The 12 references with contexts in paper M. Serebryanaya Ya., G. Shvetsova-Vodka N., Мария Серебряная Яковлевна, Галина Швецова-Водка Николаевна (2014) “Типизация читателей художественной литературы на этапе предчтения // Fiction Readers Typing at the Stage of Pre-reading” / spz:neicon:bibliotekovedenie:y:2014:i:3:p:63-69

1
Беляева Л.И. К вопросу о типологии читателей // Проблемы социологии и психологии чтения / Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина. — М. : Книга, 1975. — С. 143—161.
Total in-text references: 7
  1. In-text reference with the coordinate start=7477
    Prefix
    Беляевой Лидия Ивановна Беляева предлагает использовать для типизации читателей художественной литературы синтетический критерий, дающий возможность сформировать типы читателей, относящиеся ко всем трем фазам чтения: предчтению, непосредственному восприятию и послечтению
    Exact
    [1, с. 148—149]
    Suffix
    . Если отбросить те показатели, которые выходят за рамки предчтения, то остаются мотивы чтения, установки, интересы и стимуляторы. По мнению Л.И. Беляевой, «в предфазе проявляется избирательная активность личности, формируются с большей или меньшей определенностью цели чтения, которые влияют на характер спроса, направление поиска и на сам выбор произведений печати для чтения.

  2. In-text reference with the coordinate start=8155
    Prefix
    Наиболее полно выражается направленность личности — мировоззрение, читательские потребности, мотивы, установки, интересы, ценностные ориентации, т. е. все те внутренние побуждения, осознанные и неосознанные, которые в конечном итоге реализуются в выборе определенной книги»
    Exact
    [1, с. 149]
    Suffix
    . Среди структурных элементов направленности наибольшее влияние на этапе предчтения оказывает потребность в чтении, конкретное содержание которой раскрывается при изучении читательских мотивов. «.

  3. In-text reference with the coordinate start=8537
    Prefix
    Среди структурных элементов направленности наибольшее влияние на этапе предчтения оказывает потребность в чтении, конкретное содержание которой раскрывается при изучении читательских мотивов. «...Мотивами чтения будут внутренние побуждения читателя, которые выступают в форме вероятностного представления о тех или иных качествах книги, отвечающих его потребностям»
    Exact
    [1, с. 151]
    Suffix
    . Л.И. Беляева замечает: «При исследовании мотивов чтения нередко выделяют ряд их разновидностей (обычно 3—5), в том числе мотивы эстетические, познавательные, эмоциональные, развлекательные, осмысления жизненного опыта, и подразделяют читателей на соответствующее число групп, соотнося каждую из групп с одним определенным мотивом».

  4. In-text reference with the coordinate start=9382
    Prefix
    Исследования показали, что структуру мотивов чтения можно рассматривать как типообразующий признак. У разных читателей структуры мотивов различаются по следующим показателям: а) число и состав входящих в структуру мотивов, б) содержание и степень сложности доминирующих мотивов»
    Exact
    [1, с. 152]
    Suffix
    . Под мотивами чтения исследователь понимает «всю совокупность внутренних побуждающих факторов — потребностей, желаний, наклонностей, запросов человека, которые в своей взаимосвязи означают его интересы в области художественной литературы» [Там же].

  5. In-text reference with the coordinate start=9945
    Prefix
    Беляева предупреждает: «В ряде психологических работ проявляется тенденция рассматривать интерес как один из мотивов деятельности. Однако интерес не раскрывает, в отличие от мотива, смысл деятельности, не позволяет обнаружить, для чего человек читает, а указывает лишь, что он хочет читать»
    Exact
    [1, с. 153]
    Suffix
    . Значительную роль при выборе литературы для чтения, по мнению Л.И. Беляевой, играют также стимуляторы: «...стимуляторы (стимулы) подсказывают читателю направление поиска и выбора, являются индикаторами, сигналами о возможности найти желаемое в данной конкретной книге» [1, с. 154].

  6. In-text reference with the coordinate start=10229
    Prefix
    Беляевой, играют также стимуляторы: «...стимуляторы (стимулы) подсказывают читателю направление поиска и выбора, являются индикаторами, сигналами о возможности найти желаемое в данной конкретной книге»
    Exact
    [1, с. 154]
    Suffix
    . Она называет такие, как: мнение людей, вкусу которых доверяют; советы друзей; рецензии; аннотации и советы библиотекаря; автор; заглавие (тема); внешний вид книги, объем; непосредственный контакт с книгой; иллюстрации и др.

  7. In-text reference with the coordinate start=10951
    Prefix
    типы читателей можно охарактеризовать понятием «ориБВ 66 БВ Человек читающий ентированность». 1-й ориентирован на «оптимальное эстетическое восприятие»; 2-й — на восприятие «слоя фактов», 3-й — на «рассудочное познавательное восприятие», 4-й — на «эмоциональное восприятие, основанное на субъективных ассоциациях», 5-й — на «поверхностное восприятие всех компонентов произведения»
    Exact
    [1, с. 156—159]
    Suffix
    . Для каждого типа читателей Л.И. Беляева выделяет определенные вариации всех элементов, влияющих на фазу предчтения. Однако она называет в целом каждый тип «восприятием», что представляется неверным, поскольку восприятие — это только один из трех этапов читательской деятельности.

2
Добрынина Н.Е. Читатель художественной литературы (концепция С.А. Трубникова и современность) // Вестн. Библ. Ассамблеи Евразии. — 2003. — No 3. — С. 81—84.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=18217
    Prefix
    Трубниковым: по ее мнению, несмотря на существенные изменения политической, социально-экономической и социокультурной ситуации в России, концепция типологии читателей С.А. Трубникова вполне применима и для современного читателя
    Exact
    [2]
    Suffix
    . Тем не менее, представляется, что в типизации С.А. Трубникова есть серьезный недостаток: она противоречива. Выстраивая понятие «литературно-художественного вкуса», автор рассматривает художественную литературу только с точки зрения формы литературного произведения, забывая о его сюжете, тематике.

3
Жирмунский В.М. Предисловие к русскому изданию книги Л. Шюккинга «Социология литературного вкуса» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.opojaz.ru/zhirmunsky/shuecking.html (дата обращения: 11.06.13). — Загл. с экрана.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=12788
    Prefix
    Шюккинга «Социология литературного вкуса» писал, что художественный вкус — это своеобразное чувство меры, определяющееся образованием, общением с миром искусства, в нем проявляется культура, образованность, интеллект, социальное положение личности, интуиция; художественный вкус — это предмет спора, а его отсутствие — это всеядность
    Exact
    [3]
    Suffix
    . Литературовед В.Л. Топоров рассуждает так: «Литературный вкус — явление загадочное. Причем, не только явление, но и понятие. Считается, что литературный вкус может у человека присутствовать или отсутствовать, быть хорошим или плохим, развитым или неразвитым, наконец, врожденным или благоприобретенным (воспитанным), — но вот, пожалуй, и все.

4
Китаева А.И. Коммуникативная специфика процесса чтения: дифференциально-психологический анализ // Библиотековедение. — 2009. — No 4. — С. 63—68.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7078
    Prefix
    Трубников — 1978— 1980 и др.) в большинстве случаев рассматривалась типизация читателей на этапе непосредственного восприятия произведений искусства, не ограничивая пространство искусства каким-то отдельным видом и не исключая ни одного из них. Эти типизации рассмотрела и охарактеризовала в своем аналитическом обзоре А.И. Китаева
    Exact
    [4, с. 63]
    Suffix
    . Наибольший интерес из этих публикаций представляют для нас работы Л.И. Беляевой и С.А. Трубникова. Типизация Л.И. Беляевой Лидия Ивановна Беляева предлагает использовать для типизации читателей художественной литературы синтетический критерий, дающий возможность сформировать типы читателей, относящиеся ко всем трем фазам чтения: предчтению, непосредственному восприятию и послечтению [1,

5
Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства / Е.П. Крупник. — М. : Ин-т психологии РАН, 1999. — 238 с.
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=19282
    Prefix
    Крупника Особый интерес представляет работа искусствоведа-психолога Ефима Пинхусовича Крупника, в которой типизация читателей художественной литературы, выделенных из общего ряда потребителей искусства, рассмотрена отдельно в фазе предчтения («предкоммуникативной»)
    Exact
    [5]
    Suffix
    . В основу этой типизации положена художественБВ 68 БВ Человек читающий но-психологическая установка, которую Е.П. Крупник рассматривает как конкретно-психологическую модификацию художественного идеала.

  2. In-text reference with the coordinate start=19756
    Prefix
    Крупник рассматривает как конкретно-психологическую модификацию художественного идеала. «Наиболее существенной особенностью художественного идеала является его организующая, активная, творческая функция, позволяющая его носителям духовно осваивать и “перерабатывать”, изменять мир»
    Exact
    [5, с. 70]
    Suffix
    . На основе различий художественно-психологической установки Е.П. Крупник определил четыре типа предчитателей художественной литературы: первый характеризуется отсутствием какой бы то ни было потребности в чтении (в лабораторном исследовании, проведенном Е.

  3. In-text reference with the coordinate start=20647
    Prefix
    , его представителей интересуют профессиональные знания об искусстве, технология творческого процесса, для них при этом характерно отсутствие или низкий уровень переживания (2—3%); и наконец четвертый — художественный (8%), которому свойственна ориентация на художественные ценности произведения искусства, включая художественно-философский смысл произведения, авторскую позицию, язык и пр.
    Exact
    [5, с. 77—78]
    Suffix
    . Высказанное С.А. Трубниковым негативное мнение о работе Е.П. Крупника можно считать, скорее, комплиментом: «Е.П. Крупник опирается более на индуктивный метод, то есть на конкретное изучение читателей» [12, с. 24].

6
Лауфер Ю.М. Теория и методика советской литературной библиографии : историогр. очерк / Ю.М. Лауфер. — М. : Книга, 1978. — 240 с.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=3490
    Prefix
    Как отмечает Ю.М. Лауфер, Рыскин «предлагал учитывать два типа чтения: 1) чтение, которое не ставит перед собой задачи изучения истории литературы и критики и 2) чтение, ставящее перед собой подобные задачи»
    Exact
    [6, с. 100]
    Suffix
    . При этом Рыскин видел возможность вычленения четырех стадий чтения художественной литературы и, соответственно, четырех типов читателей: начинающему читателю он рекомендует «свободное чтение, без всякой системы»; находящемуся на следующей ступени — «тематическое чтение»; для читателя на этапе «изучения литературы» характерно чтение произведений одного автора, и наконец, четвертая стадия — «

  2. In-text reference with the coordinate start=3927
    Prefix
    вычленения четырех стадий чтения художественной литературы и, соответственно, четырех типов читателей: начинающему читателю он рекомендует «свободное чтение, без всякой системы»; находящемуся на следующей ступени — «тематическое чтение»; для читателя на этапе «изучения литературы» характерно чтение произведений одного автора, и наконец, четвертая стадия — «историко-литературное чтение»
    Exact
    [6, с. 101]
    Suffix
    . Эта работа Е.И. Рыскина представляет интерес именно для этапа предчтения, потому что за основу классификации автор избрал особенности выбора литературы предчитателями. В 1963 г. Е.И. Рыскин публикует статью «Вопросы чтения художественной литературы и рекомендательная библиография», переизданную в 1965 г. [8], в которой очерчены границы системы чтения художественной литературы.

7
Ловягин А.М. Основы книговедения : популяр. очерк / А.М. Ловягин. — Л. : Начатки знаний, [б.г.]. — 166 с.
Total in-text references: 4
  1. In-text reference with the coordinate start=1255
    Prefix
    Ловягина к типизации читателей художественной литературы Одной из первых типизаций, учитывающих характеристику читателей художественной литературы в первой фазе их читательской деятельности, можно считать классификацию Александра Михайловича Ловягина (1870—1925), который выделил два типа чтения: во-первых, «чтение без разбору» и, во-вторых, «чтение для самообразования»
    Exact
    [7]
    Suffix
    . Наиболее внимательному рассмотрению подверглось «чтение без разбору», или «мания чтения». Ученый считает такое чтение вызываемым потребностью общения (через книги) и не * Статью М.Я. Серебряной, Г.

  2. In-text reference with the coordinate start=1975
    Prefix
    Мария Яковлевна Серебряная, кандидат педагогических наук, доцент Галина Николаевна Швецова-Водка, профессор кафедры библиотековедения и библиографии Ровенского государственного гуманитарного университета, доктор исторических наук БВ Человек читающий БВ 64 БВ Человек читающий направляемым никакой разумной силой
    Exact
    [7, с. 147]
    Suffix
    . Среди читателей, «страдающих» такой манией, Ловягин выделяет три группы: во-первых, наименее прихотливые, которым предназначается лубочная литература, во-вторых, «городская молодежь, изнывающая в тисках города, среди однообразной работы и обстановки, и ищущая в фантастическом рассказе того разнообразия, которого ей недостает в жизни», и в-третьих, потребители эротической и порнографической

  3. In-text reference with the coordinate start=2700
    Prefix
    недостает в жизни», и в-третьих, потребители эротической и порнографической литературы, которую преподносят в виде дешевых книжек «бедному школьнику из-под полы» и «обеспеченному буржуа» в подарочных ярких и богатых изданиях. Ученый считает, что эти категории читателей характерны для буржуазного общества, и в нашей стране их не будет, как только будут уничтожены пережитки буржуазного строя
    Exact
    [7, с. 147—149]
    Suffix
    . В подходе А.М. Ловягина проявилась предохранительная, профилактическая функция руководства предчтением. «Мании чтения» противопоставляется «чтение для самообразования» — «переход к чтению систематическому, идущему рядом наперед намеченных этапов к определенной цели» [7, с. 149].

  4. In-text reference with the coordinate start=2986
    Prefix
    Ловягина проявилась предохранительная, профилактическая функция руководства предчтением. «Мании чтения» противопоставляется «чтение для самообразования» — «переход к чтению систематическому, идущему рядом наперед намеченных этапов к определенной цели»
    Exact
    [7, с. 149]
    Suffix
    . Концепция Е.И. Рыскина Попытку классификации всех потенциальных читателей художественной литературы в 1930-е гг. предпринял Евсей Исаакович Рыскин (1903—1965), который ставил перед собой практическую задачу: определить круг чтения художественной литературы для массового читателя.

8
Рыскин Е.И. Вопросы чтения художественной литературы и рекомендательная библиография // Очерки теории и методики литературной библиографии. — М. : Книга, 1965. — С. 96—114.
Total in-text references: 4
  1. In-text reference with the coordinate start=4249
    Prefix
    Рыскина представляет интерес именно для этапа предчтения, потому что за основу классификации автор избрал особенности выбора литературы предчитателями. В 1963 г. Е.И. Рыскин публикует статью «Вопросы чтения художественной литературы и рекомендательная библиография», переизданную в 1965 г.
    Exact
    [8]
    Suffix
    , в которой очерчены границы системы чтения художественной литературы. На этапе «отбора литературы для чтения» автор как бы имеет дело с уже сформированными или естественно существующими типами (группами) читателей.

  2. In-text reference with the coordinate start=4755
    Prefix
    Рыскин пишет: «Широкое изучение состава чтения различных читательских групп поможет нам представить себе их чтение, узнать их интересы, вкусы и склонности, узнать и учесть те или иные недостатки чтения, свойственные данной группе читателей»
    Exact
    [8, с. 100]
    Suffix
    . В этой статье автор возложил отбор литературы для чтения на плечи библиографов — составителей библиографических пособий и библиотекарей-практиков, обслуживающих читателей. Он напоминает, что цель и сущность рекомендательного библиографического указателя состоит прежде всего в том, чтобы «по нему велось чтение» [8, с. 99].

  3. In-text reference with the coordinate start=5081
    Prefix
    В этой статье автор возложил отбор литературы для чтения на плечи библиографов — составителей библиографических пособий и библиотекарей-практиков, обслуживающих читателей. Он напоминает, что цель и сущность рекомендательного библиографического указателя состоит прежде всего в том, чтобы «по нему велось чтение»
    Exact
    [8, с. 99]
    Suffix
    . Ученый считает, что для читателя выбор литературных произведений должен быть определен самим содержанием библиографического указателя. То, как представлял себе Е.И. Рыскин группы предчитателей, можно понять из его идеи «концентрического чтения»: «Метод концентрического чтения: читателю рекомендуются произведения советской, дореволюционной и зарубежной литературы для первоочередного чтения (п

  4. In-text reference with the coordinate start=5650
    Prefix
    Рыскин группы предчитателей, можно понять из его идеи «концентрического чтения»: «Метод концентрического чтения: читателю рекомендуются произведения советской, дореволюционной и зарубежной литературы для первоочередного чтения (первый круг чтения), затем то же для чтения второй очереди (второй круг чтения) и т. д.»
    Exact
    [8, с. 102—103]
    Suffix
    . Заключительное «и т. д.» означает, что возможны и третий, и четвертый, и последующие очереди (круги) чтения. Можно предположить, что под «кругом чтения» Е.И. Рыскин имел в виду также и уровень читательской подготовленности, начитанности, то есть в конечном счете — определенную группу читателей или определенную стадию развития читателей, о которых он писал ранее.

9
Толстой Л.Н. Что такое искусство? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.litmir.net/ br/?b=121488&p=10 (дата обращения: 11.06.13). — Загл. с экрана.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=12350
    Prefix
    Толстой писал, что «все попытки определения того, что есть вкус... не могут привести ни к чему, и объяснения того, почему одно нравится одному и не нравится другому и наоборот, нет и не может быть»
    Exact
    [9]
    Suffix
    . Видный литературовед В.М. Жирмунский в предисловии к русскому изданию книги немецкого ученого Л. Шюккинга «Социология литературного вкуса» писал, что художественный вкус — это своеобразное чувство меры, определяющееся образованием, общением с миром искусства, в нем проявляется культура, образованность, интеллект, социальное положение личности, интуиция; художественный вкус — это предмет спор

10
Топоров В. О литературе с Виктором Топоровым. О вкусах не спорят. К постановке проблемы : 25 янв. 2013 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: calendar.fontanka/articles/274 (дата обращения:
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=13301
    Prefix
    Считается, что литературный вкус может у человека присутствовать или отсутствовать, быть хорошим или плохим, развитым или неразвитым, наконец, врожденным или благоприобретенным (воспитанным), — но вот, пожалуй, и все. Меж тем, ни одна из вышеперечисленных бинарных оппозиций не является хоть сколько-нибудь научной и хоть в малейшей мере адекватной — все это чистая лирика...»
    Exact
    [10]
    Suffix
    . При таком понимании литературного вкуса он может быть положен в основу классификации читателей только дихотомическим способом, т. е. при разделении на две противостоящие друг другу группы, например, с развитым или неразвитым вкусом.

11
06.13). — Загл. с экрана. 11. Трубников С.А. Культура чтения как критерий общей типологии читателей // Сов. библиотековедение. — 1980. — No 1. — С. 28—38.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=17065
    Prefix
    Трубников рассматривает в качестве критерия общей (единой, универсальной, не зависящей от отрасли знания) типизации читателей культуру чтения, то есть возвращается к позиции Е.И. Рыскина, развивая и углубляя его взгляды
    Exact
    [11]
    Suffix
    . В культуре чтения он видит эквивалент и потому возможность замены прежде избранного им критерия литературно-художественного вкуса. В качестве доказательства С.А. Трубников раскрывает состав понятия «культура чтения», по его мнению, совпадающий с составом понятия «литературно-художественный вкус»: «В определении культуры чтения можно выделить три тесно связанные стороны (части или фазы): пре

  2. In-text reference with the coordinate start=17592
    Prefix
    Трубников раскрывает состав понятия «культура чтения», по его мнению, совпадающий с составом понятия «литературно-художественный вкус»: «В определении культуры чтения можно выделить три тесно связанные стороны (части или фазы): предкоммуникативную (сфера выбора), коммуникативную (сфера восприятия) и посткоммуникативную (сфера оценки и последействия)»
    Exact
    [11, с. 32]
    Suffix
    . В данном высказывании уже достаточно четко названы фазы (этапы) читательской деятельности, только отнесены они почему-то к культуре чтения. Предлагаемая структура единой классификации читателей примерно совпадает — с небольшими поправками — с представленной ранее типизацией читателей художественной литературы.

12
Он же. Проблема типологии читателей художественной литературы // Книга : исслед. и материалы. — М. : Книга, 1978. — Сб. 36. — С. 18—36. Контактные данные: М.Я. Серебряная —
Total in-text references: 6
  1. In-text reference with the coordinate start=6507
    Prefix
    Трубников высоко оценил его вклад в классификацию читателей художественной литературы: «Мы видим, что у Е.И. Рыскина отчетливо намечается системная трактовка понятия “читательская культура” как критерия классификации читателей»
    Exact
    [12, с. 31]
    Suffix
    . Типизации читателей художественной литературы в 1960—1970-е годы В публикациях середины 1970-х — начала 1980-х гг. (И. Лукшин — 1975, М. Вайну — 1976, Л.И. Беляева — 1971—1977, Т. Михкельс — 1979, В.

  2. In-text reference with the coordinate start=11939
    Prefix
    Трубников объясняет так: «...органическое объединение наиболее существенных признаков, характеризующих эстетическую культуру личности, реализующуюся в понятии эстетического вкуса, которое по отношению к художественной литературе выступает как вкус литературно-художественный»
    Exact
    [12, с. 25]
    Suffix
    . Это понятие существовало еще в эпоху эллинизма. Многие философы рассуждали о вкусе. Но большинство из них в основном лишь констатировали наличие этого явления в жизни общества и его значение. Л.

  3. In-text reference with the coordinate start=14447
    Prefix
    Трубников критерием своей классификации сделал другое явление, состоящее из суммы трех компонентов, объясняя это тем, что «литературно-художественный вкус... проявляется в трех взаимосвязанных сферах: в выборе литературнохудожественных произведений, в их эстетическом восприятии и оценке»
    Exact
    [12, с. 25]
    Suffix
    . Это объяснение не раскрывает содержание понятия литературнохудожественного вкуса и не соответствует данному выше его определению; оно адекватно структуре читательской деятельности, состоящей из трех этапов: предчтения, восприятия текста произведения и послечтения.

  4. In-text reference with the coordinate start=15479
    Prefix
    В качестве такого признака... взята та сторона художественного вкуса, которая связана со сферой выбора литературно-художественных произведений, а также литературоведческих и литературно-критических работ»
    Exact
    [12, с. 25—26]
    Suffix
    . Заметим, что выбор — это не признак, это действие, процесс, а по какому основанию классифицировались типы читателей в процессе выбора, автор не говорит; по результатам классификации можно понять, что это были читательские интересы.

  5. In-text reference with the coordinate start=16094
    Prefix
    Трубникова достаточно аморфная, каждый тип не так уж сильно отличается от остальных. Описания двух типов содержат характеристику «хаотичность выбора» (1-й и 4-й), двух — «односторонность выбора» (2-й тип и 3-й), четырех — «разносторонность выбора» (1-й, 4-й, 5-й, 6-й типы)
    Exact
    [12, с. 30—35]
    Suffix
    . Каждый раз соответствующая характеристика подается с некоторыми уточнениями, поправками, объясняющими отличия типов друг от друга, но ясности класификации в целом это не прибавляет. В этой типизации, по существу, четко выделяются первая группа (читатели с неопределившимся вкусом) и шестая (читатели с гармонично развитым литературно-художественным вкусом), остальные четыре группы — это читат

  6. In-text reference with the coordinate start=20869
    Prefix
    Высказанное С.А. Трубниковым негативное мнение о работе Е.П. Крупника можно считать, скорее, комплиментом: «Е.П. Крупник опирается более на индуктивный метод, то есть на конкретное изучение читателей»
    Exact
    [12, с. 24]
    Suffix
    . Построенная Е.П. Крупником типизация не получает у С.А. Трубникова одобрения, так как «...построение типологии реципиентов на основе типов социально-эстетического отношения к искусству, формируемых его функциональным назначением, которое, в свою очередь, зависит от типов социальных коммуникаций, сопряжено с огромными трудностями и может привести к неоправданным упрощениям» [Там же].