The 18 references with contexts in paper E. Vinogradova B., Елена Виноградова Борисовна (2014) “Изобретение фотографии и В.В. Стасов - один из создателей библиотечного фонда фотодокументов: к юбилейным датам // The Invention of Photography and V. Stasov, one of the Founders of Library Collection of Photo-Documents: to the Anniversary Dates” / spz:neicon:bibliotekovedenie:y:2014:i:6:p:65-74

1
Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения / К. Бажак. — М. : АСТ : Астрель, 2006. — 160 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=26746
    Prefix
    На одной стеклянной пластинке экспонировалось до восьми негативных изображений небольшого размера, которые затем отпечатывались и наклеивались на кусочки картона формата примерно 6×10 см. Это позволяло значительно удешевить процесс изготовления портретных фотоснимков и сделать их доступными широким слоям населения
    Exact
    [1, с. 54—55]
    Suffix
    . Мода на фотографические визитные карточки вызвала стремительное возникновение все новых и новых «ремесленных» фотографических заведений, преследовавших в основном коммерческие цели в ущерб художественной составляющей.

2
Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. б-ка. — М. : Пашков дом, 2007. — 1299 с.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=16503
    Prefix
    Первый стабильный, устойчивый фотографический документ был создан в 1822 г. Нисефором Ньепсом. Следовательно, приведенные в Библиотечной энциклопедии сведения о том, что «первый черно-белый Ф[отодокумент] (дагеротип) получен во Франции Л. Дагером в 1839 [году]»
    Exact
    [2, с. 1100]
    Suffix
    , нуждаются в научной корректировке. Негатив-позитивный технологический процесс, к которому был впервые применен термин «фотография», был разработан в 1835 г. Уильямом Тальботом. Этот процесс впоследствии получил настолько широкое признание, что понятие «фотография» стало с ним ассоциироваться.

  2. In-text reference with the coordinate start=18248
    Prefix
    Стасов добровольно помогал Василию Ивановичу Собольщикову (1813—1872) — одному из первых знатоков изобразительного искусства в Библиотеке, и по прошествии почти двух десятилетий сам возглавил Отделение
    Exact
    [2, с. 998—999]
    Suffix
    . Здесь хранились традиционные произведения графики: гравюры, лубки, плакаты, экслибрисы и многое другое. С середины 1850-х гг. библиотека начинает собирать материалы, выполненные в новой технике — фотографии, и В.

3
Великие люди — библиотекари: от А до Я / [сост. Е.И. Полтавская]. — М. : Шк. б-ка, 2005. — 159 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=18834
    Prefix
    В собрание поступали пейзажи и этнографические снимки, репродукции произведений изобразительного искусства, портретная и хроникально-документальная фотография [12]. По личной просьбе В.В. Стасова многие дарили ИПБ свои коллекции произведений различных видов изобразительного искусства, в том числе и фотографии
    Exact
    [3, с. 104]
    Suffix
    . Фонд фотодокументов, созданный трудами В.И. Собольщикова и В.В. Стасова, ныне бережно сохранен, приумножен и активно пополняется. R4_#6_14.indd 70R4_#6_14.indd 7015.12.2014 11:37:1315.12.2014 11:37:13 БВ 71 С середины XIX в. ведут отсчет тематические подфонды: по истории и этнографии народов России; фотографические изображения художественных произведений, фотопортреты, фотограф

4
Гурьева М.М. Проблемы истории фотографии // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. — СПб., 2009. — No 115. — С. 338—343.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3861
    Prefix
    Действительно, о достижениях Луи Дагера было сообщено в 1839 г., но уже в 1841 г. Исидор Ньепс, сын Жозефа Нисефора Ньепса — коллеги и делового партнера Дагера — написал книгу «История открытия, несправедливо названного дагеротипом»
    Exact
    [4, с. 339]
    Suffix
    . С тех пор не утихают споры: кого считать родоначальником фотографии, Нисефора Ньепса или Луи Дагера? Для того чтобы разобраться в сути дела, обратимся к истории. Нисефор Ньепс (1765—1833), вдохновленный успехами появившейся в конце XVIII в. литографии, начал свои опыты по закреплению изображений, полученных при помощи камеры-обскуры.

5
Захаров А.В. Массовое общество и культура в России: социально-типологический анализ // Вопр. философии. — 2003. — No 9. — С. 3—16.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=27688
    Prefix
    Однако потребности этой новой массовой аудитории были слабо изучены и порой удивляли критиков эстетической «незрелостью», поскольку предпочтение отдавалось не правдивому, а «красивому» искусству
    Exact
    [5, с. 8]
    Suffix
    . В связи с этим представляется особенно значимым факт, что работой ИПБ и ее отделов руководили люди такого высочайшего уровня образования и культуры, как М.А. Корф, В.И. Собольщиков и В.В. Стасов.

6
Левашов В. Лекции по истории фотографии / В. Левашов. — 2-е изд. — М. : Treemedia, 2012. — 481 с.
Total in-text references: 6
  1. In-text reference with the coordinate start=6931
    Prefix
    Причем эта разница в пользу Дагера определялась не столько его достижениями в изобретении фотографической технологии, сколько согласием в дополнение к фотопроцессу открыть секреты устройства своей знаменитой диорамы
    Exact
    [6, с. 4—20]
    Suffix
    . Дагер и Ньепс, безусловно, две ключевые фигуры в истории фотографии, однако в своих изысканиях они были далеко не одиноки. История приспособления, получившего позднéе название «камера-обскура» (лат. «темная комната»), насчитывает не одно столетие.

  2. In-text reference with the coordinate start=7676
    Prefix
    Изучением этого оптического явления занимались средневековые арабские ученые, а первые сведения об использовании камеры-обскуры для зарисовок с натуры, ее подробное описание и изображение обнаружено в рукописях Леонардо да Винчи
    Exact
    [6, с. 11]
    Suffix
    . В XVII в. к конструкции добавляются стеклянный объектив и зеркало, устройство становится компактным; астрономы используют его для наблюдений, а художники — для точной зарисовки пейзажей. С неизбежностью возникает желание зафиксировать получаемое изображение более быстрым и менее трудоемким способом, чем рисование.

  3. In-text reference with the coordinate start=10812
    Prefix
    Добившийся, пожалуй, не меньших успехов главный конкурент Дагера — Уильям Тальбот — пошел иным путем, оформляя патенты на каждое из своих изобретений и преследуя нарушителей в судебном порядке. Это, разумеется, тормозило распространение его метода, названного «калотипией» (от греч. kalos — прекрасный), а в наши дни чаще именуемого «тальботипией» (или талботипией) по имени создателя
    Exact
    [6, с. 24]
    Suffix
    . Интересно, что в России калотипия появилась даже немного раньше, чем дагеротипия. В мае 1839 г. химик и натуралист академик Ю.Ф. Фрицше получил из Англии гелиографические изображения, сделанные по методу Тальбота, и вскоре выступил на заседании Академии наук с докладом об использовании калотипии в ботанике, к тексту которого были приложены снимки.

  4. In-text reference with the coordinate start=11245
    Prefix
    Фрицше получил из Англии гелиографические изображения, сделанные по методу Тальбота, и вскоре выступил на заседании Академии наук с докладом об использовании калотипии в ботанике, к тексту которого были приложены снимки. Этот доклад считается первой российской научной работой по фотографии
    Exact
    [6, с. 25]
    Suffix
    . Однако Луи Дагер, будучи не только увлеченным экспериментатором, но и рационально мыслящим предпринимателем, получил вполне заслуженное общественное признание. Но что же он представил миру? Технологию У.

  5. In-text reference with the coordinate start=12383
    Prefix
    процессом фотосъемки это позволило к 1855 г. создать завершенную и доступную для широкого коммерческого использования технологию быстрого получения негативных изображений на стеклянных фотопластинках, покрытых влажным коллодием (спиртовым или эфирным раствором пироксилина), с последующей печатью изображений высокого качества на фотобумаге. Начинается «коммерческая экспансия» фотографии
    Exact
    [6, с. 31—32]
    Suffix
    . Но все-таки именно изобретение Луи Дагера дало первый импульс широкому практическому развитию фотографии. Совершив довольно обширный экскурс в историю, мы, тем не менее, так и не получили ответа на главный вопрос: какой год — 1822-й или 1839-й — следует считать годом рождения фотографии?

  6. In-text reference with the coordinate start=13701
    Prefix
    Термин «фотография» (греч. — «световое письмо») был предложен Джоном Гершелем (1792—1871), известным английским астрономом, создателем объективов и оптических приборов, составителем знаменитого каталога туманностей. Этот ученый был другом Уильяма Тальбота и убеждал последнего заменить изначально применявшийся Тальботом термин «фотогенический рисунок» на более универсальный — «фотография»
    Exact
    [6, с. 24]
    Suffix
    . В России одновременно с термином «фотография» использовалась и русскоязычная «калька» с греческого неологизма — «светопись», издавался одноименный журнал, а первым российским объединением фотографов стал V (светописный) отдел Императорского Русского технического общества (ИРТО), начавший свою деятельность в 1878 году [9, с. 33].

7
Малова А.В. Возникновение фотографии и ее место в системе искусств [Электронный ресурс] // Аспекты : сб. ст. по философским проблемам истории и современности: Вып. V. — Режим доступа http:// new.philos.msu.ru/smu/aspect/archive/5/
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=21775
    Prefix
    Стасов уже вполне допускает сопоставление достоинств фотографии с гравюрой, в то время как профессиональные литографы и граверы дружно «объявили войну» новшеству, почувствовав прямую угрозу своему приоритетному некогда праву на репродуцирование произведений искусства
    Exact
    [7]
    Suffix
    . Таким образом, мнение талантливого критика быстро и непредвзято изменилось вслед за техническим совершенствованием фотопроцессов, о которых В.В. Стасов был явно неплохо осведомлен, и стремительно повышающимся качеством и долговечностью фотодокументов.

8
Пожар диорамы Дагера // Отечеств. зап. — 1839. — Том III, [раздел] «Смесь». — С. 106—108.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=2357
    Prefix
    », а его открытие — как сообщившее «яркий блеск Елена Борисовна Виноградова, заведующая отделом по созданию и использованию цифровых информационных ресурсов Библиотеки истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева», кандидат педагогических наук БВ Имена БВ 65 R4_#6_14.indd 65R4_#6_14.indd 6515.12.2014 11:37:1115.12.2014 11:37:11 Имена науке, искусству и имени ученого»
    Exact
    [8, с. 106]
    Suffix
    . Осенью 1839 г. Министерство Императорского двора в Париже приобрело дагеротипный аппарат. Император Николай I, осмотрев его, распорядился передать устройство в Академию художеств для использования [9, с. 150].

9
Попов А.П. Из истории российской фотографии / А.П. Попов. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 2010. — 238 с.
Total in-text references: 7
  1. In-text reference with the coordinate start=1070
    Prefix
    Французское государство приобрело права на изобретение у Луи Жака Манде Дагера (1787—1851), назначив ему пожизненную пенсию, и вскоре подарило новую технологию всему человечеству. 19 августа 1839 г. Ф. Араго на объединенной сессии Академии наук и Академии изящных искусств раскрыл секрет получения дагеротипного изображения
    Exact
    [9, с. 12— 13]
    Suffix
    . Таким образом, в 2014 г. официально празднуется 175-летие фотографии. Сохранился дагеротип 1844 г., на котором запечатлен Луи Дагер. Сразу сделаем оговорку, касающуюся различий в транслитерации как фамилии изобретателя, так и образованного от нее термина.

  2. In-text reference with the coordinate start=2578
    Prefix
    Осенью 1839 г. Министерство Императорского двора в Париже приобрело дагеротипный аппарат. Император Николай I, осмотрев его, распорядился передать устройство в Академию художеств для использования
    Exact
    [9, с. 150]
    Suffix
    . В 1840 г. была выполнена первая съемка на дагеротип Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Известно даже имя фотографа — подполковник Ф.О. Теремин [9, с. 16]. Запомнить эту дату (1840 г.) очень легко, достаточно лишь подумать о том, что проживи А.

  3. In-text reference with the coordinate start=2753
    Prefix
    Император Николай I, осмотрев его, распорядился передать устройство в Академию художеств для использования [9, с. 150]. В 1840 г. была выполнена первая съемка на дагеротип Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Известно даже имя фотографа — подполковник Ф.О. Теремин
    Exact
    [9, с. 16]
    Suffix
    . Запомнить эту дату (1840 г.) очень легко, достаточно лишь подумать о том, что проживи А.С. Пушкин еще всего лишь три года, и мы почти наверняка располагали бы его фотографией. С точки зрения истории документа возникновение фотографии стало одним из ярких проявлений этапа, в ходе которого в обращение вошел технодокумент (т. е. документ, создаваемый или техническим устройством для челов

  4. In-text reference with the coordinate start=9442
    Prefix
    Самым известным конкурентом Дагера считается Уильям Тальбот (его фамилию также транслитерируют как Талбот или Толбот), получивший стойкие «фотогенные» негативные изображения еще в 1835 г., и обнародовавший свой метод спустя всего лишь 18 дней после знаменитого доклада Ф. Араго
    Exact
    [9, с. 10—15]
    Suffix
    . Так почему же именно Луи Дагер прославился как изобретатель фотографии? Для ответа на этот вопрос вспомним первый закон документологии — закон документизации, который гласит: всякий социально значимый акт нуждается в документарном оформлении.

  5. In-text reference with the coordinate start=14034
    Prefix
    В России одновременно с термином «фотография» использовалась и русскоязычная «калька» с греческого неологизма — «светопись», издавался одноименный журнал, а первым российским объединением фотографов стал V (светописный) отдел Императорского Русского технического общества (ИРТО), начавший свою деятельность в 1878 году
    Exact
    [9, с. 33]
    Suffix
    . Термин «светопись» ввел в употребление известный фотограф С.Л. Левицкий. В 1849 г. он открыл в Санкт-Петербурге «Дагерротипное заведение Сергея Левицкого», но уже в 1851 г. сменил название на «Светопись Левицкого».

  6. In-text reference with the coordinate start=20128
    Prefix
    Официального признания художественной ценности своих работ российским фотографам пришлось дожидаться целых семь десятилетий, и лишь в 1911 г. Государственным Советом и Государственной Думой было принято, а затем и высочайше утверждено Положение, по которому к фотографическим изображениям применялось понятие авторского права
    Exact
    [9, с. 28]
    Suffix
    . «Технически-утилитарную» оценку В.И. Стасовым значения фотографии нельзя отрицать, она отражена в работах исследователей. «О фотографии он [Стасов. — Е.В.] много писал, считая ее наиболее современным, дешевым и точным способом репродуцирования и дублирования малодоступных уникальных подлинников» [16, с. 47].

  7. In-text reference with the coordinate start=26416
    Prefix
    В середине 1850 гг. стала популярна так называемая фотографическая визитная карточка, и это вызвало всплеск интереса к фотографии, резкое увеличение числа фотографических заведений не только в столицах, но и в других городах по всей России
    Exact
    [9, с. 18]
    Suffix
    . На одной стеклянной пластинке экспонировалось до восьми негативных изображений небольшого размера, которые затем отпечатывались и наклеивались на кусочки картона формата примерно 6×10 см. Это позволяло значительно удешевить процесс изготовления портретных фотоснимков и сделать их доступными широким слоям населения [1, с. 54—55].

10
Российская национальная библиотека: Каталоги Отдела эстампов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.nlr.ru/coll/print/cat.htm
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=28347
    Prefix
    Мы обнаружим там уже неоднократно упоминавшееся Приложение к отчету ИПБ «Фотографические и фототипические коллекции Императорской Публичной библиотеки» (СПб., 1885), позиционированное как печатный каталог
    Exact
    [10]
    Suffix
    . Для дальнейших рассуждений требует пояснения термин «фототипия». Это один из фотомеханических способов печати, суть которого в том, что фотографическим способом, с использованием желатина и солей хрома изготавливается матрица для типографской печати.

11
Российская национальная библиотека: фонд изоизданий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.nlr.ru/coll/print/collections.html
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=19437
    Prefix
    .2014 11:37:13 БВ 71 С середины XIX в. ведут отсчет тематические подфонды: по истории и этнографии народов России; фотографические изображения художественных произведений, фотопортреты, фотографические виды городов и отдельных местностей, фотоальбомы. В числе добавившихся позднее жанров — тиражные фотографии 1960—1990-х гг., авторские работы фотохудожников с 1990-х гг. по настоящее время
    Exact
    [11]
    Suffix
    . Сейчас это кажется совершенно естественным, ведь фотография — признанный вид изобразительного искусства. Но понимание этого факта пришло далеко не сразу. В течение первых десятилетий существования фотография зачастую рассматривалась лишь как техническое достижение, фотоаппарат в массовом сознании представлял собой нечто вроде копировального аппарата.

12
Российская национальная библиотека: фонды и коллекции отдела эстампов. Фотография [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nlr.ru/fonds/ prints/photo.htm
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=18682
    Prefix
    Стасов принял в этом деятельное участие. В собрание поступали пейзажи и этнографические снимки, репродукции произведений изобразительного искусства, портретная и хроникально-документальная фотография
    Exact
    [12]
    Suffix
    . По личной просьбе В.В. Стасова многие дарили ИПБ свои коллекции произведений различных видов изобразительного искусства, в том числе и фотографии [3, с. 104]. Фонд фотодокументов, созданный трудами В.

13
Сабурова Т.Г. Портрет в русской фотографии. Избранные произведения 1850— 1910-х гг. из собрания Государственного исторического музея / Т.Г. Сабурова. — М. : ГИМ, 2006. — 224 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=14501
    Prefix
    Работая в технике тальботипии и мокрого коллодиона, он первым из русских фотографов получил золотую медаль на выставке в Париже. Прославленный мастер исполнял заказы августейших особ и сделал серию фотопортретов знаменитых литераторов
    Exact
    [13, с. 8]
    Suffix
    . Дагеротип, несомненно, является одним из вариантов фотографического (или, как сказали бы прежде, светописного) документа. Но первым ли? Разумеется нет, поскольку здесь официальное первенство по праву принадлежит Нисефору Ньепсу, получившему стойкое фотографическое изображение задолго до Дагера, в 1822 году.

14
Стасов В.В. Собрание сочинений : в 4 т. / В.В. Стасов. — СПб. : Стасюлевич, 1894. — Т. 1 : Художественные статьи. — XVI стб., IV с., 882, 768 стб.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=21012
    Prefix
    Стасов, оценивая по достоинству вспомогательную роль фотографии как технического изобретения, все же приходит к выводу, что для светописи мир искусства недостижимо далек, «здесь состязание слишком невыгодно для нее, и недостатки ее обозначаются слишком резко»
    Exact
    [14, стб. 50]
    Suffix
    . Однако спустя всего два года в статье «Нечто о фотографических изданиях художественных произведений» В.В. Стасов предрекает фотографии большие успехи в деле изучения истории искусства, демонстрирует свою осведомленность о новейших достижениях фотографических технологий и пророчески пишет: «Все сделанное до сих пор фотографией можно считать прологом, вступлением к настоящей ее истории». [15,

15
Стасов В.В. Собрание сочинений : в 4 т. / В.В. Стасов. — СПб. : Стасюлевич, 1894. — Т. 2 : Художественные статьи. — XIV, 1050, 484 стб.
Total in-text references: 7
  1. In-text reference with the coordinate start=21419
    Prefix
    Стасов предрекает фотографии большие успехи в деле изучения истории искусства, демонстрирует свою осведомленность о новейших достижениях фотографических технологий и пророчески пишет: «Все сделанное до сих пор фотографией можно считать прологом, вступлением к настоящей ее истории».
    Exact
    [15, стб. 26]
    Suffix
    . А еще через год в статье, посвященной новым приобретениям ИПБ, В.В. Стасов уже вполне допускает сопоставление достоинств фотографии с гравюрой, в то время как профессиональные литографы и граверы дружно «объявили войну» новшеству, почувствовав прямую угрозу своему приоритетному некогда праву на репродуцирование произведений искусства [7].

  2. In-text reference with the coordinate start=22184
    Prefix
    Стасов был явно неплохо осведомлен, и стремительно повышающимся качеством и долговечностью фотодокументов. Позднее, в составленном В.В. Стасовым Приложении к отчету ИПБ «Фотографические и фототипические коллекции Императорской Публичной библиотеки. СПб., 1885»
    Exact
    [15, стб. 861—914]
    Suffix
    Владимир Васильевич также демонстрирует далеко не утилитарное отношение к фотографии. В этом, по нашим понятиям, «канцелярском» документе, начиная с преамбулы, содержится немало информации, свидетельствующей о понимании ее многоаспектной художественной роли.

  3. In-text reference with the coordinate start=22823
    Prefix
    Так, описывая «Альбом костюмов России», он видит его ценность не только в представлении «полной палитры» русских костюмов конца 1870-х гг., но и в том, что альбом «содержит в себе необыкновенно интересную галерею мужских типов и физиономий», а также представляет обширную «галерею фотографов и фотографических заведений»
    Exact
    [15, стб. 866]
    Suffix
    . Характеризуя альбом народных типов и портретов работы одесского фотографа Рауля, В.В. Стасов называет В.В. Стасов в Императорской Публичной библиотеке R4_#6_14.indd 71R4_#6_14.indd 7115.12.2014 11:37:1315.12.2014 11:37:13 Имена его истинным шедевром технического производства и тут же добавляет, что издание «представляет вместе с тем необыкновенное богатство художественного [курсив мо

  4. In-text reference with the coordinate start=23485
    Prefix
    — Е.В.] и научного материала: выбор типов и поз, живописное расположение и группировка взятых объектом фигур, а в некоторых случаях и живописность пейзажа, служащего фоном картинам <...> » делают этот альбом «явлением необыкновенно выдающимся»
    Exact
    [15, стб. 867]
    Suffix
    . Трудно предполагать, что В.В. Стасов, с его художественным вкусом и интеллектуальным чутьем, мог видеть в фотографии только техническое средство копирования натуры и произведений искусства. Можно лишь восхищаться дальновидностью и профессионализмом библиотекарей — М.

  5. In-text reference with the coordinate start=25028
    Prefix
    Высокую степень сохранности оригинальных фотоснимков (в отличие от следующего по списку роскошного и дорогостоящего английского издания) библиограф объясняет тем, что «к их изготовлению относились, даром что при меньших средствах, с большим старанием и добросовестностью»
    Exact
    [15, стб. 863—864]
    Suffix
    . Такие неформальные дополнения и аннотации, свидетельствующие о глубокой личной заинтересованности В.В. Стасова, часто встречаются в перечне. В фонд ИПБ поступали не только отпечатки, но иногда и негативы фотографических стекол: например, часть негативов так называемого «Туркестанского альбома», принесенных Туркестанским генерал-губернатором К. фон-Кауфманом в дар Библиотеке [15, стб. 868—869]

  6. In-text reference with the coordinate start=25426
    Prefix
    В фонд ИПБ поступали не только отпечатки, но иногда и негативы фотографических стекол: например, часть негативов так называемого «Туркестанского альбома», принесенных Туркестанским генерал-губернатором К. фон-Кауфманом в дар Библиотеке
    Exact
    [15, стб. 868—869]
    Suffix
    . Всего в изданиях, упомянутых В.В. Стасовым (а он описывает только «наиболее редкие или особенно обширные»), насчитывается более 15 тыс. фотографических изображений и «таблиц» (единицы учета не унифицированы, что осложняет подсчет, так как таблицы могут содержать более одного изображения).

  7. In-text reference with the coordinate start=26045
    Prefix
    Впрочем, исходя из того что «издания фотографических снимков с древних или старинных гравюр», содержащие, по описаниям В.В. Стасова, почти 1000 изображений, автор характеризует как «не очень многочисленные»
    Exact
    [15, стб. 898]
    Suffix
    , можно косвенно заключить, что к 1885 г. в фонде ИПБ было собрано как минимум около двадцати тысяч фотодокументов. В середине 1850 гг. стала популярна так называемая фотографическая визитная карточка, и это вызвало всплеск интереса к фотографии, резкое увеличение числа фотографических заведений не только в столицах, но и в других городах по всей России [9, с. 18].

16
Стефанович В.Н. В.В. Стасов (1824—1906): Очерк библиотечной деятельности / В.Н. Стефанович. — М. : Изд-во Всесоюз. книжной палаты, 1956. — 132 с. — (Деятели книги).
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=20440
    Prefix
    Стасовым значения фотографии нельзя отрицать, она отражена в работах исследователей. «О фотографии он [Стасов. — Е.В.] много писал, считая ее наиболее современным, дешевым и точным способом репродуцирования и дублирования малодоступных уникальных подлинников»
    Exact
    [16, с. 47]
    Suffix
    . Или: «В фотографии Стасов видел одно из средств популяризации искусства и науки, и стремился поставить эту область технического прогресса на службу делу народного просвещения» [16, с. 48]. Действительно, в своей первой статье под названием «Фотография и гравюра», опубликованной в 1856 г.

  2. In-text reference with the coordinate start=20629
    Prefix
    — Е.В.] много писал, считая ее наиболее современным, дешевым и точным способом репродуцирования и дублирования малодоступных уникальных подлинников» [16, с. 47]. Или: «В фотографии Стасов видел одно из средств популяризации искусства и науки, и стремился поставить эту область технического прогресса на службу делу народного просвещения»
    Exact
    [16, с. 48]
    Suffix
    . Действительно, в своей первой статье под названием «Фотография и гравюра», опубликованной в 1856 г., В.В. Стасов, оценивая по достоинству вспомогательную роль фотографии как технического изобретения, все же приходит к выводу, что для светописи мир искусства недостижимо далек, «здесь состязание слишком невыгодно для нее, и недостатки ее обозначаются слишком резко» [14, стб. 50].

17
Столяров Ю.Н. Документология: учебное пособие / Ю.Н. Столяров ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств; Орлов. гос. институт искусств и культуры. — Орел : Горизонт, 2013. — 370 с.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=3429
    Prefix
    Начало положило в 1808 г. применение перфокарт, предназначенных для программирования сложных узоров в ткацких станках Ж. Жаккарда. Далее следовало появление фотоснимков, датированное в используемом источнике 1822 годом
    Exact
    [17, с. 291]
    Suffix
    . Однако известно, что официальное объявление об изобретении дагеротипии было сделано много позже, лишь в 1839 году. Как объяснить эту разницу не на год, не на два, а на целых 17 лет? Действительно, о достижениях Луи Дагера было сообщено в 1839 г., но уже в 1841 г.

  2. In-text reference with the coordinate start=9844
    Prefix
    Для ответа на этот вопрос вспомним первый закон документологии — закон документизации, который гласит: всякий социально значимый акт нуждается в документарном оформлении. Законы документологии — модальные, т. е., в отличие от законов природы, сами собой не выполняются, но требуют своего соблюдения
    Exact
    [17, с. 17—18]
    Suffix
    . Дагер осуществил документарное оформление изобретения предельно успешно — провел, как сейчас бы сказали, «публичную презентацию» перед академическим сообществом, со всеми вытекающими последствиями в виде официальных отчетов, научных публикаций и общеевропейской известности на самом высоком уровне.

18
Фотомеханические способы печатания [Электронный ресурс] // Словари и энциклопедии на Академике : Энциклопедия Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — СПб. : Брокгауз — Ефрон. — 1890—1907. — Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic. nsf/brokgauz_efron/108487/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BC%D 0%B5%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=29170
    Prefix
    Метод был изобретен в середине 1850-х гг.; фототипические отпечатки находили применение, например, для иллюстрирования дорогих художественных изданий; великолепные результаты давало фототипическое воспроизведение черно-белых фотографий, карандашных рисунков или акварелей
    Exact
    [18]
    Suffix
    . В наши дни фототипия используется для создания авторских работ, а во второй половине XIX и в начале XX в. она имела широкое типографское применение. В.В. Стасов объединил в общем каталоге не только эти две группы документов (напомним, речь идет о фотографических и фототипических коллекциях), а также не упомянутые в названии, но встречающиеся в перечне фотогравюры, гелиогравюры, произведен