The 10 references with contexts in paper V. Shmeleva V., Валентина Шмелёва Валерьевна (2014) “Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» в музыкальной интерпретации М.П. Мусоргского // Poem «The Prayer» by M. Lermontov in the Musical Interpretation of M. Mousorgsky” / spz:neicon:bibliotekovedenie:y:2014:i:4:p:76-79

1
Антология русского романса. Золотой век/ авт. предисл. и биогр. статей В. Калугин. — М. : Эксмо,
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=11327
    Prefix
    Последняя часть песни, поразительная в трепетной своей нежности, наполнена и внезапным светом, легким, озаряющим: Белым тельцем лежишь в люлечке, Твоя душенька в небесах летит, Твой тихий сон Господь хранит, По бокам стоят светлы ангелы, Стоят ангелы. (Слова А. Островского
    Exact
    [1, с. 232]
    Suffix
    ) Такова была его душа, такова была его печаль по матери, такой музыкой обернулось к сентябрю его весеннее горе. По сути «Молитва» стала знаковым произведением в жизни М.П. Мусоргского. С этой музыкальной драмы композитор открывает новый период творчества, который привел его к таким мировым шедеврам оперной сцены, как «Борис Годунов».

2
06. — 464 с. 2. Афанасьева Э.М. «Молитва» в русской лирике XIX в. // Рус. стихотворная «молитва» XIX в. : антология / вступ. статья, сост., подгот. текста, прим., библиогр. Э.М. Афанасьевой. — Томск, 2000. — С. 7—56.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=4655
    Prefix
    В стихотворении создается «новая эстетическая реальность», в которой важную роль играет богообщение и «установка на духовное преображение или преображение окружающего мира в процессе богообщения»
    Exact
    [2, с. 17]
    Suffix
    . Обращение М.П. Мусоргского к творчеству М.Ю. Лермонтова не случайно. Стихи поэта звучали в доме композитора с раннего детства — знакомые всегда отмечали пристрастия Юлии Ивановны Мусоргской к русским поэтам.

3
Библейская энциклопедия : в 2 т. — М. : Центурион, АПС, 1991. — Т. 2. — 496 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3847
    Prefix
    Мусоргского же эта минута стала грозной трагедией, катастрофой вселенского масштаба. По словам святого Иоанна Златоуста: «Молитва — это определенный якорь для тех, кому угрожает опасность; это сокровище, которое способно обогатить и излечить физически»
    Exact
    [3, с. 292]
    Suffix
    . Молитва М.Ю. Лермонтова «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...» стала подобным якорем в жизни и творчестве русского композитора М.П. Мусоргского, укрепившим веру в Бога и исцелившим душевные раны.

4
Добровенский Р. Рыцарь бедный. Книга о Мусоргском / Р. Добровенский. — Рига : Лиесма, 1986. — 703 с.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=5238
    Prefix
    Стихи она читала всегда хорошие, а сочиняла всегда дурные. Никто бы не заставил ее вместо Пушкина, Бенедиктова, Лермонтова, которых она помнила страницами наизусть, читать скушного Шишкова, устарелого Сумарокова или Тредиаковского»
    Exact
    [4, с. 205]
    Suffix
    . И М.П. Мусоргский, и М.Ю. Лермонтов учились в Школе юнкеров. Музыкальный критик, общественный деятель и близкий друг композитора В.В. Стасов рассказывал: «Помню я, как летом и осенью 1858 года во время наших прогулок я усердно отговаривал его от решимости выйти в отставку: я ему говорил, что мог же Лермонтов оставаться гусарским офицером и быть великим поэтом, невзирая ни на какие разводы

  2. In-text reference with the coordinate start=5808
    Prefix
    летом и осенью 1858 года во время наших прогулок я усердно отговаривал его от решимости выйти в отставку: я ему говорил, что мог же Лермонтов оставаться гусарским офицером и быть великим поэтом, невзирая ни на какие разводы и парады. Мусоргский отвечал, что «то был Лермонтов, а то я; он, может быть, умел сладить и с тем и с другим, а я — нет; мне служба мешает заниматься как мне надо»
    Exact
    [4, с. 221]
    Suffix
    . И в особо тяжелый момент своей жизни композитор находит успокоение в лирике М.Ю. Лермонтова. Романс написан М.П. Мусоргским зимой 1865 г., сразу по приезде из Торопца от тяжело больной матери. Не Лермонтов — сам он горячо молился тогда, презрев весь свой скепсис, все вчерашние сомнения, молился Богородице — почитаемой в народе Милосердной Заступницей.

5
Дурандина Е.Е. Вокальное творчество Мусоргского / Е.Е. Дурандина. — М. : Музыка, 1985. — 200 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=10587
    Prefix
    В плавных и модально-ладовых гармонических оборотах, в преобладании неторопливого движения, вызывающего ассоциации со знаменным распевом, угадывается стиль возвышенно-отрешенных православных образов М.П. Мусоргского, таких как песня Юродивого или темы Пимена из оперы «Борис Годунов». Заканчивается пьеса на аккорде доминанты — «голос никнет, не досказав молитвы»
    Exact
    [5, с. 60]
    Suffix
    . В этой недосказанности можно обнаружить параллель с написанным позднее «Надгробным письмом». В течение месяца после смерти Юлии Ивановны Мусоргский не прикасался к нотной бумаге. Уже позже, осенью, в колыбельной «Спи, усни, крестьянский сын» — песне о злой судьбе, печально-нежной, музыкальной; сродни народной протяжной, тоскливой песне, в которой безысходность вдруг оборачивается исходом, к

6
Киселёва И.А. Творчество М.Ю. Лермонтова как религиозно-философская система : монография / И.А. Киселёва — М. : МГОУ, 2011. — 324 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=4372
    Prefix
    Флоренский говорил о том, что «Молитва» есть явление опыта исцеления души «прикосновением через икону к духовному миру», пример «чудотворной помощи от иконы» [9, с. 373], «через узрение которой только и мог поэт обрести истинный смысл бытия»
    Exact
    [6, с. 314]
    Suffix
    . Молитва всегда была важным способом духовного самосовершенствования. В стихотворении создается «новая эстетическая реальность», в которой важную роль играет богообщение и «установка на духовное преображение или преображение окружающего мира в процессе богообщения» [2, с. 17].

7
Сабинина М.Д. Мусоргский // История русской музыки : в 10 т. — Т. 7 : 70—80-е годы XIX в. Ч. 1. — М. : Музыка, 1994. — 479 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=10208
    Prefix
    Мусоргского «примечателен налет импровизационности, гибкое перетекание элементов различной жанровой природы: ариозно-романсовых ячеек (“Я, матерь Божия...”, “но я вручить хочу...”), восходящих к знаменному распеву (“ныне с молитвою...”, “ярким сиянием...” и т. д.), и полуречитативых “говорных” (над заключительной репликой “тебя молю!” стоит ремарка “говорком”)»
    Exact
    [7, с. 60]
    Suffix
    . В плавных и модально-ладовых гармонических оборотах, в преобладании неторопливого движения, вызывающего ассоциации со знаменным распевом, угадывается стиль возвышенно-отрешенных православных образов М.

8
Туманина Н. М.П. Мусоргский. Жизнь и творчество / Н. Туманина. — М.; Л. : Музгиз, 1939. — 242 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7709
    Prefix
    Произведение овеяно сердечной теплотой и глубиной высказывания. В этом вокальном сочинении, по словам Н.В. Туманиной, М.П. Мусоргский «впервые почувствовал все огромное горе невозвратной потери милого и близкого человека и свое одиночество»
    Exact
    [8, с. 68]
    Suffix
    . В своей «Молитве» он продолжает традиции редкого в русской музыке жанра романса-молитвы, заложенные А.С. Даргомыжским (романс «В минуту жизни трудную», первоначально названный «Молитва», 1844). Обращение к текстам М.

9
Флоренский П.А. Иконостас // Богословские труды. — М. : Изд-во Моск. Патриархии, 1972. — Сб. 9. — С. 371—373.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=4287
    Prefix
    Стихотворение дышит благоговейной любовью, нежностью и чистотой. П.А. Флоренский говорил о том, что «Молитва» есть явление опыта исцеления души «прикосновением через икону к духовному миру», пример «чудотворной помощи от иконы»
    Exact
    [9, с. 373]
    Suffix
    , «через узрение которой только и мог поэт обрести истинный смысл бытия» [6, с. 314]. Молитва всегда была важным способом духовного самосовершенствования. В стихотворении создается «новая эстетическая реальность», в которой важную роль играет богообщение и «установка на духовное преображение или преображение окружающего мира в процессе богообщения» [2, с. 17].

10
Эйгес И. Музыка в жизни и творчестве Лермонтова // М.Ю. Лермонтов / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — М. : Изд-во АН СССР, 1948. — Кн. II. — С. 497—540. Иллюстрация предоставлена
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=2819
    Prefix
    Главное — эти занятия являлись выражением душевной потребности поэта. Из воспоминаний его родственника и друга Акима Шан-Гирея, который жил с ним в Москве под одной крышей, известно, что «в домашней жизни своей Лермонтов занимался часто музыкой...»
    Exact
    [10, с. 501]
    Suffix
    . Безусловно, музыкальные образы и впечатления прочно овладели его сознанием и отразились в творчестве. Поэзия М.Ю. Лермонтова оказалась очень привлекательной для композиторов, создавших на его произведения песни, романсы, оперы и балеты.