The 30 reference contexts in paper Milena Sukhotina L., Милена Сухотина Львовна (2018) “Система научно-технической информации в России: правовые и организационные основы // System of Scientific and Technical Information in Russia: Legal and Organizational Basis” / spz:neicon:bibliotekovedenie:y:2018:i:1:p:41-48

  1. Start
    323
    Prefix
    Ф едеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» гласит, что «основными целями государственной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства»
    Exact
    [1, ст. 11, п. 1]
    Suffix
    . Главными задачами образованного в 1948 г. Государственного комитета Совета Министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство (позднее — Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике, ГКНТ СССР) стало определение основных направлений развития науки и техники, планирование и организация разработок, имеющих общегосударственное значение, а также организация вн
    (check this in PDF content)

  2. Start
    4160
    Prefix
    «К ее ключевым функциям относились: генерация, сбор, обработка, хранение, поиск, представление и распространение научной и технической информации. Два основных функциональных блока — генерация НТИ-ресурсов и информационное обслуживание пользователей»
    Exact
    [2, с. 5]
    Suffix
    . Фундаментом организационной структуры ГСНТИ послужил созданный в 1952 г. Институт научной информации АН СССР, c 1955 г. — Всесоюзный институт научной и технической информации (ВИНИТИ) АН СССР, c 1993 г.
    (check this in PDF content)

  3. Start
    4630
    Prefix
    — Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ) РАН. В 1961 г. ВИНИТИ «был утвержден головным научно-исследовательским институтом по проблемам НТИ с возложенными на него научно-организационными функциями» по созданию и развитию ГСНТИ
    Exact
    [3, с. 208—209]
    Suffix
    . На ГКНТ СССР было возложено руководство делом научно-технической информации в стране; координация и общее методическое руководство органами НТИ и пропаганды, независимо от их ведомственной принадлежности, а также контроль за соблюдением установленного порядка работы органов НТИ и утверждение годовых издательских планов этих органов [4].
    (check this in PDF content)

  4. Start
    4982
    Prefix
    На ГКНТ СССР было возложено руководство делом научно-технической информации в стране; координация и общее методическое руководство органами НТИ и пропаганды, независимо от их ведомственной принадлежности, а также контроль за соблюдением установленного порядка работы органов НТИ и утверждение годовых издательских планов этих органов
    Exact
    [4]
    Suffix
    . В многоуровневой ГСНТИ координация процессов создания, распространения, обмена и хранения информации осуществлялась по вертикально-горизонтальной схеме. Структура состояла из нескольких уровней: федеральный (всесоюзный), республиканский (территориальный — межотраслевые органы информации); отраслевой (подчинение соответствующим министерствам и ведомствам); информационные службы предприятий, НИ
    (check this in PDF content)

  5. Start
    5932
    Prefix
    , республиканские системы НТИ, бывшие составной частью ГСНТИ, «с одной стороны, являясь “узлами коммутации”, отбирали и распространяли в республиках обработанную в специализированных союзных центрах информацию, с другой — формировали “восходящий поток информации” о достижениях науки и техники по регионам, передавая его для обработки и хранения в соответствующие всесоюзные органы НТИ»
    Exact
    [5, с. 3]
    Suffix
    . В состав крупных органов НТИ входили библиотеки, которые занимались библиографическим обслуживанием специалистов. «Вновь организованная ГСНТИ, подчиненная ГКНТ, оказалась противопоставленной традиционному библиотечно-библиографическому институту, которым ведало Министерство культуры СССР» [6, с. 7].
    (check this in PDF content)

  6. Start
    6243
    Prefix
    В состав крупных органов НТИ входили библиотеки, которые занимались библиографическим обслуживанием специалистов. «Вновь организованная ГСНТИ, подчиненная ГКНТ, оказалась противопоставленной традиционному библиотечно-библиографическому институту, которым ведало Министерство культуры СССР»
    Exact
    [6, с. 7]
    Suffix
    . Библиотеки с разной степенью успеха сопротивлялись экспансии ГСНТИ, ее проникновению на свою территорию, но оказались не востребованными для разрешения информационного кризиса науки и техники (исторический аспект взаимоотношений научно-информационного и библиотечного сообществ подробно освещен А.
    (check this in PDF content)

  7. Start
    6567
    Prefix
    Библиотеки с разной степенью успеха сопротивлялись экспансии ГСНТИ, ее проникновению на свою территорию, но оказались не востребованными для разрешения информационного кризиса науки и техники (исторический аспект взаимоотношений научно-информационного и библиотечного сообществ подробно освещен А.В. Соколовым
    Exact
    [6]
    Suffix
    ). В документах Архива Российской государственной библиотеки (РГБ, ранее — Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина, ГБЛ) упоминается, что в организационную структуру системы НТИ, помимо НИИ, КБ и других организаций, входили научные и специальные библиотеки различных ведомств — универсальные научные библиотеки Министерства культуры СССР и союзных республик, научные и технические би
    (check this in PDF content)

  8. Start
    7453
    Prefix
    Так, в 1972 г. в соответствии с общегосударственным координационным планом, утвержденным ГКНТ СССР, ГБЛ участвовала в исследовании функций научных и технических библиотек в единой системе НТИ страны. Итогом работы стал научный отчет, отражающий специфические направления деятельности универсальных библиотек, был составлен первоначальный проект программы их развития в ГСНТИ
    Exact
    [7]
    Suffix
    . В дальнейшем ГБЛ приступила к реализации программы работ ГКНТ СССР на 1976—1980 гг., чтобы «создать государственную автоматизированную систему НТИ, обеспечивающую повышение научно-технического уровня и эффективности исследований, разработок и производства» в качестве всесоюзного центра ГСНТИ [8].
    (check this in PDF content)

  9. Start
    7755
    Prefix
    В дальнейшем ГБЛ приступила к реализации программы работ ГКНТ СССР на 1976—1980 гг., чтобы «создать государственную автоматизированную систему НТИ, обеспечивающую повышение научно-технического уровня и эффективности исследований, разработок и производства» в качестве всесоюзного центра ГСНТИ
    Exact
    [8]
    Suffix
    . Осенью 1972 г. в целях улучшения информационного обслуживания по вопросам культуры и искусства партийных и правительственных органов, аппарата Министерства культуры СССР и союзных республик, учреждений культуры и искусства, а также ученых и специалистов в составе ГБЛ создается Информационный центр по вопросам культуры и искусства1 с функциями центрального отраслевого информационного органа.
    (check this in PDF content)

  10. Start
    8772
    Prefix
    На основе этих подразделений получили развитие такие «формы информационного обслуживания, которые стали в дальнейшем характерны для органов информации (ИРИ, ДОР, фактографическая информации и т. д.)»
    Exact
    [9]
    Suffix
    . Основополагающее значение для формирования отраслевой системы информации имело постановление коллегии Министерства культуры СССР от 19 января 1977 г. No 4 «О совершенствовании системы информации по культуре и искусству в свете решений XXVI съезда КПСС».
    (check this in PDF content)

  11. Start
    9497
    Prefix
    В целях дальнейшего повышения эффективности информационной работы в отрасли по согласованию с ГКНТ СССР было принято решение «возложить функции центрального отраслевого органа информации по проблемам культуры и искусства на ГБЛ в целом»
    Exact
    [10]
    Suffix
    . Это позволило целенаправленно организовать работу всех подразделений библиотеки в данном направлении, «значительно полнее предоставить результаты отраслевой системы информации по проблемам культуры и искусства в ГСНТИ» [11].
    (check this in PDF content)

  12. Start
    9724
    Prefix
    Это позволило целенаправленно организовать работу всех подразделений библиотеки в данном направлении, «значительно полнее предоставить результаты отраслевой системы информации по проблемам культуры и искусства в ГСНТИ»
    Exact
    [11]
    Suffix
    . В утвержденном Министерством культуры СССР от 9 августа 1984 г. No 29-127 «Положении о системе научно-технической информации в отрасли культуры и искусства» были обозначены цели, задачи, структура, основные направления деятельности и тематический диапазон отраслевой системы НТИ по культуре и искусству в составе ГСНТИ.
    (check this in PDF content)

  13. Start
    10801
    Prefix
    В начале 1990-х гг., в период распада СССР, произошли изменения организационной структуры ГСНТИ. Был упразднен ГКНТ СССР, «прекращено его управляющее воздействие на систему НТИ и осуществление контроля научно-информационной деятельностью»
    Exact
    [12, с. 138]
    Suffix
    . Всесоюзные, позже всероссийские, головные организации системы, изменив название, сохранились, но их ресурсное обеспечение снизилось, «республиканские центры НТИ и НТБ вышли из системы, оказавшись за пределами России» [13, с. 9].
    (check this in PDF content)

  14. Start
    11036
    Prefix
    Всесоюзные, позже всероссийские, головные организации системы, изменив название, сохранились, но их ресурсное обеспечение снизилось, «республиканские центры НТИ и НТБ вышли из системы, оказавшись за пределами России»
    Exact
    [13, с. 9]
    Suffix
    . В связи с перестройкой всей экономики России, изменением системы государственного управления и ликвидацией большинства министерств и ведомств были упразднены отраслевые центральные НТБ и центры НТИ.
    (check this in PDF content)

  15. Start
    11880
    Prefix
    В этот же период «в Министерстве науки, высшей школы и технической политики РФ были образованы Управление НТИ и Комитет по патентам и товарным знакам (Роспатент), который наряду с институтами и центрами НТИ, а также специальными, научными и НТБ, ответственными за формирование и организацию использования государственных ресурсов, должны были образовать ГСНТИ России»
    Exact
    [12, с. 138]
    Suffix
    . Информационная деятельность становилась все более значимой составной частью научной и практической деятельности в разных сферах жизни общества, но ее законодательное регулирование оставалось без изменений.
    (check this in PDF content)

  16. Start
    12404
    Prefix
    Позднее основные направления государственной научно-технической политики были обозначены нормативно-правовым актом, установившим порядок управления научной и (или) научно-технической деятельностью, которая осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления
    Exact
    [1, ст. 7, п. 1]
    Suffix
    . Правовое регулирование отношений между субъектами научной и/или научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и/или научно-технической продукции (работ и услуг) было закреплено законом «О науке и государственной научно-технической политике» [1].
    (check this in PDF content)

  17. Start
    12707
    Prefix
    Правовое регулирование отношений между субъектами научной и/или научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и/или научно-технической продукции (работ и услуг) было закреплено законом «О науке и государственной научно-технической политике»
    Exact
    [1]
    Suffix
    . В 1990-е гг., находясь в условиях жесткого ограничения финансирования, бо’льшая часть организационной структуры ГСНТИ сохранилась и в дальнейшем послужила фундаментом для развития информатизации в новой России.
    (check this in PDF content)

  18. Start
    13014
    Prefix
    В 1990-е гг., находясь в условиях жесткого ограничения финансирования, бо’льшая часть организационной структуры ГСНТИ сохранилась и в дальнейшем послужила фундаментом для развития информатизации в новой России. Этому способствовало «Положение о государственной системе научно-технической информации»
    Exact
    [14]
    Suffix
    . В настоящее время этот документ правительственного уровня является основным нормативно-правовым актом, способствующим реализации функций государства по сохранению и созданию федеральных информационных фондов и систем в области науки и техники.
    (check this in PDF content)

  19. Start
    14104
    Prefix
    Координация работ по формированию и использованию государственных ресурсов НТИ в 1997 г. была возложена на Министерство науки и технологий Российской Федерации, при котором в качестве совещательного органа был создан совет ГСНТИ, решения которого реализовывались приказами
    Exact
    [14]
    Suffix
    . Государственные универсальные библиотеки принимали активное участие в развитии системы НТИ. В число основных направлений их работы входила поддержка и развитие информационного обеспечения культурной деятельности регионов.
    (check this in PDF content)

  20. Start
    15741
    Prefix
    Библиотечной Ассамблеи Евразии (БАЕ) и РГБ в 1990-е гг. в рамках основных программ библиотечного взаимодействия, в частности программы «Интеринформкультура», «была посвящена проблеме сохранения и дальнейшего развития информационно-поисковой системы по культуре и искусству. <...> ...Помогла сохранению центров информации по культуре и искусству во всех национальных библиотеках стран СНГ...»
    Exact
    [15, с. 227—228]
    Suffix
    . Сложившаяся система органов информации в области культуры и искусства оказалась стойкой и жизнеспособной, невзирая на политические и экономические перипетии. В 2002 г. была утверждена федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002— 2010 гг.)» [16], направленная в том числе на создание и развитие на федеральном и региональном уровнях системы информационно-аналитических центров, обес
    (check this in PDF content)

  21. Start
    16009
    Prefix
    Сложившаяся система органов информации в области культуры и искусства оказалась стойкой и жизнеспособной, невзирая на политические и экономические перипетии. В 2002 г. была утверждена федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002— 2010 гг.)»
    Exact
    [16]
    Suffix
    , направленная в том числе на создание и развитие на федеральном и региональном уровнях системы информационно-аналитических центров, обеспечивающих сбор и обработку информации, необходимой для осуществления эффективного мониторинга социально-экономической обстановки.
    (check this in PDF content)

  22. Start
    16762
    Prefix
    «Если до 2003 г. информационные центры, имеющие статус всероссийских, стабильно работали и выполняли свои функции по обработке информационных потоков и генерации информационных продуктов и услуг, то с 2004 г. сохранить эти структуры, составляющие стержень ГСНТИ, стало проблематично. Поддержка со стороны государства процессов формирования и хранения информационных ресурсов сокращается»
    Exact
    [17, с. 38]
    Suffix
    . По-прежнему организационная структура ГСНТИ, созданная в советское время, остается без изменений. Координацию работы сохранившихся центральных органов НТИ России ВИНИТИ РАН не осуществляет. По информации, опубликованной на его официальном сайте (http://www.viniti. ru), важным направлением научной и научно-информационной деятельности ВИНИТИ является развитие сотрудничества с международными о
    (check this in PDF content)

  23. Start
    17658
    Prefix
    «продолжают функционировать центральные органы НТИ и библиотек, находящиеся преимущественно на бюджетном финансировании; определенное число региональных органов НТИ и библиотек, а также органов НТИ при НИИ и предприятиях, созданных в рамках ГСНТИ; библиотечные ассоциации и общества; 69 региональных центров НТИ объединения “Росинформресурс”; региональные центры НТИ в составе ОАО “РЖД”»
    Exact
    [2, с. 13]
    Suffix
    . Основы, заложенные информационным центром РГБ, явились базой с многолетними традициями и авторитетом в научно-информационной и научно-методической деятельности как для территориальных/региональных служб, так и для библиотечного сообщества в целом.
    (check this in PDF content)

  24. Start
    18315
    Prefix
    Они легли в основу российской системы научно-информационного обеспечения культурной деятельности (Росинформкультура) на основе добровольных партнерских взаимоотношений, прежде всего, региональных библиотек. Обобщение опыта информационной работы по культуре и искусству в универсальных научных библиотеках России представлено в аналитическом обзоре, подготовленном в 2009 г. специалистами РГБ
    Exact
    [18]
    Suffix
    . Анализ деятельности показал, что созданные в структуре библиотек службы информации по культуре и искусству являются проводниками по информационному обеспечению программ развития культуры в регионах, с их помощью осуществляется информационное сопровождение исследований сферы культуры.
    (check this in PDF content)

  25. Start
    18937
    Prefix
    Благодаря взаимодействию между участниками расширяется региональное корпоративное сотрудничество; реализуются общественно значимые региональные проекты; «повышается эффективность информационного обслуживания, его полнота и оперативность за счет более широкого использования электронных ресурсов, в первую очередь Интернета»
    Exact
    [18, с. 69]
    Suffix
    . На современном этапе РГБ продолжает осуществлять информационное обслуживание специалистов сферы культуры, сохраняя традиции Росинформкультуры. В последние годы в работе по информационному обеспечению этой сферы происходят значительные изменения, в частности, это относится к библиотечно-информационному обслуживанию на региональном уровне, «растет доверие к библиотекам как к организациям, спос
    (check this in PDF content)

  26. Start
    19416
    Prefix
    В последние годы в работе по информационному обеспечению этой сферы происходят значительные изменения, в частности, это относится к библиотечно-информационному обслуживанию на региональном уровне, «растет доверие к библиотекам как к организациям, способным выполнять мониторинг состояния библиотечной сферы регионов»
    Exact
    [19, с. 32]
    Suffix
    . В современных условиях нестабильности мировой экономики, в том числе и российской, дать объективный прогноз дальнейшего развития и направления деятельности научной и технической составляющих довольно сложно.
    (check this in PDF content)

  27. Start
    20554
    Prefix
    Согласно «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», одним из приоритетов «в области исследований и разработок станет создание и развитие центров компетенции путем создания национальных исследовательских центров... В качестве центров компетенции рассматриваются возникающие в регионах наукоемкие кластеры»
    Exact
    [20]
    Suffix
    . Так, сегодня на территории Москвы и некоторых регионов России при поддержке Правительства Российской Федерации и местных органов управления создаются современные технополисы, технопарки. Инициатива, безусловно, положительная, но подобные проекты можно рассматривать, скорее всего, с точки зрения их объединения только в момент проведения крупных событий индустрии высоких технологий (форумов,
    (check this in PDF content)

  28. Start
    22064
    Prefix
    <...> С учетом новых экономических реалий национальная система НТИ России должна объединять и государственные, и коммерческие научно-информационные структуры. Меры по обеспечению единства системы должны охватывать весь комплекс НТИ-элементов независимо от их формы собственности»
    Exact
    [21, с. 19]
    Suffix
    . В настоящее время в ГСНТИ «остаются не в полной мере исследованными проблемы научноинформационного обеспечения инновационных процессов в экономике и обществе. Пока не определены основные характеристики системы, не проанализированы в полной мере пути ее оптимизации, не рассмотрены особенности возможного построения и принципов работы и не вполне исследованы вопросы, связанные с перспективами
    (check this in PDF content)

  29. Start
    22495
    Prefix
    Пока не определены основные характеристики системы, не проанализированы в полной мере пути ее оптимизации, не рассмотрены особенности возможного построения и принципов работы и не вполне исследованы вопросы, связанные с перспективами развития системы НТИ»
    Exact
    [2, с. 4—5]
    Suffix
    . Существуют «различия в принципах, структуре, составе описания и представления информации, используемой терминологии и поисковых систем... Нет общей инфокоммуникационной среды, ориентированной на согласованные стандарты информационного обмена», в связи с этим основными организационными задачами для развития системы должны стать «формирование национальной системы НТИ как составной части нац
    (check this in PDF content)

  30. Start
    23033
    Prefix
    Нет общей инфокоммуникационной среды, ориентированной на согласованные стандарты информационного обмена», в связи с этим основными организационными задачами для развития системы должны стать «формирование национальной системы НТИ как составной части национального информационного пространства; формирование государственного заказа на подготовку, ведение и поддержание ресурсов НТИ»
    Exact
    [22]
    Suffix
    . Необходима поддержка государства на законодательном и исполнительном уровнях; проведение исследования современного состояния системы НТИ с учетом показателей материально-технического обеспечения, ресурсной базы, кадрового потенциала и др.; актуализация действующих и/или разработка новых правовых документов, регламентирующих деятельность единой системы и каждой отдельной организации в ее струк
    (check this in PDF content)