The 11 reference contexts in paper A. Sokolov V., Аркадий Соколов Васильевич (2015) “Социальные субъекты управления библиотечным делом: библиотечная триада // The Social Subjects of Librarianship Management: the Library Triad” / spz:neicon:bibliotekovedenie:y:2015:i:1:p:27-31

  1. Start
    2931
    Prefix
    Интеллигенты-просветители понимали библиотеку как реальный центр внешкольного образования и самообразования, а библиотекаря — как наставника и руководителя чтением народа. Н.А. Рубакин постоянно повторял в своих публикациях: «Библиотека может и должна стать учреждением педагогическим и играть общественнопросветительную роль»
    Exact
    [9]
    Suffix
    . Педагогическую сущность библиотечного просветительства того времени А.Н. Ванеев подытожил в следующих нормативах: ● квалифицированно помогать читателям в выборе литературы на основе изучения их интересов и взглядов; ● активно влиять на расширение круга чтения абонентов посредством разного рода рекомендаций; ● развивать самостоятельность читателей, воспитывая у них культуру чтения; ● не допуска
    (check this in PDF content)

  2. Start
    3411
    Prefix
    в следующих нормативах: ● квалифицированно помогать читателям в выборе литературы на основе изучения их интересов и взглядов; ● активно влиять на расширение круга чтения абонентов посредством разного рода рекомендаций; ● развивать самостоятельность читателей, воспитывая у них культуру чтения; ● не допускать навязывания литературы или запретов в получении книг, запрошенных посетителями
    Exact
    [2]
    Suffix
    . В свете этих нормативов не было никаких сомнений в педагогической сущности библиотечного дела, а библиотечная педагогика понималась как отрасль социальной педагогики, представляющая собой учение о воспитании читателей путем рекомендации лучших книг, помощи в усвоении и использовании прочитанного [1].
    (check this in PDF content)

  3. Start
    3714
    Prefix
    В свете этих нормативов не было никаких сомнений в педагогической сущности библиотечного дела, а библиотечная педагогика понималась как отрасль социальной педагогики, представляющая собой учение о воспитании читателей путем рекомендации лучших книг, помощи в усвоении и использовании прочитанного
    Exact
    [1]
    Suffix
    . Образованные, самоотверженные и бескорыстные библиотекари, в особенности выпускницы Бестужевских и других женских курсов, пользовались признанием и авторитетом во всех слоях общества. О формировании профессионального самосознания свидетельствовало появление демократических объединений, озабоченных развитием библиотечной теории и практики в России (вспомним Первый Всероссийский съезд по библ
    (check this in PDF content)

  4. Start
    4737
    Prefix
    В советских библиотеках руководство чтением было подчинено принципу партийности и понималось как «идеологическая деятельность, теснейшим образом связанная с агитационно-пропагандистской работой партии и опирающаяся на теорию партийной агитации и пропаганды»
    Exact
    [8, с. 4]
    Suffix
    . Работа с читателями трактовалась как «педагогический процесс активного влияния на содержание и характер чтения» [Там же, с. 5], включала в себя изучение читателей, индивидуальные и массовые методы общения, воспитание культуры чтения и, в конечном счете, выливалась в пропаганду книги и чтения.
    (check this in PDF content)

  5. Start
    7542
    Prefix
    В атмосфере рыночной приватизации на смену библиотечной пропаганде пришел библиотечный сервилизм, место активного руководства чтением заняла информационная услуга, понимаемая как «предоставление информации определенного вида потребителю по его запросу»
    Exact
    [3]
    Suffix
    . «Рынок производителя» с господством книжного дефицита довольно быстро сменился «рынком потребителя», когда предлагается много литературы, а желающих получить в библиотеке информационные услуги, становится все меньше.
    (check this in PDF content)

  6. Start
    9100
    Prefix
    Напомним четкую и лаконичную дефиницию, предложенную классиком маркетологии Ф. Котлером: «Маркетинг — вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена»
    Exact
    [5]
    Suffix
    . Эта формулировка показывает, что маркетинг имеет место в тех случаях, когда осуществляется обмен, т. е. сделка. В условиях коммерческого рынка, на которые ориентирован классический маркетинг, процедура «обмена-сделки» ясна и понятна: товар обменивается на соответствующую сумму денег или на другой товар (случай бартера).
    (check this in PDF content)

  7. Start
    9858
    Prefix
    при библиотечном обслуживании никакой сделки между библиотечным работником и клиентом библиотеки не происходит: всякий налогоплательщик совершенно бесплатно получает информационную услугу, отдавая библиотеке в обмен «простое человеческое спасибо». Следовательно, библиотечный маркетинг — это маркетинг некоммерческий. А «некоммерческий маркетинг в корне отличается от маркетинга коммерческого»
    Exact
    [6]
    Suffix
    тем, что он ориентирован на социальный эффект, а не на прибыль от продаж. Общепринятым в наши дни стало определение: «Библиотечный маркетинг — это управленческая деятельность библиотеки, организованная на принципах классического маркетинга, направленная на достижение целей полного удовлетворения потребностей пользователей и обеспечения адаптации библиотеки к современным социальноэкономическим
    (check this in PDF content)

  8. Start
    10272
    Prefix
    Общепринятым в наши дни стало определение: «Библиотечный маркетинг — это управленческая деятельность библиотеки, организованная на принципах классического маркетинга, направленная на достижение целей полного удовлетворения потребностей пользователей и обеспечения адаптации библиотеки к современным социальноэкономическим условиям»
    Exact
    [10]
    Suffix
    . В это определение необходимо внести два уточнения. Во-первых, управленческую деятельность библиотеки нельзя организовывать на принципах классического маркетинга, потому что эти принципы ориентированы на максимизацию прибыли, что библиотекам не свойственно.
    (check this in PDF content)

  9. Start
    11589
    Prefix
    Поэтому библиотечный маркетинг следует ориентировать на выполнение требований профессиональной библиотечной этики, которые нацеливают библиотечных работников на гуманизацию отношений с обществом, пользователями и друг с другом (см. Кодекс этики российского библиотекаря, принятый Конференцией Российской библиотечной ассоциации в 2011 г.
    Exact
    [4]
    Suffix
    ). При условии устранения названных дефектов библиотечный маркетинг сможет стать средБВ 30 БВ Библиотека: теория и практика ством достойной адаптации российских библиотек к современным социально-экономическим условиям.
    (check this in PDF content)

  10. Start
    13605
    Prefix
    К этому же призывала советских библиотекарей Н.К. Крупская, требуя добиться того, чтобы «библиотечная книжка буквально лезла каждому гражданину, каждой гражданке, каждому ребенку и подростку в руки»
    Exact
    [7]
    Suffix
    . Пропагандистские и педагогические воздействия на читателей одобряет Кодекс этики российского библиотекаря, в котором прямо говорится, что в отношениях с пользователем библиотекарь «пропагандирует книгу и чтение как источник интеллектуального и духовного развития личности, способствует формированию и развитию культуры чтения», «не рекомендует недостоверные, заведомо ложные материалы, сознает
    (check this in PDF content)

  11. Start
    14071
    Prefix
    Кодекс этики российского библиотекаря, в котором прямо говорится, что в отношениях с пользователем библиотекарь «пропагандирует книгу и чтение как источник интеллектуального и духовного развития личности, способствует формированию и развитию культуры чтения», «не рекомендует недостоверные, заведомо ложные материалы, сознает опасность и вред, который они могут нанести личности и обществу»
    Exact
    [4]
    Suffix
    . Следовательно, отечественная библиотечная этика, «основываясь на чувстве социальной ответственности», допускает в библиотечной деятельности методы пропаганды и ограничения на доступ к «недостоверным, заведомо ложным материалам».
    (check this in PDF content)