The 13 references with contexts in paper I. Yukhnova S., Ирина Юхнова Сергеевна (2014) “Музыкальные фрагменты в структуре произведений М.Ю. Лермонтова // Musical Fragments in the Structure of the Works of M.Y. Lermontov” / spz:neicon:bibliotekovedenie:y:2014:i:4:p:71-76

1
Белинский В.Г. Выдержки из писем и статей // М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. — М. : Худож. лит., 1972. — С. 241—244.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=4430
    Prefix
    Станкевичу, передавая свое впечатление о стихотворении «Три пальмы», он восклицает: «Какая образность! — так все и видишь перед собою, а, увидев раз, уже никогда не забудешь. Дивная картина — так и блестит всею яркостию восточных красок! Какая живописность, музыкальность, сила и крепость в каждом стихе отдельно взятом!»
    Exact
    [1, с. 241]
    Suffix
    . Что мы знаем о музыкальных пристрастиях Лермонтова? Достаточно много, хотя и восстанавливаются все факты большей частью по косвенным свидетельствам. Как видно из приведенных выше воспоминаний и писем, Лермонтов играл на фортепиано.

2
Боборыкин В.В. Три встречи с М.Ю. Лермонтовым // Там же. — С. 139—142.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=1688
    Prefix
    Боборыкина, который так описывает свою встречу с поэтом во Владикавказе: «Лермонтов, в военном сюртуке, и какой-то статский (оказалось, француз-путешественник) сидели за столом и рисовали, во все горло распевая: “A moi la vie, à moi la liberté”. <...> Я до сих пор хорошо помню мотив этого напева. И если это кого-нибудь интересует, то я мог бы найти кого-нибудь, кто бы его положил на ноты»
    Exact
    [2, с. 140]
    Suffix
    . Как видим, снова музыка и рисование заполняют досуг, но в данной ситуации они еще и способствуют установлению человеческого контакта, выполняют роль межкультурного диалога. Музыка прочно вошла в лермонтовский быт.

3
Верещагина А.М. Письмо Лермонтову М.Ю. 1833 г. Из Москвы в Петербург // Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений : в 4 т. Т. 4. — Л. : Наука, Ленингр. отд-ние, 1981. — С. 528.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=2463
    Prefix
    Лермонтову «сочинить ее (вероятно, имеется в виду какой-то музыкальный номер. — И.Ю.) в духе ваших импровизаций “Кто смотрит так гордо” — речитативом и Арсеньев — в темпе аллегро» (подлинник по-фр. — И.Ю.)
    Exact
    [3]
    Suffix
    . «Кто смотрит так гордо» — известный в то время романс. При этом музыкальные «шалости» Лермонтова требовали серьезных умений и навыков, а также хорошего музыкального слуха. А.М. Меринский, вспоминая годы учения в школе гвардейских подпрапорщиков, рассказывал о том, как проходили часы, свободные от занятий: «...мы часто собирались вокруг рояля (который на зиму мы Ирина Сергеевна Юхнова, доце

4
Она же. Письмо Лермонтову М.Ю. 18 августа 1835 г. Из Федорова в Петербург // Там же. — С. 529—530.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=5689
    Prefix
    А ваша музыка? Играете ли вы по-прежнему увертюру “Немой из Портичи”, поете ли вы дуэт из “Семирамиды”, столь памятный, поете ли вы его как раньше во всё горло и до потери дыхания?» (подлинник по-фр. — И.Ю.)
    Exact
    [4]
    Suffix
    . Другой жанр — дуэт из оперы — потребовал и иного исполнения. Из этого письма видно, что Лермонтов не просто воспринимает любимые оперы как зритель, он «пропускает» их через свой внутренний мир, изучает музыкальный текст, погружается в него.

5
Висковатов П.А. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество / П.А. Висковатов. — М. : Книга, 1989. — 454 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=9960
    Prefix
    Посадив ребенка своего себе на колени, она заигрывалась на фортепиано, а он, прильнув к ней головкой, сидел неподвижно, звуки как бы потрясали его младенческую душу, и слезы катились по его личику. Мать передала ему необычайную нервность свою»
    Exact
    [5, с. 39]
    Suffix
    . Не случайно в творчестве Лермонтова высшие моменты бытия, когда происходит растворение, слияние души с миром природы, всегда сопровождаются звуком песни. Такой голос звучит в вечности, поэтому надмирные пределы у Лермонтова не безмолвны, но у них особая огласовка: «тихая песня» Ангела (стихотворение «Ангел»), «сладкий голос» (стихотворение «Выхожу один я на дорогу»)2.

6
Корсаков А. Заметка о Лермонтове // М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. — М. : Худож. лит., 1972. — С. 65—67.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=1020
    Prefix
    Рисование и музыка в жизни и творчестве Лермонтова переплетутся, окажутся связанными. М.А. Пожогин-Отрашкевич вспоминал о детских годах поэта: «Учился он <...> прилежно, имел особую способность и охоту к рисованию, но не любил сидеть за уроками музыки»
    Exact
    [6, с. 66]
    Suffix
    . Об этом же пишет и А.П. Шан-Гирей: «В домашней жизни своей Лермонтов был почти всегда весел, ровного характера, занимался часто музыкой, а больше рисованием» [12, с. 36]. Детские занятия превратились в привычку, образ жизни.

7
Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений : в 4 т. — Л. : Наука, Ленингр. отд-ние, 1979—1981.
Total in-text references: 9
  1. In-text reference with the coordinate start=6600
    Prefix
    Жить в Петербурге и не знать «Фенеллу» невозможно, а потому возникает такое обращение к возможному читателю: «Почтенные читатели, вы все видели сто раз Фенеллу, вы все с громом вызывали Новицкую и Голланда, — и поэтому я перескочу через остальные три акта и подыму свой занавес в ту самую минуту, как опустится занавес Александринского театра...»
    Exact
    [7, т. 4, с. 123]
    Suffix
    . Примечательно также и другое. В романе Печорин наделен лермонтовским отношением к увертюре оперы. Поэт постоянно играл ее на рояле, а его героя привлекает пустая ложа: «...это ему казалось странно — и он желал бы очень, наконец, увидеть людей, которые пропустили увертюру Фенеллы» [7, т. 4, с. 118].

  2. In-text reference with the coordinate start=6900
    Prefix
    В романе Печорин наделен лермонтовским отношением к увертюре оперы. Поэт постоянно играл ее на рояле, а его героя привлекает пустая ложа: «...это ему казалось странно — и он желал бы очень, наконец, увидеть людей, которые пропустили увертюру Фенеллы»
    Exact
    [7, т. 4, с. 118]
    Suffix
    . Показательно, что его объяснение с Красинским происходит в перерыве между действиями этой оперы. Еще один музыкальный контекст задается в этом романе деталями интерьера. В кабинете Печорина есть «три алебастровые карикатурки Паганини, Иванова и Россини» [7, т. 4, с. 115].

  3. In-text reference with the coordinate start=7174
    Prefix
    Показательно, что его объяснение с Красинским происходит в перерыве между действиями этой оперы. Еще один музыкальный контекст задается в этом романе деталями интерьера. В кабинете Печорина есть «три алебастровые карикатурки Паганини, Иванова и Россини»
    Exact
    [7, т. 4, с. 115]
    Suffix
    . И они поясняют личность главного героя, ее скрытые от толпы стороны, черты, качества. А. Ямадзи так объясняет смысл этой детали: «Во времена Николая I даже упоминание имени певца Н.К. Иванова было запрещено.

  4. In-text reference with the coordinate start=9375
    Prefix
    Есть запись Лермонтова, датированная 1830 г.: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать»
    Exact
    [7, т. 4, с. 352]
    Suffix
    . Известно, что Мария Михайловна обладала чувствительной душой и глубоким внутренним миром. Она много читала, знала иностранные языки, пела и очень любила играть на фортепиано. Как пишет П.А. Висковатов, первый биограф Лермонтова, много беседовавший со старожилами Тархан, «Марья Михайловна была одарена душой музыкальной.

  5. In-text reference with the coordinate start=11375
    Prefix
    звук, лишается «голоса»: колокол молчит (это сквозной образ в лирике Лермонтова), а град всегда «шумный»; «шум музыки и пляски» преследует героя в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен...». Вспомним еще одну запись Лермонтова 1830 г.: «Музыка моего сердца была совсем расстроена нынче. Ни одного звука не мог я извлечь из скрыпки, из фортепьяно, чтоб они не возмутили моего слуха»
    Exact
    [7, т. 4, с. 351]
    Suffix
    . Как видим, состояние души влияет на способность к музыкальному творчеству. Особой силой воздействия на человека в творчестве Лермонтова обладает женский голос. Один из новогодних мадригалов 1831 г. адресован певице П.

  6. In-text reference with the coordinate start=11821
    Prefix
    Бартеневой: Скажи мне: где переняла Ты обольстительные звуки И как соединить могла Отзывы радости и муки? Премудрой мыслию вникал Я в песни ада, в песни рая, Но что ж? — нигде я не слыхал Того, что слышал от тебя я!
    Exact
    [7, т. 1, с. 237—238]
    Suffix
    Даже если учесть жанровую специфику (мадригал — это всегда комплимент в превосходной степени), то в свете лермонтовского отношения к музыке и женскому пению данное стихотворение вовсе не этикетная похвала.

  7. In-text reference with the coordinate start=13932
    Prefix
    Здесь то же сочетание мотивов: пограничье двух стихий, особое внутреннее состояние героя, который оказывается на некоем жизненном перепутье, сладкий, манящий голос, женская красота. Песню, которую поет «ундина», Печорин приводит в своем журнале, поясняя, что «запомнил ее от слова до слова»
    Exact
    [7, т. 4, с. 230]
    Suffix
    . По сути, в ней воссозданы те ночные обстоятельства, свидетелем которых он стал. Но главное — выражена система ценностей «честных контрабандистов»: их вольнолюбие, выражающееся в родстве с морской стихией, в противостоянии обстоятельствам.

  8. In-text reference with the coordinate start=16317
    Prefix
    А в песне, которую поет казак, выражает себя народный дух: в ней также речь идет о злой судьбе и стремлении к воле. Как замечает автор, она «была дика и годилась для шума листьев и ветра пустыни»
    Exact
    [7, т. 4, с. 47]
    Suffix
    . В зрелом творчестве Лермонтова (в «Герое нашего времени», «Штоссе») прием песенной вставки усложняется: песня чаще дается в отражении, она как бы пропущена через чужое восприятие, потому «произносит» ее не исполнитель, а слушатель.

  9. In-text reference with the coordinate start=18456
    Prefix
    О прошлом говорят красноречиво И слезы на глаза влекут они; Как будто в них мы можем слезы возвратить, Которые должны мы были проглотить; Пусть слезы те в груди окаменели, Но их один разводит звук, Напомнив дни, когда мы пели Без горькой памяти, без ожиданья мук
    Exact
    [7, т. 3, с. 44]
    Suffix
    В драме «Маскарад» Лермонтов также включает сцену пения. Романс Нины воспринимается Арбениным как ее признание в измене, после этого действие приобретает необратимое течение — герой осуществляет свою месть.

8
Лобанов-Ростовский М.Б. Из записок // М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. — М. : Худож. лит., 1972. — С. 246—247.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=2187
    Prefix
    Он сочинял музыкальные экспромты, часто «шутил», балагурил с помощью музыки. М.Б. Лобанов-Ростовский рассказывал, что «Лермонтов сочинил песню о злоключениях и невзгодах Тирана, которую нельзя было слушать без смеха; ее распевали во все горло хором в уши этому бедняге»
    Exact
    [8, с. 246]
    Suffix
    . В одном из писем 1833 г. А.М. Верещагина предлагала М.Ю. Лермонтову «сочинить ее (вероятно, имеется в виду какой-то музыкальный номер. — И.Ю.) в духе ваших импровизаций “Кто смотрит так гордо” — речитативом и Арсеньев — в темпе аллегро» (подлинник по-фр.

9
Лонгинов М.Н. Заметки о Лермонтове // Там же. — С. 149—158.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3790
    Prefix
    Лонгинова, относящееся к периоду работы над драмой «Маскарад»: «После обеда Лермонтов позвал меня к себе вниз, угостил запрещенным тогда плодом — трубкой, сел за фортепьяно и пел презабавные русские и французские куплеты (он был живописец и немного музыкант)»
    Exact
    [9, с. 151]
    Suffix
    . Однако сочетание музыки и рисования — не просто форма бытового поведения М.Ю. Лермонтова, это еще и стиль, способ художественного мышления. Синтез изобразительного (визуального) и музыкального стал основой лермонтовской картины мира.

10
Меринский А.М. М.Ю. Лермонтов в юнкерской школе // Там же. — С. 125—130.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3487
    Prefix
    Лермонтов немедленно присоединялся к поющим, прегромко запевал совсем иную песню и сбивал всех с такта; разумеется, при этом поднимался шум, хохот и нападки на Лермонтова. Певали иногда романсы и проч., которые для нашей забавы переделывал Лермонтов, применяя их к многим из наших юнкеров»
    Exact
    [10, с. 126]
    Suffix
    . Или такое воспоминание М.Н. Лонгинова, относящееся к периоду работы над драмой «Маскарад»: «После обеда Лермонтов позвал меня к себе вниз, угостил запрещенным тогда плодом — трубкой, сел за фортепьяно и пел презабавные русские и французские куплеты (он был живописец и немного музыкант)» [9, с. 151].

11
Тиран А.Ф. Из записок // М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. — М. : Худож. лит., 1989. — С. 149—153. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» *1 в музыкальной интерпретации М.П. Мусоргского * В статье рассматривается вопрос о восприятии М.П. Мусоргским стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»). Романс М.П. Мусоргского относится к жанру русского религиозного романса, пропитанного чистотой, просветленной духовностью и благоговейной любовью. В вокальном произведении угадываются звуки старинных песнопений православной церковной службы, вызывающие ассоциации со знаменным распевом. Композитор обращается к лирике М.Ю. Лермонтова в трагический момент своей жизни, и в образе Богородицы М.П. Мусоргский находит успокоение. Ключевые сл
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=4838
    Prefix
    Как видно из приведенных выше воспоминаний и писем, Лермонтов играл на фортепиано. Но еще на скрипке и флейте. Пел романсы. И это была особая манера исполнения. Как засвидетельствовал А.Ф. Тиран, Лермонтов «не пел, а говорил их почти речитативом»
    Exact
    [11, с. 151]
    Suffix
    . Романс, в котором всегда шла речь об интимных человеческих чувствах, предполагал камерность, доверительность исполнения. И лермонтовская манера находила отклик, привлекала, нравилась. От него ждут новых музыкальных номеров (выше приведены слова из письма А.

12
Шан-Гирей А.П. М.Ю. Лермонтов // М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. — М. : Худож. лит., 1972. — С. 31—53.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=1190
    Prefix
    Пожогин-Отрашкевич вспоминал о детских годах поэта: «Учился он <...> прилежно, имел особую способность и охоту к рисованию, но не любил сидеть за уроками музыки» [6, с. 66]. Об этом же пишет и А.П. Шан-Гирей: «В домашней жизни своей Лермонтов был почти всегда весел, ровного характера, занимался часто музыкой, а больше рисованием»
    Exact
    [12, с. 36]
    Suffix
    . Детские занятия превратились в привычку, образ жизни. Вот более позднее свидетельство В.В. Боборыкина, который так описывает свою встречу с поэтом во Владикавказе: «Лермонтов, в военном сюртуке, и какой-то статский (оказалось, француз-путешественник) сидели за столом и рисовали, во все горло распевая: “A moi la vie, à moi la liberté”.

13
Ямадзи А. Живописные образы и приемы в произведениях М.Ю. Лермонтова // Лермонтовские чтения — 2012. — СПб. : Лики России, 2013. — С. 118—129. Контактные данные: e-mail: yuhnova1@mail.ru УДК 78.071.1(47+57)(092)МусоргскийМ.П.+
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7694
    Prefix
    Алебастровые карикатуры в данном случае указывают на то, что герой — нонконформист. О том же может свидетельствовать и статуэтка виртуоза-скрипача Паганини, известного своими революционными воззрениями»
    Exact
    [13, с. 119—120]
    Suffix
    . Добавим, что все три «карикатурки», помещенные в кабинете Печорина, связаны с музыкой, и это — знаковые личности, каждая из которых сочетала талант и страсть; это исключительные личности, способные на сильные страсти и идущие против толпы.