The 33 reference contexts in paper Elena Ivanova A., Maria Ermakova E., Елена Иванова Александровна, Мария Ермакова Евгеньевна (2017) “Ивановский зал в истории Румянцевского музея и Российской государственной библиотеки // Ivanovsky Hall in the History of the Rumyantsev Museum and the Russian State Library” / spz:neicon:bibliotekovedenie:y:2017:i:5:p:567-576

  1. Start
    3851
    Prefix
    Основным источником пополнения отделений музея являлись дары частных лиц, учреждений и различных научных и художественных обществ. За счет даров, как единичных предметов, так и целых коллекций выдающихся произведений отечественной и зарубежной живописи и графики, сформировалось и отделение изящных искусств музея
    Exact
    [1, с. 10—78]
    Suffix
    . Особое место как в картинной галерее, так и в музее в целом занимали произведения А.А. Иванова. Постоянно растущее художественное собрание музея насчитывало сотни, а затем и тысячи произведений.
    (check this in PDF content)

  2. Start
    5102
    Prefix
    Полотно, приобретенное императором в 1858 г. (как изначально предполагалось — для Эрмитажа, но хранившееся в Императорской академии художеств), было привезено в Москву на выставку Общества любителей художеств в 1861 году. О пожаловании же картины Московскому публичному музею было сообщено уже в июле 1861 г., задолго до его открытия
    Exact
    [2, л. 9, 12]
    Suffix
    . Постепенно Ивановское собрание расширялось. В 1867 г. Великая княгиня Елена Павловна пожаловала музею этюд головы Иоанна Крестителя. В 1877 г. по завещанию брата художника, С.А. Иванова, в музей поступили другие живописные этюды для картины «Явление Мессии», а в 1893 г. по его же завещанию Римским археологическим институтом были переданы и эскизы А.
    (check this in PDF content)

  3. Start
    5811
    Prefix
    «Библейские эскизы» были выставлены в особой витрине галереи, в зале 2-го этажа, где находилась и картина «Явление Мессии». Сюда же были перенесены в 1900 г. и этюды А.А. Иванова к этой картине. Таким образом, впервые Ивановский зал был выделен в 1900 г. (располагался в одном из залов бельэтажа Дома Пашкова)
    Exact
    [3, с. 114]
    Suffix
    . В 1901 г. в составе собрания К.Т. Солдатёнкова поступила картина «Приам в ставке Ахилла» и эскизы к картинам «Явление Мессии» и «Явление Христа Марии Магдалине», пополнившие коллекцию работ А.А.
    (check this in PDF content)

  4. Start
    8572
    Prefix
    Однако все острее ощущалась теснота помещений, не позволявшая ни достойно экспонировать коллекции, ни обеспечить комфортное их обозрение, а читальный зал библиотеки не мог вместить всех желающих в него попасть. Уже в 1900 г. было передано на хранение Московскому университету минералогическое собрание
    Exact
    [6, с. 11]
    Suffix
    . Ставился вопрос, правда, не получивший одобрения Совета музея, о передаче в иные учреждения и некоторых других коллекций [7, л. 45—46]. Сооружение новых зданий и перевод в них ряда отделений было единственно возможным решением проблемы.
    (check this in PDF content)

  5. Start
    8703
    Prefix
    Уже в 1900 г. было передано на хранение Московскому университету минералогическое собрание [6, с. 11]. Ставился вопрос, правда, не получивший одобрения Совета музея, о передаче в иные учреждения и некоторых других коллекций
    Exact
    [7, л. 45—46]
    Suffix
    . Сооружение новых зданий и перевод в них ряда отделений было единственно возможным решением проблемы. Еще в 1901 г. директор музея И.В. Цветаев выдвигал идею постройки отдельного здания для картинной галереи и пытался уговорить Ю.
    (check this in PDF content)

  6. Start
    9010
    Prefix
    Сооружение новых зданий и перевод в них ряда отделений было единственно возможным решением проблемы. Еще в 1901 г. директор музея И.В. Цветаев выдвигал идею постройки отдельного здания для картинной галереи и пытался уговорить Ю.С. Нечаева-Мальцева профинансировать этот проект, но безуспешно
    Exact
    [8, с. 60]
    Suffix
    . Администрацией музея неоднократно возбуждалось ходатайство перед министерством о расширении читального зала. На протяжении нескольких лет в прессе (в газетах «Голос Москвы», «Русские ведомости», «Речь» и др.) появлялись статьи о необходимости оказания помощи музею.
    (check this in PDF content)

  7. Start
    10473
    Prefix
    Голицына и заведующего отделением изящных искусств и классических древностей Н.И. Романова. В 1910 г. был разработан и представлен в министерство очередной план переустройства читального зала и возведения новых построек, получивший одобрение в 1911 г.
    Exact
    [4, с. 6]
    Suffix
    . План предполагал постройку новых зданий для картинной галереи, этнографического музея и отделения древностей с запасом помещений для будущих поступлений и передачу Дома Пашкова под библиотеку с читальным залом.
    (check this in PDF content)

  8. Start
    11497
    Prefix
    Ежегодника Московского архитектурного общества за 1912—1913 гг. нилище и временное помещение для картинной галереи и переоборудовать под читальный зал занимаемое ею пространство — центральную часть Дома Пашкова. После постройки же постоянного здания это временное помещение предполагалось использовать для проведения выставок, как организуемых самим музеем, так и другими лицами и обществами
    Exact
    [12, с. 6]
    Suffix
    . Автором проекта новых зданий стал Н.Л. Шевяков, вступивший в должность архитектора Московского публичного и Румянцевского музеев в сентябре 1908 г. (занимал ее до марта 1919 г.) [13, л. 1—15]. В записке, адресованной руководству музея в связи с рассмотрением вопроса о приеме Н.
    (check this in PDF content)

  9. Start
    11686
    Prefix
    После постройки же постоянного здания это временное помещение предполагалось использовать для проведения выставок, как организуемых самим музеем, так и другими лицами и обществами [12, с. 6]. Автором проекта новых зданий стал Н.Л. Шевяков, вступивший в должность архитектора Московского публичного и Румянцевского музеев в сентябре 1908 г. (занимал ее до марта 1919 г.)
    Exact
    [13, л. 1—15]
    Suffix
    . В записке, адресованной руководству музея в связи с рассмотрением вопроса о приеме Н.Л. Шевякова на вакантную должность, его коллега гражданский инженер И.А. Иванов-Шиц характеризовал его как «способного, опытного и добросовестного архитектора», осуществившего возведение таких построек, как гимназия Креймана, Женское коммерческое училище в Москве и др. [13, л. 5].
    (check this in PDF content)

  10. Start
    12054
    Prefix
    Иванов-Шиц характеризовал его как «способного, опытного и добросовестного архитектора», осуществившего возведение таких построек, как гимназия Креймана, Женское коммерческое училище в Москве и др.
    Exact
    [13, л. 5]
    Suffix
    . Н.Л. Шевяков разрабатывал и осуществлял как самостоятельные проекты, так и совместные с другими архитекторами, например, с Л.Н. Кекушевым (их конкурсный проект гостиницы «Метрополь» был удостоен 1-й премии) и с С.
    (check this in PDF content)

  11. Start
    12395
    Prefix
    Кекушевым (их конкурсный проект гостиницы «Метрополь» был удостоен 1-й премии) и с С.У. Соловьевым. Архитектурную практику он успешно и на протяжении долгих лет совмещал с преподавательской деятельностью
    Exact
    [14, с. 439—440]
    Suffix
    . В 1912 г. из средств Государственного казначейства наконец были ассигнованы деньги на первоочередные работы. В том же году приступили к постройке книгохранилища и временной картинной галереи на свободном участке, выходящем на Ваганьковский переулок.
    (check this in PDF content)

  12. Start
    13005
    Prefix
    Московские газеты сообщали о состоявшемся молебне при закладке новых строений, давали характеристику и описывали предназначение новых построек, а в дальнейшем освещали ход работ как по строительству, так и по перемещению картин в новое здание
    Exact
    [15—18]
    Suffix
    . К концу года были возведены стены книгохранилища, картинная галерея вчерне закончена и покрыта стеклянной крышей, что дало возможность продолжить работу и в зимнее время [5, с. 16]. Уже с середины 1913 г. картинная галерея в Доме Пашкова была закрыта для посетителей.
    (check this in PDF content)

  13. Start
    13186
    Prefix
    о состоявшемся молебне при закладке новых строений, давали характеристику и описывали предназначение новых построек, а в дальнейшем освещали ход работ как по строительству, так и по перемещению картин в новое здание [15—18]. К концу года были возведены стены книгохранилища, картинная галерея вчерне закончена и покрыта стеклянной крышей, что дало возможность продолжить работу и в зимнее время
    Exact
    [5, с. 16]
    Suffix
    . Уже с середины 1913 г. картинная галерея в Доме Пашкова была закрыта для посетителей. В связи с предстоящим перемещением произошли и структурные изменения в отделении изящных искусств и классических древностей.
    (check this in PDF content)

  14. Start
    13877
    Prefix
    Эти два собрания, как и собрание «древних бронз» и небольшой отдел Древнего Востока, были официально присоединены к отделению древностей. В новое здание должны были быть переведены только картинная галерея и гравюрный кабинет, отделение же стало именоваться отделением изящных искусств
    Exact
    [19, с. 95—96]
    Suffix
    . В течение всего 1914 г. и в начале 1915 г. проводились работы по перемещению собраний отделения изящных искусств из старого здания в новое, ремонту рам и составлению нового каталога. В прессе достаточно детально освещалось перемещение картины А.
    (check this in PDF content)

  15. Start
    14359
    Prefix
    Иванова, чьи большие размеры и состояние красочного слоя вызвали немалые затруднения. При ее транспортировке был применен изобретенный художником-реставратором И.К. Крейтором способ с использованием особого цилиндра
    Exact
    [20]
    Suffix
    . 14 сентября 1915 г. осуществилось долгожданное открытие новой картинной галереи Императорского Московского и Румянцевского музея. «Московские ведомости» сообщали: «В светлых удачно расположенных залах нового помещения галереи размещены 732 произведения искусства.
    (check this in PDF content)

  16. Start
    15051
    Prefix
    В первом этаже помещены картины итальянских, французских и голландских мастеров, начиная с XVI в., и произведения русских художников XIX и XX веков. Во втором этаже находятся картины старой русской школы. Здесь же устроен зал гравюр и отделение японской и китайской бронзы»
    Exact
    [21]
    Suffix
    . Картинная галерея Румянцевского музея стала вторым в Москве зданием после галереи П.И. Третьякова, построенным специально для экспонирования предметов искусства. Вид лестницы картинной галереи с работами итальянских и французских художников XVII в.
    (check this in PDF content)

  17. Start
    15912
    Prefix
    Картины были размещены по школам, а в русской школе, по возможности, и по хронологическим группам. Стены главной лестницы украшали французские и итальянские картины XVII в., «своим декоративным характером дополняющие архитектуру помещения, служащего входом в галерею»
    Exact
    [22, с. 9]
    Suffix
    . На втором этаже в трех залах, посвященных русской живописи, по левой стороне находились преимущественно произведения «в идеально-романтическом духе», по правой было представлено развитие реализма.
    (check this in PDF content)

  18. Start
    17944
    Prefix
    Практически сразу выявились и достоинства, и недостатки нового двухэтажного здания, «выстроенного по последнему слову музейской техники» и представляющего собой «длинное двухэтажное здание исключительно с верхним светом»
    Exact
    [23, с. 7]
    Suffix
    . Последний, безусловно, являлся большим преимуществом, но в пасмурные зимние дни в залах нижнего этажа нехватка света все-таки ощущалась, и необходимо было освещать первый этаж электричеством. Серьезным неудобством для посетителей были недостаточно большие площади залов, особенно на втором этаже, где амбразуры в средней части пола для освещения нижнего этажа заставляли зрителей тесниться и о
    (check this in PDF content)

  19. Start
    18548
    Prefix
    неудобством для посетителей были недостаточно большие площади залов, особенно на втором этаже, где амбразуры в средней части пола для освещения нижнего этажа заставляли зрителей тесниться и ограничивали обзор отдельных картин. Но самые тревожные мысли сотрудников музея вызывало отсутствие свободных мест на стенах, что заранее препятствовало возможности размещения грядущих экспонатов
    Exact
    [24, с. 99—103]
    Suffix
    . В начале 1917 г. в связи с новыми поступлениями в картинной галерее пришлось произвести большую перестановку и изменить совсем недавно созданную экспозицию. Имевшиеся в распоряжении музея площади не позволили полностью разместить в залах вновь поступившие коллекции, и часть картин вынужденно поместили в запасных помещениях.
    (check this in PDF content)

  20. Start
    19023
    Prefix
    Имевшиеся в распоряжении музея площади не позволили полностью разместить в залах вновь поступившие коллекции, и часть картин вынужденно поместили в запасных помещениях. Уже в отчете 1917 г. как о первостепенной задаче говорилось о необходимости скорейшего возведения нового здания большей площади
    Exact
    [25, с. 217—218]
    Suffix
    . Революция открыла новую страницу в истории и музея, и его отделения изящных искусств. В этот период Румянцевский музей стал центром собирания и сохранения художественных богатств, частных коллекций, спасенных в его стенах от физического уничтожения или от вывоза за границу.
    (check this in PDF content)

  21. Start
    19732
    Prefix
    время многие коллекционеры пытались заручиться поддержкой государства для сбережения своих художественных сокровищ и передавали свои собрания в дар или на временное хранение в Румянцевский музей. Наследниками Л.К. Зубалова было передано не только его богатейшее собрание изобразительного и прикладного искусства, но и дом на СадовойЧерногрязской улице, ставший филиалом Румянцевского музея
    Exact
    [25, с. 37]
    Suffix
    . Музей стал активно участвовать и в национализации, а потом и в перераспределении художественных и книжных фондов. Согласно постановлениям Совета народных комиссаров 1917—1921 гг. и другим законодательным актам Румянцевский музей пополнялся реквизированным, конфискованным и бесхозным имуществом [25, с. 1].
    (check this in PDF content)

  22. Start
    20041
    Prefix
    Музей стал активно участвовать и в национализации, а потом и в перераспределении художественных и книжных фондов. Согласно постановлениям Совета народных комиссаров 1917—1921 гг. и другим законодательным актам Румянцевский музей пополнялся реквизированным, конфискованным и бесхозным имуществом
    Exact
    [25, с. 1]
    Suffix
    . Картинная галерея за это время увеличилась на треть, кабинет гравюр не менее чем вдвое и насчитывал около 250 тыс. листов, при этом значительно повысился художественный уровень западноевропейской части собрания, а кабинет гравюр выдвинулся на одно из первых мест среди отечественных собраний.
    (check this in PDF content)

  23. Start
    20797
    Prefix
    Такая ситуация, конечно, не могла не повлиять на здание, построенное как временное помещение. В стенах появились разрывы и трещины, была повреждена и протекала крыша, усилилась осадка одного угла здания
    Exact
    [25, с. 234]
    Suffix
    . Картины, находящиеся в нем, также получили повреждения. Состояние здания картинной галереи впоследствии послужило дополнительным аргументом в пользу перемещения ее коллекций. В ноябре 1920 г. рабоче-крестьянская инспекция проверила состояние отделения изящных искусств.
    (check this in PDF content)

  24. Start
    21551
    Prefix
    Помещения отделения были перегружены картинами и предметами, не было места для хранения и работы с ними, немалое число картин приходилось убирать в запасники. В этих условиях неимоверной тесноты ненадолго исправил положение филиал музея, находящийся в доме Зубаловых, где был устроен выставочный зал
    Exact
    [25, с. 38]
    Suffix
    . К сожалению, в июле 1921 г. он был упразднен, а с 1 января 1922 г. дом перешел в ведение Главного комитета по делам музеев и охране памятников искусства, старины и природы при Народном комиссариате просвещения РСФСР (Главмузея).
    (check this in PDF content)

  25. Start
    22686
    Prefix
    В результате был выбран второй путь развития, приведший в итоге к упразднению Государственного Румянцевского музея как целостного организма, центра просветительско-художественной жизни Москвы и ликвидации его картинной галереи
    Exact
    [26]
    Suffix
    . 8 августа 1921 г. коллегией Главмузея был принят план реорганизации музея: вся его территория, филиалы в Сергиевом Посаде, Рогожском поселке и Дмитрове передаются Всероссийской публичной библиотеке, которая организуется из главной библиотеки Румянцевского музея; картинная галерея выводится из состава музея в помещение Музея изящных искусств на Волхонке, где создается Музей старой западной жи
    (check this in PDF content)

  26. Start
    24610
    Prefix
    Романов исходил из мысли, что русское и европейское искусство в своих вершинных проявлениях находились в одном русле развития живописи, в рамках одного художественного направления, одной общеевропейской школы. И пример А.А. Иванова был тому подтверждением. Кроме того, грандиозную картину и весь сопровождавший ее художественный материал не так просто было куда-то переместить
    Exact
    [27, с. 129—130]
    Suffix
    . Уже в мае 1922 г. Ученый совет Румянцевского музея назначил Н.И. Романова хранителем Музея старой западной живописи, состоявшего пока еще только из собрания Д.И. Щукина и размещавшегося в бывшем особняке коллекционера на Староконюшенном, д. 35.
    (check this in PDF content)

  27. Start
    25116
    Prefix
    Но 25 марта 1924 г. коллегией Главного управления научными, научно-художественными и музейными учреждениями (Главнауки) было принято окончательное решение о расформировании музея, в основных чертах соответствующее планам реорганизации 1921 г.
    Exact
    [26, с. 10]
    Suffix
    . Летом и осенью 1924 г. Н.И. Романов вывез на Волхонку иностранную часть картинной галереи и кабинет гравюр с библиотекой по искусству. Третьяковская галерея в 1925—1927 гг. значительно пополнила свои фонды, забрав картины русских художников из помещений бывшего Румянцевского музея.
    (check this in PDF content)

  28. Start
    27051
    Prefix
    Иванова работы неизвестного художника находятся в помещениях бывшей картинной галереи, причем ГБЛ отвечает за их физическую сохранность и уход за ними, художественная сохранность является делом Третьяковской галереи. Экспозицию этюдов и картин берет на себя Третьяковская галерея
    Exact
    [28, л. 469]
    Suffix
    . Помещения бывшей картинной галереи недолго оставались пустыми. В 1925 г. большая их часть, верхний этаж, за исключением Ивановского зала, и большой зал нижнего этажа, находящийся под Ивановским, были переданы Музею книги2, один зал нижнего этажа занимал музей А.
    (check this in PDF content)

  29. Start
    27360
    Prefix
    В 1925 г. большая их часть, верхний этаж, за исключением Ивановского зала, и большой зал нижнего этажа, находящийся под Ивановским, были переданы Музею книги2, один зал нижнего этажа занимал музей А.П. Чехова и литературные комнаты
    Exact
    [29, л. 3; 30, с. 30]
    Suffix
    . Переезд Музея книги в новое помещение проходил в течение 1925—1926 годов. Близкое соседство книжной экспозиции и фондов с собранием картин и рисунков А.А. Иванова требовало взаимодействия ГБЛ и Третьяковской галереи.
    (check this in PDF content)

  30. Start
    27969
    Prefix
    Было принято решение о развеске эскизов на стенах трех залов, примыкающих к Ивановскому, в котором в витринах одновременно была развернута экспозиция Музея книги. Охрана картины и эскизов возлагалась на Третьяковскую галерею
    Exact
    [31, л. 6—6 об.]
    Suffix
    . В таком симбиозе Музей книги с картиной А.А. Иванова прожил до 25 октября 1932 г., когда произведение было передано в Третьяковскую галерею [32, л. 2]. Эскизы и рисунки были переданы в Третьяковскую галерею ранее.
    (check this in PDF content)

  31. Start
    28126
    Prefix
    Охрана картины и эскизов возлагалась на Третьяковскую галерею [31, л. 6—6 об.]. В таком симбиозе Музей книги с картиной А.А. Иванова прожил до 25 октября 1932 г., когда произведение было передано в Третьяковскую галерею
    Exact
    [32, л. 2]
    Suffix
    . Эскизы и рисунки были переданы в Третьяковскую галерею ранее. Экспозиция Музея книги, развернутая в новом здании, представляла историю и эволюцию печатной книги, в ее основе лежал хронологический принцип.
    (check this in PDF content)

  32. Start
    28795
    Prefix
    Третий и последующие залы представляли книги, напечатанные в разных странах в XIX—XX вв. с показом различных техник репродуцирования. Последний седьмой зал был посвящен отечественному книгоизданию XX века. Экспозиция первого этажа была посвящена книгам стран Востока
    Exact
    [33, с. 83]
    Suffix
    . Музей книги открылся 16 ноября 1926 г. и его посещение, как и зала Иванова, было бесплатным. Музей книги, переименованный в 1934 г. в отдел редких книг и листовой иллюстрации, просуществовал в помещении бывшей картинной галереи до Великой Отечественной войны.
    (check this in PDF content)

  33. Start
    29587
    Prefix
    Уже в 1936 г. отделу редких книг пришлось ютиться в половине бывшего помещения. Экспозиция музея была свернута, читальный зал закрыт. Просветительская работа отдела свелась к устройству небольших коротких выставок для проведения экскурсий того или иного учреждения
    Exact
    [30, с. 31]
    Suffix
    . После переезда в 1940 г. отдела редких книг в новое здание, помещение бывшей картинной галереи занимали различные хозяйственные службы, в нем размещался склад. Не имея надлежащего ухода и реставрации, здание постепенно ветшало и разрушалось.
    (check this in PDF content)