The 27 references with contexts in paper Zavdat Minnullin S., Завдат Миннуллин Салимович (2011) “Благотворительность и татарские общественные библиотеки начала XX века // Charity and the Tatar Public Libraries at the Beginning of the 20th century” / spz:neicon:bibliotekovedenie:y:2011:i:2:p:107-112

1
Библиотека в Касимове // Йолдыз («Звезда»). — 1906. — No 37. — Текст татар.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7182
    Prefix
    Особо весомые вклады внесли известные предприниматели-меценаты X. Байбеков, X. Хусаинов, братья Карамышевы и др. [27]. Касимовскую мусульманскую (татарскую) библиотеку также открыло мусульманское благотворительное общество
    Exact
    [1]
    Suffix
    . Самарское мусульманское благотворительное общество во главе с Ф. Муртазиным уделяло пристальное внимание просвещению местного населения и организации различных учебных курсов. Например, в 1908 г. с 15 января по 18 апреля для татарских купцов проводились вечерние платные курсы.

2
В Мекке (Научное общество мусульманских учащихся Россия) // Шура («Совет»). — 1910. — No 6. — С. 191—192. — Текст татар.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=9843
    Prefix
    Оно было самой крупной организацией татарской молодежи за рубежами Российской империи, имело свою читальню и клуб, где проводились собрания и встречи с представителями как турецкой, так и российской общественности [5]. Учащиеся-татары в Мекке начали свою деятельность с организации библиотеки и читальни при своем обществе
    Exact
    [2]
    Suffix
    . Основную материальную помощь они получали от татарских паломников. В 1914 г. возникли еще два общества татарских учащихся за рубежом: в Бейруте и в предместье Деабенд индийского города Сахаранпур (на территории современного штата Уттар-Прадеш) [23].

3
Вестник общества. В здании общества // Дин вэ магишат («Религия и жизнь»). — 1910. — No 6. — С. 95—96. — Текст татар.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=5274
    Prefix
    Айдаров, который говорил о значении исторических знаний, и И. Бикчентаев, рассказавший об истории Казани [10]. 31 января 1910 г. на общем собрании мусульманского общества вынесли решение проводить вечера-чтения в «рамках религии и шариата»
    Exact
    [3]
    Suffix
    . Но времена менялись. В 1913 г. в руководство библиотечной комиссии пришли молодые прогрессисты, которые, вызывая острое недовольство правоверных мусульман, в священный месяц рамазан во время молитв устраивали коллективные чтения газет [8].

4
Государственная Дума. Третий созыв. Стенографические отчеты 1912 г. Сессия пятая. Часть III. — СПб., 1912. — Стлб. 79.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=13240
    Prefix
    В 1911 г. по распоряжению Правительствующего сената были закрыты татарские благотворительные общества в Астрахани, Симбирске, Ставрополе, мусульманское благотворительное общество на Нижегородской ярмарке и Кустанайское просветительское общество
    Exact
    [4]
    Suffix
    . Пострадали школы и библиотеки, находившиеся на попечении этих обществ. В 1912 г. власти, ссылаясь на отсутствие соответствующих параграфов в уставе общества, не разрешили открыть библиотеку и устраивать вечера чтения Томскому мусульманскому благотворительному обществу «Тараккиюне ислам» [6].

5
Карими Ф. Стамбульские письма / Ф.Карими. — Оренбург, 1913. — С. 194. — Текст татар.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=9733
    Prefix
    Оно было самой крупной организацией татарской молодежи за рубежами Российской империи, имело свою читальню и клуб, где проводились собрания и встречи с представителями как турецкой, так и российской общественности
    Exact
    [5]
    Suffix
    . Учащиеся-татары в Мекке начали свою деятельность с организации библиотеки и читальни при своем обществе [2]. Основную материальную помощь они получали от татарских паломников. В 1914 г. возникли еще два общества татарских учащихся за рубежом: в Бейруте и в предместье Деабенд индийского города Сахаранпур (на территории современного штата Уттар-Прадеш) [23].

6
Культурная жизнь мусульман Томска в 1912 году // Сибирия. — 1913. — 15 февр. — Текст татар.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=13536
    Prefix
    В 1912 г. власти, ссылаясь на отсутствие соответствующих параграфов в уставе общества, не разрешили открыть библиотеку и устраивать вечера чтения Томскому мусульманскому благотворительному обществу «Тараккиюне ислам»
    Exact
    [6]
    Suffix
    . Власти, озабоченные заметным культурным влиянием татар на другие тюркоязычные народы империи, в 1911 г. запретили ученикам Оренбургской киргизской (казахской. — 3.М.) учительской школы посещать библиотеку Оренбургского татарского благотворительного общества [25].

7
Миннуллин З. И. Гаспринский и татарские общественные организации во второй половине ХIХ — начале ХХ в. // Ислам и благотворительность: материалы Всерос. семинара «Ислам и благотворительность», Казань, январь 2005 г. — Казань, 2006. — С. 103—114.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=1425
    Prefix
    Выдающуюся роль в активизации общественной жизни и возникновении благотворительных обществ у татар сыграл Исмаил Гаспринский — крупный издатель, яркий публицист, талантливый педагог, политик и администратор
    Exact
    [7]
    Suffix
    . Как подлинный реформатор и интеллигент И. Гаспринский видел путь национального прогресса в соединении духовных и этических ценностей рационалистически осмысленного ислама с объективными, насущными потребностями европеизации татарского мира.

8
Новости Оренбурга. Библиотека // Дин вэ магишат («Религия и жизнь»). — 1913. — No 30. — С. 480. — Текст татар.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=5515
    Prefix
    В 1913 г. в руководство библиотечной комиссии пришли молодые прогрессисты, которые, вызывая острое недовольство правоверных мусульман, в священный месяц рамазан во время молитв устраивали коллективные чтения газет
    Exact
    [8]
    Suffix
    . Недовольство традиционалистов вызывало и то, что молодежь почти не дотрагивалась до книг по тафсиру и хадису [20]. Одна из крупных татарских общественных библиотек, организованных благотворительными обществами, находилась в небольшом городе Троицке Оренбургской губернии.

9
Общество татарских учащихся в Египте // Казан мухбире («Казанский вестник»). — 1906. — 9 апр. — Текст татар.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=9230
    Prefix
    Карам и время В период революции 1905—1907 гг. возник ряд землячеств и благотворительных обществ по оказанию помощи и взаимопомощи учащейся молодежи в странах мусульманского Востока. Первое известное общество (землячество) татарской молодежи возникло в начале 1906 г. в Каире с целью «материальной и идейной» поддержки своих членов
    Exact
    [9]
    Suffix
    . Возникшее в 1908 г. в Стамбуле «Общество Российских мусульманских учеников» в учебных заведениях [22]. Помимо материальной поддержки, общество обеспечивало своих членов литературными новинками, газетами и журналами.

10
Один из общества. Вопрос обучения в здании общества // Дин вэ магишат («Религия и жизнь»). — 1910. — No 5. — С. 81—82. — Текст татар.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=5139
    Prefix
    Так, 24 января 1910 г. на одном из вечеров выступили известный богослов, ученый М. Бигеев, преподаватель медресе «Хусаиния» X. Айдаров, который говорил о значении исторических знаний, и И. Бикчентаев, рассказавший об истории Казани
    Exact
    [10]
    Suffix
    . 31 января 1910 г. на общем собрании мусульманского общества вынесли решение проводить вечера-чтения в «рамках религии и шариата» [3]. Но времена менялись. В 1913 г. в руководство библиотечной комиссии пришли молодые прогрессисты, которые, вызывая острое недовольство правоверных мусульман, в священный месяц рамазан во время молитв устраивали коллективные чтения газет [8].

11
Отчет Оренбургского мусульманского общества за 1912 год. — Оренбург, 1913. — С. 34—37.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=4799
    Prefix
    В дар поступило 132 книги и 272 номера журналов на татарском и русском языках («Природа и люди», «Торговое дело»). В течение года приобретено 425 номеров журналов со 113 приложениями, а также выписано на татарском языке 10, на русском — 7 названий газет
    Exact
    [11]
    Suffix
    . Библиотека регулярно организовывала бесплатные чтения для народа, нередко завершавшиеся дискуссиями. Так, 24 января 1910 г. на одном из вечеров выступили известный богослов, ученый М. Бигеев, преподаватель медресе «Хусаиния» X.

12
Пясковский А.В. Революция 1905—1907 годов в Туркестане / А.В. Пясковский. — М., 1958. — С. 549.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=8853
    Prefix
    В 1910 г. было предъявлено ходатайство царским властям об открытии просветительного и благотворительного общества с библиотекой и читальней в г. Токмаке (Семиреченская область)», — отмечал специалист по новой истории Средней Азии А.В. Пясковский
    Exact
    [12]
    Suffix
    . И. ГаспринскийГ. Карам и время В период революции 1905—1907 гг. возник ряд землячеств и благотворительных обществ по оказанию помощи и взаимопомощи учащейся молодежи в странах мусульманского Востока.

13
РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Д. 474. Л. 255.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=11326
    Prefix
    Например, по данным Российского государственного исторического архива (РГИА), в 1914 г. семипалатинский губернатор отказал павлодарским мещанам и купцам, обратившимся к властям с ходатайством об утверждении устава «Общества для содержания Павлодарской Семипалатинской области мусульманской общественной библиотеки и читальни при ней в г. Павлодаре»
    Exact
    [13]
    Suffix
    . Семипалатинский губернатор отказал, указав «на невозможность фактического надзора за библиотекой, в которой будут находиться издания почти исключительно на татарском языке». Степной генерал-губернатор в секретном письме министру внутренних дел свой отказ мотивировал предельно жестко: «Считаю вообще недопустимым объединение муТитульный лист издания сульманского населения в какие бы то ни был

14
РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Д. 474. Л. 253—253 об.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=12161
    Prefix
    то ни было общества впредь до полного завершения колонизации степных областей русскими крестьянами, в частности, по отношению к названному обществу, полагаю совершенно нецелесообразным разрешать татарам, коими подано прошение, свободно часть населения которой состоит из тех же мусульман, но киргиз (казахов. — З.М.) по преимуществу еще кочевников, далеких от какой бы то ни было культуры...»
    Exact
    [14]
    Suffix
    . Яркую картину волокиты рисует переписка по поводу открытия библиотеки Харьковского мусульманского благотворительного общества. После того, как председатель этого общества Р. Узбяков получил у губернатора разрешение на открытие библиотеки, но «при условии, иметь в означенной библиотеке книги издания исключительно духовно-нравственного, научного, экономического, сельскохозяйственного с

15
РГИА. Ф. 1284. Оп. 188. Д. 87. Л. 11.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=12795
    Prefix
    библиотеки, но «при условии, иметь в означенной библиотеке книги издания исключительно духовно-нравственного, научного, экономического, сельскохозяйственного содержания и при этом только на русском языке» — по сути дела отказ, он обратился к министру внутренних дел с просьбой о разрешении «открыть библиотекучитальню, где можно было бы иметь книги, как на русском, так и на татарском языках»
    Exact
    [15]
    Suffix
    . 13 августа 1914 г. Департамент полиции под грифом «секретно» сообщил в Департамент общих дел МВД: «Признать не подлежащим удовлетворению» [15], после чего переписка прекратилась. В 1911 г. по распоряжению Правительствующего сената были закрыты татарские благотворительные общества в Астрахани, Симбирске, Ставрополе, мусульманское благотворительное общество на Нижегородской ярмарке и К

  2. In-text reference with the coordinate start=12941
    Prefix
    содержания и при этом только на русском языке» — по сути дела отказ, он обратился к министру внутренних дел с просьбой о разрешении «открыть библиотекучитальню, где можно было бы иметь книги, как на русском, так и на татарском языках» [15]. 13 августа 1914 г. Департамент полиции под грифом «секретно» сообщил в Департамент общих дел МВД: «Признать не подлежащим удовлетворению»
    Exact
    [15]
    Suffix
    , после чего переписка прекратилась. В 1911 г. по распоряжению Правительствующего сената были закрыты татарские благотворительные общества в Астрахани, Симбирске, Ставрополе, мусульманское благотворительное общество на Нижегородской ярмарке и Кустанайское просветительское общество [4].

16
Рыбаков С. Статистика мусульман в России // Мир ислама. — Т. 2. — 1913. — Вып. ХI. — С. 762. и время
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=6399
    Prefix
    Это общество имеет библиотеку, читальню и сиротский дом. Во время неурожая это общество очень много помогало голодающим», — писалось в журнале «Мир ислама» (находившемся на попечении императрицы)
    Exact
    [16]
    Suffix
    . Стараниями мусульманского благотворительного общества в 1914 г. открылась Московская мусульманская (татарская) библиотека, для управления которой создали специальный совет из шести человек. В заметке о торжественном открытии библиотеки отмечалось, что рабочие и мелкие торговцы, составлявшие большинство московских татар-мусульман, по причине малого достатка не могут покупать книги и пер

17
Сагит Ф. Зеркало благотворительного общества // Дин вэ магишат («Религия и жизнь»). — 1909. — No 13. — С. 205. — Текст татар.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=14377
    Prefix
    Например, в 1909 г., когда представители Каргалинского мусульманского благотворительного общества обратились в мещанскую управу с просьбой выделить участок земли под библиотеку, сторонники клерикального журнала «Дин вэ магишат» («Религия и жизнь») выступили против, заявив, что религиозные науки там изучаться не будут и библиотеку будут посещать лишь «кызыл авызлар», т. е. «краснобаи»
    Exact
    [17]
    Suffix
    . Этим термином традиционалисты окрестили джадидистов, т. е. сторонников прогрессивных реформ в татарском общественном движении последней четверти XIX — начала XX века. Имам Петропавловска Г. Яушев 11 октября 1913 г. во время проповеди проклинал тех правоверных, которые разрешали своим женам и детям посещать мусульманскую (татарскую) библиотеку города.

18
Салихов Р. Представительство татар-мусульман в выборных органах местного самоуправления в Казани на рубеже ХIХ—ХХ вв. // Ислам в татарском мире: история и современность: материалы Междунар. симп., Казань, 29 апреля — 1 мая 1996 г. — Казань, 1997. — С. 102 — 116.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=1077
    Prefix
    молодой татарской буржуазии, интеллигенции и духовенства вышли не только энергичные организаторы производства, торговли, просвещения, ученые, духовные лидеры, но и деятели, осознавшие задачи, которые стояли перед татарским обществом. Росло число представителей татарского населения Казани в выборных органах общественного самоуправления — городской думе, уездном и губернском земствах
    Exact
    [18]
    Suffix
    . Социальная активность представителей татар проявилась и в их участии в различных общественных организациях Казани и других регионов. Выдающуюся роль в активизации общественной жизни и возникновении благотворительных обществ у татар сыграл Исмаил Гаспринский — крупный издатель, яркий публицист, талантливый педагог, политик и администратор [7].

19
Самарское Мусульманское общество // Икътисад («Экономика»). — 1909. — No 41. — С. 1027. — Текст татар.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7680
    Prefix
    В том же году для детей организовали класс по изучению русского языка, приняли решение открыть бесплатную читальню, проводились лекции для населения по истории ислама и об экономическом положении татар-мусульман
    Exact
    [19]
    Suffix
    . Со становлением и укреплением татарских колоний на территории современных Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, а также Киргизии, Сибири и Дальнего Востока, в городах Баку, Алма-Ате, Ташкенте, Коканде, Намангане, Андижане, Петропавловске, Сергиополе, Пржевальске, Казалинске, Капале, Керки, Омске, Томске, Иркутске, Благовещенске — по инициативе татарских благотворительн

20
Странник. Библиотека // Дин вэ магишат («Религия и жизнь»). — 1908. — No 17. — С. 263—264. — Текст татар.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=5629
    Prefix
    В 1913 г. в руководство библиотечной комиссии пришли молодые прогрессисты, которые, вызывая острое недовольство правоверных мусульман, в священный месяц рамазан во время молитв устраивали коллективные чтения газет [8]. Недовольство традиционалистов вызывало и то, что молодежь почти не дотрагивалась до книг по тафсиру и хадису
    Exact
    [20]
    Suffix
    . Одна из крупных татарских общественных библиотек, организованных благотворительными обществами, находилась в небольшом городе Троицке Оренбургской губернии. Библиотека завоевала большую популярность среди горожан — только в 1911 г. зарегистрировано 19 432 посещения [21].

21
Тагиров И.Р. Революционная борьба и национально-освободительное движение в Поволжье и на Урале (февраль — июль 1917 г.) / И.Р. Тагиров. — Казань, 1977. — С. 59.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=5902
    Prefix
    Одна из крупных татарских общественных библиотек, организованных благотворительными обществами, находилась в небольшом городе Троицке Оренбургской губернии. Библиотека завоевала большую популярность среди горожан — только в 1911 г. зарегистрировано 19 432 посещения
    Exact
    [21]
    Suffix
    . Ни власти, ни различного рода миссионеров такое положение дел не устраивало, и они безуспешно пытались закрыть библиотеку. «Троицкие мусульмане имеют три общества: одно из них благотворительное.

22
Татарские учащиеся в Стамбуле // аль-Ислах («Реформа»). — 1908. — No 43. — С. 9. — Текст татар.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=9398
    Prefix
    Первое известное общество (землячество) татарской молодежи возникло в начале 1906 г. в Каире с целью «материальной и идейной» поддержки своих членов [9]. Возникшее в 1908 г. в Стамбуле «Общество Российских мусульманских учеников» в учебных заведениях
    Exact
    [22]
    Suffix
    . Помимо материальной поддержки, общество обеспечивало своих членов литературными новинками, газетами и журналами. Оно было самой крупной организацией татарской молодежи за рубежами Российской империи, имело свою читальню и клуб, где проводились собрания и встречи с представителями как турецкой, так и российской общественности [5].

23
Татарский учащийся в Бейруте // Вакыт («Время»). — 1914. — 22 окт.; Общество татарских учащихся в Индии // Вакыт («Время»). — 1914. — 23 мая. — Текст татар.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=10093
    Prefix
    Основную материальную помощь они получали от татарских паломников. В 1914 г. возникли еще два общества татарских учащихся за рубежом: в Бейруте и в предместье Деабенд индийского города Сахаранпур (на территории современного штата Уттар-Прадеш)
    Exact
    [23]
    Suffix
    . Учащиеся-татары в американском колледже в Бейруте, по примеру еврейских и армянских учащихся, решили организовать «Татарскую библиотеку», чтобы быть в курсе новинок татарской литературы и научных изданий.

24
Устав бесплатной народной библиотеки-читальни Илецкого мусульманского общества. — Оренбург, 1913.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3999
    Prefix
    Общественные библиотеки целенаправленно создавались благотворительными обществами Оренбургской губернии — свои библиотеки-читальни имели Троицкое мусульманское благотворительное общество, Орское мусульманское общество, Каргалинское (Сеитова слобода) мусульманское общество, Илецкое мусульманское общество и некоторые сельские мусульманские общества
    Exact
    [24, 26]
    Suffix
    . Крупнейшими среди татарских библиотек губернии были библиотека-читальня Оренбургского мусульманского общества и Челябинская мусульманская бесплатная народная библиотека-читальня. Бесплатная библиотека-читальня Оренбургского мусульманского общества управлялась специально созданной библиотечной комиссией из шести человек во главе с З.

25
Цаликов А. Кавказ и Поволжье / А. Цаликов. — М., 1913. — С. 179.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=13802
    Prefix
    Власти, озабоченные заметным культурным влиянием татар на другие тюркоязычные народы империи, в 1911 г. запретили ученикам Оренбургской киргизской (казахской. — 3.М.) учительской школы посещать библиотеку Оренбургского татарского благотворительного общества
    Exact
    [25]
    Suffix
    . Негативное влияние на развитие инициативы татарских благотворительных обществ оказывали не только царские власти, но и представители татарских клерикально-консервативных кругов. Например, в 1909 г., когда представители Каргалинского мусульманского благотворительного общества обратились в мещанскую управу с просьбой выделить участок земли под библиотеку, сторонники клерикального журнала «Дин

26
Шараф Б. Мусульмане в Оренбургской губернии (общественные и экономические проблемы) // Анг («Ум»). — 1913. — No 2. — С. 29—31. — Текст татар.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3999
    Prefix
    Общественные библиотеки целенаправленно создавались благотворительными обществами Оренбургской губернии — свои библиотеки-читальни имели Троицкое мусульманское благотворительное общество, Орское мусульманское общество, Каргалинское (Сеитова слобода) мусульманское общество, Илецкое мусульманское общество и некоторые сельские мусульманские общества
    Exact
    [24, 26]
    Suffix
    . Крупнейшими среди татарских библиотек губернии были библиотека-читальня Оренбургского мусульманского общества и Челябинская мусульманская бесплатная народная библиотека-читальня. Бесплатная библиотека-читальня Оренбургского мусульманского общества управлялась специально созданной библиотечной комиссией из шести человек во главе с З.

27
Ширин. Мусульманская библиотека в Москве // Кояш («Солнце»). — 1914. — 3 апр. — Текст татар. Иллюстративный материал предоставлен автором статьи. 3—4 октября 2011 г. — «Библиотека в контексте истории»: IX Международная научная конференция. Место проведения: Москва,
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7071
    Prefix
    Во время церемонии открытия были собраны немалые для того времени пожертвования вещами и деньгами. Особо весомые вклады внесли известные предприниматели-меценаты X. Байбеков, X. Хусаинов, братья Карамышевы и др.
    Exact
    [27]
    Suffix
    . Касимовскую мусульманскую (татарскую) библиотеку также открыло мусульманское благотворительное общество [1]. Самарское мусульманское благотворительное общество во главе с Ф. Муртазиным уделяло пристальное внимание просвещению местного населения и организации различных учебных курсов.