The 21 reference contexts in paper I. Yukhnova S., Ирина Юхнова Сергеевна (2014) “Музыкальные фрагменты в структуре произведений М.Ю. Лермонтова // Musical Fragments in the Structure of the Works of M.Y. Lermontov” / spz:neicon:bibliotekovedenie:y:2014:i:4:p:71-76

  1. Start
    1020
    Prefix
    Рисование и музыка в жизни и творчестве Лермонтова переплетутся, окажутся связанными. М.А. Пожогин-Отрашкевич вспоминал о детских годах поэта: «Учился он <...> прилежно, имел особую способность и охоту к рисованию, но не любил сидеть за уроками музыки»
    Exact
    [6, с. 66]
    Suffix
    . Об этом же пишет и А.П. Шан-Гирей: «В домашней жизни своей Лермонтов был почти всегда весел, ровного характера, занимался часто музыкой, а больше рисованием» [12, с. 36]. Детские занятия превратились в привычку, образ жизни.
    (check this in PDF content)

  2. Start
    1190
    Prefix
    Пожогин-Отрашкевич вспоминал о детских годах поэта: «Учился он <...> прилежно, имел особую способность и охоту к рисованию, но не любил сидеть за уроками музыки» [6, с. 66]. Об этом же пишет и А.П. Шан-Гирей: «В домашней жизни своей Лермонтов был почти всегда весел, ровного характера, занимался часто музыкой, а больше рисованием»
    Exact
    [12, с. 36]
    Suffix
    . Детские занятия превратились в привычку, образ жизни. Вот более позднее свидетельство В.В. Боборыкина, который так описывает свою встречу с поэтом во Владикавказе: «Лермонтов, в военном сюртуке, и какой-то статский (оказалось, француз-путешественник) сидели за столом и рисовали, во все горло распевая: “A moi la vie, à moi la liberté”.
    (check this in PDF content)

  3. Start
    1688
    Prefix
    Боборыкина, который так описывает свою встречу с поэтом во Владикавказе: «Лермонтов, в военном сюртуке, и какой-то статский (оказалось, француз-путешественник) сидели за столом и рисовали, во все горло распевая: “A moi la vie, à moi la liberté”. <...> Я до сих пор хорошо помню мотив этого напева. И если это кого-нибудь интересует, то я мог бы найти кого-нибудь, кто бы его положил на ноты»
    Exact
    [2, с. 140]
    Suffix
    . Как видим, снова музыка и рисование заполняют досуг, но в данной ситуации они еще и способствуют установлению человеческого контакта, выполняют роль межкультурного диалога. Музыка прочно вошла в лермонтовский быт.
    (check this in PDF content)

  4. Start
    2187
    Prefix
    Он сочинял музыкальные экспромты, часто «шутил», балагурил с помощью музыки. М.Б. Лобанов-Ростовский рассказывал, что «Лермонтов сочинил песню о злоключениях и невзгодах Тирана, которую нельзя было слушать без смеха; ее распевали во все горло хором в уши этому бедняге»
    Exact
    [8, с. 246]
    Suffix
    . В одном из писем 1833 г. А.М. Верещагина предлагала М.Ю. Лермонтову «сочинить ее (вероятно, имеется в виду какой-то музыкальный номер. — И.Ю.) в духе ваших импровизаций “Кто смотрит так гордо” — речитативом и Арсеньев — в темпе аллегро» (подлинник по-фр.
    (check this in PDF content)

  5. Start
    2463
    Prefix
    Лермонтову «сочинить ее (вероятно, имеется в виду какой-то музыкальный номер. — И.Ю.) в духе ваших импровизаций “Кто смотрит так гордо” — речитативом и Арсеньев — в темпе аллегро» (подлинник по-фр. — И.Ю.)
    Exact
    [3]
    Suffix
    . «Кто смотрит так гордо» — известный в то время романс. При этом музыкальные «шалости» Лермонтова требовали серьезных умений и навыков, а также хорошего музыкального слуха. А.М. Меринский, вспоминая годы учения в школе гвардейских подпрапорщиков, рассказывал о том, как проходили часы, свободные от занятий: «...мы часто собирались вокруг рояля (который на зиму мы Ирина Сергеевна Юхнова, доце
    (check this in PDF content)

  6. Start
    3487
    Prefix
    Лермонтов немедленно присоединялся к поющим, прегромко запевал совсем иную песню и сбивал всех с такта; разумеется, при этом поднимался шум, хохот и нападки на Лермонтова. Певали иногда романсы и проч., которые для нашей забавы переделывал Лермонтов, применяя их к многим из наших юнкеров»
    Exact
    [10, с. 126]
    Suffix
    . Или такое воспоминание М.Н. Лонгинова, относящееся к периоду работы над драмой «Маскарад»: «После обеда Лермонтов позвал меня к себе вниз, угостил запрещенным тогда плодом — трубкой, сел за фортепьяно и пел презабавные русские и французские куплеты (он был живописец и немного музыкант)» [9, с. 151].
    (check this in PDF content)

  7. Start
    3790
    Prefix
    Лонгинова, относящееся к периоду работы над драмой «Маскарад»: «После обеда Лермонтов позвал меня к себе вниз, угостил запрещенным тогда плодом — трубкой, сел за фортепьяно и пел презабавные русские и французские куплеты (он был живописец и немного музыкант)»
    Exact
    [9, с. 151]
    Suffix
    . Однако сочетание музыки и рисования — не просто форма бытового поведения М.Ю. Лермонтова, это еще и стиль, способ художественного мышления. Синтез изобразительного (визуального) и музыкального стал основой лермонтовской картины мира.
    (check this in PDF content)

  8. Start
    4430
    Prefix
    Станкевичу, передавая свое впечатление о стихотворении «Три пальмы», он восклицает: «Какая образность! — так все и видишь перед собою, а, увидев раз, уже никогда не забудешь. Дивная картина — так и блестит всею яркостию восточных красок! Какая живописность, музыкальность, сила и крепость в каждом стихе отдельно взятом!»
    Exact
    [1, с. 241]
    Suffix
    . Что мы знаем о музыкальных пристрастиях Лермонтова? Достаточно много, хотя и восстанавливаются все факты большей частью по косвенным свидетельствам. Как видно из приведенных выше воспоминаний и писем, Лермонтов играл на фортепиано.
    (check this in PDF content)

  9. Start
    4838
    Prefix
    Как видно из приведенных выше воспоминаний и писем, Лермонтов играл на фортепиано. Но еще на скрипке и флейте. Пел романсы. И это была особая манера исполнения. Как засвидетельствовал А.Ф. Тиран, Лермонтов «не пел, а говорил их почти речитативом»
    Exact
    [11, с. 151]
    Suffix
    . Романс, в котором всегда шла речь об интимных человеческих чувствах, предполагал камерность, доверительность исполнения. И лермонтовская манера находила отклик, привлекала, нравилась. От него ждут новых музыкальных номеров (выше приведены слова из письма А.
    (check this in PDF content)

  10. Start
    5689
    Prefix
    А ваша музыка? Играете ли вы по-прежнему увертюру “Немой из Портичи”, поете ли вы дуэт из “Семирамиды”, столь памятный, поете ли вы его как раньше во всё горло и до потери дыхания?» (подлинник по-фр. — И.Ю.)
    Exact
    [4]
    Suffix
    . Другой жанр — дуэт из оперы — потребовал и иного исполнения. Из этого письма видно, что Лермонтов не просто воспринимает любимые оперы как зритель, он «пропускает» их через свой внутренний мир, изучает музыкальный текст, погружается в него.
    (check this in PDF content)

  11. Start
    6600
    Prefix
    Жить в Петербурге и не знать «Фенеллу» невозможно, а потому возникает такое обращение к возможному читателю: «Почтенные читатели, вы все видели сто раз Фенеллу, вы все с громом вызывали Новицкую и Голланда, — и поэтому я перескочу через остальные три акта и подыму свой занавес в ту самую минуту, как опустится занавес Александринского театра...»
    Exact
    [7, т. 4, с. 123]
    Suffix
    . Примечательно также и другое. В романе Печорин наделен лермонтовским отношением к увертюре оперы. Поэт постоянно играл ее на рояле, а его героя привлекает пустая ложа: «...это ему казалось странно — и он желал бы очень, наконец, увидеть людей, которые пропустили увертюру Фенеллы» [7, т. 4, с. 118].
    (check this in PDF content)

  12. Start
    6900
    Prefix
    В романе Печорин наделен лермонтовским отношением к увертюре оперы. Поэт постоянно играл ее на рояле, а его героя привлекает пустая ложа: «...это ему казалось странно — и он желал бы очень, наконец, увидеть людей, которые пропустили увертюру Фенеллы»
    Exact
    [7, т. 4, с. 118]
    Suffix
    . Показательно, что его объяснение с Красинским происходит в перерыве между действиями этой оперы. Еще один музыкальный контекст задается в этом романе деталями интерьера. В кабинете Печорина есть «три алебастровые карикатурки Паганини, Иванова и Россини» [7, т. 4, с. 115].
    (check this in PDF content)

  13. Start
    7174
    Prefix
    Показательно, что его объяснение с Красинским происходит в перерыве между действиями этой оперы. Еще один музыкальный контекст задается в этом романе деталями интерьера. В кабинете Печорина есть «три алебастровые карикатурки Паганини, Иванова и Россини»
    Exact
    [7, т. 4, с. 115]
    Suffix
    . И они поясняют личность главного героя, ее скрытые от толпы стороны, черты, качества. А. Ямадзи так объясняет смысл этой детали: «Во времена Николая I даже упоминание имени певца Н.К. Иванова было запрещено.
    (check this in PDF content)

  14. Start
    7694
    Prefix
    Алебастровые карикатуры в данном случае указывают на то, что герой — нонконформист. О том же может свидетельствовать и статуэтка виртуоза-скрипача Паганини, известного своими революционными воззрениями»
    Exact
    [13, с. 119—120]
    Suffix
    . Добавим, что все три «карикатурки», помещенные в кабинете Печорина, связаны с музыкой, и это — знаковые личности, каждая из которых сочетала талант и страсть; это исключительные личности, способные на сильные страсти и идущие против толпы.
    (check this in PDF content)

  15. Start
    9375
    Prefix
    Есть запись Лермонтова, датированная 1830 г.: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать»
    Exact
    [7, т. 4, с. 352]
    Suffix
    . Известно, что Мария Михайловна обладала чувствительной душой и глубоким внутренним миром. Она много читала, знала иностранные языки, пела и очень любила играть на фортепиано. Как пишет П.А. Висковатов, первый биограф Лермонтова, много беседовавший со старожилами Тархан, «Марья Михайловна была одарена душой музыкальной.
    (check this in PDF content)

  16. Start
    9960
    Prefix
    Посадив ребенка своего себе на колени, она заигрывалась на фортепиано, а он, прильнув к ней головкой, сидел неподвижно, звуки как бы потрясали его младенческую душу, и слезы катились по его личику. Мать передала ему необычайную нервность свою»
    Exact
    [5, с. 39]
    Suffix
    . Не случайно в творчестве Лермонтова высшие моменты бытия, когда происходит растворение, слияние души с миром природы, всегда сопровождаются звуком песни. Такой голос звучит в вечности, поэтому надмирные пределы у Лермонтова не безмолвны, но у них особая огласовка: «тихая песня» Ангела (стихотворение «Ангел»), «сладкий голос» (стихотворение «Выхожу один я на дорогу»)2.
    (check this in PDF content)

  17. Start
    11375
    Prefix
    звук, лишается «голоса»: колокол молчит (это сквозной образ в лирике Лермонтова), а град всегда «шумный»; «шум музыки и пляски» преследует героя в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен...». Вспомним еще одну запись Лермонтова 1830 г.: «Музыка моего сердца была совсем расстроена нынче. Ни одного звука не мог я извлечь из скрыпки, из фортепьяно, чтоб они не возмутили моего слуха»
    Exact
    [7, т. 4, с. 351]
    Suffix
    . Как видим, состояние души влияет на способность к музыкальному творчеству. Особой силой воздействия на человека в творчестве Лермонтова обладает женский голос. Один из новогодних мадригалов 1831 г. адресован певице П.
    (check this in PDF content)

  18. Start
    11821
    Prefix
    Бартеневой: Скажи мне: где переняла Ты обольстительные звуки И как соединить могла Отзывы радости и муки? Премудрой мыслию вникал Я в песни ада, в песни рая, Но что ж? — нигде я не слыхал Того, что слышал от тебя я!
    Exact
    [7, т. 1, с. 237—238]
    Suffix
    Даже если учесть жанровую специфику (мадригал — это всегда комплимент в превосходной степени), то в свете лермонтовского отношения к музыке и женскому пению данное стихотворение вовсе не этикетная похвала.
    (check this in PDF content)

  19. Start
    13932
    Prefix
    Здесь то же сочетание мотивов: пограничье двух стихий, особое внутреннее состояние героя, который оказывается на некоем жизненном перепутье, сладкий, манящий голос, женская красота. Песню, которую поет «ундина», Печорин приводит в своем журнале, поясняя, что «запомнил ее от слова до слова»
    Exact
    [7, т. 4, с. 230]
    Suffix
    . По сути, в ней воссозданы те ночные обстоятельства, свидетелем которых он стал. Но главное — выражена система ценностей «честных контрабандистов»: их вольнолюбие, выражающееся в родстве с морской стихией, в противостоянии обстоятельствам.
    (check this in PDF content)

  20. Start
    16317
    Prefix
    А в песне, которую поет казак, выражает себя народный дух: в ней также речь идет о злой судьбе и стремлении к воле. Как замечает автор, она «была дика и годилась для шума листьев и ветра пустыни»
    Exact
    [7, т. 4, с. 47]
    Suffix
    . В зрелом творчестве Лермонтова (в «Герое нашего времени», «Штоссе») прием песенной вставки усложняется: песня чаще дается в отражении, она как бы пропущена через чужое восприятие, потому «произносит» ее не исполнитель, а слушатель.
    (check this in PDF content)

  21. Start
    18456
    Prefix
    О прошлом говорят красноречиво И слезы на глаза влекут они; Как будто в них мы можем слезы возвратить, Которые должны мы были проглотить; Пусть слезы те в груди окаменели, Но их один разводит звук, Напомнив дни, когда мы пели Без горькой памяти, без ожиданья мук
    Exact
    [7, т. 3, с. 44]
    Suffix
    В драме «Маскарад» Лермонтов также включает сцену пения. Романс Нины воспринимается Арбениным как ее признание в измене, после этого действие приобретает необратимое течение — герой осуществляет свою месть.
    (check this in PDF content)