The 20 references with contexts in paper Ludmila Sukina B., Людмила Сукина Борисовна (2011) “Синодики в русской монастырской книжности XVI–XVII веков: специфика и функции // Synodikons in the Russian Monastery Book of the 16th–17th centuries: Specificity and Functions” / spz:neicon:bibliotekovedenie:y:2011:i:1:p:57-61

4
Грицевская И.М. История келейного чтения на Руси и индексы истинных книг // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. — 2009. — No. 6 (2). — С. 37—43.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=865
    Prefix
    В поле зрения специалистов оказались различные аспекты монастырской книжной культуры: состав и структура библиотек, способы и динамика их формирования, проблемы доступа монашеской братии к книгам. Одним из актуальных направлений стало изучение келейного чтения в монастырях
    Exact
    [4, с. 37—43]
    Suffix
    . Согласно Н.К. Никольскому, в монастырях существовало три типа книг: богослужебные, содержавшие уставные соборные чтения и келейные, читавшиеся монашествующей братией вне службы. Содержание монастырских библиотек регулировалось типиконом и ограничивалось библейскими книгами, сочинениями Отцов церкви и других восточнохристианских авторов, нравоучительными и другими сборниками [18].

5
Дергачева И.В. К литературной истории древнерусского синодика XV—XVII вв. // Литература Древней Руси. Источниковедение. — Л., 1988. — С. 63—76.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=2913
    Prefix
    Самой поздней, преимущественно русской по происхождению, частью синодичной триады является литературный сборник. Он возник в конце XV в., и его первоначальная редакция связывается с именем и литературно-публицистической деятельностью Иосифа Волоцкого
    Exact
    [5, с. 63—76]
    Suffix
    . По мнению И.В. Дергачевой, именно синодик Иосифа Волоцкого, включая его последующие редакции, был особым типом книги, не имеющим прямых аналогий в книжности западного средневековья, и ставшим квинтэссенцией эсхатологических представлений древнерусских книжников [6, с. 146—149].

6
Дергачева И.В. Посмертная судьба и «иной мир» в древнерусской книжности. — М., 2004. — 352 с.
Total in-text references: 9
  1. In-text reference with the coordinate start=3197
    Prefix
    Дергачевой, именно синодик Иосифа Волоцкого, включая его последующие редакции, был особым типом книги, не имеющим прямых аналогий в книжности западного средневековья, и ставшим квинтэссенцией эсхатологических представлений древнерусских книжников
    Exact
    [6, с. 146—149]
    Suffix
    . Не случайно составители синодичных предисловий именовали эти книги «спасенными и душеполезными», а отдельно существующие синодики — литературные сборники позднее стали именоваться «Лекарствами душевными».

  2. In-text reference with the coordinate start=4131
    Prefix
    Дергачева, глубоко исследовавшая историю синодика — литературного сборника, считает, что первая редакция была составлена Иосифом Волоцким в 1479 г., в период борьбы с ересью жидовствующих, идеологией нестяжательства и подготовки к последнему собору против еретиков 1504 г., а в промежутке между этими датами подверглась некоторому редактированию
    Exact
    [6, с. 150—158]
    Suffix
    . Судя по содержанию ранних списков синодика Иосифа Волоцкого, в которых присутствовали церковно-учительные Слова о спасительной силе и необходимости поминовения усопших, о непрощаемом грехе еретичества и «Молитва о всех православных христианах» Кирилла Иерусалимского, известного своей борьбой с ересью Ария (в «авторизованном» переводе Нила Сорского), сборник соединял в себе литургическую, по

  3. In-text reference with the coordinate start=5188
    Prefix
    Миниатюра синодика Троицкого Данилова монастыря. 1672 г. были служить поминальные записи главных благотворителей Иосифо-Волоколамского монастыря — «усопших в вере» князей Бориса Васильевича и Ивана Борисовича Волоцких, которым предшествовали дополнительные предисловия о пользе синодика и повседневного поминания
    Exact
    [6, с. 150]
    Suffix
    . Вероятно, назидание оказалось действенным. В синодике Иосифо-Волоколамского монастыря 1526—1540–х гг. даже доски переплета и переплетные листы испещрены указаниями на вклады в обитель в виде денежных сумм, вещей и коней, сделанные верными православию жертвователями [10, с. 405—406].

  4. In-text reference with the coordinate start=6257
    Prefix
    В 1548 г. при митрополите Макарии вышел указ царя Ивана IV, который «...уставил общую память творити благоверным царем и князем, и болярам, и христолюбивому воинству, и священническому и иноческому чину, и всем православным христианом»
    Exact
    [6, с. 159—160]
    Suffix
    . И.В. Дергачева обратила внимание на то, что, возможно, в развитие этого указа в синодике появилась особая статья вселенского родословия, которая в некоторых списках называется Вселенским Синодиком, как бы отсылая читателя к Чину Православия или Вселенскому Синодику патриарха Мефодия и подчеркивая древность этой традиции в православной церкви [6, с. 160].

  5. In-text reference with the coordinate start=6621
    Prefix
    Дергачева обратила внимание на то, что, возможно, в развитие этого указа в синодике появилась особая статья вселенского родословия, которая в некоторых списках называется Вселенским Синодиком, как бы отсылая читателя к Чину Православия или Вселенскому Синодику патриарха Мефодия и подчеркивая древность этой традиции в православной церкви
    Exact
    [6, с. 160]
    Suffix
    . Центрами коммеморации в средневековой Руси служили монастыри. Поминания, звучавшие из уст «земных праведников», казались современникам более действенными. Но монастырская коммеморация всегда сопровождалась щедрыми вкладами «на помин души», что вступало в противоречие с интересами государства, стремившегося ограничить рост материальных богатств монастырей.

  6. In-text reference with the coordinate start=8683
    Prefix
    Она имеет отношение не ко всем родам вкладчиков, занесенным в синодик, а только к роду великих князей и царей. И.В. Дергачева отмечает, что в ряде синодиков, включающих макарьевский указ о поминовении усопших, присутствует и текст, который она определяет, как похвальное Слово великим князьям русским
    Exact
    [6, с. 161]
    Suffix
    . В поминальную часть синодиков в это же время стали включать и поминание великих князей, вслед за поминанием вселенских патриархов и русских митрополитов. С.М. Каштанов полагает, что идея помянника великих князей в рамках патриаршего синодика возникла в середине XVI в. в связи с намерением Ивана Грозного добиться официального соборного освящения царского титула и идеологическим оформлением

  7. In-text reference with the coordinate start=10095
    Prefix
    князей и царей [24, с. 357—359] Ведущая роль коммеморационной функции синодика во второй половине XVI в. становится особенно очевидной во второй редакции текста синодичного предисловия, связанной с именем первого русского патриарха Иова, возведенного в сан в 1589 году. И.В. Дергачева полагает, что содержательная структура синодика только при нем приобрела вид развернутого учения о поминовении
    Exact
    [6, с. 163]
    Suffix
    . В синодиках этой редакции наличествует общее поминовение усопших, включающее перечисление видов смерти и пять догматических текстов о необходимости и правилах церковного поминания. И.В. Дергачевой удалось обнаружить в одном из списков этой редакции, составленных непосредственно в период патриаршества Иова, указание на то, с какой целью писался новый синодик: «И собрав в поминание всех уме

  8. In-text reference with the coordinate start=10559
    Prefix
    Дергачевой удалось обнаружить в одном из списков этой редакции, составленных непосредственно в период патриаршества Иова, указание на то, с какой целью писался новый синодик: «И собрав в поминание всех умерших, обще положихом им память, совокупя в един состав...»
    Exact
    [6, с. 164]
    Suffix
    . Примечательно, что в синодике Иова поминается вся «вселенная», начиная от первого человека Адама и заканчивая последним человеком, имя которого будет внесено в помянник перед самым Концом Света, а все поминаемые сопоставляются с праведниками христианской веры, имена коих вписываются в минеи.

  9. In-text reference with the coordinate start=12045
    Prefix
    Для этой цели как нельзя лучше подходил синодик, чье предисловие изначально было связано с напоминанием о посмертной ответственности человека за свои поступки, необходимости церковного покаяния и религиозной благотворительности. Ко второй половине XVII в. И.В. Дергачева относит возникновение третьей редакции синодика
    Exact
    [6, с. 168]
    Suffix
    . Она была самой «литературной» и превращала синодик в сборник непостоянного состава, включавший в себя более 170 произведений. В этот период синодик приобрел законченную форму многофункциональной позднесредневековой книги, которую Ф.

8
Карташев А.В. Вселенские соборы. — М., 1994. — С. 482.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=1544
    Prefix
    Но среди монастырских книг были и такие, тип и функцию которых трудно определить однозначно. К ним относятся, например, синодики. Происхождение синодика и его типология еще не вполне изучены. В древней Византии синодиками называли патриаршие послания по случаю занятия кафедры
    Exact
    [8, с. 482]
    Suffix
    . Когда это понятие стало употребляться для обозначения церковной службы и связанных с ней поминальных записей, неизвестно. Сейчас словом «синодик» называются три различных памятника Людмила Борисовна Сукина, заведующая кафедрой гуманитарных наук Института программных систем им.

9
Каштанов С.М. Царский синодик 50-х годов XVI в. // Историческая генеалогия. — Екатеринбург — Париж, 1993. — No 2. — С.46—47.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=9491
    Prefix
    Вторая половина XVII в. 60 БВ БВ Книга и время Составлению великокняжеского синодичного помянника непосредственно предшествовало создание так называемого «Государева родословца». Предполагается, что великокняжеский помянник вышел из разрядного приказа, а в редактировании его принял участие Посольский приказ
    Exact
    [9, с. 46—47]
    Suffix
    . Эта функция синодика сохранит свою актуальность и в XVII в., при смене царствующей династии. В лицевых синодиках XVII в. будут появляться миниатюры с изображением родословного древа русских князей и царей [24, с. 357—359] Ведущая роль коммеморационной функции синодика во второй половине XVI в. становится особенно очевидной во второй редакции текста синодичного предисловия, связанной с именем

10
Книжные центры Древней Руси. ИосифоВолоколамский монастырь как центр книжности. — Л., 1991. — 486 с.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=575
    Prefix
    Ключевые слова: книжная культура, библиотека, книга, монастырь, синодик, тип, функция. Д ва последних десятилетия отмечены усиленным интересом отечественной науки к древнерусским книжным центрам и монастырским библиотекам
    Exact
    [10—17; 21]
    Suffix
    . В поле зрения специалистов оказались различные аспекты монастырской книжной культуры: состав и структура библиотек, способы и динамика их формирования, проблемы доступа монашеской братии к книгам.

  2. In-text reference with the coordinate start=5478
    Prefix
    В синодике Иосифо-Волоколамского монастыря 1526—1540–х гг. даже доски переплета и переплетные листы испещрены указаниями на вклады в обитель в виде денежных сумм, вещей и коней, сделанные верными православию жертвователями
    Exact
    [10, с. 405—406]
    Suffix
    . Победа над «еретиками», достигнутая в начале XVI в., сделала полемическую функцию излишней. Но назидательная функция была востребована государством и церковью, постепенно создававшими систему «предписанного» православия.

11
Книжные центры Древней Руси. КириллоБелозерский монастырь. — СПб., 2008. — 496 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=575
    Prefix
    Ключевые слова: книжная культура, библиотека, книга, монастырь, синодик, тип, функция. Д ва последних десятилетия отмечены усиленным интересом отечественной науки к древнерусским книжным центрам и монастырским библиотекам
    Exact
    [10—17; 21]
    Suffix
    . В поле зрения специалистов оказались различные аспекты монастырской книжной культуры: состав и структура библиотек, способы и динамика их формирования, проблемы доступа монашеской братии к книгам.

12
Книжные центры Древней Руси. Книжники и рукописи Соловецкого монастыря. — СПб., 2004. — 493 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=575
    Prefix
    Ключевые слова: книжная культура, библиотека, книга, монастырь, синодик, тип, функция. Д ва последних десятилетия отмечены усиленным интересом отечественной науки к древнерусским книжным центрам и монастырским библиотекам
    Exact
    [10—17; 21]
    Suffix
    . В поле зрения специалистов оказались различные аспекты монастырской книжной культуры: состав и структура библиотек, способы и динамика их формирования, проблемы доступа монашеской братии к книгам.

13
Книжные центры Древней Руси. Книжное наследие Соловецкого монастыря. — СПб., 2010. — 599 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=575
    Prefix
    Ключевые слова: книжная культура, библиотека, книга, монастырь, синодик, тип, функция. Д ва последних десятилетия отмечены усиленным интересом отечественной науки к древнерусским книжным центрам и монастырским библиотекам
    Exact
    [10—17; 21]
    Suffix
    . В поле зрения специалистов оказались различные аспекты монастырской книжной культуры: состав и структура библиотек, способы и динамика их формирования, проблемы доступа монашеской братии к книгам.

14
Книжные центры Древней Руси XI—XVI вв. Разные аспекты исследования. — СПб., 1991. — 365 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=575
    Prefix
    Ключевые слова: книжная культура, библиотека, книга, монастырь, синодик, тип, функция. Д ва последних десятилетия отмечены усиленным интересом отечественной науки к древнерусским книжным центрам и монастырским библиотекам
    Exact
    [10—17; 21]
    Suffix
    . В поле зрения специалистов оказались различные аспекты монастырской книжной культуры: состав и структура библиотек, способы и динамика их формирования, проблемы доступа монашеской братии к книгам.

15
Книжные центры Древней Руси: XVII в. Разные аспекты исследования. — СПб., 1994. — 409 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=575
    Prefix
    Ключевые слова: книжная культура, библиотека, книга, монастырь, синодик, тип, функция. Д ва последних десятилетия отмечены усиленным интересом отечественной науки к древнерусским книжным центрам и монастырским библиотекам
    Exact
    [10—17; 21]
    Suffix
    . В поле зрения специалистов оказались различные аспекты монастырской книжной культуры: состав и структура библиотек, способы и динамика их формирования, проблемы доступа монашеской братии к книгам.

16
Книжные центры Древней Руси. Севернорусские монастыри. — СПб., 2001. — 389 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=575
    Prefix
    Ключевые слова: книжная культура, библиотека, книга, монастырь, синодик, тип, функция. Д ва последних десятилетия отмечены усиленным интересом отечественной науки к древнерусским книжным центрам и монастырским библиотекам
    Exact
    [10—17; 21]
    Suffix
    . В поле зрения специалистов оказались различные аспекты монастырской книжной культуры: состав и структура библиотек, способы и динамика их формирования, проблемы доступа монашеской братии к книгам.

17
Кукушкина М.В. Монастырские библиотеки Русского Севера / М.В. Кукушкина. — Л., 1977. — 224 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=575
    Prefix
    Ключевые слова: книжная культура, библиотека, книга, монастырь, синодик, тип, функция. Д ва последних десятилетия отмечены усиленным интересом отечественной науки к древнерусским книжным центрам и монастырским библиотекам
    Exact
    [10—17; 21]
    Suffix
    . В поле зрения специалистов оказались различные аспекты монастырской книжной культуры: состав и структура библиотек, способы и динамика их формирования, проблемы доступа монашеской братии к книгам.

18
Никольский Н.К. Ближайшие задачи изучения древнерусской книжности / Н.К. Никольский. — СПб., 1902. — 32 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=1261
    Prefix
    Содержание монастырских библиотек регулировалось типиконом и ограничивалось библейскими книгами, сочинениями Отцов церкви и других восточнохристианских авторов, нравоучительными и другими сборниками
    Exact
    [18]
    Suffix
    . Но среди монастырских книг были и такие, тип и функцию которых трудно определить однозначно. К ним относятся, например, синодики. Происхождение синодика и его типология еще не вполне изучены. В древней Византии синодиками называли патриаршие послания по случаю занятия кафедры [8, с. 482].

19
Орлов А.С. Книга русского средневековья и ее энциклопедические виды // Доклады АН СССР. — М., 1931. — No 3. — С. 35—47.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=12745
    Prefix
    Петухов относили к типу «народной» по аналогии с нравственно-учительными «народными» книгами европейского средневековья [3, с. 622; 20, с. 84—88]. Но так как мы не можем судить, насколько широко был распространен синодик-сборник в низовой социальной среде, более верным будет сравнить его со средневековой энциклопедией — «кругом знания»
    Exact
    [19, с. 41]
    Suffix
    . В центре внимания составителей синодиков была малая эсхатология. Эта тема приобретает особую актуальность не только в связи с ориентацией светской и церковной власти на религиозное воспитание духовных лиц и мирян, но и с очередной предполагаемой датой Конца Света [26, с. 411].

20
Петухов Е.В. Очерки из литературной истории Синодика / Е.В. Петухов. — СПб., 1895. — С. 84— 88.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=2645
    Prefix
    Нередко все три «синодика» объединялись в один кодекс, открывавшийся фрагментами Чина Православия и завершавшийся списком поминаемых. В Древней Руси синодики-помянники появились очень рано, вероятно, еще в домонгольское время, а древнейший список русской редакции Чина Православия датируется концом XIV — началом XV века
    Exact
    [20, с. III—IV]
    Suffix
    . Самой поздней, преимущественно русской по происхождению, частью синодичной триады является литературный сборник. Он возник в конце XV в., и его первоначальная редакция связывается с именем и литературно-публицистической деятельностью Иосифа Волоцкого [5, с. 63—76].

21
Поляков Л.В. Книжные центры Древней Руси / Л.В. Поляков. — Л., 1991. — 275 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=575
    Prefix
    Ключевые слова: книжная культура, библиотека, книга, монастырь, синодик, тип, функция. Д ва последних десятилетия отмечены усиленным интересом отечественной науки к древнерусским книжным центрам и монастырским библиотекам
    Exact
    [10—17; 21]
    Suffix
    . В поле зрения специалистов оказались различные аспекты монастырской книжной культуры: состав и структура библиотек, способы и динамика их формирования, проблемы доступа монашеской братии к книгам.

23
Стоглав // Русское законодательство X—XX веков. — М., 1985. — Т. 2. — С. 352—353.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=7462
    Prefix
    В специальной, 75-й главе «Ответ о вотчинах и о куплях, которые боголюбцы давали святым церквам на память своим душам и по своих родителех в вечной поминок и в наследие благ вечных» позволялось по-прежнему давать вклады в монастыри «селами и куплями», но монастырям запрещалось «недвижимые вещи», «вданные богови в наследие вечных благ», отдавать или продавать
    Exact
    [23, с. 252—353]
    Suffix
    . Все они должны были интенсивно использоваться в монастырском хозяйстве. Синодик утверждался в качестве обязательного элемента монастырской коммеморации. Монастыри обязывались выявить имена всех своих благотворителей, в том числе и давно умерших, записать их в синодики и «поминать по церковному чину и по божественному уставу», «доколе оже бог даст и монастырь стоит» [23, с. 252—353].

  2. In-text reference with the coordinate start=7859
    Prefix
    Монастыри обязывались выявить имена всех своих благотворителей, в том числе и давно умерших, записать их в синодики и «поминать по церковному чину и по божественному уставу», «доколе оже бог даст и монастырь стоит»
    Exact
    [23, с. 252—353]
    Suffix
    . В это время в поминальных записях синодиков появляются приписки с указанием времени, размера и стоимости вклада. Однако подробная информация хозяйственно-экономического характера фиксировалась во вкладных и кормовых книгах, а в синодиках лишь дублировалась некоторая ее часть, имеющая отношение к установлению времени и количества поминаний того или иного вкладчика.

24
Сукина Л.Б. «Наглядная» генеалогия русских князей и царей в русской культуре XVII в. // Вспомогательные исторические дисциплины в пространстве гуманитарного знания: материалы XXI междунар. науч. конф. (Москва, 29—31 янв. 2009 г.). — М., 2009. — С. 327—330.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=9711
    Prefix
    Эта функция синодика сохранит свою актуальность и в XVII в., при смене царствующей династии. В лицевых синодиках XVII в. будут появляться миниатюры с изображением родословного древа русских князей и царей
    Exact
    [24, с. 357—359]
    Suffix
    Ведущая роль коммеморационной функции синодика во второй половине XVI в. становится особенно очевидной во второй редакции текста синодичного предисловия, связанной с именем первого русского патриарха Иова, возведенного в сан в 1589 году.

26
Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры / А.Л. Юрганов. — М., 1998. — С. 411. Иллюстративный материал предоставлен автором статьи.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=13023
    Prefix
    Эта тема приобретает особую актуальность не только в связи с ориентацией светской и церковной власти на религиозное воспитание духовных лиц и мирян, но и с очередной предполагаемой датой Конца Света
    Exact
    [26, с. 411]
    Suffix
    . Во многих синодиках второй половины XVII в. предисловие превалирует над помянником. К концу столетия появляются рукописи, в которых помянник отсутствует вовсе, т. е. они явно использовались для чтения, а не для церковного поминания.