The 22 references with contexts in paper Arkadiy Sokolov V., Аркадий Соколов Васильевич (2016) “Библиотека как национальная ценность в эпоху глобализации (элементы библиотечной аксиологии) // The Library as National Value in the Era of Globalization (Elements of Library Axiology)” / spz:neicon:bibliotekovedenie:y:2016:i:4:p:376-385

1
Степанов В.К. «Хватит» ли на наш век традиционных технологий, или Теоретический взгляд на практическую проблему // Библиотека. 1998. No 7. С. 25.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=4050
    Prefix
    Напротив, с 1990-х гг. распространяется мнение, что «умелое применение компьютерных технологий (и ничто иное!) реально и во много раз повышает эффективность работы библиотек. Более того, происходящие сегодня технологические изменения постепенно устанавливают новую парадигму развития библиотеки как социального института, приводят к изменению сущности ее работы»
    Exact
    [1]
    Suffix
    . Поскольку в «новой сущности» не предусматривается аксиологическая функция библиотек, начнем с последней разговор о библиотечной аксиологии. Аксиологическая функция библиотеки Нельзя сказать, что аксиологическая проблематика пользуется повышенным вниманием наших библиотековедов.

2
Вихрева Г.М. Проблемы знания и образования в аксиологической парадигме современной научной библиотеки // Вестник Омского университета. 2013. No 3. С. 170.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=4876
    Prefix
    Вихревой: «Сегодня мы нуждаемся, как никогда, в знаниях о библиотеке как носителе и хранителе основных социальных ценностей, ее месте и ее пути в будущем. Аксиологические проблемы, проблемы ценностных установок, определяющих различные виды библиотечной деятельности, должны получить в библиотековедении достойное освещение»
    Exact
    [2]
    Suffix
    . На мой взгляд, конструктивным ответом на этот призыв является статья М.И. Акилиной, посвященная аксиологической функции библиотечного социального института [3]. Аксиологическую функцию М.И. Акилина обнаруживает в «самой природе библиотеки», в цепочке внутренних (технологических) процессов — отбор, комплектование, хранение, доступ к информации, где непременно присутствуют ценностные оценки

3
Акилина М.И. Аксиологическая функция библиотечного социального института // Библиотечный социальный институт: новые акценты и аспекты : проблемно-ориентированный науч. сб. Москва : Пашков дом, 2013. С. 78—89.
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=5038
    Prefix
    Аксиологические проблемы, проблемы ценностных установок, определяющих различные виды библиотечной деятельности, должны получить в библиотековедении достойное освещение» [2]. На мой взгляд, конструктивным ответом на этот призыв является статья М.И. Акилиной, посвященная аксиологической функции библиотечного социального института
    Exact
    [3]
    Suffix
    . Аксиологическую функцию М.И. Акилина обнаруживает в «самой природе библиотеки», в цепочке внутренних (технологических) процессов — отбор, комплектование, хранение, доступ к информации, где непременно присутствуют ценностные оценки.

  2. In-text reference with the coordinate start=6668
    Prefix
    Наиболее перспективны такие направления исследований, как изучение ценности библиотечного социального института, ценности его основных ресурсов, профессиональных ценностей, этических ценностей во взаимоотношениях библиотекаря и читателя»
    Exact
    [3, с. 87]
    Suffix
    . Итак, вырисовываются три различных объекта библиотечной аксиологии, представляющие собой, скажем, библиотечные ценности. 1) Документы, которые библиотеки отбирают, комплектуют, хранят и предоставляют читателям в соответствии со своим общественным назначением.

  3. In-text reference with the coordinate start=7492
    Prefix
    В этом определении выражены такие сущностные атрибуты документа, как коммуникационное назначение, ценностное (смысловое) содержание, стабильная знаковая форма. Ценности, как отмечает М.И. Акилина, «это особый вид смысла, который люди усматривают в любых предметах и явлениях»
    Exact
    [3, с. 79]
    Suffix
    . Задача библиотечной аксиологии состоит в том, чтобы разработать методику распознавания и оценки тех документов, которые обладают смысловым соответствием профилю данной библиотеки (школьная, научно-техническая, библиотека для слепых и пр.

4
Ларьков Н.С. Документоведение : учебник. Москва : Проспект, 2016. С. 42.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7209
    Prefix
    В соответствии с принятым в документоведении определением, принадлежащим Н.С. Ларькову, документ — это включенная в социальную коммуникацию семантическая структурированная информация, искусственно закрепленная на материальном носителе в стабильной знаковой форме»
    Exact
    [4]
    Suffix
    . В этом определении выражены такие сущностные атрибуты документа, как коммуникационное назначение, ценностное (смысловое) содержание, стабильная знаковая форма. Ценности, как отмечает М.И. Акилина, «это особый вид смысла, который люди усматривают в любых предметах и явлениях» [3, с. 79].

5
Вихрева Г.М. Ценностные аспекты отбора документов в фонд универсальной научной библиотеки. Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2004. 190 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7915
    Prefix
    аксиологии состоит в том, чтобы разработать методику распознавания и оценки тех документов, которые обладают смысловым соответствием профилю данной библиотеки (школьная, научно-техническая, библиотека для слепых и пр.). Примером успешного использования аксиологического подхода для выработки критериев отбора документов в процессе комплектования может служить исследование Г.М. Вихревой
    Exact
    [5]
    Suffix
    . 2) Эталонные ценности (знания, нормы, идеалы, верования, технологии), признанные современным обществом ценными образцами и рекомендованные учредителем библиотеки для использования в целевой программе работы с читателями просветительского, педагогического, идейно-воспитательного, маркетингового или иного направления.

6
Фирсов В.Р. О принципах подхода к анализу деятельности библиотек как социального института // Проблемы оптимизации функционирования библио- течных систем : сб. науч. тр. / ГПБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. Вып. 1. Ленинград, 1981. С. 24— 32.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=10068
    Prefix
    Фирсов пришел к выводу, что, хотя библиотекам свойственна «полифункциональность», в основе их деятельности всегда лежала и лежит «инвариантная функцио- нальная структура, определяющая специфику данного вида социального института»
    Exact
    [6]
    Suffix
    . В последующих своих работах В.Р. Фирсов обосновал перечень сущностных библиотечных функций, неизменно присутствующих в библиотечной деятельности. В этот перечень вошли: познавательная функция, выражающая «стремление культуры к воссозданию целостной картины мира, которая воплощается в представлениях здравого смысла, в научных знаниях, теориях и т. д.»; ценностно-ориентационная (аксиологическа

7
Фирсов В.Р. Социальная роль — социальные функции — библиотечная деятельность: проблема принципа отграничения // Методологические аспекты изучения процессов функционирования библиотечных систем : сб. науч. тр. / ГПБ им. М.Е. СалтыковаЩедрина. Ленинград, 1982. С. 21—34.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=10789
    Prefix
    , в научных знаниях, теориях и т. д.»; ценностно-ориентационная (аксиологическая) функция, «отражающая стремление общества к реализации ценностных ориентаций, воплощенных в системе идеологии, морали, в художественной культуре, искусстве и т. д.»; коммуникативная функция, обеспечивающая «историческую преемственность поколений» и «взаимодействие различных культур одного исторического периода»
    Exact
    [7]
    Suffix
    . Важное методологическое значение имеет утверждение В.Р. Фирсова о том, что сущностные функции конкретизируются в большом количестве производных функций, и что соотношение между ними нужно рассматривать через призму категорий «сущность» и «явление» [8].

8
Фирсов В.Р. Сущностные функции библиотечной деятельности: культурологический подход // Научные и технические библиотеки СССР. 1985. No 5. С. 15—20.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=11043
    Prefix
    Важное методологическое значение имеет утверждение В.Р. Фирсова о том, что сущностные функции конкретизируются в большом количестве производных функций, и что соотношение между ними нужно рассматривать через призму категорий «сущность» и «явление»
    Exact
    [8]
    Suffix
    . Соглашаясь с основными положениями публикаций В.Р. Фирсова, нельзя не заметить, что из поля его зрения выпали кумулятивная и мемориальная функции библиотек, благодаря выполнению которых библиотечный социальный институт расценивается в качестве института социальной памяти, наряду с архивами и музеями.

9
Библиотековедение. Общий курс : учебник / С.А. Басов, А.Н. Ванеев, М.Я. Дворкина и др. ; науч. ред. А.Н. Ванеев, М.Н. Колесникова. Санкт-Петербург : Профессия, 2013. С. 103—110. (Учебник для бакалавров. Бакалавр библиотечно-информационной деятельности).
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=11790
    Prefix
    Столяров в статье «Библиотека», опубликованной в «Библиотечной энциклопедии» (2007), первой назвал именно мемориальную функцию, так как библиотеки изначально создавались как книгохранилища. Современное состояние функционального подхода в библиотековедении представлено Р.С. Мотульским в учебнике для бакалавров «Библиотековедение. Общий курс»
    Exact
    [9]
    Suffix
    и М.Я. Дворкиной в альтернативном учебнике для бакалавров «Общее библиотековедение» [10]. Оба автора, принимая дифференциацию социальных функций библиотек на сущностные (неизменные) и прикладные (производные, вариативные), отмечают дискуссионность состава этих функций и цитируют многочисленные частично совпадающие «триады» и «диады» сущностных функций, а также пространные перечни прикладны

10
Общее библиотековедение : учебник для бакалавров / науч. ред. М.Я. Дворкина, Л.И. Сальникова. Москва : МГИК, 2015. С. 98—102.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=11878
    Prefix
    Современное состояние функционального подхода в библиотековедении представлено Р.С. Мотульским в учебнике для бакалавров «Библиотековедение. Общий курс» [9] и М.Я. Дворкиной в альтернативном учебнике для бакалавров «Общее библиотековедение»
    Exact
    [10]
    Suffix
    . Оба автора, принимая дифференциацию социальных функций библиотек на сущностные (неизменные) и прикладные (производные, вариативные), отмечают дискуссионность состава этих функций и цитируют многочисленные частично совпадающие «триады» и «диады» сущностных функций, а также пространные перечни прикладных (производных) функций.

11
Соколов А.В. Функции библиосферы : в 2 ч. // Научные и технические библиотеки. 2016. No 1. Ч. 1. С. 7—25; No 2. Ч. 2. С. 5—24.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=12269
    Prefix
    Оба автора, принимая дифференциацию социальных функций библиотек на сущностные (неизменные) и прикладные (производные, вариативные), отмечают дискуссионность состава этих функций и цитируют многочисленные частично совпадающие «триады» и «диады» сущностных функций, а также пространные перечни прикладных (производных) функций. Изучение функционального подхода в библио- течной науке
    Exact
    [11]
    Suffix
    показало, что классической библиотеке свойственны пять сущностных (необходимо присущих) функций, а именно: 1. Коммуникативная — выражающая общественное назначение. 2. Кумулятивная — формирование документного фонда. 3.

12
Судаков К.В. Функциональные системы. Москва : РАМН, 2011. 320 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=16532
    Prefix
    Потребность будем понимать не как состояние, свойство, зависимость, дефицит, противоречие, нужду и т. д., а как систему, обеспечивающую, по словам Г. Гегеля, «связь с всеобщим механизмом и с абстрактными силами природы». Выдающийся отечественный нейрофизиолог П.К. Анохин (1898—1974) разработал теорию функциональных систем
    Exact
    [12]
    Suffix
    , которая раскрывает механизм действия потребностной системы человека следующим образом. Возникшее рассогласование между наличными и нормальными внешними и внутренними условиями приводит к появлению очага возбуждения в сознании индивида.

13
Труды Первого Всероссийского съезда по библиотечному делу, 1—7 июня 1911 г. : избранные материалы. Санкт-Петербург : РНБ, 2011. С. 37.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=20863
    Prefix
    Познавательная (образовательная, педагогическая) потребность — потребность в «духовной пище, которая заключается в книге», и удовлетворение которой, как было заявлено на Первом Всероссийском съезде по библиотечному делу в 1911 г., «одна из важнейших обязанностей каждого честного человека по отношению к своему народу, к своей родине»
    Exact
    [13]
    Suffix
    . В. 2. Этическая (воспитательная, регуляционная) потребность понималась, с одной стороны, как потребность в целесообразном управлении поведением людей, защите от вредных воздействий, обеспечении безопасности, а с другой — как потребность в свободе, самостоятельности, риске, вольном проявлении жизненных сил субъекта.

14
Соколов А.В. Коммуникационные потребности : учеб. пособие для бакалавров. Краснодар : Краснодар. гос. акад. культуры, 1996. 161 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=23278
    Prefix
    Характерными примерами спонтанных потребностей могут служить привычка на личностном уровне и мода на социальном уровне, которые распространяются на читательскую деятельность. Источником потребности может стать желание выделиться из социальной массы, творческое стремление реализовать себя, «дать себе через себя самого объективность в объективном мире»
    Exact
    [14]
    Suffix
    . Российская библиотечная система, состоящая из школьных, детских и вузовских, общедоступных публичных и фирменных научно-технических, национальных и региональных, отраслевых и универсальных научных библиотек, каждая из которых в рамках своей компетенции выполняет коммуникативные, кумулятивные, мемориальные, информационные, ценностно-ориентационные функции, располагает необходимыми ресурсами дл

15
Аристотель. Сочинения : в 4 т. Москва : Мысль, 1983. Т. 4. С. 300, 302.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=25231
    Prefix
    Далее великий мыслитель рассуждал так: «Благо может находиться в душе — таковы добродетели, или в теле — таковы здоровье, красота, или вне того и другого — таковы богатство, власть, почет и им подобное. Благо, находящееся в душе, расчленяется на три: разумность, добродетель и наслаждение. Тут мы подходим к тому, что есть и цель всех благ, и высшее благо; я имею в виду счастье»
    Exact
    [15]
    Suffix
    . В перечне «канонических ценностей» — Истина, Добро, Красота, Польза (прагма), утвердившихся в западноевропейском ценностном сознании, аксиологический статус категорий различается. Истина и Польза из состава аксиологических понятий исключаются, поскольку они не имеют отношения к субъективной духовной жизни человека.

16
Каган М.С. Философская теория ценности. СанктПетербург : Петрополис, 1997. С. 80.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=25936
    Prefix
    Каган недвусмысленно выразил эту точку зрения: «Приравнивание ценности к истине, проистекающее из самих основ мифологически-религиозного сознания, и приравнивание ценности к полезности, характерное для прагматистски-позитивистского мышления, ведут к ликвидации аксиологии как философского осмысления особой сферы духовной деятельности человека и творимой им культуры»
    Exact
    [16]
    Suffix
    . Таким образом, истинное научное знание в виде теоремы Пифагора, клятвы Гиппократа или закона образования прибавочной стоимости не считается ни ценностью, ни добродетелью, ибо оно «аксиологически нейтрально».

17
Словарь философских терминов / науч. ред. В.Г. Кузнецов. Москва : ИНФРА-М, 2005. С. 6.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=27010
    Prefix
    ценностей российского общества XXI в. выходит за пределы настоящей статьи, но на проблеме соотношения общечеловеческих и национальных ценностей мы позволим себе остановиться, потому что с данной проблемой связано будущее библиотек, а в философской аксиологии «вопрос о соотношении национальных и общечеловеческих, личных и коллективных ценностей» остается предметом жарких дискуссий
    Exact
    [17]
    Suffix
    . Общечеловеческое и национальное в библиотечной аксиологии Каждая библиотека является социальной ценностью, потому что она в процессе своей коммуникационной деятельности, выполняя аксио- логическую функцию, удовлетворяет абсолютные, а также вариативные, духовные потребности социальных субъектов.

18
Глобалистика: энциклопедия / [гл. ред. и сост.: И.И. Мазур, А.Н. Чумаков]. Москва : Диалог : Радуга, 2003. С. 681.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=28034
    Prefix
    Нация — «исторически сложившаяся на определенной территории социальная общность, имеющая субстанционально-духовное основание, для которой характерны единый язык, особенности культуры, психологии, менталитета и образа жизни, что обеспечивает ей жизнеспособность и придает неповторимое своеобразие»
    Exact
    [18]
    Suffix
    . Нация объединяет людей не по признаку кровного родства, а по социально-культурной общности, принадлежности к многовековой последовательности поколений, имеющей славную историю. Быть русским по крови и русским по культуре — разные вещи.

19
Степин В.С., Гусейнов А.А., Межуев В.М., Толстых В.И. От классовых приоритетов к общечеловеческим ценностям // Квинтэссенция: философский альманах, 1992. Москва : Политиздат, 1992. С. 4—46.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=29529
    Prefix
    и самосознания состоит в благоволении ко всему человеческому — к добру, красоте и правде, в развитии таких нравственных качеств национального характера, как миролюбие, кротость и смирение (терпение). При этом осознается возможность их извращения, перемены знака, когда положительные сами по себе свойства характера могут быть использованы во зло и превратиться в свою противоположность»
    Exact
    [19, с. 19]
    Suffix
    . И еще: «Пафос русского идеала в отстаивании абсолютного приоритета общечеловеческих ценностей сопровождается неприятием эгоистической, индивидуалистической “закваски” западной цивилизации, которую остро критиковали не только славянофилы, но и другие русские интеллигенты» [19, с. 22].

  2. In-text reference with the coordinate start=29816
    Prefix
    И еще: «Пафос русского идеала в отстаивании абсолютного приоритета общечеловеческих ценностей сопровождается неприятием эгоистической, индивидуалистической “закваски” западной цивилизации, которую остро критиковали не только славянофилы, но и другие русские интеллигенты»
    Exact
    [19, с. 22]
    Suffix
    . Что же такое общечеловеческое? Современные философы признают, что общечеловеческое не лежит на поверхности вещей и событий, а скрыто не только от обыденного, но даже и от теоретического сознания.

20
Уткин А.И. Мировой порядок XXI века. Москва : Эксмо, 2002. С. 434—463.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=30677
    Prefix
    Эти государства, в свою очередь, в силу экономической, геополитической, этнокультурной общности, сгруппировались в семь геоцивилизаций, а именно: западную, восточноевропейскую (русско-православную), конфуцианскую, индуистскую, мусульманскую, латиноамериканскую, африканскую
    Exact
    [20]
    Suffix
    . Западная цивилизация с эпохи европейского Возрождения (XV в.) сделалась лидером технического прогресса и научного познания, благодаря чему обрела статус «техногенной цивилизации». Эталонными ценностями техногенной цивилизации были признаны Разум, Труд, Знание как сила, Власть над природой, Прогресс, Свобода творчества, Потребление благ, Достоинство и права человека.

21
Стёпин В.С. Поиск новых ценностей и стратегия развития // Россия в глобализирующемся мире: мировоззренческие и социокультурные аспекты / отв. ред. В.С. Стёпин. Москва : Наука, 2007. С. 14 — 33.
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=33318
    Prefix
    человечество находится сейчас в состоянии общецивилизационного кризиса и ценностного разлома», рекомендует отказаться от «продолжения и развития ценностей техногенного общества» и перейти к «новому типу цивилизационного развития», к «доминированию нематериалистических ценностей, где место безудержного роста вещественно-энергетического потребления постепенно займет информационное потребление»
    Exact
    [21, с. 20—21]
    Suffix
    . Своеобразие российского духовного и морального кризиса академик усматривает в том, что «утрачено понятие общего дела и блага, ценности везде, где возможно, заменены “ценой”, которой можно измерять вещи, но не духовные побуждения, нравственные мотивы и поступки, по природе своей самоценные.

  2. In-text reference with the coordinate start=33758
    Prefix
    и морального кризиса академик усматривает в том, что «утрачено понятие общего дела и блага, ценности везде, где возможно, заменены “ценой”, которой можно измерять вещи, но не духовные побуждения, нравственные мотивы и поступки, по природе своей самоценные. Не появились и не утвердились общественно значимые представления о связи свободы с ответственностью, прав человека с обязанностями»
    Exact
    [21, с. 25]
    Suffix
    . В.С. Стёпин предлагает новую стратегию российских реформ, смену идеалов потребительского общества на систему ценностей, утверждающую престиж духовной и интеллектуальной сферы, развития культуры и науки.

  3. In-text reference with the coordinate start=34451
    Prefix
    укладу и образу жизни, и современные противоречивые российские реалии, академик в качестве базовых ценностей и принципов россиян называет справедливость, солидарность, общественную и индивидуальную свободу. На базе органического синтеза либеральных и социалистических ценностей он формулирует социальный идеал гражданина России: «свободный человек в справедливом и солидарном обществе»
    Exact
    [21, с. 33]
    Suffix
    . Этот идеал логично понимать как символ нацио- нальной российской идентичности, присущий восточно-европейской, православной геоцивилизации, имеющей евразийские корни. Естественно, что другим геоцивилизациям свойственны иные базовые ценности и символы идентичности, которые воплощены в их нацио- нальной культуре, в классических произведениях литературы и искусства.

22
Диалог культур в глобализирующемся мире: мировоззренческие аспекты / Рос. акад. наук, Ин-т философии ; [отв. ред. В.С. Степин, А.А. Гусейнов]. Москва : Наука, 2005. 428 с. The Library as National Value
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=35089
    Prefix
    Футурологически мыслящие философы предполагают, что в ходе глобализации и постиндустриального развития мирового сообщества должна произойти конвергенция (сближение) геоцивилизаций, путь к которой лежит не через военные столкновения, а через диалоги культур
    Exact
    [22]
    Suffix
    . «Именно диалог, — разъясняет В.И. Толстых, — понятый как способ и форма общения равноценных субъектов, которыми могут быть отдельные индивиды или группы, целые сообщества людей, государства, конфессии, культурные миры и цивилизации, способен создать атмосферу взаимопонимания и поиска оптимального решения того или иного вопроса.

  2. In-text reference with the coordinate start=36157
    Prefix
    Вряд ли в наши дни надо доказывать, что от взаимопроникновения двух форм рациональности — западного интеллектуализма и восточной, примущественно мистической и эстетической проницательности — выигрывают обе цивилизации. Диалог возможен, и он получится, если его предметом станут проблемы, которые человечество объединяют, а не только разъединяют»
    Exact
    [22, с. 162]
    Suffix
    . Итак, перед российскими библиотеками, выступающими в качестве национальных ценностей в эпоху глобализации, стоят две практические задачи общечеловеческого масштаба: во-первых, участие в идентификации личности, соответствующей идеалу российской цивилизации; во-вторых, участие в межцивилизационном диалоге культур.