The 13 reference contexts in paper Anastasia Romanova A., Анастасия Романова Анатольевна (2016) “Указатели уставных чтений в рукописях из Кирилло-Белозерского монастыря // Indexes of Readings for Canonical Worship in the Manuscripts of Kirillo-Belozersky Monastery” / spz:neicon:bibliotekovedenie:y:2016:i:3:p:287-293

  1. Start
    793
    Prefix
    Указатели или указцы представляют собой рекомендации, из какой именно рукописи брать текст для соборного чтения в дни памяти святых, на праздники: неподвижные двунадесятые (например, на Рождество Христово) и на подвижные/триодные (зависящие от даты Пасхи). Впервые на этот памятник как на явление, характерное для русской монастырской книжности, обратил внимание Н.К. Никольский
    Exact
    [1]
    Suffix
    . Указатели чтения интересны и для изучения монастырского устава, и круга чтения монастырского книжника, так как показывают, что рекомендовалось для чтения братии по определенным дням, какие тексты брались для чтения, какие книги монастырской библиотеки использовались Анастасия Анатольевна Романова, Библиотека Российской академии наук, научно-исследовательский отдел редкой книги, заведующ
    (check this in PDF content)

  2. Start
    3306
    Prefix
    Указатели уставных чтений в рукописях из Кирилло-Белозерского монастыря // Библиотековедение. 2016. Т. 65, No 3. С. 287—293. Романова А.А. Указатели уставных чтений в рукописях... (с. 287—293) обыкновенно как памятник рекомендательной библиографии
    Exact
    [2, с. 17—18 и коммент.: с. 566—569]
    Suffix
    , в целом же указатели/указцы являются достаточно малоизученным источником [3]. Традиция составлять указатели чтений, отсылающие к книгам монастырской библиотеки, существовала во второй половине XVI в. в ряде крупных русских обителей [4].
    (check this in PDF content)

  3. Start
    3418
    Prefix
    Указатели уставных чтений в рукописях... (с. 287—293) обыкновенно как памятник рекомендательной библиографии [2, с. 17—18 и коммент.: с. 566—569], в целом же указатели/указцы являются достаточно малоизученным источником
    Exact
    [3]
    Suffix
    . Традиция составлять указатели чтений, отсылающие к книгам монастырской библиотеки, существовала во второй половине XVI в. в ряде крупных русских обителей [4]. Особо следует подчеркнуть роль Кирилло-Белозерского монастыря, среди рукописей которого сохранился ряд уникальных для истории древнерусской библиографии памятников, в частности, описание рукописей конца XV в. [1] и «книги роздаточные»,
    (check this in PDF content)

  4. Start
    3576
    Prefix
    Указатели уставных чтений в рукописях... (с. 287—293) обыкновенно как памятник рекомендательной библиографии [2, с. 17—18 и коммент.: с. 566—569], в целом же указатели/указцы являются достаточно малоизученным источником [3]. Традиция составлять указатели чтений, отсылающие к книгам монастырской библиотеки, существовала во второй половине XVI в. в ряде крупных русских обителей
    Exact
    [4]
    Suffix
    . Особо следует подчеркнуть роль Кирилло-Белозерского монастыря, среди рукописей которого сохранился ряд уникальных для истории древнерусской библиографии памятников, в частности, описание рукописей конца XV в. [1] и «книги роздаточные», позволяющие проследить выдачу книг из монастырского книгохранилища в первой половине 1690-х годов [5].
    (check this in PDF content)

  5. Start
    3794
    Prefix
    Особо следует подчеркнуть роль Кирилло-Белозерского монастыря, среди рукописей которого сохранился ряд уникальных для истории древнерусской библиографии памятников, в частности, описание рукописей конца XV в.
    Exact
    [1]
    Suffix
    и «книги роздаточные», позволяющие проследить выдачу книг из монастырского книгохранилища в первой половине 1690-х годов [5]. Кирилловские указатели чтений сохранились более чем в десяти списках, сохранность указателей для других монастырских библиотек намного хуже.
    (check this in PDF content)

  6. Start
    3920
    Prefix
    Особо следует подчеркнуть роль Кирилло-Белозерского монастыря, среди рукописей которого сохранился ряд уникальных для истории древнерусской библиографии памятников, в частности, описание рукописей конца XV в. [1] и «книги роздаточные», позволяющие проследить выдачу книг из монастырского книгохранилища в первой половине 1690-х годов
    Exact
    [5]
    Suffix
    . Кирилловские указатели чтений сохранились более чем в десяти списках, сохранность указателей для других монастырских библиотек намного хуже. Современное местонахождение списка Указца Арсения Высокого, хранившегося в библиотеке Спасо-Прилуцкого монастыря, неизвестно; в единственном списке известен в литературе указатель чтений для рукописей Иосифо-Волоколамского Успенского монастыря [6, с.
    (check this in PDF content)

  7. Start
    4562
    Prefix
    В нескольких списках, помимо указцев Кириллова монастыря, известен только указатель чтений для рукописей Антониево-Сийского монастыря, созданный веком позже, в середине XVII в., при игумене Феодосии (1644—1652 и 1662—1687)
    Exact
    [3, 9]
    Suffix
    . Указатели чтений, составлявшиеся в разных монастырях, имеют определенные отличия. Так, указатели Иосифо-Волоколамского Успенского и Спасо-Прилуцкого монастырей существовали в виде отдельных рукописей.
    (check this in PDF content)

  8. Start
    5092
    Prefix
    В Кирилло-Белозерском и Антониево-Сийском монастырях они помещались в составе сборников, регламентирующих практику богослужения. В Кирилловом монастыре указатели известны в составе церковных Обиходников, т. е. кратких богослужебных уставов, используемых в качестве руководства для правильного отправления богослужения)
    Exact
    [10, 11]
    Suffix
    , в Антониево-Сийском — в рукописях, включающих указатель, названный святцами, и Кормовую книгу. И в том, и в другом случае можно говорить, что указатели чтений помещались в книгах, регулировавших конкретный ход и состав и богослужений, и прочих событий монастырской жизни: от времени и продолжительности колокольного звона до блюд трапезы.
    (check this in PDF content)

  9. Start
    12114
    Prefix
    Указания на них и соответственно изменения в составе празднуемых памятей русских святых прослеживаются в ряде других рукописей из Кирилло-Белозерского монастыря, в частности, в перечне памятей русских святых в Книге Праздничной сер. XVII в. из Кирилло-Белозерского монастыря
    Exact
    [11, с. 250—252]
    Suffix
    . Указатели чтений в других монастырских традициях добавления новых памятей учитывают: в месяцесловной части указцев Антониево-Сийского монастыря середины XVII в. имеются ссылки на чтения в дни памяти большого числа русских святых, в том числе канонизированных в XVII в., например, Кирилла Новоезерского, что связано, вероятно, с интересами сийского игумена Феодосия, собиравшего тексты о русск
    (check this in PDF content)

  10. Start
    12751
    Prefix
    , в том числе канонизированных в XVII в., например, Кирилла Новоезерского, что связано, вероятно, с интересами сийского игумена Феодосия, собиравшего тексты о русских святых и почитаемых иконах [3, с. 52; 14, с. 109]. Редактирование указателей чтений в Кирилловом монастыре Попробуем подробнее описать этапы создания указателей (вкратце эта схема изложена в нашей более ранней публикации
    Exact
    [3, c. 50—51]
    Suffix
    ). Первая редакция указателя Кирилло-Белозерского монастыря представлена списками РНБ: КириллоБелозерское собр., No 60/1137, кон. XVI в. (по ней была подготовлена публикация в книге Никольского) и (с небольшими разночтениями) Кир.
    (check this in PDF content)

  11. Start
    13025
    Prefix
    Первая редакция указателя Кирилло-Белозерского монастыря представлена списками РНБ: КириллоБелозерское собр., No 60/1137, кон. XVI в. (по ней была подготовлена публикация в книге Никольского) и (с небольшими разночтениями) Кир.-Бел. No 730/987, 1570-е гг.
    Exact
    [13, с. 281]
    Suffix
    . Эта же редакция указателя представлена в списках XVII в., в составе более поздних редакций Обиходника — РНБ, Кир.-Бел. No 733/990. «Обиходник Кирилова монастыря, живет у уставщика в кельи». 1630-е гг.
    (check this in PDF content)

  12. Start
    19704
    Prefix
    Указатели уставных чтений в рукописях... (с. 287—293) ства глав «в печатном евангелии что у Введения на престоле» (в кирилловских указателях, в отличие от более поздних по времени составления указателей Антониево-Сийского монастыря
    Exact
    [3, с. 51]
    Suffix
    , ссылки на печатные издания крайне редки). Таким образом, на протяжении столетия в Кирилло-Белозерском монастыре было создано по меньшей мере три редакции указателя уставных чтений. Наиболее ранняя из них была составлена в 1560-е гг., [13, с. 265], вторая — не позднее 1580-х гг., третья — не позднее конца 1620-х годов.
    (check this in PDF content)

  13. Start
    19951
    Prefix
    у Введения на престоле» (в кирилловских указателях, в отличие от более поздних по времени составления указателей Антониево-Сийского монастыря [3, с. 51], ссылки на печатные издания крайне редки). Таким образом, на протяжении столетия в Кирилло-Белозерском монастыре было создано по меньшей мере три редакции указателя уставных чтений. Наиболее ранняя из них была составлена в 1560-е гг.,
    Exact
    [13, с. 265]
    Suffix
    , вторая — не позднее 1580-х гг., третья — не позднее конца 1620-х годов. Редактирование (внесение изменений и дополнений) и переписка такого рода указателей позволяет предположить, что сведения указателя, с одной стороны, постоянно использовались, с другой — изменялись в соответствии с переменами в составе библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря.
    (check this in PDF content)