The 24 reference contexts in paper Natal’ya Smetannikova N., Наталья Сметанникова Николаевна (2015) “Продвижение чтения с помощью чтения с экрана // Promotion of Reading via Screen Reading” / spz:neicon:bibliotekovedenie:y:2015:i:3:p:60-68

  1. Start
    1733
    Prefix
    Необходимость, возможность и социально-профессиональная направленность продвижения чтения Положение чтения и письма (письменной речи) в современной системе культуры и образования является актуальным вопросом, что подтверждается отражением в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»
    Exact
    [11]
    Suffix
    , Федеральных государственных образовательных стандартах для средней школы и высшего профессионального образования [10], а также их обсуждением на национальных и международных конференциях1. Вопрос Наталья Николаевна Сметанникова, президент Русской ассоциации чтения, кандидат психологических наук, профессор R3#3_15.indd 6026.06.2015 15:54:06 БВ 61 о путях продвижения чтения находится на
    (check this in PDF content)

  2. Start
    1853
    Prefix
    и социально-профессиональная направленность продвижения чтения Положение чтения и письма (письменной речи) в современной системе культуры и образования является актуальным вопросом, что подтверждается отражением в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [11], Федеральных государственных образовательных стандартах для средней школы и высшего профессионального образования
    Exact
    [10]
    Suffix
    , а также их обсуждением на национальных и международных конференциях1. Вопрос Наталья Николаевна Сметанникова, президент Русской ассоциации чтения, кандидат психологических наук, профессор R3#3_15.indd 6026.06.2015 15:54:06 БВ 61 о путях продвижения чтения находится на одной из первых позиций в списке приоритетных задач.
    (check this in PDF content)

  3. Start
    2855
    Prefix
    Необходимость продвижения чтения осознается обществом и является частью государственной программы образования и культуры в различных странах, во многом благодаря серьезному анализу результатов международного исследования качества чтения и понимания текста (PIRLS)
    Exact
    [3]
    Suffix
    и выводу о том, что сегодня уровень грамотности выпускников общеобразовательных школ является недостаточным. Исследования последних лет свидетельствуют: в тех странах, где такие программы успешно работают, уровень образованности населения не падает, а растет; учащаяся молодежь этих стран имеет высокий рейтинг качества чтения и письменного выражения своих мыслей [2].
    (check this in PDF content)

  4. Start
    3227
    Prefix
    Исследования последних лет свидетельствуют: в тех странах, где такие программы успешно работают, уровень образованности населения не падает, а растет; учащаяся молодежь этих стран имеет высокий рейтинг качества чтения и письменного выражения своих мыслей
    Exact
    [2]
    Suffix
    . Хотя поток малообразованных мигрантов в экономически развитых странах снижает общий уровень образованности населения, среди представителей титульной нации он почти не падает. Однако даже достаточно благополучные страны ставят себе новые цели в области улучшения качества чтения и его продвижения в широкие массы населения.
    (check this in PDF content)

  5. Start
    4072
    Prefix
    грамотности плохо читающих детей, подростков и взрослых, независимо от их социально-экономического положения и этнической принадлежности (при этом грамотность понимается как единство чтения и письма). В 2014 г. в рамках общеевропейского проекта BaCuLit начата подготовка и переподготовка кадров на педагогических факультетах университетов европейских стран и в системе повышения квалификации
    Exact
    [13]
    Suffix
    . Несмотря на то что необходимость дополнительной подготовки учителей и преподавателей в области обучения текстовой деятельности была зафиксирована в нашей стране в 2001 г. [7], на осознание проблемы и начало точечной подготовки или переподготовки в учебных заведениях потребовалось несколько лет (на сегодняшний момент программы заморожены) [5].
    (check this in PDF content)

  6. Start
    4250
    Prefix
    В 2014 г. в рамках общеевропейского проекта BaCuLit начата подготовка и переподготовка кадров на педагогических факультетах университетов европейских стран и в системе повышения квалификации [13]. Несмотря на то что необходимость дополнительной подготовки учителей и преподавателей в области обучения текстовой деятельности была зафиксирована в нашей стране в 2001 г.
    Exact
    [7]
    Suffix
    , на осознание проблемы и начало точечной подготовки или переподготовки в учебных заведениях потребовалось несколько лет (на сегодняшний момент программы заморожены) [5]. Назовем кратко цели и принципы проекта BaCuLit, поскольку они отвечают вызовам сегодняшнего дня во многих системах образования.
    (check this in PDF content)

  7. Start
    4421
    Prefix
    Несмотря на то что необходимость дополнительной подготовки учителей и преподавателей в области обучения текстовой деятельности была зафиксирована в нашей стране в 2001 г. [7], на осознание проблемы и начало точечной подготовки или переподготовки в учебных заведениях потребовалось несколько лет (на сегодняшний момент программы заморожены)
    Exact
    [5]
    Suffix
    . Назовем кратко цели и принципы проекта BaCuLit, поскольку они отвечают вызовам сегодняшнего дня во многих системах образования. Целью проекта является разработка современной программы подготовки педагогических кадров на основе трех междисциплинарных принципов: метакогнитивности, интерактивности и включенности.
    (check this in PDF content)

  8. Start
    5694
    Prefix
    в разных педагогических системах называют как формами коммуникации, так и видами речевой деятельности, для того чтобы приобрести умения самостоятельной работы, составляющие основу автономного обучения. В нашей стране программным документом, в котором поставлены общероссийские задачи продвижения чтения, является Национальная программа поддержки и развития чтения, принятая в 2007 году
    Exact
    [4]
    Suffix
    . В регионах она реализуется в соответствии с их возможностями, так как до сих пор не имеет статуса государственной программы. Это документ, объединивший экспертов в области чтения из разных областей знаний, наметивших пути решения проблемы чтения и нечтения населения в постсоветском пространстве.
    (check this in PDF content)

  9. Start
    7413
    Prefix
    R3#3_15.indd 6126.06.2015 15:54:06 Чтение с экрана Известно, что мотивы чтения молодых людей различны. В ходе лонгитюдного педагогического исследования Русской ассоциации чтения «Школа, где процветает грамотность» (2002—2012)
    Exact
    [12]
    Suffix
    и проекта «Чтение, которое нас объединяет» (2013) [8] было подтверждено, что в среде читающей молодежи продолжает существовать деление читателей на группы по основанию мотивации к чтению. В ходе реализации этих проектов было выделено пять групп читателей в молодежной среде [8].
    (check this in PDF content)

  10. Start
    7468
    Prefix
    R3#3_15.indd 6126.06.2015 15:54:06 Чтение с экрана Известно, что мотивы чтения молодых людей различны. В ходе лонгитюдного педагогического исследования Русской ассоциации чтения «Школа, где процветает грамотность» (2002—2012) [12] и проекта «Чтение, которое нас объединяет» (2013)
    Exact
    [8]
    Suffix
    было подтверждено, что в среде читающей молодежи продолжает существовать деление читателей на группы по основанию мотивации к чтению. В ходе реализации этих проектов было выделено пять групп читателей в молодежной среде [8].
    (check this in PDF content)

  11. Start
    7693
    Prefix
    лонгитюдного педагогического исследования Русской ассоциации чтения «Школа, где процветает грамотность» (2002—2012) [12] и проекта «Чтение, которое нас объединяет» (2013) [8] было подтверждено, что в среде читающей молодежи продолжает существовать деление читателей на группы по основанию мотивации к чтению. В ходе реализации этих проектов было выделено пять групп читателей в молодежной среде
    Exact
    [8]
    Suffix
    . Первую группу составили сформировавшиеся в средней школе читатели, которые остаются ими в студенческие годы и в дальнейшей профессиональной жизни. Они читают, потому что им интересно, это их способ профессионального роста, проведения досуга, их образ жизни.
    (check this in PDF content)

  12. Start
    9894
    Prefix
    Результаты последних исследований заставляют разработчиков программ обучения задуматься над тем, как включить книги, относящиеся к жанрам fiction и non-fiction, которые вызывают интерес у молодого поколения, в программы внеклассного чтения и внеурочной литературной деятельности, а также в учебные курсы высшей школы
    Exact
    [1]
    Suffix
    . Так, известен пример профессионально-ориентированного чтения романа Т. Драйзера «Финансист» студентами Гарвардской школы бизнеса. В исследовании «Школа, где процветает грамотность» была выведена формула, в соответствии с которой менялось отношение к чтению в учебном заведении.
    (check this in PDF content)

  13. Start
    10649
    Prefix
    Читательский опыт в сочетании с успехами в обучении и повышением престижа учащегося в классе изменял отношение к чтению, переводя его в категорию интересных занятий. Позднее чтение становилось устойчивой привычкой и переходило в норму
    Exact
    [12]
    Suffix
    . Именно современные книги и научно-популярная литература (по интересам) в старшей школе помогали найти точки соприкосновения с одноклассниками, способствовали социализации молодого человека в читательской группе, получению более высокого статуса в молодежном коллективе.
    (check this in PDF content)

  14. Start
    11943
    Prefix
    Дети и подростки читают как с листа, так и с экрана, при этом их предпочтения в школьном возрасте еще не сформированы. Отметим два факта, которые были получены при подведении итогов проектов «Чтение с листа и чтение с экрана»
    Exact
    [9]
    Suffix
    и «Чтение, которое нас объединяет» [8]. Во-первых, переход на чтение с экрана быстрее, легче и качественнее происходил у читателей-школьников 7 класса, имевших высокие показатели качества чтения и, как правило, хорошую успеваемость.
    (check this in PDF content)

  15. Start
    11982
    Prefix
    Дети и подростки читают как с листа, так и с экрана, при этом их предпочтения в школьном возрасте еще не сформированы. Отметим два факта, которые были получены при подведении итогов проектов «Чтение с листа и чтение с экрана» [9] и «Чтение, которое нас объединяет»
    Exact
    [8]
    Suffix
    . Во-первых, переход на чтение с экрана быстрее, легче и качественнее происходил у читателей-школьников 7 класса, имевших высокие показатели качества чтения и, как правило, хорошую успеваемость.
    (check this in PDF content)

  16. Start
    13434
    Prefix
    «посреднической», обобщила наиболее распространенные во второй половине ХХ в. воззрения западной теории чтения на его сущность и поставила теоретические вопросы, связанные с бурно развивающимся чтением с экрана. Дж. Макинини, автор теории, констатировал, что наука о чтении оказалась не готова к столь стремительному развитию событий в области создания движущегося, нелинейного текста
    Exact
    [15]
    Suffix
    . Создав теорию чтения онлайн, он рассмотрел основные понятия теории грамотности: читательская среда, текст, читатель и отношения между ними, а также предложил прогноз развития исследуемых явлений.
    (check this in PDF content)

  17. Start
    14024
    Prefix
    Так, интерактивная теория в основном исследовала деятельность читателя и его отношение к чтению как событию. Дж. Макинини оттолкнулся от положений теории Л. Розенблат о комплексном характере чтения, его прагматической, трансактивной и гуманистической природе
    Exact
    [16, р. 41—42]
    Suffix
    . Сравнивая акт чтения и речевой акт, Л. Розенблат подчеркивала, что при чтении, в отличие от устной коммуникации, есть только один активный агент — читатель. Она описала активность читателя и пассивность текста следующим образом: «Писатель ушел.
    (check this in PDF content)

  18. Start
    14435
    Prefix
    Она описала активность читателя и пассивность текста следующим образом: «Писатель ушел. Остались текст и читатель. В результате читателю надо воссоздать... автора как часть того целого, которое читатель воссоздает, пользуясь текстом»
    Exact
    [16, р. 20]
    Suffix
    . Читатель обладает своим набором ценностей, целей и установок, которые влияют на его читательские действия и решения. Письменный язык выражает отношения, цели и ценности автора, который реально может уже не быть современником читателя, но его влияние на среду чтения меньше по сравнению с живым человеком.
    (check this in PDF content)

  19. Start
    14900
    Prefix
    Письменный язык выражает отношения, цели и ценности автора, который реально может уже не быть современником читателя, но его влияние на среду чтения меньше по сравнению с живым человеком. Трансактивная теория, изложенная Л. Розенблат, фокусировала внимание на взаимодействии читателя с текстом и читательскими реакциями на чтение
    Exact
    [17]
    Suffix
    . Когнитивная модель, в изложении К. Станович [19] и Д. Румельхарт [18], рассматривала взаимодействие потоков информации, которые двигались от текста к читателю и от читателя к тексту. В указанных теориях чтения текст рассматривался как статичное явление, что было фактом действительности до тех пор, пока он предъявлялся на листе бумаги.
    (check this in PDF content)

  20. Start
    14950
    Prefix
    Письменный язык выражает отношения, цели и ценности автора, который реально может уже не быть современником читателя, но его влияние на среду чтения меньше по сравнению с живым человеком. Трансактивная теория, изложенная Л. Розенблат, фокусировала внимание на взаимодействии читателя с текстом и читательскими реакциями на чтение [17]. Когнитивная модель, в изложении К. Станович
    Exact
    [19]
    Suffix
    и Д. Румельхарт [18], рассматривала взаимодействие потоков информации, которые двигались от текста к читателю и от читателя к тексту. В указанных теориях чтения текст рассматривался как статичное явление, что было фактом действительности до тех пор, пока он предъявлялся на листе бумаги.
    (check this in PDF content)

  21. Start
    14972
    Prefix
    Трансактивная теория, изложенная Л. Розенблат, фокусировала внимание на взаимодействии читателя с текстом и читательскими реакциями на чтение [17]. Когнитивная модель, в изложении К. Станович [19] и Д. Румельхарт
    Exact
    [18]
    Suffix
    , рассматривала взаимодействие потоков информации, которые двигались от текста к читателю и от читателя к тексту. В указанных теориях чтения текст рассматривался как статичное явление, что было фактом действительности до тех пор, пока он предъявлялся на листе бумаги.
    (check this in PDF content)

  22. Start
    19047
    Prefix
    Помимо факторной теории Дж. Макинини, известность приобретает теория дейктической грамотности2 и ее методологическое и методическое воплощение — «Двухуровневая теория новых видов грамотности» Д. Лью
    Exact
    [14]
    Suffix
    . Ценность работы Д. Лью заключается в том, что в ней соединяются последние теоретические и практические разработки американских, европейских, австралийских исследователей, представлено ее практическое применение в образовании.
    (check this in PDF content)

  23. Start
    23403
    Prefix
    Сошлемся на исследования, проведенные членами Русской ассоциации чтения в 2009—2010 гг., в период, когда ученики московских средних школ только начинали массово использовать персональный компьютер в качестве инструмента обучения
    Exact
    [6]
    Suffix
    . В целом, уровень понимания текста семиклассниками 12—13 лет варьировался от низкого до высокого. Он зависел от школы, класса, учебного плана, наличия или отсутствия дополнительных (внеклассных, внеучебных) программ чтения и способа предъявления текста — с листа или экрана.
    (check this in PDF content)

  24. Start
    24381
    Prefix
    Понимание художественного текста в целом было лучше, чем понимание публицистики во всех группах, кроме одной, в которой на дополнительных уроках целенаправленно проводилась работа с текстами разных типов и жанров. Аналогичные результаты были показаны учениками школ нашей страны в исследовании PISA 2000, 2003, 2006 и 2009 гг.
    Exact
    [2]
    Suffix
    . Полученные результаты свидетельствуют о том, что учащиеся средней школы имели большую практику работы с художественными текстами на уроках литературы и не имели ее на других уроках, следовательно, им необходимы занятия по текстовой деятельности при обучении другим школьным предметам.
    (check this in PDF content)