The 14 references with contexts in paper Rimma Gilmiyanova A., Римма Гильмиянова Аскаровна (2012) “Развитие мусульманских библиотек на территории Башкортостана во второй половине XIX - начале XX в. (по материалам Уфимской губернии) // Development of Muslim Libraries in the Territory of Bashkortostan in the Second Half of XIX - the Beginning of the XX Century (on Materials of the Ufa Province)” / spz:neicon:bibliotekovedenie:y:2012:i:3:p:100-104

2
Каримуллин А.Г. Татарская книга начала ХХ в. / А.Г. Каримуллин. — Казань : Татар. кн. изд-во, 1974. — 320 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7136
    Prefix
    Были изданы учебники естествознания «Чудеса природы» Х. Курбангалиева, «Природа» Я. Айманова, сочинения по истории философии восточных народов Зия Камали, работы по истории, этнографии отдельных тюркских народов
    Exact
    [2, с. 166]
    Suffix
    . В библиотеки медресе также поступали книги из типографий «Восточная печать», «Нур», «Тормош», появившихся на территории Башкортостана в начале XX века [14]. Так, размышляя о духе демократизма, царившем в медресе «Галия», С.

3
Костина А.В. Культурная политика современной России : соотношение этнического и национального / А.В. Костина, Т.М. Гудима. — М. : Изд-во ЛКИ, 2007. — 238 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=10301
    Prefix
    В качестве специфического признака национальной культуры А.В. Костина и Т.М. Гудима выделяют наличие письменности, позволяющей фиксировать значительные объемы информации и обеспечивающей циркуляцию ценностей, смыслов и значений в рамках данной культуры
    Exact
    [3, с. 47]
    Suffix
    . Овладение кодами национальной культуры происходит не автоматически в процессе жизнедеятельности индивидуума, как в рамках этнической культуры, а осуществляется в процессе образования. Появление книги в культуре того или иного народа говорит о его вступлении на новый этап развития — этап формирования нации.

4
Лукманова Х.Х. Национальная школа Башкортостана: история и перспективы / Х.Х. Лукманова. — М.: Высш. шк., 2003. — 192 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=4606
    Prefix
    Его выпускники получали качественную профессиональную подготовку, высшее образование светского характера. По мнению исследователя Х.Х. Лукмановой, «благодаря “Усмании” получило право на жизнь медресе «Галия», создателем которого был ее выходец профессор Зия аль-Камали (1873—1942)»
    Exact
    [4, с. 28]
    Suffix
    . Среди всех медресе Уфы “Галия”, созданное в 1906 г., на средства, пожертвованные населением, занимало особое место. Как и в других медресе, здесь изучали каноны ислама, но преподавание общеобразовательных предметов (алгебра, геометрия, физика, химия, история, естествознание, русский язык, арабский язык, турецкий язык, тюрки) велось на уровне высших учебных заведений.

5
Межуев В.М. Национальная культура как понятие и явление // Библиотековедение. — 1999. — No 2. — С. 48—59.
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=10034
    Prefix
    В качестве нации народы сохраняют себя путем включения в систему ценностей более высокого порядка. «Национальная культура, — пишет В. Межуев, — это культура народа, живущего в условиях цивилизации, осознающего себя частью этой цивилизации наряду с другими народами»
    Exact
    [5, c. 49]
    Suffix
    . В качестве специфического признака национальной культуры А.В. Костина и Т.М. Гудима выделяют наличие письменности, позволяющей фиксировать значительные объемы информации и обеспечивающей циркуляцию ценностей, смыслов и значений в рамках данной культуры [3, с. 47].

  2. In-text reference with the coordinate start=14095
    Prefix
    Накопленные страной библиотечные, музейные, архивные фонды являются, по мнению В. Межуева, главным показателем того культурного ресурса, которым располагает нация на данный момент своего развития и который образует ее национальный культурный капитал
    Exact
    [5, с. 59]
    Suffix
    . Именно культурный капитал делает возможным само существование нации как субъекта экономического и политического развития. Национальная культура создается первоначально наиболее выдающимися представителями образованной элиты и только затем становится всеобщим достоянием, распространяясь в обществе по каналам письменной коммуникации.

  3. In-text reference with the coordinate start=14631
    Prefix
    культура создается первоначально наиболее выдающимися представителями образованной элиты и только затем становится всеобщим достоянием, распространяясь в обществе по каналам письменной коммуникации. По образному выражению В. Межуева, «нация рождается, прежде всего, в университетских аудиториях и библиотечных залах, чтобы обрести затем характер политического и экономического единства»
    Exact
    [5, с. 59]
    Suffix
    . Поэтому, говоря о значении «Восточной мусульманской библиотеки», библиотек мусульманских учебных заведений, можно сделать следующий вывод: их деятельность являлась для башкирского народа одним из нациообразующих факторов, способствовала развитию национальной культуры башкир.

6
Он же. Феномен книги и национальное в культуре // Общество и книга от Гуттенберга до Интернета. — М., 2001. — С. 95—110.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=9215
    Prefix
    Межуевым, считающим, что нация — это понятие не субстанциональное, то есть заключающее в себе некий психологический, метафизический субстрат, а «функциональное», т. е. существующее лишь в системе определенных взаимодействий и соотношений. Применительно к национальной культуре это означает, что каждая их них существует лишь во взаимосвязи со всеми остальными
    Exact
    [6, с. 101]
    Suffix
    . Национальная культура открыта в том смысле, что она способна интегрировать новую информацию, привносимую извне и по происхождению чуждую. Национальная культура органично входит в контакты с другими культурами, достижения которых она включает в собственное пространство.

7
Мыльников А.С. Книга и национальная культура // Книга : исслед. и материалы. — М., 1990. — Сб. 61. — С. 48—60.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=11338
    Prefix
    Мыльников, именно книга способствует распространению идей национального самосознания и тем самым выполняет уникальную по своей значимости функцию: синтезирует ведущие компоненты развивающейся системы национальной культуры
    Exact
    [7, c. 55]
    Suffix
    . Национальная книга функционирует в определенной этнокультурной среде, являясь органической частью той или иной национальной культуры. «Бытие национальной книги, — по мнению В.В. Добровольского, — постоянно зависит от характера взаимодействия культур» [8, с. 59].

8
Национальная книга»: трактовки понятия. Научный семинар в РГБ // Библиотековедение. — 2000. — No 2. — С. 54—61.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=11602
    Prefix
    Национальная книга функционирует в определенной этнокультурной среде, являясь органической частью той или иной национальной культуры. «Бытие национальной книги, — по мнению В.В. Добровольского, — постоянно зависит от характера взаимодействия культур»
    Exact
    [8, с. 59]
    Suffix
    . Следовательно, библиотеки мусульманских учебных заведений служили катализатором развития башкирской нации. Росту национального самосознания башкирского народа, формированию башкирской интеллигенции способствовала и деятельность созданной в 90-х гг.

9
Обухов М.И. Мектебы Уфимской губернии : стат. очерк татар. и башкир. низших шк. (мектебе) Уфим. губернии по данным исследования Уфим. губерн. зем. управы 1912—1913 года / М.И. Обухов. — Уфа : Тип. «Печать», 1915. — 94 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=5651
    Prefix
    новометодных медресе способствовала, наряду с другими факторами (отходничество, урбанизационные процессы, исполнение воинской повинности), интеграции мусульман в российское социокультурное пространство. В 1913 г. большинство мектебов на территории Уфимской губернии (849 из 1579) стали новометодными. Во всех мектебах в 1913 г. обучалось уже 91 тыс. шакирдов, из них 18 тыс. —девочки
    Exact
    [9]
    Suffix
    . Здание медресе «Усмания». Начало 1970-х гг. БВ 101 Из истории библиотек региона Тенденции развития мусульманских библиотек Реформирование мусульманского сектора образования обусловило дальнейшее развитие библиотек мектебов и медресе.

10
Он же. Народное образование в Уфимской губернии к 1917 году / М.И. Обухов. — Уфа : Тип. «Печать», 1917. — 18 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7935
    Prefix
    В 1916 г. отделом народного образования губернской земской управы была разработана библиографическая модель фонда школьной инородческой библиотеки — список книг для детского чтения на татарском языке, ставший основой для комплектования уездными земствами библиотек земских русско-инородческих школ и новометодных мектебов
    Exact
    [10, с. 120]
    Suffix
    . В целом эти библиотеки, выполняя главную образовательную функцию, во многом содействовали также превращению учебных заведений из орудия религиозного воспитания в институт распространения светских знаний.

11
Синенко С.Г. Следы во времени : очерки о знаменитых уфимцах — деятелях культуры, искусства и науки / С.Г. Синенко. — Уфа, 2004. — 216 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7599
    Prefix
    Синенко пишет, что «в библиотеке учащиеся получали доступ не только к религиозной литературе, но и к светским книгам, научным трудам. Медресе выписывало газеты и журналы на русском, татарском, арабском и турецком языках»
    Exact
    [11, с. 102]
    Suffix
    . В 1916 г. отделом народного образования губернской земской управы была разработана библиографическая модель фонда школьной инородческой библиотеки — список книг для детского чтения на татарском языке, ставший основой для комплектования уездными земствами библиотек земских русско-инородческих школ и новометодных мектебов [10, с. 120].

12
Утябаев Р.А. Библиотека Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири в городе Уфе // Материалы Всерос. рабочего совещания по пробл. восточ. археографии, (Ленинград, 1—4 марта 1988 г.). — М., 1990. — С. 146—147.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=13583
    Prefix
    Бартольда, переведенные на турецкий язык, книги по литературоведению, естествознанию, математике, философии, лингвистике, педагогике, исламской юриспруденции. Особую ценность, по мнению востоковеда Преподаватели и учащиеся медресе «Галия». Начало XX в. БВ 103 Р.А. Утябай-Карими, представляли газетно-журнальный и рукописный фонды библиотеки
    Exact
    [12]
    Suffix
    . Библиотека имела большое значение для развития башкирской национальной культуры. Как уже отмечалось, единицу библиотечного, музейного хранения можно считать наиболее элементарной формой учета национальной культуры, всего того, что является памятью нации.

13
Фархшатов М.Н. Самодержавие и традиционные школы башкир и татар в начале ХХ века (1900—1917 гг.) / М.Н. Фархшатов. — Уфа, 2000. — 259 с.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=2024
    Prefix
    Оно играло значительную роль в общественной и духовной жизни башкир, татар, казахов и других тюркских народов. Определяя значение данной школы, известный востоковед Н.И. Ильминский писал: «Стерлибашевское медресе, как сильный подземный корень, дает опору и силу различным магометанским движениям»
    Exact
    [13, с. 59]
    Suffix
    . В пореформенное время приобрело известность и Стерлитамакское медресе. Центрами мусульманского образования высокого уровня в 60—90-е гг. XIX в. стали медресе в деревнях Арслан, Биштяк, Кармаскалы, Красный Яр, Мусино, Сафар, Чишмы Уфимского уезда, Каран, Сарысаз, Слаково Белебеевского уезда, Бурай, Богдан, Тазлар Бирского уезда, Верхние Киги, Мунаево, Утяш Златоустовского уезда, Бикляш, Са

  2. In-text reference with the coordinate start=2499
    Prefix
    XIX в. стали медресе в деревнях Арслан, Биштяк, Кармаскалы, Красный Яр, Мусино, Сафар, Чишмы Уфимского уезда, Каран, Сарысаз, Слаково Белебеевского уезда, Бурай, Богдан, Тазлар Бирского уезда, Верхние Киги, Мунаево, Утяш Златоустовского уезда, Бикляш, Сарман Мензелинского уезда, Бузовъязы, Ишлы Стерлитамакского уезда
    Exact
    [13, с. 60]
    Suffix
    . Однако, несмотря на определенные сдвиги в развитии некоторых мектебов и медресе, в целом они оставались замкнутыми учебными заведениями с ортодоксальной религиозной программой. Серьезные изменения в мусульманском секторе образования произошли лишь в конце XIX — начале XX века.

14
Хайруллина Г.Х. Издательское дело Уфимской губернии во второй половине XIX — начале ХХ в. : дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Г.Х. Хайруллина ; Башк. гос. пед. ун-т. — Уфа, 2004. — 242 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7302
    Prefix
    Айманова, сочинения по истории философии восточных народов Зия Камали, работы по истории, этнографии отдельных тюркских народов [2, с. 166]. В библиотеки медресе также поступали книги из типографий «Восточная печать», «Нур», «Тормош», появившихся на территории Башкортостана в начале XX века
    Exact
    [14]
    Suffix
    . Так, размышляя о духе демократизма, царившем в медресе «Галия», С.Г. Синенко пишет, что «в библиотеке учащиеся получали доступ не только к религиозной литературе, но и к светским книгам, научным трудам.

16
Ямаева Л.А. Мусульманский либерализм начала ХХ века как общественно-политическое движение : (по материалам Уфим. и Оренбург. губерний) / Л.А. Ямаева ; Рос. Акад. наук, Уфим. науч. центр, Ин-т истории, языка и лит. ; Акад. наук Респ. Башкортостан, Отд-ние гуманит. наук. — Уфа : Гилем, 2002. — 301 с. Иллюстративный материал предоставлен автором статьи
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3767
    Prefix
    Ямаева, «в джадидизме как культурно-просветительском и общественно-политическом движении доминировала идея приобщения тюрко-мусульманских народов к русской (а через нее к европейской) культуре, возрождения мусульманского Востока и включения его в русло развития современной цивилизации»
    Exact
    [16, c. 110]
    Suffix
    . Медресе «Усмания» — одно из крупнейших мусульманских учебных заведений России — первым в Уфе реорганизовало педагогический процесс на новых принципах. Программа стала включать три блока: 1) дисциплины, связанные с мусульманской религией; 2) цикл общеобразовательных предметов; 3) педагогические дисциплины.