The 36 reference contexts in paper E. Gordina D., Елена Гордина Дмитриевна (2015) “Читательские отзывы в редакции ГИХЛ на роман «Цусима» А. С. Новикова-Прибоя в контексте кампании патриотического воспитания в 1930-е годы // Readers’ Reviews in the Editorial Department of State Publishing House of Fiction Literature on “Tsushima” by A. Novikov-Priboy in the Context of Patriotic Education Campaign in the 1930-ies” / spz:neicon:bibliotekovedenie:y:2015:i:2:p:51-58

  1. Start
    253
    Prefix
    Купченко и Р.П. Хрулевой), «текст датируется сентябрем — первой половиной октября 1921; представляет собой зарисовки увиденного и пережитого в 1918—1921, предназначавшиеся для дальнейшей переработки в стихи»
    Exact
    [1, т. 7, кн. 2, с. 318]
    Suffix
    . 2 Издание, подготовленное вдовой ученого, представляет собой собрание писем, расположенных по разделам в хронологическом порядке. К каждому письму дан краткий очерк биографии И. Тэна за этот период.
    (check this in PDF content)

  2. Start
    3222
    Prefix
    Отдельные аспекты, имеющие прямое отношение к теме, — государственная политика в области образования и культуры, способы популяризации литературных произведений, их тематика, роль средств массовой информации в процессе формирования общественного сознания — исследовались отечественными учеными и продолжают находиться в центре внимания
    Exact
    [1, 3, 5]
    Suffix
    . Однако проблема восприятия аудиторией информации об исторических событиях, которые предлагались ей со страниц прессы, художественных произведений, т. е. эффективности механизма воздействия, остается недостаточно освещенной.
    (check this in PDF content)

  3. Start
    7728
    Prefix
    Не случайно он многократно подчеркивал в своих статьях, интервью и выступлениях огромную роль читателей в процессе доработки романа, продолжавшемся многие годы после его выхода в свет: «Мне очень помогают сами читатели. <...> Трудно представить себе, какой заботой они умеют окружить писателя»
    Exact
    [13]
    Suffix
    . Активный авторский диалог с читателями стал одним из важнейших факторов, обусловивших огромную популярность романа «Цусима» в 1930-е годы. Бывшие моряки, а также родственники погибших участников Русско-японской войны переписывались с А.
    (check this in PDF content)

  4. Start
    9910
    Prefix
    4); ● учащиеся — 17 (15%) (школьники — 13, студенты — 4); ● военнослужащие — 16 (14%) (красноармейцы — 10, моряки — 4, курсанты — 2); ● политработники — 7 (6%); ● домохозяйки — 1 (1%); ● нетрудоспособные (инвалиды) — 1 (1%). Следует отметить явное лидерство рабочих среди всех читателей. В связи с этим процитируем одно из писем: «Книгу берут, очень ей интересуются рабочие в среднем возрасте»
    Exact
    [10, л. 188]
    Suffix
    . Читательская заинтересованность рабочих является наглядным примером советской «культурной революции». Например, сотрудники рабочей библиотеки Автомобильного завода им. И.В. Сталина, филиалы и читальные залы которой были во всех цехах завода, констатируют: «Читают в обеденный перерыв, до смены, после смены, в читальне проводят добрую часть выходных дней.
    (check this in PDF content)

  5. Start
    10464
    Prefix
    Сталина, филиалы и читальные залы которой были во всех цехах завода, констатируют: «Читают в обеденный перерыв, до смены, после смены, в читальне проводят добрую часть выходных дней. <...> В читальне сидят иногда по необR3#2_15.indd 5322.05.2015 15:09:01 БВ Год литературы: А.С. НовиковПрибой ходимости, потому что наиболее ходкие книги на дом не выдаются»
    Exact
    [6]
    Suffix
    . Заведующая рабочей библиотекой Клуба им. Горького в г. Юрьеве-Польском Бутова так охарактеризовала спрос на «Цусиму»: «Эта книга получена в мае (пишет в октябре. — Е. Г.) в 2 экз. и уже каждый из них имеет по 20 выдач.
    (check this in PDF content)

  6. Start
    10719
    Prefix
    Горького в г. Юрьеве-Польском Бутова так охарактеризовала спрос на «Цусиму»: «Эта книга получена в мае (пишет в октябре. — Е. Г.) в 2 экз. и уже каждый из них имеет по 20 выдач. ...Отзыв о ней самый лучший»
    Exact
    [10, л. 10]
    Suffix
    . Аналогично высказывание заведующего передвижной библиотекой для рабочих продмага No 1 «Коммунар» Москвы М.В. Верушкина: «На книгу “Цусима” всегда спрос большой. <...> Книга “Цусима” очень интересна, читается с охотой, ее можно читать несколько раз и она не надоедает» [10, л. 12].
    (check this in PDF content)

  7. Start
    11001
    Prefix
    Аналогично высказывание заведующего передвижной библиотекой для рабочих продмага No 1 «Коммунар» Москвы М.В. Верушкина: «На книгу “Цусима” всегда спрос большой. <...> Книга “Цусима” очень интересна, читается с охотой, ее можно читать несколько раз и она не надоедает»
    Exact
    [10, л. 12]
    Suffix
    . Лектор политотдела по «безбожной работе» Т. Бойновская (Северный Кавказ, ст. Советская) называет А.С. Новикова-Прибоя любимым писателем и отмечает исключительно высокую посещаемость занятий, на которых шла читка «Цусимы»: «Читка идет очень оживленно, и в выходные дни мои курсанты и безбожники дают стопроцентную явку.
    (check this in PDF content)

  8. Start
    11487
    Prefix
    Новикова-Прибоя любимым писателем и отмечает исключительно высокую посещаемость занятий, на которых шла читка «Цусимы»: «Читка идет очень оживленно, и в выходные дни мои курсанты и безбожники дают стопроцентную явку. <...> Слушали поразительно охотно, внимательно, при чтении некоторых глав возмущались. <...> Кроме курсантов стали ходить на читки и пожилые колхозники»
    Exact
    [10, л. 185]
    Suffix
    . Читатели пишут о том, как трудно достать произведение: «Книга из очереди не выходит. Надо бы ее побольше выпустить в обращение» [8, л. 18]. «Книга переходит с рук на руки без малейшего промедления.
    (check this in PDF content)

  9. Start
    11629
    Prefix
    <...> Кроме курсантов стали ходить на читки и пожилые колхозники» [10, л. 185]. Читатели пишут о том, как трудно достать произведение: «Книга из очереди не выходит. Надо бы ее побольше выпустить в обращение»
    Exact
    [8, л. 18]
    Suffix
    . «Книга переходит с рук на руки без малейшего промедления. <...> После прочитанного ведут обмен мнениями. <...> У некоторых читателей, приходится удивляться, находится время для прочтения только этой книги.
    (check this in PDF content)

  10. Start
    12058
    Prefix
    Ни до, ни после этого они опять не читают (курсив мой. — Е. Г.). Это показывает, насколько интересна книга. Особенно интересна книга бывшим матросам... Желательно эти книги ввести в программу школы-семилетки»
    Exact
    [10, л. 97—98]
    Suffix
    . Ф. Голунов, 58-летний рабочий Химзавода No 2 Донбасса, сообщает, что «книгу “Цусима” берут рабочие на захват читать» [10, л. 231]. Очереди на нее в библиотеке описывает и слесарь из Минска М.И. Чернышев: «Книгу “Цусима” не так легко получить в рабочей библиотеке, а это говорит за их положительный авторитет» [10, л. 238].
    (check this in PDF content)

  11. Start
    12191
    Prefix
    Особенно интересна книга бывшим матросам... Желательно эти книги ввести в программу школы-семилетки» [10, л. 97—98]. Ф. Голунов, 58-летний рабочий Химзавода No 2 Донбасса, сообщает, что «книгу “Цусима” берут рабочие на захват читать»
    Exact
    [10, л. 231]
    Suffix
    . Очереди на нее в библиотеке описывает и слесарь из Минска М.И. Чернышев: «Книгу “Цусима” не так легко получить в рабочей библиотеке, а это говорит за их положительный авторитет» [10, л. 238]. Школьный учитель Виргамакова (Московская обл.) сообщает, что никогда посещаемость литкружка не была так высока, как во время читки «Цусимы» [10, л. 267].
    (check this in PDF content)

  12. Start
    12384
    Prefix
    Голунов, 58-летний рабочий Химзавода No 2 Донбасса, сообщает, что «книгу “Цусима” берут рабочие на захват читать» [10, л. 231]. Очереди на нее в библиотеке описывает и слесарь из Минска М.И. Чернышев: «Книгу “Цусима” не так легко получить в рабочей библиотеке, а это говорит за их положительный авторитет»
    Exact
    [10, л. 238]
    Suffix
    . Школьный учитель Виргамакова (Московская обл.) сообщает, что никогда посещаемость литкружка не была так высока, как во время читки «Цусимы» [10, л. 267]. Наглядной иллюстрацией популярности в рабочей среде творчества А.
    (check this in PDF content)

  13. Start
    12539
    Prefix
    Чернышев: «Книгу “Цусима” не так легко получить в рабочей библиотеке, а это говорит за их положительный авторитет» [10, л. 238]. Школьный учитель Виргамакова (Московская обл.) сообщает, что никогда посещаемость литкружка не была так высока, как во время читки «Цусимы»
    Exact
    [10, л. 267]
    Suffix
    . Наглядной иллюстрацией популярности в рабочей среде творчества А.С. Новикова-Прибоя, прежде всего романа «Цусима», является описание визита писателя на Горьковский автозавод. В 1930-е гг. на автозавод нередко приезжали известные советские писатели, эти встречи всегда являлись значительным культурным событием, сопровождались беседами, широко освещались в газете «Автогигант». 24 сентября 1934
    (check this in PDF content)

  14. Start
    13847
    Prefix
    Г.). Под конец беседы он сидел уже на столе, а вокруг тесным кругом сидели и теснились читатели, расспрашивая его о тех временах, когда он сам был матросом, о его полной интересными событиями жизни»
    Exact
    [4, л. 85]
    Suffix
    . Писателей поразила начитанность работников автозавода: «Особенно нас порадовал необычайно выросший рабочий читатель. Беседы, которые мы провели с рабочими, обнаружили не только знание советской литературы, но и глубокий интерес к методике писательской работы, к технике литературного мастерства» [4, л. 85].
    (check this in PDF content)

  15. Start
    14156
    Prefix
    Писателей поразила начитанность работников автозавода: «Особенно нас порадовал необычайно выросший рабочий читатель. Беседы, которые мы провели с рабочими, обнаружили не только знание советской литературы, но и глубокий интерес к методике писательской работы, к технике литературного мастерства»
    Exact
    [4, л. 85]
    Suffix
    . Эта же тенденция отмечалась в 1933 г. работниками Всесоюзной библиотеки им. В.И. Ленина: «Из других (кроме учащихся. — Е. Г.) категорий читателей, посещающих библиотеку, больше всего привлекает внимание VI категория — группа рабочих.
    (check this in PDF content)

  16. Start
    14764
    Prefix
    Г.) количеR3#2_15.indd 5422.05.2015 15:09:01 ство посещений библиотеки рабочими увеличилось более, чем в 2 раза, в то время как общая цифра посещений хотя и возросла, но не в таком размере. Несомненно, это является результатом проводимой библиотекой массовой работы»
    Exact
    [12]
    Suffix
    . Особое внимание обращает на себя единственный обнаруженный среди всех прочих отрицательный отзыв на «Цусиму». Плотник А.Т. Соколов считает, что описанные в книге события настолько ужасны и при этом так реалистичны, что заставляют в красках вспомнить о том, «от чего вчера с ума сходили» и «воевать больше не захочешь», «весь этот кошмар угнетающе действует на психику человека.
    (check this in PDF content)

  17. Start
    15188
    Prefix
    Соколов считает, что описанные в книге события настолько ужасны и при этом так реалистичны, что заставляют в красках вспомнить о том, «от чего вчера с ума сходили» и «воевать больше не захочешь», «весь этот кошмар угнетающе действует на психику человека... Так молодежь воспитывать не надо»
    Exact
    [10, л. 145]
    Suffix
    . Воевавший 9,5 лет рабочий убежден, что задача советского искусства — показывать светлые стороны жизни, для того чтобы восстановить здоровье людей «на случай новой войны». Несмотря на то что отзыв, казалось бы, отрицательный, очевидно, вопреки воле автора, в нем все же содержится самая высокая для художественного произведения исторического жанра читательская оценка — признание максимально
    (check this in PDF content)

  18. Start
    16386
    Prefix
    Ее тематика очень интересует современную молодежь, знаем о ней только понаслышке, а книга Прибоя пополняет багаж знаний... читается с большим интересом... оставляет большой отпечаток в нашем читательском сознании» (Евстигнеева, 17 лет, 7 класс, Пушкино)
    Exact
    [10, л. 140]
    Suffix
    . Как видно из текста многих писем, их авторы являются постоянными читателями и поклонниками творчества А.С. Новикова-Прибоя: «Новиков-Прибой выдающийся писатель о флоте. <...> Новикова-Прибоя я признал за лучшего писателя о флоте.
    (check this in PDF content)

  19. Start
    16737
    Prefix
    Новикова-Прибоя: «Новиков-Прибой выдающийся писатель о флоте. <...> Новикова-Прибоя я признал за лучшего писателя о флоте. Я желаю еще лучше Новикову-Прибою писать книги для пролетарской молодежи» (В. Раинский, пионер, 13 лет)
    Exact
    [10, л. 81]
    Suffix
    . Ребята описывают, как начав читать «Цусиму», «сидели по целым дням, не могли оторваться» [10, л. 64, 112]. «Читал я три дня подряд после уроков и вплоть до двух часов ночи» [10, л. 26]. Все без исключения просят выслать или второй том, или оба, а также другие произведения А.
    (check this in PDF content)

  20. Start
    16924
    Prefix
    Раинский, пионер, 13 лет) [10, л. 81]. Ребята описывают, как начав читать «Цусиму», «сидели по целым дням, не могли оторваться» [10, л. 64, 112]. «Читал я три дня подряд после уроков и вплоть до двух часов ночи»
    Exact
    [10, л. 26]
    Suffix
    . Все без исключения просят выслать или второй том, или оба, а также другие произведения А.С. Новикова-Прибоя наложенным платежом: «Вышлите мне все книги и сколько будет стоить сообщите» [10, л. 54], поскольку «у нас здесь в книгах недоступно» [10, л. 27].
    (check this in PDF content)

  21. Start
    17122
    Prefix
    «Читал я три дня подряд после уроков и вплоть до двух часов ночи» [10, л. 26]. Все без исключения просят выслать или второй том, или оба, а также другие произведения А.С. Новикова-Прибоя наложенным платежом: «Вышлите мне все книги и сколько будет стоить сообщите»
    Exact
    [10, л. 54]
    Suffix
    , поскольку «у нас здесь в книгах недоступно» [10, л. 27]. У некоторых учащихся книга вызвала желание приобщиться к писательской деятельности, записаться в литературный кружок при издательстве [10, л. 26], стать «таким же писателем, как Новиков-Прибой» [10, л. 266].
    (check this in PDF content)

  22. Start
    17179
    Prefix
    Все без исключения просят выслать или второй том, или оба, а также другие произведения А.С. Новикова-Прибоя наложенным платежом: «Вышлите мне все книги и сколько будет стоить сообщите» [10, л. 54], поскольку «у нас здесь в книгах недоступно»
    Exact
    [10, л. 27]
    Suffix
    . У некоторых учащихся книга вызвала желание приобщиться к писательской деятельности, записаться в литературный кружок при издательстве [10, л. 26], стать «таким же писателем, как Новиков-Прибой» [10, л. 266].
    (check this in PDF content)

  23. Start
    17328
    Prefix
    Новикова-Прибоя наложенным платежом: «Вышлите мне все книги и сколько будет стоить сообщите» [10, л. 54], поскольку «у нас здесь в книгах недоступно» [10, л. 27]. У некоторых учащихся книга вызвала желание приобщиться к писательской деятельности, записаться в литературный кружок при издательстве
    Exact
    [10, л. 26]
    Suffix
    , стать «таким же писателем, как Новиков-Прибой» [10, л. 266]. Несмотря на юность читателей из этой группы и их явное одобрение романа, почти во всех письмах содержатся замечания и предложения писателю.
    (check this in PDF content)

  24. Start
    17388
    Prefix
    Новикова-Прибоя наложенным платежом: «Вышлите мне все книги и сколько будет стоить сообщите» [10, л. 54], поскольку «у нас здесь в книгах недоступно» [10, л. 27]. У некоторых учащихся книга вызвала желание приобщиться к писательской деятельности, записаться в литературный кружок при издательстве [10, л. 26], стать «таким же писателем, как Новиков-Прибой»
    Exact
    [10, л. 266]
    Suffix
    . Несмотря на юность читателей из этой группы и их явное одобрение романа, почти во всех письмах содержатся замечания и предложения писателю. Тон писем порой деловитый, даже требовательный. Ребята считают себя именно субъектом культурной жизни страны, который обязан в ней активно участвовать и разбираться.
    (check this in PDF content)

  25. Start
    18435
    Prefix
    Спрашивают не особенно любезно: “Почему вы так мало говорите о современной девушке, вы совершенно не знаете девушку...” Из-за этих вопросов 50 или 60 млн читателей писателю Советской России жить очень беспокойно. <...> Литературе предъявляют все более строгие требования качества», — писал А.Н. Толстой
    Exact
    [11, л. 13]
    Suffix
    . Конечно, нельзя утверждать, что «Цусиму» читали преимущественно молодые люди и дети, Иллюстрация к роману «Цусима» R3#2_15.indd 5522.05.2015 15:09:01 БВ Год литературы: А.С. НовиковПрибой среди отправителей писем — огромное число граждан 40—50 лет.
    (check this in PDF content)

  26. Start
    19770
    Prefix
    В качестве примера приведены материалы обследования ряда районных и заводских библиотек, везде в числе наиболее спрашиваемых авторов — А.С. Новиков-Прибой («Цусима», рассказы) и А.Н. Толстой («Петр Первый»)
    Exact
    [9, л. 4—5]
    Suffix
    . Школьники, студенты, молодые рабочие в своих письмах дают А.С. Новикову-Прибою разные советы, в большинстве случаев они касаются оформления книги — текст «Цусимы» просят дополнить словарем специальных морских терминов, картой с указанием маршрута II эскадры, портретами участников похода, в том числе и самого автора, рисунками всех типов судов эскадры, схемами ее построения и т. д.
    (check this in PDF content)

  27. Start
    20470
    Prefix
    Некоторые даже предлагают писателю темы для новых произведений. Так, московский школьник В. Зайцев рекомендует написать книгу о Первой мировой войне, надеясь лучше изучить ее события с помощью А.С. Новикова-Прибоя
    Exact
    [10, л. 75]
    Suffix
    . Анализируя читательское восприятие романа, необходимо отметить содержащиеся в письмах многократные подтверждения правдивости изложенной писателем картины событий. Приведем несколько примеров. Н. Башмакова, научный сотрудник Геологического музея (Ленинград), пишет, обращаясь к автору книги, что не могла «удержать слез при чтении ваших страниц, столь горько правдивых.
    (check this in PDF content)

  28. Start
    21406
    Prefix
    Книга ваша была необходима, ее ждала русская литература, ее ждало поколение, пережившее японскую войну. <...> Эта незабываемая боль, она осталась на всю жизнь... Ведь эта боль кричала о том, что нужно ее рассказать!»
    Exact
    [10, л. 103—106]
    Suffix
    . Преподаватель из Киева отмечает: «Как современник изложенных событий, считаю “Цусиму” правдиво и точно отражающей эпоху и ее настроения и переживания произведением. Исторические факты и характеристики — верны.
    (check this in PDF content)

  29. Start
    21786
    Prefix
    Преподаватель из Киева отмечает: «Как современник изложенных событий, считаю “Цусиму” правдиво и точно отражающей эпоху и ее настроения и переживания произведением. Исторические факты и характеристики — верны. <...> Историко-литературная ценность “Цусимы” весьма высока... Как старый учитель, я настоятельно рекомендую это произведение в библиотеки всех типов»
    Exact
    [10, л. 78]
    Suffix
    . Аналогичное мнение высказывается в отзывах о «Цусиме» бывших матросов II эскадры — очевидцев событий: «Книга написана очень удачно в смысле правдивости... Она представляет громадную ценность и незаменима в библиотеках, как историческая правда заслуживает распространения в самых широких массах», — пишет машинист П.
    (check this in PDF content)

  30. Start
    22204
    Prefix
    Она представляет громадную ценность и незаменима в библиотеках, как историческая правда заслуживает распространения в самых широких массах», — пишет машинист П.Е. Рогов и предлагает переслать А.С. НовиковуПрибою свои заметки о бое крейсера «Алмаз»
    Exact
    [10, л. 43]
    Suffix
    . Но даже в тех письмах читателей, которые не были современниками или участниками Русско-японской войны, прослеживается огромное доверие к писателю, уверенность в правдивости повествования, отношение к роману как к историческому источнику.
    (check this in PDF content)

  31. Start
    23012
    Prefix
    походе: «Большим достоинством книги является то, что автор составлял книгу не на изучении лишь официальных документов и других посторонних от него сведений, а то, что он сам явился свидетелем всего, что написано, и не простым свидетелем, а пережившим... Не верить всем тем фактам, которые изложены в книге, нельзя, так как они дышат неподдельной правдой» (красноармеец Н.И. Соколов, г. Выкса)
    Exact
    [10, л. 21]
    Suffix
    . Все авторы писем сетуют на неудовлетворительное состояние книжной торговли и невозможность достать в библиотеке или купить «Цусиму», просят выслать ее наложенным платежом. Особенно велико возмущение читателей, которым удалось достать только первый том произведения, но при этом неизвестно, где и когда можно будет получить второй.
    (check this in PDF content)

  32. Start
    24509
    Prefix
    Читал я ее, используя для этого всякую свободную минуту от занятий... часто отрывался от чтения и смотрел под конец книги, считая, сколько приблизительно мне еще осталось листов... желал бы, если б конец у ней был хотя б листов 500»
    Exact
    [10, л. 32]
    Suffix
    . Московский рабочий С. Голубин пишет, что «купил 10 экз. (вероятно, речь идет о брошюре. — Е. Г.) для распространения среди малограмотных товарищей, конечно, бесплатно» [10, л. 77]. Многие просят выслать каталоги издательства, желая ознакомиться с книжными новинками, заказать произведения А.
    (check this in PDF content)

  33. Start
    24691
    Prefix
    для этого всякую свободную минуту от занятий... часто отрывался от чтения и смотрел под конец книги, считая, сколько приблизительно мне еще осталось листов... желал бы, если б конец у ней был хотя б листов 500» [10, л. 32]. Московский рабочий С. Голубин пишет, что «купил 10 экз. (вероятно, речь идет о брошюре. — Е. Г.) для распространения среди малограмотных товарищей, конечно, бесплатно»
    Exact
    [10, л. 77]
    Suffix
    . Многие просят выслать каталоги издательства, желая ознакомиться с книжными новинками, заказать произведения А.С. НовиковаПрибоя и других писателей (М.А. Шолохова, Ф.И. Панферова и др.). Эти письма иллюстрируют неподдельный интерес к литературе, стремление быть в курсе событий, готовность тратить свое свободное время (нередко в ущерб отдыху) на чтение.
    (check this in PDF content)

  34. Start
    25481
    Prefix
    В трех местах так смеялся, что еле на седле держался... Мне ваша книга так сильно понравилась, что я иногда забывал ужинать и завтракать... Я все библиотеки перерою, и честным и нечестным путем буду приобретать Ваши книги»
    Exact
    [10, л. 180—184]
    Suffix
    . В письмах сразу бросается в глаза неравнодушие, стремление людей по мере сил помочь писателю и издательству сделать книгу ярче, интереснее, доступнее. Читатели задают вопросы автору, интересуются, какую литературу еще можно почитать о Русско-японской войне.
    (check this in PDF content)

  35. Start
    26764
    Prefix
    «В советской литературе родился новый тип писателя: для писателя старой России было характерно одиночество, отрыв его от народа, между советским писателем и его читателями существует самая тесная связь, самая тесная дружба. <...> Понятие о провинции — теперь исчезло»
    Exact
    [2, л. 5]
    Suffix
    . А.С. Новиков-Прибой на основе полученных им многочисленных откликов так говорил о реакции читателей на «Цусиму»: «Судя по отзывам, эта книга произвела большое действие на разные слои читателей — краснофлотцев, командиров, рабочих, колхозников, служащих, инженеров.
    (check this in PDF content)

  36. Start
    27099
    Prefix
    Новиков-Прибой на основе полученных им многочисленных откликов так говорил о реакции читателей на «Цусиму»: «Судя по отзывам, эта книга произвела большое действие на разные слои читателей — краснофлотцев, командиров, рабочих, колхозников, служащих, инженеров... “Цусима” доходит до читателей всех общественных слоев»
    Exact
    [7, л. 1]
    Suffix
    . Именно «диалогичность» советской литературы делала ее эффективным инструментом воспитания населения. Роман «Цусима» читала действительно вся страна, и в географическом, и в социальном плане. Читательские письма в ГИХЛ наглядно доказывают эффективность механизма популяризации литературных произведений (в том числе и исторической тематики) в обществе и воспитательно-патриотической кампании
    (check this in PDF content)