфере.

10
Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Успехи современной биологии. 1944. Т. 18, No 2. С. 113—120.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=14498
    Prefix
    Прижизненно были опубликованы только «Несколько слов о ноосфере», но которые поистине «томов премногих тяжелей», потому что в них выражена квинтэссенция естественнонаучной концепции ноосферы В.И. Вернадского
    Exact
    [10]
    Suffix
    . Библиотековедение. 2017. Т. 66, No 4 Здесь нашли отражение два близких ему духовных устоя русской интеллигенции: во-первых, приоритет научной истины; во-вторых, преданность гуманистическим идеалам.

11
Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Научная мысль как планетное явление. Москва : Наука, 1991. С. 235—244.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=15980
    Prefix
    Вернадскому видилась идиллия, когда «впервые в истории человечества интересы народных масс — всех и каждого — и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости». Вместе с тем он предупреждает: «В истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление»
    Exact
    [11, с. 240]
    Suffix
    . Это предупреждение естественно в устах интеллигента-ученого, для которого наука неотделима от этики и социальной ответственности. Увлекательное повествование о «мирах Вернадского от кристалла до ноосферы» содержится в антологии литературы о В.

12
В.И. Вернадский: pro et contra / под ред. А.Л. Яншина. Санкт-Петербург : РХГИ, 2000. 872 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=16269
    Prefix
    Это предупреждение естественно в устах интеллигента-ученого, для которого наука неотделима от этики и социальной ответственности. Увлекательное повествование о «мирах Вернадского от кристалла до ноосферы» содержится в антологии литературы о В.И. Вернадском за сто лет (1898—1998)
    Exact
    [12]
    Suffix
    . Итак, в концепции ноосферы академика присутствует дихотомия (раздвоение): с одной стороны, признание грандиозных достижений научной мысли, сделавших человечество геологической силой, влияющей на эволюцию природы; с другой — небезосновательные опасения безумного самоуничтожения (напомним, что идею ноосферы автор вынашивал во время жесточайшей мировой войны).

13
Семенова С.Г. Паломник в будущее : Пьер Тейяр де Шарден. Санкт-Петербург : РХГУ, 2009. 672 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=17229
    Prefix
    Вернадского и его современника П. Тейяр де Шардена (1881—1955), христианского философа, антрополога и палеонтолога, который называл себя «паломником в будущее», решающим задачу синтеза христианского Откровения и научного знания
    Exact
    [13]
    Suffix
    . Обобщая взгляды различных авторов, сформулируем нашу гипотезу ноосферы. Ноосфера — обусловленная космической эволюцией экологическая среда человека будущего, образованная постиндустриальной цивилизацией и гуманистической культурой.

14
Мнема [Электронный ресурс] // Философский словарь : сайт. URL: http://www.harc.ru/slovar/1300. html (дата обращения: 02.06.2017).
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=23541
    Prefix
    Биологической основой всех библиопсихологических явлений является мнема (от греч. mneme — память). Термин «мнема» Н.А. Рубакин заимствовал из физиологии, где он обозначает способность протоплазмы, или живой клетки, впитывать, сохранять и передавать впечатления, engramme
    Exact
    [14]
    Suffix
    , энграмма — след, оставленный повторным воздействием раздражителя. В библиопсихологии раздражителями являются слово, речь, книга, а воспринимающим «живым веществом» — слушающий или читающий человек.

15
Рубакин Н.А. Избранное: в 2 т. Москва : Книга, 1975. Т. 1. 224 с. ; Т. 2. 280 с.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=27793
    Prefix
    В связи с самообразованием нельзя не вспомнить, что педагогика самообразовательного чтения всегда занимала приоритетное место в творчестве Н.А. Рубакина. Ей посвящены книги «Письма к читателям о самообразовании» (1911, 1913, 1919), «Практика самообразования (Среди книг и читателей)» (1914, 1919) и другие публикации
    Exact
    [15]
    Suffix
    3. Даже прославивший его имя монументальный рекомендательно-библиографический труд «Среди книг» (первое издание в одном томе, содержавшее около 7,5 тыс. описаний, вышло в 1906 г., второе издание в трех томах, учитывавшее более 20 тыс. описаний, появилось в 1911—1915 гг.) педагог-просветитель назвал «опыт справочного пособия для самообразования» [16].

  2. In-text reference with the coordinate start=32509
    Prefix
    Говоря современным языком, имеются в виду творчество и коммуникация. 3 Уместно отметить, что в 1919—1920 гг. в условиях гражданской войны и разрухи Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов переиздал 22 научно-популярные книжки Н.А. Рубакина тиражом 1 420 000 экз.
    Exact
    [15, т. 1, с. 16]
    Suffix
    .

16
Рубакин Н.А. Среди книг : Опыт обзора рус. кн. богатств в связи с историей науч.-филос. и лит.обществ. идей : справ. пособие для самообразования и для систематизации и комплектования общеобразоват. б-к, а также кн. магазинов. 2-е изд., доп. и перераб. Т. 1—3. Москва : Наука, 1911—1915.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=28136
    Prefix
    Даже прославивший его имя монументальный рекомендательно-библиографический труд «Среди книг» (первое издание в одном томе, содержавшее около 7,5 тыс. описаний, вышло в 1906 г., второе издание в трех томах, учитывавшее более 20 тыс. описаний, появилось в 1911—1915 гг.) педагог-просветитель назвал «опыт справочного пособия для самообразования»
    Exact
    [16]
    Suffix
    . Обращаясь к библиотекарям и другим «работникам книжного дела», Н.А. Рубакин призывал их «содействовать самообразованию масс», ибо «самообразование — характерное явление наших дней, это знамение нашего времени», а книги «представляют собой страшную силу, которая служит истине и справедливости» [15, т. 1, с. 126, 139].

17
Библиотечная энциклопедия. Москва : Пашков дом, 2007. С. 847.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=28870
    Prefix
    Отсюда руководящий принцип библиотечной деятельности: каждому читателю — его книгу, каждой книге — ее читателя; Ш.Р. Ранганатан (1892—1972) включил его в число «Пяти законов библиотечной науки», сформулированных им в 1931 г.
    Exact
    [17]
    Suffix
    . Этот принцип был развернуто обоснован Н.А. Рубакиным в научно-библиологическом очерке «Книжные богатства, их изучение и распространение», включенном в качестве теоретического введения в первый том второго издания «Среди книг» (1911).

18
Никоненко С.В. Аналитическая философия: основные концепции. Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУ, 2007. 546 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=29657
    Prefix
    Рубакиным, например, «прежде, чем исследовать какой-либо объект книжного дела, необходимо исследовать самого исследователя» [3, с. 87] или три ступени библиопсихологического исследования книги, непосредственно смыкающиеся с аналитической философией Л. Витгенштейна (1889—1951) и Б. Рассела (1872—1970)
    Exact
    [18]
    Suffix
    . Завершим разговор о библиопсихологии уточнением ее объекта и сакраментальным вопросом: как ее теперь называть? Как показано выше, классическая библио- психология интерпретируется ее автором как обобщающая метатеория, выявляющая основные закономерности коммуникации и творчества в духовной сфере человека и человечества.

19
Худяков В.Л. Творчество. Тезаурус операциональной теории. Санкт-Петербург : Нестор-История, 2010. 464 с. Bibliopsychology and Noosphere Arkadiy V. Sokolov,
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=30665
    Prefix
    Подобная редукция не означает, что мы недооцениваем творчество. Напротив, понимая творчество как «превращение смысла известных знаний об окружающем мире в ранее никому не известную объектную новизну»
    Exact
    [19, с. 380]
    Suffix
    , мы считаем, что оно заслуживает специальной метатеории. Теперь о названии. Смысловая коммуникация, если обратиться к греческому языку, есть ноокоммуникация. Ноосфера как среда обитания популяции нового типа не может существовать без ноокоммуникации.