The 9 reference contexts in paper Tatiana Dolgodrova A., Татьяна Долгодрова Алексеевна (2016) “Иллюстрации как сценография (по изданиям Теренция XV в., хранящимся в Российской государственной библиотеке) // Illustrations as Scenography (on Terence Editions of the 15th century, stored in the Russian State Library)” / spz:neicon:bibliotekovedenie:y:2016:i:5:p:545-549

  1. Start
    574
    Prefix
    Он преуспел на поприще так называемой контаминации — сочинения произведений по двум пьесам одного автора или пьесам нескольких литераторов. Основой творчества Теренция являлись творения древнегреческих авторов — комедии Менандра, а также Аполлодора
    Exact
    [1, 2]
    Suffix
    . На основании их сочинений на протяжении 166— 170 гг. до н. э. Теренцием были написаны шесть комедий, расположенных в хронологическом порядке: «Девушка с острова Андрос» (или «Андриянка») (Andrie), «Свекровь» (Hecyra), «Наказывающий сам себя» (или «Самоистязатель») (Heautontimorumeos), «Евнух» (Eunuchus), «Формион» (Phormio), «Братья» (Adelphae).
    (check this in PDF content)

  2. Start
    1032
    Prefix
    Теренцием были написаны шесть комедий, расположенных в хронологическом порядке: «Девушка с острова Андрос» (или «Андриянка») (Andrie), «Свекровь» (Hecyra), «Наказывающий сам себя» (или «Самоистязатель») (Heautontimorumeos), «Евнух» (Eunuchus), «Формион» (Phormio), «Братья» (Adelphae). Эти пьесы были впервые последовательно представлены на римской сцене в период 166—160 гг. до н. э.
    Exact
    [2]
    Suffix
    . Еще в древности комедии Теренция попали в школы и стали достоянием ученых-грамматиков, коТатьяна Алексеевна Долгодрова, Российская государственная библиотека, научно-исследовательский отдел редких книг (Музей книги), ведущий научный сотрудник Воздвиженка ул., д. 3/5, Москва, 119019, Россия доктор исторических наук E-mail: dolgot@mail.ru торые писали к ним разного рода толкования.
    (check this in PDF content)

  3. Start
    4004
    Prefix
    Иллюстрации как сценография (по изданиям Теренция XV в. ... (с. 545—549) Одно из изданий Теренция, хранящееся в РГБ, — «Комедии со словарем, примечаниями и комментариями к тексту Элия Доната, Гвидона Ювеналия и др.». Это первое издание, осуществленное в Страсбурге Иоганном Грюнингером 1 ноября 1496 г., было напечатано на латинском языке
    Exact
    [3]
    Suffix
    . Комедии в нем напечатаны не в хронологическом порядке — «Андриянка», «Евнух», «Самоистязатель», «Братья», «Формион» и «Свекровь». Уже в рукописных комедиях Теренция приведены рисунки, иллюстрирующие текст.
    (check this in PDF content)

  4. Start
    5438
    Prefix
    Трактовка фигур в гравюрах отличается некоторой «танцевальностью поз» — в них сказывается влияние бургундской миниатюры. Книги, напечатанные Грюнингером, отличаются своими превосходными гравюрами на дереве, они занимают центральное место среди страсбургских ксилографий
    Exact
    [4]
    Suffix
    . В 1499 г. Грюнингер предпринял два переиздания «Комедий» Теренция — уже в переводе на немецкий язык [5] — издания от 11 февраля и от 5 марта 1499 года. В них были использованы те же гравюрные доски для иллюстраций, но издания 1499 г. напечатаны уже другими шрифтами (всего у Грюнингера было 34 варианта типографских шрифтов).
    (check this in PDF content)

  5. Start
    5544
    Prefix
    Книги, напечатанные Грюнингером, отличаются своими превосходными гравюрами на дереве, они занимают центральное место среди страсбургских ксилографий [4]. В 1499 г. Грюнингер предпринял два переиздания «Комедий» Теренция — уже в переводе на немецкий язык
    Exact
    [5]
    Suffix
    — издания от 11 февраля и от 5 марта 1499 года. В них были использованы те же гравюрные доски для иллюстраций, но издания 1499 г. напечатаны уже другими шрифтами (всего у Грюнингера было 34 варианта типографских шрифтов).
    (check this in PDF content)

  6. Start
    5912
    Prefix
    В них были использованы те же гравюрные доски для иллюстраций, но издания 1499 г. напечатаны уже другими шрифтами (всего у Грюнингера было 34 варианта типографских шрифтов). В этих гравюрах к Теренцию отмечается влияние Мартина Шонгауэра (1435/40—1491) — самого значительного мастера раннего Возрождения в Германии
    Exact
    [4]
    Suffix
    . В гравюрах Шонгауэра применены сложные композиции, густые штриховки, придающие живописность его работам. В иллюстрациях к Теренцию у Грюнингера во фронтисписах также применены многоплановые композиции, в проработке фигур персонажей использована сильная штриховка, сделанная с помощью тонких штрихов.
    (check this in PDF content)

  7. Start
    8246
    Prefix
    Так происходит и в иллюстрированном издании «Комедий» Теренция в прозе и стихах в переводе на французский язык Гийома Риппе и с параллельным текстом на латинском языке, изданном в Париже Антуаном Вераром между октябрем 1499 и июлем 1503 года
    Exact
    [6]
    Suffix
    . Гравюры на дереве хотя и представляют копии гравюр со страсбургского издания И. Грюнингера (1496), но все же имеют отличия от немецких иллюстраций. Персонажам гравюр в издании Верара уже не придаются «танцевальные позы», как в издании Грюнингера.
    (check this in PDF content)

  8. Start
    10996
    Prefix
    Судя по инкунабулам, напечатанным в Венеции, традиция печати Теренция там была другая, хотя иллюстрации делались так же, как сценография, но несколько иначе. Издание «Комедии» Теренция, которое напечатал в Венеции Лазарь де Соардис в 1499 г.
    Exact
    [7]
    Suffix
    , и происходившее из коллекции барона Виктора фон Клемперера, поступило в РГБ в составе перемещенных культурных ценностей после окончания Второй мировой войны. На л. I (v) помещен фронтиспис с изображением Теренция с венком из лавра на голове, на кафедре читающего свои комедии.
    (check this in PDF content)

  9. Start
    12495
    Prefix
    В небольших гравюрах в тексте также даются посюжетные — сценографические изображения, включающие несколько персонажей пьесы в одной гравюре, подписи имен действующих лиц даны без бандеролей, как бы сохраняя бóльшую естественность происходящего. Текст издания отличают очень пространные глоссы, с комментариями к пьесам. Гравюры венецианского издания Теренция 1499 г.
    Exact
    [8]
    Suffix
    были повторены — напечатаны с ксилографических досок первого издания Лазаря де Соардиса от 5 июля 1497 года. Оно также хранится в РГБ. Первое венецианское издание Теренция этого печатника отличается от последующего (1499) только в одном незначительном отступлении во фронтисписе — в нем отсутствует часть подписей имен комментаторов.
    (check this in PDF content)