The 13 references with contexts in paper Ekaterina Shibaeva A., Екатерина Шибаева Александровна (2012) “Концептуализация тенденций информационного общества: взгляд международных экспертов // Conceptualization of the Information Society’s Trends. Information literacy in the limelight of UNESCO experts” / spz:neicon:bibliotekovedenie:y:2012:i:4:p:89-94

1
Всемирный доклад ЮНЕСКО «К обществам знания». — Париж : Изд-во ЮНЕСКО,
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=949
    Prefix
    В известном докладе ЮНЕСКО «К обществам знания» отмечается, что определяющим фактором развития этих обществ является рост взаимозависимости и пересечения различных областей знаний и форм познания людьми и культурами друг друга. Знание становится предметом экономических, политических и культурных интересов, оно является важным маркером для определения состояния социума
    Exact
    [1, с. 7]
    Suffix
    . Характеристиками информационного общества становятся не только изменение способов производства, но и, что более существенно, трансформация нужд и ценностных ориентиров человечества в целом и каждого индивида в частности, ведущая к появлению нового состояния культуры.

2
05. — 240 с. 2. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе : антология / под ред. В.Л. Иноземцева. — М., 1999. — С. 494—495.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=1381
    Prefix
    общества становятся не только изменение способов производства, но и, что более существенно, трансформация нужд и ценностных ориентиров человечества в целом и каждого индивида в частности, ведущая к появлению нового состояния культуры. Одна из основных культурных тенденций функционирования общества — постепенный уход от стратификации к проявлению «сетевого характера» социальных связей
    Exact
    [2]
    Suffix
    , изменяющих формы и принципы передачи информации и знаний. Так, если традиционно представляемый письменный текст (с которым имеет дело библиотека) существует как запечатленное знание, то в медиасфере преобладает информация, представляющая «формализованный семантический образ» [3].

3
Костина А.В. Тенденции развития культуры информационного общества: анализ современных информационных и постиндустриальных концепций [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение : информ. гуманитар. портал.— No 4, 2009. — Режим доступа: http:// zpu-journal.ru/e-zpu/2009/4/Kostina_Information_Society/
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=1665
    Prefix
    Так, если традиционно представляемый письменный текст (с которым имеет дело библиотека) существует как запечатленное знание, то в медиасфере преобладает информация, представляющая «формализованный семантический образ»
    Exact
    [3]
    Suffix
    . А такие принципы кодирования информации, как системность, детерминизм и объективность, обусловленные линейной логикой письменного текста, ее причинно-следственными связями, сменяются неформальной синергийной логикой, которую характеризуют принципы антииерархичности, нелинейности, семантического и аксиологического плюрализма [4].

4
Мальковская И.А. Знак коммуникации. Дискурсивные матрицы. — М., 2004. — С. 39.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=1997
    Prefix
    А такие принципы кодирования информации, как системность, детерминизм и объективность, обусловленные линейной логикой письменного текста, ее причинно-следственными связями, сменяются неформальной синергийной логикой, которую характеризуют принципы антииерархичности, нелинейности, семантического и аксиологического плюрализма
    Exact
    [4]
    Suffix
    . Важная роль в осмыслении этих процессов и поиске решений принадлежит Межправительственному совету Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», возглавляемому в настоящее время Е.И. Кузьминым. В рамках председательства России в Межправительственном совете и благодаря личной инициативе Е.

5
Московская декларация о медиа- и информационной грамотности : итоговый документ Междунар. конф. «Медиа- и информационная грамотность в обществах знания» (Москва, 28 июня 2012 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. ifapcom.ru/files/News/Images/2012/mil/Moscow_Declaration_on_MIL_rus.pdf
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=5078
    Prefix
    о медиа- и информационной грамотности», таких как: Пражская декларация «К информационно грамотному обществу» (2003), Александрийская декларация об информационной грамотности и образовании на протяжении всей жизни «Маяки информационного общества» (2005), Фесская декларация о медиа- и информационной грамотности (2011), а также Рекомендации ИФЛА по медиа- и информационной грамотности (2011)
    Exact
    [5, с. 3 (п. 3)]
    Suffix
    . Участники конференции выразили согласие с тем, что «медиа- и информационная грамотность лежит в основе всех компетенций и навыков, необходимых для эффективной работы по достижению Целей развития тысячелетия ООН, Декларации ООН по правам человека, и целей, провозглашенных Всемирным саммитом по информационному обществу» [5, с. 3 (п. 3)].

  2. In-text reference with the coordinate start=5417
    Prefix
    Участники конференции выразили согласие с тем, что «медиа- и информационная грамотность лежит в основе всех компетенций и навыков, необходимых для эффективной работы по достижению Целей развития тысячелетия ООН, Декларации ООН по правам человека, и целей, провозглашенных Всемирным саммитом по информационному обществу»
    Exact
    [5, с. 3 (п. 3)]
    Suffix
    . Они подчеркнули, что «медиа- и информационная грамотность является необходимым условием для устойчивого развития открытых, плюралистических, инклюзивных обществ знания, а также институтов гражданского общества, организаций, сообществ и отдельных лиц» [5, с. 2 (п. 1)].

  3. In-text reference with the coordinate start=5685
    Prefix
    Они подчеркнули, что «медиа- и информационная грамотность является необходимым условием для устойчивого развития открытых, плюралистических, инклюзивных обществ знания, а также институтов гражданского общества, организаций, сообществ и отдельных лиц»
    Exact
    [5, с. 2 (п. 1)]
    Suffix
    . На конференцию собрались около 130 экспертов из 40 стран мира со всех континентов. В качестве модераторов пленарных заседаний, представлявших разные страны, институты, организации и сообщества, а также различные концепции медиа- и информационной грамотности, выступили: Эндрю Витворт, профессор Университета Манчестера (Манчестер, Великобритания); Ирмгарда Касинскайте-Буддеберг, программный с

6
Boekhorst A.K. (M)IL and its kind [Электронный ресурс] / A.K. Boekhorst. — Режим доступа: http:// www.ifapcom.ru/files/News/Images/2012/mil/Boekhorst.pdf
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=10327
    Prefix
    Наиболее подробно вопросу определения и использования понятий посвятил свое выступление Альберт Букхорст, эксперт Европейской сети школьных библиотек и информационной грамотности, профессор Университета Амстердама (Нидерланды)
    Exact
    [6]
    Suffix
    . Он отметил, что термин «информационная грамотность» был впервые употреблен в 1974 г. Полом Журковски [11] на заседании Национальной комиссии США по библиотечным и информационным наукам. Согласно его определению, информационно грамотными могут быть названы «...люди, обученные применять информационные ресурсы в своей работе.

  2. In-text reference with the coordinate start=11227
    Prefix
    Более распространенное в наше время определение Американской библиотечной ассоциации, сформулированное в 1989 г., раскрывает информационную грамотность как «набор навыков, которые необходимы индивиду для распознания значимости информации, наличие возможности разместить, оценить и эффективно использовать нужную информацию этическим способом»
    Exact
    [6]
    Suffix
    . Понятие медиаграмотности стало активно использоваться с 1996 г., а уже в 2008 и 2010 гг. на встречах экспертов ЮНЕСКО появился объединенный термин «медиа- и информационная грамотность». Согласно распространенному определению, «медиаграмотностью является набор компетенций, которые позволяют людям анализировать, оценивать и создавать сообщения в широком диапазоне медиаметодов, жанров и форм» [9

7
Global Framework on MIL Indicators [Электронный ресурс] / UNESCO official site. — Режим доступа: http://www.unesco.org/new/en/communication-and-information/ media-development/media-literacy/global-framework-on-mil-indicators/
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=17423
    Prefix
    Ее целью является разработка системы, которая позволит государствам-членам ЮНЕСКО измерять информационную грамотность на национальном и индивидуальном уровне и понимать пределы, в рамках которых граждане имеют возможность полноценно участвовать в жизнедеятельности обществ знаний
    Exact
    [7]
    Suffix
    . В 2011 г. было принято решение подключить вопросы медиаграмотности в процесс разработки индикаторов информационной грамотности. Участники рабочей группы обсудили проект документа и возможность оценки уровня грамотности на основании 11 основных компонентов, каждый из которых включает оценку нескольких навыков и умений, распределенных по трем основным блокам: • уровень доступа к медиа и инфо

8
Kurbanoğlu S. An Analysis of Concept of Information Literacy [Электронный ресурс] / S. Kurbanoğlu. — Режим доступа: http://www.ifapcom.ru/files/News/Images/2012/ mil/Kurbanoglu.pdf
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=12363
    Prefix
    По мнению Серап Курбаноглу, декана факультета информационного менеджмента Университета Хаджеттепе (Турция), медиаграмотность является элементом информационной грамотности наряду с такими видами грамотности, как компьютерная библиотечная, цифровая или сетевая. В то же время все перечисленные понятия часто употребляются синонимично. В докладе «Анализ концепции информационной грамотности»
    Exact
    [8]
    Suffix
    она привело определения, модели и стандарты концепции информационной грамотности, проанализировала компетенции и навыки, представила структурированную схему концептуального осмысления термина. Профессор Манчестерского университета Эндрю Витворт предложил научный социокультурный подход к осмыслению понятий и подчеркнул важность человеческого фактора при формировании концепции медиа- и инфор

9
Media literacy [Электронный ресурс] // Wikipedia. — Режим доступа: http:// en.wikipedia.org/wiki/Media_literacy
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=11637
    Prefix
    Согласно распространенному определению, «медиаграмотностью является набор компетенций, которые позволяют людям анализировать, оценивать и создавать сообщения в широком диапазоне медиаметодов, жанров и форм»
    Exact
    [9]
    Suffix
    . Анализ периодичности поисковых упоминаний показывает, что оба термина используются примерно с одинаковой частотой, а сравнение различных определений и неотъемлемых элементов привело А. Букхорста к выводу о целесообразности использования в современном мире единого термина «медиа- и информационная грамотность» (сокращенно MIL).

10
Parent I. [Greeting] [Электронный ресурс] / I. Parent. — Режим доступа: http://www. ifapcom.ru/files/News/Images/2012/mil/mil_parent.pdf
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=8161
    Prefix
    Мы верим, что медиа- и информационная грамотность должны быть полностью интегрированы в национальные политики... Наше партнерство с ЮНЕСКО предоставляет надежную основу для решения поставленных задач по всему миру»
    Exact
    [10]
    Suffix
    . Среди участников и докладчиков конференции были известные эксперты, такие как: председатель Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества Е.

11
Webber S. Conceptions of information literacy : new perspectives and implications / S. Webber, B. Johnston // Journal of Information Science. — 2000. — Vol. 26. — P. 382.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=10434
    Prefix
    Наиболее подробно вопросу определения и использования понятий посвятил свое выступление Альберт Букхорст, эксперт Европейской сети школьных библиотек и информационной грамотности, профессор Университета Амстердама (Нидерланды) [6]. Он отметил, что термин «информационная грамотность» был впервые употреблен в 1974 г. Полом Журковски
    Exact
    [11]
    Suffix
    на заседании Национальной комиссии США по библиотечным и информационным наукам. Согласно его определению, информационно грамотными могут быть названы «...люди, обученные применять информационные ресурсы в своей работе.

12
Whitworth A. The design of Media and Information Literacy [Электронный ресурс] / A. Whitworth. — Режим доступа: http://www.ifapcom.ru/files/News/Images/2012/ mil/Whitworth.pdf
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=13153
    Prefix
    Витворт, — не являются фиксированными и предсказуемыми сущностями, как механизмы или энергия. Смыслы и значения информации и медиа согласуются между личностями, организациями и обществом в целом, а их эффективное использование в основном зависит от социальных практик»
    Exact
    [12]
    Suffix
    . Концепция Э. Витворта, рассматривающая медиа- и информационную грамотность в трех областях, включающих объективное, субъективное и интерсубъективное, позволила расширить теоретическое представление участников конференции о формировании различных аспектов понятия и сложной взаимозависимой системе медиа- и информационной грамотности.

13
Zurkowski P.G. The Information Service Environment Relationships and Priorities. — National Commission on Libraries and Information Science, 1974. — P. 6. Е.А. Шибаева, главный специалист Управления специальных проектов Российской государственной библиотеки
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=10876
    Prefix
    Они научены техникам и навыкам использования широкого аспекта информационных инструментов, а также владеют важнейшими из информационных инструментов и основными ресурсами в формировании решений для своих проблем»
    Exact
    [13]
    Suffix
    . Более распространенное в наше время определение Американской библиотечной ассоциации, сформулированное в 1989 г., раскрывает информационную грамотность как «набор навыков, которые необходимы индивиду для распознания значимости информации, наличие возможности разместить, оценить и эффективно использовать нужную информацию этическим способом» [6].