The 20 references with contexts in paper O. Makeeva V., Оксана Макеева Владимировна (2014) “Научные школы в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения: к изучению вопроса // Scientific Schools in the Field of Library and Information Science, Bibliography Science and Bibliology: to the Study of the Question” / spz:neicon:bibliotekovedenie:y:2014:i:3:p:23-29

1
Артемьева Е.Б. Повышение квалификации библиотечных работников: меж ду прошлым и будущим / Е.Б. Артемьева, И.А. Гузнер // Библиосфера. —
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=18920
    Prefix
    Итак, за небольшой период чуть менее 20 лет ведущими специалистами ГПНТБ СО РАН проделана большая научная работа, активно идет процесс становления и развития научных школ при библиотеке, имеющий положительные перспективы
    Exact
    [1]
    Suffix
    . Две признанные «научные столицы» — Москва и Санкт-Петербург — имеют научные школы в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения, которые складывались и формировались почти сотню лет, в то время как НовоБВ 28 БВ сибирск прошел этот путь в очень короткие сроки — за 30 лет.

2
12. — No 5. — С. 103—108. 2. Борисова О.Б. Научно-исследовательские коллективы в библиотековедении: наукометрический анализ // Науч. и техн. б-ки. — 1997. — No 8. — С. 7—15.
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=1667
    Prefix
    Борисова, в библиотековедении наиболее значимые научные коллективы и школы определялись логическими методами (на основе изучения идей, публикаций и монографий) и наукометрическими методами (анализ авторефератов диссертаций, цитирования публикаций)
    Exact
    [2, с. 7]
    Suffix
    . Одну из первых наукометрических попыток осуществил в 1981 г. А.Я. Черняк, выявляя Оксана Владимировна Макеева, научный сотрудник отдела научно-исследовательской и методической работы Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН), кандидат педагогических наук БВ Библиотека: теория и практика БВ 24 БВ Библиотека: тео

  2. In-text reference with the coordinate start=9146
    Prefix
    Столяров (14), К.И. Абрамов (11), А.Я. Айзенберг (10), В.С. Крейденко (9), А.В. Соколов (9), А.Е. Шапошников (8), Т.Д. Полозова (7), К.В. Тараканов (6), Т.Ф. Каратыгина (5), В.И. Терешин (5), В.В. Цуркана (5)
    Exact
    [2]
    Suffix
    . В 2010 г. в Российской государственной библиотеке (РГБ) было проведено исследование с целью «получения формальной картины развития библиотечной науки на современном этапе» [11—13]. Изучались диссертационные работы за 2006—2008 гг., эта работа являлась дополнением к общероссийскому исследованию научного сектора центральных и региональных библиотек.

  3. In-text reference with the coordinate start=11577
    Prefix
    Гедримович, Г.Г. Фирсов, М.В. Машкова, К.Р. Симон, В.А. Фокеев, Г.Л. Левин, Н.К. Леликова. Общепризнано, что ссылка является индикатором влияния научных идей цитируемого ученого на автора публикации
    Exact
    [2, с. 12]
    Suffix
    . Поэтому логично предположить, что ведущие библиографоведы — лидеры научных школ являются и специалистами, внесшими наиболее значительный вклад в развитие теории и практики научной дисциплины, т. е. их труды должны чаще всего использоваться другими учеными (особенно молодыми) для проведения собственных исследований.

3
Она же. Состояние библиотековедения: оценка в наукометрических исследовани ях // Науч. и техн. б-ки. — 1996. — No 2. — С. 46—56.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=8515
    Prefix
    Одним из выводов работ [5, 20] стала констатация факта, что существовавшая в то время организация научно-исследовательской работы не способствовала созданию научных школ и повышению эффективности научных исследований
    Exact
    [3, с. 53]
    Suffix
    . Следует добавить, что большинство школ первоначально складывалось при вузах, а не при библиотеках. Чуть позднее О.Б. Борисова, изучив 225 авторефератов кандидатских диссертаций за период 1986—1995 гг., пришла к выводу, что в эти годы в библиотековедении сформировались 12 научных коллективов.

4
Бурдье П. Социальное пространство: поля и практика : пер. с фр. / П. Бурдье ; отв. ред. пер., сост. и послесл. Н.А. Шматко. — М. : Ин-т эксперимент. социологии ; СПб. : Алетейя, 2005. — 576 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=4634
    Prefix
    Куна, который считал, что научные школы возникают в период кризиса в науке и часто становятся сдерживающим фактором ее эволюции [14]. Такой же вывод можно сделать из рассуждений П. Бурдье о научных полях и капиталах
    Exact
    [4]
    Suffix
    . В «Извещении о начале и об условиях проведения конкурса» на право получения грантов для поддержки ведущих научных школ России приводится такое определение рассматриваемому понятию: «Ведущей научной школой Российской Федерации (РФ) считается сложившийся коллектив исследователей различных возрастных групп и научной квалификации, связанных проведением исследований по общему научному направлению

5
Воверене О.И. Идентификация научных школ в библиотековедении, библиографоведении и информатике / О.И. Воверене, О.П. Вилькина, Д.А. Рингайтите // Науч. и техн. б-ки СССР. — 1989. — No 2. — С. 11—18.
Total in-text references: 4
  1. In-text reference with the coordinate start=6863
    Prefix
    публикациях и положениях о научных школах, разработанных вузами страны, такой признак, как рост квалификации участников школы, может количественно конкретизироваться (количество докторов указывается от 3 до 5 человек) или быть достаточно размытым — «несколько» докторов и кандидатов наук. В проведенном чуть более 20 лет назад исследовании О.И. Воверене, О.П. Вилькиной и Д.А. Рингайтите
    Exact
    [5]
    Suffix
    была сделана попытка выявить сложившиеся к 1989 г. научные школы в библиотековедении и библиографоведении путем анализа авторефератов диссертаций. Критериями выделения служит наличие: • лидера научного коллектива; • не менее трех докторов наук, защищенных под его руководством (вместе с лидером формируют «ядро» научной школы); • общей исследовательской программы (тематики, идей, принципов и

  2. In-text reference with the coordinate start=7895
    Prefix
    Первые диссертации по библиотековедению (по исследованию читателей) и библиографоведению (по методике создания библиографических указателей) были защищены в 1938 г. в Московском государственном педагогическом институте
    Exact
    [5]
    Suffix
    . Групп исследователей, в состав которых входило бы не менее трех докторов наук, тогда было установлено две — О.С. Чубарьяна (теория и методика библиотечного дела) и Г.М. Доброва (анализ информационных потоков и информационных связей в системах управления наукой и техникой).

  3. In-text reference with the coordinate start=8319
    Prefix
    Доброва (анализ информационных потоков и информационных связей в системах управления наукой и техникой). Эти группы могли на тот момент получить статус научной школы. В библиографоведении таких научных школ выявлено не было. Одним из выводов работ
    Exact
    [5, 20]
    Suffix
    стала констатация факта, что существовавшая в то время организация научно-исследовательской работы не способствовала созданию научных школ и повышению эффективности научных исследований [3, с. 53].

  4. In-text reference with the coordinate start=14025
    Prefix
    зародилась научная школа; • наличие внутришкольных стандартов оценки качества научных исследований; • регулярное выполнение научной школой функций внешнего рецензента кандидатских и докторских диссертаций из других вузов и регионов; • прикладное использование результатов научных исследований [9]. Признаки, сформулированные Т.В. Захарчук, заметно отличаются от представленных О.И. Воверене
    Exact
    [5]
    Suffix
    и существующих ныне в науковедении. Библиотека: теория и практика 27 На наш взгляд, состав основных признаков, предложенный Т.В. Захарчук, все-таки недостаточен. Он не учитывает некоторые аспекты научной деятельности, например непрерывность роста квалификации.

6
Григорьянц А.С. Достойное пополнение // История и перспективы библиотечного образова ния : сб. науч. трудов. — Л. , 1988. — С. 186—193.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=10227
    Prefix
    Фёдорова), то в Новосибирске — исключительно с библиотекой — ГПНТБ СО РАН. Следует отметить, что именно представители петербургских научных школ уделяют большое внимание изучению рассматриваемой проблематики, основываясь преимущественно на наукометрических подходах
    Exact
    [6, 17]
    Suffix
    . О московских научных школах публикаций меньше [10]. Отдельное исследование по рассматриваемой проблематике в области библиографоведения было проведено Т.В. Захарчук. По ее мнению, формирование библиографических научных школ началось с 1980-х гг., когда была защищена первая докторская диссертация по этой дисциплине (Д.

7
Дежина И. Научные школы: форма стагнации или интеллектуальной капитализации? / И. Дежин а, В. Киселёва // Мировая экономика и международные отношения. — 2009. — No 1. — С. 43—51.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=4174
    Prefix
    В отличие от научных школ “невидимые колледжи” возникают в результате установления различных связей между учеными, поведение которых никак не регламентировано. Основной мотив к налаживанию связей в НК — это интересы дела»
    Exact
    [7]
    Suffix
    . Авторы пришли также к выводу, что «невидимые колледжи» более организационно удобны и перспективны с точки зрения результативности исследований, а также подготовки молодых научных кадров [Там же].

8
Захарчук Т.В. Научная школа в библиографоведении: представления профессионального сообщест ва // Науч.-техн. информация. — Сер. 1. — 2012. — No 11. — С. 24—29.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=10985
    Prefix
    Захарчук, помимо этого, использовала и социологические методы. Она провела опрос, респондентами выступили доктора и кандидаты наук, половина из них работают в вузах культуры, где имеются соответствующие кафедры
    Exact
    [8]
    Suffix
    . На вопрос о существовании научных школ в библиографоведении и их лидерах, были названы следующие фамилии (в порядке убывания): О.П. Коршунов, И.Г. Моргенштерн, А.В. Соколов, И.А. Мохов—Д.Ю. Теплов— Л.

9
Она же. Научная школа в библиографоведении: теоретико-методологический аспект : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» / Т.В. Захарчук. — СПб. : [Б. и.], 2013. — 43 с.
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=2432
    Prefix
    Было установлено, что в тот период больше всего работ защищалось по книговедению. По мнению Т.В. Захарчук, о научных школах в библиографоведении упоминалось еще в начале XX в. в трудах Н.Ю. Ульянинского, И.В. Владиславлева, В.И. Невского
    Exact
    [9]
    Suffix
    . В 2011 г. ряд научных коллективов, сложившихся при ГПНТБ СО РАН и позиционирующих себя как научные школы, подали заявки на получение гранта Президента Российской Федерации, однако ни один его не получил.

  2. In-text reference with the coordinate start=13508
    Prefix
    признаки: • наличие лидера; • существование не менее двух поколений учеников; • исследовательская программа (программы), разработанная лидером; • самоидентификация представителей научной школы, т. е. признание учеными себя, принадлежащими к научной школе, возглавляемой определенным лидером; • наличие традиций; • признание научной школы как таковой научным сообществом страны или региона
    Exact
    [9]
    Suffix
    . Факультативные признаки: • наличие монографий или учебников у лидера и/или его учеников; • существование организации, где зародилась научная школа; • наличие внутришкольных стандартов оценки качества научных исследований; • регулярное выполнение научной школой функций внешнего рецензента кандидатских и докторских диссертаций из других вузов и регионов; • прикладное использование результ

  3. In-text reference with the coordinate start=13928
    Prefix
    наличие монографий или учебников у лидера и/или его учеников; • существование организации, где зародилась научная школа; • наличие внутришкольных стандартов оценки качества научных исследований; • регулярное выполнение научной школой функций внешнего рецензента кандидатских и докторских диссертаций из других вузов и регионов; • прикладное использование результатов научных исследований
    Exact
    [9]
    Suffix
    . Признаки, сформулированные Т.В. Захарчук, заметно отличаются от представленных О.И. Воверене [5] и существующих ныне в науковедении. Библиотека: теория и практика 27 На наш взгляд, состав основных признаков, предложенный Т.

10
Кабанова Н.М. К проблеме наукометрического анализа диссертационного фонда // Вестн. Библ. Ассамбл еи Евразии. — 2012. — No 3. — С. 50—55.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=10283
    Prefix
    Следует отметить, что именно представители петербургских научных школ уделяют большое внимание изучению рассматриваемой проблематики, основываясь преимущественно на наукометрических подходах [6, 17]. О московских научных школах публикаций меньше
    Exact
    [10]
    Suffix
    . Отдельное исследование по рассматриваемой проблематике в области библиографоведения было проведено Т.В. Захарчук. По ее мнению, формирование библиографических научных школ началось с 1980-х гг., когда была защищена первая докторская диссертация по этой дисциплине (Д.

  2. In-text reference with the coordinate start=15108
    Prefix
    Необходимо отметить, что наукометрические исследования в области библиотековедения и библиографоведения встречаются регулярно в профессиональной печати, однако отдельных работ в области изучения авторефератов и диссертаций по книговедению очень мало, чаще книговедение рассматривается вместе с библиотековедением и библиографоведением
    Exact
    [10, 12, 16]
    Suffix
    . К сожалению, в приведенных публикациях почти не упоминаются ученые сибирско-дальневосточного региона как лидеры, руководители научных школ. Попытаемся восполнить этот пробел и рассмотрим сложившиеся в ГПНТБ СО РАН научные коллективы на основании совмещенных современных подходов и анализа авторефератов кандидатских диссертаций, защищенных в диссертационном совете при библиотеке.

11
Кубряк Е.Н. Количественный анализ научно-исследовательской активности универсальных научных библиотек России / Е.Н. Кубряк, Г.А. Райкова // Библиотековедение. — 2009. — No 6. — С. 17—23.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=9325
    Prefix
    Терешин (5), В.В. Цуркана (5) [2]. В 2010 г. в Российской государственной библиотеке (РГБ) было проведено исследование с целью «получения формальной картины развития библиотечной науки на современном этапе»
    Exact
    [11—13]
    Suffix
    . Изучались диссертационные работы за 2006—2008 гг., эта работа являлась дополнением к общероссийскому исследованию научного сектора центральных и региональных библиотек. На тот момент городами, где сформировались ведущие научные школы, были признаны Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск.

12
Она же. Проблема «критической массы» диссертационных исследований в библиотековедении // Науч. и техн. б- ки. — 2010. — No 3. — С. 5—16.
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=9325
    Prefix
    Терешин (5), В.В. Цуркана (5) [2]. В 2010 г. в Российской государственной библиотеке (РГБ) было проведено исследование с целью «получения формальной картины развития библиотечной науки на современном этапе»
    Exact
    [11—13]
    Suffix
    . Изучались диссертационные работы за 2006—2008 гг., эта работа являлась дополнением к общероссийскому исследованию научного сектора центральных и региональных библиотек. На тот момент городами, где сформировались ведущие научные школы, были признаны Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск.

  2. In-text reference with the coordinate start=9688
    Prefix
    Изучались диссертационные работы за 2006—2008 гг., эта работа являлась дополнением к общероссийскому исследованию научного сектора центральных и региональных библиотек. На тот момент городами, где сформировались ведущие научные школы, были признаны Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск. Они были названы тремя «научными столицами» библиотечного дела
    Exact
    [12, с. 10]
    Suffix
    . Но если в первых двух городах развитие научной библиотековедческой мысли связано, в первую очередь, с вузами (Московским и Санкт-Петербургским государственными университетами культуры и искусств, Московским государственным университетом печати им.

  3. In-text reference with the coordinate start=15108
    Prefix
    Необходимо отметить, что наукометрические исследования в области библиотековедения и библиографоведения встречаются регулярно в профессиональной печати, однако отдельных работ в области изучения авторефератов и диссертаций по книговедению очень мало, чаще книговедение рассматривается вместе с библиотековедением и библиографоведением
    Exact
    [10, 12, 16]
    Suffix
    . К сожалению, в приведенных публикациях почти не упоминаются ученые сибирско-дальневосточного региона как лидеры, руководители научных школ. Попытаемся восполнить этот пробел и рассмотрим сложившиеся в ГПНТБ СО РАН научные коллективы на основании совмещенных современных подходов и анализа авторефератов кандидатских диссертаций, защищенных в диссертационном совете при библиотеке.

13
Она же. Развитие научно-исследовательской деятельности: предложения центральных региональных библиотек // Нау ч. и техн. б-ки. — 2009. — No 5. — С. 5—18.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=9325
    Prefix
    Терешин (5), В.В. Цуркана (5) [2]. В 2010 г. в Российской государственной библиотеке (РГБ) было проведено исследование с целью «получения формальной картины развития библиотечной науки на современном этапе»
    Exact
    [11—13]
    Suffix
    . Изучались диссертационные работы за 2006—2008 гг., эта работа являлась дополнением к общероссийскому исследованию научного сектора центральных и региональных библиотек. На тот момент городами, где сформировались ведущие научные школы, были признаны Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск.

14
Кун Т. Структура научных революций / Томас Кун ; [пер. с англ. ; вступ. ст. В. Кузнецова]. — М. : АСТ, 2003. — 60 5 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=4546
    Prefix
    Авторы пришли также к выводу, что «невидимые колледжи» более организационно удобны и перспективны с точки зрения результативности исследований, а также подготовки молодых научных кадров [Там же]. В этом их мнение совпадает с мнением Т. Куна, который считал, что научные школы возникают в период кризиса в науке и часто становятся сдерживающим фактором ее эволюции
    Exact
    [14]
    Suffix
    . Такой же вывод можно сделать из рассуждений П. Бурдье о научных полях и капиталах [4]. В «Извещении о начале и об условиях проведения конкурса» на право получения грантов для поддержки ведущих научных школ России приводится такое определение рассматриваемому понятию: «Ведущей научной школой Российской Федерации (РФ) считается сложившийся коллектив исследователей различных возрастных групп и

15
Левин А.С. Итоги семилетнего функционирования программы поддержки ведущих научных школ и туманные перспективы ее д альнейшего существования // Акустика неоднородных сред : сб. тр. семинара науч. школы проф. С.А. Рыбака. Вып 3. — М. : Рос. акустическое общество, 2002. — С. 149—152.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=5516
    Prefix
    В 1996—2002 гг. программа по финансированию научных школ реализовывалась Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ). А.С. Левин, возглавлявший отдел поддержки ведущих научных школ РФФИ, приводил следующие признаки, на основании которых осуществлялась экспертиза
    Exact
    [15]
    Suffix
    : • наличие лидера, признанного научным сообществом, объединяющего несколько поколений ученых, связанных отношениями «учитель—ученик» (связи «учитель—ученик» среди исследователей науч25 ных школ принято относить к сильным, цитирование — к слабым; последние устанавливают при помощи библиометрических методов: анализа цитирования и социтирования); • существование общей программы исследования, общ

16
Михеева Л.Н. Диссертационные исследования по библиотековедению, библиографоведению и книговедению. 1986—2000 гг. (по материалам авторефератов) / Л.Н. Михеева, А.А. Папунина // Библиотековедение. — 2001. — No 1. — С. 116—125.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=15108
    Prefix
    Необходимо отметить, что наукометрические исследования в области библиотековедения и библиографоведения встречаются регулярно в профессиональной печати, однако отдельных работ в области изучения авторефератов и диссертаций по книговедению очень мало, чаще книговедение рассматривается вместе с библиотековедением и библиографоведением
    Exact
    [10, 12, 16]
    Suffix
    . К сожалению, в приведенных публикациях почти не упоминаются ученые сибирско-дальневосточного региона как лидеры, руководители научных школ. Попытаемся восполнить этот пробел и рассмотрим сложившиеся в ГПНТБ СО РАН научные коллективы на основании совмещенных современных подходов и анализа авторефератов кандидатских диссертаций, защищенных в диссертационном совете при библиотеке.

17
Орлов В.В. Научные школы кафедры библиотековедения и теории чтения библиотечно-информационного факультета СПбГУКИ // Библио течное дело — 2013: библиотечно-информационная деятельность в современной системе информации, документных коммуникаций и культуры : материалы Восемнадцатой Междунар. науч. конф. (Москва, 24—25 апр. 2013 г.). — Ч. 1. — М. : МГУКИ, 2013. — С. 79—82.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=10227
    Prefix
    Фёдорова), то в Новосибирске — исключительно с библиотекой — ГПНТБ СО РАН. Следует отметить, что именно представители петербургских научных школ уделяют большое внимание изучению рассматриваемой проблематики, основываясь преимущественно на наукометрических подходах
    Exact
    [6, 17]
    Suffix
    . О московских научных школах публикаций меньше [10]. Отдельное исследование по рассматриваемой проблематике в области библиографоведения было проведено Т.В. Захарчук. По ее мнению, формирование библиографических научных школ началось с 1980-х гг., когда была защищена первая докторская диссертация по этой дисциплине (Д.

18
Совет по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и государственной поддер жки ведущих научных школ Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// grants.extech.ru/show_news.php?id=43
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=5236
    Prefix
    Российской Федерации (РФ) считается сложившийся коллектив исследователей различных возрастных групп и научной квалификации, связанных проведением исследований по общему научному направлению и объединенных совместной научной деятельностью. Указанный коллектив должен осуществлять подготовку научных кадров, иметь в своем составе руководителя, а также молодых (до 35 лет) исследователей...»
    Exact
    [18]
    Suffix
    . В 1996—2002 гг. программа по финансированию научных школ реализовывалась Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ). А.С. Левин, возглавлявший отдел поддержки ведущих научных школ РФФИ, приводил следующие признаки, на основании которых осуществлялась экспертиза [15]: • наличие лидера, признанного научным сообществом, объединяющего несколько поколений ученых, связанных отношениями

20
7. — No 6. — С. 111—116. 20. Черняк А.Я. Зеркало развития науки // Сов. библиография. — 1981. — No 6. — С. 65—68.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=2186
    Prefix
    Черняк, выявляя Оксана Владимировна Макеева, научный сотрудник отдела научно-исследовательской и методической работы Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН), кандидат педагогических наук БВ Библиотека: теория и практика БВ 24 БВ Библиотека: теория и практика наиболее продуктивных научных руководителей
    Exact
    [20]
    Suffix
    . Было установлено, что в тот период больше всего работ защищалось по книговедению. По мнению Т.В. Захарчук, о научных школах в библиографоведении упоминалось еще в начале XX в. в трудах Н.Ю. Ульянинского, И.

  2. In-text reference with the coordinate start=8319
    Prefix
    Доброва (анализ информационных потоков и информационных связей в системах управления наукой и техникой). Эти группы могли на тот момент получить статус научной школы. В библиографоведении таких научных школ выявлено не было. Одним из выводов работ
    Exact
    [5, 20]
    Suffix
    стала констатация факта, что существовавшая в то время организация научно-исследовательской работы не способствовала созданию научных школ и повышению эффективности научных исследований [3, с. 53].

22
Ярошевский М.Г. Логика развити я науки и научная школа // Школы в науке / под ред. С.Р. Микулинского [и др.]. — М. : Наука, 1977. — 523 с. Контактные данные: e-mail: tandem@ngs.ru
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=3247
    Prefix
    Ярошевский, один из первых исследователей научных школ в России, писал, что «термин “школа”... при всей своей неопределенности... означает, по общепринятому мнению историков, во-первых, единство обучения творчеству и процессу исследования, во-вторых, позицию, которой придерживается одна группа ученых в отношении других»
    Exact
    [22, с. 86]
    Suffix
    . Он же выделил следующие типы школ: научно-образовательную школу; школу как научно-исследовательский коллектив; школу как направление научно-исследовательской деятельности [22, с. 28]. В публикациях зарубежных авторов чаще используется понятие «невидимого колледжа» (НК), отличающееся от понятия «научная школа».

  2. In-text reference with the coordinate start=3433
    Prefix
    неопределенности... означает, по общепринятому мнению историков, во-первых, единство обучения творчеству и процессу исследования, во-вторых, позицию, которой придерживается одна группа ученых в отношении других» [22, с. 86]. Он же выделил следующие типы школ: научно-образовательную школу; школу как научно-исследовательский коллектив; школу как направление научно-исследовательской деятельности
    Exact
    [22, с. 28]
    Suffix
    . В публикациях зарубежных авторов чаще используется понятие «невидимого колледжа» (НК), отличающееся от понятия «научная школа». Сравнение сущности этих двух явлений позволило И.Г. Дежиной и В. Кисёлевой сделать следующие выводы: «Научные школы в России, как правило, отражают свойства той организационной структуры, на базе которой они существуют, в то время как “невидимые колледжи” определя