The 13 reference contexts in paper Anastasia Romanova A., Анастасия Романова Анатольевна (2016) “Святцы Симона Азарьина из собрания отдела рукописей Российской государственной библиотеки // Simon Azaryin’s Menologies from the Manuscript Department of the Russian State Library” / spz:neicon:bibliotekovedenie:y:2016:i:5:p:539-544

  1. Start
    830
    Prefix
    Симон Азарьин — инок Троице-Сергиева монастыря, затем казначей келейной казны патриарха Филарета, казначей Троице-Сергиева монастыря (1634—1645) и келарь обители (1645—1653), после опалы и ссылки в Кирилло-Белозерский монастырь (1656—1657) вернулся в обитель святого Сергия, где и умер в 1665 году
    Exact
    [1, 2]
    Suffix
    . Симон Азарьин — писатель и книжник, значительную часть жизни посвятивший прославлению Троицкой обители и ее основателя Сергия, составитель новой редакции Жития Сергия Радонежского, автор Жития Дионисия Зобниновского и предполагаемый автор «Повести о разорении Московского государства».
    (check this in PDF content)

  2. Start
    4757
    Prefix
    Кирилло-Белозерское собр. No 516/773); в Российской государственной библиотеке (РГБ): Коряжемские святцы (РГБ. Ф. 310. Собр. Ундольского. No 237); а также считавшиеся утраченными Кайдаловские святцы
    Exact
    [6]
    Suffix
    , шифр установлен Е.В. Романенко [7]. В «Полном месяцеслове Востока» как особый его вариант, представляющий интерес для русской агиологии, отмечена и одна из рукописей Симона Азарьина, содержащая святцы, а именно сборник РГБ.
    (check this in PDF content)

  3. Start
    4793
    Prefix
    No 516/773); в Российской государственной библиотеке (РГБ): Коряжемские святцы (РГБ. Ф. 310. Собр. Ундольского. No 237); а также считавшиеся утраченными Кайдаловские святцы [6], шифр установлен Е.В. Романенко
    Exact
    [7]
    Suffix
    . В «Полном месяцеслове Востока» как особый его вариант, представляющий интерес для русской агиологии, отмечена и одна из рукописей Симона Азарьина, содержащая святцы, а именно сборник РГБ. Ф. 173.
    (check this in PDF content)

  4. Start
    5055
    Prefix
    В «Полном месяцеслове Востока» как особый его вариант, представляющий интерес для русской агиологии, отмечена и одна из рукописей Симона Азарьина, содержащая святцы, а именно сборник РГБ. Ф. 173.I.201 (Собрание Московской духовной академии, далее — МДА 201)
    Exact
    [8]
    Suffix
    . Сергию (Спасскому) не было известно имя составителя МДА 201, так как владельческие записи утрачены в XVIII в. [3, с. 305]. В МДА 201 (по описи книг Троице-Сергиева монастыря 1701 г. «Книга Соборник письменной, в полдесть, в начале степенным игуменом Троицкого Сергиева монастыря...») (см. также [3, с. 310]) читается беловой список святцев Симона.
    (check this in PDF content)

  5. Start
    5171
    Prefix
    В «Полном месяцеслове Востока» как особый его вариант, представляющий интерес для русской агиологии, отмечена и одна из рукописей Симона Азарьина, содержащая святцы, а именно сборник РГБ. Ф. 173.I.201 (Собрание Московской духовной академии, далее — МДА 201) [8]. Сергию (Спасскому) не было известно имя составителя МДА 201, так как владельческие записи утрачены в XVIII в.
    Exact
    [3, с. 305]
    Suffix
    . В МДА 201 (по описи книг Троице-Сергиева монастыря 1701 г. «Книга Соборник письменной, в полдесть, в начале степенным игуменом Троицкого Сергиева монастыря...») (см. также [3, с. 310]) читается беловой список святцев Симона.
    (check this in PDF content)

  6. Start
    5356
    Prefix
    Сергию (Спасскому) не было известно имя составителя МДА 201, так как владельческие записи утрачены в XVIII в. [3, с. 305]. В МДА 201 (по описи книг Троице-Сергиева монастыря 1701 г. «Книга Соборник письменной, в полдесть, в начале степенным игуменом Троицкого Сергиева монастыря...») (см. также
    Exact
    [3, с. 310]
    Suffix
    ) читается беловой список святцев Симона. Рукопись содержит «Повесть о разорении московского государства и всея Российские земли...», которую, как предполагают, мог написать сам Симон. Там же находится извлечение из сочинения Александра Гваньини и ряд других сочинений, собственно святцы расположены на л. 316—354 нижней нумерации.
    (check this in PDF content)

  7. Start
    5965
    Prefix
    Черновой вариант святцев Симона (Азарьина) сохранился в рукописи, хранящейся в настоящее время также в собрании Московской духовной академии под No 203. МДА 203 содержит Житие Сергия в редакции Симона и другие статьи, палеографическое описание дано Б.М. Клоссом
    Exact
    [9, с. 228]
    Suffix
    . На л. 247—271 об. текст святцев переписан рукой одного из писцов, работавших с известным книжником, и содержит многочисленные вставки, зачеркивания, записи на полях, выполненные рукой Симона. Данные поправки учтены в списке МДА 201, что позволяет предположить, что список МДА 203 служил черновиком для МДА 201 [10, с. 148], в который, в свою очередь, вносились новые изменения и дополнения.
    (check this in PDF content)

  8. Start
    6289
    Prefix
    На л. 247—271 об. текст святцев переписан рукой одного из писцов, работавших с известным книжником, и содержит многочисленные вставки, зачеркивания, записи на полях, выполненные рукой Симона. Данные поправки учтены в списке МДА 201, что позволяет предположить, что список МДА 203 служил черновиком для МДА 201
    Exact
    [10, с. 148]
    Suffix
    , в который, в свою очередь, вносились новые изменения и дополнения. Внесены в основной текст МДА 201 и некоторые черновые материалы Симона, помещенные в МДА 203 с л. 272 (читаются после текста святцев и перечеркнуты).
    (check this in PDF content)

  9. Start
    7602
    Prefix
    Святцы Симона Азарьина из собрания отдела рукописей... (с. 539—544) Основной целью составления святцев стало указание дней памяти святых, которые «во святей Росии празднуются сверх греческих Уставов» (МДА 201, л. 316 нижней пагинации
    Exact
    [4, с. 208]
    Suffix
    ). В библиотеке самого Симона находился список святцев с летописью второй четверти XVII в. (сохранивших вкладную запись в Троицкий монастырь, но со временем оказавшихся в библиотеке известного собирателя рукописей и старопечатных книг Федора Андреевича Толстого (1758— 1849), современный шифр РНБ.
    (check this in PDF content)

  10. Start
    9838
    Prefix
    Ошибочно указана дата смерти Корнилия 9 июля (МДА 201, л. 337 об.). Т.А. Опарина обратила внимание на связь святцев Симона Азарьина с редакцией КиевоПечерского патерика Иосифа Тризны, список с которого имелся среди книг бывшего троицкого келаря
    Exact
    [4, с. 205]
    Suffix
    . В состав календарной части Симон Азарьин включил не только дни памяти святых и даты празднования отдельным иконам, но и некоторые памятные даты, например «взятие» Пскова (датировано 23 января 7018 (1510) г.) и приписано великому князю Ивану Васильевичу — МДА 201, л. 324 об.) и взятие Казанского царства.
    (check this in PDF content)

  11. Start
    10493
    Prefix
    В святцах присутствуют также дни памяти некоторых византийских святых, которых Симон считал славянами по происхождению, например Андрея Юродивого (2 октября, МДА 201, л. 318 об. и 28 мая — л. 333). В современной церковно-историографической традиции день памяти Андрея Юродивого также включается в перечень русских и славянских святых
    Exact
    [12, с. 652]
    Suffix
    . РГБ, МДА 201, л. 326 об. — 327 нижней пагинации. Запись под 4 марта о преставлении и месте погребения Даниила Александровича Московского В святцах отчетливо прослеживается интерес к памяти древнерусских князей и отдельных правителей других славянских стран, местам их погребений, а иногда и состоянию мощей.
    (check this in PDF content)

  12. Start
    16289
    Prefix
    В святцах Симона Иоаким не назван иконописцем, но осведомленность Симона Азарьина об обстоятельствах биографии Иоакима может объясняться, в частности, тем, что до пострижения своего в монахи Симон был служилым человеком княжны Ирины Мстиславской
    Exact
    [3, с. 298—299]
    Suffix
    , а именно по заказу вдовы князя Федора Мстиславского Домникии и его сестры Ирины Иоакимом Шартомским была написана икона Казанской Богоматери в Вязниках. Сказание о чудесах этой иконы помещено в том же сборнике Симона Азарьина (МДА 201, л. 380—380 об.
    (check this in PDF content)

  13. Start
    18656
    Prefix
    Они читаются, в частности, в святцах, вероятно, восходящих к святцам Симона и хранящихся ныне в Государственном историческом музее (Синод. 901). Содержание Святцев Синодального списка подробнейшим образом расписано
    Exact
    [13]
    Suffix
    . Они содержат только календарную часть месяцеслова, в котором дни памяти русских святых помещены между остальных. Список беловой — без поправок и вставок, что делает возможным предположение, что дни памяти русских святых скопированы со святцев Симона либо восходят к аналогичному источнику.
    (check this in PDF content)