The 12 reference contexts in paper Аnatolij Pantchenko M., Анатолий Панченко Михайлович (2015) “Библиотеки военно-фельдшерских школ // The Libraries of Military Feldsher Schools” / spz:neicon:bibliotekovedenie:y:2015:i:5:p:103-109

  1. Start
    1610
    Prefix
    Цель учреждения школ состояла в том, чтобы «выпускаемые из них фельдшера, могли быть, как в мирное, так и в военное время, надежными помощниками врачам, при лечении больных и подавании пособия раненым на поле сражения»
    Exact
    [7, c. 370]
    Suffix
    . От кандидатов, поступавших в школы, требовалось умение читать и писать по-русски, иметь здоровое телосложение и достаточные умственные способности. Однако незавидная служебная карьера в будущем заставляла наиболее способных и развитых воспитанников всячески уклоняться от поступления в школы.
    (check this in PDF content)

  2. Start
    2394
    Prefix
    Панченко, старший научный сотрудник Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук, кандидат исторических наук, доцент БВ История библиотек военных учреждений БВ 104 97 97 не достигли той цели, для которой они были предназначены, «в лучшем случае они могли приготовлять лишь военных служителей, усвоивших технику фельдшерского дела»
    Exact
    [1]
    Suffix
    . О библиотеках школ при военных госпиталях известно немного. Так, собрание книг Санкт-Петербургской военно-фельдшерской школы (ВФШ) состояло из 57 сочинений, в большей части устаревших и малопригодных для учебного процесса.
    (check this in PDF content)

  3. Start
    3980
    Prefix
    В этом же году Главному управлению военно-учебных заведений (ГУВУЗ) было поручено составить проект «Положения о военно-фельдшерских школах», в основе которого было уже зарекомендовавшее себя в практическом применении положение «О Военной школе»
    Exact
    [4]
    Suffix
    . Школы преобразовывались в самостоятельные учебные заведения по типу военных прогимназий как благотворительные приюты для образования сыновей нижних воинских чинов, они предназначались для подготовки медицинских и аптечных фельдшеров [5].
    (check this in PDF content)

  4. Start
    4220
    Prefix
    Школы преобразовывались в самостоятельные учебные заведения по типу военных прогимназий как благотворительные приюты для образования сыновей нижних воинских чинов, они предназначались для подготовки медицинских и аптечных фельдшеров
    Exact
    [5]
    Suffix
    . Школы, входившие в состав Военного министерства2, находились в ведении Главного военно-медицинского инспектора, подчиняясь непосредственно военно-медицинским инспекторам военных округов. Срок обучения в школах составлял четыре года, три из которых — теоретические занятия, а последний год — практические занятия в военных госпиталях.
    (check this in PDF content)

  5. Start
    5310
    Prefix
    Руководство ими осуществлял один из отделенных воспитателей, книги из возрастных библиотек выдавались по их указанию. В обязанности инспектора классов входило своевременное снабжение школы всеми необходимыми предметами, относившимися к учебной части: пополнение книгами и учебными Титульный лист
    Exact
    [6]
    Suffix
    История библиотек военных учреждений пособиями библиотеки, учебных кабинетов3, музея, приобретение классных принадлежностей (из расчета 5 руб. на воспитанника, эта сумма могла быть больше, в зависимости от остатков из хозяйственных сумм).
    (check this in PDF content)

  6. Start
    7408
    Prefix
    Кузнецов — “Краткий учебный курс географии Российской империи”. д) По истории России. Иловайский — “Сокращенное руководство русской истории”. Шуф — “Рассказы и биографические очерки из русской истории”»
    Exact
    [6, с. 50]
    Suffix
    . В июне 1871 г. состоялся первый выпуск 32 воспитанников школы. Каждому из них были выданы «фельдшерский карманный набор» и экземпляр книг: «1) Гофман — “Основания анатомии человека”. 2) Шэбль — “Первая помощь в несчастных случаях в отсутствие и до прибытия врача”. 3) Блох — “Общепринятое описание венерических болезней”. 4) Шмидт — “Карманная фармакология”. 5) Литографированные записки по З
    (check this in PDF content)

  7. Start
    8754
    Prefix
    воспитателей в учебном заведении устанавливались в «Инструкции по воспитательной части», утвержденной Главным военно-медицинским инспектором по согласованию с Главным начальником военно-учебных заведений. Кроме этого, внутренний распорядок в школах регламентировался «за небольшими изменениями, вызванными специализацией заведений», инструкциями ГУВУЗ для бывших гимназий и прогимназий
    Exact
    [2]
    Suffix
    и кадетских корпусов [3]. Для контроля над учащимися в нравственном отношении они делились на возрасты, а возрасты на отделения, составленные из воспитанников одного класса и, по возможности, одних лет.
    (check this in PDF content)

  8. Start
    8780
    Prefix
    Кроме этого, внутренний распорядок в школах регламентировался «за небольшими изменениями, вызванными специализацией заведений», инструкциями ГУВУЗ для бывших гимназий и прогимназий [2] и кадетских корпусов
    Exact
    [3]
    Suffix
    . Для контроля над учащимися в нравственном отношении они делились на возрасты, а возрасты на отделения, составленные из воспитанников одного класса и, по возможности, одних лет. Одним из средств, содействовавших умственному и нравственному развитию воспитанников, было знакомство с литературными произведениями русских писателей и поэтов.
    (check this in PDF content)

  9. Start
    9293
    Prefix
    Одним из средств, содействовавших умственному и нравственному развитию воспитанников, было знакомство с литературными произведениями русских писателей и поэтов. С этой целью воспитатели Санкт-Петербургской ВФШ не менее одного раза в неделю читали в своих отделениях лучшие произведения русской литературы, «сообСтраница издания
    Exact
    [5]
    Suffix
    БВ 106 97 97 ражаясь с возрастом своих питомцев». Каждый воспитатель в течение месяца успевал прочесть по одной или две статьи. Что же читали воспитатели своим подопечным? Обратимся к отчетам за сентябрь 1870 г., когда эти чтения были только введены.
    (check this in PDF content)

  10. Start
    9861
    Prefix
    Воспитателями школы были прочитаны статьи: 1) из журнала «Детское чтение» «О Диккенсе»; 2) «История кусочка хлеба»; 3) «Об основании Петербурга» Водовозова; 4) «О Саардамском плотнике»; 5) «О девственных лесах Америки»; 6) «О неподвижных звездах» Шмерца; 7) «О ловле китов» Семенова и «Об открытии Америки» и др.
    Exact
    [6, с. 49]
    Suffix
    . Чтения сопровождались беседами с учащимися по поводу прочитанного. Книги для чтений брались из возрастных библиотек школы, состоявших из 157 наименований сочинений отечественных авторов (А.С. Пушкина, Н.
    (check this in PDF content)

  11. Start
    10278
    Prefix
    Гоголя, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, И.А. Гончарова, С.Т. Аксакова, Д.В. Григоровича, В.А. Жуковского и др.). «Многие охотно читают, но вообще это занятие не привилось вполне ко всем мальчикам»
    Exact
    [7, с. 396]
    Suffix
    . В 1894 г. в библиотеке для воспитанников старшего возраста школы насчитывалось 350 наименований книг, а для младшего — 400. В библиотеку для преподавателей и воспитателей школы в 1870 г. выписывались: «Правительственный вестник», «Русский инвалид», «Петербургские ведомости», «Всемирная иллюстрация», «Вестник Европы», «Отечественные записки», «Педагогический сборник», «Учитель», «Детское ч
    (check this in PDF content)

  12. Start
    22720
    Prefix
    Тогда же упраздняется звание подлекаря, а их обязанности возлагаются на фельдшеров. В 1816—1838 гг. подготовка военных фельдшеров велась при военных госпиталях: Петербургском, Московском, Киевском, Тифлисском
    Exact
    [6, c. 5—6]
    Suffix
    . 2 К 1911 г. в военном ведомстве состояло несколько военно-фельдшерских школ, которые открывались постепенно, чтобы не «обременять» бюджет: Петербургская — на 300 воспитанников, Московская (300), Тифлисская (200), Киевская (350), Херсонская и Иркутская (по 200), Новочеркасская и Екатеринодарская (по 75). 3 В Санкт-Петербургской военно-фельдшерской школе имелись зоологический, физический, хи
    (check this in PDF content)