The 22 references with contexts in paper V. Ponomareva V., Варвара Пономарева Витальевна (2014) “Библиотеки и чтение в женских институтах Мариинского ведомства (XVIII - начало XX в.) // Libraries and Reading in the Women's Institutes of Mariinsky Department (XVIII - beginning of XX century)” / spz:neicon:bibliotekovedenie:y:2014:i:5:p:104-108

1
Быкова В.П. Записки старой смолянки / В.П. Быкова. — Ч. 1. — СПб., 1898. — 460 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3603
    Prefix
    Изоляция институток не мешала им быть в курсе литературных новинок. Смолянка 1830-х гг. вспоминала, как классная дама читала им во время летних каникул проникнутый патриотическим духом роман «Рославлев, или Русские в 1812 году» (1831)
    Exact
    [1, с. 15]
    Suffix
    . Фрейлина А.О. Смирнова-Россет рассказывала А.С. Пушкину об уроках словесности в Екатерининском институте в Петербурге: «Плетнев нам читал вашего “Евгения Онегина”, мы были в восторге...» [19, с. 127].

2
Государственный архив Тамбовской области (ГАТО). Ф. 118. Оп. 22. Д. 8.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=12294
    Prefix
    Во второй половине XIX в. инспектора внимательно следили за книжными новинками. В архиве тамбовского института сохранился счет за 1868 г. от местного книготорговца, доставившего книги по заказу института для наград лучшим ученицам
    Exact
    [2, л. 89—89 об.]
    Suffix
    . Помимо художественной литературы, значительную часть заказанного составляли книги, посвященные естественно-научным знаниям, что соответствовало духу времени (прежде всего, популярный в те годы А.

3
ГАТО. Ф. 118. Оп. 44. Д. 23.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=15245
    Prefix
    «Вестник Европы», «Детский отдых», «Детское чтение», «Женское образование», «Задушевное слово для детей старшего возраста», «Исторический вестник», «Мир Божий», «Московские ведомости», «Ниву», «Новое время», «Русскую старину», «Свет», «Семейные вечера», «Царь-Колокол» и пять журналов на иностранных языках»
    Exact
    [3, л. 5]
    Suffix
    . Спустя несколько лет институт расширил подписку, дополнив ее еще несколькими журналами [4, л. 3]. Институтские библиотеки традиционно пополнялись «ревнителями просвещения». Так, Дворянский институт в Москве постоянно получал в дар книги для своей библиотеки — их преподносили родители воспитанниц, благотворители, учителя, авторы [12, л. 38 об.

4
ГАТО. Ф. 118. Оп. 46. Д. 22.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=15344
    Prefix
    », «Детский отдых», «Детское чтение», «Женское образование», «Задушевное слово для детей старшего возраста», «Исторический вестник», «Мир Божий», «Московские ведомости», «Ниву», «Новое время», «Русскую старину», «Свет», «Семейные вечера», «Царь-Колокол» и пять журналов на иностранных языках» [3, л. 5]. Спустя несколько лет институт расширил подписку, дополнив ее еще несколькими журналами
    Exact
    [4, л. 3]
    Suffix
    . Институтские библиотеки традиционно пополнялись «ревнителями просвещения». Так, Дворянский институт в Москве постоянно получал в дар книги для своей библиотеки — их преподносили родители воспитанниц, благотворители, учителя, авторы [12, л. 38 об.

5
Грот Н.П. Из семейной хроники / Н.П. Грот. — СПб., 1900. — 381 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=4173
    Prefix
    Семенова-Тян-Шанского) вспоминала: «Наша детская литература тогда была еще очень бедна, а иностранных книг в нашей библиотеке не было». Родители также не заботились о чтении детей: «привозя им целые горы лакомств, они почти никогда не думали привезти им какое-нибудь полезное чтение или умную игру...»
    Exact
    [5, с. 76]
    Suffix
    . Однако ее воспоминания были написаны в эпоху, когда чтение стало для русской публики (а особенно — для образованной женщины) не просто привычным — необходимым занятием, а русская культура получила выраженный литературоцентричный характер.

6
Жуковская Е.И. Воспоминания / Е.И. Жуковская. — М., 2001. — 317 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=6568
    Prefix
    Интерес к чтению был разбужен, институтки теперь сами старались раздобыть книги: «...не говоря уже о Гоголе и Пушкине, которыми мы могли пользоваться в институтской библиотеке, мы доставали критические статьи Белинского и Добролюбова, печатавшиеся в “Современнике”», — вспоминала одна из них
    Exact
    [6, с. 118]
    Suffix
    . Императрица Мария Федоровна (1759—1828). Гравюра Ф. Меркина по рис. Ж.Л. Вуаля. Конец XVIII в. БВ 105 Razdel6#5_14.indd 105Razdel6#5_14.indd 10530.10.2014 12:16:0030.10.2014 12:16:00 В институтах нередко был лучший выбор для чтения, чем в провинциальной глуши.

7
Заведеева О.П. Когда я была институткою / О.П. Заведеева. — СПб. ; М., 1911. — 75 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=12050
    Prefix
    Как вспоминала институтка, с появлением талантливого учителя, блестящая речь и художественная декламация которого поразили воспитанниц, началось увлечение книгой: «Мы зачитывались Тургеневым, Л. Толстым, Гончаровым, Данилевским, Белинским, проливали слезы над романом Маркевича “Четверть века назад” и над хроникой Соловьева, смеялись до слез, когда учитель читал Островского»
    Exact
    [7, с. 55]
    Suffix
    . Во второй половине XIX в. инспектора внимательно следили за книжными новинками. В архиве тамбовского института сохранился счет за 1868 г. от местного книготорговца, доставившего книги по заказу института для наград лучшим ученицам [2, л. 89—89 об.

8
Исторический очерк деятельности Иркутского института императора Николая I. 1845—1895. — Иркутск, 1896. — 98 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=16525
    Prefix
    студентам, институтки получали академическую свободу в выборе чтения, располагая специально отведенным для чтения временем. сионально связанных с книгой: писательницы, переводчицы, профессиональные библиотекари. Так, М.А. Гаевская, закончившая Иркутский институт в Сибири (1855), в течение 30 лет управляла публичной библиотекой, «лучшим в Иркутске и вообще в Восточной Сибири книгохранилищем»
    Exact
    [8, с. 82]
    Suffix
    . Другая выпускница Иркутского института А.А. Белозерова уже в советское время возглавила читальный зал Иркутского университета (1919), а бессменный библиотекарь Бестужевских женских курсов Е.В. Балобанова, воспитанница Нижегородского института, явилась автором первого на русском языке учебного пособия по библиотечному делу (Библиотечное дело.

9
Исторический очерк по тамбовскому Александринскому институту благородных девиц. 1843—1893 // Тамбовская ученая архивная комиссия. — Тамбов, 1893. — Вып. 38. — 102 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=13476
    Prefix
    Таким образом, выбор книг был разнообразным, современным и хорошо продуманным. Обязательные отчисления на пополнение Тамбовском институте в 1849 г. насчитывалось всего девять книг для чтения, а в 1861 г. — уже 490 томов и, сверх того, 1250 учебных пособий
    Exact
    [9, с. 89—90]
    Suffix
    . Библиотека Саратовского института, состоявшая в 1855 г. из 29 наименований (185 томов) книг, к 1916 г. насчитывала уже 3729 наименований в 8315 томах, при этом располагала каталогами — систематическим, хронологическим и карточным [20, с. 81—82].

10
Московское училище ордена св. Екатерины. 1803—1903. — М., 1903. — 560 с.
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=3083
    Prefix
    Сначала библиотеки институтов пополнялись, как замечает один автор, «крайне бедно, без всякого плана и совершенно случайно»: например, поступало сразу несколько экземпляров «Параши, дочери сельского священника», «Заметок и воспоминаний русской путешественницы по России», а также книги «Есть ли где конец света?»
    Exact
    [10, с. 74]
    Suffix
    . Приведенные названия книг говорят скорее о стремлении ввести институток в повседневный контекст современной жизни. Круг чтения институток зависел от старших наставников, от уровня их образованности и понимания ими значения литературы в образовании и воспитании.

  2. In-text reference with the coordinate start=6262
    Prefix
    Библиотека для чтения в это время состояла из 482 названий книг, среди них были и самые современные. Например, три экземпляра книги «Северный полюс и арктические открытия (С картой новейших открытий на Севере)» (СПб., 1856) П.М. Новосильского, подаренные самим автором
    Exact
    [10, с. 99]
    Suffix
    . Интерес к чтению был разбужен, институтки теперь сами старались раздобыть книги: «...не говоря уже о Гоголе и Пушкине, которыми мы могли пользоваться в институтской библиотеке, мы доставали критические статьи Белинского и Добролюбова, печатавшиеся в “Современнике”», — вспоминала одна из них [6, с. 118].

  3. In-text reference with the coordinate start=13985
    Prefix
    В институтах комплектовались особые музыкальные библиотеки, поскольку музыкальному образованию здесь придавалось важное значение. Так, музыкальная библиотека Московского училища ордена св. Екатерины в начале ХХ в. насчитывала шесть тысяч томов
    Exact
    [10, с. 358—359]
    Suffix
    . Немногие учебные заведения страны обладали такими возможностями, как привилегированные Мариинские институты. Исследовательница женских епархиальных училищ О.Д. Попова отмечает, что «самостоятельное чтение в первых учебных заведениях для дочерей духовенства было развито весьма слабо.

11
Общий устав Ведомства учреждений императрицы Марии. — СПб., 1884. — 352 с.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=2672
    Prefix
    Устав Смольного (1764) предписывал, что учителя в своих ученицах должны были «возбуждать охоту к чтению книг, как для собственного их увеселения, так и для происходящей от того пользы. Для сего... надлежит неотменно завесть библиотеку с рассудительным выбором книг»
    Exact
    [21, п. 5, 11]
    Suffix
    . Хотя это требование оставалось во многом декларацией, идеал был заявлен. Сначала библиотеки институтов пополнялись, как замечает один автор, «крайне бедно, без всякого плана и совершенно случайно»: например, поступало сразу несколько экземпляров «Параши, дочери сельского священника», «Заметок и воспоминаний русской путешественницы по России», а также книги «Есть ли где конец света?»

  2. In-text reference with the coordinate start=9115
    Prefix
    Обсуждая эту проблему, начальство Мариинского ведомства пришло к выводу, что «лучшею мерою предостережения девиц навсегда от вредного влияния дурных книг... могло бы быть... развитие в воспитанницах чуткости нравственного чувства, природного здравого смысла и способности отличить истинное от ложного»
    Exact
    [11, с. 263]
    Suffix
    . Однако этой меры оказывалось недостаточно, и в институты рассылались циркуляры о запрещенных книгах. Например, «Библиотека для чтения: сборник рассказов, стихотворений и популярных статей для детей всех возрастов», изданная Е.

12
Отдел письменных источников Государственного исторического музея (ОПИ ГИМ). Ф. 310. Ед. хр. 143.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=15590
    Prefix
    Институтские библиотеки традиционно пополнялись «ревнителями просвещения». Так, Дворянский институт в Москве постоянно получал в дар книги для своей библиотеки — их преподносили родители воспитанниц, благотворители, учителя, авторы
    Exact
    [12, л. 38 об.]
    Suffix
    . В начале ХХ в. в Смольном было решено посвящать один день «самостоятельному чтению» БВ 107 Razdel6#5_14.indd 107Razdel6#5_14.indd 10730.10.2014 12:16:0030.10.2014 12:16:00 институток, предоставляя «полную свободу в выборе книг для чтения из классных библиотек, так как только при таких условиях может явиться интерес к самостоятельному чтению и результаты могут быть плодотворными» [23,

13
Попова О.Д. Книжная полка епархиалки: читательские интересы дочерей духовенства (вторая половина XIX в.) // Библиотековедение. — 2008. — No 6. — С. 61—66.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=14444
    Prefix
    Попова отмечает, что «самостоятельное чтение в первых учебных заведениях для дочерей духовенства было развито весьма слабо. Одна из причин... у девочек практически не было свободного времени для чтения. Вторая причина — дороговизна книг и скудость бюджета этих учебных заведений»
    Exact
    [13, с. 63]
    Suffix
    . Новый устав женских институтов 1884 г. четко регламентировал материальное обеспечение библиотек: на учебные пособия выделялось по 10 руб. на каждую воспитанницу, из них 40% следовало тратить на письменные принадлежности, книги для наград и др. [11, гл.

15
Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 759. Оп. 22. Д. 533.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=11596
    Prefix
    Мольер и др.). Однако инициатива г-жи Эрнст не получила поддержки Главного совета Ведомства. Ей было повторно указано, что списки необходимых книг «должны составлять инспектора с привлечением учителей»
    Exact
    [15, л. 4—8]
    Suffix
    . Многое в учебном заведении зависело от личности «старших». Как вспоминала институтка, с появлением талантливого учителя, блестящая речь и художественная декламация которого поразили воспитанниц, началось увлечение книгой: «Мы зачитывались Тургеневым, Л.

16
РГИА. Ф. 759. Оп. 22. Д. 1508.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=9649
    Prefix
    Некрасов. В число запрещенных «Библиотека для чтения» попала из-за «свойственного этим писателям направления... враждебного сопоставления высших и низших сословий, богатых и бедных классов» и т. п.
    Exact
    [16, л. 1—2 об.]
    Suffix
    . Скандал в Мариинском ведомстве вызвала публикация в газете «Русский мир» (No 123 от 14 мая 1873 г.), автор которой рассказал о книге, послужившей наградой институтке «за благонравие и отличные успехи в науках».

17
РГИА. Ф. 759. Оп. 22. Д. 2025.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=10382
    Prefix
    Конец XIX в. Гравюра (неизв. худ.) Razdel6#5_14.indd 106Razdel6#5_14.indd 10630.10.2014 12:16:0030.10.2014 12:16:00 «руководствоваться самым тщательным выбором книг для подарков воспитанницам»
    Exact
    [17, л. 1—1 об.]
    Suffix
    . C 1862 г. в каждом институте было предписано устраивать две библиотеки — одну для «старших», классных дам и учителей, другую — для воспитанниц. Причем, как подчеркивалось домства считал «рациональное устройство и постоянное пополнение библиотек одним из существенных условий для успешного образования воспитанниц».

18
Скабичевский А.М. Литературные воспоминания / А.М. Скабичевский. — М., 2001. — 430 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=8406
    Prefix
    Скабичевский вспоминал как, посещая сестру в институте, он «без устали старался внушать самые передовые идеи, в то же время снабжал ее запретными в институте книгами, которые она должна была прочитывать тайком от институтского начальства»
    Exact
    [18, с. 146]
    Suffix
    (впоследствии А.М. Скабичевский преподавал русский язык в Смольном). Книжки, не разрешенные начальством, институтки называли «подземной библиотекой». Эпоха великих реформ принесла немало волнений институтскому начальству: в периодической печати обсуждалось множество прежде запретных тем, а регламентация чтения превращалась в фикцию после введения в институтах каникулярных отпусков (1860).

19
Смирнова-Россет А.О. Воспоминания. Дневник / А.О. Смирнова-Россет. — М., 1989. — 789 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3809
    Prefix
    Смолянка 1830-х гг. вспоминала, как классная дама читала им во время летних каникул проникнутый патриотическим духом роман «Рославлев, или Русские в 1812 году» (1831) [1, с. 15]. Фрейлина А.О. Смирнова-Россет рассказывала А.С. Пушкину об уроках словесности в Екатерининском институте в Петербурге: «Плетнев нам читал вашего “Евгения Онегина”, мы были в восторге...»
    Exact
    [19, с. 127]
    Suffix
    . Наталья Грот (жена Я.К. Грота и сестра П.П. Семенова-Тян-Шанского) вспоминала: «Наша детская литература тогда была еще очень бедна, а иностранных книг в нашей библиотеке не было». Родители также не заботились о чтении детей: «привозя им целые горы лакомств, они почти никогда не думали привезти им какое-нибудь полезное чтение или умную игру...» [5, с. 76].

20
Теодорович Н.И. История саратовского Мариинского института благородных девиц. 1854—1916 / Н.И. Теодорович. — Саратов, 1916. — 254 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=13723
    Prefix
    Библиотека Саратовского института, состоявшая в 1855 г. из 29 наименований (185 томов) книг, к 1916 г. насчитывала уже 3729 наименований в 8315 томах, при этом располагала каталогами — систематическим, хронологическим и карточным
    Exact
    [20, с. 81—82]
    Suffix
    . В институтах комплектовались особые музыкальные библиотеки, поскольку музыкальному образованию здесь придавалось важное значение. Так, музыкальная библиотека Московского училища ордена св. Екатерины в начале ХХ в. насчитывала шесть тысяч томов [10, с. 358—359].

21
Устав воспитания двухсот благородных девиц... — СПб., 1764. — 20 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=2672
    Prefix
    Устав Смольного (1764) предписывал, что учителя в своих ученицах должны были «возбуждать охоту к чтению книг, как для собственного их увеселения, так и для происходящей от того пользы. Для сего... надлежит неотменно завесть библиотеку с рассудительным выбором книг»
    Exact
    [21, п. 5, 11]
    Suffix
    . Хотя это требование оставалось во многом декларацией, идеал был заявлен. Сначала библиотеки институтов пополнялись, как замечает один автор, «крайне бедно, без всякого плана и совершенно случайно»: например, поступало сразу несколько экземпляров «Параши, дочери сельского священника», «Заметок и воспоминаний русской путешественницы по России», а также книги «Есть ли где конец света?»

22
Устав женских учебных заведений учреждений имп. Марии, высочайше утвержденный 30 августа 1855 г. — СПб., 1855. — 346 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=5066
    Prefix
    Очевидно, что подобный выбор был неслучаен: апеллируя к разуму учащегося, он воспитывал патриотизм, уважение к своей государственности. В 1855 г. был выработан единый устав женских учебных заведений, в котором предписывалось дополнять уроки «чтением назидательных книг»
    Exact
    [22, гл. 1, § 105]
    Suffix
    . В прежнем уставе Смольного необходимость чтения была скорее декларацией, теперь оно становилось обязательным и регламентировалось более подробно. В каждом институте должна была быть библиотека с «лучшими сочинениями как на русском, так и на иностранных языках».

23
Циркуляры по Ведомству учреждений императрицы Марии за 1890— 1905 гг. — СПб., 1906. — 722 с. Контактные данные: e-mail: varvarapon@mail.ru Razdel6#5_14.indd 108Razdel6#5_14.indd 10830.10.2014 12:16:0030.10.2014 12:16:00
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=16028
    Prefix
    В начале ХХ в. в Смольном было решено посвящать один день «самостоятельному чтению» БВ 107 Razdel6#5_14.indd 107Razdel6#5_14.indd 10730.10.2014 12:16:0030.10.2014 12:16:00 институток, предоставляя «полную свободу в выборе книг для чтения из классных библиотек, так как только при таких условиях может явиться интерес к самостоятельному чтению и результаты могут быть плодотворными»
    Exact
    [23, с. 544]
    Suffix
    . Подобно университетским студентам, институтки получали академическую свободу в выборе чтения, располагая специально отведенным для чтения временем. сионально связанных с книгой: писательницы, переводчицы, профессиональные библиотекари.