The 18 references with contexts in paper Olga Astafieva N., Svetlana Gorushkina N., Ольга Астафьева Николаевна, Светлана Горушкина  Николаевна (2017) “Теоретическая концептуализация  и практическая деятельность государства в вопросе обеспеченности населения услугами библиотек // Theoretical Conceptualization and Practical Activities of the Government in the Issue of Sufficient Provision of Population with the Library Services” / spz:neicon:bibliotekovedenie:y:2017:i:4:p:367-377

1
Основы государственной культурной политики [Электронный ресурс] // Министерство культуры Российской Федерации : официальный сайт.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3691
    Prefix
    в Основах государственной культурной политики в виде положений об обеспечении доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам, развитии инфраструктуры культурной деятельности, создании благоприятной культурной среды, проведении регулярного мониторинга состояния общества и его культурного развития на основе специально разработанной системы целевых показателей
    Exact
    [1, с. 21]
    Suffix
    , является, по сути, робкой попыткой преодоления кризиса управленческих решений в условиях, когда «рыночные или демократические структуры навязывают предложения и формируют желания, а ценности жизненных миров, личный риск-опыт противятся их однозначному принятию» [2, c. 67].

2
15. URL: https://www.mkrf.ru/upload/mkrf/ mkdocs2016/OSNOVI-PRINT.NEW.indd.pdf (дата обращения: 26.05.2017). 2. Кравченко С.А. Социология риска и безопасности. Москва : Юрайт, 2016. 302 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3964
    Prefix
    состояния общества и его культурного развития на основе специально разработанной системы целевых показателей [1, с. 21], является, по сути, робкой попыткой преодоления кризиса управленческих решений в условиях, когда «рыночные или демократические структуры навязывают предложения и формируют желания, а ценности жизненных миров, личный риск-опыт противятся их однозначному принятию»
    Exact
    [2, c. 67]
    Suffix
    . Очевидные региональные различия по качеству, уровню и образу жизни, индексу развития человеческого потенциала, обусловленные в основном серьезным экономическим неравенством между территориями, не только порождают социальную неоднородность, но и воспроизводят культурную среду с определенным образом жизни в соответствии с существующей иерархической системой населенных мест (от крупных городов

3
Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований [Электронный ресурс] // Российская библиотечная ассоциация. 2007. URL: http://www.rba.ru/content/about/doc/baz.pdf (дата обращения: 26.05.2017).
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=4798
    Prefix
    В основу анализа социальной дифференциации регионов и городов положены социологические теории дифференциации и рискологии (в качестве методологического инструментария); междисциплинарные подходы системной сложности в управлении социокультурными процессами региональной среды; прикладные исследования, раскрывающие основные тенденции развития биб- лиотечной сети
    Exact
    [3; 4]
    Suffix
    . Это позволило сохранить основной вектор практико-ориентированного исследования, ограничив качественные критерии анализа и апеллируя в основном к критериям количественного порядка — численности населения, сетевым единицам, нормативам обеспеченности и др.

4
Методические рекомендации по организации нестационарного (выездного) обслуживания населения услугами организаций культуры / [С.Н. Горушкина, Е.В. Куценко] ; Министерство культуры Российской Федерации. Москва : Лето, 2015. 108 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=4798
    Prefix
    В основу анализа социальной дифференциации регионов и городов положены социологические теории дифференциации и рискологии (в качестве методологического инструментария); междисциплинарные подходы системной сложности в управлении социокультурными процессами региональной среды; прикладные исследования, раскрывающие основные тенденции развития биб- лиотечной сети
    Exact
    [3; 4]
    Suffix
    . Это позволило сохранить основной вектор практико-ориентированного исследования, ограничив качественные критерии анализа и апеллируя в основном к критериям количественного порядка — численности населения, сетевым единицам, нормативам обеспеченности и др.

5
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. No 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Российская газета. 1999. 19 октября. URL: https://rg.ru/1999/10/19/ fz-284-dok.html (дата обращения: 26.05.2017).
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7047
    Prefix
    В последней четверти ХХ в. даже в самых отдаленных городах и поселках началось активное строительство домов культуры и клубов, и сегодня сохраняющихся как действующие единицы в инфраструктурных активах отрасли. В период разграничения полномочий субъектов Российской Федерации
    Exact
    [5; 6]
    Suffix
    предприятия начали интенсивно сокращать социальную инфраструктуру, возникла необходимость урегулирования проблемы количества объектов социальной инфраструктуры, действующих за счет бюджетных средств.

6
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. No 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Российская газета. 2003. 8 октября. URL: https://rg.ru/2003/10/08/zakonsamouprav. html (дата обращения: 29.05.2017).
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7047
    Prefix
    В последней четверти ХХ в. даже в самых отдаленных городах и поселках началось активное строительство домов культуры и клубов, и сегодня сохраняющихся как действующие единицы в инфраструктурных активах отрасли. В период разграничения полномочий субъектов Российской Федерации
    Exact
    [5; 6]
    Suffix
    предприятия начали интенсивно сокращать социальную инфраструктуру, возникла необходимость урегулирования проблемы количества объектов социальной инфраструктуры, действующих за счет бюджетных средств.

7
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. No 1063-р (в редакции от 14.07.2001 г. No 942-р; от 13.07.2007 г. No 923-р; от 23.06.2014 г. No 581; от 26.01.2017 г. No 95-р) [Электронный ресурс] // Государственная система правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/ proxy/ips/?docbody=&nd=102042267&rdk=&backl ink=1 (дата обращения: 26.05.2017).
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=8172
    Prefix
    Т. 66, No 4 Российской Федерации приняло распоряжение, которое устанавливало в качестве нормы обеспечения сетевую единицу организации культуры как базовую основу производства услуг, а в качестве норматива — показатели по количеству сетевых единиц или посадочных мест на определенное количество жителей
    Exact
    [7]
    Suffix
    . В сфере культуры нормативы обеспеченности населения определялись с учетом закрепленных полномочий органов государственной власти и местного самоуправления по видам учреждений, где обеспеченность библиотеками рассчитывалась по административно-территориальным уровням (от субъекта Российской Федерации до сельского поселения) с градацией по численности населения и с учетом радиуса обслуживания.

  2. In-text reference with the coordinate start=9402
    Prefix
    В целях выявления тенденций обеспеченности библиотеками рассмотрим динамику изменения объема сети библиотек (табл. 1), взяв за точку отсчета: ● 1996 г. — принятие распоряжения Правительства Российской Федерации
    Exact
    [7]
    Suffix
    , которым установлены социальные нормативы и нормы; ● 2007 г. — внесение изменений в данный документ после проведения реформы местного самоуправления (2007); ● 2011 г. — год, предшествующий проведению мероприятий по оптимизации сети во исполнение показателей плана мероприятий («дорожной карты») [8]; ● 1 января 2015 г. — период отраслевой статистической отчетности о результатах оптимизации сети.

8
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. No 2606-р [Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры»] (с изменениями на 28 апреля 2015 г.) [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/ document/902392009 (дата обращения: 26.05.2017).
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=8711
    Prefix
    по видам учреждений, где обеспеченность библиотеками рассчитывалась по административно-территориальным уровням (от субъекта Российской Федерации до сельского поселения) с градацией по численности населения и с учетом радиуса обслуживания. Однако в рамках контроля за исполнением целевых показателей оптимизации сети, установленных распоряжением Правительства Российской Федерации
    Exact
    [8]
    Suffix
    , Министерством культуры Российской Федерации был проведен мониторинг, по данным которого лишь 20% субъектов осуществляют анализ обеспеченности организациями культуры в соответствии с установленными методиками, да и то не в полном объеме.

  2. In-text reference with the coordinate start=9695
    Prefix
    1), взяв за точку отсчета: ● 1996 г. — принятие распоряжения Правительства Российской Федерации [7], которым установлены социальные нормативы и нормы; ● 2007 г. — внесение изменений в данный документ после проведения реформы местного самоуправления (2007); ● 2011 г. — год, предшествующий проведению мероприятий по оптимизации сети во исполнение показателей плана мероприятий («дорожной карты»)
    Exact
    [8]
    Suffix
    ; ● 1 января 2015 г. — период отраслевой статистической отчетности о результатах оптимизации сети. Таблица 1 Динамика объема сети библиотек Период Число библиотек (в том числе сельских) Сокращено библиотек (в том числе сельских) 199649 604 (39 154) 200746 338 (36 485)3 266 (2 669) 201142 520 (33 078)3 818 (3 442) 201537 773 (29 377)3 838 (3 053) За период 1996—2015 гг. сеть библиотек сократил

9
Библиотеки. Статистическая информация [Элект- ронный ресурс] // Открытые данные России : Министерство культуры Российской Федерации. URL: http://data.gov.ru/opendata/7705851331statlibrary (дата обращения: 26.05.2017).
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=10121
    Prefix
    Таблица 1 Динамика объема сети библиотек Период Число библиотек (в том числе сельских) Сокращено библиотек (в том числе сельских) 199649 604 (39 154) 200746 338 (36 485)3 266 (2 669) 201142 520 (33 078)3 818 (3 442) 201537 773 (29 377)3 838 (3 053) За период 1996—2015 гг. сеть библиотек сократилась на 22%, сельских библиотек — на 23,4%
    Exact
    [9]
    Suffix
    . При этом доля сельского населения сократилась незначительно, по данным экспертных докладов, после 2010 г. интенсивность убыли сельского населения была невысокой: в 2011 г. составляла 3,5%, 2012 г. — 2,3%, 2013 г. — 3,0% [10].

  2. In-text reference with the coordinate start=12352
    Prefix
    Итого за период исполнения показателей «дорожной карты» с 2012 по 2015 г. по оптимизации сети было сокращено 9% библиотек, в том числе 9,2% — на селе. Нужны ли населению библиотеки или о проблеме сохранения пользователей и доступности библиотечных услуг По данным регионов
    Exact
    [9]
    Suffix
    , уровень показателя «охват населения библиотечным обслуживанием», который установлен Государственной программой Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013—2020 гг. [12] и рассчитывается из числа зарегистрированных пользователей, в 2015 г. не достигнут и составил 35,4% при плановом значении 37,68%.

  3. In-text reference with the coordinate start=16397
    Prefix
    В результате в 2015 г. из 8070,2 тыс. человек, проживающих в населенных пунктах, где нет стационарных библиотек, выездными формами библиотечного обслуживания смогли воспользоваться всего 3609 тыс. человек (44,7%). С 2014 г. началась реализация проекта Национальной электронной библиотеки (НЭБ). В 2015 г. доступ к системе НЭБ обеспечивали только 1007 библиотек (2,4% от их общего количества)
    Exact
    [9]
    Suffix
    . Несмотря на увеличение по сравнению с 2014 г. таких библиотек более чем в 2 раза, реализация проекта НЭБ не обеспечивает повышения доступности услуг библиотек для населения. Наименование федерального округа Количество библиотек (в том числе сельских) Сокращено библиотек (в том числе сельских) 201120152011— 2015 Центральный 10 727(8 114)8 608(6 371)2 119(1743) Северо-Западный 3 105(2 168)

10
Население России 2013 : Двадцать первый ежегодный демографический доклад / отв. ред. С.В. Захаров. Москва : Изд. дом ВШЭ, 2015. 432 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=10342
    Prefix
    При этом доля сельского населения сократилась незначительно, по данным экспертных докладов, после 2010 г. интенсивность убыли сельского населения была невысокой: в 2011 г. составляла 3,5%, 2012 г. — 2,3%, 2013 г. — 3,0%
    Exact
    [10]
    Suffix
    . Активность сокращения городских библио- тек увеличилась в период оптимизационных мероприятий по «дорожной карте». Так, если в 2007— 2011 гг. произошло сокращение 376 городских библиотек, то в 2012—2015 гг. это число увеличилось вдвое.

11
Официальная статистика. Население. Демография [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/population/demography/ (дата обращения: 29.05.2017).
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=11136
    Prefix
    регионах: Еврейская АО — 0,9; Республика Алтай — 0,8; Курганская область и Республика Мордовия — 0,7; Курская, Новгородская, Костромская, Рязанская, Тверская, Смоленская области и Республика Тыва — 0,6. В целом по стране на 1 тыс. жителей приходится 0,26 библиотеки или одна библиотека на 3780 человек, т. е. при средней заселенности территории, составляющей 245 человек на населенный пункт
    Exact
    [11]
    Suffix
    , на 4 населенных пункта в среднем приходится 1 библиотека. В результате мероприятий по оптимизации сети в рамках исполнения показателей «дорожной карты» с точки зрения федеральных округов наибольшую стабильность демонстрируют Северо-Западный, Северо-Кавказский, Дальневосточный, Сибирский федеральные округа (табл. 2).

  2. In-text reference with the coordinate start=11660
    Prefix
    Самые высокие темпы сокращения отмечены в Центральном федеральном округе, где убыль сельского населения составила 1,1%, и в Приволжском федеральном округе, население которого уменьшилось менее чем на 1%
    Exact
    [11]
    Suffix
    . Однако четыре субъекта Российской Федерации в этот же период показали рост сети библио- тек: Ставропольский край — на 14,3%, Новосибирская область — 3,1%, Томская область — 3,9%, Ненецкий АО — 64,3%.

12
Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013— 2020 годы [Электронный ресурс] // Министерство культуры Российской Федерации : официальный сайт. URL: https://www.mkrf.ru/upload/mkrf/ mkdocs2013/15_01_2012_2.pdf (дата обращения: 26.05.2017).
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=12701
    Prefix
    Нужны ли населению библиотеки или о проблеме сохранения пользователей и доступности библиотечных услуг По данным регионов [9], уровень показателя «охват населения библиотечным обслуживанием», который установлен Государственной программой Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013—2020 гг.
    Exact
    [12]
    Suffix
    и рассчитывается из числа зарегистрированных пользователей, в 2015 г. не достигнут и составил 35,4% при плановом значении 37,68%. При сокращении числа общедоступных библиотек в целом по Российской Федерации в 2015 г. число зарегистрированных пользователей по сравнению с 2014 г. увеличилось на 494,7 тыс. человек, что подтверждает потребность населения в услугах библиотек.

  2. In-text reference with the coordinate start=13793
    Prefix
    Согласно данным формы No 6-НК «Сведения об общедоступной (публичной) библиотеке», в 2015 г. количество новых экземпляров, поступивших в библиотечные фонды общедоступных библиотек, составило 140 ед. на 1 тыс. человек, что не соответствует уровню 153,72 ед. на 1 тыс. человек, установленному в Государственной программе
    Exact
    [12]
    Suffix
    . При этом объем пополнения книжного фонда библиотек с филиалами по России уменьшился по сравнению с 2014 г. на 5,3% и составил 20 499,7 тыс. экз., вместе с тем пополнение книжного фонда сельских библиотек увеличилось на 8,5% и составило 8250,6 тыс. экземпляров.

13
Площади территорий регионов России [Электронный ресурс] // Всемирная География. URL: http:// worldgeo.ru/russia/lists/?id=22 (дата обращения: 27.05.2017).
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=18917
    Prefix
    Объем сети библиотек, сформированной во многом стихийно, зависит скорее от приоритетов культурной политики отдельного региона, нежели от нормативных требований. Проанализируем уровень доступности биб- лиотек по плотности их размещения в субъектах Российской Федерации. Рассмотрим на примере регионов со схожими размерами территории
    Exact
    [13]
    Suffix
    такой показатель, как площадь территории (кв. км), которую обслуживает 1 библиотека: ● Республика Саха (Якутия) — 6359,0; Красноярский край — 2006,6; ● Хабаровский край —3327,4; Иркутская область —2919,8; Ямало-Ненецкий АО —9619,2; ● Камчатский край — 4676,2; Магаданская область — 11 830,8; Республика Коми — 1256,5; ● Пермский край — 283,2; Республика Башкортостан — 89,2; Омская область — 17

14
Численность населения Российской Федерации 2015 [Электронный ресурс] // Народы России. URL: http://народы.рф/87/ (дата обращения: 26.05.2017).
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=19486
    Prefix
    область —2919,8; Ямало-Ненецкий АО —9619,2; ● Камчатский край — 4676,2; Магаданская область — 11 830,8; Республика Коми — 1256,5; ● Пермский край — 283,2; Республика Башкортостан — 89,2; Омская область — 175,3. В группе регионов с наибольшей площадью территории разница в плотности населения составляет более 1 млн человек, в связи с чем характеристики доступности не могут быть сопоставимы
    Exact
    [14]
    Suffix
    . Именно в силу больших расстояний в Республике Саха (Якутия) площадь территории, которую обслуживает 1 библиотека, в три раза превышает данный показатель в соседнем Красноярском крае. Однако в других регионах очевидны диспропорции в формировании библио- течной сети.

15
Статистические данные 2015 год [Электронный ресурс] // Главный информационно-вычислительный центр Министерства культуры Российской Федерации. URL: http://givc.ru/projects/reportingculture/mkstat/ (дата обращения: 27.05.2017).
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=23486
    Prefix
    Для примера возьмем регионы, сгруппированные по сходному уровню обеспеченности (число библиотек на численность населения) и числу пользователей на 1 библиотеку (табл. 5). В библиотеках страны зарегистрировано 51 152,8 тыс. пользователей, что составляет 35,2% населения Российской Федерации
    Exact
    [15]
    Suffix
    , т. е. более трети населения страны является читателями библиотек. Нагрузка на 1 библиотеку в среднем составляет 1 322 пользователя. Анализ нагрузки библиотек по регионам свидетельствует, что количество пользователей не зависит от уровня обеспеченности.

16
аспоряжение Министерства культуры Российской Федерации от 2 августа 2017 года No Р-965 [О введении в действие Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры] [Электронный ресурс] // Министерство культуры Российской Федерации : официальный сайт. URL: https://www.mkrf.ru/ upload/iblock/ef1/ef1f89539eeefae7b45c4432cc07 44d3.pdf (дата обращения: 13.09.2017).
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=26225
    Prefix
    Для определения условий оптимального размещения объектов культуры, в том числе библио- тек, разработаны Методические рекомендации субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры
    Exact
    [16]
    Suffix
    . Документ должен способствовать приведению действующей сети организаций культуры и искусства в соответствие с полномочиями органов государственной власти и местного самоуправления, оказанию содействия в преодолении сохраняющихся диспропорций обеспеченности населения услугами организаций культуры в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

17
Федеральный закон «О библиотечном деле» (с изменениями на 3 июля 2016 г.) (редакция, действующая с 3 октября 2016 г.) [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/ document/9010022 (дата обращения: 27.05.2017).
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=28906
    Prefix
    Отметим, что согласно закону «О библио- течном деле» пользователи библиотек детского и юношеского возраста имеют право на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках образовательных организаций в соответствии с их уставами
    Exact
    [17, ст. 8]
    Suffix
    . Если субъект Российской Федерации или орган местного самоуправления сочтет целесообразным создание специализированной юношеской библиотеки, то он имеет на это приоритет по отношению к методическим рекомендациям [17, ст. 20].

  2. In-text reference with the coordinate start=29131
    Prefix
    Если субъект Российской Федерации или орган местного самоуправления сочтет целесообразным создание специализированной юношеской библиотеки, то он имеет на это приоритет по отношению к методическим рекомендациям
    Exact
    [17, ст. 20]
    Suffix
    . Заключение и выводы Библиотечная сеть в социокультурном пространстве России занимает особое положение, что Наименование организации, осуществляющей услуги / тип объекта Обеспеченность на населенный пункт (тыс. чел.

  3. In-text reference with the coordinate start=31240
    Prefix
    Т. 66, No 4 отмечено в Федеральном законе «О библиотечном деле», где, в частности, сказано о государственном протекционизме в деле создания юридическими и физическими лицами библиотек независимо от их организационно-правовых форм, специализации и масштабов деятельности
    Exact
    [17, ст. 5]
    Suffix
    . Эффективная национальная политика в области поддержки и развития чтения станет важным инструментом сохранения и развития культуры России, поддержания и приумножения богатства родного языка, что будет содействовать решению жизненно важных проблем, достижению стратегических целей развития страны [18, с. 1].

18
Национальная программа поддержки и развития чтения [Электронный ресурс] // Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества. URL: http://www. mcbs.ru/files/File/nats_programma_podderzhki_ chteniya.pdf (дата обращения: 27.05.2017).
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=31545
    Prefix
    Эффективная национальная политика в области поддержки и развития чтения станет важным инструментом сохранения и развития культуры России, поддержания и приумножения богатства родного языка, что будет содействовать решению жизненно важных проблем, достижению стратегических целей развития страны
    Exact
    [18, с. 1]
    Suffix
    . В настоящее время не только трансформируется отношение к культуре потребления книги и чтению в целом, что является характерной тенденцией эпохи глобализации с ее интенсивным ростом информатизации и развития электронной культуры, но, главное, изменяются возможности регионов в финансовой поддержке инфраструктуры культуры (заметим, что тенденции в росте или снижении данных показателей нередко о