The 21 references with contexts in paper M. Serebrianaya Ya., G. Shvetsova-Vodka N., Мария Серебряная Яковлевна, Галина Швецова-Водка Николаевна (2014) “Типология чтения художественной литературы. Этап предчтения // Typology of Reading Fiction. Stage of Pre-Reading” / spz:neicon:bibliotekovedenie:y:2014:i:1:p:59-65

1
Аскарова В.Я. Динамика концепции российского читателя (конец Х — начало ХХI в.) / В.Я. Аскарова. — СПб. : Изд-во СПбГУКИ, 2003. — 420 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=6241
    Prefix
    В результате можно говорить о формировании целого направления в науках, изучающих читателя, — типологии читателей художественной литературы. В последние годы опубликовано большое количество работ (В.Я. Аскаровой
    Exact
    [1]
    Suffix
    , В.А. Бородиной [3], А.И. Китаевой [6], Ю.П. Мелентьевой [11] и др.), в которых выстраиваются хронологические цепочки типизаций, основанных на разных критериях. Среди рассмотренных типизаций обнаруживаются такие, в которых читатели группируются независимо от содержания интересующей их литературы.

2
Беляева Л.И. К вопросу о типологии читателей // Проблемы социологии и психологии чтения / Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина. — М. : Книга, 1975. — С. 143—161.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7193
    Prefix
    Психологи, изучающие процесс нервной деятельности человека, называют соответствующие этапы деятельности преддействием, действием и последействием. Л.И. Беляева назвала первый этап читательской деятельности «предфазой чтения»
    Exact
    [2]
    Suffix
    . Этот же термин использует и Ю.М. Тугов [20]. Н.В. Збаровская в своем диссертационном исследовании указывает, что уже в 1920—1930-х гг. книговеды применяли понятие «этап предчтения» [5]. Следуя традиции и логике русского языка, будем называть этапы читательской деятельности так: предчтение, непосредственное восприятие текста произведения и послечтение.

3
Бородина В.А. Библиотечное обслуживание : учеб.-метод. пособие / В.А. Бородина. — М. : Либерея, 2004. — 168 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=6262
    Prefix
    В результате можно говорить о формировании целого направления в науках, изучающих читателя, — типологии читателей художественной литературы. В последние годы опубликовано большое количество работ (В.Я. Аскаровой [1], В.А. Бородиной
    Exact
    [3]
    Suffix
    , А.И. Китаевой [6], Ю.П. Мелентьевой [11] и др.), в которых выстраиваются хронологические цепочки типизаций, основанных на разных критериях. Среди рассмотренных типизаций обнаруживаются такие, в которых читатели группируются независимо от содержания интересующей их литературы.

4
Быков Д.Л. Особое мнение : радио «Эхо Москвы» 27 июля 2012 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.echo.msk.ru/programs/personalino/913006echo/
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=20378
    Prefix
    Такую же цель преследовали крупнейшие библиотеки страны, когда выпускали серии продуманных по содержанию и красочных по оформлению рекомендательных библиографических пособий. К этому же стремятся известные БВ 64 БВ писатели Дмитрий Быков и Михаил Успенский, когда целый час по радио «Эхо Москвы» обсуждают, какие книги непременно стоит прочитать российскому юношеству
    Exact
    [4]
    Suffix
    , или публичные библиотеки, которые постоянно проводят литературные вечера и презентации книг, оформляют книжные выставки. Все перечисленные формы работы представляют собой помощь читателям, находящимся в фазе предчтения, ориентиры в выборе книг.

5
Збаровская Н.В. Формирование культуры чтения в общедоступных библиотеках : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 05.25.03 / Н.В. Збаровская. — СПб., 1998. — 16 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7380
    Prefix
    Беляева назвала первый этап читательской деятельности «предфазой чтения» [2]. Этот же термин использует и Ю.М. Тугов [20]. Н.В. Збаровская в своем диссертационном исследовании указывает, что уже в 1920—1930-х гг. книговеды применяли понятие «этап предчтения»
    Exact
    [5]
    Suffix
    . Следуя традиции и логике русского языка, будем называть этапы читательской деятельности так: предчтение, непосредственное восприятие текста произведения и послечтение. Типизации читателей различаются по отношению к той или иной фазе читательской деятельности: одни рассматривают только первый этап читательской деятельности — предчтение; другие — только второй этап — непосредственное восприят

6
Китаева А.И. Коммуникативная специфика процесса чтения (дифференциально-психологический анализ) // Библиотековедение. — 2009. — No 4. — С. 63—68. Человек читающий
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=6281
    Prefix
    В результате можно говорить о формировании целого направления в науках, изучающих читателя, — типологии читателей художественной литературы. В последние годы опубликовано большое количество работ (В.Я. Аскаровой [1], В.А. Бородиной [3], А.И. Китаевой
    Exact
    [6]
    Suffix
    , Ю.П. Мелентьевой [11] и др.), в которых выстраиваются хронологические цепочки типизаций, основанных на разных критериях. Среди рассмотренных типизаций обнаруживаются такие, в которых читатели группируются независимо от содержания интересующей их литературы.

7
Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства / Е.П. Крупник. — М. : Ин-т психологии РАН, 1999. — 238 с.
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=14061
    Prefix
    Действительно, второй этап осуществляется на основе решения, принятого на первом. Однако прямой зависимости второго этапа от первого не существует. Е.П. Крупник пишет, что «отношение к художественному произведению формируется до встречи с самим произведением»
    Exact
    [7, с. 69]
    Suffix
    . Иногда оно действительно соответствует желаемому, и читатель на втором этапе воспринимает то произведение, которое наметил на этапе выбора. Однако выбранную для чтения книгу можно и не читать, если начало чтения покажет, что ожидания предчитателя не оправдались.

  2. In-text reference with the coordinate start=15859
    Prefix
    По словам Е.П. Крупника, это «метакоммуникация в широком смысле, когда формируется общественное мнение о художественном произведении, группе художественных произведений, художественном направлении»
    Exact
    [7, с. 67]
    Suffix
    . Как правило, оно складывается под влиянием разного рода учебных, воспитательных, рекламных, агитационно-пропагандистских действий писателей, журналистов, школьных учителей, вузовских преподавателей.

  3. In-text reference with the coordinate start=18314
    Prefix
    В научных целях в лабораторных условиях ученые-экспериментаторы создают особую систему установок и «ожиданий», которые «в узком смысле предопределяют конкретный выбор художественного произведения»
    Exact
    [7, с. 68]
    Suffix
    . Эта система является подобием, аналогом тех библиотечнобиблиографических методов и форм обслуживания, которые разработаны библиотечной наукой и практикой. Ю.П. Мелентьева относит к ним, среди прочих методов индивидуального обслуживания, индивидуальные беседы (ориентирующие, тактические, корректирующие) и индивидуальные рекомендации [11, с. 168].

8
Лауфер Ю.М. Теория и методика советской литературной библиографии : историогр. очерк / Ю.М. Лауфер. — М. : Книга, 1978. — 240 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=2580
    Prefix
    Например, Ю.М. Лауфер ссылается на статью Е.И. Рыскина, написанную в 1938 г.: «Рыскин предлагал учитывать два типа чтения: для начинающих читателей Рыскин рекомендует свободное чтение без всякой системы»
    Exact
    [8, с. 100]
    Suffix
    . В более поздней статье (1963 г.) Е.И. Рыскин говорит об «одностороннем чтении», «параллельном чтении», «первичном чтении» [15, с. 101, 102], «развлекательном чтении» [Там же, с. 111] и др., комментируя высказывание об активном и пассивном чтении [Там же, с. 107].

9
Ловягин А.М. Основы книговедения : популяр. очерк / А.М. Ловягин. — Л. : Начатки знаний, [б.г.]. — 166 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=5239
    Prefix
    Знание, учение о типах в научной литературе принято называть «типологией». Единичные же примеры осуществления классификации читателей логичнее называть типизациями. В этом смысле употреблял термин «типизация» книговед А.М. Ловягин
    Exact
    [9, с. 75]
    Suffix
    . Ю.М. Тугов посчитал целесообразным замену термина «типизация» термином «типологизация»: «В процессе типологизации (типизации) создается особое понятие — тип читателя» [20]. Однако с отождествлением названных понятий согласиться трудно.

10
Лондон Дж. Мартин Иден [Электронный ресурс] / Дж. Лондон. — Режим доступа: http://az.lib.ru/l/ london_d/text_0040.shtml
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=11946
    Prefix
    Герой романа Джека Лондона Мартин Иден заинтересовался творчеством поэта Суинберна, фамилию которого он даже не смог правильно произнести, только потому, что случайно в доме товарища ему попался на глаза том стихотворений, одно из которых он прочитал
    Exact
    [10, с. 3]
    Suffix
    . В романе нобелевского лауреата Орхана Памука «Новая жизнь» героя привлекла книга, забытая понравившейся ему девушкой [13]. В других случаях интерес к чтению по той или иной теме, проблеме может формироваться медленно и постепенно, выкристаллизовываясь, накапливаясь, возрастая на основе прочитанной прежде литературы, либо серии бесед с родителями, товарищами, друзьями, собственных размышлений

11
Мелентьева Ю.П. Библиотечное обслуживание : учебник / Ю.П. Мелентьева. — М. : Фаир, 2006. — 256 с.
Total in-text references: 5
  1. In-text reference with the coordinate start=6303
    Prefix
    В результате можно говорить о формировании целого направления в науках, изучающих читателя, — типологии читателей художественной литературы. В последние годы опубликовано большое количество работ (В.Я. Аскаровой [1], В.А. Бородиной [3], А.И. Китаевой [6], Ю.П. Мелентьевой
    Exact
    [11]
    Suffix
    и др.), в которых выстраиваются хронологические цепочки типизаций, основанных на разных критериях. Среди рассмотренных типизаций обнаруживаются такие, в которых читатели группируются независимо от содержания интересующей их литературы.

  2. In-text reference with the coordinate start=8374
    Prefix
    Мелентьева пишет: «...проблема дифференциации, выделения читательских типов, обозначенная еще в начале ХХ века и от решения которой, как тогда казалось, полностью зависит эффективность библиотечного обслуживания, оказалась чрезвычайно сложной и не решена до сих пор»
    Exact
    [11, с. 75]
    Suffix
    . Имея в виду универсальную классификацию читателей, независимую от содержания литературы, Ю.П. Мелентьева отмечает: «Анализ типологий ясно показывает их условность. Очевидно, что читательская аудитория весьма сложна, как сложен и отдельный человек со своими индивидуальными читательскими интересами, потребностями и мотивами чтения.

  3. In-text reference with the coordinate start=8888
    Prefix
    Очевидно, что читательская аудитория весьма сложна, как сложен и отдельный человек со своими индивидуальными читательскими интересами, потребностями и мотивами чтения. Сегодня очевидно, что единой универсальной классификации, о которой мечтал Н.А. Рубакин, быть, видимо, не может, что выводит эту проблему из числа актуальных»
    Exact
    [11, с. 78]
    Suffix
    . Вероятнее всего, единая универсальная классификация читателей и не нужна. В свободном демократическом обществе, где наибольшее внимание уделяется личности и индивидуальности, гораздо большее значение приобретает такая типизация, которая в состоянии учесть как можно больше индивидуальных особенностей.

  4. In-text reference with the coordinate start=18101
    Prefix
    Мелентьева полагает, что «уточнение читательского запроса — необходимый этап его выполнения — сводится, в сущности, к выявлению наибольшего соответствия запроса с читательским интересом и читательской потребностью пользователя»
    Exact
    [11, с. 152]
    Suffix
    . В научных целях в лабораторных условиях ученые-экспериментаторы создают особую систему установок и «ожиданий», которые «в узком смысле предопределяют конкретный выбор художественного произведения» [7, с. 68].

  5. In-text reference with the coordinate start=18664
    Prefix
    Эта система является подобием, аналогом тех библиотечнобиблиографических методов и форм обслуживания, которые разработаны библиотечной наукой и практикой. Ю.П. Мелентьева относит к ним, среди прочих методов индивидуального обслуживания, индивидуальные беседы (ориентирующие, тактические, корректирующие) и индивидуальные рекомендации
    Exact
    [11, с. 168]
    Suffix
    . Особая роль в процессе выбора принадлежит руководителю чтения, каков бы ни был его социальный статус. В 1990-е гг. некоторые авторы заклеймили понятие «руководство чтением» как якобы присущее командной тоталитарной общественной системе.

12
Она же. Общая теория чтения: намечающиеся контуры // Книга : исслед. и материалы. — М. : Наука, 2012. — Сб. 98/99. — С. 49—59.
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=1726
    Prefix
    Поэтому с давних пор различают отдельные его функции, которые называются типами чтения. В частности, Ю.П. Мелентьева, очерчивая контуры общей теории чтения, пишет об истории формирования таких типов чтения, как этическое, утилитарное, эстетическое
    Exact
    [12, с. 56]
    Suffix
    . Она же оперирует понятиями «критическое (или “дерзкое”) чтение» [Там же, с. 53], «учебное чтение» [Там же, с. 54] и др. Мария Яковлевна Серебряная, кандидат педагогических наук, доцент Галина Николаевна Швецова-Водка, профессор кафедры библиотековедения и библиографии Ровенского государственного гуманитарного университета, доктор исторических наук БВ Человек читающий БВ 60 БВ Понятие

  2. In-text reference with the coordinate start=10979
    Prefix
    Историческую глубину этой цели отмечает Ю.П. Мелентьева: «Этот аспект чтения осознавался уже античными авторами (например, Сенекой), которые видели в выборе показатель культуры, приобщенности к высокой культуре»
    Exact
    [12, с. 54]
    Suffix
    . Первая фаза читательской деятельности — предчтение — не всегда имеет зафиксированное БВ 62 БВ Человек читающий сознанием данной личности начало. Предчтение может либо осуществиться мгновенно, либо длиться как угодно долго.

  3. In-text reference with the coordinate start=19552
    Prefix
    Мелентьева, подчеркивая роль рекомендательной деятельности, отмечает: «...чтение амбивалентно. Положительный или отрицательный заряд ему придают интенции читающего (и пишущего). А также — добавим — рекомендующего, обучающего»
    Exact
    [12, с. 58]
    Suffix
    . Несмотря на относительную новизну понятия «предчтение», помощь на этом этапе читательской деятельности осуществляли многие замечательные люди прошлого. Например, харьковская учительница Х.Д. Алчевская, составившая трехтомный библиографический указатель «Что читать народу», и великий российский библиограф Н.

13
Памук О. Новая жизнь [Электронный ресурс] / О. Памук. — Режим доступа: www.litmir.net/ br/&b=143582
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=12075
    Prefix
    Герой романа Джека Лондона Мартин Иден заинтересовался творчеством поэта Суинберна, фамилию которого он даже не смог правильно произнести, только потому, что случайно в доме товарища ему попался на глаза том стихотворений, одно из которых он прочитал [10, с. 3]. В романе нобелевского лауреата Орхана Памука «Новая жизнь» героя привлекла книга, забытая понравившейся ему девушкой
    Exact
    [13]
    Suffix
    . В других случаях интерес к чтению по той или иной теме, проблеме может формироваться медленно и постепенно, выкристаллизовываясь, накапливаясь, возрастая на основе прочитанной прежде литературы, либо серии бесед с родителями, товарищами, друзьями, собственных размышлений по поводу неких жизненных реалий, положения в стране и мире, свершившихся событий и пр.

14
Рубакин Н.А. Психология читателя и книги. Краткое введение в библиологическую психологию / Н.А. Рубакин. — М. : Книга, 1977. — 264 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=4994
    Prefix
    Рубакина, который в книге «Психология читателя и книги» дал свое определение понятия «тип читателя»: «Всякий тип определяется некоторою совокупностью... психических переживаний и групп этих последних»
    Exact
    [14, с. 162]
    Suffix
    . Знание, учение о типах в научной литературе принято называть «типологией». Единичные же примеры осуществления классификации читателей логичнее называть типизациями. В этом смысле употреблял термин «типизация» книговед А.

15
Рыскин Е.И. Вопросы чтения художественной литературы и рекомендательная библиография // Очерки теории и методики литературной библиографии. — М. : Книга, 1965. — С. 96—114.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=21677
    Prefix
    выборе книг (критика, рекомендательная библиография, квалифицированный библиотекарь), но есть и сомнительные и плохие советчики (люди с мещанскими вкусами, эстетски малоразвитые люди; плохую услугу читателю часто оказывает мода на книгу)... необходимо более углубленно исследовать причины, вследствие которых плохие советчики часто пользуются у читателей большим влиянием и успехом, чем хорошие»
    Exact
    [15, с. 104]
    Suffix
    . Многие современные исследователи замечают негативную роль школьного преподавания литературы в последующем отношении пользователей библиотек к классической литературе. М.М. Самохина уверена, что «не надо преподавать литературу, потому что это отвращает большинство школьников от чтения классики... возражаю против литературы как школьного предмета» [16, с. 100].

16
Самохина М.М. Немного о классике, ее чтении, преподавании и продвижении. Размышление социолога // Поддержка и развитие чтения: тенденции и проблемы : сб. ст. — М. : Межрегион. центр библ. строительства, 2011. — С. 97—109.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=22041
    Prefix
    Многие современные исследователи замечают негативную роль школьного преподавания литературы в последующем отношении пользователей библиотек к классической литературе. М.М. Самохина уверена, что «не надо преподавать литературу, потому что это отвращает большинство школьников от чтения классики... возражаю против литературы как школьного предмета»
    Exact
    [16, с. 100]
    Suffix
    . Немаловажную роль в выборе произведения для чтения играют и особенности личности читателя. Предчтение осуществляется в условиях внутренней противоречивости субъекта, неопределенности и динамизма его свойств и характеристик, его психологических отличий, особенностей его мыслительной деятельности, его сознания.

17
Соколов А.В. Информационные опусы. Опус 11. Явления и сущность информационной потребности // Науч. и техн. б-ки. — 2013. — No 4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:ellib. gpntb.ru/subscribe/index.php?journal=ntb&year= 2013#=4&art=1
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=9984
    Prefix
    Соколов называет спонтанной (стихийной, субъективной) и которая формируется «под действием мотивирующих факторов (интересов, ценностных ориентаций, установок), выступающих в качестве внутреннего возбудителя, активизировавшегося из-за рассогласования между наличным и желаемым (но не необходимым) для субъекта состоянием дел»
    Exact
    [17]
    Suffix
    . Отметим, что аналогичное суждение в отношении читателя высказывал Б.Г. Умнов еще в 1977 г.: «Реальный читатель в конкретной ситуации выбора книг и чтения не прибегает к теоретическому анализу соотношения своих потребностей, интересов, способностей и других читательских свойств.

18
Стефановская Н.А. Экзистенциально-коммуникативные основы чтения: теория, методология и методика социологического исследования : автореф. дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.06 — социология культуры, духовной жизни / Н.А. Стефановская ; Тамбов. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. — Тамбов, 2009. — С. 3.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=1011
    Prefix
    , является приобщение людей к чтению, и особенно к чтению художественной литературы, авторитет и привлекательность которой в глазах молодежи катастрофически падают, вытесняемые другими видами досуговой деятельности. Современные исследователи отмечают «снижение интереса к чтению, сокращение времени на него, замещение его потреблением информации в электронных и символьных формах»
    Exact
    [18]
    Suffix
    . Между тем известно, что по возможностям морально-этического, духовного воздействия ничто не сравнится с художественной литературой. В этих условиях особенно важно активизировать все средства приобщения нечитающей публики к чтению, поднять престиж художественной литературы, помочь читателям повысить уровень культуры чтения.

19
Трубников С.А. Проблема типологии читателей художественной литературы // Книга : исслед. и материалы. — М. : Книга, 1978. — Сб. 36. — С. 18—36.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=4508
    Prefix
    Если по отношению к личности «тип читателя» всегда один-единственный, то «типов чтения» может быть два и больше — в зависимости от разных целей чтения и различных литературных произведений. С.А. Трубников пишет: «...различные роды и жанры литературно-художественных произведений, творчество различных писателей требуют различных типов социально-эстетического отношения»
    Exact
    [19, с. 24]
    Suffix
    . Тем не менее в научной библиотековедческой, библиографоведческой, книговедческой, читателеведческой литературе для характеристики чтения достаточно прочно привилось понятие «тип читателя». Возможно, определенную роль в этом сыграл авторитет классика книговедения Н.

20
Тугов Ю.П. Методологические вопросы определения понятия «тип читателя» // Типология читателей и ее отражение в рекомендательной библиографии : сб. науч. тр. / Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина. — М. : ГБЛ, 1985. — С. 6—13.
Total in-text references: 4
  1. In-text reference with the coordinate start=3333
    Prefix
    , информационных систем и формированием соответствующей терминологии в книговедении, библиотековедении и библиографоведении, стали популярными понятия «информационные потребности читателей» и «тип читателя». Формирование типов читателей, — объясняет Ю.М. Тугов, — «дает возможность всесторонне определить читателя в качестве объекта воспитательно-образовательного влияния библиографа»
    Exact
    [20, с. 7]
    Suffix
    . Тип читателя — это обобщающий портрет, это модель, при помощи которой достигается главная цель библиотечной деятельности — «организация чтения в помощь всестороннему развитию личности» [Там же].

  2. In-text reference with the coordinate start=5420
    Prefix
    В этом смысле употреблял термин «типизация» книговед А.М. Ловягин [9, с. 75]. Ю.М. Тугов посчитал целесообразным замену термина «типизация» термином «типологизация»: «В процессе типологизации (типизации) создается особое понятие — тип читателя»
    Exact
    [20]
    Suffix
    . Однако с отождествлением названных понятий согласиться трудно. Типизация означает формирование типов некоторых объектов. Термин «типологизация» означает применение одного из способов группировки явлений, а именно: не по одному признаку, а одновременно по нескольким, чем и отличается понятие «тип» от «вида».

  3. In-text reference with the coordinate start=7237
    Prefix
    Психологи, изучающие процесс нервной деятельности человека, называют соответствующие этапы деятельности преддействием, действием и последействием. Л.И. Беляева назвала первый этап читательской деятельности «предфазой чтения» [2]. Этот же термин использует и Ю.М. Тугов
    Exact
    [20]
    Suffix
    . Н.В. Збаровская в своем диссертационном исследовании указывает, что уже в 1920—1930-х гг. книговеды применяли понятие «этап предчтения» [5]. Следуя традиции и логике русского языка, будем называть этапы читательской деятельности так: предчтение, непосредственное восприятие текста произведения и послечтение.

  4. In-text reference with the coordinate start=15356
    Prefix
    Начинается он с возникновения проблемной ситуации, которая заключается в том, что после прочтения выбранной ранее книги, индивид оказывается в противоречивом положении: с одной стороны, у него существует потребность продолжить свое чтение, с другой — он еще не имеет предмета этой потребности»
    Exact
    [20]
    Suffix
    . Весь этап предчтения протекает в двух пространствах, в двух средах. Первая часть этапа не ограничена ни пространством, ни временем, она питается неограниченной информацией, не имеющей конкретных избирательно направленных целей — это метаинформация, получаемая в результате метакоммуникации.

21
Умнов Б.Г. О понятийном аппарате психологии читателя // Теоретические проблемы руководства чтением / Ленингр. гос. ин-т культуры им. Н.К. Крупской. — Л. : ЛГИК, 1977. — С. 41—58. — (Тр. / ЛГИК ; Т. XXXIII).
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=10673
    Prefix
    В качестве обобщенного состояния выступает читательский настрой — образование, которое характеризует тональность и степень предметной направленности психического состояния человека в каждый данный отрезок времени»
    Exact
    [21, с. 53]
    Suffix
    . Главным содержанием и целью предчтения является выбор литературы для чтения. Историческую глубину этой цели отмечает Ю.П. Мелентьева: «Этот аспект чтения осознавался уже античными авторами (например, Сенекой), которые видели в выборе показатель культуры, приобщенности к высокой культуре» [12, с. 54].

  2. In-text reference with the coordinate start=13498
    Prefix
    Он характеризуется определенной беспомощностью, малой активностью, часто пассивностью предчитателя, нуждающегося в помощи, консультациях, иногда в руководстве. Любопытны рассуждения на этот счет Б.Г. Умнова, который утверждает, что «читатель активен при выборе и восприятии произведений печати»
    Exact
    [21, с. 45]
    Suffix
    , однако развивает свою мысль следующим образом: «Чтение остается социально управляемым процессом, испытывающим влияние, в частности, и со стороны библиотекаря-библиографа» [Там же]. Е.П. Крупник говорит о том, что предчтение перетекает во второй этап — восприятие.