The 33 reference contexts in paper M. Serebryanaya Ya., G. Shvetsova-Vodka N., Мария Серебряная Яковлевна, Галина Швецова-Водка Николаевна (2014) “Типизация читателей художественной литературы на этапе предчтения // Fiction Readers Typing at the Stage of Pre-reading” / spz:neicon:bibliotekovedenie:y:2014:i:3:p:63-69

  1. Start
    1255
    Prefix
    Ловягина к типизации читателей художественной литературы Одной из первых типизаций, учитывающих характеристику читателей художественной литературы в первой фазе их читательской деятельности, можно считать классификацию Александра Михайловича Ловягина (1870—1925), который выделил два типа чтения: во-первых, «чтение без разбору» и, во-вторых, «чтение для самообразования»
    Exact
    [7]
    Suffix
    . Наиболее внимательному рассмотрению подверглось «чтение без разбору», или «мания чтения». Ученый считает такое чтение вызываемым потребностью общения (через книги) и не * Статью М.Я. Серебряной, Г.
    (check this in PDF content)

  2. Start
    1975
    Prefix
    Мария Яковлевна Серебряная, кандидат педагогических наук, доцент Галина Николаевна Швецова-Водка, профессор кафедры библиотековедения и библиографии Ровенского государственного гуманитарного университета, доктор исторических наук БВ Человек читающий БВ 64 БВ Человек читающий направляемым никакой разумной силой
    Exact
    [7, с. 147]
    Suffix
    . Среди читателей, «страдающих» такой манией, Ловягин выделяет три группы: во-первых, наименее прихотливые, которым предназначается лубочная литература, во-вторых, «городская молодежь, изнывающая в тисках города, среди однообразной работы и обстановки, и ищущая в фантастическом рассказе того разнообразия, которого ей недостает в жизни», и в-третьих, потребители эротической и порнографической
    (check this in PDF content)

  3. Start
    2700
    Prefix
    недостает в жизни», и в-третьих, потребители эротической и порнографической литературы, которую преподносят в виде дешевых книжек «бедному школьнику из-под полы» и «обеспеченному буржуа» в подарочных ярких и богатых изданиях. Ученый считает, что эти категории читателей характерны для буржуазного общества, и в нашей стране их не будет, как только будут уничтожены пережитки буржуазного строя
    Exact
    [7, с. 147—149]
    Suffix
    . В подходе А.М. Ловягина проявилась предохранительная, профилактическая функция руководства предчтением. «Мании чтения» противопоставляется «чтение для самообразования» — «переход к чтению систематическому, идущему рядом наперед намеченных этапов к определенной цели» [7, с. 149].
    (check this in PDF content)

  4. Start
    2986
    Prefix
    Ловягина проявилась предохранительная, профилактическая функция руководства предчтением. «Мании чтения» противопоставляется «чтение для самообразования» — «переход к чтению систематическому, идущему рядом наперед намеченных этапов к определенной цели»
    Exact
    [7, с. 149]
    Suffix
    . Концепция Е.И. Рыскина Попытку классификации всех потенциальных читателей художественной литературы в 1930-е гг. предпринял Евсей Исаакович Рыскин (1903—1965), который ставил перед собой практическую задачу: определить круг чтения художественной литературы для массового читателя.
    (check this in PDF content)

  5. Start
    3490
    Prefix
    Как отмечает Ю.М. Лауфер, Рыскин «предлагал учитывать два типа чтения: 1) чтение, которое не ставит перед собой задачи изучения истории литературы и критики и 2) чтение, ставящее перед собой подобные задачи»
    Exact
    [6, с. 100]
    Suffix
    . При этом Рыскин видел возможность вычленения четырех стадий чтения художественной литературы и, соответственно, четырех типов читателей: начинающему читателю он рекомендует «свободное чтение, без всякой системы»; находящемуся на следующей ступени — «тематическое чтение»; для читателя на этапе «изучения литературы» характерно чтение произведений одного автора, и наконец, четвертая стадия — «
    (check this in PDF content)

  6. Start
    3927
    Prefix
    вычленения четырех стадий чтения художественной литературы и, соответственно, четырех типов читателей: начинающему читателю он рекомендует «свободное чтение, без всякой системы»; находящемуся на следующей ступени — «тематическое чтение»; для читателя на этапе «изучения литературы» характерно чтение произведений одного автора, и наконец, четвертая стадия — «историко-литературное чтение»
    Exact
    [6, с. 101]
    Suffix
    . Эта работа Е.И. Рыскина представляет интерес именно для этапа предчтения, потому что за основу классификации автор избрал особенности выбора литературы предчитателями. В 1963 г. Е.И. Рыскин публикует статью «Вопросы чтения художественной литературы и рекомендательная библиография», переизданную в 1965 г. [8], в которой очерчены границы системы чтения художественной литературы.
    (check this in PDF content)

  7. Start
    4249
    Prefix
    Рыскина представляет интерес именно для этапа предчтения, потому что за основу классификации автор избрал особенности выбора литературы предчитателями. В 1963 г. Е.И. Рыскин публикует статью «Вопросы чтения художественной литературы и рекомендательная библиография», переизданную в 1965 г.
    Exact
    [8]
    Suffix
    , в которой очерчены границы системы чтения художественной литературы. На этапе «отбора литературы для чтения» автор как бы имеет дело с уже сформированными или естественно существующими типами (группами) читателей.
    (check this in PDF content)

  8. Start
    4755
    Prefix
    Рыскин пишет: «Широкое изучение состава чтения различных читательских групп поможет нам представить себе их чтение, узнать их интересы, вкусы и склонности, узнать и учесть те или иные недостатки чтения, свойственные данной группе читателей»
    Exact
    [8, с. 100]
    Suffix
    . В этой статье автор возложил отбор литературы для чтения на плечи библиографов — составителей библиографических пособий и библиотекарей-практиков, обслуживающих читателей. Он напоминает, что цель и сущность рекомендательного библиографического указателя состоит прежде всего в том, чтобы «по нему велось чтение» [8, с. 99].
    (check this in PDF content)

  9. Start
    5081
    Prefix
    В этой статье автор возложил отбор литературы для чтения на плечи библиографов — составителей библиографических пособий и библиотекарей-практиков, обслуживающих читателей. Он напоминает, что цель и сущность рекомендательного библиографического указателя состоит прежде всего в том, чтобы «по нему велось чтение»
    Exact
    [8, с. 99]
    Suffix
    . Ученый считает, что для читателя выбор литературных произведений должен быть определен самим содержанием библиографического указателя. То, как представлял себе Е.И. Рыскин группы предчитателей, можно понять из его идеи «концентрического чтения»: «Метод концентрического чтения: читателю рекомендуются произведения советской, дореволюционной и зарубежной литературы для первоочередного чтения (п
    (check this in PDF content)

  10. Start
    5650
    Prefix
    Рыскин группы предчитателей, можно понять из его идеи «концентрического чтения»: «Метод концентрического чтения: читателю рекомендуются произведения советской, дореволюционной и зарубежной литературы для первоочередного чтения (первый круг чтения), затем то же для чтения второй очереди (второй круг чтения) и т. д.»
    Exact
    [8, с. 102—103]
    Suffix
    . Заключительное «и т. д.» означает, что возможны и третий, и четвертый, и последующие очереди (круги) чтения. Можно предположить, что под «кругом чтения» Е.И. Рыскин имел в виду также и уровень читательской подготовленности, начитанности, то есть в конечном счете — определенную группу читателей или определенную стадию развития читателей, о которых он писал ранее.
    (check this in PDF content)

  11. Start
    6507
    Prefix
    Трубников высоко оценил его вклад в классификацию читателей художественной литературы: «Мы видим, что у Е.И. Рыскина отчетливо намечается системная трактовка понятия “читательская культура” как критерия классификации читателей»
    Exact
    [12, с. 31]
    Suffix
    . Типизации читателей художественной литературы в 1960—1970-е годы В публикациях середины 1970-х — начала 1980-х гг. (И. Лукшин — 1975, М. Вайну — 1976, Л.И. Беляева — 1971—1977, Т. Михкельс — 1979, В.
    (check this in PDF content)

  12. Start
    7078
    Prefix
    Трубников — 1978— 1980 и др.) в большинстве случаев рассматривалась типизация читателей на этапе непосредственного восприятия произведений искусства, не ограничивая пространство искусства каким-то отдельным видом и не исключая ни одного из них. Эти типизации рассмотрела и охарактеризовала в своем аналитическом обзоре А.И. Китаева
    Exact
    [4, с. 63]
    Suffix
    . Наибольший интерес из этих публикаций представляют для нас работы Л.И. Беляевой и С.А. Трубникова. Типизация Л.И. Беляевой Лидия Ивановна Беляева предлагает использовать для типизации читателей художественной литературы синтетический критерий, дающий возможность сформировать типы читателей, относящиеся ко всем трем фазам чтения: предчтению, непосредственному восприятию и послечтению [1,
    (check this in PDF content)

  13. Start
    7477
    Prefix
    Беляевой Лидия Ивановна Беляева предлагает использовать для типизации читателей художественной литературы синтетический критерий, дающий возможность сформировать типы читателей, относящиеся ко всем трем фазам чтения: предчтению, непосредственному восприятию и послечтению
    Exact
    [1, с. 148—149]
    Suffix
    . Если отбросить те показатели, которые выходят за рамки предчтения, то остаются мотивы чтения, установки, интересы и стимуляторы. По мнению Л.И. Беляевой, «в предфазе проявляется избирательная активность личности, формируются с большей или меньшей определенностью цели чтения, которые влияют на характер спроса, направление поиска и на сам выбор произведений печати для чтения.
    (check this in PDF content)

  14. Start
    8155
    Prefix
    Наиболее полно выражается направленность личности — мировоззрение, читательские потребности, мотивы, установки, интересы, ценностные ориентации, т. е. все те внутренние побуждения, осознанные и неосознанные, которые в конечном итоге реализуются в выборе определенной книги»
    Exact
    [1, с. 149]
    Suffix
    . Среди структурных элементов направленности наибольшее влияние на этапе предчтения оказывает потребность в чтении, конкретное содержание которой раскрывается при изучении читательских мотивов. «.
    (check this in PDF content)

  15. Start
    8537
    Prefix
    Среди структурных элементов направленности наибольшее влияние на этапе предчтения оказывает потребность в чтении, конкретное содержание которой раскрывается при изучении читательских мотивов. «...Мотивами чтения будут внутренние побуждения читателя, которые выступают в форме вероятностного представления о тех или иных качествах книги, отвечающих его потребностям»
    Exact
    [1, с. 151]
    Suffix
    . Л.И. Беляева замечает: «При исследовании мотивов чтения нередко выделяют ряд их разновидностей (обычно 3—5), в том числе мотивы эстетические, познавательные, эмоциональные, развлекательные, осмысления жизненного опыта, и подразделяют читателей на соответствующее число групп, соотнося каждую из групп с одним определенным мотивом».
    (check this in PDF content)

  16. Start
    9382
    Prefix
    Исследования показали, что структуру мотивов чтения можно рассматривать как типообразующий признак. У разных читателей структуры мотивов различаются по следующим показателям: а) число и состав входящих в структуру мотивов, б) содержание и степень сложности доминирующих мотивов»
    Exact
    [1, с. 152]
    Suffix
    . Под мотивами чтения исследователь понимает «всю совокупность внутренних побуждающих факторов — потребностей, желаний, наклонностей, запросов человека, которые в своей взаимосвязи означают его интересы в области художественной литературы» [Там же].
    (check this in PDF content)

  17. Start
    9945
    Prefix
    Беляева предупреждает: «В ряде психологических работ проявляется тенденция рассматривать интерес как один из мотивов деятельности. Однако интерес не раскрывает, в отличие от мотива, смысл деятельности, не позволяет обнаружить, для чего человек читает, а указывает лишь, что он хочет читать»
    Exact
    [1, с. 153]
    Suffix
    . Значительную роль при выборе литературы для чтения, по мнению Л.И. Беляевой, играют также стимуляторы: «...стимуляторы (стимулы) подсказывают читателю направление поиска и выбора, являются индикаторами, сигналами о возможности найти желаемое в данной конкретной книге» [1, с. 154].
    (check this in PDF content)

  18. Start
    10229
    Prefix
    Беляевой, играют также стимуляторы: «...стимуляторы (стимулы) подсказывают читателю направление поиска и выбора, являются индикаторами, сигналами о возможности найти желаемое в данной конкретной книге»
    Exact
    [1, с. 154]
    Suffix
    . Она называет такие, как: мнение людей, вкусу которых доверяют; советы друзей; рецензии; аннотации и советы библиотекаря; автор; заглавие (тема); внешний вид книги, объем; непосредственный контакт с книгой; иллюстрации и др.
    (check this in PDF content)

  19. Start
    10951
    Prefix
    типы читателей можно охарактеризовать понятием «ориБВ 66 БВ Человек читающий ентированность». 1-й ориентирован на «оптимальное эстетическое восприятие»; 2-й — на восприятие «слоя фактов», 3-й — на «рассудочное познавательное восприятие», 4-й — на «эмоциональное восприятие, основанное на субъективных ассоциациях», 5-й — на «поверхностное восприятие всех компонентов произведения»
    Exact
    [1, с. 156—159]
    Suffix
    . Для каждого типа читателей Л.И. Беляева выделяет определенные вариации всех элементов, влияющих на фазу предчтения. Однако она называет в целом каждый тип «восприятием», что представляется неверным, поскольку восприятие — это только один из трех этапов читательской деятельности.
    (check this in PDF content)

  20. Start
    11939
    Prefix
    Трубников объясняет так: «...органическое объединение наиболее существенных признаков, характеризующих эстетическую культуру личности, реализующуюся в понятии эстетического вкуса, которое по отношению к художественной литературе выступает как вкус литературно-художественный»
    Exact
    [12, с. 25]
    Suffix
    . Это понятие существовало еще в эпоху эллинизма. Многие философы рассуждали о вкусе. Но большинство из них в основном лишь констатировали наличие этого явления в жизни общества и его значение. Л.
    (check this in PDF content)

  21. Start
    12350
    Prefix
    Толстой писал, что «все попытки определения того, что есть вкус... не могут привести ни к чему, и объяснения того, почему одно нравится одному и не нравится другому и наоборот, нет и не может быть»
    Exact
    [9]
    Suffix
    . Видный литературовед В.М. Жирмунский в предисловии к русскому изданию книги немецкого ученого Л. Шюккинга «Социология литературного вкуса» писал, что художественный вкус — это своеобразное чувство меры, определяющееся образованием, общением с миром искусства, в нем проявляется культура, образованность, интеллект, социальное положение личности, интуиция; художественный вкус — это предмет спор
    (check this in PDF content)

  22. Start
    12788
    Prefix
    Шюккинга «Социология литературного вкуса» писал, что художественный вкус — это своеобразное чувство меры, определяющееся образованием, общением с миром искусства, в нем проявляется культура, образованность, интеллект, социальное положение личности, интуиция; художественный вкус — это предмет спора, а его отсутствие — это всеядность
    Exact
    [3]
    Suffix
    . Литературовед В.Л. Топоров рассуждает так: «Литературный вкус — явление загадочное. Причем, не только явление, но и понятие. Считается, что литературный вкус может у человека присутствовать или отсутствовать, быть хорошим или плохим, развитым или неразвитым, наконец, врожденным или благоприобретенным (воспитанным), — но вот, пожалуй, и все.
    (check this in PDF content)

  23. Start
    13301
    Prefix
    Считается, что литературный вкус может у человека присутствовать или отсутствовать, быть хорошим или плохим, развитым или неразвитым, наконец, врожденным или благоприобретенным (воспитанным), — но вот, пожалуй, и все. Меж тем, ни одна из вышеперечисленных бинарных оппозиций не является хоть сколько-нибудь научной и хоть в малейшей мере адекватной — все это чистая лирика...»
    Exact
    [10]
    Suffix
    . При таком понимании литературного вкуса он может быть положен в основу классификации читателей только дихотомическим способом, т. е. при разделении на две противостоящие друг другу группы, например, с развитым или неразвитым вкусом.
    (check this in PDF content)

  24. Start
    14447
    Prefix
    Трубников критерием своей классификации сделал другое явление, состоящее из суммы трех компонентов, объясняя это тем, что «литературно-художественный вкус... проявляется в трех взаимосвязанных сферах: в выборе литературнохудожественных произведений, в их эстетическом восприятии и оценке»
    Exact
    [12, с. 25]
    Suffix
    . Это объяснение не раскрывает содержание понятия литературнохудожественного вкуса и не соответствует данному выше его определению; оно адекватно структуре читательской деятельности, состоящей из трех этапов: предчтения, восприятия текста произведения и послечтения.
    (check this in PDF content)

  25. Start
    15479
    Prefix
    В качестве такого признака... взята та сторона художественного вкуса, которая связана со сферой выбора литературно-художественных произведений, а также литературоведческих и литературно-критических работ»
    Exact
    [12, с. 25—26]
    Suffix
    . Заметим, что выбор — это не признак, это действие, процесс, а по какому основанию классифицировались типы читателей в процессе выбора, автор не говорит; по результатам классификации можно понять, что это были читательские интересы.
    (check this in PDF content)

  26. Start
    16094
    Prefix
    Трубникова достаточно аморфная, каждый тип не так уж сильно отличается от остальных. Описания двух типов содержат характеристику «хаотичность выбора» (1-й и 4-й), двух — «односторонность выбора» (2-й тип и 3-й), четырех — «разносторонность выбора» (1-й, 4-й, 5-й, 6-й типы)
    Exact
    [12, с. 30—35]
    Suffix
    . Каждый раз соответствующая характеристика подается с некоторыми уточнениями, поправками, объясняющими отличия типов друг от друга, но ясности класификации в целом это не прибавляет. В этой типизации, по существу, четко выделяются первая группа (читатели с неопределившимся вкусом) и шестая (читатели с гармонично развитым литературно-художественным вкусом), остальные четыре группы — это читат
    (check this in PDF content)

  27. Start
    17065
    Prefix
    Трубников рассматривает в качестве критерия общей (единой, универсальной, не зависящей от отрасли знания) типизации читателей культуру чтения, то есть возвращается к позиции Е.И. Рыскина, развивая и углубляя его взгляды
    Exact
    [11]
    Suffix
    . В культуре чтения он видит эквивалент и потому возможность замены прежде избранного им критерия литературно-художественного вкуса. В качестве доказательства С.А. Трубников раскрывает состав понятия «культура чтения», по его мнению, совпадающий с составом понятия «литературно-художественный вкус»: «В определении культуры чтения можно выделить три тесно связанные стороны (части или фазы): пре
    (check this in PDF content)

  28. Start
    17592
    Prefix
    Трубников раскрывает состав понятия «культура чтения», по его мнению, совпадающий с составом понятия «литературно-художественный вкус»: «В определении культуры чтения можно выделить три тесно связанные стороны (части или фазы): предкоммуникативную (сфера выбора), коммуникативную (сфера восприятия) и посткоммуникативную (сфера оценки и последействия)»
    Exact
    [11, с. 32]
    Suffix
    . В данном высказывании уже достаточно четко названы фазы (этапы) читательской деятельности, только отнесены они почему-то к культуре чтения. Предлагаемая структура единой классификации читателей примерно совпадает — с небольшими поправками — с представленной ранее типизацией читателей художественной литературы.
    (check this in PDF content)

  29. Start
    18217
    Prefix
    Трубниковым: по ее мнению, несмотря на существенные изменения политической, социально-экономической и социокультурной ситуации в России, концепция типологии читателей С.А. Трубникова вполне применима и для современного читателя
    Exact
    [2]
    Suffix
    . Тем не менее, представляется, что в типизации С.А. Трубникова есть серьезный недостаток: она противоречива. Выстраивая понятие «литературно-художественного вкуса», автор рассматривает художественную литературу только с точки зрения формы литературного произведения, забывая о его сюжете, тематике.
    (check this in PDF content)

  30. Start
    19282
    Prefix
    Крупника Особый интерес представляет работа искусствоведа-психолога Ефима Пинхусовича Крупника, в которой типизация читателей художественной литературы, выделенных из общего ряда потребителей искусства, рассмотрена отдельно в фазе предчтения («предкоммуникативной»)
    Exact
    [5]
    Suffix
    . В основу этой типизации положена художественБВ 68 БВ Человек читающий но-психологическая установка, которую Е.П. Крупник рассматривает как конкретно-психологическую модификацию художественного идеала.
    (check this in PDF content)

  31. Start
    19756
    Prefix
    Крупник рассматривает как конкретно-психологическую модификацию художественного идеала. «Наиболее существенной особенностью художественного идеала является его организующая, активная, творческая функция, позволяющая его носителям духовно осваивать и “перерабатывать”, изменять мир»
    Exact
    [5, с. 70]
    Suffix
    . На основе различий художественно-психологической установки Е.П. Крупник определил четыре типа предчитателей художественной литературы: первый характеризуется отсутствием какой бы то ни было потребности в чтении (в лабораторном исследовании, проведенном Е.
    (check this in PDF content)

  32. Start
    20647
    Prefix
    , его представителей интересуют профессиональные знания об искусстве, технология творческого процесса, для них при этом характерно отсутствие или низкий уровень переживания (2—3%); и наконец четвертый — художественный (8%), которому свойственна ориентация на художественные ценности произведения искусства, включая художественно-философский смысл произведения, авторскую позицию, язык и пр.
    Exact
    [5, с. 77—78]
    Suffix
    . Высказанное С.А. Трубниковым негативное мнение о работе Е.П. Крупника можно считать, скорее, комплиментом: «Е.П. Крупник опирается более на индуктивный метод, то есть на конкретное изучение читателей» [12, с. 24].
    (check this in PDF content)

  33. Start
    20869
    Prefix
    Высказанное С.А. Трубниковым негативное мнение о работе Е.П. Крупника можно считать, скорее, комплиментом: «Е.П. Крупник опирается более на индуктивный метод, то есть на конкретное изучение читателей»
    Exact
    [12, с. 24]
    Suffix
    . Построенная Е.П. Крупником типизация не получает у С.А. Трубникова одобрения, так как «...построение типологии реципиентов на основе типов социально-эстетического отношения к искусству, формируемых его функциональным назначением, которое, в свою очередь, зависит от типов социальных коммуникаций, сопряжено с огромными трудностями и может привести к неоправданным упрощениям» [Там же].
    (check this in PDF content)