The 10 references with contexts in paper Ekaterina Barysheva A., Екатерина Барышева Александровна (2016) “Становление библиотечной системы Индии (XIX-XX вв.) // The Formation of the Library System of India (19th - 20th centuries)” / spz:neicon:bibliotekovedenie:y:2016:i:2:p:197-204

1
Wani Z.A. Development of public libraries in India [Электронный ресурс] // Library philosophy and practice. 2008 (March). 10 p. URL: http://www. webpages.uidaho.edu/~mbolin/wani.pdf (дата обращения: 18.12.2015).
Total in-text references: 7
  1. In-text reference with the coordinate start=4242
    Prefix
    С. 197—204. ученых и художников из разных стран; подлинными хранилищами бесценных книжных сокровищ стали многочисленные буддийские и индуистские монастыри, но, естественно, этот пласт духовной культуры был доступен лишь избранным
    Exact
    [1]
    Suffix
    . Публичные библиотеки начали появляться на территории Индии в первой половине XIX в., в период британского господства. Они создавались при непосредственном участии представителей английской колониальной администрации в тяжелые для Индии времена, когда в результате столкновения двух различных цивилизаций рушился многовековой образ жизни, ломалась традиционная система ценностей, а по местному

  2. In-text reference with the coordinate start=4695
    Prefix
    Они создавались при непосредственном участии представителей английской колониальной администрации в тяжелые для Индии времена, когда в результате столкновения двух различных цивилизаций рушился многовековой образ жизни, ломалась традиционная система ценностей, а по местному культурному наследию был нанесен «жесточайший удар»
    Exact
    [1]
    Suffix
    . Огромное количество памятников, в том числе старинных документов, украшенных миниатюрами средневековых рукописей, погибло или было вывезено в Европу, где стало достоянием государственных и частных коллекций.

  3. In-text reference with the coordinate start=5275
    Prefix
    Возникновение публичных библиотек, без сомнения, относится к прогрессивным явлениям английского колониального владычества, но эти учреждения оказались исключительно «западным продуктом», созданным без учета национальной специ- фики, без опоры на тысячелетние культурные традиции Европы, что не могло не отразиться на дальнейшем развитии библиотечной системы страны
    Exact
    [1]
    Suffix
    . В 1811 г. генерал-губернатор Индии лорд Минто обратил внимание на катастрофическую ситуацию в сфере образования. Он писал, что «наука и литература среди местного населения находятся в состоянии неизменного упадка, точные науки преданы забвению ...утрачены или забыты ценные книги, слой образованных людей резко сокращается» [2, с. 90].

  4. In-text reference with the coordinate start=11388
    Prefix
    Но все это было крохотной ложкой меда в оставленной английскими колонизаторами бочке дегтя: 88% ин- дийцев оставались неграмотными, транспортная связь между регионами была на крайне низком уровне, а состояние средств массовой информации удручающим
    Exact
    [1]
    Suffix
    . В данной ситуации создание разветвленной сети бесплатных библиотек виделось как мощное средство в борьбе за всеобщее просвещение и, как следствие, за создание подлинно независимого процветающего государства.

  5. In-text reference with the coordinate start=14621
    Prefix
    Согласно докладу, на март 1954 г. в Индии насчитывалось 32 тыс. библиотек с общим фондом около 7 млн 100 тыс. книг и книговыдачей около 37 млн 700 тыс. экземпляров. Качество оказываемых библиотечных услуг оценивалось как неудовлетворительное
    Exact
    [1]
    Suffix
    . По результатам обследования был принят ряд принципиальных рекомендаций, определивших направления дальнейшего развития национальной библиотечной системы, среди которых: • библиотечные услуги должны быть бесплатными для всех граждан Индии; • иерархия публичных библиотек должна выглядеть следующим образом: Национальная библиотека — Центральная библиотека штата — библиотека округа — библиотека

  6. In-text reference with the coordinate start=15441
    Prefix
    панчаята2; • правительства штатов несут прямую ответственность за состояние общественного образования и развитие библиотек; им следует разработать и принять местное библиотечное законодательство; • библиотекарям и работникам социального образования надлежит сотрудничать для преодоления неграмотности; • правительство Индии должно оказывать регионам финансовую поддержку на содержание библиотек
    Exact
    [1]
    Suffix
    . В последующие годы динамика развития библиотечной сети Индии целиком зависела от объемов финансирования. Из-за неблагоприятной экономической ситуации, сложившейся в стране во второй половине 1960-х гг., намеченного «прорыва» в библиотечном строительстве достичь не удалось [5].

  7. In-text reference with the coordinate start=17344
    Prefix
    RRRLF оказывает техническую и финансовую поддержку (путем распределения грантов) публичным и детским библиотекам, добровольным обществам и библиотечным ассоциациям; выступает главным консультантом правительства Индии по вопросам национальной политики в области библиотечно-информационного развития. Организация расположена в Колкате и имеет филиалы в Нью-Дели, Ченнаи и Мумбаи
    Exact
    [1]
    Suffix
    . Согласно отчету RRRLF за 1981 г.3 к этому времени центральные библиотеки начали действовать во всех штатах страны и в шести из семи союзных территориях; читателей были готовы принять также в 364 окружных библиотеках.

2
Скороходова Т.Г. Раммохан Рай родоначальник Бенгальского Возрождения : опыт аналитической биографии. Санкт-Петербург: Алетейя, 2008. 369 с.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=5605
    Prefix
    Он писал, что «наука и литература среди местного населения находятся в состоянии неизменного упадка, точные науки преданы забвению ...утрачены или забыты ценные книги, слой образованных людей резко сокращается»
    Exact
    [2, с. 90]
    Suffix
    . Для предотвращения деградации народа чиновник предлагал «вмешаться благодетельной рукой во имя возрождения образованности, пока это дело не стало безнадежным и в отношении книг, и в отношении учителей» [2, с. 90—91].

  2. In-text reference with the coordinate start=5821
    Prefix
    Для предотвращения деградации народа чиновник предлагал «вмешаться благодетельной рукой во имя возрождения образованности, пока это дело не стало безнадежным и в отношении книг, и в отношении учителей»
    Exact
    [2, с. 90—91]
    Suffix
    . Выход из подобного положения лорд Минто видел в восстановлении образовательных институтов и развитии общедоступных библиотек. Самый первый шаг в этом направлении был сделан в 1808 г., когда колониальное правительство Бомбея рекомендовало составить список читален, в которые надлежало предоставлять экземпляры книг, изданных на средства фонда поощрения литературы.

3
Preface [Электронный ресурс] // Catalogue of the Calcutta Public Library, 1846. P. III—XX. URL: https:// play.google.com/store/books/details/Catalogue_of_ the_Calcutta_Public_Library?id=4JVaAAAAcAAJ (дата обращения: 13.12.2015).
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7165
    Prefix
    Мы не должны спрашивать у того, кто его посетит, из какой земли он явился, какие принципы он исповедует <...> но где бы он ни родился, в деревне или пустыне, каким бы божествам он ни поклонялся, каким бы ни был цвет его лица — белым, овеянным северным ветром, или смуглым, опаленным южным солнцем, — мы должны предложить ему приблизиться, испить из него и наполниться до краев»
    Exact
    [3]
    Suffix
    . Впервые в истории Индии было заявлено о необходимости создания библиотеки, доступной для представителей всех социальных групп, каст и профессий. Библиотека не являлась правительственной и существовала на средства благотворителей.

4
National Library of India. Historical background [Электронный ресурс]. URL: http:// www.nationallibrary.gov.in/nat_lib_stat/history. html (дата обращения: 14.12.2015).
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=7645
    Prefix
    Для того чтобы стать ее постоянным посетителем и иметь возможность брать некоторые книги на дом, следовало заплатить 300 рупий. Но благодаря таким правилам студенты и малоимущие могли в течение определенного срока ходить в библиотеку бесплатно
    Exact
    [4]
    Suffix
    . Первым собственником библиотеки стал промышленник, банкир и предприниматель, представитель Бенгальского Возрождения Дварканатх Тагор (1794—1846). Вскоре библиотека получила первый крупный подарок — по распоряжению генерал-губернатора Чарльза Меткалфа ей было передано собрание из 4 тыс. 675 рукописных и печатных книг, хранившихся в библиотеке Колледжа Форта Уильяма.

  2. In-text reference with the coordinate start=8727
    Prefix
    «Gazette of India» тогда писала: «Подразумевается, что она станет справочной библиотекой, рабочим местом для студентов и хранилищем материалов для будущих историков Индии, где любую книгу об Индии, где бы и когда бы она ни была написана и напечатана, можно будет увидеть и прочитать»
    Exact
    [4]
    Suffix
    . С тех пор этот основополага- Библиотека Сарасвати Махал махараджи Серфоджи в Танджавуре ющий принцип комплектования фондов библиотеки остался неизменным. В 1948 г., после завоевания Индией независимости, Имперская библиотека была переименована в Национальную библиотеку, став главным книгохранилищем страны.

5
Library Scenario in India [Электронный ресурс]. URL: http://www.nmlindia.nic.in/pages/display/24 (дата обращения: 22.12.2015).
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=10446
    Prefix
    При поддержке махараджи начал издаваться ежеквартальный журнал «Библиотечный альманах», выходивший на трех языках — английском, гуджарати и маратхи, появились общества друзей библиотек, регулярно проводились библиотечные конференции. Более того, была организована мобильная служба библиотек для доставки книг в отдаленные деревни. К сожалению, наследники Саяджирао III не продолжили его дело
    Exact
    [5]
    Suffix
    . Индия после обретения независимости: библиотеки на передовой в борьбе за всеобщее просвещение Совершенно новый этап в развитии библиотечной системы Индии начался в 1947 г., после обретения страной независимости.

  2. In-text reference with the coordinate start=15721
    Prefix
    В последующие годы динамика развития библиотечной сети Индии целиком зависела от объемов финансирования. Из-за неблагоприятной экономической ситуации, сложившейся в стране во второй половине 1960-х гг., намеченного «прорыва» в библиотечном строительстве достичь не удалось
    Exact
    [5]
    Suffix
    . Буксовала и программа преодоления неграмотности: в 1971 г. в Индии азбучной грамотностью владело 34,45% населения (среди них взрослых мужчин — 45,95% и 21,97% женщин) [9]. Библиотечный фонд имени Раджи Раммохана Роя: «знания для всех и рядом с домом» В 1972 г.

  3. In-text reference with the coordinate start=19230
    Prefix
    В состав комитета в обязательном порядке входят представитель RRRLF, президент или секретарь Библиотечной ассоциации штата, по одному представителю от министерства (департамента) образования и книгоиздательской отрасли штата, а также директор центральной библиотеки штата либо другой крупной публичной библиотеки
    Exact
    [5]
    Suffix
    . Среди главных обязанностей Библиотечного комитета: составление списка местных библиотек — участников разных программ RRRLF, получающих финансовую поддержку; разработка перечня подлежащих закупке книг для каждой из категорий библиотек (отбор происходит по принципу «самое лучшее чтение для наибольшего количества людей по наименьшей цене») [11].

6
Сукиасян Э.Р. Надо помнить о корифеях нашей профессии [Электронный ресурс]. URL: http://www. gpntb.ru/libcom11/disk/13.pdf (дата обращения: 22.12.2015).
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=12921
    Prefix
    Получив должность директора Университетской библиотеки [в Мадрасе], поехал учиться в Лондон в самую лучшую в то время Библиотечную школу Бервика Сейерса. Основанный им в 1952 г. в Бангалоре Индийский национальный центр научной документации сделал этот город в Индии библиотечной столицей мира, Меккой каждого библиотекаря»
    Exact
    [6]
    Suffix
    . Широкую известность Ранганатану принесла созданная им теория фасетной классификации, оказавшая влияние на развитие мировой классификационной теории и практики. Но не менее важны сформулированные им «законы библиотечной науки» — «книги — предназначены для пользования; книги — для всех; каждой книге — ее читателя; библиотека — развивающийся организм», — которые до сих пор являются кодексом

7
Сукиасян Э.Р. Пять законов библиотечной науки Ш.Р. Ранганатана. Современное прочтение [Электронный ресурс]. URL: http://www.gpntb.ru/win/ inter-events/crimea2012/disk/002.pdf (дата обращения: 22.12.2015).
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=13369
    Prefix
    Но не менее важны сформулированные им «законы библиотечной науки» — «книги — предназначены для пользования; книги — для всех; каждой книге — ее читателя; библиотека — развивающийся организм», — которые до сих пор являются кодексом профессиональной этики библиотекарей всего мира
    Exact
    [7]
    Suffix
    . Важную роль в становлении библиотечной системы Индии сыграло открытие 27 октября 1951 г. Публичной библиотеки в Дели. Библиотека стала пилотным проектом ЮНЕСКО, осуществленным совместно с правительством Джавахарлала Неру.

8
Vashishth C.P. Governance of Public library in India. [Электронный ресурс]. URL: http://csmalavd. blogspot.in/2014/02/governance-of-public-libraryin-india-p.html (дата обращения: 17.01.2016).
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=13828
    Prefix
    Это событие, показавшее заинтересованность центральной власти в развитии библиотечного дела, послужило отправной точкой для принятия в ряде штатов законов о публичных библиотеках и создания новых крупных региональных библиотек
    Exact
    [8]
    Suffix
    . В 1957 г. был обнародован доклад специально назначенного правительством Индии комитета (комитет Сингха) о состоянии библиотечного дела в стране. Положение было признано «угнетающим», ибо большинство библиотек напоминали «стоячие болота» из-за отсутствия регулярных книжных поступлений.

9
Literacy Scenario in India (1951—2001) [Электронный ресурс]. URL: http://www.nlm.nic.in/lsi_nlm. htm (дата обращения: 16.12.2015).
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=15894
    Prefix
    Из-за неблагоприятной экономической ситуации, сложившейся в стране во второй половине 1960-х гг., намеченного «прорыва» в библиотечном строительстве достичь не удалось [5]. Буксовала и программа преодоления неграмотности: в 1971 г. в Индии азбучной грамотностью владело 34,45% населения (среди них взрослых мужчин — 45,95% и 21,97% женщин)
    Exact
    [9]
    Suffix
    . Библиотечный фонд имени Раджи Раммохана Роя: «знания для всех и рядом с домом» В 1972 г. Индия отметила двухсотлетие со дня рождения философа, реформатора и просветителя Раджи Раммохана Роя. И символично, что именно в этот год в Калькутте был учрежден Библиотечный фонд его имени (Raja Rammohun Roy Library Foundation, RRRLF).

  2. In-text reference with the coordinate start=21210
    Prefix
    этой связи нужно отметить, что эффективность деятельности RRRLF значительно возросла с 1988 г. благодаря запуску правительственной программы «Национальная миссия грамотности» (National Literacy Mission; NLM), которая предусматривала серьезное увеличение женской грамотности, рост числа деревенских библиотек, включая специальные библиотеки для женщин, и расширение их просветительских функций
    Exact
    [9]
    Suffix
    . За годы своего существования Библиотечный фонд им. Раджи Раммохана Роя оказал помощь более чем 34 тыс. публичным библиотекам, в том числе 30 тыс. сельским [12, p. 3]. Финансовая поддержка осуществлялась в зависимости от уровня развития библиотечной инфраструктуры штата (территории), его размера и количества населения, а также эффективности использования предыдущих ассигнований.

10
Evaluation study of Status of public library with
Total in-text references: 6
  1. In-text reference with the coordinate start=17810
    Prefix
    Полностью укомплектованные или малые библио- теки появились во всех из 3366 городов и административных центров, в 49 тыс. 757 деревнях (из 5 млн 57 тыс. 137 деревень, т. е. 0,9%). Общее количество публичных библиотек достигло 54 тыс. 845 ед.
    Exact
    [10, p. 4—5]
    Suffix
    . К началу 1980-х гг. иерархию публичных библиотек составляли: • Национальная библиотека, финансируемая правительством страны; • Центральная библиотека штата (территории), финансируемая правительством штата (территории); • Библиотеки областей (divisions) в составе штатов, финансируемые правительством штатов4; • Центральная окружная библиотека (в каждом округе; district), за содержание которой о

  2. In-text reference with the coordinate start=18473
    Prefix
    штатов, финансируемые правительством штатов4; • Центральная окружная библиотека (в каждом округе; district), за содержание которой отвечают местные власти; • Отделения центральной окружной библио- теки в каждом городском населенном пункте округа; • Центральная библиотека блока в сельских регионах; • Деревенские библиотеки (библиотеки панчаята) как отделения центральной библиотеки блока
    Exact
    [10, p. 5]
    Suffix
    . Надо отметить, что данная иерархическая модель, с незначительными поправками на произошедшие административно-территориальные изменения, действует и в наши дни [10, p. 5]. По рекомендации Фонда в подавляющем большинстве штатов (территорий) были созданы Библиотечные комитеты (State Library Committee; SLC).

  3. In-text reference with the coordinate start=18644
    Prefix
    центральной окружной библио- теки в каждом городском населенном пункте округа; • Центральная библиотека блока в сельских регионах; • Деревенские библиотеки (библиотеки панчаята) как отделения центральной библиотеки блока [10, p. 5]. Надо отметить, что данная иерархическая модель, с незначительными поправками на произошедшие административно-территориальные изменения, действует и в наши дни
    Exact
    [10, p. 5]
    Suffix
    . По рекомендации Фонда в подавляющем большинстве штатов (территорий) были созданы Библиотечные комитеты (State Library Committee; SLC). Возглавляет комитеты председатель (директор), назначаемый министерством (департаментом) штата, отвечающим за библиотеки.

  4. In-text reference with the coordinate start=20035
    Prefix
    Критериями для причисления штата к «отстающим» стали: плохая библиотечная инфраструктура, низкая квалификация библиотечного персонала, слабая роль библиотек в социальной жизни, слабая законодательная поддержка (или ее отсутствие)
    Exact
    [10, p. 38—39]
    Suffix
    . К таким штатам были отнесены Бихар, Харьяна, Джамму и Кашмир, Мадхья-Прадеш, Мегхалая, Нагаленд, Пенджаб, Уттар-Прадеш и союзная территория Дели. Развитой библиотечной системой могли гордиться Андхра-Прадеш, Гуджарат, Карнатака, Керала, Пондичерри (союзная территория), Тамилнад и Западная Бенгалия [10, p. 37—38].

  5. In-text reference with the coordinate start=20351
    Prefix
    К таким штатам были отнесены Бихар, Харьяна, Джамму и Кашмир, Мадхья-Прадеш, Мегхалая, Нагаленд, Пенджаб, Уттар-Прадеш и союзная территория Дели. Развитой библиотечной системой могли гордиться Андхра-Прадеш, Гуджарат, Карнатака, Керала, Пондичерри (союзная территория), Тамилнад и Западная Бенгалия
    Exact
    [10, p. 37—38]
    Suffix
    . Основными посетителями индийских библио- тек, согласно исследованию, являлись студенты и взрослые мужчины (всего 25% женщин и менее 20% детей). В ряде штатов число женщин — пользователей библиотек не «дотягивало» и до 15%.

  6. In-text reference with the coordinate start=20798
    Prefix
    Подобная гендерная асимметрия объяснялась традиционным неравным положением женщины в индийском обществе и, как следствие, значительной разницей в уровне грамотности между женским и мужским населением страны
    Exact
    [10, p. 41—42]
    Suffix
    . В этой связи нужно отметить, что эффективность деятельности RRRLF значительно возросла с 1988 г. благодаря запуску правительственной программы «Национальная миссия грамотности» (National Literacy Mission; NLM), которая предусматривала серьезное увеличение женской грамотности, рост числа деревенских библиотек, включая специальные библиотеки для женщин, и расширение их просветительских функц