The 28 reference contexts in paper Arkadiy Sokolov V., Аркадий Соколов Васильевич (2016) “Библиотека как национальная ценность в эпоху глобализации (элементы библиотечной аксиологии) // The Library as National Value in the Era of Globalization (Elements of Library Axiology)” / spz:neicon:bibliotekovedenie:y:2016:i:4:p:376-385

  1. Start
    4050
    Prefix
    Напротив, с 1990-х гг. распространяется мнение, что «умелое применение компьютерных технологий (и ничто иное!) реально и во много раз повышает эффективность работы библиотек. Более того, происходящие сегодня технологические изменения постепенно устанавливают новую парадигму развития библиотеки как социального института, приводят к изменению сущности ее работы»
    Exact
    [1]
    Suffix
    . Поскольку в «новой сущности» не предусматривается аксиологическая функция библиотек, начнем с последней разговор о библиотечной аксиологии. Аксиологическая функция библиотеки Нельзя сказать, что аксиологическая проблематика пользуется повышенным вниманием наших библиотековедов.
    (check this in PDF content)

  2. Start
    4876
    Prefix
    Вихревой: «Сегодня мы нуждаемся, как никогда, в знаниях о библиотеке как носителе и хранителе основных социальных ценностей, ее месте и ее пути в будущем. Аксиологические проблемы, проблемы ценностных установок, определяющих различные виды библиотечной деятельности, должны получить в библиотековедении достойное освещение»
    Exact
    [2]
    Suffix
    . На мой взгляд, конструктивным ответом на этот призыв является статья М.И. Акилиной, посвященная аксиологической функции библиотечного социального института [3]. Аксиологическую функцию М.И. Акилина обнаруживает в «самой природе библиотеки», в цепочке внутренних (технологических) процессов — отбор, комплектование, хранение, доступ к информации, где непременно присутствуют ценностные оценки
    (check this in PDF content)

  3. Start
    5038
    Prefix
    Аксиологические проблемы, проблемы ценностных установок, определяющих различные виды библиотечной деятельности, должны получить в библиотековедении достойное освещение» [2]. На мой взгляд, конструктивным ответом на этот призыв является статья М.И. Акилиной, посвященная аксиологической функции библиотечного социального института
    Exact
    [3]
    Suffix
    . Аксиологическую функцию М.И. Акилина обнаруживает в «самой природе библиотеки», в цепочке внутренних (технологических) процессов — отбор, комплектование, хранение, доступ к информации, где непременно присутствуют ценностные оценки.
    (check this in PDF content)

  4. Start
    6668
    Prefix
    Наиболее перспективны такие направления исследований, как изучение ценности библиотечного социального института, ценности его основных ресурсов, профессиональных ценностей, этических ценностей во взаимоотношениях библиотекаря и читателя»
    Exact
    [3, с. 87]
    Suffix
    . Итак, вырисовываются три различных объекта библиотечной аксиологии, представляющие собой, скажем, библиотечные ценности. 1) Документы, которые библиотеки отбирают, комплектуют, хранят и предоставляют читателям в соответствии со своим общественным назначением.
    (check this in PDF content)

  5. Start
    7209
    Prefix
    В соответствии с принятым в документоведении определением, принадлежащим Н.С. Ларькову, документ — это включенная в социальную коммуникацию семантическая структурированная информация, искусственно закрепленная на материальном носителе в стабильной знаковой форме»
    Exact
    [4]
    Suffix
    . В этом определении выражены такие сущностные атрибуты документа, как коммуникационное назначение, ценностное (смысловое) содержание, стабильная знаковая форма. Ценности, как отмечает М.И. Акилина, «это особый вид смысла, который люди усматривают в любых предметах и явлениях» [3, с. 79].
    (check this in PDF content)

  6. Start
    7492
    Prefix
    В этом определении выражены такие сущностные атрибуты документа, как коммуникационное назначение, ценностное (смысловое) содержание, стабильная знаковая форма. Ценности, как отмечает М.И. Акилина, «это особый вид смысла, который люди усматривают в любых предметах и явлениях»
    Exact
    [3, с. 79]
    Suffix
    . Задача библиотечной аксиологии состоит в том, чтобы разработать методику распознавания и оценки тех документов, которые обладают смысловым соответствием профилю данной библиотеки (школьная, научно-техническая, библиотека для слепых и пр.
    (check this in PDF content)

  7. Start
    7915
    Prefix
    аксиологии состоит в том, чтобы разработать методику распознавания и оценки тех документов, которые обладают смысловым соответствием профилю данной библиотеки (школьная, научно-техническая, библиотека для слепых и пр.). Примером успешного использования аксиологического подхода для выработки критериев отбора документов в процессе комплектования может служить исследование Г.М. Вихревой
    Exact
    [5]
    Suffix
    . 2) Эталонные ценности (знания, нормы, идеалы, верования, технологии), признанные современным обществом ценными образцами и рекомендованные учредителем библиотеки для использования в целевой программе работы с читателями просветительского, педагогического, идейно-воспитательного, маркетингового или иного направления.
    (check this in PDF content)

  8. Start
    10068
    Prefix
    Фирсов пришел к выводу, что, хотя библиотекам свойственна «полифункциональность», в основе их деятельности всегда лежала и лежит «инвариантная функцио- нальная структура, определяющая специфику данного вида социального института»
    Exact
    [6]
    Suffix
    . В последующих своих работах В.Р. Фирсов обосновал перечень сущностных библиотечных функций, неизменно присутствующих в библиотечной деятельности. В этот перечень вошли: познавательная функция, выражающая «стремление культуры к воссозданию целостной картины мира, которая воплощается в представлениях здравого смысла, в научных знаниях, теориях и т. д.»; ценностно-ориентационная (аксиологическа
    (check this in PDF content)

  9. Start
    10789
    Prefix
    , в научных знаниях, теориях и т. д.»; ценностно-ориентационная (аксиологическая) функция, «отражающая стремление общества к реализации ценностных ориентаций, воплощенных в системе идеологии, морали, в художественной культуре, искусстве и т. д.»; коммуникативная функция, обеспечивающая «историческую преемственность поколений» и «взаимодействие различных культур одного исторического периода»
    Exact
    [7]
    Suffix
    . Важное методологическое значение имеет утверждение В.Р. Фирсова о том, что сущностные функции конкретизируются в большом количестве производных функций, и что соотношение между ними нужно рассматривать через призму категорий «сущность» и «явление» [8].
    (check this in PDF content)

  10. Start
    11043
    Prefix
    Важное методологическое значение имеет утверждение В.Р. Фирсова о том, что сущностные функции конкретизируются в большом количестве производных функций, и что соотношение между ними нужно рассматривать через призму категорий «сущность» и «явление»
    Exact
    [8]
    Suffix
    . Соглашаясь с основными положениями публикаций В.Р. Фирсова, нельзя не заметить, что из поля его зрения выпали кумулятивная и мемориальная функции библиотек, благодаря выполнению которых библиотечный социальный институт расценивается в качестве института социальной памяти, наряду с архивами и музеями.
    (check this in PDF content)

  11. Start
    11790
    Prefix
    Столяров в статье «Библиотека», опубликованной в «Библиотечной энциклопедии» (2007), первой назвал именно мемориальную функцию, так как библиотеки изначально создавались как книгохранилища. Современное состояние функционального подхода в библиотековедении представлено Р.С. Мотульским в учебнике для бакалавров «Библиотековедение. Общий курс»
    Exact
    [9]
    Suffix
    и М.Я. Дворкиной в альтернативном учебнике для бакалавров «Общее библиотековедение» [10]. Оба автора, принимая дифференциацию социальных функций библиотек на сущностные (неизменные) и прикладные (производные, вариативные), отмечают дискуссионность состава этих функций и цитируют многочисленные частично совпадающие «триады» и «диады» сущностных функций, а также пространные перечни прикладны
    (check this in PDF content)

  12. Start
    11878
    Prefix
    Современное состояние функционального подхода в библиотековедении представлено Р.С. Мотульским в учебнике для бакалавров «Библиотековедение. Общий курс» [9] и М.Я. Дворкиной в альтернативном учебнике для бакалавров «Общее библиотековедение»
    Exact
    [10]
    Suffix
    . Оба автора, принимая дифференциацию социальных функций библиотек на сущностные (неизменные) и прикладные (производные, вариативные), отмечают дискуссионность состава этих функций и цитируют многочисленные частично совпадающие «триады» и «диады» сущностных функций, а также пространные перечни прикладных (производных) функций.
    (check this in PDF content)

  13. Start
    12269
    Prefix
    Оба автора, принимая дифференциацию социальных функций библиотек на сущностные (неизменные) и прикладные (производные, вариативные), отмечают дискуссионность состава этих функций и цитируют многочисленные частично совпадающие «триады» и «диады» сущностных функций, а также пространные перечни прикладных (производных) функций. Изучение функционального подхода в библио- течной науке
    Exact
    [11]
    Suffix
    показало, что классической библиотеке свойственны пять сущностных (необходимо присущих) функций, а именно: 1. Коммуникативная — выражающая общественное назначение. 2. Кумулятивная — формирование документного фонда. 3.
    (check this in PDF content)

  14. Start
    16532
    Prefix
    Потребность будем понимать не как состояние, свойство, зависимость, дефицит, противоречие, нужду и т. д., а как систему, обеспечивающую, по словам Г. Гегеля, «связь с всеобщим механизмом и с абстрактными силами природы». Выдающийся отечественный нейрофизиолог П.К. Анохин (1898—1974) разработал теорию функциональных систем
    Exact
    [12]
    Suffix
    , которая раскрывает механизм действия потребностной системы человека следующим образом. Возникшее рассогласование между наличными и нормальными внешними и внутренними условиями приводит к появлению очага возбуждения в сознании индивида.
    (check this in PDF content)

  15. Start
    20863
    Prefix
    Познавательная (образовательная, педагогическая) потребность — потребность в «духовной пище, которая заключается в книге», и удовлетворение которой, как было заявлено на Первом Всероссийском съезде по библиотечному делу в 1911 г., «одна из важнейших обязанностей каждого честного человека по отношению к своему народу, к своей родине»
    Exact
    [13]
    Suffix
    . В. 2. Этическая (воспитательная, регуляционная) потребность понималась, с одной стороны, как потребность в целесообразном управлении поведением людей, защите от вредных воздействий, обеспечении безопасности, а с другой — как потребность в свободе, самостоятельности, риске, вольном проявлении жизненных сил субъекта.
    (check this in PDF content)

  16. Start
    23278
    Prefix
    Характерными примерами спонтанных потребностей могут служить привычка на личностном уровне и мода на социальном уровне, которые распространяются на читательскую деятельность. Источником потребности может стать желание выделиться из социальной массы, творческое стремление реализовать себя, «дать себе через себя самого объективность в объективном мире»
    Exact
    [14]
    Suffix
    . Российская библиотечная система, состоящая из школьных, детских и вузовских, общедоступных публичных и фирменных научно-технических, национальных и региональных, отраслевых и универсальных научных библиотек, каждая из которых в рамках своей компетенции выполняет коммуникативные, кумулятивные, мемориальные, информационные, ценностно-ориентационные функции, располагает необходимыми ресурсами дл
    (check this in PDF content)

  17. Start
    25231
    Prefix
    Далее великий мыслитель рассуждал так: «Благо может находиться в душе — таковы добродетели, или в теле — таковы здоровье, красота, или вне того и другого — таковы богатство, власть, почет и им подобное. Благо, находящееся в душе, расчленяется на три: разумность, добродетель и наслаждение. Тут мы подходим к тому, что есть и цель всех благ, и высшее благо; я имею в виду счастье»
    Exact
    [15]
    Suffix
    . В перечне «канонических ценностей» — Истина, Добро, Красота, Польза (прагма), утвердившихся в западноевропейском ценностном сознании, аксиологический статус категорий различается. Истина и Польза из состава аксиологических понятий исключаются, поскольку они не имеют отношения к субъективной духовной жизни человека.
    (check this in PDF content)

  18. Start
    25936
    Prefix
    Каган недвусмысленно выразил эту точку зрения: «Приравнивание ценности к истине, проистекающее из самих основ мифологически-религиозного сознания, и приравнивание ценности к полезности, характерное для прагматистски-позитивистского мышления, ведут к ликвидации аксиологии как философского осмысления особой сферы духовной деятельности человека и творимой им культуры»
    Exact
    [16]
    Suffix
    . Таким образом, истинное научное знание в виде теоремы Пифагора, клятвы Гиппократа или закона образования прибавочной стоимости не считается ни ценностью, ни добродетелью, ибо оно «аксиологически нейтрально».
    (check this in PDF content)

  19. Start
    27010
    Prefix
    ценностей российского общества XXI в. выходит за пределы настоящей статьи, но на проблеме соотношения общечеловеческих и национальных ценностей мы позволим себе остановиться, потому что с данной проблемой связано будущее библиотек, а в философской аксиологии «вопрос о соотношении национальных и общечеловеческих, личных и коллективных ценностей» остается предметом жарких дискуссий
    Exact
    [17]
    Suffix
    . Общечеловеческое и национальное в библиотечной аксиологии Каждая библиотека является социальной ценностью, потому что она в процессе своей коммуникационной деятельности, выполняя аксио- логическую функцию, удовлетворяет абсолютные, а также вариативные, духовные потребности социальных субъектов.
    (check this in PDF content)

  20. Start
    28034
    Prefix
    Нация — «исторически сложившаяся на определенной территории социальная общность, имеющая субстанционально-духовное основание, для которой характерны единый язык, особенности культуры, психологии, менталитета и образа жизни, что обеспечивает ей жизнеспособность и придает неповторимое своеобразие»
    Exact
    [18]
    Suffix
    . Нация объединяет людей не по признаку кровного родства, а по социально-культурной общности, принадлежности к многовековой последовательности поколений, имеющей славную историю. Быть русским по крови и русским по культуре — разные вещи.
    (check this in PDF content)

  21. Start
    29529
    Prefix
    и самосознания состоит в благоволении ко всему человеческому — к добру, красоте и правде, в развитии таких нравственных качеств национального характера, как миролюбие, кротость и смирение (терпение). При этом осознается возможность их извращения, перемены знака, когда положительные сами по себе свойства характера могут быть использованы во зло и превратиться в свою противоположность»
    Exact
    [19, с. 19]
    Suffix
    . И еще: «Пафос русского идеала в отстаивании абсолютного приоритета общечеловеческих ценностей сопровождается неприятием эгоистической, индивидуалистической “закваски” западной цивилизации, которую остро критиковали не только славянофилы, но и другие русские интеллигенты» [19, с. 22].
    (check this in PDF content)

  22. Start
    29816
    Prefix
    И еще: «Пафос русского идеала в отстаивании абсолютного приоритета общечеловеческих ценностей сопровождается неприятием эгоистической, индивидуалистической “закваски” западной цивилизации, которую остро критиковали не только славянофилы, но и другие русские интеллигенты»
    Exact
    [19, с. 22]
    Suffix
    . Что же такое общечеловеческое? Современные философы признают, что общечеловеческое не лежит на поверхности вещей и событий, а скрыто не только от обыденного, но даже и от теоретического сознания.
    (check this in PDF content)

  23. Start
    30677
    Prefix
    Эти государства, в свою очередь, в силу экономической, геополитической, этнокультурной общности, сгруппировались в семь геоцивилизаций, а именно: западную, восточноевропейскую (русско-православную), конфуцианскую, индуистскую, мусульманскую, латиноамериканскую, африканскую
    Exact
    [20]
    Suffix
    . Западная цивилизация с эпохи европейского Возрождения (XV в.) сделалась лидером технического прогресса и научного познания, благодаря чему обрела статус «техногенной цивилизации». Эталонными ценностями техногенной цивилизации были признаны Разум, Труд, Знание как сила, Власть над природой, Прогресс, Свобода творчества, Потребление благ, Достоинство и права человека.
    (check this in PDF content)

  24. Start
    33318
    Prefix
    человечество находится сейчас в состоянии общецивилизационного кризиса и ценностного разлома», рекомендует отказаться от «продолжения и развития ценностей техногенного общества» и перейти к «новому типу цивилизационного развития», к «доминированию нематериалистических ценностей, где место безудержного роста вещественно-энергетического потребления постепенно займет информационное потребление»
    Exact
    [21, с. 20—21]
    Suffix
    . Своеобразие российского духовного и морального кризиса академик усматривает в том, что «утрачено понятие общего дела и блага, ценности везде, где возможно, заменены “ценой”, которой можно измерять вещи, но не духовные побуждения, нравственные мотивы и поступки, по природе своей самоценные.
    (check this in PDF content)

  25. Start
    33758
    Prefix
    и морального кризиса академик усматривает в том, что «утрачено понятие общего дела и блага, ценности везде, где возможно, заменены “ценой”, которой можно измерять вещи, но не духовные побуждения, нравственные мотивы и поступки, по природе своей самоценные. Не появились и не утвердились общественно значимые представления о связи свободы с ответственностью, прав человека с обязанностями»
    Exact
    [21, с. 25]
    Suffix
    . В.С. Стёпин предлагает новую стратегию российских реформ, смену идеалов потребительского общества на систему ценностей, утверждающую престиж духовной и интеллектуальной сферы, развития культуры и науки.
    (check this in PDF content)

  26. Start
    34451
    Prefix
    укладу и образу жизни, и современные противоречивые российские реалии, академик в качестве базовых ценностей и принципов россиян называет справедливость, солидарность, общественную и индивидуальную свободу. На базе органического синтеза либеральных и социалистических ценностей он формулирует социальный идеал гражданина России: «свободный человек в справедливом и солидарном обществе»
    Exact
    [21, с. 33]
    Suffix
    . Этот идеал логично понимать как символ нацио- нальной российской идентичности, присущий восточно-европейской, православной геоцивилизации, имеющей евразийские корни. Естественно, что другим геоцивилизациям свойственны иные базовые ценности и символы идентичности, которые воплощены в их нацио- нальной культуре, в классических произведениях литературы и искусства.
    (check this in PDF content)

  27. Start
    35089
    Prefix
    Футурологически мыслящие философы предполагают, что в ходе глобализации и постиндустриального развития мирового сообщества должна произойти конвергенция (сближение) геоцивилизаций, путь к которой лежит не через военные столкновения, а через диалоги культур
    Exact
    [22]
    Suffix
    . «Именно диалог, — разъясняет В.И. Толстых, — понятый как способ и форма общения равноценных субъектов, которыми могут быть отдельные индивиды или группы, целые сообщества людей, государства, конфессии, культурные миры и цивилизации, способен создать атмосферу взаимопонимания и поиска оптимального решения того или иного вопроса.
    (check this in PDF content)

  28. Start
    36157
    Prefix
    Вряд ли в наши дни надо доказывать, что от взаимопроникновения двух форм рациональности — западного интеллектуализма и восточной, примущественно мистической и эстетической проницательности — выигрывают обе цивилизации. Диалог возможен, и он получится, если его предметом станут проблемы, которые человечество объединяют, а не только разъединяют»
    Exact
    [22, с. 162]
    Suffix
    . Итак, перед российскими библиотеками, выступающими в качестве национальных ценностей в эпоху глобализации, стоят две практические задачи общечеловеческого масштаба: во-первых, участие в идентификации личности, соответствующей идеалу российской цивилизации; во-вторых, участие в межцивилизационном диалоге культур.
    (check this in PDF content)