The 10 reference contexts in paper Dmitry Fomin V., Дмитрий Фомин Владимирович (2018) “Тема революции в детской книге 1920-х годов // The Theme of the Revolution in the Children’s Books of the 1920-ies” / spz:neicon:bibliotekovedenie:y:2018:i:1:p:61-68

  1. Start
    765
    Prefix
    Не стало исключением и оформление детской книги; перед ее создателями ставились грандиозные идеологические задачи: «...заставить ребенка понять закономерность исторического процесса; сделать отчетливо видным классовое содержание всей истории человечества; пробудить в ребенке революционное пролетарское самосознание»
    Exact
    [1, с. 23]
    Suffix
    . Однако в данной области творчества освоение революционной темы проходило весьма своеобразно. Рассмотрим некоторые УДК 655.533 ББК 85.157.5 DOI 10.25281/0869-608X-2018-67-1-61-68 Д.В. Фомин Тема революции в детской книге 1920-х годов Реферат.
    (check this in PDF content)

  2. Start
    5361
    Prefix
    Авторы, которые решались обратиться к теме вооруженного восстания, как правило, прибегали к всевозможным иносказаниям, использовали язык мифа и аллегории, даже жанр сказки, подвергавшийся в те годы несправедливым гонениям. Историк детской литературы Л.Ф. Кон справедливо назвала «Трех толстяков» Ю.К. Олеши «единственной полноценной сказкой о революции»
    Exact
    [2, с. 214]
    Suffix
    (правда, сразу после выхода в свет книга получила немало резко критических оценок, ее даже называли досадной «уступкой старому»). «Волнующая сказка Олеши, рисующая фантастическую революцию в фантастической стране, помогла ребятам глубже понять и почувствовать сущность реальной революции...» — считает исследователь [2, с. 214].
    (check this in PDF content)

  3. Start
    5691
    Prefix
    Олеши «единственной полноценной сказкой о революции» [2, с. 214] (правда, сразу после выхода в свет книга получила немало резко критических оценок, ее даже называли досадной «уступкой старому»). «Волнующая сказка Олеши, рисующая фантастическую революцию в фантастической стране, помогла ребятам глубже понять и почувствовать сущность реальной революции...» — считает исследователь
    Exact
    [2, с. 214]
    Suffix
    . Цветные рисунки к первому изданию «романа для детей» (1928) были заказаны М.В. Добужинскому, уже уехавшему из России. Художник блестяще передал гротескно-фантасмагорическую природу сказки, его увлекла стихия веселой эксцентрики, чудес и приключений.
    (check this in PDF content)

  4. Start
    11062
    Prefix
    Лещинского «Дедушка Труд» (1925) Октябрьская революция представлена в облике сказочного богатыря с золотой шашкой и в красной блестящей шапке, который освобождает из темницы своего закованного в цепи отца — аллегорию труда. «В иллюстрациях А.Ф. Андронова эти ходульные, надуманные персонажи выглядят, пожалуй, еще более комично, чем в тексте»
    Exact
    [3, с. 50]
    Suffix
    . Достаточно большую группу составляют издания, в которых тема революции также трактуется иносказательно, однако авторы не изобретают новых аллегорий, а обращаются к приемам более традиционным, а главное — более близким и понятным детям.
    (check this in PDF content)

  5. Start
    12035
    Prefix
    Тема революции в детской книге 1920-х годов (с. 61—68) «взламывался, переиначивался в революционном ключе. То, что раньше служило способом научить детей хорошим манерам, теперь использовалось как повод объяснить сущность революционных событий и оснований нового мира»
    Exact
    [4, с. 161]
    Suffix
    . Одна из таких «игрушечных революций» происходит в сказке А.С. Неверова «Как жили куклы и что сделал оловянный солдатик», выпущенной в 1924 г. издательством Г.Ф. Мириманова с рисунками будущего классика соцреалистической живописи Б.
    (check this in PDF content)

  6. Start
    12646
    Prefix
    Некрасивая тряпичная кукла и оловянный солдатик с отломанной рукой затевают бунт против фарфоровых куколаристократок в роскошных платьях, связывают их и бросают в темный угол. Солдат объясняет своей союзнице: «Тут не обойдешься без крови, ничего не поделаешь... А они обязательно драться полезут, потому что не захочется им уходить из хорошей жизни»
    Exact
    [5, с. 18]
    Suffix
    . Правда, все остаются живы: повстанцы добиваются полного равенства межу игрушками, приучают изнеженных красавиц к общественно полезному труду. В финале все игрушки дружно отправляются на прогулку, напевая «Смело, товарищи, в ногу!
    (check this in PDF content)

  7. Start
    13883
    Prefix
    Они рисуют барыне безрадостную картину ее дальнейшего существования: «Плохи твои делишки! / Отдавай излишки, / Подушки и постели, / Мы все поделим! / Работай до упаду, / Получишь фунт хлеба. / А уж мармеладу / Не дадим, не требуй!»
    Exact
    [6, с. 11]
    Suffix
    . В конце сказки кукла покоряется воле восставших масс. Дилетантские, сумбурные рисунки отчасти спасает яркая лубочная раскраска; их примитивность созвучна характеру написанных на скорую руку конъюнктурных стихов.
    (check this in PDF content)

  8. Start
    14480
    Prefix
    Захаров, такие издания «часто строились по единому образцу, и даже названия их нередко бывали однотипными. <...> С другой стороны, в некоторых книжках ярко выразилась не самая очевидная сегодня мысль: революция не сотрясает основы, а восстанавливает естественное положение дел»
    Exact
    [4, с. 170]
    Suffix
    . Если «игрушечные революции» совершались в детских книгах середины 1920-х гг., как правило, бескровным путем, то этого нельзя сказать о сюжетах, связанных с более воинственными по своей природе представителями фауны.
    (check this in PDF content)

  9. Start
    16178
    Prefix
    В 1925 г. в Ростове-на-Дону вышла очень похожая по теме и составу героев, но гораздо менее удачная в художественном отношении сказка П.Н. Яковлева «Еж большевик» с рисунками художника А. Ованесова. На сей раз в роли врага лесного народа выступает не волк, а «Отвратительный, дикий тиран / Царь звериный — жестокий кабан»
    Exact
    [7, с. 8]
    Suffix
    . Главное его злодеяние заключается в том, что он строжайше запретил своим подданным футбол, да и все остальные игры. Одни животные показаны в своем естественном виде, другие очеловечены. Идеолог восстания еж ничем не выделяется из общей массы зверей, зато Иллюстрация к сказке Е.
    (check this in PDF content)

  10. Start
    17924
    Prefix
    Они выглядят гораздо эффектнее, чем невзрачные пролетарии-мухи, вооруженные винтовками и знаменами. Кульминация повествования — сцена, в которой «Ополчившиеся мушки / Звезданули по макушке... / Паучищу главного, / Паразита славного»
    Exact
    [8, с. 8]
    Suffix
    . С остальными угнетателями сказочные революционеры-насекомые обошлись более гуманно, чем большевики: дали им шанс исправиться, а увидев, что агрессивные инстинкты неистребимы, изгнали из своей страны.
    (check this in PDF content)